Научная статья на тему 'Социально-психологическая удовлетворенность населения Ульяновской области реализацией проекта «Электронное здравоохранение»'

Социально-психологическая удовлетворенность населения Ульяновской области реализацией проекта «Электронное здравоохранение» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАСЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА / ЭЛЕКТРОННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SATISFACTION / INTERACTION / POPULATION OF THE ULYANOVSK REGION / IMPLEMENTATION OF THE PROJECT / ELECTRONIC HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гайнудинов Альберт Ренатович

С социально-психологической точки зрения рассмотрена на примере Ульяновской области удовлетворенность населения процессом взаимодействия с электронным здравоохранением, определены механизмы формирования удовлетворенности населения процессом взаимодействия с электронным здравоохранением и обосновывается необходимость разработать концептуальную модель состояния удовлетворенности населения взаимодействием с электронным здравоохранением, включающую оценку ее результативности и пути совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological satisfaction of the population of the Ulyanovsk region with implementation of the project of electronic health care

We consider, from the social and psychological points of view, the question of satisfaction of the population with electronic health care, which is considered on the example of the Ulyanovsk region. The formation mechanisms for such satisfaction are defined, and the need to develop a conceptual model for the state of satisfaction in respect to such interaction is proved, the model should include the assessment of its productivity and the ways of its perfection.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая удовлетворенность населения Ульяновской области реализацией проекта «Электронное здравоохранение»»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

39

2013. Вып. 3

Психология

УДК 316.6 А.Р. Гайнудинов

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

С социально-психологической точки зрения рассмотрена на примере Ульяновской области удовлетворенность населения процессом взаимодействия с электронным здравоохранением, определены механизмы формирования удовлетворенности населения процессом взаимодействия с электронным здравоохранением и обосновывается необходимость разработать концептуальную модель состояния удовлетворенности населения взаимодействием с электронным здравоохранением, включающую оценку ее результативности и пути совершенствования.

Ключевые слова: социально-психологическая удовлетворенность, взаимодействие, население Ульяновской области, реализация проекта, электронное здравоохранение.

Социальные, политические и экономические процессы, происходящие в России, привели к значительной демократизации общественных отношений в экономической, духовной, социальной и политической сферах. Расширение прав и свобод российских граждан, активное их вовлечение в преобразование общества предполагает частое взаимодействие с электронными системами. Взаимодействие это происходит посредством различных способов, одним из самых распространенных является электронное здравоохранение. Однако, как показывают результаты психологических исследований, в практике работы электронного здравоохранения существует немало сложностей (бюрократизм, низкие коммуникативные способности, низкая инициатива населения, плохое знание современных компьютерных технологий).

Информатизация здравоохранения представляет собой совокупность методических, организационных, правовых, финансовых и технологических мероприятий, направленных на достижение качественно нового уровня оперативности и удобства получения гражданами медицинских услуг, а также поддержки принятия управленческих решений органами управления здравоохранением, ТФОМС и учреждениями здравоохранения.

На примере Ульяновской области необходимо рассмотреть с социально-психологической точки зрения удовлетворенность населения процессом взаимодействия с электронным здравоохранением, определить социально-психологические механизмы формирования удовлетворенности населения процессом взаимодействия с электронным здравоохранением и разработать концептуальную модель состояния удовлетворенности населения взаимодействием с электронным здравоохранением, включающую оценку ее результативности и пути совершенствования.

В связи со стремительным развитием электронных систем и их внедрением во все сферы человеческой жизни становится актуальным на основе анализа теоретико-методологических основ проблемы удовлетворенности процессом взаимодействия населения с электронным здравоохранением определить социально-психологическую сущность данного процесса. Нами предложено разработать систему индикативных показателей степени удовлетворенности взаимодействием с электронным здравоохранением, осуществить структурную и факторную операционализацию исследуемых понятий на данном этапе. Назрела насущная необходимость своевременно осуществить социально-психологическое исследование состояния удовлетворенности личности (врачей и пациентов) взаимодействием с электронным здравоохранением, выявить особенности и ценностно-смысловые ориентации личности как субъекта затрудненного взаимодействия [1. С. 30-48].

Электронная регистратура действует в 29 лечебных учреждениях Ульяновской области: дистанционно записаться на прием к врачу можно на сайте www.doctor73.ru. Председатель Законодательного собрания Ульяновской области Б.И. Зотов в рамках «правительственного часа» на тему «Модернизация в системе здравоохранения Ульяновской области» отметил, что в ноябре прошлого года Министр здравоохранения Караулова Валентина Герасимовна ознакомила с проектом областной

40

2013. Вып. 3

А.Р. Гайнутдинов

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

целевой программы «Модернизация здравоохранения Ульяновской области на 2011-2012 годы», направленной на улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Ульяновской области, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранение [2. С. 367-371].

В то же время депутаты Законодательного собрания Ульяновской области высказали ряд пожеланий, чтобы данная программа содержала максимально конкретные целевые индикаторы, чёткие ожидаемые результаты по всем показателям в цифрах и процентах, которые предполагается получить по итогам реализации данной программы. Остро ставился вопрос об оплате труда медицинских работников.

Первоочередной задачей модернизации является конкретизация гарантий оказания медицинской помощи населению. Граждане должны знать, в каких случаях, какую и в каком объёме могут получить бесплатную медицинскую помощь, а государство должно обеспечить оказание такой медицинской помощи. Это две неразрывные составляющие.

Планируется запустить подобную электронную регистратуру во всех лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь.

В скором будущем ульяновцев ждет еще одно новшество. Вместо привычной бумажной амбулаторной карточки у пациентов появятся электронные карты. И больным не придется ездить из одного лечебного учреждения в другое, например за справкой об анализах или прививках.

Круг клиентов включает пациентов, врачей, ведомства, вовлеченные в охрану здоровья, и окружающее население.

Портал контактного центра МИАЦ Ульяновской области - это интернет-система для жителей и гостей области. Здесь можно записаться на приём к врачу в свою поликлинику. Для доступа к данной услуге необходимо пройти регистрацию в контактном центре здравоохранения Ульяновской области. Данная система позволит создать личный интернет-кабинет, с помощью которого можно записаться на приём к врачу в поликлинику, получить информацию о режиме работы лечебных учреждений, данные лабораторных исследований и статистику своих посещений врача. Также можно получать информацию профилактического характера, касающуюся взрослых и детей, вести электронный паспорт прививок.

В рамках развития портала - создание электронной аптеки для заказа медикаментов и предметов медицинского назначения с доставкой на дом, создание условий для удобных расчётов за платные медицинские услуги и создание дисконтного клуба, что позволит сократить долю расходов на платную медицинскую помощь и медикаменты.

Если клиенты не довольны обслуживанием в лечебном учреждении, то замечания, отправленные из личного интернет-кабинета, в течение 7 рабочих дней будут рассмотрены в надзорных органах здравоохранения города, но для этого нужно уметь пользоваться не только клавиатурой компьютера, но и всей информационной интернет-системой, что для старшего поколения пока не всем доступно.

Взаимодействие населения и медперсонала, использование электронных медицинских карт, системы регистрации и оповещения позволит нацелить жителей не на лечение, а на профилактику заболеваний.

В настоящий момент ведётся отладка программного обеспечения, и портал работает в тестовом режиме с ограниченным функционалом: медицинская карта, электронная карта, больница, поликлиника, расписание врачей, расписание специалистов, запись на прием, приём, прием врача, медицина, центр здравоохранения, здоровье, картотека, женская консультация, прием жалоб, вызов врача на дом. Определяется ряд параметров удовлетворенности системой взаимодействия с электронным здравоохранением, где население может выразить свой уровень удовлетворенности от таких параметров, как:

- организация процесса регистрации в электронной системе;

- электронная запись в очередь;

- запись на прием через Интернет;

- запись на прием через инфомат (электронный информационный терминал);

- запись на прием по телефону;

- выбор врача;

- выбор места приема;

- выбор времени приема;

Социально-психологическая удовлетворённость населения.

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

41

2013. Вып. 3

- ведение электронных амбулаторных карт пациентов;

- ведение электронных стационарных карт пациентов;

- регистр врачей;

- справочник медикаментов;

- электронный рецепт;

- электронная аптека.

Медицинский персонал может выразить свой уровень удовлетворенности от таких параметров,

как:

- регистрация и учет обслуживаемых граждан;

- управление взаиморасчетами за оказанную медицинскую помощь;

- анализ деятельности и формирование отчетности;

- запись пациентов на обслуживание;

- управление занятостью ресурсов и распределение потоков пациентов в лечебно-профилактическом учреждении;

- ведение электронных амбулаторных карт пациентов;

- ведение электронных стационарных карт пациентов;

- центральное хранилище медицинских карт пациентов [3. С. 22-39].

Таким образом, созданная нормативно-правовая база проекта позволяет осуществить реализацию всех направлений региональной программы модернизации здравоохранения Ульяновской области. Улучшение материально технического состояния учреждений здравоохранения является базисным мероприятием модернизации здравоохранения Ульяновской области.

* * *

1. Грязнов И.М., Васина В.В. Особенности и ценностно-смысловые ориентации аддиктивной личности как субъекта затрудненного взаимодействия // Казан. педагог. журн. 2013. № 2.

2. Грязнов И.М., Гайнудинов А.Р. Формирование удовлетворенности социальными взаимодействиями аддиктивной личности // Современные проблемы дидактики средней и высшей профессиональной школы: материалы междунар. науч.-практ. конф. 1.10.13. Казань: ИПППО РАО, 2013. 904 с.

3. Гайнудинов А.Р., Грязнов А.Н. Социально-психологическая удовлетворенность граждан в процессе взаимодействия с системой электронного здравоохранения // Казан. педагог. журн. 2013. № 4.

Поступила в редакцию 06.08.13

A.R. Gaynudinov

Social and psychological satisfaction of the population of the Ulyanovsk region with implementation of the project of electronic health care

We consider, from the social and psychological points of view, the question of satisfaction of the population with electronic health care, which is considered on the example of the Ulyanovsk region. The formation mechanisms for such satisfaction are defined, and the need to develop a conceptual model for the state of satisfaction in respect to such interaction is proved, the model should include the assessment of its productivity and the ways of its perfection.

Keywords: social and psychological satisfaction, interaction, population of the Ulyanovsk region, implementation of the project, electronic health care.

Гайнудинов Альберт Ренатович, соискатель

ФГНУ Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования 420039, Россия, г. Казань, ул. Исаева, 12 E-mail: virash1@mail.ru

Gaynudinov A.R., applicant

Institute of pedagogy & psychology of professional Education of the Russian Academy of Education 420039, Russia, Kazan, Isayeva st., 12 E-mail: virash1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.