Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОТДЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОТДЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна, Малихова Лариса Николаевна, Кузнецова Алеся Анатольевна

Введение. Масштабы пандемии COVID-19 и вынужденный в этой связи переход на дистанционное обучение, необходимость перестройки форм и методов обучения детей, имеющих особые образовательные потребности, в цифровой среде, возросшие когнитивные, эмоциональные и коммуникативные нагрузки, дефицит времени на подготовку занятий способствуют возникновению эмоционального выгорания у педагогов отдельных образовательных организаций и актуализируют проблему исследования влияния их социально-психологической компетентности на его преодоление. Материалы и методы. В исследовании приняли участие педагоги (N=50 человек женского пола) Курской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья (Российская Федерация), имеющие стаж профессиональной деятельности до 1 года до 43 лет. Использовали стандартизированные методики диагностики эмоционального выгорания, эмоционального и социального интеллекта, ценностных ориентаций личности и стресс-преодолевающего поведения, а также математико-статистические методы обработки данных: описательную статистику и регрессионный анализ. Результаты и обсуждение. Эмпирически доказано, что сверхэмпатия педагогов (β = 0,763; p = 0,000), сверхответственность (β = 0,465; р = 0,003), стремление к личному успеху (β = 0,723; р = 0,001), недостаточно развитые способности понимать логику развития ситуаций межличностного взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях (β = 0,304; р = 0,003), манипулятивные (β = 1,287; р = 0,000) и агрессивные (β = 0,620; р = 0,013) действия, - способствуют появлению эмоционального выгорания. Стремления педагогов к социальным контактам (β = -0,365; р = 0,001), самостоятельность (β = -0,874; р =0,000), тщательное взвешивание всех возможных вариантов решений проблемы (β = -0,809; р = 0,000), уважение традиций и умеренность (β =-0,882; р = 0,000), - противодействуют его возникновению («Индекс психического выгорания»). Заключение. Впервые установлено, что социально-психологическая компетентность педагогов может выступать не только фактором возникновения, но и фактором преодоления эмоционального выгорания, что определяет научную новизну полученных результатов, а также стратегию и тактику коррекционно-профилактической работы с позиций ресурсного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна, Малихова Лариса Николаевна, Кузнецова Алеся Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE AS A FACTOR IN THE EMERGENCE AND OVERCOMING OF EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Introduction. The scale of the COVID-19 pandemic and the forced transition to distance learning in this regard, the need to restructure the forms and methods of teaching children with special educational needs in the digital environment, increased cognitive, emotional and communication loads, lack of time to prepare classes contribute to the occurrence of emotional burnout among teachers of individual educational organizations and actualize the problem of studying the influence of their socio-psychological competence on its overcoming. Materials and methods. Teachers (N = 50 females) of the Regional State General Educational Institution "Kursk Boarding School for Children with Disabilities", having professional experience of up to 1 year to 43 years, took part in the study. We used standardized methods for diagnosing emotional burnout, emotional and social intelligence, value orientations of the individual and stress-overcoming behavior, as well as mathematical and statistical methods of data processing: descriptive statistics and regression analysis. Results and discussion. It has been empirically proven that the overempathy of teachers (β = 0,763; p = 0,000), over-responsibility and loyalty (β = 0,465; p = 0,003), the desire for personal success (β = 0,723; p = 0,001), insufficiently developed ability to understand the logic of the development of situations interpersonal interaction and the significance of human behavior in these situations (β = 0,304; p = 0,003), manipulative (β = 1,287; p = 0,000) and aggressive (β = 0,620; p = 0,013) actions, contribute to the appearance of emotional burnout. The aspirations of teachers for social contacts (β = -0,365; p = 0,001), independence of thinking and choice of a method of action β = -0,874; p = 0,000), long-term deliberation and careful weighing of all possible solutions to the problem (β = -0,809; p = 0,000), respect for traditions and moderation (β = -0,882; p = 0,000), - counteract its occurrence ("Index of mental burnout"). Conclusion. It has been established for the first time that the socio-psychological competence of teachers can act not only as a factor in the occurrence, but also as a factor in overcoming emotional burnout, which determines the scientific novelty of the results obtained, as well as the strategy and tactics of corrective and preventive work from the standpoint of the resource approach.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОТДЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Дата публикации: 30.04.2022 УДК 316.6; 159.944.4; 378.124

Л. Н. Молчанова, Л. Н. Малихова, А. А. Кузнецова

Социально-психологическая компетентность как фактор возникновения и преодоления эмоционального выгорания педагогов отдельных образовательных организаций в условиях пандемии COVID-19

Введение. Масштабы пандемии СОУЮ-19 и вынужденный в этой связи переход на дистанционное обучение, необходимость перестройки форм и методов обучения детей, имеющих особые образовательные потребности, в цифровой среде, возросшие когнитивные, эмоциональные и коммуникативные нагрузки, дефицит времени на подготовку занятий способствуют возникновению эмоционального выгорания у педагогов отдельных образовательных организаций и актуализируют проблему исследования влияния их социально-психологической компетентности на его преодоление.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие педагоги (N = 50 человек женского пола) Курской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья (Российская Федерация), имеющие стаж профессиональной деятельности до 1 года до 43 лет. Использовали стандартизированные методики диагностики эмоционального выгорания, эмоционального и социального интеллекта, ценностных ориентаций личности и стресс-преодолевающего поведения, а также математико-статистические методы обработки данных: описательную статистику и регрессионный анализ.

Результаты и обсуждение. Эмпирически доказано, что сверхэмпатия педагогов (в = 0,763; р = 0,000), сверхответственность (в = 0,465; р = 0,003), стремление к личному успеху (в = 0,723; р = 0,001), недостаточно развитые способности понимать логику развития ситуаций межличностного взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях (в = 0,304; р = 0,003), манипулятивные (в = 1,287; р = 0,000) и агрессивные (в = 0,620; р = 0,013) действия, - способствуют появлению эмоционального выгорания. Стремления педагогов к социальным контактам (в = -0,365; р = 0,001), самостоятельность (в = -0,874; р =0,000), тщательное взвешивание всех возможных вариантов решений проблемы (в = -0,809; р = 0,000), уважение традиций и умеренность (в =-0,882; р = 0,000), -противодействуют его возникновению («Индекс психического выгорания»).

Заключение. Впервые установлено, что социально-психологическая компетентность педагогов может выступать не только фактором возникновения, но и фактором преодоления эмоционального выгорания, что определяет научную новизну полученных результатов, а также стратегию и тактику коррекционно-профилактической работы с позиций ресурсного подхода.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, эмоциональное выгорание, преодоление, педагоги, дети с особыми образовательными потребностями

Ссылка для цитирования:

Молчанова Л. Н., Малихова Л. Н., Кузнецова А. А. Социально-психологическая компетентность как фактор возникновения и преодоления эмоционального выгорания педагогов отдельных образовательных организаций в условиях пандемии СОУЮ-19 // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 448-459. сМ: 10.32744/р5е.2022.2.26

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Accepted: 22 December 2021 Published: 30 April 2022

L. N. Molchanova, L. N. Malikhova, A. A. Kuznetsova

Socio-psychological competence as a factor in the emergence and overcoming of emotional burnout of teachers of individual educational organizations in the context of the COVID-19 pandemic

Introduction. The scale of the COVID-19 pandemic and the forced transition to distance learning in this regard, the need to restructure the forms and methods of teaching children with special educational needs in the digital environment, increased cognitive, emotional and communication loads, lack of time to prepare classes contribute to the occurrence of emotional burnout among teachers of individual educational organizations and actualize the problem of studying the influence of their socio-psychological competence on its overcoming.

Materials and methods. Teachers (N = 50 females) of the Regional State General Educational Institution "Kursk Boarding School for Children with Disabilities", having professional experience of up to 1 year to 43 years, took part in the study. We used standardized methods for diagnosing emotional burnout, emotional and social intelligence, value orientations of the individual and stress-overcoming behavior, as well as mathematical and statistical methods of data processing: descriptive statistics and regression analysis.

Results and discussion. It has been empirically proven that the overempathy of teachers (P = 0,763; p = 0,000), over-responsibility and loyalty (P = 0,465; p = 0,003), the desire for personal success (P = 0,723; p = 0,001), insufficiently developed ability to understand the logic of the development of situations interpersonal interaction and the significance of human behavior in these situations (P = 0,304; p = 0,003), manipulative (P = 1,287; p = 0,000) and aggressive (P = 0,620; p = 0,013) actions, contribute to the appearance of emotional burnout. The aspirations of teachers for social contacts (P = -0,365; p = 0,001), independence of thinking and choice of a method of action P = -0,874; p = 0,000), long-term deliberation and careful weighing of all possible solutions to the problem (P = -0,809; p = 0,000), respect for traditions and moderation (P = -0,882; p = 0,000), - counteract its occurrence ("Index of mental burnout").

Conclusion. It has been established for the first time that the socio-psychological competence of teachers can act not only as a factor in the occurrence, but also as a factor in overcoming emotional burnout, which determines the scientific novelty of the results obtained, as well as the strategy and tactics of corrective and preventive work from the standpoint of the resource approach.

Keywords: socio-psychological competence, emotional burnout, overcoming, teachers, children with special educational needs

For Reference:

Molchanova, L. N., Malikhova, L. N., & Kuznetsova, A. A. (2022). Socio-psychological competence as a factor in the emergence and overcoming of emotional burnout of teachers of individual educational organizations in the context of the COVID-19 pandemic. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 56 (2), 448-459. doi: 10.32744/pse.2022.2.26

_Введение

радикальные изменения в профессиональной деятельности педагогов, вызванные распространением коронавирусной инфекции COVID-19, оказывают влияние на их физическое и профессиональное здоровье. Так как высокая рабочая нагрузка, социальное дистанцирование и чувство некомпетентности и самоэффективности связаны с ухудшением профессионального благополучия швейцарских учителей начальных классов [13]. Результаты исследования Herman K.C. at al. (2021) свидетельствуют о важности компетентности учителя в управлении поведением и адаптации учащихся к стрессовым факторам пандемии [14]. Ежедневное воздействие информационного стресса, возросшие когнитивные, эмоциональные и коммуникативные нагрузки, необходимость перестройки форм и методов обучения под потребности

I V V V и

цифровой образовательной среды, вынужденный переход на дистанционный режим работы, дефицит времени на подготовку занятий и др., являются благоприятными условиями для возникновения эмоционального истощения и выгорания у педагогов [6; 12], что определяет требования к их социально-психологической компетентности и профессиональной самопрезентации [7].

Библиометрический анализ публикационной активности ученых по проблеме эмоционального выгорания педагогов в условиях пандемии COVID-19 (период поиска: с 2019 г. по 2021 г.), выполненный в информационном пространстве электронной библиотеки Elibrary.ru, засвидетельствовал наличие всего лишь четырех публикаций, а по проблеме взаимосвязи компетентности и выгорания -5 из 38 млн. шт., и все они сосредоточены в рубрике «Психология». Из них две опубликованы в 2021 году. Общее количество выявленных в результате информационно-аналитического поиска публикаций по проблеме компетентности и эмоционального выгорания педагогов (ключевой запрос: competence and Teachers' emotional burnout), выполненного в базе данных Web of Science Core Collection, составило 199 шт., а по проблеме взаимосвязи компетентности и эмоционального выгорания педагогов в условиях пандемии COVID-19 (ключевой запрос: «Relationship between competence and Teachers' emotional burnout during COVID-19 Pandemic») - 5 статей, опубликованных в 2021 г.

Так, например, результаты исследования взаимосвязи между самооценкой педагогической компетентности, самоэффективностью и эмоциональным выгоранием итальянских учителей во время пандемии COVID-19 (Pellerone M., 2021) демонстрируют увеличение его общего уровня и снижение уровня их личных достижений [20]. А уровень эмоционального интеллекта, социально-эмоциональных компетенций (автономии, регулирования, просоциального поведения и сочувствия) испанских учителей старших классов в период распространения коронавирусной инфекции статистически достоверно и отрицательно коррелирует с их эмоциональным выгоранием [22].

Таким образом, проблема взаимосвязи социально-психологической компетентности педагогов и эмоционального выгорания на сегодняшний день представлена единичными исследованиями [8], а в условиях пандемии COVID-19 является мало изученной.

Цель исследования состоит в изучении взаимосвязей между социально-психологической компетентностью и эмоциональным выгоранием педагогов отдельных образовательных организаций в условиях пандемии COVID-19.

Теоретическими основаниями исследования выступили модели эмоционального выгорания [3], социально-психологической компетентности [5; 16], а также эмоционального [10] и социального [11] интеллекта.

Социально-психологическая компетентность, согласно А.В. Квитчастому (2012), является целостной характеристикой индивида и четырехкомпонентной системой из когнитивного, ценностно-мотивационного, эмоционального и поведенческого элементов [5]. Когнитивный компонент содержит знания, обеспечивающие потенциальную готовность к выполнению профессиональных функции, а поведенческий - навыки межличностного взаимодействия. Ценностно-смысловой компонент состоит из ценностей, смыслов, мотивов и личностных качеств, определяющих характер межличностных отношений. В эмоциональный компонент входят умения идентифицировать как собственные эмоциональные состояния, так и состояния детей, а также управлять ими [5].

Таким образом, социально-психологическая компетентность педагогов проявляется в оптимальном уровне развития их эмоционального и социального интеллекта, ценностно-смысловых установок, в умении использовать адекватные ситуации стратегии стресс-преодолевающего поведения и стили межличностных отношений.

Согласно Д.В. Люсину, эмоциональный интеллект понимаем как совокупность определенных личностных особенностей, способствующих его защите от негативных факторов окружающей действительности [10], а социальный интеллект - как особое качество личности быстро и легко вступать в контакт с окружающими, определяющее эффективность социального взаимодействия, и способность различать и понимать действия других людей, установка на взаимодействие с ними [11]. Под ценностно-смысловыми установками рассматриваем ценности, выступающие в качестве базовых смыслов и целей жизни, а также средств их реализации [1]. Стресс-преодолевающее поведение принимаем как конструктивное и неконструктивное преодоление стрессовых профессиональных ситуаций [9].

_Материалы и методы

В исследовании принимали участие педагоги, работающие в Областном казенном общеобразовательном учреждении «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья». Общий объем выборки составил 50 педагогов женского пола, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности, в возрасте от 24 до 65 лет со стажем деятельности до 43 лет.

В качестве методов исследования использовали опросник «Эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко) [3], тест ценностей Шварца [4], «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» («Strategic Approach to Coping Scale (SACS)» С. Хобфолл (1994)» (адаптированный Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, 2001) [9], «Эмоциональный интеллект ЭмИн» (Д.В. Люсин) [10], «Социальный интеллект» Гилфорда-Саливена (в адаптации Е.С. Михайловой) [11].

С целью обработки результатов применяли методы математико-статистического анализа. С помощью описательной статистики (Хср±о) осуществляли оценку выраженности содержания компонентов социально-психологической компетентности и эмоционального выгорания педагогов. Использование процедуры множественного регрессионного анализа (метод Forward stepwice) позволило определить, какое содержание социально-психологической компетентности педагогов способствует возникновению эмоционального выгорания педагогов, а какое, наоборот, препятствует.

_Результаты исследования и их интрепретация

Исследование эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности, осуществлялось с помощью опросника «Эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко) [3]. Установлено, что среди всех его трех фаз только фаза «Резистенция» (Хср±ох=56,80±22,30) находится в стадии формирования. Показатели по остальным шкалам «Напряжение» и «Истощение» составляют Х х =30,96±19,15 и Х х =32,52±20,17 соответственно. Итоговый показатель эмоцио-

ср.±ох ' ' ср.±ох ' ' ~

нального выгорания равняется Хср±ох=120,28±50,81, что свидетельствует о его диагностируемом уровне.

Складывающаяся симптоматика фаз «Напряжение» («Переживание психотрав-мирующих обстоятельств»: Хср±ох=11,12±7,50) и «Резистенция» («Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование»: Хср±ох=15,38±6,94; «Эмоционально-нравственная дезориентация»: Хср±ох=11,66±6,32; «Расширение сферы экономии эмоций»: Хср±ох=15,48± 13,62; «Редукция профессиональных обязанностей»: Хср±ох=14,28±8,51) проявляется в осознание неразрешимости профессиональных ситуаций, в неадекватной «экономии» на эмоциях, ограничении эмоциональной отдачи, когда под влиянием усталости межличностных рабочих контактов исчезает желание общаться с родными и близкими, в стремлении сократить или избавиться от должностных обязанностей, требующих эмоционального участия.

Диагностика эмоционального интеллекта педагогов осуществлялась с помощью опросника «Эмоциональный интеллект ЭмИн» (Д.В. Люсин) [10] и выявила следующие результаты. Общий уровень эмоционального интеллекта представлен на среднем уровне выраженности: Хср±ох=83,06±12,88. Также выявлены низкие значения по шкалам, входящим в межличностный эмоциональный интеллект: (Хср±ох=41,36±5,85): «Управление чужими эмоциями»: Хср±ох=17,64±3,13; и внутриличностный эмоциональный интеллект (Хср±ох=41,98±8,17): «Управление своими эмоциями»: Хср±ох=12,74±2,79, а также «Контроль экспрессии»: Хср±ох=9,44±3,35.

Следовательно, способность распознавать и идентифицировать чужие эмоции и понимать их причины, а также способность к вербальному описанию и управлению своими и чужими эмоциями, стимулированию желательных у себя и у других и контролю нежелательных, способность контролировать внешние проявления своих эмоций - все это выражено достаточно слабо.

В исследовании социального интеллекта использовали методику «Социальный интеллект» Гилфорда-Саливена (в адаптации Е.С. Михайловой) [11]. Выявлено, что уровень выраженности показателей преимущественно по всем шкалам (за исключением среднего уровня выраженности показателя социального интеллекта педагогов по шкале «Фактор познания результатов поведения»: 3,22±0,76) соответствует статусу «ниже среднего»: «Фактор познания классов поведения» - 2,52±0,74, «Фактор познания преобразований поведения» - 2,98±0,89, «Фактор познания систем поведения» - 2,72±0,70. Таким образом, у выгорающих педагогов недостаточно развита способность замечать у детей динамику сходных вербальных реакций, а также выделять общие существенные признаки в различных невербальных реакциях, понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях.

Диагностическое оценивание ценностных ориентаций педагогов осуществлялось с помощью теста ценностей Шварца [4] (см. табл.1).

Таблица 1

Средние значения показателей ценностных ориентаций «выгорающих» педагогов

отдельных образовательных организаций

Наименование показателя Обзор ценностей Профиль личности

Х± о ранг Х± о ранг

Конформность 19,56±3,73 6 9,12±3,82 4

Традиции 21,98±4,80 5 7,38±3,81 7

Доброта 24,44±4,66 3 10,32±3,56 3

Универсализм 38,58±6,54 1 14,32±4,60 1

Самостоятельность 23,30±4,29 4 9,74±3,40 5

Стимуляция 11,18±3,83 10 5,14±3,39 8

Гедонизм 12,10±3,21 9 5,12±2,89 9

Достижения 18,16±4,22 7 7,74±3,97 6

Власть 15,78±4,10 8 3.20±3,53 10

Безопасность 26,40±3,00 2 13,26±3,81 2

Как видно из таблицы 1, триаду значимых ценностей-убеждений и ценностей-индивидуальных приоритетов составляют «универсализм» (Хср± о = 38,58±6,54; X = 14,32±4,60), «безопасность» (Х = 26,40±3,00; Х = 13,26±3,81) и «до-

ср.± О ' 4 ср.± О ср.± О ' ' 1

брота» (Хср± о = 24,44±4,66; Хср± о = 10,32±3,56) соответственно. Таким образом, цен-ности-нормативные идеалы и индивидуальные приоритеты совпадают. Это означает, что руководящими жизненными принципами, реализуемыми в поведении педагогов выступают благополучие, терпимость и понимание, социальный порядок, взаимопомощь, безопасность и здоровье.

Диагностика стресс-преодолевающего поведения педагогов проводилась с помощью опросника «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (адаптированный Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, 2001) [9], в ходе которой зафиксирована низкая выраженность такой копинг-стратегии, как «Ассоциальный действия» (Хср±о=13,92±45,47). Показатели шкал «Ассертивные действия» (Хср± о = 19,60±3,52), «Вступление в социальный контакт» (Хср±о=22,94±3,53), «Поиск социальной поддержки» (Хср±о=23,54±3,27), «Осторожные действия» (Хср±о = 22,74±3,77), «Импульсивные действия» (Хср±о = 17,84±4,13), «Избегание» (Хср± о = 17,42±3,89), «Манипулятивные действия» (Хср± о = 18,46±4,28), «Агрессивные действия» (Хср±о=15,60±5,72) соответствуют уровню средних значений. Таким образом, педагоги активны и последовательны в отстаивании своих интересов, уважают интересы окружающих людей, склонны тщательно взвешивать все возможные варианты решений проблемы, стремятся к социальному контакту, избегают рискованных и конфликтных ситуаций. Они могут испытывать негативные чувства при неудачах: раздражение, внутреннюю напряженность, разочарование, неудовлетворенность. Вместе с тем не склонны выходить за социально допустимые рамки и ограничения, не эгоцентричны.

При исследовании взаимосвязей социально-психологической компетентности и эмоционального выгорания педагогов использовали процедуру множественного регрессионного анализа (метод Forward stepwice).

Установлены величины дисперсии (более 50%) в статистически значимых корреляциях между показателями шкал «Напряжение» и «Доброта», «ТРАДИЦИЯ»,

«Поиск социальной поддержки», «Манипулятивные действия», «Осторожные действия», «БЕЗОПАСНОСТЬ», «МП понимание чужих эмоций» , «ОЭИ общий эмоциональный интеллект» ^ = 4,92; КМД = 0,68; df = 15,34; р =0,000059), между показателями «Резистенция» и «Фактор познания систем поведения», «БЕЗОПАСНОСТЬ», «ВЭ контроль экспрессии», «ТРАДИЦИЯ», «Фактор познания классов поведения», «Осторожные действия», «Фактор познания результатов поведения», «Самостоятельность», «Стимуляция» ^ = 4,88; КМД = 0,76; df = 19,30; р =0,000059), между показателями «Истощение» и «ДОБРОТА», «Ассоциальные действия», «ГЕДОНИЗМ», «Осторожные действия», «ТРАДИЦИЯ», «Стимуляция», «Вступление в соц. контакт», «Манипулятивные действия», «СТИМУЛЯЦИЯ», «Традиция», «КОНФОРМНОСТЬ», «Власть», «Самостоятельность» ^ = 6,99; КМД = 0,88; df = 25,24; р =0,000059), между показателями «Индекс психического выгорания» и «ДОБРОТА», «Осторожные действия», «Манипулятивные действия», «ТРАДИЦИЯ», «КОНФОРМНОСТЬ», «Вступление в соц. контакт», «Агрессивные действия», «СТИМУЛЯЦИЯ», «Стимуляция», «Фактор познания систем поведения», «Самостоятельность», «Достижение», «Доброта», «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» ^ = 8,34; КМД = 0,86; df = 21,28; р =0,0104), что свидетельствуют как о положительном (коэффициент в имеет положительный знак), так и отрицательном (коэффициент в имеет отрицательный знак) влиянии содержания социально-психологической компетентности педагогов на его возникновение (см. табл.2).

Таблица 2

Значения стандартизированных коэффициентов множественной линейной регрессии показателей социально-психологической компетентности педагогов с показателями

их эмоционального выгорания

Наименование показателя КМД^2) в р

Доброта 0,382 0,008

ТРАДИЦИЯ -0,811 0,000

Поиск социальной поддержки 0,709 0,000

Напряжение Манипулятивные действия КМД=0,68 0,719 0,000

Осторожные действия Cf=15.34 -0,253 0,041

БЕЗОПАСНОСТЬ 0,449 0,017

МП понимание чужих эмоций -0,538 0,006

ОЭИ общий эмоциональный интеллект 0,420 0,024

Фактор познания систем поведения 0,651 0,000

БЕЗОПАСНОСТЬ 0,534 0,005

ВЭ контроль экспрессии -0,454 0,000

ТРАДИЦИЯ КМД=0,76 Cf=19.30 -0,764 0,000

Резистенция Фактор познания классов поведения -0,699 0,000

Осторожные действия -0,390 0,002

Фактор познания результатов поведения 0,473 0,003

Самостоятельность -0,557 0,019

Стимуляция 0,610 0,006

ДОБРОТА 0,719 0,000

Ассоциальные действия 0,473 0,013

ГЕДОНИЗМ 0,285 0,032

Осторожные действия -0,719 0,000

ТРАДИЦИЯ -0,658 0,000

Стимуляция КМД=0,88 df=25.24 0,876 0,000

Истощение Вступление в соц. контакт -0,267 0,006

Манипулятивные действия 0,505 0,008

СТИМУЛЯЦИЯ -0,843 0,000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиция -0,394 0,035

КОНФОРМНОСТЬ 0,429 0,019

Власть 0,389 0,027

Самостоятельность -0,551 0,008

ДОБРОТА 0,763 0,000

Осторожные действия -0,809 0,000

Манипулятивные действия 1,287 0,000

ТРАДИЦИЯ -0,882 0,000

КОНФОРМНОСТЬ 0,465 0,003

Индекс Вступление в соц. контакт -0,350 0,001

Агрессивные действия КМД=0,86 0,620 0,013

психического СТИМУЛЯЦИЯ df=20,54 -0,808 0,000

выгорания Стимуляция 0,620 0,001

Фактор познания систем поведения 0,304 0,003

Самостоятельность -0,874 0,000

Достижение 0,723 0,001

Доброта -0,441 0,028

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 0,420 0,014

Полученные результаты подлежат следующей интерпретации:

1. Тщательное взвешивание всех возможных вариантов решений, стремление избегать риска, уважение традиций, умеренность - все это можно рассматривать как факторы преодоления эмоционального выгорания на всех фазах его развития.

2. Способность понимать эмоциональное состояние других на основе внешних, невербальных проявлений эмоций или интуитивно способствует преодолению эмоционального перенапряжения, а снисходительность, сверхответственность, поиск социальной поддержки, стремление сохранить здоровье и безопасность детей, наоборот, его усиливают (фаза «Напряжение»).

3. Способность контролировать внешние проявления своих эмоций, логически обобщать, выделять общие существенные признаки в различных невербальных реакциях детей, исследовательская активность - все это редуцирует, а недостаточно развитая способность предвидеть последствия поведения других людей, понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения в этих ситуациях, стремление к глубоким переживаниям, к сохранению здоровья и безопасности, наоборот, стимулирует бессознательное стремление педагогов к психологическому комфорту (фаза «Резистенция»).

4. Сверхэмпатия, стремление к глубоким переживаниям, доминированию, удов-

/-- и ^ и и и

летворению собственных желаний любой ценой, эгоцентризм, сдерживание дей-

ствий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям, а также самодисциплина, преднамеренные и скрытые побуждения других людей к переживанию определенных состояний и принятию решений - усиливают чувство опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Вступление в социальный контакт с целью совместными усилиями более эффективно разрешить критическую ситуацию, самостоятельность, наоборот, снижают (фаза «Истощение»).

5. Сверхэмпатия педагогов, сверхответственность и лояльность, стремление к личному успеху, недостаточно развитые способности понимать логику развития ситуаций межличностного взаимодействия, манипулятивные и агрессивные действия, - способствуют возникновению эмоционального выгорания. Стремление к социальным контактам, самостоятельность, тщательное взвешивание всех возможных вариантов решений проблемы, уважение традиций и умеренность, - ему противодействуют («Индекс психического выгорания»).

_Обсуждение результатов

Полученные результаты согласуются с результатами исследований других ученых. Так результаты исследования Л.Н. Бабинцевой (2017) свидетельствует о наличии взаимосвязей между эмоциональным выгоранием педагогов и компонентами их социально-психологической компетентности такими, как: «Общительность» (r= 0,357; p < 0,05), «Независимость» (r= 0,454; p < 0,01), «Беспечность» (r=0,462; p < 0,01), «Самоконтроль» (r=0,480; p < 0,01), «Эмоциональная устойчивость» (r=0,400; p < 0,01), «Логическое мышление» (r=0,33; p < 0,05) [2].

Тематический анализ публикаций показал, что исследовательское внимание сосредоточено на взаимосвязи эмоционального выгорания с коммуникативной [6; 19] и социально-эмоциональной компетентностью [17; 21], в т.ч. в условиях пандемии COVID-19 [20; 22], что не противоречит полученным нами результатам. Мы согласны с авторами [6; 18; 20], что непродуктивные копинг-стратегии оказывают влияние на возникновение эмоционального выгорания педагогов специального образования [18], а высокий уровень коммуникативной компетентности педагогов общего образования, их способность понимать чувства и эмоции других людей позволяет его преодолеть [6; 20]. Полученные нами данные согласуются с мнением авторов [19], что межличностные компетенции (социальный интеллект) выполняют защитную посредническую функцию между стилем межличностного общения и эмоциональным выгоранием.

_Выводы

1. Средневыраженные значения показателей эмоционального выгорания педагогов указывают на его диагностируемый уровень и проявления, связанные с осознанием неразрешимости профессиональных ситуаций, неадекватной «экономией» на эмоциях, стремлением сократить или избавиться от эмоционально затратных должностных обязанностей.

2. Такое содержание социально-психологической компетентности педагогов, как сверхэмпатия, сверхответственность, стремление к личному успеху, недостаточно развитые способности понимать логику развития ситуаций межличностного

взаимодействия, манипулятивные и агрессивные действия, проявляющиеся в раздражении и внутренней напряженности, - является фактором возникновения эмоционального выгорания. Стремления к социальным контактам, самостоятельность, тщательное взвешивание всех возможных вариантов решений проблемы, уважение традиций и умеренность, - фактором его преодоления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И.В., Рядинская Е.Н. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции личности в условиях вооруженного конфликта // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, вып. 1. С.52-58.

2. Бабинцева Л.Н. Развитие социально-психологической компетентности как ресурс профилактики «эмоционального выгорания» у педагогов // Педагогический ИМИДЖ. Раздел «Психологические науки». № 3 (36), 2017. С.118-125.

3. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

4. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

5. Квитчастый А.В. Особенности социально-психологической компетентности субъектов разного уровня образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2012. 26 с.

6. Константинова С.С. Взаимосвязь профессионального выгорания и коммуникативной компетентности педагогических работников. В сборнике: психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. Материалы Международной студенческой научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Х.И. Лейбовича. Тверь, 2020. С. 43-48.

7. Кузнецова А.А., Никишина В.Б. Видеолекция как самопрезентация преподавателя вуза в условиях электронного образовательного пространства // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 149-155.

8. Молчанова Л.Н., Малихова Л.Н., Кузнецова А.А. Роль ценностно-смысловых установок в возникновении и преодолении эмоционального выгорания в аспекте субъектогенеза педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 379-387.

9. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолл (1994)» (адаптированный Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой (2001). URL: https://studopedia.ru/11_129688_oprosnik-strategii-preodoleniya-stressovih-situatsiy-Strategic-Approach-to-Coping-Scale-SACS-s-hobfoll-.html (дата обращения: 1.06.2019).

10. Опросник на эмоциональный интеллект: новые психометрические данные. URL: http://creativity.ipras.ru/ texts/books/sociaNQ_2009/lusin_socialJQ_2009.pdf (дата обращения: 20 декабря 2018 г.).

11. Тест «Социальный интеллект» Гилфорда. URL: http://psytests.org/iq/guilford/guilford4.htmlPsingle (дата обращения: 20 декабря 2018 г.).

12. Chan M.K; Sharkey J.D.; (...); Nylund-Gibson K. Elementary School Teacher Well-Being and Supportive Measures Amid COVID-19: An Exploratory Study // School psychology, 2021, 36 (6), pp. 533-545. DOI6 10.1037/spq0000441.

13. Hascher T, Beltman S. & Mansfield C. Swiss Primary Teachers' Professional Well-Being During School Closure Due to the COVID-19 Pandemic // Frontiers in psychology, 2021, 12. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.687512.

14. Herman, K.C., Sebastian, J., Reinke, WM, Huang, FL Individual and School Predictors of Teacher Stress, Coping, and Wellness During the COVID-19 Pandemic // School psychology, 2021, 36 (6), pp. 483-493. DOI: 10.1037/spq0000456

15. Lauermann F., Konig J. Teachers' professional competence and wellbeing: Understanding the links between general pedagogical knowledge, self-efficacy and burnout // Learning and instruction, 2016, vol.45, pp.9-19. DOI: 10.1016/j. learninstruc.2016.06.006.

16. Molchanova L.N., Chekanova A.V. Development of parental competence through psychological and pedagogical support for families in the upbringing of hearing-impaired children // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Т. 11. № 4. С. 223-238.

17. Oberle E., Gist A.; (...); Pinto J.B.R. Do students notice stress in teachers? Associations between classroom teacher burnout and students' perceptions of teacher social-emotional competence // Psychology in the schools, 2020, 57 (11), pp. 1741-1756. DOI: 10.1002/pits.22432.

18. Pavlidou K., Alevriadou A., Antoniou A.S. Professional burnout in general and special education teachers: the role of interpersonal coping strategies // European journal of special needs education, 2020. DOI: 10.1080/08856257.2020.1857931.

19. Pavlidou K., Alevriadou A. An Assessment of General and Special Education Teachers' and Students' Interpersonal Competences and Its Relationship to Burnout // International journal of disability development and education. 2020. DOI: 10.1080/1034912X.2020.1755425.

20. Pellerone M. Self-Perceived Instructional Competence, Self-Efficacy and Burnout during the Covid-19 Pandemic: A Study of a Group of Italian School Teachers // European journal of investigation in health psychology and education, 2021, 11 (2), pp.496-512. DOI: 10.3390/ejihpe11020035.

21. Rey L., Extremera N., Pena M. 2016. Emotional competence relating to perceived stress and burnout in Spanish teachers: a mediator model // PeerJ 4:e2087. DOI: 10.7717/peerj.2087.

22. Sanchez-Pujalte L., Mateu D.N., Etchezahar E., Yepes T.G. Teachers' Burnout during COVID-19 Pandemic in Spain: Trait Emotional Intelligence and Socioemotional Competencies // Sustainability, 2021, MDPI, vol. 13(13), pp.1-11. DOI: 10.3390/su13137259.

REFERENCES

1. Abakumova I.V., Ryadinskaya E.N. Values-semantic Attitudes as the Factor of Social Integration of Personality in Conditions of Armed Conflict. Bulletin of Udmurtian University. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2017, vol. 27, no. 1, pp. 52-58. (in Russ.)

2. Babintseva L.N. Development of socio-psychological competence as a resource for prevention of "emotional burnout" in teachers. Pedagogical IMAGE. Section "Psychological Sciences". 2017, no. 3 (36), pp. 118-125. (in Russ.)

3. Vodopyanova N. E. Psychodiagnostics of stress. St. Petersburg: Peter, 2009. 336 c. (in Russ.)

4. Karandashev V. N. Schwartz's methodology for the study of personality values: concept and methodological guide. Saint-Petersburg, Rech Publ., 2004. 70 p. (in Russ.)

5. Kvitchasty A.V. Peculiarities of socio-psychological competence of subjects of different levels of education: Abstract PhD. Psychol. Sci., Moscow, 2012. 26 p. (in Russ.)

6. Konstantinova S.S. Interrelation of professional burnout and communicative competence of pedagogical workers. In the collection: psychology, education: current and priority areas of research. Materials of the International student scientific-practical conference dedicated to the 100th anniversary of H. I. Leibovich. Tver, 2020, pp. 43-48. (in Russ.)

7. Kuznetsova A.A., Nikishina V.B. Video lecture as self-presentation of a university teacher in the conditions of electronic educational space. Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 4, pp. 149-155. (in Russ.)

8. Molchanova L.N., Malikhova L.N., Kuznetsova A.A. The role of value and meaningful attitudes in the emergence and overcoming of emotional burnout in the aspect of subjectogenesis of teachers working with children with special educational needs. Perspectives of science and education, 2021, no. 5 (53), pp. 379-387. (in Russ.)

9. The questionnaire "Strategies of coping with stressful situations" by S. Hobfall (1994) (adapted from Vodopyanova N.E., Starchenkova E.S. (2001). Available at: https://studopedia.ru/11_129688_oprosnik-strategii-preodoleniya-stressovih-situatsiy-Strategic-Approach-to-Coping-Scale-SACS-s-hobfoll-.html (accessed 1.06.2019).(in Russ.)

10. The emotional intelligence questionnaire: new psychometric data. Available at: http://creativity.ipras.ru/texts/ books/social_IQ_2009/lusin_social_IQ_2009.pdf (accessed December 20, 2018). (in Russ.)

11. Guilford Social Intelligence Test. Available at: http://psytests.org/iq/guilford/guilford4.htmlPsingle (accessed December 20, 2018). (in Russ.)

12. Chan M.K; Sharkey J.D.; (...); Nylund-Gibson K. Elementary School Teacher Well-Being and Supportive Measures Amid COVID-19: An Exploratory Study. School psychology, 2021, vol. 36, no. 6, pp. 533-545. DOI: 10.1037/ spq0000441.

13. Hascher T, Beltman S. & Mansfield C. Swiss Primary Teachers' Professional Well-Being During School Closure Due to the COVID-19 Pandemic. Frontiers in psychology, 2021, 12. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.687512.

14. Herman, K.C., Sebastian, J., Reinke, WM, Huang, FL Individual and School Predictors of Teacher Stress, Coping, and Wellness During the COVID-19 Pandemic. School psychology, 2021, vol. 36, no. 6, pp. 483-493. DOI: 10.1037/ spq0000456

15. Lauermann F., Konig J. Teachers' professional competence and wellbeing: Understanding the links between general pedagogical knowledge, self-efficacy and burnout. Learning and instruction, 2016, vol. 45, pp. 9-19. DOI: 10.1016/j. learninstruc.2016.06.006.

16. Molchanova L.N., Chekanova A.V. Development of parental competence through psychological and pedagogical support for families in the upbringing of hearing-impaired children. Psychology in Russia: State of the Art, 2018, vol. 11, no. 4, pp. 223-238.

17. Oberle E., Gist A.; (...); Pinto J.B.R. Do students notice stress in teachers? Associations between classroom teacher burnout and students' perceptions of teacher social-emotional competence. Psychology in the schools, 2020, vol. 57 (11), pp. 1741-1756. DOI: 10.1002/pits.22432.

18. Pavlidou K., Alevriadou A., Antoniou A.S. Professional burnout in general and special education teachers: the role of interpersonal coping strategies. European journal of special needs education, 2020. DOI: 10.1080/08856257.2020.1857931.

19. Pavlidou K., Alevriadou A. An Assessment of General and Special Education Teachers' and Students' Interpersonal Competences and Its Relationship to Burnout. International journal of disability development and education, 2020. DOI: 10.1080/1034912X.2020.1755425.

20. Pellerone M. Self-Perceived Instructional Competence, Self-Efficacy and Burnout during the Covid-19 Pandemic: A

Study of a Group of Italian School Teachers. European journal of investigation in health psychology and education, 2021, vol. 11, no. 2, pp. 496-512. DOI: 10.3390/ejihpe11020035.

21. Rey L., Extremera N., Pena M. 2016. Emotional competence relating to perceived stress and burnout in Spanish teachers: a mediator model. PeerJ, 4:e2087. DOI: 10.7717/peerj.2087.

22. Sanchez-Pujalte L., Mateu D.N., Etchezahar E., Yepes T.G. Teachers' Burnout during COVID-19 Pandemic in Spain: Trait Emotional Intelligence and Socioemotional Competencies. Sustainability, 2021, vol. 13(13), pp. 1-11. DOI: 10.3390/su13137259.

Информация об авторах Молчанова Людмила Николаевна

(Россия, Курск) Доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-6309-1825 Scopus Author ID: 57205469895

Малихова Лариса Николаевна

(Россия, Курск) Аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской

Федерации

***

Дефектолог, директор Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья E-mail: [email protected]

Кузнецова Алеся Анатольевна (Россия, Курск) Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии здоровья и нейропсихологии,

проректор по воспитательной работе Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-9166-0770 Scopus Author ID: 57072914200

Information about the authors Lyudmila N. Molchanova

(Russia, Kursk) Assistant Professor, Doctor of Psychology, Professor

of the Department of Health Psychology and Neuropsychology. Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Kursk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-6309-1825. Scopus ID: 57205469895.

Larisa N. Malikhova

(Russia, Kursk) Graduate student of the Department of Health Psychology and Neuropsychology Kursk State Medical University of the Ministry of Health

of the Russian Federation

***

Defectologist, director Kursk Boarding School for Children with Disabilities E-mail: [email protected]

Alesya A. Kuznetsova

(Russia, Kursk) Associate Professor, PhD In Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Health Psychology and Neuropsychology Vice-rector for educational work Kursk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-9166-0770 Scopus Author ID: 57072914200

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.