Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В АСПЕКТЕ СУБЪЕКТОГЕНЕЗА ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В АСПЕКТЕ СУБЪЕКТОГЕНЕЗА ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна, Малихова Лариса Николаевна, Кузнецова Алеся Анатольевна, Стулова Анна Васильевна

Введение. Среди многочисленных факторов субъектогенеза педагогов важная роль принадлежит социальному интеллекту. Социальный интеллект определяют как особое качество личности, ее способности понимать, дифференцировать и прогнозировать вербальное и невербальное поведение других людей и последствия, быстро и легко вступать в контакт с ними, определяющие эффективность социального взаимодействия. Актуальной и малоисследованной является проблема о роли социального интеллекта в преодолении психического выгорания. Материалы и методы. В исследовании добровольно принимали участие педагоги, работающие в Областном казенном общеобразовательном учреждении «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (все участники - лица женского пола; N=50 человек; длительность стажа профессиональной деятельности до 43 лет). Из числа эмпирических методов использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные методики для диагностики психического выгорания и социального интеллекта. Для обработки результатов исследования применяли методы математикой статистики (H-Критерий Краскела-Уоллиса, регрессионный анализ). Результаты и обсуждение. Эмпирически доказано, что недостаточно развитые способности педагогов понимать изменение значения сходных вербальных реакций обучающихся, их родителей, коллег, администрации (F=4,38; df=2,47; β =-0,412 при р=0,019), а также логически обобщать и выделять общие и существенные признаки в различных их невербальных реакциях (F=3,90; df=2,47; β = 0,364 при р=0,030) повышают риск психического выгорания. Напротив, хорошо развитые способности предвидеть последствия поведения других людей в определенной ситуации можно рассматривать как фактор преодоления психосоматических и психовегетативных нарушений (F = 136,66; β = -0,952 при р =0,0000), раздражительности, обиды, резкости, эмоциональной и личностной изолированности (F = 115,17; β = -0,840 при р = 0,0000), ощущения того, что эмоционально невозможно помогать своим подопечным (F = 115,33; β = -0,936 при р = 0,0000).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна, Малихова Лариса Николаевна, Кузнецова Алеся Анатольевна, Стулова Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL INTELLIGENCE IN OVERCOMING MENTAL BURNOUT IN THE ASPECT OF SUBJECT GENESIS OF TEACHERS WORKING WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Among the numerous factors of the subject genesis of teachers, social intelligence plays an important role. Social intelligence is defined as a special quality of a person, her ability to understand, differentiate and predict the verbal and non-verbal behavior of other people and the consequences, quickly and easily come into contact with them, which determine the effectiveness of social interaction. The results of the relationship between social intelligence and mental burnout were obtained by researchers. The problem of the role of social intelligence in overcoming mental burnout is relevant and poorly researched. The teachers working at the Kursk boarding school for children with disabilities at the Kursk boarding school for children with disabilities (all participants are females; N = 50; professional experience up to 43 years) voluntarily took part in the study. Observation and conversation, as well as standardized techniques for diagnosing burnout and social intelligence, were used from a number of empirical methods. To process the research results, computer methods were used by the mathematics of statistical analysis. It has been empirically proven that the underdeveloped ability of teachers to understand the change in the meaning of similar verbal reactions of students, their parents, colleagues, administration (F=4,38; df=2,47; β =-0,412; р=0,019), as well as to logically generalize and highlight common and significant signs in their various non-verbal reactions (F=3,90; df=2,47; β = 0,364; p=0,030) increase the risk of mental burnout. On the contrary, well-developed abilities to foresee the consequences of the behavior of other people in a certain situation can be considered as a factor in overcoming psychosomatic and psycho-vegetative disorders (F = 136,66; β = -0,952; р =0,0000), irritability, resentment, harshness, rudeness, emotional and personal isolation (F = 115,17; β = -0,840; р = 0,0000), the feeling that it is emotionally impossible to help their wards (F = 115,33; β = -0,936; р = 0,0000).

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В АСПЕКТЕ СУБЪЕКТОГЕНЕЗА ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-02/

Дата публикации: 30.04.2021

УДК 159.9.016.2: 159.944.4: 376.112.4

Л. Н. Молчанова, Л. Н. Малихова, А. А. Кузнецова, А. В. Стулова

Роль социального интеллекта в преодолении психического выгорания в аспекте субъектогенеза педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности

Введение. Среди многочисленных факторов субъектогенеза педагогов важная роль принадлежит социальному интеллекту. Социальный интеллект определяют как особое качество личности, ее способности понимать, дифференцировать и прогнозировать вербальное и невербальное поведение других людей и последствия, быстро и легко вступать в контакт с ними, определяющие эффективность социального взаимодействия. Актуальной и малоисследованной является проблема о роли социального интеллекта в преодолении психического выгорания.

Материалы и методы. В исследовании добровольно принимали участие педагоги, работающие в Областном казенном общеобразовательном учреждении «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (все участники - лица женского пола; N=50 человек; длительность стажа профессиональной деятельности до 43 лет). Из числа эмпирических методов использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные методики для диагностики психического выгорания и социального интеллекта. Для обработки результатов исследования применяли методы математикой статистики (Н-Критерий Краскела-Уоллиса, регрессионный анализ).

Результаты и обсуждение. Эмпирически доказано, что недостаточно развитые способности педагогов понимать изменение значения сходных вербальных реакций обучающихся, их родителей, коллег, администрации ^=4,38; с^=2,47; в =-0,412 при р=0,019), а также логически обобщать и выделять общие и существенные признаки в различных их невербальных реакциях ^=3,90; Cf=2,47; в = 0,364 при р=0,030) повышают риск психического выгорания. Напротив, хорошо развитые способности предвидеть последствия поведения других людей в определенной ситуации можно рассматривать как фактор преодоления психосоматических и психовегетативных нарушений ^ = 136,66; в = -0,952 при р =0,0000), раздражительности, обиды, резкости, эмоциональной и личностной изолированности ^ = 115,17; в = -0,840 при р = 0,0000), ощущения того, что эмоционально невозможно помогать своим подопечным ^ = 115,33; в = -0,936 при р = 0,0000).

Ключевые слова: социальный интеллект, психическое выгорание, преодоление, педагоги, дети с особыми образовательными потребностями

Ссылка для цитирования:

Молчанова Л. Н., Малихова Л. Н., Кузнецова А. А., Стулова А. В. Роль социального интеллекта в преодолении психического выгорания в аспекте субъектогенеза педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 378-386. 10.32744^.2021.2.26

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-02/ Accepted: 10 January 2021 Published: 30 April 2021

L. N. Molchanova, L. N. Malikhova, A. A. Kuznetsova, A. V. Stulova

The role of social intelligence in overcoming mental burnout in the aspect of subject genesis of teachers working with children with special educational needs

Among the numerous factors of the subject genesis of teachers, social intelligence plays an important role. Social intelligence is defined as a special quality of a person, her ability to understand, differentiate and predict the verbal and non-verbal behavior of other people and the consequences, quickly and easily come into contact with them, which determine the effectiveness of social interaction. The results of the relationship between social intelligence and mental burnout were obtained by researchers. The problem of the role of social intelligence in overcoming mental burnout is relevant and poorly researched.

The teachers working at the Kursk boarding school for children with disabilities at the Kursk boarding school for children with disabilities (all participants are females; N = 50; professional experience up to 43 years) voluntarily took part in the study. Observation and conversation, as well as standardized techniques for diagnosing burnout and social intelligence, were used from a number of empirical methods. To process the research results, computer methods were used by the mathematics of statistical analysis.

It has been empirically proven that the underdeveloped ability of teachers to understand the change in the meaning of similar verbal reactions of students, their parents, colleagues, administration (F=4,38; df=2,47; p =-0,412; p = 0,019), as well as to logically generalize and highlight common and significant signs in their various non-verbal reactions (F = 3,90; df=2,47; p = 0,364; p = 0,030) increase the risk of mental burnout. On the contrary, well-developed abilities to foresee the consequences of the behavior of other people in a certain situation can be considered as a factor in overcoming psychosomatic and psycho-vegetative disorders (F = 136,66; p = -0,952; p =0,0000), irritability, resentment, harshness, rudeness, emotional and personal isolation (F = 115,17; p = -0,840; p = 0,0000), the feeling that it is emotionally impossible to help their wards (F = 115,33; p = -0,936; p = 0,0000).

Keywords: social intelligence, mental burnout, overcoming, educators, children with special educational needs

For Reference:

Molchanova, L. N., Malikhova, L. N., Kuznetsova, A. A., & Stulova, A. V. (2021). The role of social intelligence in overcoming mental burnout in the aspect of subject genesis of teachers working with children with special educational needs. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 50 (2), 378-386. doi: 10.32744/pse.2021.2.26

_Введение

Среди многочисленных факторов субъектогенеза педагогов, их успешной профессиональной деятельности важная роль принадлежит социальному интеллекту. Социальный интеллект в отечественной и зарубежной науке определяют как особое качество личности, ее способности понимать, дифференцировать и прогнозировать вербальное и невербальное поведение других людей и последствия, быстро и легко вступать в контакт с ними, определяющие эффективность социального взаимодействия [11]. Субъектогенез педагогов понимаем как способности к самодетерминации личности, к определению себя в качестве первопричины своей активности; сохранению устойчивости функционирования в ситуациях профессиональных и жизненных трудностей [10], а также в возможности эффективной личностной и профессиональной самопрезентации [14].

Педагоги, работающие с детьми, имеющими особые образовательные потребности, в силу продолжительного, интенсивного, а порой вынужденного и когнитивно сложного общения с участниками образовательного процесса (детьми, их родителями, администрацией школы) подвержены риску психического выгорания [3; 4; 12; 17]. Проблема психического выгорания, его сущности, детерминант, генезиса, факторов возникновения и преодоления, способов профилактики как в профессиональных, так и непрофессиональных средах в центре внимания исследователей [7; 8; 15]. В соответствии с современной объяснительной теорией его развитие вызвано истощением ресурсов профессионально-личностного развития, в том числе профессиональной мотивации, временной перспективы личности, устойчивости и преодоления профессионального выгорания [2, 16] .

С использованием метода библиометрического анализа на базе электронной библиотеки Elibrary.ru осуществили анализ разработанности проблемы социального интеллекта педагогов. За десятилетний период было опубликовано 33 научные статьи из 35622104 шт. имеющихся в базе, что незначительно. Наибольшее их количество приходится на тематическую рубрику «Психология» (20 статей) (см. рис.1). Пик публикационной активности наблюдался в 2018 г. (6 статей) и в 2019 г. (7 статей).

Библиометрическая оценка публикационной активности по ключевому запросу «взаимосвязи социального интеллекта и выгорания» (период поиска: с 2010 г. по 2021 г.) засвидетельствовала всего лишь четыре публикации, три из которых приходятся на тематическую рубрику «Психология» и опубликованы в 2019 году.

Мониторинг по проблеме взаимосвязей социального интеллекта и выгорания в указанный временной период, выполненный в базе данных Web of Science Core Collection, указал на наличие двух научных статей, опубликованных в 2021 г. и 2015 г.

Итак, цель исследования состояла в выявлении взаимосвязей социального интеллекта и психического выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности. В качестве объекта исследования рассматривали психическое выгорание педагогов, а предмета - влияние социального интеллекта на его возникновение.

_Материалы и методы

Общий объем выборки участников исследования включал 50 педагогов женского пола в возрасте от 21 года до 64 лет, работающих в Областном казенном общеобразовательном учреждении «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» в течение 43 лет. Психодиагностика осуществлялась с использованием опросников «Эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко)

[I] и «Социальный интеллект» Гилфорда-Саливена (в адаптации Е.С. Михайловой)

[II]. Полученные результаты обрабатывали с помощью компьютерной программы '^а^ка 11.0". Используемые математические методы: описательная статистика, сравнительный (непараметрический критерий Н-Критерий Краскела-Уоллиса) и регрессионный анализ.

_Результаты исследования

Диагностика психического выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности, была проведена с помощью опросника «Эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко) [1]. Среди всех трех фаз психического выгорания уровень диагностируемых значений зарегистрирован только по шкале «Резистенция» (Хср±ох=56,80±22,30), что свидетельствует об адаптации педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности, к стрессовому воздействию психотравмирующих обстоятельств профессиональной деятельности и функционированию в относительно сбалансированном режиме за счет мобилизованных ресурсов. Фазы «Напряжение» (Хср±ох=30,96±19,15) и «Истощение» (Хср±Ох=32,52±20,17) находятся в стадии формирования. Складывающаяся симптоматика фаз «Напряжение» («Переживание психотравмирующих обстоятельств»: Хср±ох=11,12±7,50) и «Резистенция» («Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование»: Хср±ох=15,38±6,94; «Эмоционально-нравственная дезориентация»: Хср±ох=11,66±6,32; «Расширение сферы экономии эмоций»: Хср±ох=15,48±13,62; «Редукция профессиональных обязанностей»: Хср±ох=14,28±8,51) свидетельствует о сильном переживании влияния психотравмирующих обстоятельств педагогической деятельности, о снижении эмоциональной отдачи за счет выборочного и неадекватного реагирования, о стремлении избавится должностных обязанностей, требующих эмоционального участия.

В исследовании социального интеллекта педагогов использовали методику «Социальный интеллект» Гилфорда-Саливена (в адаптации Е.С. Михайловой) [11]. Было выявлено, что только способности к познанию результатов и систем поведения («Фактор познания результатов поведения»: Хср±ох=3,22±0,76; «Фактор познания систем поведения»: Хср±ох=2,72±0,70) соответствуют средневыраженному уровню значений. А вот способности понимать изменение значения сходных как вербальных, так и невербальных реакций самих обучающихся и других субъектов образовательного процесса недостаточно развиты у педагогов, о чем свидетельствуют низкие значения показателей социального интеллекта по шкалам «Фактор познания классов поведения»: Хср±ох=2,52±0,74 и «Фактор познания преобразований поведения»: Х ± =2,98±0,89.

Исследование социального интеллекта как детерминанты симптомов и фаз психического выгорания педагогов реализовано с помощью непараметрического Н-Критерия Краскела-Уоллиса (см. табл.1):

Таблица 1

Значимость различий в выраженности симптомов и фаз психического выгорания педагогов с различным уровнем социального интеллекта (Н-критерий Крускала-Уоллиса.)

Наименование показателя 1 2 3 4

Нэмп/ х2 Р Нэмп/ х2 Р Нэмп/ х2 Р Нэмп/ х2 Р

Переживание психотравмирующих обстоятельств 36,81/29,63 0,000 12,50/11,72 0,004 - - - -

Неудовлетворенность собой 14,17/9,54 0,0008 - - 11,99/10,53 0,010 - -

Загнанность в клетку 11,90/7,49 0,026 11,78/9,80 0,005 - - - -

Тревога и депрессия - - - - - - - -

Напряжение 24,01/13,60 0,000 11,25/9,30 0,011 - - - -

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 36,55/31,42 0,000 12,46/13,31 0,006

Эмоционально- нравственная дезориентация - - - - - - - -

Расширение сферы экономии эмоций - - - - - - - -

Редукция профессиональных обязанностей 11,18/8,97 0,004 - - - - - -

Резистенция 16,05/18,33 0,0003 - - - - - -

Эмоциональный дефицит 36,41/29,63 0,000 11,99/11,82 0,007 - - - -

Эмоциональная отстраненность 7,13/7,42 0,0245 - - - - - -

Личностная отстраненность (деперсонализация) 11,48/1029 0,0032 - - - - - -

Психосоматические и психовегетативные нарушения 7,08/4,60 0,029 - - - - - -

Истощение 21,70/13,60 0,000 - - - - - -

Примечание: 1 - «Фактор познания результатов поведения»; 2- «Фактор познания классов поведения»; 3 - «Фактор познания преобразований поведения»; 4 - «Фактор познания систем поведения»

Таким образом, способность к прогнозированию последствий поведения субъектов образовательного процесса в определенной ситуации («Фактор познания результатов поведения») выступает детерминантой всех фаз психического выгорания педагогов и преимущественно всех его симптомов (за исключением показателей по шкалам «Эмоционально-нравственная дезориентация» и «Расширение сферы экономии эмоций»). Это позволяет оценивать социальный интеллект с позиций

его двоякой роли: как фактора возникновения, так и фактора преодоления психического выгорания.

При исследовании взаимосвязей социального интеллекта и психического выгорания педагогов использовали процедуру множественного регрессионного анализа (метод forward stepwice).

В ходе исследования выявлено, что социальный интеллект педагогов значимо и отрицательно коррелирует с психическим выгоранием, о чем свидетельствуют значения взаимосвязей между показателями «Фактор познания результатов поведения» и «Неудовлетворенность собой» (F=4,19; df=4,45; ß =-0,438 при р=0,012), «Эмоционально-нравственная дезориентация» (F=3,90; df=2,47; ß =-0,427 при р=0,012), «Резистенция» (F=11,61; df=3,46; ß =-0,516 при р=0,000), «Эмоциональная отстраненность» (F=4,94; df=2,47; ß =-0,322 при р=0,019), «Личностная отстраненность» (F=12,21; df=2,47; ß =-0,566 при р=0,0001), «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (F=8,74; df=2,47; ß =-0,558 при р=0,00013).

Статистически значимые отрицательные корреляционные взаимосвязи выявлены между показателями шкал «Фактор познания систем поведения» и «Тревога и депрессия» (F=4,03; df=2,47; ß =-0,322 при р=0,021); «Фактор познания преобразований поведения» и «Расширение сферы экономии эмоций» (F=4,38; df=2,47; ß =-0,412 при р=0,019), а положительные - между показателями «Фактор познания классов поведения» и «Эмоционально-нравственная дезориентация» (F=3,90; df=2,47; ß = 0,364 при р=0,030). Следовательно, можно предположить, что недостаточно развитые способности понимать логику развития ситуаций межличностного взаимодействия и значение поведения в этих ситуациях вызывает повышенную, часто беспочвенную тревогу, подавленность и апатию. Повышение уровня способностей педагогов к логическому обобщению и выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях участников образовательного процесса проявляются усилением вытеснения из сознания неприятных фактов и в самооправдании, а способностей понимать похожие вербальные реакции на основе их сходства - в эмоциональном общении вне профессиональной среды: с родными и близкими людьми.

Кроме того, выявленные в результате регрессионного анализа величины дисперсии по шкалам психического выгорания (от 50% и выше) педагогов как зависимой переменной в отрицательных статистически значимых корреляциях между показателями шкал «Фактор познания результатов поведения» и «Переживание психотравмирующих обстоятельств» (F = 136,66; КМД = 0,85; df = 2,47; ß = -0,952 при р =0,0000); «Напряжение» (F = 23,54; КМД = 0,50; df = 2,47; ß = -0,636 при р =0,00001); «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (F = 115,17; КМД = 0,71; df = 1,48; ß = -0,840 при р = 0,0000); «Эмоциональный дефицит» (F = 115,33; КМД = 0,83; df = 2,47; ß =-0,936 при р = 0,0000); «Истощение» (F = 18,86; КМД = 0,63; df = 4,45; ß = -0,869 при р = 0,0000) свидетельствуют о влиянии социального интеллекта на его возникновение. В данном случае фактором преодоления психического выгорания педагогов выступает «Фактор познания результатов поведения». Другими словами, хорошо развитые способности предвидеть последствия поведения субъектов образовательного процесса в ситуации межличностного общения и предсказать дальнейшее ее развитие снижает выраженность психосоматических и психовегетативных нарушений, раздражительности, обиды, резкости, эмоциональной и личностной изолированности, ощущения того, что эмоционально невозможно помогать своим подопечным.

_Обсуждение результатов

Полученные результаты не противоречат результатам ранее проведенных отечественных и зарубежных исследований [5; 6; 7]. Эмпирически доказано наличие обратной взаимосвязи психического выгорания преподавателей медицинских ссузов Забайкальского края и уровня их социального интеллекта (с показателями по субтестам № 1 - «Истории с завершением», № 3 - «Вербальная экспрессия» и №4 - «Истории с дополнением»), что позволяет рассматривать их способности понимать похожие вербальные реакции субъектов межличностного взаимодействия в конкретной ситуации, логику ее развития, значение поведения в этой ситуации, а также прогнозировать его последствия как фактор в преодолении этого негативного состояния [6]. Согласно результатам исследования Ju, Chengting и авт. опосредующего влияния социальной поддержки на рабочем месте на взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и выгоранием китайских учителей средних школ установлено, что эмоциональный интеллект и социальная поддержка выступают факторами защиты от выгорания [13]. Кроме того, учеными установлено, что низкие способности сотрудников внутренних дел к познанию поведения определяют неконструктивные стратегии и модели преодоления стрессовых ситуаций, что ведёт к деформации отношений с другими людьми и выгоранию [9].

Заключение

Таким образом, у педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности, наблюдаются проявления психического выгорания: переживания в связи со сложными обстоятельствами профессиональной деятельности, экономия эмоций при эмоциональной отдаче путем избирательного реагирования в ситуации общения, стремление к уменьшению объема должностных обязанностей или перекладыванию на других. Это может быть вызвано недостаточно развитыми способностями группировать внутренние состояния субъектов межличностного общения на основе общих существенных признаков в их различных невербальных реакциях, а также понимать изменения похожих вербальных реакций в зависимости от ситуации взаимодействия. Хорошо развитие прогностические способности в отношении последствий поведения снижают риск психического выгорания у педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

2. Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий): автореф. дис. ...д-ра психол. наук. СПб., 2014. 49 с.

3. Емельянова Т.П., Шуралева Е.И. Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы // Горизонты гуманитарного знания. Психология. 2018. № 5. С.67-84.

4. Журавлева Ю.А. Особенности межличностных отношений субъектов педагогического процесса с различными «кризисными профилями» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 1. С. 117-125. DOI:10.21603/2078-8975-2018-1-117-125.

5. Кайдина М.С. Социальный интеллект и эмоциональное выгорание преподавателей средних специальных учебных заведений // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 159-164.

6. Кайдина М.С. Социальный интеллект и эмоциональное выгорание преподавателей медицинских ссузов Забайкальского края // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 12 (79). С. 49-53.

7. Куприянчук Е.В. Особенности профессионального эмоционального выгорания у специальных педагогов: сравнительный контекст // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 (66). С. 660-669.

8. Молчанова Л.Н., Чеканова А.В. Особенности взаимосвязи психического выгорания и социального интеллекта матерей, воспитывающих детей с нарушениями слуха // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 290-299.

9. Новикова Ю.А., Шахматов А.В., Салях М.А. Индивидуально-психологические особенности сотрудников подразделений уголовного розыска на транспорте в связи с риском профессиональной деформации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 4 (88). С. 220-230.

10. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования // Психология. Журнал высшей школы экономики. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. №2. С. 51-67.

11. Тест «Социальный интеллект» Гилфорда. URL: http://psytests.org/iq/guilford/guilford4.htmlPsingl (дата обращения: 20 декабря 2020).

12. Brunsting N.C., Sreckovic M.A., Lane K.L. Special education teacher burnout: A synthesis of research from 1979 to 2013 // Education and Treatment of Children. 2014, no. 37 (4), pp. 681-711. DOI: 10.1353/etc.2014.0032.

13. Ju Chengting, Lan Jijun, Li Yuan et al. The mediating role of workplace social support on the relationship between trait emotional intelligence and teacher burnout // Teaching and teacher education, 2015, vol. 51, pp. 58-67. DOI: 10.1016/j.tate.2015.06.001

14. Kuznetsova, A.A., Nikishina, V.B. Video Lecture as a University Teacher's Self Representation in the Conditions of Electronic Educational Resources Implementation. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 4, pp. 149-155. (In Russ., abstract in Eng.)

15. Molchanova L.N., Chekanova A.V. Development of parental competence through psychological and pedagogical support for families in the upbringing of hearing-impaired children // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Т. 11. № 4. С. 223-238.

16. Nikishina, V.B., Petrash, E.A., Kuznetzova, A.A.Testing of a technique of event reconstruction of a person's time perspective // Voprosy Psikhologii, 2015, 2, pp. 140-148.

17. Van Droogenbroeck Filip, Spruyt Bram, Vanroelen Christophe. Burnout among senior teachers: Investigating the role of workload and interpersonal relationships at work. Teaching and Teacher Education, 2014, 43, pp. 99-109. DOI: 10.1016/j.tate.2014.07.005.

REFERENCES

1. Vodopyanova N. E. Psychodiagnosis of stress. St. Petersburg, Peter Publ., 2009.336 p. (in Russian).

2. Vodopyanova N.E. Resource support for counteracting professional burnout of labor subjects (by the example of specialists from "subject-subject" professions): abstract Disd. Dr. Psychol. Sci., SPb., 2014. 49 p. (in Russian).

3. Emelyanova T.P, Shuraleva E.I. Personal factors of emotional burnout of teachers of the correctional school. Horizons of humanitarian knowledge. Psychology, 2018, no. 5, pp.67-84 (in Russian).

4. Zhuravleva Yu.A. Features of interpersonal relations of subjects of the pedagogical process with different "crisis profiles". Bulletin of the Kemerovo State University, 20186, no. 1, pp. 117-125. DOI: 10.21603/2078-8975-2018-1117-125. (in Russian).

5. Kaidina M.S. Social intelligence and emotional burnout of teachers of secondary specialized educational institutions. Bulletin of the Adyghe State University, Series 3: Pedagogy and Psychology, 2012, no. 2, pp. 159-164.

6. Kaidina M.S. Social intelligence and emotional burnout of teachers of medical schools in the Trans-Baikal Territory. Bulletin of the Chita State University, 2011, no. 12 (79), pp. 49-53.

7. Kupriyanchuk E.V. Features of professional emotional burnout in special teachers: a comparative context. Modern scientific research and innovation, 2016, no. 10 (66), pp. 660-669 (in Russian).

8. Molchanova L.N., Chekanova A.V. Features of the relationship between mental burnout and social intelligence of mothers raising children with hearing impairments. Perspectives of Science and Education, 2019, no. 3 (39), pp. 290-299.

9. Novikova Yu.A., Shakhmatov A.V., Salakh M.A. Individual psychological characteristics of employees of criminal investigation units in transport in connection with the risk of professional deformation. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no.4, (88), pp. 220-230.

10. Ognev A.S., Likhacheva E.V. The practice of introducing a positively-oriented subject genesis into the system of higher education. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, Moscow, National Research University Higher School of Economics, 2014, no.. 2, pp. 51-67.

11. Test "Social intelligence" Guildford. Available at: http://psytests.org/iq/guilford/guilford4.htmlPsingl (accessed 20 December 2020).

12. Brunsting N.C., Sreckovic M.A., Lane K.L. Special education teacher burnout: A synthesis of research from 1979 to

Perspectives of Science & Education. 2021, Vol. 50, No. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013. Education and Treatment of Children, 2014, no. 37 (4), pp. 681-711. DOI: 10.1353 / etc.2014.0032.

13. Ju Chengting, Lan Jijun, Li Yuan et al. The mediating role of workplace social support on the relationship between

trait emotional intelligence and teacher burnout. Teaching and teacher education, 2015, vol. 51, pp. 58-67.

14. Kuznetsova, A.A., Nikishina, V.B. Video lecture as a university teacher's self-representation in the conditions

electronic educational resources implementation. Vysshee Obrazovanie v Rossii, 2018, vol. 27, no. 4, pp. 149-155

15. Molchanova L.N., Chekanova A.V. Development of parental competence through psychological and pedagogical

support for families in the upbringing of hearing-impaired children. Psychology in Russia: State of the Art, 2018, vol.

11, no. 4, pp. 223-238.

16. Nikishina V.B., Petrash E.A., Kuznetzova A.A. Testing of a technique of event reconstruction of a person's time

perspective. Voprosy Psikhologii, 2015, no. 2, pp. 140-148.

17. Van Droogenbroeck Filip, Spruyt Bram, Vanroelen Christophe. Burnout among senior teachers: Investigating the role

of workload and interpersonal relationships at work. Teaching and Teacher Education, 2014, vol. 43, pp. 99-109. doi:

10.1016/j.tate.2014.07.005.

Информация об авторах Information about the authors

Молчанова Людмила Николаевна Lyudmila N. Molchanova

(Россия, Курск) (Russia, Kursk)

Доцент, доктор психологических наук, профессор Assistant Professor, Doctor of Psychology, Professor

кафедры психологии здоровья и нейропсихологии of the Department of Health Psychology and

Курский государственный медицинский университет Neuropsychology

Министерства здравоохранения Российской Федерации Kursk State Medical University of the Ministry of Health

E-mail: [email protected] of the Russian Federation

ORCID ID: 0000-0001-6309-1825 E-mail: [email protected]

Scopus ID:57205469895 ORCID ID: 0000-0001-6309-1825

Scopus ID:57205469895

Малихова Лариса Николаевна

(Россия, Курск) Larisa N. Malikhova

Аспирант кафедры психологии здоровья и (Russia, Kursk)

нейропсихологии Graduate student of the Department of Health

Курский государственный медицинский университет Psychology and Neuropsychology

Министерства здравоохранения Российской Федерации Kursk State Medical University of the Ministry of Health

Дефектолог, директор of the Russian Federation

Курская школа-интернат для детей с ограниченными Defectologist, director

возможностями здоровья Kursk Boarding School for Children with Disabilities

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Кузнецова Алеся Анатольевна Alesya A. Kuznetsova

(Россия, Курск) (Russia, Kursk)

Доцент, кандидат психологических наук, доцент Associate Professor, PhD in Psychological Sciences,

кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, Associate Professor of the Department of Health

исполняющая обязанности ректора по Psychology and Neuropsychology

воспитательной работе Acting rector for educational work

Курский государственный медицинский университет Kursk State Medical University of the Ministry of Health

Министерства здравоохранения Российской Федерации of the Russian Federation

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

ORCID ID: 0000-0002-9166-0770 ORCID ID: 0000-0002-9166-0770

Scopus ID: 57072914200 Scopus ID: 57072914200

Стулова Анна Васильевна Anna V. Stulova

(Россия, Курск) (Russia, Kursk)

Аспирант кафедры психологии здоровья и Post-graduate student of the Department of Health

нейропсихологии Psychology and Neuropsychology

Курский государственный медицинский университет Kursk State Medical University of the Ministry of Health

Министерства здравоохранения Российской Федерации of the Russian Federation

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

386

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.