Научная статья на тему '«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ» - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ'

«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ» - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1183
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL MATURITY / PERSON'S MATURITY / SOCIAL MATURITY / PSYCHOLOGICAL MATURITY / PSYCHOLOGICAL FUNCTION BECOMING / PSYCHO-DIAGNOSTIC

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Доценко Е. Л.

Предложено определение социально-психологической зрелости личности, выполнено его уточнение путем соотнесения с другими понятиями, содержащими признак «зрелость», - психологической, личностной и социальной зрелостью. Соответственно, очерчен круг феноменов, к которым корреспондирует каждый из 4-х видов зрелости. Описаны процессы, благодаря которым возникает и формируется социально-психологическая зрелость. Показана принципиальная возможность использования личностных методов психодиагностики для изучения социально-психологической зрелости, опираясь на генетическое родство этих явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SOCIAL-PSYCHOLOGICAL MATURITY” - FORMING THE CONCEPT

A definition of the social-psychological maturity of the person is proposed in the article. The definition was specified by means of collating with other concepts, comprising an attribution of “maturity”: psychological maturity, person's maturity and social maturity. Accordingly, the phenomena corresponded to each of the 4 types of maturity were outlined. The processes through which the social-psychological maturity is came into being and grow up were described. It was principally shown how the personality questionnaire can be used to measure the social-psychological maturity, basing on genetic relation between person's maturity and social-psychological maturity.

Текст научной работы на тему ««СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ» - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И СУБЪЕКТА

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 3. С. 4-12. УДК 159.99

DOI: 10.24147/2410-6364.2020.3.4-12

Е. Л. Доценко

«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ» - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ

Предложено определение социально-психологической зрелости личности, выполнено его уточнение путем соотнесения с другими понятиями, содержащими признак «зрелость», - психологической, личностной и социальной зрелостью. Соответственно, очерчен круг феноменов, к которым корреспондирует каждый из 4-х видов зрелости. Описаны процессы, благодаря которым возникает и формируется социально-психологическая зрелость. Показана принципиальная возможность использования личностных методов психодиагностики для изучения социально-психологической зрелости, опираясь на генетическое родство этих явлений.

Ключевые слова: социально-психологическая зрелость; личностная зрелость; социальная зрелость; психологическая зрелость; становление психических функций; психодиагностика.

E. L. Dotsenko

"SOCIAL-PSYCHOLOGICAL MATURITY" - FORMING THE CONCEPT

A definition of the social-psychological maturity of the person is proposed in the article. The definition was specified by means of collating with other concepts, comprising an attribution of "maturity": psychological maturity, person's maturity and social maturity. Accordingly, the phenomena corresponded to each of the 4 types of maturity were outlined. The processes through which the social-psychological maturity is came into being and grow up were described. It was principally shown how the personality questionnaire can be used to measure the social-psychological maturity, basing on genetic relation between person's maturity and social-psychological maturity.

Keywords: social-psychological maturity; person's maturity; social maturity; psychological maturity; psychological function becoming; psycho-diagnostic.

Социально-психологическая зрелость -относительно новое понятие в психологии. Анализ литературы обнаруживает удручающий разнобой в представлениях о зрелости вообще и о видах ее в частности.

Понятие «зрелость» используется в психологии для обозначения проблематики, связанной с созреванием психических функций разного уровня. В основе этой традиции, как это случается с большинством научных понятий [1-3], лежит перенос (метафора) представлений о биологической (возрастной) зрелости на близкую, но по природе уже иную область - область психической реальности. Но и в этой области «...продолжается развитие понятия зрелость, что включает в себя выделение его общих и отличительных признаков на основе системных

принципов целостного изучения личности человека; дифференцированный анализ разных форм проявления зрелости / незрелости; исследование онтогенетических этапов становления зрелости; динамику процессов интеграции и дифференциации в достижении зрелого состояния; степень целостности континуума "личность-субъект" и т. д. В числе психологических качеств зрелости находятся интериоризация человеком этических ценностей общества, интеграция своей идентичности, самоуважение, внутренняя направленность мотивации, внутренний локус контроля, психологическая суверенность личности, проявляющаяся в самопроизвольном контроле поведения и способности к спонтанной активности» [4, с. 83].

© Доценко Е. Л., 2020 4

В зарубежной литературе представлено немало различных видов зрелости: психологическая зрелость (psychological maturity), психосоциальная зрелость (psychosocial maturity), зрелость развития (developmental maturity), зрелость эго (ego maturity). Некоторые из этих понятий определяются как родовые по отношению к другим: «психосоциальная зрелость» включает в себя понятие «психологическая зрелость» как один из аспектов [20].

Наиболее разработанными являются представления о личностной зрелости - во многом благодаря обширному психотерапевтическому дискурсу с его многообразным тезаурусом и прикладными аппликациями. Проблематика личностной зрелости сравнительно хорошо проработана и в отечественной психологии [6-10 и др.]. Неслучайно представления о личностной зрелости вдохновляют исследователей при изучении других видов зрелости.

Остальные виды зрелости рассматриваются, по большей части, сквозь призму представлений о личностной зрелости. Эта тенденция настолько сильна, что какие бы виды зрелости не обсуждались (психологическая, социально-психологическая или социальная), везде за основу берутся представления о личностной зрелости - как в виде аналогии, так и в виде прямого дублирования. Возможно, здесь мы имеем дело уже с метафорой второго порядка - переносом понятия в иную предметную область. То же касается и методического обеспечения: для исследований личностной зрелости имеется множество методик, тогда как инструментов для исследования социально-психологической зрелости в доступной нам литературе обнаружено не было.

Следовательно, мы имеем дело: а) с двойной метафоризацией, что требует отреф-лексировать привносимые изменения в используемое понятие; б) с отсутствием упорядоченного сопоставления видов зрелости психических свойств между собой.

Значительная часть работы по обоснованию понятия социально-психологической зрелости 10 лет назад была проделана А. Л. Журавлевым [11], однако явного определения автор не сформулировал. На себя мы взяли труд завершить начатую работу - в этом и состоит цель данной статьи - предложить определение, позволяющее а) развести родственные понятия, б) поставить им в соответст-

вие релевантную феноменологию, в) показать процессы взаимного перехода разных видов зрелости друг в друга, г) показать возможности использования неравномерной проработанности понятий.

Определение понятия «социально-психологическая зрелость»

Обзор литературы показал, что пока не предложено явного определения социально-психологической зрелости (даже в работах, где социально-психологическая зрелость составляет основную тему). Тем не менее, идеи и логика, предложенные А. Л. Журавлевым, непосредственно подводят к возможности создания определения. Говоря о социально-психологической зрелости, автор отмечает, что это «зрелость личности, проявляемая в отношениях и взаимодействиях с другими людьми, с социальными группами и в целом с окружающей социальной средой» [11, с. 49]. И далее: «Основным критерием выделения социально-психологической зрелости является оценка качеств, характеристик, свойств обращенности личности к другим людям, ближайшему социальному окружению, ее направленности (ориентированности) на других, процессов соотнесения себя с другими и т. п., приобретающих при этом самые многообразные формы» [там же].

Хоть видовая специфика социально-психологической зрелости и не заявлена прямо, она может быть найдена в том, что при проявлении «в отношениях и взаимодействиях с другими людьми» личностная зрелость претерпевает качественные изменения. В диссертационном исследовании Р. И. Погоро-вой [12] было предложено следующее определение: «Социально-психологическая зрелость личности - это качество социального субъекта (человека или группы), выражающееся в необходимости и готовности к самореализации путем преобразования социальной действительности в отношениях и взаимодействиях с людьми, группами и социальной средой, сообразуясь с культурно-историческими условиями». В нем отражены:

• родовая отнесенность понятия - качество социального субъекта (человека или группы);

• центральная личностная функция - необходимость и готовность к самореализации;

• центральная социальная функция - преобразование социальной действительности;

• непосредственные условия воплощения (динамика) - в отношениях и взаимодействии с людьми, группами и социальной средой;

• контекстные условия воплощения (содержание) - сообразно культурно-историческим условиям.

В определении ясно обозначена двойственная природа социально-психологической зрелости: заложено наличие двойной функции - со стороны личности и со стороны общества, а также указания на два социальных контекста - узкий (межсубъектный) и широкий (культурно-исторический). Эта двойственность и контекстуальная обусловленность с неизбежностью требует задать контекст и для самого определения - показать его соотнесенность с другими видами психосоциальной зрелости.

Соотношение терминов, объединенных понятием «зрелость»

Для анализа были выбраны следующие виды зрелости: психосоциальная, психологическая, личностная, социально-психологическая и социальная.

В качестве исходного положения можно взять утверждение А. Л. Журавлева: «"Психосоциальная зрелость", в силу своего объединяющего характера, имеет более общее, более объемное содержание, чем многие другие отдельно взятые виды зрелости, например "социальная", "психологическая" "личностная", "групповая" и т. п. "Психосоциальная зрелость" фактически включает в себя и социальный, и психологический виды зрелости, в качестве соответствующих взаимно интегрирующихся частей, которые сами по себе достаточно объемны, а также непосредственно характеризуют зрелость как личности, так и группы» [11, с. 45-46]. Таким образом, более общим понятием логично рассматривать «психосоциальную зрелость», остальные же следует оценить как частные. Упорядочить их уместно вдоль оси «психическое (индивидуальное) - социальное», чтобы обеспечить континуальность перехода от одного полюса оси к другому. На рис. 1 визуализировано соотношение обсуждаемых понятий.

Рис. 1. Соотношение понятий, объединенных понятием «зрелость»

В поддержку предложенного соотношения можно сослаться на представления Н. И. Леонова и М. М. Главатских [13], которые различают социальную зрелость (с набором социально ориентированных критериев) и психологическую зрелость (с набором индивидуально ориентированных критериев). К инте-гративным субъектным качествам авторы относят активную жизненную позицию, сформированную идентичность, ответственность за раскрытие индивидуальности и последствия своих действий, адекватную самооценку и реалистичные притязания, оптимистическое отношение к жизни. Как видим, явно личностные характеристики авторы подводят под понятие социально-психологической зрелости - наиболее адекватное, согласно их взглядам, для интегративного подхода к изучению личности, так как личность принадлежит одновременно индивидуальному и социальному мирам. Очевидны здесь а) разведе-

ние полюсов «социальное - индивидуальное», б) явное неразличение (ради интегративности) промежуточных - личностного и социально-психологического - видов зрелости.

Кроме приведенного выше определения социально-психологической зрелости следует дать определения остальных понятий в этом ряду.

В диссертационном исследовании Г. Г. Александровой выполнена работа по обоснованию определения социальной зрелости: «Социальная зрелость, как показатель эффективности социального развития личности, есть форма проявления такой системной организации субъекта социального развития, которая отражает его готовность и способность к наиболее полной социальной самореализации в конкретных культурно-исторических условиях (с учетом пространственно-временного и содержательного характера происходящих в них изменений). Критериями

сформированности такой системы являются как степень интегрированности ее элементов, так и уровень развития социально-психологических качеств, наиболее актуальных для социальной самореализации личности в данных условиях» [14, с. 8].

Личностная зрелость характеризует человека, успешно решившего следующие задачи [15]:

• формирование своей идентичности, отстаивание индивидуальности;

• стабильное поддержание личностной целостности;

• принятие на себя социально приемлемого уровня ответственности как готовности иметь дело с последствиями своих поступков.

Принимая этот перечень в качестве критериев личностной зрелости, предлагаем определение: личностная зрелость - это уровень личностного развития, при котором человеку удается отстаивать свою идентичность, стабильно поддерживать свою личностную целостность, проявлять социально приемлемый уровень ответственности.

В отношении понятия «психологическая зрелость» можно сказать немного. В той мере, в которой еще слабо разведены понятия «человек» и «личность», слабо разведены и понятия «психологическая зрелость» и «личностная зрелость». Если личность рассматривать как функциональный орган, обеспечивающий индивидуальную интеграцию, сознательное самоопределение и реализацию активной жизненной позиции, то в человеке (социальном) за пределами этого понимания останутся, в частности, познавательные процессы, эмоциональные процессы, психические состояния, операциональное обеспечение деятельности (привычки, навыки...) и т. п. Именно по отношению к ним уместно применять понятие «психологическая зрелость». Адекватность и правомерность различий между психологическим и личностным видна из того, как пользуются понятием психологической зрелости указанные ниже исследователи.

Е. В. Панькина [16] под психологической зрелостью понимает адаптированность личности (понимаемой широко как человек -Е. Д.) к социуму. Н. П. Паттурина [17] полагает, что психологическая зрелость существует наравне с биологической (зрелость организма) и психической (зрелость психических процессов). Л. А. Колмогорова [18] обсужда-

ет мотивационную зрелость как один из видов психологической зрелости. Ф. С. Бранто-ва [19] психологическую зрелость (в диссертации, посвященной этому понятию) описывает через такие проявления, как высокий уровень самостоятельности, осознанности и нравственности, точность ориентировки в окружающем мире, подлинность отношений с другими, активность и творчество в преобразовании действительности и самого себя.

Для оценки психологической зрелости предлагается использовать шкалы большой пятёрки [20; 21], критерии идентичности, автономности, ориентации на работу [21], критерий способности к близким (интимным) отношениям [22]. Выделяется понятие псевдозрелости, при которой у подростков уже наступила социальная зрелость, а психологическая еще не достигнута [23]. Имеются примеры установленных закономерностей: психологическая зрелость и конкретное содержание идентичности студентов позволяют судить о рисках для их здоровья [24]; психологическая зрелость возрастает от юности к ранней взрослости [19] и т. п.

Будучи соотнесенным с близкими понятиями, понятие социально-психологической зрелости очерчивается точнее - понятно, что в него не входит: с одной стороны, ограничено содержанием социальной зрелости, а с другой - личностной зрелости.

Сопоставление понятий по их феноменологическому наполнению

Чтобы дифференцировать обсуждаемые понятия, эксплицируем логику их разделения, содержащуюся в представлениях исследований в неявной форме (вследствие метафори-зации). Сделаем это на примере трех переменных, в большей или меньшей степени обозначившихся у большинства авторов: знание (понимание), взаимодействие и влияние (продуктивная активность). В принципе, этого достаточно, чтобы показать логику различения, но это, очевидно, не дает исчерпывающее описание обсуждаемых явлений.

Социальная зрелость человека характеризуется (определяется и оценивается) преимущественно безлично (вне-индивидуально) - ожидания одинаковы для всех (для любого человека), кто эту зрелость проявляет:

• насколько адекватно он понимает смысл социальных явлений;

• обладает оптимальным уровнем компетентности в социальных отношениях;

• производит сообразный культурно-исто -рическим условиям личный вклад в социальные процессы.

Социально-психологическая зрелость

характеризуется индивидуализированностью -насколько данный человек:

• адекватно понимает смысл своих отношений с конкретными людьми и субъектами социального взаимодействия;

• обладает оптимальным уровнем социально-психологической компетентности в повседневных межличностных отношениях (встроенных в социальные процессы) с конкретными людьми;

• вносит продуктивный личный вклад в свою деятельность, в отношения с конкретными людьми, делая это сообразно актуальным (текущим) социально-психологическим условиям.

Личностная зрелость характеризуется (в свете заданных для уже указанных видов зрелости переменных) тем, насколько данный человек (как личность, как индивидуальность):

• хорошо знает себя, понимает (осознает, рефлексирует) свои смысловые ориентиры;

• обладает достаточным уровнем саморегуляции (компетенцией самоуправления), создающим ему ресурсное обеспечение при решении жизненных задач;

• способен к саморазвитию, к конструированию себя в соответствии с выбранным им же самим образом Я.

Психологическая зрелость характеризуется тем, что человек как субъект психической активности и носитель сознания (не как личность):

• адекватно понимает смысл происходящих с ним событий (в самом себе и в контактах с другими);

• обладает достаточным уровнем компетентности в отношении себя как субъекта жизни (по отношению к своим телесным процессам, к здоровью, к протеканию повседневной активности.) при решении встающих жизненных задач;

• производит сообразные условиям своей жизни (биологическим, бытовым, межличностным и т. п.) изменения, принятыми в данном сообществе средствами и способами.

Приведенное различие носит предварительный характер и требует своего уточнения в ходе профессиональной дискуссии.

Взаимопереходы видов зрелости друг в друга

Покажем переход друг в друга лишь двух видов зрелости - личностной и социально-психологической. Они выбраны в силу особой теоретической значимости, так как через них реализуется переход между внешним и внутренним планами деятельности.

Личностная зрелость и зрелость социально-психологическая проходят свое становление как единый процесс, в котором они различимы, согласно определениям, лишь по своим функциям. Для личностной зрелости это самоопределение (профессиональное, социальное, индивидуальное, гендерное и др.), воспроизводство своей идентичности и ин-тенциональной целостности [25], готовность иметь дело с результатами своих поступков. Для социально-психологической зрелости это преобразование социальной действительности: проба профессиональных сил, применение во взаимодействии с людьми и социальными институтами коммуникативной, социальной, гендерной, сексуальной и других компетентностей. Зрелыми признаются качества, которые оцениваются как дающие положительный значимый эффект для личности (личностная зрелость) или для общества (социально-психологическая зрелость).

Различие в функциях требует своего обоснования, для чего социально-психологическую зрелость рассмотрим как высшую психическую функцию. Согласно закону культурно-исторического развития, всякая психическая функция проходит этапы своего формирования - интериоризации межсубъектных процессов, субъективного их присвоения в межличностном общении и социальном взаимодействии. Соответственно, индивидуальное свойство «личностная зрелость» само уже есть результат интериориза-ции неких социальных отношений и взаимодействий. Детальная соотнесенность между внутренним (личностная зрелость) и внешним (социально-психологическая зрелость) планами деятельности по ряду признаков приведена в табл. 1.

Обратная экстериоризация - но уже в виде социально-психологической зрелости -не есть возврат к исходным социальным процессам, а привнесение в них индивидуально-личностного потенциала. В соответствии с пониманием личностной зрелости таким потенциалом выступает отстаивание себя и

принятие социально приемлемой ответственности за свои действия. Этот потенциал находит свое выражение в субъектности - стремлении групповых и индивидуальных субъектов к социальным изменениям, к преобразованию социальной действительности. При разворачивании во внешний (социальный) план деятельности раскрывается генетически изначальная диалогичность личностной зрелости, ее коммуникативность и социальная конструктивная природа. Это прямое проявление свойств личностной зрелости, но во-

площается оно в стремлении позитивно преобразовать ближайшую социальную действительность - это уже и есть социально-психологическая зрелость. Здесь обнаруживается цикличный и параллельный процесс: по мере развития личностной зрелости открывается возможность «дозревания» социально-психологической зрелости, а по мере развития (и становления) социально-психологической зрелости создаются возможности и для личностного созревания.

Таб л и ца 1

Соотношение между внешним и внутренним планами деятельности применительно к различным видам зрелости

Личностная зрелость Социально-психологическая зрелость

Индивидуальная идентичность Социальная и групповая идентичность

Преодоление сомнений - совершение зрелых поступков Согласованное с другими принятие решений - выбор поведения

Индивидуальная интегрированность Согласие между партнерами общения

Личностный потенциал - уверенность в своей способности решать проблемы, снимать трудности Эффективность достижения целей в условиях преодоления сопротивления намерений (интенций) других субъектов

Ответственность - готовность иметь дело с последствиями своих решений Готовность обосновывать свои решения перед другими - «отвечать»

Проблема диагностики социально-психологической зрелости

Психодиагностических инструментов, прямо замеряющих параметры социально-психологической зрелости, в доступной литературе нами не было обнаружено. Вместе с тем предложенная выше система понятий если и не снимает проблему, то во многом смягчает ее. Следует отметить, что понятия личностной и социально-психологической зрелости до сих пор во многом не различаются, а самое главное, различия соответствующих феноменов даже не обсуждаются. Как следствие - разработчики методик, операцио-нализируя переменные личностной зрелости, включили в них ряд характеристик социально-психологической зрелости: активность, инициативность, конструктивные социальные взаимоотношения, позицию ненасилия, эмпа-тийность, контактность, эмоциональную близость, принятие других, доверие к людям, социальное чувство, терпимое отношение к

Пример интерпретации шкал в свете определения социал

другим, ответственность. Верно и обратное -социально-психологические методики часто включают откровенно личностные характеристики.

Сказанное означает, что диагностировать социально-психологическую зрелость можно с помощью личностных методик, используя шкалы, соотносимые с социально-психологической зрелостью. Инструментом концептуально осмысленной интерпретации выступает предложенное определение, точнее, его методологическая конфигурация (логических аспектов): функции (личностная и социальная) и условия воплощения (непосредственные и контекстуальные). Для некоторых методик такая возможность показана в табл. 2. Критерии распределения можно варьировать в зависимости от предмета исследования и теоретических предпочтений исследователя, но сам принцип двойного истолкования одних и тех же психодиагностических инструментов показал свою продуктивность.

Таб л и ца 2

иходиагностических методик )-психологической зрелости

Методики Личностная функция Социальная функция Непосредственные условия Контекстные условия

САМОАЛ Автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия Потребность в познании, креативность Взгляд на природу человека Ориентация во времени, взгляд на природу человека, ценности

Тест жизнестойкости Контроль Вовлеченность, контроль - Принятие риска

Примечание: В таблице представлены:

Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калиной.

Тест жизнестойкости С. Мадди (ТЖС) в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой.

Российская версия опросника каузальных ценностей (РОКО) Э. Десси и Р. Райана в адаптации Д. А. Леонтьева, О. Е. Дергачевой, Л. Я. Дорфмана.

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд в адаптации А. К. Осницкого (2004).

Окончание табл. 2

Методики Личностная функция Социальная функция Непосредственные условия Контекстные условия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РОКО Опора на самостоятельные внутренние критерии (автономия) Опора на внешние критерии (контроль)

Диагностика социально-психологической адаптации Интернальность, самопринятие Адаптация и приятие других Стремление к доминированию Эмоциональная комфортность

Выводы

Предложено определение социально-психологической зрелости личности - качество социального субъекта (человека или группы), выражающееся в необходимости и готовности к самореализации путем преобразования социальной действительности в отношениях и взаимодействиях с людьми, группами и социальной средой, сообразуясь с культурно-историческими условиями.

Определение было уточнено путем соотнесения его с другими понятиями, содержащими признак «зрелость»: психологической, личностной и социальной зрелостью. Уточнение дало возможность понять, чем социально-психологическая зрелость не является. Это, в свою очередь, позволило очертить круг феноменов, к которым корреспондирует каждый из 4-х видов зрелости. Для социально-психологической зрелости таковыми являются адекватное понимание человеком смысла своих отношений с конкретными людьми и субъектами социального взаимодействия; оптимальный уровень социально-психологической компетентности в повседневных межличностных отношениях с конкретными людьми; продуктивный личный вклад человека в свою деятельность, в отношения с конкретными людьми, реализация этого сообразно актуальным социально-психологическим условиям. Этот прием показал возможность предложенного определения выделять релевантную ему реальность, отделяя ее от близких по содержанию явлений.

Описаны процессы, благодаря которым возникает и реализуется социально-психологическая зрелость - интериоризация социальных отношений в область личности с после-

дующим обращением новообразований к другим людям, ближайшему социальному окружению. Это циклически протекающий процесс взаимного становления и созревания двух видов зрелости: личностной и социально-психологической.

Показана принципиальная возможность использования личностных методов психодиагностики для изучения зрелости социально-психологической, опираясь на генетическое родство этих явлений. В качестве инструмента корректной интерпретации результатов психодиагностики предлагается набор логических аспектов, заложенных в определение социально-психологической зрелости: центральная личностная функция - необходимость и готовность к самореализации; центральная социальная функция - преобразование социальной действительности; непосредственные условия воплощения (динамика) - в отношениях и взаимодействии с людьми, группами и социальной средой; контекстные условия воплощения (содержание) - сообразно культурно-историческим условиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гогоненкова Е. А. Метафора в науке: фило-софско-методологический анализ : дис. ... канд. философ. наук. - М., 2005. - 156 с.

2. Давтян С. Э., Давтян Е. Н. Реметафоризация как реконструкция утраченной языком метафоры в лексике психотических больных // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2013. - № 2. - С. 66-69.

3. Джохадзе И. Д. Философия как метафора. -URL: http://screen.ru/vadvad/Komm/13/jokh. htm (дата обращения: 17.06.2019).

4. Нозикова Н. В. Понятие «зрелость» и основные эпистемологические подходы к его исследованию // Вестник Ярославского го-

сударственного университета им. П. Г. Демидова. - Серия Гуманитарные науки. -2013. - № 1. - С. 81-87.

5. Cognitive performance differentiates selected aspects of psychosocial maturity in adolescence / N. L. Galambos, S. W. S. MacDonald, C. Naphtali, A-L. Cohen, C. M. de Frias // Developmental Neuropsychology. - № 28. -2005. - P. 473-492.

6. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб. : Речь, 2006. - 384 с.

7. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М. : Смысл, 2001. - 416 с.

8. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. Научный сборник / под. ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростелевой. - СПб., 1997. - С. 38-46.

9. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб. : АСТ: Прайм-Еврознак, 2007. - 407 с.

10. Слободчиков В. И., Исаев Е. С. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъектно-сти : учеб. пособие. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

11. Журавлев А. Л. «Социально-психологическая зрелость»: обоснование понятия // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28, № 2. - C. 44-54.

12. ДоценкоЕ. Л., ПогороваР. И. Становление социально-психологической зрелости студентов-психологов // V Международная научная конференция «Психология индивидуальности» : сборник материалов. - М. : Литературное агентство «Университетская книга». - 2016. - С. 237-238.

13. Леонов Н. И., Главатских М. М. Социально-психологическая зрелость личности: инте-гративный подход // Известия Саратовского университета. Новая серия. - Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2014. -№ 1. - С. 55-60.

14. Александрова Г. Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества : дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2004. - 150 с.

15. Доценко Е. Л. Психология личности : учебное пособие. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2009. - 512 с.

16. Панькина Е. В. К вопросу о соотношении понятий «психологическая зрелость» и «самоактуализация» в психологии личности //

Вестник Мос. гос. гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. - Серия: Педагогика и психология. - 2010. - № 4. - С. 26-30.

17. Паттурина Н. П. Проблема зрелости в современной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2006. -Т. 7, № 17. - С. 113-126.

18. Колмогорова Л. А. Содержание и динамика мотивационной зрелости студентов-первокурсников в адаптационный период : дис. . канд. психол. наук. - Барнаул, 2008. - 190 с.

19. Брантова Ф. С. Представления о психологически зрелой личности в сознании людей разного возраста : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 247 с.

20. A random walk down university avenue: Life paths, life events, and personality trait change at the transition to university life / O. LQdtke,

B. W. Roberts, U. Trautwein, G. Nagy // Journal of Personality and Social Psychology. -№ 101 (3). - 2011. - P. 620-637.

21. Morales-Vives F., Camps E., Lorenzo-Seva U. Development and validation of the psychological maturity assessment scale (PSYMAS) // European Journal of Psychological Assessment. - № 29 (1). - 2013. - P. 12-18.

22. Winefield H. R., Harvey E. J. Psychological maturity in early adulthood: relationships between social development and identity // Journal of Genetic Psychology. - № 157 (1). -1996. - P. 93-103.

23. The measurement and structure of psychosocial maturity / E. Greenberger, R. Josselson,

C. Knerr, B. Knerr // Journal of Youth and Adolescence. - № 4 (2). - 1975. - P. 127-143.

24. The roles of identity formation and moral identity in college student mental health, health-risk behaviors, and psychological well-being / S. A. Hardy, S. W. Francis, B. L. Zam-boanga, S. Y. Kim, S. G. Anderson, L. F. Forthun // Journal of Clinical Psychology. -№ 69 (4). - 2013. - P. 364-382.

25. Старцева В. А. Роль поступков в достижении личностной интегрированности : дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2016. -205 с.

Информация о статье Дата поступления 5 июня 2020 Дата принятия в печать 30 июня 2020

Сведения об авторе

Доценко Евгений Леонидович - доктор психологических наук, профессор Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия). E-mail: dotsenko_e@bk.ru.

Для цитирования

Доценко Е. Л. «Социально-психологическая зрелость» - формирование понятия // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 3. С. 4-12. DOI: 10.24147/24106364.2020.3.4-12.

Article info

Received June 5, 2020 Accepted June 30, 2020

About the author

Dotsenko Evgeny Leonidovich - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Tyumen State University (Tyumen, Russia). E-mail: dotsenko_e @bk.ru.

For citations

Dotsenko E. L. Social-Psychological Maturity: Forming the Concept. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2020, no. 3, pp. 4-12. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.3.4-12. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.