Научная статья на тему 'Локальные культуры и субкультуры в евразийском пространстве'

Локальные культуры и субкультуры в евразийском пространстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1273
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яфальян А. Ф.

В статье уточнены трактовки понятий «локальные культуры», «субкультуры», проведен их сравнительный анализ. На основе социологических теорий о цивилизации и культуре изучены особенности возникновения локальных культур и субкультур. Определены причины стремления молодёжи к объединению, рассмотрены особенности развития молодёжных субкультур в усло-виях евразийского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Локальные культуры и субкультуры в евразийском пространстве»

ничество между федерацией и её субъектами. Однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий, как федерации, так и её субъектов.

Выводы. Возвращаясь к выводам С. Хантингтона относительно наличия в современном мире 7-8 цивилизаций, в числе которых он не называет евразийскую цивилизацию, подчеркнем, что Россия обладает рядом уникальных характеристик, которые показывают её самобытность и принципиальные отличия от других цивилизационных общностей. Это, прежде всего чрезвычайная смешанность населения, сохраняющего и свои религии, и свою историю, национальные культуры и традиции при сравнительно устойчивом существовании границ этнических общностей.

Признание за доминирующим по численности этносом - русскими - роли вмещающего этноса, который не только укрепляет целостность евразийской цивилизации, но и способствует возрождению и развитию культур других этносов, обогащая многообразие её культурной палитры.

Уникальная форма федеративного устройства России, соединяющая принципы унитарного государства и федерации, обеспечивающей равноправие и автономию национальностей, объёмы которых определяются ими самостоятельно в лице избранных органов самоуправления.

Политико-правовые механизмы соединения разновеликих по численности этносов, их истории, религии, культуре закрепляют уникальность и своеобразие евразийской цивилизации. Необходимость её признания очевидна.

Список литературы

1. Хантингтон, П. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. - 1994. - №№1. - С. 3348.

2. Славинский, М. А. Русская интеллигенция и национальный вопрос // Вехи. Интеллигенция в России : сб. ст. 1909-1910 гг. - Москва : Молодая гвардия, 1991. - С. 409-418.

3. Всероссийская перепись населения 2010 г. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. gks. ru/free_doc/new_site/perepis 2010/croc/perepis_itogi1612. htm

4. Актуальные проблемы исследования современных миграционных процессов российских немцев в Сибири // Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект : матер. междунар. науч. конф. Анапа, 26-30 сент. 1997 г. - С. 431-441.

5. Коробатов, Я. В жилах современных русских какая только кровь не течёт // Комсомольская правда. - 2017. - 21 марта. - С. 15.

6. Сорокин, П. А. Автономия национальностей и единство государства. - Петроград : Набат. - 1918. -16 с.

7. Попов, В. Идут по России реформы // Кентавр. - 1992. - № 2. - С. 27-32.

УДК [316. 722+316. 723](4/5)

А. Ф. Яфальян

Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского,

Екатеринбург, Россия

ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ И СУБКУЛЬТУРЫ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье уточнены трактовки понятий «локальные культуры», «субкультуры», проведен их сравнительный анализ. На основе социологических теорий о цивилизации и культуре изучены особенности возникновения локальных культур и субкультур. Определены причины стремления молодёжи к объединению, рассмотрены особенности развития молодёжных субкультур в условиях евразийского пространства.

Ключевые слова: молодёжные субкультуры, локальные культуры, евразийское пространство, образование, студенческая молодёжь.

A. F. Yafalian

Modest Mussorgsky Urals State Conservatoire,

Yekaterinburg, Russia

LOCAL CULTURES AND SUBCULTURES IN THE EURASIAN SPACE

The article clarifies the variants of "local culture" and "subculture" concepts interpretations, gives a result of comparative analysis of two terms. The author names some peculiarities of local cultures and subcultures origin involving sociological theories about civilization and culture. Also, the author defines key reasons motivated young people to compose an association; considers some peculiarities of subcultures development formed by today's Eurasian youth.

Key words: youth subcultures, local culture, the Eurasian space, education, students.

Изучение взаимодействия культур всегда представляет собой многоаспектную проблему, жизненно значимую, зачастую противоречивую, отражающую эмоционально-яркую, конфликтную, а иногда непримиримую позицию представителей различных культур. Молодёжь, как наиболее активная и подверженная влияниям окружающих зачастую становится в центре как позитивных, так и негативных процессов, происходящих в обществе.

Локальные традиции, национальные особенности культуры, субкультурные тенденции в любых регионах, и особенно многонациональных, таких, например, как евразийский, тесно переплетаются и имеют две противоположные тенденции: 1) сближение, которое стремится нивелировать национальные культурные традиции; 2) обособление, которое предполагает автономность культур и сохранение национальных особенностей.

Способы предпочтений выбора культурных традиций молодёжью в рамках основной господствующей культуры различны. Наиболее выраженными являются два способа: развития в рамках господствующей (локальной, в трактовке Н. Я. Данилевского) культуры и субкультуры. Причем, такое проявление культур осуществляется в любом пространстве: в локальном, а также в общинах и диаспорах на территории «неродной» культуры. Наиболее ярко проявляется сохранение локальных культур в общинах и диаспорах на территории, так называемых в некоторых источниках «титульных» национальностей.

К основным проблемам, которые решаются в рамках данной статьи относятся: 1) определение понятия «локальные культуры» в современной трактовке, взаимодействие локальных культуры с субкультурами; 2) проявление особенностей локальных культур в общинах и диаспорах; 3) сопоставление локальных культур в общинах и диаспорах с субкультурами.

К основным заблуждениям, которые необходимо развеять, относятся следующие.

1. Локальные культуры - вечны, субкультуры появились лишь в современном мире.

2. Локальные культуры - это часть традиционной культуры, субкультуры не являются таковыми.

3. В локальных культурах молодёжь не является ведущей, а в субкультурах молодёжь становится основным участником, носителем идей, мировоззрения, тенденций.

Остановимся на трактовке локальных культур видными философами, социологами, деятелями культуры. Распространены два значения локальных культур: широкое (сохранение национальных традиций в пространстве культуры на территории конкретных народов) и узкое (сохранение национальных традиций в пространстве другого народа, других традиций). Локальные культуры в широком и узком значении в историческом плане рассматривались А. Тойнби, Н. Я. Данилевским, О. Шпенглером. Их становление и развитие обосновывались в условиях культурно-исторических типов цивилизации.

Зарождение, развитие и «уход» со сцены локальных культур имеет глубинные процессы, которые связаны с такими противоречивыми и взаимозависимыми явлениями, как «культура»

и «цивилизация». Культуру сохраняет старшее поколение, в развитии цивилизации в большей степени участвует молодёжь. О. Шпенглер [1] еще в начале ХХ в., противопоставляя культуру и цивилизацию, убедительно показал их различия и противоречия. Из высказываний О. Шпенглера, очевидно, что под культурой он понимает традиционную, господствующую культуру. Она, по мнению О. Шпенглера, уникальна, имеет национальный колорит, принадлежит к той или иной господствующей религии и поднимает личность на духовный уровень, её элитарность, аристократичность, классический характер общепризнаны и одобряемы обществом. В период расцвета господствующей культуры, субкультуры, или следуют канонам в рамках поверхностного протестного разногласия, или представляют собой сообщества малообразованных слоев молодёжи, так как яркие личности развиваются, чаще всего, в условиях господствующей культуры и склонны к самостоятельности, то есть потребности в сообществах у них минимальны.

По концепции О. Шпенглера, цивилизация ярко заявляет о себе на заключительном этапе существования господствующей культуры. Философ рассматривает в этот период культуру как застывшую, окостеневшую, а социум как остановившееся в развитии общество. Научно-технические достижения требуют новых взглядов, мировоззрения, притока сил и практик. Молодёжь, имея огромный запас энергии, но, не имея социального опыта, объединяется и активно включается в процессы разрушения старых традиций и, приветствуя новые научно-технические изменения, учится жить по создаваемым ими канонам.

Молодёжь, как и любая другая социальная группа, характеризуется возрастными рамками, психологическими особенностями, способами социализации, образовательной, профессиональной, культурной готовностью к самореализации. В русле концепции противопоставления культуры и цивилизации молодёжь созревает и становится основной движущей силой социального прогресса к определенному возрасту. Причем в России период молодости считается 18-30 лет; на Западе, по мнению Х. Ортеги-и-Гассета [2] этот период наступает и завершается значительно позже: 30-45 лет. Философ считает западную молодёжь «самодовольными недорослями». Действительно, инфантильность, пассивность и несформированность сознания являются препятствием к самореализации личности. И. С. Кон утверждает [3], что молодёжь зависит от общественно-исторического строя, культуры и закономерностей социализации, она стремится к приобретению социального статуса, поэтому проявляет себя в каждый исторический период в различной про-тестной форме, создавая свою, отличную от господствующей, субкультуру. Таким образом, к причинам зарождения молодёжных субкультур можно отнести следующие положения:

1. Молодёжь, как одна из самых подвижных и мобильных социальных групп, готова изменять мир, но еще не имеет опыта свершений. Это помогает ей занять принципиальную позицию, предпринять активные действия, ошибаться, искать свои оригинальные пути развития.

2. Одним из признаков возникновения молодёжных субкультур является упадок классического искусства в господствующей культуре, который заменяется «расцветом» популярной культуры.

3. Цивилизация основана на неравенстве: молодёжь оказывается в подчинении, поэтому она протестует и входит в конфликт с обществом.

4. Цивилизация демократична и открыта, что характеризует и привлекает молодёжные движения.

Действительно, «личность цивилизации» склонна к массовому потреблению популярной культуры, она зачастую индифферентна по отношению к политике, однако проявляет активность и в этой области, если это связано с её интересами и отражает её мировоззрение. Такая личность принимает и активно участвует в техническом прогрессе, в спорте, в искусстве андеграунда и является носителем новых направлений в различных сферах.

Подробнее остановимся на трактовке понятия «локальная культура», чтобы сравнить их с субкультурой. Н. Я. Данилевский выделяет стадии локальных культур в последовательности: рождения, расцвета, упадка и гибели [4]. Часто эти типы культур приобретают локальность и автономность, если достигают «индивидуальности».

В случае локализация культуры в рамках общин и диаспор могут быть её стадии развития определены по другим показателям: перемещение, адаптация, ассимиляция, растворение локальных культур. Сохранение локальных культур в инородных условиях позволяет проверить её устойчивость и реальную истинность. Это обычно происходит в условиях национальных общин и диаспор. Исторические типы локальных культур ассимилируются неохотно, сохраняя базовые культурные ценности. Таких типов культур немного.

Так, в 1869 г. Н. Я. Данилевский определил в рамках концепции локальных культур 10 исторических типов, которые осуществили свое развитие и могли сохранять свои корни в разных условиях. Мы рассмотрим эти типы с территориальных позиций Европы и Азии, а также локальных субкультур в узком значении.

Как ни странно, для современного мощного воздействия Европейских культур, в его перечне больше Азиатских культур: египетская, китайская, индийская, ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская (древне-семическая), аравийская, иранская, еврейская. Европейские типы культур определены им лишь в виде: греческой, римской, германо-романской. Если говорить о влиянии перечисленных культур на другие, то наблюдается довольно активное воздействие индийской, китайской, как экзотических культур с магической направленностью. Однако это воздействие можно охарактеризовать как «точечное», то есть в виде увлечения в России и Европе йогой, карате и т. д.

Для развития и сохранения локальной культуры необходимо время, в течение которого общность идентифицирует себя как народ, нацию, имеющую свое мировоззрение, веру, политику, экономику, определяемые духовной сущностью.

Очевидно, что на локальные культуры оказывают влияние такие ценности как:

1) религия, культура верования. Культура верования всегда толерантна. Основная религия сохраняется в чистоте, но не исключается существование других религий. При общении с «иноверцами» члены локальных культур проявляют к ним терпимость и понимание;

2) культура, выраженная в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах. Традиции имеют многовековые основания и закрепляются не только на бытовом уровне, но и в сознании людей. Жизненные ценности, установки, убеждения определяют быт, образование, науку, искусство;

3) внутренняя и внешняя политическая культура, которая становится «цементирующим» началом всех проявлений локальности культуры. Политическая культура в идеале строится на конвенциональной основе, политической справедливости и свободе. Политика профессиональных взаимоотношений должна закладываться у студенческой молодёжи еще в рамках учебного заведения;

4) экономическая культура, отражающая уровень жизни народа и цивилизационных процессов. Экономическая культура, разрабатываемая в последние годы, занимает ведущее значение в общей локальной культуре. Также стремится в идеале к совершенному, гармоничному общественно-экономическому строю, который не удалось создать предшествующей культуре и цивилизации;

5) ярко выраженные национальные особенности культуры.

Первые четыре ценности, названные выше, определяют тип значимой и определяющей локальной культуры. Таким, по Н. Я. Данилевскому, может стать славянский культурно-исторический тип, если он не примет готовые культурные формы европейцев. Далее он утверждает, что значение России в истории человечества, заключается не в покорении и угнетении других культур, а в освобождении и восстановлении справедливости. Другими словами, в евразийском пространстве центральное и ведущее место занимает Россия.

Очевидно, что сохранение самобытности, «самодостаточности» культур, создаваемых народами, становится необходимой составляющей сохранения локальных культур в любых условиях, в том числе в общинах и диаспорах. И чем более зрелая культура, тем такая возможность сохранения увеличивается. Узколокальные островки культур, если основная культура достигла расцвета, сохраняются и как бы «застывают» в своем развитии.

Немаловажно, что при стремлении сохранить культуру в неизменном состоянии в любых условиях все же культура имеет «характер», «эмоциональный строй», живое проявление. Так, О. Шпенглер сравнивает культуру с живым организмом, высшими живыми существами, которые

вырастают с возвышенной бесцельностью, с полной изоляцией и отсутствием каких-либо связей. Действительно, культура в реальной жизни отличается эмоциональным строем, выраженная в коллективной душе. По мнению философа, коллективная душа локальной культуры обладает «космичностью», которая выражается в самобытных «мелодиях», «тональности», «строе», «такте», «ритме». Благодаря этой «космичности» и самобытности перемещенная в новые условия локальная культура приживается в них и проявляет все свои характерные признаки в разнообразных формах. Вдохновленная этой космичностью она «живет, чувствует, творит» в первозданном виде. Вот почему члены национальных локальных культур в диаспорах и общинах особенно трепетно относятся к «родным» праздникам, обрядам, танцам, песням, театральным действиям, национальным инструментам, костюмам, которые как бы имеют «тайный язык» (термин О. Шпенглера) мировосприятия, понятный тем, кто к этой культуре принадлежит.

Ценность для нашего исследования представляет типология О. Шпенглера, в которой выделена «русско-сибирская» культура» [1]. Это пространство, которое в частности занимает Большой Алтай, сохраняющий разнообразные общины и диаспоры, активно и целенаправленно развивающие и сохраняющие свои культурные ценности. Культура диаспор, общин самодостаточна, потому проникновение даже господствующей культуры практически невозможно. Смысл, «вкус», «сверхсимволы» сохраняются в рамках конкретной культуры от рождения до угасания, до тех пор, пока существует сообщество.

Не менее интересна и полезна для анализа существования локальных национальных культур теория цивилизаций А. Тойнби [5], которая развивает классический вариант теории О. Шпенглера. Религиозный мыслитель раскрывает взаимодействие божественного мирового закона и человечества через самораскрытие человека в момент постижения Бога. Шкала критериев замкнутого общества у А. Тойнби подвижна. Причем, стабильных критериев, по его мнению, всего два: 1) религия и 2) территория; например православная христианская культура в России, дальневосточная культура в Корее и Японии.

А. Тойнби не называет цивилизации локальными. И это правильно. Локальность все же определяется в современном мире по сохранению национальных общин, диаспор на территории других культур. У таких народов, есть история. Они оказались в этом состоянии невольно, желая продолжить и сохранить свои традиции. Они вынуждены пребывать в этом положении, сохраняя любовь и преданность своему народу.

Оригинальная концепция, предложенная П. А. Сорокиным [6], раскрывает особенности национальных локальных культур в евразийском пространстве. Его социокультурная концепция заключается в том, что он рассматривает развитие общества в единстве различных культурных систем. Тенденции развития, идеи каждой культуры становятся национальной ценностью и «фундаментальной основой локальной культуры», что позволяет этим идеям в любых условиях быть уникальными и иметь «незыблемую» глубинную связь с национальными особенностями своего народа. То есть локальная культура сохраняет главные устои, национальную идентичность и культурные традиции народа.

Исходный принцип концепции П. А. Сорокина: реальная действительность многообразна. Действительно, если применить предложенную философом культурную суперсистему к многочисленным обособленным локальным культурам, объединенных в общины и диаспоры, то главными составляющими являются искусство, нравственные устои, мировоззрение, то есть духовный и духовно-практический мир членов сообществ.

Адаптивность локальных культур зависит от многих составляющих: противоположности, удаленности, продолжительности существования культур в ином культурном пространстве. То есть локальные культуры в узком значении - ассимилированные, но сохранившие национальные традиции в пространстве культуры других народов своих национальных традиций, религии, народного творчества, активными носителями которых становится молодёжь.

Становление и развитие субкультур, в отличие от локальных культур, - процесс мобильный и не всегда предсказуемый, если не учитывать исторические факторы и социальные условия.

Традиционно субкультуры рассматривают как позитивную или негативную реакцию молодёжи на социальные и культурные процессы общества, противоположное отношение к базовой культуре, старшему поколению, что выражается в своеобразном сленге, моде, в манере поведения, стиле общения. Это поверхностная трактовка причин возникновения субкультур.

Возникнув, любая субкультура подчеркивает свою «инакость», тем самым обособляя, а нередко изолируя себя от других культурных слоев. Если нормы и ценности субкультуры диаметрально противоположны господствующей культуре, то её можно определить как контркультуру, которая стремится к разрушению господствующей культуры и поддерживает цивилизационные процессы, которые нередко строятся на неразрешимых конфликтах в обществе. В смутные времена, в момент перехода от одной формации к другой зарождалось множество субкультур, обычно сопровождаемое ростом преступных группировок, религиозных сект (например, секта Мун Сон Мёна («Церковь объединения») в России в 1990-е гг.), изолированных утопических коммун (кибуцы в период становления Израиля). Причем агрессивные субкультуры образуются стихийно и действуют на улицах города, в трущобах, криминальных районах, где проживают обычно малообеспеченные семьи. В такие периоды расцветает бульварная литература, «блатная» музыка, вульгарный язык, заборные надписи и рисунки, - все это признаки молодёжных регрессивных субкультур, находящихся «на дне» общества. Нами рассматривается слой молодёжных субкультур, приближенных к господствующей культуре и являющихся «почвой» для зарождения прогрессивных процессов общества.

Традиционно считается, что молодёжные субкультуры - новое явление общественной жизни, что это порождение ХХ в. Однако этот уникальный феномен существовал и в более ранние периоды образования молодёжных сообществ, объединенных едиными целями, интересами, видами деятельности. На наш взгляд, образование субкультур в современном понимании этого явления в контексте концепции противопоставления культуры и цивилизации имеет как минимум два направления: эпохальное и ситуативное.

Первое направление. Субкультуры, противопоставляющие себя господствующей культуре, возникают накануне новых формаций в среде молодёжи. Так, христианство в противовес Римской империи привело к новой эре человечества и, в период возникновения имела все признаки субкультуры: духовных лидеров, новое мировоззрение, нравственные убеждения и новые внешние атрибуты.

Второе направление. Субкультуры, прежде всего, возникают внутри эпохи как протестное явление по отношению к сложившимся традициям, к старшему поколению, к господствующей «сильной» культуре. Так, в древнем мире, стали появляться субкультуры, имевшие целью реализоваться в профессиональной деятельности. Примером является объединения гистрионов, зародившиеся еще в Древнем Риме. Гистрионами становились выходцы из низших слоев общества, они были бесправными, зачастую презираемыми правящей верхушкой. Их актерская культура была связана с пением, танцами, жонглированием. Гистрионы пополнялись бедной, но пытливой молодёжью, которая образовывала сообщества бродячих актеров, музыкантов, певцов, танцоров, популярных в среде народа. К ним присоединялись жонглеры, дрессировщики животных, мимы, поэты, рассказчики. То есть объединения молодёжи строились на основе совместных видов деятельности.

Активным развитием протестно-мировоззренческих субкультур против засилья церковных догматов сопровождалось Средневековье. Появилось огромное разнообразие субкультур с национальным колоритом: ваганты, миннезингеры, менестрели, труверы, трубадуры. Расцвет молодёжных субкультур связан с подавлением Церковью личности, с осознанием в среде молодёжи самоценности человека. Объективными причинами возникновения субкультур стало зарождение университетов, и, вследствие этого, повышения образовательного уровня нового поколения.

Одной из самых распространенных в Западной Европе была субкультура вагантов. Событиями, повлиявшие на идеологию вагантов, явились Клюнийская реформа, направленная 1) на укрепление духовенства и догматов церкви; 2) на подавление секулярной культуры; 3) на установление обязательности трех обетов для молодых монахов и послушников: бедности, безбрачия,

послушания. Первые ваганты, как выходцы из бродячих послушников, обвиняли священнослужителей во лжи и несправедливости, сочиняли стихи, в которых в протестной форме, писали о запретах, мертвых законах, двойственной морали священнослужителей. Они провозглашали такие ценности, как честь, доблесть, верность, любовь, истинная вера.

Безусловно, субкультура является зеркальным отражением микро-, макро-, мегапроцессов, происходящих в обществе, затрагивает огромное многообразие сторон - от эпохальных изменений, социокультурного развития общества до психологических особенностей возрастных групп. Молодёжные субкультуры чутко реагируют на все происходящие процессы, проявляют мобильность, активность в различных областях деятельности.

Зарождаются или трансформируются субкультуры постоянно, они проявляются как:

- протестные - не протестные;

- формальные и неформальные;

- долговременные - кратковременные;

- романтические - прагматические;

- статусные (элитарные) - не статусные (массовые);

- национальные - интернациональные;

- социально активные - пассивные.

Каждая из заявленных характеристик подвижна и может характеризовать субкультуру в большей или меньшей степени, зачастую переплетаясь и проявляясь своеобразно и оригинально, в зависимости от времени, места и характера деятельности.

Например, протестность, самоутверждение, стремление к социализации молодёжи сохраняются в любые времена, но в ХХ в. имеются особенности молодёжных объединений, которые заключаются в разнообразии форм, средств, направлений деятельности, способов самовыражения и внешнего проявления. Сленг, внешний вид, имидж, нравственный установки, художественные вкусы, - более разнообразны, чем субкультура прошлых столетий и культура зрелых и социально признанных членов современного общества.

Молодёжный информационный век, безусловно, связан с интеллектуализацией и повышением уровня развития молодёжи. Однако, уход в виртуальную жизнь меняет отношение к традиционной культуре и многовековому опыту человечества. Виртуализация общения, деятельности изменила систему ценностей и взгляды молодёжи на мир.

Виртуальный мир, в котором существуют непосредственно или опосредованно молодёжные субкультуры, безусловно, приведут будущие поколения к изменению мироощущения. Возникновение таких молодёжных субкультур является неизбежным, объективным и неподвластным контролю процессам, и может привести, например, к игромании. Яркий пример такой зависимости, разрешенная в США, Австралии и Новой Зеландии игра Рокетоп ОО, главными действующими героями которой являются карманные монстры - покемоны. Можно ли назвать это виртуальной субкультурой? Необычность вида деятельности, определенная, зависимость, способ игры, который может привести к социальной изоляции, но присутствие многих признаков субкультуры потребует определенного времени, чтобы понять и охарактеризовать эту виртуальную игровую деятельность.

Элитные субкультуры (например, рейверы, мажоры - представители так называемой «золотой» молодёжи) обычно пополняются выходцами из обеспеченных семей, привыкших к «красивой жизни». Они (элитные субкультуры) противопоставляются массовым субкультурам, участниками которых являются выходцы из бедных районов, неблагополучных семей (например, гопники - люберы). Нравы тех и других при всех различиях достаточно вульгарны, они агрессивны по отношению к обществу, инакомыслию, социальному статусу окружающих.

С развитием «мировой паутины» при больших различиях реальной жизни молодёжи в мегаполисах и малых городах происходит «универсализация» их сознания. Какова же реальная ситуация в малых городах, рассмотрим на примере развития молодёжных субкультур сибирского города Сургута и сравним с развитием и сохранением национальных локальных культур в общинах и диаспорах в условиях Большого Алтая.

В настоящее время субкультура «эмо» является одним из наиболее быстроразвивающихся неформальных молодёжных движений в Сургуте, и вбирает в себя адептов разных субкультур. Члены сообщества эмо - довольно инфантильны и легко поддаются внушению, поэтому их ряды пополняются практически из разных слоев населения, что говорит о несамостоятельности этой субкультуры. К ней зачастую причисляют «непоследовательных» панков, поклонников анимэ, готов и других субкультур, которые проявляют повышенную эмоциональность и депрессивность.

Второй по величине в Сургуте является субкультура скинхедов. Причем, большинство членов не отличаются знанием идеологии этой «многослойной» субкультуры, их привлекает внешний вид и атрибутика: высокие армейские ботинки или сапоги, выбритая голова, металлические клепки, свастика. В Сургуте скинхеды зачастую аполитичны, с неразвитой системой иерархии, напоминающей анархические группы гопников. Имеются в городе хулиганские группы «под скинхедов», под которыми скрываются мелкие уголовники, совершающие хулиганство, разбой и другие асоциальные деяния.

В городе также имеются такие субкультуры, как готы, панки, рэперы, фанаты анимэ, металлисты, хотя их численность не велика. Довольно активно действуют субкультуры оккультного толка, такие, как сатанисты, хотя молодёжь не является ведущей в их деятельности. Субкультуры готов, сатанистов, металлистов привлекает молодёжь своей необычной атрибутикой, эстетизацией смерти, оккультизмом.

Социокультурный опрос, проведенный в молодёжной среде города Сургут1, выявил особенности проявления субкультур и подтвердил вышеизложенные обобщения. В опросе участвовало более 200 старшеклассников и первокурсников университетов и колледжей. Такая целевая аудитория является наиболее подверженной различным влияниям. У них формируется мировоззрение и проходит социализация под воздействием случайных идей, привлекательных в молодёжной среде норм, правил, социальных ролей, форм общения. Молодёжь обычно через 1-2 года покидают свои сообщества. Причем, многие отрицают свою принадлежность к субкультурам:

- ни к какому молодёжному движению не причисляют себя более 60%;

- участниками какой-либо из субкультур являются более 15%;

- разделяют взгляды, но не являются активными участниками субкультур около 15%;

- интересовались, но утратили интерес к определенной субкультуре менее 10%.

Процентное соотнесение субкультур, представленных в городе следующее: 25% - скинхедов,

22% - эмо, 19% - готов, 12% - рэперов, 7% - хиппи, 6% - байкеров, 4% - панков, 5% -представители других субкультур.

Популярность движения скинхедов в Сургуте объясняется большим количеством приезжих людей из бывших стран СНГ, национальной неоднородностью населения, отсутствием культуры общения, стремлением части малообразованной молодёжи самоутвердиться в агрессивной форме.

В ходе проведенного опроса задавались так же вопросы о мотивах, побуждающих к объединению и выбору той или иной субкультуры: интерес к конкретной субкультуре и стремление к самовыражению назвали 44% человека; желание найти друзей и единомышленников - 35%; потребность в эмоциональной поддержке - 11%; уход от конфликтов в школе, вузе, дома - 8%; стремление к независимости - 2%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительный анализ и частные беседы с членами молодёжных объединений показал, что участие в сообществах связано: с боязнью остаться одному, с наличием большого количества свободного времени, стремлением к экономической независимости и нежеланием работать («нет подходящей работы, которая бы меня устраивала»). Привлекает пассивную молодёжь «ничегонеделание», неформальное общение, в том числе в сети интернет, развлечения и компьютерные игры. Зачастую молодёжь увлекается субкультурами, потому что это модно, часть молодёжи интересуют гедонистические развлекательные субкультуры, такие как рейверы, рэперы, но они относят себя к пассивным наблюдателям. Ни один участник той или иной субкультуры не входит в общину или диаспору, которые существуют в Сургуте.

В частных беседах с участниками фестиваля национальных культур в Барнауле в 2016 г. четко прослеживалась сплоченность членов коллективов вокруг национальных культурных ценностей. Гордость за свой народ, свои многовековые традиции, знание истории своего народа и уважения к другим народам - залог здорового патриотизма и уважения к традициям другого народа.

Итак, история показывает, что молодёжь тяготеет к объединению и стремится к реализации своих нерастраченных сил. Причем, объединение и привлечение молодёжи к национальным традициям в условиях общин и диаспор позволяет реализовать себя в различных видах деятельности и сохранять национальную идентичность.

Молодёжные субкультуры практически не связаны с национальными корнями членов сообществ, зачастую объединяются в целях потребностей в общении и реализации творческих возможностей.

Очевидно, что работа по организации досуга молодёжи должна осуществляться во всех направлениях, иметь целый комплекс мер, носить систематический характер. Вовлечение молодёжи в активные виды деятельность, оказание психологической помощи подросткам и молодым людям, эмоционально неустойчивым и депрессивным. Требуется создание и развитие комплекса специализированных служб и учреждений по оказанию разнообразной медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной и социально-правовой помощи. Внимание должно быть уделено любым молодёжным объединениям, организации дел в условиях общин, диаспор, общественных организаций.

Список литературы

1. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. - Т. 2 : Всемирно-исторические перспективы. - Москва : Попурри, 2009. - 704 с.

2. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс. - Москва : АСТ, 2002. - 509 с.

3. Кон, И. С. В поисках себя: личность и её самосознание. - Москва : Политиздат, 1987. - 366 с.

4. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа. - Москва : Книга, 1991. - 576 с.

5. Тойнби, А. Дж. Постижение истории. - Москва : Прогресс, 1991. - 736 с.

6. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика. - Москва : Астрель, 2006. - 1176 с.

Примечание

1. Опрос проводился в течение 3-х лет, первоначальный опрос в 2009 г. проводила студентка СурГПУ Егорова Елена.

УДК 316. 354. 4(100)

Г. В. Оленина

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье представлен анализ международного добровольчества как социально-культурного движения на основе культурологического подхода, предложена ценностно-смысловая модель международного добровольческого движения, включающая определение его идеологии, цели, философии и символики, дан краткий обзор международного опыта развития добровольческого движения в странах Запада, Востока, африканских странах на рубеже 20-21 вв.

Ключевые слова: добровольческое движение за рубежом, ценностно-смысловая модель, международный опыт добровольчества, культурологический подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.