ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Р.И. Погорова,
Ингушский государственный университет (Магас, Республика Ингушетия)
УДК 378. 316.6
Социально-психологическая зрелость в становлении будущего психолога
Ингушский государственный университет
О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ ПСИХОЛОГА
Современное обшество нуждается в специалистах-психологах, способных решать проблемы, определяющие формирование социально-психологической и личностной зрелости граждан. Очевидно, что для этого и сами психологи должны быть зрелыми, состоявшимися людьми.
Социально-психологическая зрелость связана со зрелостью социальной, которая предполагает неравнодушие к судьбе страны и граждан, формирование активной гражданской позиции, а также предоставляет основу для обретения психологом способ-
ности повлиять на общественно значимые и полезные преобразования в жизни нашего государства. Одно из условий профессионализма психолога - это соответствие ценностям и ориентирам, разработанным профессиональным сообществом. В профессиональных компетенциях, закрепленных в государственном образовательном стандарте по направлению «Психология», должны быть отражены предпосылки достижения социально-психологической зрелости и личностного роста человека.
Однако анализ перечня профессиональных компетенций по-
казал, что из 23 профессиональных компетенций, призванных охватить все поле профессиональной деятельности психологов, лишь четыре отражают работу с клиентом. Перечислим их:
- реализация стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека, а также профессиональных рисков в различных видах его деятельности (профессиональная компетенция -1);
- психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сфер личности, ее самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (профессиональная компетенция - 6);
- прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер личности, ее самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических нарушениях (профессиональная компетенция - 7);
- реализация интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (профессиональная компетенция - 23).
© Погорова Р. И., 2017 68
РАИШАТ ИСМАИЛОВНА ПОГОРОВА
старший преподаватель кафедры психологии Ингушского государственного университета (Магас, Республика Ингушетия). Сфера научных интересов: основы консультативной психологии и психотерапии, детско-родительские взаимоотношения, психологическая диагностика и коррекция детей, подростков, становление социально-психологической зрелости студентов-психологов и др. Автор более 16 публикаций
Рассматриваются актуальные аспекты подготовки студентов-психологов к индивидуально-личностным процессам, обеспечивающим их профессиональное становление. На основе анализа работ описываются социально-психологическая зрелость личности и ее сущностные признаки. Приводятся результаты теоретической реконструкции личностного и социально-психологического созревания студентов-психологов в ходе их профессиональной подготовки.
Ключевые слова: социально-психологическая зрелость, компетенции, профессиональное становление, культурно-национальные особенности, вузы.
The article discusses the negative aspects of training of students-psychologists to individual processes, ensuring their professional development. Based on the analysis of the work describes the socio-psychological maturity of personality and its essential characteristics. The results of a theoretical reconstruction of personal and social-psychological maturation of students-psychologists during their training.
Key words: socio-psychological maturity, competence, professional development, cultural and national characteristics, the universities.
При этом личностные свойства упоминаются в ряду других психических феноменов. Самостоятельного акцента на этом аспекте работы психолога составители стандарта не делают, а компетенций, ориентированных на работу психолога с собственной личностью и его личностное саморазвитие, в перечне нет. Из всех компетенций ближе к заявленной проблематике только профессиональная компетенция - 19 (самообразование на протяжении всей профессиональной жизни). Но и она не предусматривает необходимости личностной зрелости и личностного роста для профессионализации психолога.
Конечно, можно сказать, что личностный рост - это зона ответственности самого студента как будущего профессионала. С помощью внешних средств по меньшей мере трудно заложить характеристики личности студента. Задача организаторов и профессорско-преподавательского состава системы высшего уровня образования заключается в первую очередь в том, чтобы сформировать качества психолога, необходимые для профессиональной деятельности.Чтобы отразить значимость приобретения характеристик личностно зрелого че-
ловека для обучения и осуществления им профессиональной деятельности психолога, следует понять, каким образом личностные процессы и субъектность студента обеспечивают его социально-психологическое созревание за время обучения в вузе и за счет каких внутренних ресурсов личности оно может осуществиться, а затем помочь будущему профессионалу развить личностную зрелость.
Цель настоящей статьи - показать роль социально-психологической зрелости в становлении профессионального психолога.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ
В диссертационном исследовании мы предложили следующее определение социально-психологической зрелости личности. Социально-психологическая зрелость личности - это качество социального субъекта (человека или группы), выражающееся в необходимости и готовности к самореализации путем преобразования социальной действительности в отношениях и взаимодействиях с людьми, группами и социальной средой, сообразуясь с культурно-
историческими условиями. В этом определении отражены следующие логические аспекты:
• родовая отнесенность понятия - качество социального субъекта (человека или группы);
• центральная личностная функция - необходимость и готовность к самореализации;
• центральная социальная функция - преобразование социальной действительности;
• непосредственные условия воплощения (динамика) - в отношениях и взаимодействии с людьми, группами и социальной средой;
• контекстные условия воплощения (содержание) - сообразно культурно-историческим условиям.
В этом определении заложено наличие двойной функции личностной зрелости: со стороны личности и со стороны общества и два социальных контекста - узкий (межсубъектный) и широкий (культурно-исторический). Это определение удобно для исследования процесса профессионального становления, поскольку в нем уже слиты, с одной стороны, личностные характеристики будущего профессионала, а с другой -их проекция в сферу социальных отношений (межличностных, профессиональных и др.).
Когда мы говорим о становлении человека (личностном и профессиональном), то с необходимостью подчеркиваем активную (во многом субъектную) природу этого процесса. Это не столько формирование - придание формы будущему профессионалу (форматирование по образцу), сколько усилия педагогов, которые чрезвычайно важны и могут остаться безрезультатными из-за отсутствия встречной активности студентов по вхождению в квалификационную форму (задаваемую как образец). Процесс становления личности запускается лишь тогда, когда студент сам для себя определится, что именно из пред-
ложенного он готов взять в качестве образца. В становлении человек рассматривается именно как субъект воздействия на себя, когда собственная его активность определяет успешность его деятельности [1, с. 13]. Важно подчеркнуть, что становление личности или каких-либо ее структур происходит совместно с освоением умений и навыков, приобретением опыта, осуществлением деятельности [7, 11, 8].
Соответственно, под становлением личности понимается «спонтанный процесс возникновения (порождения) и укрепления личности по аналогии с процессом становления на ноги, началом ходьбы и др. О становлении личности предпочтительно будем говорить тогда, когда необходимо подчеркнуть самостоятельность, инициативность, непредписанность кем-то извне. Но в еще большей степени тогда, когда необходимо подчеркнуть на-чальность, момент возникновения нового качества, в которые человек вложил известную долю своих усилий» [4, с. 178-179].
Применительно к студентам-психологам о становлении личности можно говорить в том случае, если какая-либо характеристика впервые возникает именно в процессе обучения и базой для ее возникновения становятся личностные ресурсы самого студента, его инициатива. Например, становление профессиональной компетентности студента к концу обучения может быть рассмотрено как результат взаимодействия освоенных профессионально значимых умений, имеющихся у студента установок и других личностных особенностей. Возникновение профессионально важных качеств, например, способности к эмпатии, на базе жизненного опыта и переработки знаний, умений, навыков из этой области, полученных в процессе обучения,также можно рассматривать как элемент личностного и профессионального становления.
Место социально-психологической зрелости в становлении будущего психолога мы оцениваем следующим образом.
Отличительная особенность становления социально-психологической зрелости студентов-психологов в сравнении со студентами других направлений профессиональной подготовки состоит в ориентации на характер социального запроса к своей профессии. Поэтому у психологов, живущих и обучающихся в субъектах Федерации с разными культурно-национальными традициями, показатели социально-психологической зрелости и уровень их выраженности различны. Это различие сказывается и на студентах других специальностей, но в меньшей степени.
Становление социально-психологической зрелости студентов-психологов исходит из предпосылок юношеского возраста и особенностей обучения профессии психолога, опирается на мо-тивационное обеспечение («призыв» к зрелости со стороны преподавателей), выполняющее функцию социального заказа. Ключевым фактором становления социально-психологической зрелости студентов-психологов выступает встречная (к обществу) активность, направленная на преобразование собственной личности: повышение способности решать жизненные задачи за счет соответствующим образом организованной мотивационной динамики и опоры на свои внутренние ресурсы, проявляемой в отношениях и взаимодействиях с другими людьми, социальными группами и окружающей социальной средой.
Социально-психологическая зрелость выступает фактором, обуславливающим личностное и профессиональное становление студентов-психологов:
• посредством адекватности понимания смысла своих отношений с конкретными людьми и
субъектами социального взаимодействия;
• с помощью достижения оптимального уровня социально-психологической компетентности в повседневных межличностных отношениях (встроенных в социальные процессы) с конкретными людьми;
• посредством продуктивного личного вклада в свою деятельность, отношения с конкретными людьми, делая это сообразно актуальным (текущим) социально-психологическим условиям.
Социально-психологическая зрелость личности складывается в той мере, в которой студент приобретает социальную зрелость, а посредством нее культурно-национальные нормы и традиции усваиваются (интериоризируются) в форме социально-психологической зрелости, а затем и зрелости личности. И уже в этом качестве преобразуются в профессиональные компетенции, например, такие как ориентация на особенности социального запроса, транслируемого культурным контекстом к деятельности психолога, настройка на ожидания конкретных людей, учет таковых в общении и деятельности, культивирование в себе профессионально важных ресурсов и состояний.
Соотношение между социально-психологической зрелостью и становлением (личностным и профессиональным) будущего психолога можно показать, опираясь на результаты эмпирического исследования.
МЕТОДИКА
Экспериментальную выборку составили 483 студента вузов из двух субъектов Федерации (Северный Кавказ и Западная Сибирь), в их числе 212 студентов-психологов, 133 студента естественных и 138 студентов гуманитарных специальностей (направлений подготовки). Методик, прямо замеряющих параметры социально-психологиче-
Таблица
Интерпретация шкал психодиагностических методик в свете определения социально-психологической зрелости личности
Личностная функция Социальная функция Непосредственные условия Контекстные условия
САМОАЛ Автономность, спонтанность, самопонимание, аутосим-патия Потребность в познании, креативность Взгляд на природу человека Ориентация во времени, взгляд на природу человека, ценности
Жизнестойкость Общий балл Вовлеченность Контроль Принятие риска
РОКО Опора на внутренние критерии (автономия) Опора на внешние критерии (контроль)
Методика диагностики Роджерса - Даймонд Интерналь-ность, самопринятие Адаптация и принятие других Стремление к доминированию Эмоциональная комфортность
«Я-метафоры» Интегрирован-ность «Я» - для себя «Я» - для других
Примечание. 1. САМОАЛ - модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной. 2. Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой. 3. Российская версия опросника каузальных ценностей Э. Десси и Р. Райана в адаптации Д.А. Леонтьева, О.Е. Дерга-чевой, Л.Я. Дорфмана (РОКО). 4. Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд в адаптации А.К. Осницкого (2004 г). 5. Проективная методика «Я-метафоры» (А.П Жиляев, М.В. Богданова), направленная на изучение степени интегрированности/дезинтегрированности между «Я» - для себя и «Я» - для других». Исходные данные - опосредованно полученные списки самооценочных характеристик. Результаты получаются путем частотного анализа и экспертных сортировок.
ской зрелости, в доступной литературе обнаружено не было, поэтому мы воспользовались теми, которые позволяют исследовать личностную зрелость, сделав акцент на шкалах, релевантных социально-психологической зрелости личности. Инструментом интерпретации выступили логические аспекты, заложенные в определение (см. табл.).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Было отвергнуто популярное среди психологов мнение о том, что в психологи идут уже «отобранные» люди: либо невроти-зированные, либо уже личност-но зрелые. Результаты нашего исследования показывают, что первокурсники различных направлений и специальностей не различаются между собой в терми-
нах, использованных для этих методик (перечень шкал см. в табл.). Следовательно, различия, которыми характеризуются психологи в сравнении с представителями других профессий, действительно приобретаются за время профессиональной подготовки, что согласуется с результатами других исследователей [2, 3, 6, 12].
Студенты-гуманитарии дают рост показателей социально-психологической зрелости по ряду следующих шкал: «гибкость в общении» (САМОАЛ), «вовлеченность», «контроль», «общий балл» (жизнестойкость), «личностная интегрированность» («Я-метафоры»), а также по показателям образа «Я» (метафорическая самооценка): «любовь», «доброта», «целеустремленность», «забота», «открытость».
Студенты-естественники дают снижение показателей социально-психологической зрелости по ряду следующих шкал: «ценности», «взгляд на природу человека» (САМОАЛ), «личностная инте-грированность» («Я-метафоры»), хотя показатели по образу «Я» почти не коснулись перечня из списка качеств, релевантных социально-психологической зрелости личности.
Студенты-психологи же обнаруживают разнонаправленные тенденции.
Для студентов из Западной Сибири характерно повышение показателей социально-психологической зрелости, в частности по шкалам «спонтанность», «самопонимание», «контактность» (САМОАЛ) и «вовлеченность» (жизнестойкость). Показатели студентов 3-го курса превышают показатели студентов 2-го курса по шкалам «креативность», «аутосимпатия» (САМОАЛ), «вовлеченность» (жизнестойкость) и студентов 1-го курса по шкалам «спонтанность», «ау-тосимпатия», «гибкость в общении» и «общий балл» (САМОАЛ). Показатели студентов 4-го курса превышают показатели студентов 1-го курса по шкалам «спонтанность», «самопонимание», «контактность», «общий балл» (САМОАЛ) и студентов 2-го курса по шкалам «креативность», «самопонимание» (САМОАЛ), «вовлеченность», «общий балл» (жизнестойкость).
Для студентов из Западной Сибири ведущими качествами выступают «сила», «красота», «опасный», «выносливый», «ленивый», «целеустремленность» и «ум» -набор типичного современного студента, ориентированного на социальный успех, способного много работать, но не желающего прикладывать значительные усилия.
Для студентов из Северного Кавказа характерно повышение показателей социально-психологической зрелости, в частности
по шкалам «гибкость в общении», «креативность» (САМОАЛ) и «вовлеченность» (жизнестойкость). Ведущими качествами для них выступают «свет», «добрый», «опасный», «внешность», «чистый», «грустная», «польза», «обаяние» и «успех» у других. Исчезли такие самооценочные качества, как «преданность», «конформизм» и «слабый», зато появились такие, как «свет», «опасный», «грустная», «польза» и «успех» у других. Как видим, «лицо» выпускников несколько «потеряло» в фемин-ности, но приобрело больше качеств, характеризующих социальную роль и социально-психологическую зрелость, особенно это касается качества «польза».
Таким образом, показатели социально-психологической зрелости и уровень их выраженности у студентов-психологов различаются в субъектах Федерации с разными культурно-национальными особенностями (рис.).
Обнаруженные разнонаправленные тенденции мы не склонны толковать прямолинейно, например, снижение социально-психологической зрелости студентов-психологов из Северного Кавказа за период профессиональной подготовки.
Чтобы осмыслить эти результаты, следует сделать некоторые важные методологические пояснения относительно методик, которые были использованы в нашем исследовании. Обозначим наличие общемировых разнонаправленных тенденций:
- глобализация, основанная на западных ценностях, установках и стратегиях обеспечения социальной эффективности;
- традиционализм и национально-религиозная автономи-зация, основанные на родовых и культурных традициях.
Все эти методики (кроме последней) построены в русле гло-бализационной тенденции и на основе представлений западных коллег. Они адаптированы в России на европейских выборках, но не на тех, кто живет в субъектах Федерации, где наблюдается тенденция к национально-религиозной автономизации, основанной на родовых и аутентичных культурных традициях. Поэтому приведенные результаты было бы некорректно толковать однозначно как разную выраженность социально-психологической зрелости личности. Ошибочно оценивать студентов из Северного Кавказа с помощью методик,
адаптированных на выборке европейских студентов, и по тем шкалам, в основе которых заложены конструкты, отражающие иной способ профессионального мышления. Эти методики оценивают социально-психологическую зрелость в ее прозападном (глобалистском) представлении. Выявленные различия в показателях социально-психологической зрелости у студентов разных вузов объясняются тем, к какой из тенденций склоняются субъекты Федерации, где локализованы эти вузы: студенты Западной Сибири, например, более подвержены глобалистским тенденциям, а студенты Северного Кавказа -традиционалистским.
Так, гуманитарии точно соответствуют глобалистской тенденции, имеющей гуманитарную (экономическую, дискурсивную, политическую) природу: они нацелены на индивидуальный успех, космополитизм, широкие межкультурные связи, транснациональные объединения и др. Естественники (в нашем случае физики и математики), наоборот, по характеру своей деятельности больше склоняются к коллективным формам мышления, обусловленным хорошо сложившейся традицией, которую крайне трудоемко нарушать, и техническим обеспечением, как правило, коллективного пользования. Их профессиональная подготовка более традиционна и в большей степени ориентирует на ценности естественнонаучной добросовестности, чем на социальную конъюнктурность, что делает их малочувствительными к глоба-листскому дискурсу.
Для студентов-психологов тенденции различны для разных вузов в силу того, что они находятся в субъектах Федерации с различными национально-культурными особенностями. Эта особенность тонко улавливается психологами:
Рис. Изменение представлений о себе (по признакам социально-
психологической зрелости) у студентов из разных субъектов Федерации от 1-го к 4-му курсу
студенты из Западной Сибири, например, показывают рост социально-психологической зрелости (в ее западном, глобалистском понимании), тогда как студенты из Северного Кавказа - снижение степени ее выраженности. Приведем основания, позволяющие оценить такое снижение тоже как рост, но в ином (не западном) понимании социально-психологической зрелости личности. По своему научному статусу психология занимает промежуточное положение между гуманитарными и естественными науками, а в прикладном аспекте психологам необходимо преимущественно работать с людьми в своем субъекте Федерации, что побуждает их быть более чуткими к местным особенностям обыденного сознания своих потенциальных работодателей, заказчиков и клиентов. Этому же способствует и ресурсное обеспечение психолога-профессионала: коммуникативная компетентность, эмпатия, безоценочное принятие всего и др.
В заключение настоящей статьи хочется сделать следующие выводы.
В результате теоретической реконструкции процесса личностного и профессионального становления студентов-психологов была выявлена важная роль социально-психологической зрелости личности как одного из средств настройки профессиональной компетенции на культурно-исторические особенности населения, с которым предстоит работать профессиональному психологу.
Эмпирическое исследование позволило показать не только справедливость приведенных доводов, но и открыть важные детали этого процесса. Выяснилось, что психологи уже на стадии обучения профессии применяют приобретаемые в ходе подготовки профессионально важные компетенции. Они выступают важным фактором ускоренного, по сравнению с представителями других профессий, развития своей со-
циально-психологической зрелости, которая, в свою очередь, используется в качестве средства связи между социальными запросами (ожиданиями) со стороны общества и личностно-профес-сиональной квалификацией психолога.
По этой причине студенты, обучающиеся в субъектах Федерации с разными национально-культурными и религиозными традициями, по-разному представляют свои социальные ожидания к психологии и психологам, чутко настраиваясь на особенности предстоящей профессиональной деятельности. Ведь и становление социально-психологической зрелости студентов-психологов зависит от культурно-национальных особенностей субъектов Федерации. За время обучения студенты-психологи обнаруживают тенденции, согласующиеся с особенностями субъекта Федерации: традиционными родовыми ценностями или глобализационными процессами.
Будущие психологи на практике
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева О.С. Микросоциальные технологии в становлении профессионального самосознания студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 187 с.
2. Ашихмина О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации: дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 219 с.
3. Бушкина М.Г. Становление психолога воинской части при переходе из образовательной в профессиональную среду: дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 237 с.
4. Доценко Е.Л. Психология личности: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2009. 512 с.
5. Доценко Е.Л., Погорова Р.И. Становление социально-психологической зрелости студентов-психологов // Психология индивидуальности: сб. материалов V Меж-дунар. науч. конф. М.: Университетская книга, 2016. С. 237-238.
6. Евтешина Н.В. Социально-психологические особенности профессиональной идентичности психологов в различных сферах: сопоставительный анализ: дис. . канд. психол. наук. Рязань, 2008. 319 с.
7. Кривцова А.С. Становление личности психолога в системе многоуровневого высшего профессионального
образования: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 261 с.
8. Кениг В.А. Становление профессиональной идентичности у работающих студентов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 163 с.
9. Осницкий А.К. Определениехарактеристиксоциальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43-56.
10. Погорова Р.И. К вопросу исследования проблемы личностной зрелости студентов-психологов // European social science journal. ISSN: 2.2079-5513. 2013. 9 (36) Т 3. С. 113-120.
11. Плотникова М.Ю. Обогащение профессионального опыта студентов психологов как условие становления профессионального самосознания: дис. . канд. пси-хол. наук. Иркутск, 2009. 230 с.
12. Просекова В.М. Динамика профессионального самосознания психологов-практиков: психосемантический аспект: дис. ... канд. психол. наук. Тюмень, 2001. 210 с.
13. Желтова Е.В. Психологические детерминанты успешности профессионального становления студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2008. 200 с.
14. Журавлев А.Л. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 2. C. 52-54.
LITERATURA
1. Andreeva O.S. Mikrosocial'nye tehnologii v stanovlenii professional'nogo samosoznanija studentov-psihologov: dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2007. 187 s.
2. Ashihmina O.A. Yemocional'naja ustojchivost' psihologov sistemy obrazovanija na raznyh yetapah professionalizacii: dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2010. 219 s.
3. Bushkina M.G. Stanovlenie psihologa voinskoj chasti pri perehode iz obrazovatel'noj v professional'nuyu sredu: dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2011. 237 s.
4. Docenko E.L. Psihologija lichnosti: ucheb. posobie. Tyumen': Izd-vo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009. 512 s.
5. Docenko E.L., Pogorova R.I. Stanovlenie social'no-psihologicheskoj zrelosti studentov-psihologov // Psihologijaindividual'nosti: sb. materialov V Mezhdunar. nauch. konf. M.: Universitetskaja kniga, 2016. S. 237-238.
6. Evteshina N.V. Social'no-psihologicheskie osobennosti professional'noj identichnosti psihologov v razlichnyh sferah: sopostavitel'nyj analiz: dis. ... kand. psihol. nauk. Rjazan', 2008. 319 s.
7. Krivcova A.S. Stanovlenie lichnosti psihologa v sisteme mnogourovnevogo vysshego professional'nogo obrazovanija: dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2008. 261 s.
8. Kenig V.A. Stanovlenie professional'noi identichnostj u rabotayushhih studentov: dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2008. 163 s.
9. OsnickijA.K. Opredelenie harakteristik social'noj adaptacii // Psihologija i shkola. 2004. № 1. S. 43-56.
10. Pogorova R.I. Kvoprosu issledovanija problem lichnostnoi zrelostj studentov-psihologov // European social science journal. ISSN: 2.2079-5513. 2013. 9 (36) T. 3. S. 113-120.
11. Plotnikova M.Yu. Obogashhenie professional'nogo opyta studentov psihologov kak uslovie stanovlenija professional'nogo samosoznanija: dis. ... kand. psihol. nauk. Irkutsk, 2009. 230 s.
12. ProsekovaV.M. Dinamikaprofessional'nogosamosoznanija psihologov-praktikov: psihosemanticheskij aspekt: dis. ... kand. psihol. nauk. Tyumen', 2001. 210 s.
13. Zheltova E.V. Psihologicheskie determinanty uspeshnosti professional'nogo stanovlenija studentov vuza: dis. .kand. psihol. nauk. Rostov-na/D, 2008. 200 s.
14. Zhuravlev A.L. Social'no-psihologicheskaja zrelost': obosnovanie ponjatija // Psihologicheskij zhurnal. 2007. T 28. № 2. S. 52-54.