Научная статья на тему 'Социально-психологическая сущность флешмоба'

Социально-психологическая сущность флешмоба Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1871
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛЕШМОБ / АКЦИЯ / ТОЛПА / ГРУППА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Довжик Галина Владимировна, Глухова Елена Игоревна

Статья посвящена интерпретации понятия флешмобов, классификации флешмобов, определению их места в континууме толпы и группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ESSENCE OF A FLASHMOB

The article focuses on the interpretation of the flashmob concept, flashmob classification, definition of a flashmob place in the continuum of the crowd and a group.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая сущность флешмоба»

УДК 159.9

Г.В. Довжик Е.И. Глухова

Galina Dovzhik

Elena Glukhova

В современном мире все большую популярность приобретают различные массовые акции. Особенно интенсивно развивается в настоящее время такой особый вид социально-психологической акции, как флешмоб. Большинство акций объединяет стремление произвести некие совместные действия. Все акции неожиданны для случайных зрителей. Основополагающим же фактором является самоорганизация через современные средства коммуникации. Подобные акции обычно носят социально-политический характер. Они являются более простым, оперативным и безопасным способом выражения общественного мнения или привлечения внимания к актуальным проблемам, чем митинги и демонстрации.

Главная цель флешмобов - удивить случайных зрителей, но так, чтобы у них не возникло отвращения к происходящему или смеха. В сценарии классических флешмобов должна закладываться абсурдность действий. Тогда случайные зрители первое время не могут понять смысл происходящего. Такие акции проводятся с серьезным видом в многолюдных местах, но чтобы не вызывать отрицательной реакции у случайных зрителей, - тихо, спокойно или почти незаметно. Иногда инструкции мобберам выдаются специальными агентами до акции. На акциях участники делают вид, что для них все вполне обыденно. Поэтому флешмоб не должен быть сложным и иметь какую-либо яркую атрибутику.

Акция начинается одновременно всеми участниками. Перед этим согласовывается точное время либо назначается специальный человек (маяк), который должен подать сигнал старта всем участникам флешмоба. Подобные акции длятся недолго (обычно до 5 мин), иначе случайные зрители начинают проявлять активность: приставать с вопросами, вызывать работников охраны и правопорядка и т.п. Либо игнорируют флешмоб и продолжают заниматься своим делом. Участники, как правило, делают вид, что друг друга не знают; на вопросы зрителей пытаются не отвечать либо в ответах не раскрывают истинный смысл происходящего. Ответы на потенциальные вопросы зевак часто планируются заранее. Обычно по завершении мероприятия участники собираются, чтобы поделиться впечатлениями.

Акцию-флешмоб в первоначальном смысле слова теперь называют классическим флешмобом. Со временем флешмобы стали приобретать разные формы, что привело к необходимости их социально-психологической типизации. Так, в настоящее время в основном известны следующие виды флешмобов: неспектальный (реальный) моб, >моб (ай-моб), экстрим-моб, арт-моб, L-моб (эль-моб), 8ша11-моб (смолл моб), фан-моб, date-моб (дейт моб), моб-хаус, моб-игра, книговорот, фаршинг, мон-страция. Критериями выделения данных типов являются направленность акций, сценарные вариации, особенности поведения и взаимодействия участников, их роли. Рассмотрим подробнее каждый вид социально-психологической акции флешмобов.

© Довжик Г.В., Глухова Е.И., 2014

Неспектакльный моб (реальный флешмоб, нонспектакулярный моб, х-моб) - это акция, в которой участники пытаются смоделировать тонкое социо-коммуникативное пространство, когда в первую очередь учитывается переживание самих участников. Моб может быть незаметен для окружающих, поскольку не ставится задача произвести впечатление на внешнего зрителя. Варианты: споткнуться, внимательно читать чек около входа в магазин и что-то в голове считать, слегка шевеля губами и закидывая глаза; тщетно пытаться завязать шнурки, застегнуть или расстегнуть заевшую молнию на куртке, сумке, отряхивать испачканную одежду; переписывать информацию с какой-нибудь рекламы; играть на ходу с мобильным приложением; наклеить объявление на столб. Со стороны непонятно, поступает ли так человек преднамеренно или это действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Тактика повторения события, рассчитанная на формирование у прохожих ощущения неординарности происходящего, порождает эффект изменения сознания, сходный с действием психотропных веществ. Концептуальная идея такого моба - «изменение повседневности повседневностью».

I-mob - общее название всех видов акций, проводимых в интернете (форумы, icq, e-mail-переписка, чаты и т.п.). В основном интернет-флешмобы представляют собой комментарии к опросам со смешными вариантами ответов, часто рождаются спонтанно.

Арт-моб - акция, имеющая определенную художественную ценность и, как следствие, сложная для реализации, требующая иногда отступления от традиционных правил флешмоба. Как правило, арт-моб выполняется небольшим количеством участников с использованием реквизита, нацелен на зрелищность, эстетизирован, предполагает репетиции; в организации помогает команда профессионалов - режиссеров, сценаристов, дизайнеров и др. Тем не менее основные законы классического флешмоба остаются в силе.

Экстрим-моб - это акция с ярко выраженной экстремальной направленностью. Выполняются действия, шокирующие даже самих участников.

L-моб (англ. long mob- долгий моб) предполагает заранее оговоренные манипуляции, которые каждый моббер может совершать практически в любое удобное для него время и в удобном месте.

Small-моб - ультракороткий моб для поддержания жизненного тонуса, например «вагон для молодежи».

Фан-моб (англ.fun-mob- веселый моб, иногда называют «цирком») - флешмоб, по сценарию или самопроизвольно ставший комичным. Характеризуется несоблюдением правил, отсутствием у мобберов особого ощущения моба. Как правило, в фан-моб превращаются спонтанные акции, провести которые мобберы решили сразу после основного флешмоба.

Date-моб (англ. date- свидание) - акция, направленная на знакомство мобберов особым, необычным способом. Проводится из расчета: на каждую пару одна акция. Участники не должны быть знакомы друг с другом до акции и предварительно, кто будет принимать участие.

Моб-хаус (англ. mob-house) - это моделирование социо-коммуникативного пространства, понятного только лишь участникам акции и вызывающего недоумение у случайных свидетелей. Акция рассчитана на несколько часов, в течение которых мобберы живут (в отличие от следования сценарию) по заданным правилам, не принятым в обыденной жизни.

Моб-игра предполагает определенное взаимодействие участников, между которыми допустимы контакты, заранее оговоренные на организационном интернет-сайте. Концовка может оказаться непредсказуемой.

Фаршинг - это неформальное направление интеллектуального и психологического экстрима. Целью фаршинга является публичное действо, участники которого должны на время забыть о комплексах и тех социальных, моральных и этических рамках, которыми привыкли сковывать себя в повседневной жизни. Фаршинг не подразумевает публичного представления, так как не рассматри-

вает окружающий социум как зрителя. Такой моб создается для самих участников, основная цель которых - совершить какое-либо неординарное действие, нетипичное или даже пугающее с точки зрения обывателя. Акция нацелена на расширение сознания участников путем разрушения шаблонов.

Монстрация (производная от слова демонстрация) - это манифестация с плакатами абсурдного содержания. Главная цельмонстрантов- требовать непонятного.

Внезапно возникнув, движение флешмобберов стремительно прокатилось по крупнейшим городам. Тем не менее у него до сих пор не существует ни центрального комитета, ни единого сайта, по этому во многих городах флешмоб-движение пришло в упадок. В теоретическом плане исследование феномена флешмоба опирается на методологические положения теорий карнавальной культуры, игр, психологии масс, молодежных субкультур. Несмотря на формальные различия, карнавал и флешмоб сходны по природе явлений: их объединяет абсурдность действий, пренебрежение нормами поведения, раскрепощенность и фамильярность участников, свобода самовыражения и естественный контакт.

Игровая составляющая является мотиватором деятельности в сфере организации и проведения флешмобов. Игра дает участникам свободу действий, возможность существования вне реальности, в собственных пространственно-временных рамках, со своими правилами, целями и ценностными установками. Субкультура флешмобберов благодаря возрастному составу участников считается молодежной: 90 % участников - молодежь, преимущественно студенты, располагающие большим количеством свободного времени, 9 % - молодые родители с детьми, 1 % - люди среднего или пожилого возраста. Участвуя в акциях, флешмобберы стремятся уйти от стереотипов нормального и деви-антного, популяризируя идею «изменения реальности».

Флешмоб - это явление больших городов, мегаполисов, где повседневные толпы людей не считаются аномальным явлением. Человек, участвующий во флешмобе, является частью толпы. Феномен толпы, сущностные принципы организации массовых акций рассматривает теория психологии масс. Г.Лебон под толпой понимает некоторое собрание индивидов, обладающее «коллективной душой», для которого характерно исчезновение сознательного, преобладание бессознательного, нивелирование интеллектуальных способностей участников, ориентирование мыслей и чувств в едином направлении [3]. Люди толпы внушаемы и проявляют экстремистские настроения. Появление у толпы таких черт обусловлено, во-первых, тем, что в толпе индивиды менее склонны обуздывать свои инстинкты, потому что толпа анонимна и это избавляет от ответственности; во-вторых, в толпе всякое чувство и действие заразительны до такой степени, что индивид легко приносит свои личные интересы в жертву интересу коллективному; в-третьих, индивид в толпе легко поддается внушению. В числе свойств, характеризующих толпу, Г. Лебон называет импульсивность, изменчивость, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность, нетерпимость, авторитетность, консерватизм.

Важную роль в формировании феномена флешмоба играет лидерство. Эволюция теории лидерства прошла следующие этапы: теория черт (1930-1950 гг.), бихевиоральная школа (1960-е гг.), ситуационная теория (конец 1960-х - 1990 гг.). Рассматривались различные точки зрения на поведение и личностные качества лидера, особенности его последователей и проч. В основном «вождями» толпы становятся психически неуравновешенные фанатики, люди действия, верящие в определенную идею и заражающие толпу этой идеей благодаря свойственной им харизматической притягательности. Толпа инстинктивно подчиняется власти своего вождя. В отличие от индивида, входящего в состав толпы, вождь сохраняет свою волю.

Несмотря на длительную историю изучения феномена лидерства, это понятие трактуется исследователями в целом неоднозначно. Так, под лидерством часто понимают процесс, посредством которого определенные индивидуумы мобилизуют и ведут за собой группу. Авторы настоящей ста-

тьи полагают, что основная задача лидера - создать высокоэффективную команду людей, которая будет добиваться поставленных целей, побеждая своих конкурентов, и управлять ей. Лидер - это человек, оказывающий влияние на деятельность группы как член группы, который лучше других понимает ее нормы и ценности [2]. И ему важно добиться так называемого эффекта разделенного согласия, когда все члены группы принимают и разделяют цели, на достижение которых направляются их усилия.

В настоящее время основной интерес исследователей феномена лидерства обращен к фигуре руководителя, изучению эффективности его деятельности в организации. На практике роли руководителя и лидера могут не совпадать. В отличие от зарубежных, российские ученые традиционно дифференцируют понятия лидерства и руководства. Г.М. Андреева, давая определения этим понятиям, подчеркивает, что лидерство является психологической характеристикой поведения определенных членов группы, а руководство - социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего при определении ролей управления и подчинения [1; 2].

Наличие нескольких типологий лидерства и различных исследовательских интерпретаций данного понятия косвенно указывает на неоднозначность стоящего за ним феномена. Вместе с тем, теория лидерства на сегодняшний день уже сформировалась, что дает основания опираться на нее при анализе новых типов лидерства, возникающих, в частности, в среде интернет-сообществ и флеш-мобберов. В рамках обозначенной темы исследования проведен сравнительный анализ признаков толпы, флешмоба и социальной группы (под социальной группой в работе понимается относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями) (см. табл.).

Таблица

Сравнительный анализ свойств толпы, флешмоба и социальной группы

Признак Толпа Флешмоб Социальная группа

1. Организованная структура - + +

2. Наличие лидера + + +

3. Наличие постоянного взаимодействия длительное время - + +

4. Наличие общей цели - + +

5. Ориентация на определенную аудиторию - + +

6. Анонимность + + -

7. Внушаемость + + -

Таким образом, выявлены сущностные признаки понятия «флешмоб» и психологические предпосылки его изучения, исследован процесс формирования флешмобов, составлена их типология. На основании результатов теоретического анализа предлагается определять флешмоб как социально-психологическую акцию, при которой для проведения спланированного сценарного массового собы-

тия под воздействием определенных социально-психологических механизмов происходит трансформация группы из стихийной в сплоченную с референтным лидером, обладающую характеристиками толпы и группы, такими как: организованная структура, наличие лидера, длительное постоянное взаимодействие, общая цель, ориентация на четкую аудиторию, анонимность и внушаемость.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 303 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 375 с.

3. Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - М.: АСТ, 2000. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.