ДВЛарфенюк, ассистент кафедры «Связи с общественностью», Государственный Университет Управления. D.VParfenyk. the assistant of chair «Public relations» State University of Management.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР И МОЛОДЁЖИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ДОМИНИРУЮЩУЮ КУЛЬТУРУ.
SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL ORIENTATION OF REPRESENTATIVES OF YOUTH SUBCULTURES AND YOUTH FOCUSED ON DOMINATING CULTURE.
Аннотация: в настоящей статье определяется портрет представителя молодёжной субкультуры, выявляются различия мслсду представителями молодёжных субкультур и доминирующей культуры, исследуются характеристики социально-психологической направленности молодёжи, определяющие группу риска для ухода в субкультуры. Содержатся результаты обработки данных, собранных в ходе анкетирования с использованием опросника акцентуаций характера КЛеонгарда психологического тестирование 16-PF, созданного на основе 16-ти факторного личностного опросника Р.Кеттела, интервьюирования и диагностирования состояния агрессии представителей молодёжных субкультур и молодёжи ориентированной на доминирующую культуру.
The summary: In the present article the portrait of the representative of youth subculture is defined, distinctions between representatives of youth subcultures and dominating culture come to light, characteristics of a socially-psychological orientation of the youth, defining group of risk for leaving in subcultures are investigated. Results of the data processing, collected contain during questioning with questionnaire use K.Leongarda's character, psychological testing 16-PF, created on the basis of 16 factorial personal testing RXettela, interviewings and diagnosings of a condition of aggression of representatives of youth subcultures and youth focused on dominating culture.
Ключевые слова: молодёжная субкультура, комплексные субкультуры эмо, шты, хип-хоп, характеристики регуляторного компонента социально-психологической направленности, цели жизни, социальные установки, ценностные ориентации и групповые нормы, стереотипы, характеристики личностного компонента (интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные качества).
Keywords: the youth subculture, complex subcultures of emo, gotha, hip-hop, characteristics a component of a socially-psychological orientation, the life purpose, social installations, valuable orientations and group norms, stereotypes, characteristics of a personal component (intellectual, emotionally-strong-willed, communicative qualities).
Для изучения социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур (МСК) и молодёжи ориентированной на доминирующую культуру (ДК) было проведено исследование, в котором приняли участие 724 респондента. Из них 391 представитель МСК (112 эмо, 121 готов, 158 хип-хоп) и 333 представителя молодежи ориентированной на доминирующую культуру (109 школьников 9-11 класса средней общеобразовательной школы №785 г. Москвы, 94 студента 2 и 3 курса ГОУ СПО «Московского государственного техникума технологий и права» и 130 студентов 2 и 5 курса Государственного университета управления). Среди школьников 56% девушек и 44% юношей. Из студентов 84% девушек и 16% юношей. Из представителей МСК 51% девушек и 49% юношей. По гендерному различию в субкультуре эмо 81% девушек и 19% юношей, в субкультуре готы 46% девушек и 54% юношей, в субкультуре хип-хоп 42% девушек и 58% юношей. В эмо чаще вступают девочки. В хип-хоп мальчики. В готы равное количество. Самый популярный возраст молодёжи входящий в субт^льтуру эмо 14-17 лет (71%). Уготов 18-21 год(69%). Для представителей хип-хоп 18-21 год 40%.
Проанализировав самые популярные современные комплексные субкультуры, у нас получился портрет представителя субкультуры - девушка или юноша 14-22 лет, состоящие в субкультуре достаточно длительное время (2-5 лет). Самый популярный возраст для вступления в субкультуру 14-15 лет. В этом возрасте, кажется, что тебя никто не понимает и не считает взрослой личностью. Молодёжные субкультуры предоставляют широкий спектр возможностей для самовыражения и самоутверждения юных. Они вступают в субку льтуру и находят в ней себя, «сообщество равных» помогает забыть о проблемах, связанных с переходным возрастом, обрести понимание и эмоциональный комфорт. Общие черты присущие молодым людям, входящим в субкультуры - бунтари попирающие старые традиции, которые инстинктивно чувствуют, что миру и людям нужны резкие перемены. Тонкая нервная система, любознательные, доброжелательные, могут быть мрачными. Очень не любят, когда ими командуют, в результате они могут находиться в депрессии, смятении, раздражении, их обычное состояние - смена настроений. Это любители всего красивого, отличающиеся прямотой в отношениях. Притягивают опасность, обожают физический и эмоциональный риск, но не любят нести ответственность. Жавдут оставить свой след на земле. Рутина и посредственность не для них, не любят слишком тяжелой работы, лучше работают в коллективе. Род деятельности - учеба в школе и обучение в институте. Любят проводить время с близкими по духу людьми. Достаточно спортивны, любят ходить в спортзал, на тренировки. Учатся удовлетворительно и хорошо. Большинство из неполных семей. Семья очень влияет на молодёжь, молодые люди пытаются обратить на себя внимание родителей, бросая им вызов, уходят в молодежные субкультуры.
Для исследования социально-психологических качеств представителей молодёжных субкультур и молодёжи ориентированной на доминирующую культуру используется психологическое тестирование 16-PF, которое состоит из 186 вопросов. Опросник создан на основе широко известного и популярного 16-ти факторного личностного опросника американского психолога Р.Кеттела и в процессе диагностики опирается не только на данные разработчиков теста, но также и других исследователей, применявших опросник, в том числе и автора компьютерного варианта - Б.А.Базыма[1]. Характеристики личностного компонента (интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные качества)
существенно отличаются у представителей МСК и ДК. Характеристики интеллектуальных качеств представителей молодежных субкультур и доминирующей культуры отличаются. Общими являются характеристики по следующему фактору В «интеллект»: 1) преобладает конкретно-образное мышление, у представителей МСК (53%), у представителей ДК (53%); 2) высокий 10: абстрактность мышления у представителей МСК (47%), у представителей ДК (47%). Различаются по характеристикам следующих факторов. Фактор М «практичность - мечтательность»: 1) руководствуются практическими соображениями, у представителей МСК (38%), у представителей ДК (57%); 2) богатое воображение, повышенная рассеянность, у представителей МСК (62%), у представителей ДК (43%). Фактор 01 «консерватизм -радикализм»: 1) имеют установившиеся идеи и мнения, у представителей МСК (36%), у представителей ДК (64%); 2) радикально настроенные и не принимающие установленные правила, у представителей МСК (64%) у представителей ДК (36%). Характеристики эмоционально-волевых качеств представителей МСК и ДК. Общими являются характеристики по следующему фактору I «жесткость - чувствительность»: 1) спартанцы, несентиментальные, выносливые у представителей МСК (34%), у представителей ДК (37%); 2) чувствительные, жеманные, романтичные, мягкие, у представителей МСК (66%), у представителей ДК (63%). Различаются по характеристикам следующих факторов. Фактор С «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность»: 1) эмоционально неустойчивые и раздражительные, у представителей МСК (71%), у представителей ДК (46%); 2) эмоционально зрелые и выдержанные у представителей МСК (29%), у представителей ДК (54%). Фактор в «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения»: 1) не принимающие общепринятые моральные нормы у представителей МСК (74%), у представителей ДК (33%); 2) соблюдающие моральные стандарты и правила, у представителей МСК (26%), у представителей ДК (67%). Фактор О «спокойствие - тревожность»: 1) безмятежные, благодушные, жизнерадостные, у представителей МСК (36%), у представителей ДК (63%); 2) тревожные, депрессивные, у представителей МСК (64%), у представителей ДК (37%). Фактор 03 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»: 1) со слабой интегрированноегью, следуют своим побуждениям, плохо контролируемые, у представителей МСК (72%), у представителей ДК (39%); 2) волевые, действуют по плану, контролируются, у представителей МСК (28%), у представителей ДК (61%). Фактор 04 «расслабленность -напряженность»: 1) флегматичные, у представителей МСК (24%), у представителей ДК (59%); 2) энергичные, у представителей МСК (76%), у представителей ДК (41%). Характеристики коммуникативных качеств представителей МСК и ДК в целом различаются. Общими являются характеристики по факторам «А» и «]М». Фактор А «замкнутость -общительность»: 1) критичные, скрытные, обособленные, у представителей МСК (30%), у представителей ДК (44%); 2) общительные, добродушный, участливые, у представителей МСК (70%), у представителей ДК (56%). Фактор N «прямолинейность - дипломатичность»: 1) непосредственные, непроницательные, у представителей МСК (57%), у представителей ДК (51%); 2) искусственные, проницательные, у представителей МСК (43%), у представителей ДК (49%). Различаются по характеристикам следующих факторов. Фактор Е «подчиненность - доминантность»: 1) покорные, скромные, уступчивый, подчиняющиеся, у представителей МСК (33%), у представителей ДК (53%); 2) властные, упрямые, настойчивые, не склоны к подчинению, у представителей МСК (66%), у представителей ДК (47%). Фактор Б «сдержанность - экспрессивность»: 1) серьезные, сдерживают эмоции, у представителей МСК (32%), у представителей ДК (54%); 2) восторженные, экспрессивные, у представителей МСК (68%), у представителей ДК (46%). Фактор Н «робость - смелость»: 1) социальная робость: настороженные, у представителей МСК (40%), у представителей ДК (55%); 2) социальная смелость: авантюрные с заниженным чувством опасности, у представителей МСК (60%), у представителей ДК (45%). Фактор Ь «доверчивость - подозрительность»: 1) доверчивые, терпимые, покладистые, соглашаются с условиями, у представителей МСК (31%), у представителей ДК (58%); 2) подозрительные, склоны к нетерпимости, ревнивые, у представителей МСК (69%), у представителей ДК (42%). Фактор 02 «конформизм - нонконформизм»: 1) с повышенной групповой зависимостью, несамостоятельные, у представителей МСК (67%), у представителей ДК (41%); 2) независимые от группы, самостоятельные, решительные, у представителей МСК (33%), у представителей ДК (59%). Таким образом, из 16-ти личностных качеств общими у представителей субкультуры и доминирующей культуры являются четыре фактора - преобладает конкретно-образное мышление (интеллектуальные); ярко выраженная женственность (эмоционально-волевые); непосредственные, непроницательные; общительные, добродушный, участливые (коммуникативные). Личностный компонент определяет группу риска молодёжи склонной к уходу в субкультуры.
Большинство молодых людей вступают в молодёжную субкультуру, так как она наиболее точно отражает их внутренний мир и душевное настроение. Молодёжная субку льтура отолсдсствляст их моральные принципы и убелезения и дает возможность самовыражения и самоопределения. Для представителей эмо цель жизни семья и любовь, для представителей хип-хоп - карьера и материальный достаток, для представителей субкультуры готы - творчество. У школьников цели - получить хорошее образование и создать счастливую семью. Для студентов техникума основная цель - семья. У студентов вуза на первом месте стоит карьера. Представители молодежных субкультур предпочитают традиционную одежду своей субкультуры. Школьники и студенты техникума - спортивную и модную оде лезу. Студенты вуза - классический стиль и повседневную модную одслсду. Только одна характеристика мотивационнош компонента социально-психологической направленности, как интересы (досуг и внешняя атрибутика) различается у представителей субкультур и доминирующей культуры, и является детерминирующей в выборе молодыми людьми молодёжных субкультур. Эмо выступают за яркое проявление своих чувств и эмоций, помощь тем, кто в этом нуждается, сохранение индивидуальности. Готы восхищаются смертью, не стесняются выделиться. Ищут близких по духу людей. Основные установки представителей субкультуры хип-хоп - быть первым и добиться успеха в жизни, быть популярным. Уважать друзей, помогать им. Основные установки школьников помогать людям в трудную минуту, быть вежливым. Основные установки студентов техникума - дружба и взаимопомощь, достижение успеха. Основные установки студентов вуза -быть полезными для окружающих и получить признание. Основные нормы и ценности субкультуры эмо - не скрывать своих эмоций, не бояться выражать себя. Дружба и поддержка друг друга. Основные нормы и ценности субкультуры
готов - смотреть на мир «сквозь призму смерти». Воспринимать мир в черно-белом цвете. Основные нормы и ценности субкультуры хип-хоп - жизненный успех, дружба, любовь, семья. Основные нормы и ценности школьников - забота, помощь, понимание и уважение. Основные нормы и ценности студентов техникума - семья, дружба и жизненный успех. Основные нормы и ценности студентов вуза - семья и уважение старших, любовь и дружба, жизненный успех. Характеристики регуляторного компонента социально-психологической направленности, определяют поведение молодёжи состоящей в субкультурах, и существенно отличаются от доминирующей культуры. У представителей молодёжных субкультур различаются социальные установки, ценностные ориентации и групповые нормы, идентичными являются стереотипы.
В результате исследования социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур определена группа риска ухода в су бку льтуры, в которую попадает молодёжь со следующими характеристиками: возраст 14-22 года; с низкой успеваемостью и отсутствием интереса к учебе: из неполных семей; с творческими интересами; с выраженным желанием проявлять свои чувства и эмоции; со стремлением выделится и стать популярным; с повышенным конкретно-образным мышлением и средним интеллектуальным уровнем: с богатым воображением и повышенной рассеянностью; радикально настроенные; эмоционально неустойчивые и раздражительные; не принимающие общепринятые моральные нормы; с пониженной жизнерадостностью, переходящей в беспокойство, склонностью к депрессии, с низким уровнем стрессоустойчивости; со слабой интегрированностью и заниженной самооценкой, с повышенной возбудимостью, сменяющейся флегматичностью; с низкой коммуникативностью, упрямые, нетерпимые, настойчивые, непреклонные; экспрессивные; с заниженным чувством опасности; ревнивые; с повышенной групповой зависимостью; беспокойные, пессимистичные со свойственной высокой общей тревожностью; интроверты, направленные на свой внутренний мир, импульсивные; утонченные, восприимчивые; зависимые, внушаемые; свойственны хронические эмоциональные конфликты; низкая сила воли, действуют импульсивно, «по настроению»; моральные нормы сугубо личные или корпоративные; могут быть лидерами, но в основном формальными или неэффективными; в общении предпочитают свой круг; склоны к работе, не требующей высокой личной ответственности; хорошо развита мотивация, стремятся улучшить социальный статус.
Для выяснения агрессивности и враждебности, представители МСК и ДК, прошли диагностику состояния агрессии по опроснику Басса-Дарки, который состоит из 77 вопросов. Ответы оценивались по восьми шкалам, следующим образом: 1. физическая агрессия; 2. косвенная агрессия; 3. раздражение; 4. негативизм; 5. обида; б.подозрительность; 7. вербальная агрессия; 8. чувство вины. Индекс враждебности включил в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включил в себя шкалы 1, 3, 7. У 58% эмо агрессивность в пределах нормы, заниженный показатель агрессивности у 37%, только 5% эмо агрессивны. У 40% готов агрессивность в пределах норм, заниженный показатель агрессивности у 40%, только 20% готов агрессивны. Агрессивность в пределах нормы у 63% представителей субкультуры хип-хоп, заниженный показатель агрессивности у 31%, только 6% агрессивны. Агрессивность в пределах нормы у 56% школьников, заниженный показатель агрессивности у 44%, агрессивных нет. Агрессивность в пределах нормы у 44% студентов, заниженный показатель агрессивности у 56%, агрессивных нет. У 56% эмо враждебность в пределах нормы, индекс враждебности превышает норму у 44%. У 40% готов враждебность в пределах нормы, индекс враждебности превышает норму у 60%. У 63% представителей хип-хоп враждебность в пределах нормы, индекс враждебности превышает норму у 37%. У 46% школьников враждебность в пределах нормы, индекс враждебности превышает норму у 54%. У 56% студентов враждебность в пределах нормы, индекс враждебности превышает норму у 44%. Достаточно высокий показатель враждебности, связан с тем, что субкультуры при столкновения с отрицательным отношением к своей субкультуры со стороны других людей могут проявлять к ним враждебность. Иногда они пытаются навязать свою субкультуру тем, кто не входит в неё. Все ж«е стоит подчеркнуть, что шты, эмо абсолютно не агрессивны, у многих занижен этот показатель и если с ними не конфликтовать, не обежать их, они будут вести себя не враждебно. Школьники и студенты достаточно враждебны, это связано с их возрастом.
Представители МСК и ДК приняли участие в характерологическом опросники и ответили на 88 вопросов по методике КЛеонгарда [2]. Описание акцентуаций характера:
• к демонстративному типу принадлежат 16% эмо, 6% готов, 14% представителей хип-хопа, 25% школьников, 21% студентов. Им свойственна повышенная способность к вытеснению, демонстративности поведения.
• к педантичному типу относятся 1% эмо, 5% готов, 6% представителей хип-хопа. Им свойственны высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом пережеивании травмирующих событий.
• к застревающему типу относятся 7% эмо, 5% готов, 1% представителей субку льтуры хип-хоп, 18% школьников, 10% студентов. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.
• к возбудимому типу принадлежат 5% эмо, 12% готов, 13% представителей хип-хоп, 5% студентов. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.
• к гипертимическому типу относятся 14% эмо, 8% готов, 30% представителей хип-хопа, 6% студентов. Им свойственны высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жсаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
• к дисгимическому типу принадлежал 1% эмо, 17% готов, 19% школьников, 24% студентов. Этот тип является противоположеным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жеизни, идеомоторной заторможенностью.
• к тревожено-боязливому типу относятся 4% эмо, 6% готов, 19% школьников, 14% студентов. Основная черта -склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожсности.
• к циклотимическому типу относятся 12% эмо, 12% готов, 16% представителей хип-хоп. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.
• к аффективно-экзальтированному типу относятся 8% эмо, 8% готов, 6% представителей хип-хоп, 6% студентов. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.
• к эмотивному типу относятся 32% эмо, 21% готов, 14% представителей хип-хоп, 19% школьников, 14% студентов. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека
Большинство представителей субкультуры эмо принадлежат к эмотивному типу. Чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека. Большинство представителей субкультуры готы принадлежат к эмотивному и дистимическому типу. Им присуще проявления эмоций, чувствительные и впечатлительные люди. Характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью. Большинство представителей субкультуры хип-хопа принадлежат к гипертимическому типу. У них постоянно повышенный фон настроения в сочетании с жавдой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. Поэтому они стремятся быть первыми, занимать высокие жизненные позиции. Школьники принадлежат к демонстративному типу, им свойственна повышенная способность к вытеснению, демонстративности поведения. Студенты принадлежат к дистимическому типу, этот тип характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.
По социально-психологической направленности представители молодежных субкультур схожи, в стремлении к пониманию и сочувствию. Большинство молодых людей ставят на приоритетное место семью. Уход в субкультуры означает для них приобретение временной семьи, пока их жизненная позиция не окрепнет и не приобретёт чёткие очертания. Здесь они находят теплоту, понимание и сочувствие, а главное не осуждение. Переболев «детской болезнью» молодые люди, как правило, возвращаются в свою традиционную семью повзрослевшими, либо создают свои семьи. По результатам проведенной работы становится очевидным, что делать для нейтрализации влияния субкультур на неустойчивую подростковую психику переходного возраста 14-15 лет. Адаптация важнейшего перехода должна сопровождаться повышенным вниманием со стороны родителей и преподавателей. Социальная адаптация - овладение языком социума, его символикой. Символика воспринимается ребёнком как система разрешений - запретов, обычно рационально не объяснимых, главное, чтобы они были запрещены на уровне рефлексов. Задача социализации сводится не только к изучению культурного кода, молодые люди должены адаптироваться к системе запретов путем настроя на ведущую частоту социума, вписывания в рамки. Конфликт «отцы-дети» существует столько, сколько человек чувствует себя человеком. Психологический протест молодого поколения возникает в среде, где нет долженош внимания к проблемам пубертатного возраста, чаще всего это происходит в не полных семьях. Большинство представителей МСК (74%) из неполных семей. Как правило, представители МСК либо из семей с высоким уровнем достатка (48%), где родители заменяют душевную теплоту материальным благополучием, или из семей с низким социальным уровнем (39%), имеющим минимальный материальный достаток и заниженный уровень духовных потребностей. Эту ситуацию можено обозначить, как положение «крайних точек». Дети, принадлежащие к семьям, занимающим среднее положение по материальному уровню, имеющим традиционный бытовой уклад жеизни, как правило, далеки от желания вступать в субкультуру.
Литература:
1. Кеттел Р., Эбер Г.У., Тапуока М. Руководство по работе с вопросником по 16 личностным факторам в клинической, педагогической, промышленной и исследовательской психологии с использованием всех форм теста. М., 1970
2. Леонгард К. Акцентуированные личности / Перевод с немецкого. - Ростов-на-Дону, 1997