Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ МОБИЛИЗОВАННЫХ ГРАЖДАН'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ МОБИЛИЗОВАННЫХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТРЕСС / РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цатурян Марина Оганесовна, Вадурина Елена Николаевна, Носова Наталья Валентиновна

В статье рассматривается вопрос необходимости внедрения мер социально-психологической поддержки семьям мобилизованных лиц наряду с уже действующими поддерживающими мероприятиями. Приводятся результаты опроса, подчеркивающие актуальность поставленной проблемы, и конкретизируются те направления социально-психологической помощи, которые представляют особую значимость для членов семей мобилизованных граждан. Описываются мероприятия социально-психологической направленности в рамках специально разработанной программы «Психологическая помощь семьям мобилизованных граждан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цатурян Марина Оганесовна, Вадурина Елена Николаевна, Носова Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO FAMILIES OF MOBILIZED CITIZENS

The article discusses the need to introduce measures of socio-psychological support to the families of mobilized persons along with the already existing support measures. The results of the survey are given, emphasizing the urgency of the problem posed, and specifying those areas of socio-psychological assistance that are of particular importance for family members of mobilized citizens. The measures of a socio-psychological orientation within the framework of a specially developed program "Psychological assistance to the families of mobilized citizens" are described.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ МОБИЛИЗОВАННЫХ ГРАЖДАН»

Важным моментом в создании условий, являются техники, которые помогут ребенку самому осознать, проанализировать и понять какие ошибки он допускает и что возможно изменить. Техника «пяти вопросов» (таблица 2), поможет приблизится к успеху.

Таблица 2

Техника «пяти вопросов»

Параметры Вопросы

Мои мысли Что я нового сегодня узнал?

Шаги к цели Что я сегодня сделал и чего достиг?

Настроение Каким было мое настроение, что вызвало у меня разочарование? Что меня расстроило?

Помощь Чем я сегодня помог другим?

Психологическое и физическое здоровье Что я сегодня сделал для укрепления своего здоровья?

Простая и доступная техника, которая поможет ребенку проанализировать как прошел его день.

Итак, успех является «мостиком» к счастливой и включенной жизни ребенка с ОВЗ. Успех редко бывает результатом непроизвольной деятельности, чаще всего это созданные условия и результат выполнения последовательных действий.

Каждый взрослый хочет, чтобы ребенок был успешным, умел самостоятельно принимать решения, справляться с трудностями, анализировать ошибки, не сдаваться и во всем этом ему может помочь взрослый любящий человек.

Литература:

1. Алехина, С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации / С.В. Алехина. - МГПУ. - М., 2012

2. Белкин, А.С. Ситуация успеха: как ее создать: Учебное пособие / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

3. Дунаевская, Э.Б. Факторы психологической готовности учителей к включению в общеобразовательный класс обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Э.Б. Дунаевская // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2017. - №3

4. Калимуллина, О.А. Основы ситуации успеха в учебной деятельности с детьми с ОВЗ / О.А. Калимуллина // Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Цатурян Марина Оганесовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук Вадурина Елена Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Носова Наталья Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда);

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ МОБИЛИЗОВАННЫХ ГРАЖДАН

Аннотация. В статье рассматривается вопрос необходимости внедрения мер социально-психологической поддержки семьям мобилизованных лиц наряду с уже действующими поддерживающими мероприятиями. Приводятся результаты опроса, подчеркивающие актуальность поставленной проблемы, и конкретизируются те направления социально-психологической помощи, которые представляют особую значимость для членов семей мобилизованных граждан. Описываются мероприятия социально-психологической направленности в рамках специально разработанной программы «Психологическая помощь семьям мобилизованных граждан».

Ключевые слова: социально-психологическая помощь, психологическое здоровье, стресс, ресурсы личности.

Annotation. The article discusses the need to introduce measures of socio-psychological support to the families of mobilized persons along with the already existing support measures. The results of the survey are given, emphasizing the urgency of the problem posed, and specifying those areas of socio-psychological assistance that are of particular importance for family members of mobilized citizens. The measures of a socio-psychological orientation within the framework of a specially developed program "Psychological assistance to the families of mobilized citizens" are described.

Key words: social and psychological assistance, psychological health, stress, personal resources.

Введение. Современная социально-политическая ситуация обозначила для современного человека ряд ключевых вызовов, реакция на которые требует от личности комплексной актуализации всех видов ресурсов. В ситуациях, когда информационно-новостной и событийный фон превышает психологические возможности и резервы личности, очевидной становится необходимость реализации дополнительных мер социально-психологической помощи людям, оказавшимся в центре социальных потрясений. Особенно актуальным обозначенный вопрос встал для определенных социально-демографических групп населения Российской Федерации, которого коснулись процессы частичной мобилизации в рамках реализации государством специальной военной операции. Мобилизация родственника, близкого члена семьи рассматривается большинством психологов-практиков именно тем примером, когда у субъекта сложившейся ситуации может не хватать собственного ресурса для осознания и интеграции резко изменившихся фактов и обстоятельств в новый жизненный план ввиду переживания деструктивных эмоций и невозможности преодолеть их самостоятельно. Таким образом, очевидной становится необходимость актуализации дополнительных мер социально-психологической помощи

семьям мобилизованных, которые в большинстве наблюдаемых ситуаций оказались психологически не готовы к ресурсному личностному функционированию в избыточно волатильных социально-политических обстоятельствах [1; 3; 5].

Необходимо отметить, что в рамках действующей социальной политики государством реализуется ряд ключевых мер в отношении семей мобилизованных, среди которых активно выделяются такие направления поддержки как социально-ориентированная помощь (получение необходимых социальных льгот, гарантий, выплат и т.д.), юридическая помощь (консультационная помощь в решении тех или иных юридических вопросов), помощь в решении социально-бытовых вопросов, реализуемая в основном волонтерскими организациями. При этом, как указывают многие субъекты сложившейся социальной ситуации, имеется острая потребность семей мобилизованных в получении психологических мер поддержки, связанных с помощью в принятии новой реальности и выработке необходимого личностного ресурса, адекватного относительно успешному психологическому функционированию в социуме.

Изложение основного материала статьи. Для конкретизации обозначенной проблемы и детализации социально-психологических путей ее научно-практического решения нами был проведен стандартизированный опрос членов семей мобилизованных города Вологды и Череповца Вологодской области. Выборочную совокупность респондентов составили 147 человек, среди которых были опрошены жены мобилизованных (57% от выборочной совокупности), родители мобилизованных (32% от выборочной совокупности), а также дети мобилизованных юношеского возраста (11% от выборочной совокупности).

Стандартизированный опрос был реализован при помощи специально сконструированной анкеты, включающей как открытые, так и закрытые вопросы, и направлен на конкретизацию ключевых психологических проблем, актуальных для членов семей мобилизованных и связанных непосредственно с процессами частичной мобилизации. Наиболее существенным с позиции получения ключевых информационных данных нами рассматривался вопрос, связанный с уточнением наиболее значимых психологических запросов от членов семей мобилизованных, которые могли бы стать предметом дальнейшей консультационной, развивающей и просветительской работы. Анализ массива эмпирических данных, в частности контент-аналитическая обработка полученных ответов респондентов, позволила выделить наиболее значимые запросы респондентов, связанные с решением следующего круга социально-психологических проблем [2; 4].

Среди наиболее значимого запроса, который указывается в большинстве ответов респондентов (79%), можно зафиксировать потребность в оказании экстренной помощи, связанной с переживанием стрессовых состояний. Подобные состояния, как правило, вызваны необходимостью принятия остро негативной информации, такой как смерть близкого в зоне военных действий, пропажа без вести, попадание в плен, инвалидизация, ранение. Внезапность сообщения подобного рода информации требует быстрой, резкой концентрации всего необходимого личностного потенциала человека для выработки адекватного алгоритма действий в сложившихся обстоятельств. В свою очередь необходимость продолжать рационально реализовывать положенные в той или иной ситуации действия, процедуры, а также возложенные на человека обязательства, несмотря на сильнейшее эмоциональное потрясение, вызывает избыточный расход личностного ресурса и влечет за собой психическое истощение.

На втором по значимости для оказания социально-психологической помощи семьям мобилизованного оказалось такое направление, как работа с различным спектром эмоций и эмоциональных состояний. По мнению респондентов, имеется необходимость в помощи преодоления таких эмоций, как тревога, страх, вина, печаль, гнев и агрессия. Именно данный перечень эмоций был выявлен нами в ходе контент-аналитической обработки открытых ответов респондентов - членов семей мобилизованных. Несмотря на общую модальность данных эмоций, безусловно, они нуждаются в различных техниках коррекции, что, в свою очередь, еще раз актуализирует вопрос о необходимости внедрения дополнительных диверсифицированных социально-психологических мер в работе с семьями мобилизованных.

Среди наиболее часто упоминаемых эмоциональных состояний, в коррекции которых, по мнению опрошенных респондентов, есть острая необходимость можно выделить такие как, чувство неопределенности, беспомощности, бессмысленности существования, переживание утраты. Очевидно, что сложность, комплексность проявления данных эмоциональных переживаний требует продолжительной работы с психологом-практиком в рамках реализации действенных инструментов психотерапии.

Таким образом, проанализировав данные опроса и обозначив круг ключевых направлений, потребность в социально-психологической помощи, которая может быть организованно оказана семьям мобилизованных, мы подошли к следующему вопросу, связанному с описанием психологических инструментов, валидных для решения описанного спектра задач.

На наш взгляд, комплекс социально-психологических мер поддержки семей мобилизованных может быть реализован в рамках специально организованной по различным психологическим направлениям работы, в которую входит консультационный, просветительский, а также развивающий арт-терапевтический блоки. Кроме того, наряду с названными направлениями практической психологической работы, необходимо вводить в психологическую практику работы с семьями мобилизованных поэтапное обучение методам самопомощи и саморегуляции эмоциональных состояний.

В Вологодском государственном университете сотрудниками кафедры психологии, педагогики и социальной работы предложен курс повышения квалификации для педагогов-психологов образовательных учреждений по вопросам оказания психологической помощи семьям мобилизованных граждан (объем программы 36 часов). Кроме того, по запросу специалистов и организаций, оказывающих психологическую помощь и поддержку, проводится краткосрочное обучение (семинары 16 часов).

Целью освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации является формирование комплекса компетенций, позволяющих оказывать экстренную психологическую помощь и поддержку взрослым и детям в острых кризисных ситуациях, в ситуациях неопределенности, в ситуациях переживания горя и утраты, осуществлять сопровождение семьи.

В процессе реализации курса решаются следующие задачи:

- сформировать представление об острых кризисных ситуациях, особенностях и формах реагирования людей разного возраста, в том числе детей и подростков; этапах переживания утраты и горя, особенностях переживания горя детьми; посттравматическом стрессовом расстройстве, его формах и проявлениях;

- ознакомить с диагностическим инструментарием, в том числе с экспресс-методиками, позволяющим определить уровень стресса, особенности эмоционального состояния клиента;

- предложить технологии оказания первой помощи в ситуациях острого стресса, техники помощи клиентам (взрослым и детям) при переживании утраты, техники работы с острыми стрессовыми расстройствами (ОСР) и постстрессовыми расстройствами (ПТСР);

- освоить ресурсные техники и техники самопомощи в условиях работы в ситуации острого стресса.

Тематический план курса «Психологическая помощь семьям мобилизованных граждан»

п/п Тематический блок Темы Формы и методы работы

1 Оказание экстренной психологической помощи в острых стрессовых ситуациях. Понятия стресс, острая реакция на стресс (ОРС). Типы реакций на стресс (истерика, агрессия, ступор, страх, плач, нервная дрожь, психомоторное возбуждение, апатия) и алгоритм поведения психолога в каждом случае. Психология утраты, стадии переживания горя. Методы работы психолога на разных стадиях переживания горя. Разбор практических случаев, рефлексия собственного опыта, проигрывание ситуаций.

2 Психологическое сопровождение семей. Понятие посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Фазы посттравматических переживаний. Развитие навыков работы с состоянием эмоциональной нестабильности, подавленности, беспомощности, навязчивых мыслей, переживания потери контроля над своей жизнью и др. Разбор практических случаев, рефлексия собственного опыта, техники когнитивно-поведенческого подхода.

3 Работа психолога с детьми разного возраста в ситуации ОСР и ПТСР. Роль близкого взрослого в кризисных переживаниях детей. Особенности переживания горя, ОСР и ПТСР маленькими детьми и подростками. Методы и приемы работы психолога с детьми. Разбор практических случаев, рефлексия собственного опыта, проигрывание ситуаций.

4 Профилактика эмоционального выгорания специалиста. Методы и техники стабилизации эмоционального состояния специалиста при оказании помощи в кризисной ситуации. Арт-терапия, ресурсные техники, техники саморегуляции эмоционального состояния.

В рамках обучения предполагается актуализация основных теоретических понятий кризисной психологии, особенностей работы с горем и утратой у взрослых и детей. В целом же курс имеет практико-ориентированную направленность: рефлексия и обсуждение случаев из практики, разбор кейсов, отработка практических упражнений и приемов. Специфика тематики обусловливает то, что в течение всего обучения акцент ставится на сохранение психологического благополучия специалистов, способы профилактики эмоционального выгорания и ресурсную терапию, обсуждаются возможные риски.

По опыту реализации программ обучения наиболее востребованы специалистами школ и психологических и социальных центров знания о способах оказания помощи при острых реакциях человека на стресс: истерика, агрессия, ступор, страх, плач, нервная дрожь, психомоторное возбуждение, апатия. Кроме того, важной оказывается и отработка навыков, которые необходимо формировать у людей в остром горе, это навыки, направленные на решение конкретных проблем, ориентировку в ситуации, на переключение от негативного опыта к позитивному, стабилизацию собственного эмоционального состояния, поддержку детей и др.

Выводы. Очевидно, что описанные выше психологические направления представляют собой самостоятельный и необходимый блок помощи семьям мобилизованных, ввиду чего могут быть реализованы профессиональными квалифицированными психологами-практиками, педагогами-психологами, наряду с действующими на федеральном и муниципальном уровнях мерами социальной поддержки семей мобилизованных. Именно комплексная реализация психологических мер поддержки по всем выделенным эмпирическим путем запросам со стороны субъектов сложившейся стрессовой ситуации может компенсировать недостаточность психологической составляющей в актуализации полного спектра направлений поддержки семей мобилизованных.

Литература:

1. Андрющенко, О.Е. Аксиологические аспекты формирования здорового образа жизни учащейся молодежи: опыт регионального исследования / О.Е. Андрющенко, В.Н. Гуляихин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 4. -С. 44-46

2. Бутенко, И.А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко - Москва: «Тривола», 1998. - 228 с.

3. Гладышева, О.С. Формирование экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни: программы нового поколения / О.С. Гладышева, Е.В. Алексеева // Биология в школе. - 2016. - № 2. - С. 32-36

4. Поярова, Т.А. Методы психолого-педагогического исследования / Т.А. Поярова; Мин-во образов. и науки РФ. -Вологда: ВоГУ, 2015. - 176 с.

5. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - Москва: Академический проект, 2006. - 186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.