СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ АПТЕЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Артемова О.В., Раздорская И.М., Чембарцева И.В.
Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко, кафедра организации фармацевтического дела и технологии лекарств, г. Воронеж, 394000, ул. Студенческая,10 Курский государственный медицинский университет, кафедра управления и экономики фармации, г. Курск, 305041.ул.К.Маркса,3
В работе представлены данные о социально - психологической роли и конфликтологической компетентности руководителя аптечного предприятия. Проведен комплексный анализ сущности конфликтов в трудовых коллективах с целью мониторинга социально - психологической атмосферы коллектива.
Ключевые слова: социально - психологическая роль, руководитель, конфликты в трудовом коллективе, социально - психологическая атмосфера.
Среди социальных групп, функционирующих в обществе, важное место принадлежит трудовым коллективам, в которых осуществляется непосредственное взаимодействие между людьми. С каждым годом нагрузка на психику аптечного работника возрастает, и поэтому успех его деятельности в значительной степени зависит от социально-психологического климата коллектива [1,4]. Главная роль в оптимизации такой атмосферы принадлежит руководителю предприятия, поскольку придание функционально-конструктивной направленности жизни коллектива входит в круг его обязанностей [1]. При несоблюдении немаловажной функции формируется нездоровая атмосфера в трудовом коллективе, характеризующаяся напряженностью человеческих отношений, стрессами, неврозами, частыми конфликтами между членами трудового коллектива [3]. Многочисленные исследования показывают, что 15% рабочего времени в фармацевтической организации теряется на выяснение отношений и на послеконфликтные переживания [5]. Показатели уровня качества оказываемой фармацевтической помощи населению после стресса ниже на 9 - 11% [2].
Цель исследования: комплексный анализ сущности конфликтов в трудовых коллективах как источника определения социально - психологической роли руководителя в менеджменте конфликта.
Материалы и методы исследования: в работе использовались статистический, системный методы, сравнительный анализ, метод опроса. Методом анонимного анкетирования было опрошено 56 руководителей аптек г. Воронежа.
Результаты исследования: в большинстве трудовых коллективов аптечных организаций конфликты встречаются с частотой от 1 до 3 раз в месяц (66,1%). Субъектами конфликтных ситуаций в трудовых коллективах чаще всего является персонал среднего звена (фармацевты) - в 52,3% случаев, а конфликты носят межличностный характер (в 72,2% случаев). Среди объективных и субъективных причин конфликтов лидирующими являются объективные (недостаточная согласованность работников, ограничение ресурсов, противоречия между функциями, недостаточный уровень профессиональной подготовки). Их доля составила 54,5%, тогда как субъективные причины (различия в манере поведения и жизненном опыте, психологический феномен) отмечались в 45,5% случаях. В большей степени (90,2%) руководители в курсе всех конфликтов, возникающих в их организации, но в менеджменте конфликтных ситуаций принимают участие только 38 из 56 руководителей, которые в основном используют социально-психологические методы решения конфликтов, ведущим из которых являются переговоры (76,8%) с применением убеждения участников конфликта и проведением разъяснительных бесед о значимости спокойной работы для коллектива. Административные методы решения конфликтов (поощрения, выговор, замечания) применяются значительно реже, в 12,6% случаев.
Вывод: Таким образом, конфликтологическая компетентность руководителей основывается, прежде всего, на социально-психологических методах менеджмента конфликта. Руководителю необходимо осуществлять непрерывный мониторинг социально - психологической атмосферы в трудовом коллективе с целью эффективного трансформирования социально-негативных процессов в социально-позитивные и использовать актуальные социально - психологические методы менеджмента стрессовых ситуаций и конфликтов с внедрением наиболее эффективных методик в трудовую практику аптечного предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большаков А. С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика.- СПб. Питер. 2002.-416с.
2. Джеймс П. Менеджмент основанный на ценности. - М. ИНФРА - М. 2006. - 188с.
3. Стародубов В.И. Управление персоналом организации. - М.ГЭОТАР-Медиа.2006.-1104 с.
4. Творогова Н.Д. Психология управления. - М. ГЭОТАР-МЕД. 2001.-384с.
5. Tootelian, Dennis H., Essential of Pharmacy Management / Dennis H., Tootelian, Ralph M. Yaedreke. 258p.
Library of Congress Cataloging - in - Publication Data.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т. 12.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т. 10.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
17. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
27. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
28. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
29. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
SOCIO-PSYCOLOGICAL ROLE OF THE MANAGER IN RESOLVING WORKING CONFLICTS AMONG THE EMPLOYEES OF A PHARMACEUTICAL ENTERPRISE
Artemova O. V., Razdorskaya I.M., Chembartseva I.V.
The Voronezh State Medical Academy named after N. N. Burdenko, chair for pharmacy management and medicament technology, Voronezh. 394000. Studencheskaya St. 10,
Kursk State Medical University, chair for pharmaceutical management and economics, Kursk. 305041. Karla Marksa St.3
The article presents findings about socio-psychological role and conflict-controlling competence of a manager at a pharmaceutical enterprise. The nature of conflicts at work has been subjected to a complex analysis to monitor psychological climate at a workplace.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва