УДК 316.64
Панкратова Ирина Анатольевна
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону1 Доцент кафедры организационной и прикладной психологии
Кандидат психологических наук [email protected]
Бибик Мария Евгеньевна
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону Магистрант [email protected]
Особенности профессионально-ролевых представлений педагогов-психологов с различным типом гендерной идентичности
Аннотация. Статья посвящена исследованию профессионально-ролевых представлений педагогов-психологов с разной гендерной идентичностью. Выбранная тема исследования является актуальной, т.к. современный специалист зачастую не может себе найти работу, из-за несовпадения его представлений о профессии с представлениями работодателя. Статья написана на основе проведенного масштабного исследования особенностей профессионально-ролевых представлений у педагогов. В статье приведены теоретические выводы, сделанные на основе анализа трудов И.А. Панкратовой, Е.И. Рогова и др.: под профессионально-ролевыми представлениями педагога мы можем понимать конструкт его поведения как профессионала, подразумевающей нормативно ожидаемый и осознанный личностно способ взаимодействия с участниками педагогического процесса в соответствии с социальным статусом учителя; профессиональные представления - индивидуальное понимание того, как сотрудники организации должны исполнять «назначенные» роли, и их ожидания в отношении «игры» других «актеров». В данной работе описаны результаты эмпирического исследования профессиональных представлений по методике Е.И. Рогова и ролевые представления Е.Г. Ромицыной «Профессионально важные качества». В исследовании приняли участие педагоги-психологи, работающие в образовательных и развивающих учреждениях г. Ростова-на-Дону и Ростовской области (71 человек). Исследование выявило, что существуют некоторые особенности профессионально-ролевых представлений. Результаты проведенного исследования расширяют знания о сущности профессионально-ролевых представлений.
Ключевые слова: профессиональные представления; ролевые представления; гендер; педагог-психолог; профессионально-важные качества; специалист; андрогинность; фемининность; маскулинность.
1344065, Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 124И, 46
В современном мире, человек, получивший образование, рано или поздно сталкивается с проблемой трудоустройства. Как отмечает Т.А. Казанцева проблема не в том, чтобы найти работу по специальности, полученной в учебном заведении, проблема заключается в том, чтобы данная работа соответствовала тем потребностям, которые есть у человека [1].
Помимо этого, существует потребитель - работодатель, который имеет свое представление об идеальном специалисте, определяемый чаще всего функционалом, который он предполагает возложить на данного специалиста [2]. В итоге, мы и видим, что превалирующая часть выпускников не работает по специальности, уходя, порой, в абсолютно противоположные области. Следовательно, суть проблемы лежит на поверхности - не совпадение ожиданий и представлений о специалист в сознании как работодателя, так и соискателя [3;4;5].
Представления о профессии и роли предопределяют развитие субъекта профессиональной деятельности и выступают в роли необходимого компонента ее успешности, как и индивидуально - типологические характеристики, которые, накладывают свой отпечаток не только на профессиональную, но и другие сферы жизнедеятельности личности [6;7]. К таким характеристикам относится, наряду с прочими тип гендерной идентичности [8].
Таким образом, обобщая вышесказанное, проблемы профессионально ролевых представлений и гендерной идентичности являются довольно актуальными и подвергаются исследованиям в современной науке. Однако работ по рассмотрению взаимосвязи психологического пола личности с профессионально ролевыми представлениями, к сожалению, представлено весьма скудно.
Психологические исследования, которые проводятся в настоящее время в нашей стране на предмет профессионально-ролевого поведения в различных профессиях, рассматривают не все психологические особенности данного явления [9]. В связи с этим, недостаточность экспериментальных и теоретических исследований по выявлению особенностей ролевых представлений являются необходимыми, для изучения данной проблемы.
Под профессионально-ролевыми представлениями педагога мы можем понимать конструкт его поведения как профессионала, подразумевающей нормативно ожидаемый и осознанный личностно способ взаимодействия с участниками педагогического процесса в соответствии с социальным статусом учителя; профессиональные представления -индивидуальное понимание того, как сотрудники организации должны исполнять «назначенные» роли, и их ожидания в отношении «игры» других «актеров».
Целью нашего исследования явилось изучение особенностей профессионально ролевых представлений педагогов - психологов с разным типом гендерной идентичности.
В нашем исследовании приняли практикующие педагоги - психологи. Количество респондентов 71 человек, в возрасте от 21 до 48 года. В исследовании приняли участие респонденты женского пола.
Для реализации целей нашего исследования нами были использованы следующие методы: опросник, направленный на изучение представлений об объекте деятельности Е.И. Рогова [4]; опросник по изучению маскулинности - фемининности С. Бем [10]; авторская анкета «Профессионально важные качества педагога-психолога» составленная на основе трудов Е.Г. Рамициной [11].
Данные, полученные по методике «Опросник по изучению маскулинности -фемининности» С. Бем представлены в процентном соотношении.
В исследовании приняли участие практикующие педагоги - психологи г. Ростова - на -Дону и Ростовской области, г. Красноярска и Красноярского края. Расположив данные в
соответствии с гендерной идентичностью можно рассмотреть уже обозначенные закономерности, отраженные в таблице 1 и рисунке 1.
Таблица 1
Распределение значений, полученных по методике «Опросник, по изучению маскулинности - фемининности» С.Бем в % соотношении от общей выборки
Пол Андрогинность Маскулинность Фемининность
Женский 45% 26% 29%
25Ъ
■ ж.д ■ ж.м & ж.Ф
Рис. 1. Распределение значений, полученных по методике «Опросник по изучению маскулинности - фемининности» С.Бем в % соотношении
В нашей выборке доминирует показатель андрогинного типа гендерной идентичности -45%. Данному типу женщин свойственны черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом происходит интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности.
Высокие показатели данного типа гендерной идентичности у женщин, может объясняться тем, что в современном обществе женщина не хочет ни в чем отставать от мужчин: строить карьеру, хорошо зарабатывать, находиться на руководящих должностях, то есть находиться не только в интимной сфере жизни (дом, быт), но и быть в публичной сфере, где главенствующее место всегда занимали мужчины. Что и заставляет женщину в современном обществе вырабатывать в себе по мимо женских, еще и мужские качества.
Низкие показатели у женщин маскулинности, по сравнению с другими показателями, свидетельствует о правильности выбора профессии, которая не предполагает борьбу, четкую последовательность правилам, жесткую дисциплину, поскольку, как уже отмечалось, работа связана с детьми. Однако, само наличие у женщин маскулинного типа, может быть связано с представлениями о своей деятельности как о жестко регламентируемой, которая и предполагает наличие таких качеств, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе, присущих маскулинному типу.
Анализ выраженности типа гендерной идентичности позволяет сделать следующие выводы: в целом полученные данные свидетельствуют о преобладании андрогинного типа гендерной идентичности у специалистов; наименее выражен маскулинный тип гендерной идентичности у педагогов - психологов.
Для рассмотрения особенностей профессионально ролевых представлений, мы решили найти взаимосвязь между показателями особенностей профессиональных представлений и профессионально важных качеств (ролевые представления) по группам Ж.А, Ж.Ф, ЖМ. Для реализации этой задачи мы воспользовались методом корреляционного анализа Пирсона.
Для выяснения наличия взаимосвязей между особенностями профессиональных и ролевых представлений (профессионально важные качества) у педагогов - психологов с различным типом гендерной идентичности, необходимо проанализировать коэффициент корреляции с данными переменными. Для удобства анализа полученных данных, анализ будет проводиться в каждой группе испытуемых отдельно. Для этого изобразим полученные связи из группы Ж.А (женщины с андрогинным типом гендерной идентичности) в виде рисунок 2.
Рассмотрим полученные данные. Следует отметить, что выявлены сильные корреляционные связи между особенностями профессиональных представлений и профессионально важных качеств у педагогов - психологов.
Рис. 2. Взаимосвязь особенностей профессиональных представлений и ролевых представлений в группе Ж.А (женщины с андрогинным типом гендерной идентичности)
Корреляционный анализ в группе респондентов андрогинного типа гендерной идентичности (Ж.А), выявил взаимосвязь фактора «Четкости» и организаторских качеств. Между этими параметрами выявлена сильная положительная связь, где г = 0,64, при р = 0,05. Это свидетельствует о том, что чем точнее, ярче, контрастнее представления о своей работе в сознании респондентов данной группы, тем больше должны быть развиты организаторские качества.
Так же выявлены связи качества человеколюбие с фактором «Силы» и «Активность». Между параметром человеколюбие и фактора «Активность» сильная положительная связь, где г = 0,77, при р = 0,05. Это говорит нам о том, что чем больше индивид человеколюбив, тем более он активен, общителен, экстравертирован, и наоборот. Так же выявлена связь человеколюбия с фактором «Силы», отрицательная связь, где, где г = - 0,68, при р = 0,05. Данный факт свидетельствует о том, что чем более индивид человеколюбив, тем менее он представляет свою
работу как независимую, проявляет уверенность в ней, склонен рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, и наоборот.
Взаимосвязи профессиональных представлений и ролевых представлений педагогов -психологов в группе Ж.Ф (женщины с фемининным типом гендерной идентичности), изображенные на рисунке 3.
Фактор «Оценки»
Г
Фактор «Силы»
^_
Г
Фактор «Активности»
<___
Г >
Фактор «Четкости»
^_^
Рис. 3. Взаимосвязь особенностей профессиональных представлений и ролевых представлений в группе Ж.Ф (женщины с фемининным типом гендерной идентичности)
Корреляционный анализ в группе респондентов фемининного типа гендерной идентичности (Ж.Ф), выявил взаимосвязь фактора «Оценки» и творческих качеств. Между этими параметрами выявлена сильная положительная связь, где г = 0,66, при р = 0,05. Это свидетельствует о том, что чем более индивид склонен осознавать свою работу как носителя позитивных, социально желательных характеристик, тем больше должны быть развиты творческие качества, и наоборот. Так же выявлена сильная положительная связь фактора «Силы» и рефлексивных качеств, где г = 0,73, при р = 0,05. Такие показатели говорят о том, что чем более развиты рефлексивные качества у индивида, тем более он представляет свою работу как независимую, проявляет уверенность в ней, склонен рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, и наоборот. Сильные положительные связи выявлены между фактором «Четкость» и диагностическими качествами, где г = 0,72, при р = 0,05. Это говорит нам о том, что чем более развиты диагностические качества у индивида, тем более он представляет свою работу четко, ярко и контрастно, и наоборот. Так же выявлены отрицательные взаимосвязи между фактором «Активность» и организаторскими качествами, где г = - 0,72, при р = 0,05. Такие показатели свидетельствуют о том, что чем более у индивида развиты организаторские качества, тем менее он представляет свою работу как активную, предстает в ней общительным. Отрицательная связь свидетельствует об обратной тенденции, чем менее у индивида развиты организационные качества, тем более он представляет свою работу как активную.
Рис. 4. Взаимосвязь особенностей профессиональных представлений и ролевых представлений в группе Ж.М (женщины с маскулинным типом гендерной идентичности
Рассмотрим показатели взаимосвязи профессиональных представлений и ролевых представлений педагогов - психологов в группе Ж.М (женщины с маскулинным типом гендерной идентичности), изображенные на схеме 3.
В группе Ж.М выявлены взаимосвязи между фактором «Оценки» и рефлексивными качествами, где г = 0,83, при р = 0,05. Это свидетельствует о том, что чем более индивид склонен осознавать свою работу как носителя позитивных, социально желательных характеристик, тем больше должны быть развиты рефлексивные качества, и наоборот. Так же выявлена сильная положительная связь фактора «Силы» и коммуникативных качеств, где г = 0,80, при р = 0,05. Такие показатели говорят о том, что чем более развиты коммуникативные качества у индивида, тем более он представляет свою работу как независимую, проявляет уверенность в ней, склонен рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, и наоборот. Сильные положительные связи выявлены между фактором «Четкость» и эмпатийностью, где г = 0,87, при р = 0,05. Это говорит нам о том, что чем более развита эмпатийность у индивида, тем более он представляет свою работу четко, ярко и контрастно, и наоборот. Так же выявлены отрицательные взаимосвязи между фактором «Активность» и высокоразвитым интеллектом, где г = - 0,81, при р = 0,05. Такие показатели свидетельствуют о том, что чем более у индивида высокоразвитый интеллект, тем менее он представляет свою работу как активную, предстает в ней общительным, и наоборот.
Таким образом, проведенный корреляционный анализ между профессиональными и ролевыми представлениями у педагогов - психологов с различным типом гендерной идентичности показал, что существуют сильные положительные корреляционные связи с высоким уровнем значимости между этими параметрами, как положительные, так и отрицательные. Рассмотрим выявленные особенности:
• в группе Ж.А (женщины с андрогинным типом гендерной идентичности), респонденты связывают точность, яркость, контрастность представлений с организаторскими качествами; человеколюбие с общительностью, экстравертированностью и уверенностью в своей работе, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях;
• в группе Ж.Ф (женщины с фемининным типом гендерной идентичности), респонденты связывают осознанность своей работы как носителя позитивных, социально желательных характеристик с творческими качествами; рефлексивные качества с представлением своей работы как независимой, склонности
рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях; диагностические качества с представлением работы четко, ярко и контрастно; организаторские качества с представлением работы как активной;
• в группе Ж.М (женщины с маскулинным типом гендерной идентичности), респонденты связывают склонность индивида осознавать свою работу как носителя позитивных, социально желательных характеристик с рефлексивными качествами; коммуникативные качества у индивида, с представлением своей работы как независимой, проявлении уверенности в ней, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях; эмпатийность с представлением своей работы четко, ярко и контрастно; высокоразвитый интеллект, с представлением своей работы как активной.
Наше исследование проблеме профессионально-ролевых представлений, изучению их особенностей в зависимости от типа гендерной идентичности. Проведенный обзор отечественной и зарубежной литературы показал, что данная проблема еще не стала предметом детального изучения и требует дальнейшего глубокого рассмотрения.
Корреляционный анализ между показателями особенностей профессиональных представлений и профессионально важных качеств (ролевые представления) с учетом типа гендерной идентичности позволяет сделать вывод о том, что между данными параметрами существуют сильные связи как положительные, так и отрицательные. Однако, в группе педагогов - психологов андрогинного типа гендерной идентичности не были выявлены связи фактора «Оценки» ни с одним из представленных качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. 2008. Том 23. № 6. С. 51-59.
2. Донцов А.И. Профессиональные представления студентов-психологов / А. И. Донцов, Г.М. Белокрылова//Вопросы психологии. 2010. №2. С. 43-49.
3. Помаз Г.С. Детерминанты развития представлений о профессии студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ростов н/Д, 2006. 25 с.
4. Рогов Е.И. Роль профессиональных представлений в становлении специалиста в ВУЗе // Профессиональные представления: роль представлений в профессиональном становлении личности. Ростов н/Д, 2012. №1. С.5-19.
5. Семенова Е.А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа: автореф. дис. . канд. психол. наук / Иркутск, 2006. - 24 с.
6. Любимова Г.Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2007. № 2. С. 64-72.
7. Панкратова И.А., Рогова Е.Е. Особенности связи профессиональной направленности и представлений об успешной профессиональной деятельности студентов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2012. № 3 http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-62.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.:Питер, 2010. 544 с.
9. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис. . доктора психол. наук / М., 2006. 42 с.
10. Бем С.Л. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов: пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. с. 336.
11. Ромицына Е.Г. Развитие профессионально значимых личностных качеств педагога-психолога в системе повышения квалификации: дис. . канд. пед. наук / Майкоп, 2007. 142 с.
Рецензент: Киримова Кристина Валерьевна, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики, кандидат педагогических наук, Южный федеральный университет.
Irina Pankratova
Southern Federal University of Russia Russia, Rostov-on-Don [email protected]
Maria Bebik
Southern Federal University of Russia Russia, Rostov-on-Don [email protected]
The features of professional-role representations of a teachers-psychologist with different gender identities
Abstract. Article is devoted to a professional-role representation of a teachers- psychologist with different gender identities. The topic of research is actual because modern specialist can't afford to find a job, due to different representations about profession with the ideas of the employer. The article was written on the basis of a large-scale study of a professional-role representation of the teachers- psychologists. There is presents the theoretical conclusions drawn from the analysis of the works of I. Pankratova, E. Rogoff et al. in the article. The professional-role representations of a teachers- psychologists is the construct of his conduct as a professional, which implies the expected regulatory and personality conscious way of interacting with participants in the pedagogical process in accordance with the social status of teachers; professional presentation - individual understanding of how members of the organization to serve for "assigned" roles, and their expectations for the "game" the other "actors". We describe the results of an empirical study of professional performances by the method of E. Rogov and role representations E. Romitsynoy "professionally important qualities" in this article. The study involved teachers-psychologists working in educational and developmental institutions in Rostov-on-Don and Rostov region (71 people). The study found that there are some features еру professional-role representations. The results of this study extend the knowledge about the nature of epyprofessional-role representations.
Keywords: а professional representation; a role representation; gender; a teachers-psychologists; a professional-important quality; a specialist; a androgyny; a femininity; a masculinity.
REFERENCES
1. Kazanceva T.A., Olejnik Ju.N. Vzaimosvjaz' lichnostnogo razvitija i professional'nogo stanovlenija studentov-psihologov // Psihologicheskij zhurnal. 2008. Tom 23. № 6. S. 51-59.
2. Doncov A.I. Professional'nye predstavlenija studentov-psihologov / A. I. Doncov, G.M. Belokrylova//Voprosy psihologii. 2010. №2. S. 43-49.
3. Pomaz G.S. Determinanty razvitija predstavlenij o professii studentov-psihologov: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk / Rostov n/D, 2006. 25 s.
4. Rogov E.I. Rol' professional'nyh predstavlenij v stanovlenii specialista v VUZe // Professional'nye predstavlenija: rol' predstavlenij v professional'nom stanovlenii lichnosti. Rostov n/D, 2012. №1. S.5-19.
5. Semenova E.A. Osobennosti i formirovanie professional'nyh predstavlenij u studentov v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo kolledzha: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk / Irkutsk, 2006. - 24 s.
6. Ljubimova G.Ju. Predstavlenija psihologov-starshekursnikov o svoej budushhej profes-sional'noj dejatel'nosti // Vestnik MGU. Serija 14. Psihologija. 2007. № 2. S. 64-72.
7. Pankratova I.A., Rogova E.E. Osobennosti svjazi professional'noj napravlennosti i predstavlenij ob uspeshnoj professional'noj dejatel'nosti studentov // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» 2012. № 3 http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-62.pdf (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. rus.
8. Il'in E.P. Differencial'naja psihofiziologija muzhchiny i zhenshhiny. SPb.:Piter, 2010. 544 s.
9. Shnejder L. B. Professional'naja identichnost': struktura, genezis i uslovija stanovlenija: avtoref. dis. ... doktora psihol. nauk / M., 2006. 42 s.
10. Bem S.L. Linzy gendera: transformacija vzgljadov na problemu neravenstva polov: per. s angl. M.: «Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija» (ROSSPJeN), 2004. s. 336.
11. Romicyna E.G. Razvitie professional'no znachimyh lichnostnyh kachestv pedagoga-psihologa v sisteme povyshenija kvalifikacii: dis. . kand. ped. nauk / Majkop, 2007. 142 s.