Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК В ВОЗНИКНОВЕНИИ И ПРЕОДОЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В АСПЕКТЕ СУБЪЕКТОГЕНЕЗА ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ'

РОЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК В ВОЗНИКНОВЕНИИ И ПРЕОДОЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В АСПЕКТЕ СУБЪЕКТОГЕНЕЗА ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна, Малихова Лариса Николаевна, Кузнецова Алеся Анатольевна

Введение. Успешность профессионального субъектогенеза педагогов во многом определяется уровнем развития их ценностно-смысловой сферы, основное содержание которой представлено ценностно-смысловыми установками. Актуальной и малоисследованной является проблема о роли ценностно-смысловых установок в возникновении и преодолении эмоционального выгорания педагогов специального образования. Ценностно-смысловые установки понимаем как выражение личностного смысла в виде готовности к деятельности и взаимодействию. Они выступают интегральным компонентом смысловой структуры личности и определяют систему отношений. Материалы и методы. В исследовании добровольно принимали участие педагоги, работающие в Областном казенном общеобразовательном учреждении «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (все участники - лица женского пола в возрасте от 24 до 65 лет; N=45 человек; длительность стажа профессиональной деятельности до 43 лет). Из числа эмпирических методов использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные методики для диагностики ценностно-смысловой сферы педагогов и эмоционального выгорания. Для обработки результатов исследования применяли методы математикой статистики (описательную статистику, корреляционный и регрессионный виды анализа), реализованные в программном обеспечении (“Statistica 11.0”). Результаты и обсуждение. Эмпирически доказано, что стремление педагогов к новизне (β = 0,580 при р =0,009) и получению удовольствия (β = 0,590 при р =0,0004), терпимость (β = 0,779 при р =0,004) и подчинение (β = 0,903 при р =0,001) повышают риск эмоционального истощения и эмоционального выгорания. Напротив, ориентацию на трудовую занятость (β = -0,453 при р =0,002), которая приносит радость и удовольствие, а также общественное признание (β = -0,952 при р =0,0000), самодисциплину (β = -0,544 при р =0,016), социальную компетентность (β = -0,952 при р =0,0000), сдержанность (β = -0,762 при р =0,0007), творчество и свободу (β = -0,653 при р =0,005) - все это можно рассматривать как факторы преодоления эмоционального истощения и эмоционального выгорания педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна, Малихова Лариса Николаевна, Кузнецова Алеся Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF VALUE-SEMANTIC ATTITUDES IN THE EMERGENCE AND OVERCOMING OF EMOTIONAL BURNOUT IN THE ASPECT OF SUBJECT GENESIS OF TEACHERS WORKING WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Introduction. The success of the professional subject genesis of teachers is largely determined by the level of development of their value-semantic sphere, the main content of which is represented by value-semantic attitudes. The problem of the role of value-semantic attitudes in the emergence and overcoming of emotional burnout of teachers of special education is relevant and little researched. We understand value-semantic attitudes as an expression of personal meaning in the form of readiness for activity and interaction. They act as an integral component of the semantic structure of the personality and determine the system of relations. Materials and methods. The teachers working at the Kursk boarding school for children with disabilities at the Kursk boarding school for children with disabilities (all participants are females aged 24 to 65; N = 45; duration of professional experience up to 43 years old) voluntarily took part in the study. Observation and conversation, as well as standardized techniques for diagnosing emotional burnout and value-semantic sphere of teachers were used from a number of empirical methods. Methods of mathematics statistics (descriptive statistics, correlation and regression types of analysis), implemented in software (“Statistica 11.0”), were used to process the research results. Results and discussion. It has been empirically proven that the desire of teachers for novelty (β = 0.580 at p = 0.009) and enjoyment (β = 0.590 at p = 0.0004), tolerance (β = 0.779 at p = 0.004) and submission (β = 0.903 at p = 0.001) increase the risk of emotional exhaustion and burnout. On the contrary, the orientation towards employment (β = -0.453 at p = 0.002), which brings joy and pleasure, as well as social recognition (β = -0.952 at p = 0.0000), self-discipline (β = -0.544 at p = 0.016), social competence (β = -0.952 at p = 0.0000), restraint (β = -0.762 at p = 0.0007), creativity and freedom (β = -0.653 at p = 0.005) can be considered as factors of overcoming emotional exhaustion and emotional burnout of teachers.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК В ВОЗНИКНОВЕНИИ И ПРЕОДОЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В АСПЕКТЕ СУБЪЕКТОГЕНЕЗА ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-05/ Дата публикации: 31.10.2021 УДК 159.944.4

Л. Н. Молчанова, Л. Н. Малихова, А. А. Кузнецова

Роль ценностно-смысловых установок в возникновении и преодолении эмоционального выгорания в аспекте субъектогенеза педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности

Введение. Успешность профессионального субъектогенеза педагогов во многом определяется уровнем развития их ценностно-смысловой сферы, основное содержание которой представлено ценностно-смысловыми установками. Актуальной и малоисследованной является проблема о роли ценностно-смысловых установок в возникновении и преодолении эмоционального выгорания педагогов специального образования. Ценностно-смысловые установки понимаем как выражение личностного смысла в виде готовности к деятельности и взаимодействию. Они выступают интегральным компонентом смысловой структуры личности и определяют систему отношений.

Материалы и методы. В исследовании добровольно принимали участие педагоги, работающие в Областном казенном общеобразовательном учреждении «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (все участники - лица женского пола в возрасте от 24 до 65 лет; N=45 человек; длительность стажа профессиональной деятельности до 43 лет). Из числа эмпирических методов использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные методики для диагностики ценностно-смысловой сферы педагогов и эмоционального выгорания. Для обработки результатов исследования применяли методы математикой статистики (описательную статистику, корреляционный и регрессионный виды анализа), реализованные в программном обеспечении ('^а^юа 11.0").

Результаты и обсуждение. Эмпирически доказано, что стремление педагогов к новизне (в = 0,580 при р =0,009) и получению удовольствия (в = 0,590 при р =0,0004), терпимость (в = 0,779 при р =0,004) и подчинение (в = 0,903 при р =0,001) повышают риск эмоционального истощения и эмоционального выгорания. Напротив, ориентацию на трудовую занятость (в = -0,453 при р =0,002), которая приносит радость и удовольствие, а также общественное признание (в = -0,952 при р =0,0000), самодисциплину (в = -0,544 при р =0,016), социальную компетентность (в = -0,952 при р =0,0000), сдержанность (в = -0,762 при р =0,0007), творчество и свободу (в = -0,653 при р =0,005) - все это можно рассматривать как факторы преодоления эмоционального истощения и эмоционального выгорания педагогов.

Ключевые слова: ценностно-смысловые установки, эмоциональное выгорание, возникновение, преодоление, педагоги, дети с особыми образовательными потребностями

Ссылка для цитирования:

Молчанова Л. Н., Малихова Л. Н., Кузнецова А. А. Роль ценностно-смысловых установок в возникновении и преодолении эмоционального выгорания в аспекте субъектогенеза педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 379-387. сЫ: 10.32744/р$е.2021.5.26

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-05/ Accepted: 8 May 2021 Published: 31 October 2021

L. N. Molchanova, L. N. Malikhova, A. A. Kuznetsova

The role of value-semantic attitudes in the emergence and overcoming of emotional burnout in the aspect of subject genesis of teachers working with children with special educational needs

Introduction. The success of the professional subject genesis of teachers is largely determined by the level of development of their value-semantic sphere, the main content of which is represented by value-semantic attitudes. The problem of the role of value-semantic attitudes in the emergence and overcoming of emotional burnout of teachers of special education is relevant and little researched. We understand value-semantic attitudes as an expression of personal meaning in the form of readiness for activity and interaction. They act as an integral component of the semantic structure of the personality and determine the system of relations.

Materials and methods. The teachers working at the Kursk boarding school for children with disabilities at the Kursk boarding school for children with disabilities (all participants are females aged 24 to 65; N = 45; duration of professional experience up to 43 years old) voluntarily took part in the study. Observation and conversation, as well as standardized techniques for diagnosing emotional burnout and value-semantic sphere of teachers were used from a number of empirical methods. Methods of mathematics statistics (descriptive statistics, correlation and regression types of analysis), implemented in software ("Statistica 11.0"), were used to process the research results.

Results and discussion. It has been empirically proven that the desire of teachers for novelty (P = 0.580 at p = 0.009) and enjoyment (P = 0.590 at p = 0.0004), tolerance (P = 0.779 at p = 0.004) and submission (P = 0.903 at p = 0.001) increase the risk of emotional exhaustion and burnout. On the contrary, the orientation towards employment (P = -0.453 at p = 0.002), which brings joy and pleasure, as well as social recognition (P = -0.952 at p = 0.0000), self-discipline (P = -0.544 at p = 0.016), social competence (P = -0.952 at p = 0.0000), restraint (P = -0.762 at p = 0.0007), creativity and freedom (P = -0.653 at p = 0.005) can be considered as factors of overcoming emotional exhaustion and emotional burnout of teachers.

Keywords: value-semantic attitudes, emotional burnout, emergence, overcoming, teachers, children with special educational needs

For Reference:

Molchanova, L. N., Malikhova, L. N., & Kuznetsova, A. A. (2021). The role of value-semantic attitudes in the emergence and overcoming of emotional burnout in the aspect of subject genesis of teachers working with children with special educational needs. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 53 (5), 379-387. doi: 10.32744/pse.2021.5.26

_Введение

Успешность профессионального субъектогенеза педагогов во многом определяется уровнем развития их ценностно-смысловой сферы [7]. Ценностно-смысловая сфера личности, согласно Д.А. Леонтьеву, представляет собой сложное системное образование, состоящее из ценностей, мотивов, смыслов и установок как содержательно-динамичных образований, определяющих, с одной стороны, внутренний мир человека, а с другой, - направляющих его жизнедеятельность в отношениях к себе, других, миру в целом [6]. Следует отметить, что проблеме взаимосвязей ценностно-смысловых установок и эмоционального выгорания в исследованиях уделяется недостаточно внимания [10], в том числе у педагогов специального образования. В исследованиях последнего десятилетия, посвященных эмоциональному выгоранию, научный интерес преимущественно сконцентрирован на его особенностях, генезисе, внешних и внутренних факторах его возникновения и преодоления как в профессиональной, так и непрофессиональной средах [3; 5; 8; 12]. Так, в научной работе Brunsting et al. представлен синтез 23 исследований эмоционального выгорания учителей специального образования на индивидуальном уровне, уровне класса, школы, округа и штата в период с 1979 по 2013 годы. Возраст учащихся, их эмоциональные расстройства, конфликт и неопределенность ролей, определены авторами как факторы риска его возникновения, а эмоциональная регуляция - как способ преодоления [12]. В отличие от учителей общеобразовательных школ, специальные педагоги в большей степени выгорают и склонны к проявлениям раздражения, физической и вербальной агрессии [5]. К личностным факторам их эмоционального выгорания относят ригидность мышления, затруднения в поддержании партнерских взаимоотношений, неясность жизненных и профессиональных целей, замкнутость и зависимость [3]. Эмпирически доказано, что уровень социального интеллекта матерей, воспитывающих детей с нарушениями слуха, детерминирует снижение интереса к собственному ребенку, неудовлетворенность собой и снижение уровня родительской компетентности [8].

Теоретическими основаниями эмпирического исследования выступила процессуальная модель эмоционального выгорания В.В. Бойко [2], а также концепция ценностно-смысловых установок И.В. Абакумовой и Е.Н. Рядинской [1]. В модели эмоционального выгорания В.В. Бойко (1999) выделяет следующие последовательно реализуемые фазы: «Напряжение», «Резистенция» и «Истощение», сформированность которых определяется выраженностью соответствующих симптомов [2]. Согласно автору, психоэмоциональное напряжение служит запускающим механизмом в возникновении психического выгорания. Вычленение фазы «Резистенция» в самостоятельную условно, поскольку сопротивление стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Фаза «истощения» характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса, ослаблением нервной системы [2].

Ценностно-смысловые установки педагогов понимаем как выражение личностного смысла в виде готовности к деятельности и взаимодействию. В них представлены ценности, выступающие в качестве базовых смыслов и целей жизни, а также средств их реализации. Они выполняют регулятивную функцию и выступают интегральным компонентом смысловой структуры личности, определяют систему отношений (к себе, к другим людям, к миру в целом), а также характер общения и взаимодействия

людей [1]. Субъектогенез педагогов рассматриваем как становление возможности их самодетерминации, способности к самопорождению себя в качестве первопричины своей активности [9].

Цель исследования - выявить взаимосвязи ценностно-смысловых установок и эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Эмоциональное выгорание педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности, рассматривали в качестве объекта исследования, а его взаимосвязи с их ценностно-смысловыми установками - как предмет исследования.

Гипотезой исследования выступило предположение о существовании взаимосвязей ценностно-смысловых установок и эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

_Материалы и методы

Исследование проводилось на базе ОКОУ «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Курска. Общий объем выборки составил 45 педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности, в возрасте от 24 до 65 лет со стажем деятельности до 43 лет. В качестве методов исследования использовали опросник «Эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко) [2], тест ценностей Шварца [4], методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина) [11].

С целью обработки результатов применяли методы математико-статистического анализа: описательную статистику, корреляционный и регрессионный виды анализа, реализованные в программном обеспечении ('^а^^са 11.0").

_Результаты исследования

Исследование эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности, осуществлялось с помощью опросника «Эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко) [2].

Установлено, что среди всех его трех фаз только фаза «Резистен-ция» (Хср+ох=54,29±17,42) («Напряжение»: Хср+ох=29,96±16,27; «Истощение»: Хср±ох=29,б4±16,09) соответствует уровню диагностируемых значений. Итоговый показатель эмоционального выгорания составил Хср±ох=113,89±38,77, что свидетельствует о его формировании. Таким образом, педагоги, сопротивляясь нарастающему стрессу, стремятся снизить давление профессиональных обстоятельств за счет формирования на этом этапе эмоционального выгорания психологических защит.

Складывающаяся симптоматика фаз «Напряжение» («Переживание психотравми-рующих обстоятельств»: Хср±ох=11,13±6,94) и «Резистенция» («Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование»: Хср±ох=14,38±7,26; «Редукция профессиональных обязанностей»: Хср±ох=13,18±8,14) проявляется как осознание неразрешимости ситуаций профессиональной деятельности, вызывающих отчаяние и негодование и способствующих возникновению иных проявлений эмоционального выгорания, в неадекватной «экономии» на эмоциях, ограничении эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования на ситуации, в эмоциональной черствости и равнодушии, в

стремлении сократить или избавиться от должностных обязанностей, требующих эмоционального участия.

Сложившийся симптом «расширения сферы экономии эмоций» (Хср ±ох=17,13±10,69) проявляется вне профессиональной деятельности, когда под влиянием усталости межличностных рабочих контактов исчезает желание общаться с родными и близкими.

Диагностическое оценивание ценностных ориентаций педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности, осуществлялось с помощью теста ценностей Шварца [4]. Триаду значимых ценностей педагогов как на уровне убеждений, так и на уровне поведения составили «Универсализм» (Обзор ценностей: Хср±ох=38,71±6,12; Профиль личности: Хср±ох=14,47±4,58), «Безопасность» (Обзор ценностей: Хср±ох=26,31±3,08; Профиль личности: Хср±ох=13,27±3,87) и «Доброта» (Обзор ценностей: Хср±ох=24,36±4,55; Профиль личности: Хср±ох=10,29±3,58). Таким образом, ценности-нормативные идеалы и индивидуальные приоритеты совпадают. Другими словами, профиль личности педагогов является гармоничным. Их руководящими жизненными принципами, реализуемыми в поведении, выступают понимание, терпимость, сохранение и повышение благополучия близких людей; безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Полученные в ходе диагностики социально-психологических установок педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности [11] результаты свидетельствуют о том, что их профиль содержит ориентации, в равной степени недостаточно выраженные: преимущественно на уровне средних значений, за исключением низких значений показателей «Ориентация на эгоизм» (Хср±ох=3,84±2,04), «Ориентация на власть» (Хср±ох=2,87±2,18) и «Ориентация на деньги» (Хс =3,16±2,15). Таким образом, среди ведущих ценностных установок педагогов отсутствуют эгоистические интересы, стремление к доминированию над другими людьми и увеличению своего материального благосостояния.

При исследовании взаимосвязей ценностно-смысловых установок и эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности, использовали процедуру корреляционного анализа (г-Спирмен). Установлено, что ценность-убеждение «Гедонизм» положительно связана с такими показателями эмоционального выгорания педагогов, как «Редукция профессиональных обязанностей» (г=0,32* при р=0,031), «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (г=0,33* при р=0,028), «Резистенция» (г=0,33* при р=0,025).

Также обнаружены корреляционные взаимосвязи между поведенческими приоритетами и проявлениями эмоционального выгорания: «Достижение» и «Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование» (г=0,31* при р=0,041); «Гедонизм» и «Редукция профессиональных обязанностей» (г=0,43* при р=0,003); «Конформность» и «Эмоциональная отстраненность» (г=-0,32* при р=0,034), «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (г=0,35* при р=0,020).

В соответствии с полученными результатами исследования можно выдвинуть предположение о том, что стремление к получению удовольствия от жизни способствует снижению самооценки, провоцирует психосоматические нарушения; сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям, наоборот, профилактирует психическое и физическое самочувствие и редуцирует эмоциональную отстраненность.

Выявлены значимые и высоко значимые отрицательно направленные корреляции умеренной и средней выраженности между показателями шкал «Ориентация на

результат» и «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (r=-0,34** при p=0,001); «Ориентация на эгоизм» и «Неудовлетворенность собой» (r=-0,42** при p=0,005), «Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование» (r=-0,34* при p=0,023), «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (r=-0,36* при p=0,015), «Резистенция» (r=-0,38* при p=0,011), «Итоговый показатель выгорания» (r=-0,39** при p=0,009); «Ориентация на труд» и «Эмоциональная отстраненность» (r=-0,36* при p=0,016), «Истощение» (r=-0,32* при p=0,031).

Возможно предположить, что ориентация на труд и стремление педагогов достигать результата в своей деятельности вопреки препятствиям, а также разумный эгоизм выступают ресурсом преодоления эмоционального выгорания и его проявлений: недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью; эмоциональной «экономии», ограничений в эмоциональной отдаче, исключения негативных эмоциональных реакций из сложных профессиональных ситуаций.

При исследовании взаимосвязей ценностно-смысловых установок и эмоционального выгорания педагогов использовали также процедуру множественного регрессионного анализа (метод forward stepwice).

Выявленные в результате регрессионного анализа величины дисперсии по шкалам эмоционального выгорания (от 50% и выше) педагогов как зависимой переменной в статистически значимых корреляциях между показателями шкал «Истощение» и «Ориентация на труд» (в = -0,504 при р =0,0002), «Гедонизм» (в = 0,590 при р =0,0004), «Власть» (в = -0,769 при р =0,0002), «Конформность» (в = -0,876 при р =0,0007) (цен-ности-нормативные идеалы), «Власть» (в = -0,952 при р =0,0000), «Достижения» (в = -0,952 при р =0,0000), «Конформность» (в = 0,480 при р =0,016) (ценности-индивиду-альные приоритеты) (F = 5,81; КМД = 0,60; df = 9,35; р =0,0003) свидетельствуют о влиянии ценностно-смысловых установок на его возникновение.

«Итоговый показатель выгорания» педагогов обеспечивается влиянием установки «Ориентация на труд» (в = -0,453 при р =0,002), а также такими ценностями - нормативными идеалами, как «Гедонизм» (в = 0,305 при р =0,044) и «Конформность» (в = -0,544 при р =0,016) и ценностями-индивидуальными приоритетами «Традиции» (в = -0,762 при р =0,0007), «Конформность» (в = 0,903 при р =0,001), «Самостоятельность» (в = -0,653 при р =0,005), «Универсализм» (в = 0,779 при р =0,004) и «Стимуляция» (в = 0,580 при р =0,009) (F = 4,66; КМД = 0,66; df = 13,31; р =0,004).

То есть такие ценностно-нормативные установки, как «Гедонизм», «Конформность», «Универсализм» и «Стимуляция» выступают факторами возникновения эмоционального выгорания у педагогов, а факторами его преодоления - «Ориентация на труд», «Власть», «Конформность», «Достижения», «Традиции» и «Самостоятельность».

_Обсуждение результатов

Результаты проведенного исследования, свидетельствующие о наличии взаимосвязи ценностно-смысловых установок и эмоционального выгорания, согласуются с результатами ранее проведенных отечественных и зарубежных исследований [13; 14; 15].

Эмпирически доказано, что такие ценности, как равенство, альтруизм и эстетика являются приоритетными в возникновении высокого уровня эмоционального истоще-

ния у медицинских сестер, работающих в Коджаэли (Турция), а ценность свободы -низкого его уровня. Триаду значимых ценностей у медсестер с сильно выраженным чувством собственного достоинства составили свобода, альтруизм и истина. А ценности равенства и эстетики выступили ведущими у лиц с низким уровнем личной удовлетворенности [15]. Согласно результатам исследования Gavrilyuk O.A. и авт. доказано наличие положительной корреляции автономии преподавателей российских вузов с их профессиональным саморазвитием и самоактуализацией и отрицательной - с эмоциональным выгоранием, в связи с чем автономию следует рассматривать как ресурс его преодоления [14]. Кроме того, выявлена положительно направленная корреляционная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и такой профессиональной ценностью онкологических медсестер, как «забота» [13].

Заключение

Таким образом, гипотеза о существовании взаимосвязей ценностно-смысловых установок и эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности, эмпирически подтвердилась. Возможно предположить, что чем сильнее проявляются стремление педагогов к новизне и получению удовольствия, чем больше терпимость и подчинение, тем в большей степени выражено ресурсное истощение и эмоциональное выгорание. Ориентация на трудовую занятость, которая приносит радость и удовольствие, социальная власть и общественное признание, самодисциплина, социальная компетентность, а также сдержанность, преданность, самостоятельность мышления и выбора способов действия, творчество и исследовательская активность - все это снижает уровень истощения психоэмоциональных и энергетических ресурсов и является факторами преодоления эмоционального выгорания у педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И.В., Рядинская Е.Н. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции личности в условиях вооруженного конфликта // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, вып. 1. С.52-58.

2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

3. Емельянова Т.П., Шуралева Е.И. Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы // Горизонты гуманитарного знания. Психология. 2018. № 5. С.67-84.

4. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

5. Куприянчук Е.В. Особенности профессионального эмоционального выгорания у специальных педагогов: сравнительный контекст // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 (66). С. 660-669.

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности (2-е испр. изд): учеб. пособие. М.: Смысл, 2003. 87 с.

7. Молчанова Л.Н., Кузнецова А.А. Рефлексивно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у педагогов специального коррекционного образовательного учреждения и оценивание ее эффективности // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 212-228. DOI: 10.32744/pse.2019.2.16.

8. Молчанова Л.Н., Чеканова А.В. Особенности взаимосвязи психического выгорания и социального интеллекта матерей, воспитывающих детей с нарушениями слуха // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 290-299. DOI: 10.32744/pse.2019.3.22.

9. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д, 1996. 248 с.

10. Стулова А.В. Взаимосвязи ценностно-смысловых установок и психического выгорания матерей, работающих и воспитывающих детей с нарушениями слуха / В сборнике: Научная инициатива в психологии. Межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых. Курск, 2021. С. 157-163.

11. Тест Потемкиной. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере [Электронный ресурс]. URL: https://hr-portal.ru/tool/test-potemkinoy-diagnostika-socialno-psihologicheskih-ustanovok-lichnosti-v-motivacionno (дата обращения 15.05.2021).

12. Brunsting N.C., Sreckovic M.A., Lane K.L. Special education teacher burnout: A synthesis of research from 1979 to 2013 // Education and Treatment of Children. 2014, no. 37 (4), pp. 681-711. DOI: 10.1353/etc.2014.0032.

13. Cheng Fang, Meng Ai-feng, Jin Tao. Correlation between burnout and professional value in Chinese oncology nurses: A questionnaire survey. International journal of nursing sciences. 2 (2015). pp. 153-157.

14. Gavrilyuk O.A., Loginova I.O., Buzovkina N.Yu. Relations of Perceived Autonomy and Burnout Syndrome in University Teachers. International Journal of Applied Psychology. 2013, 3(3). pp. 52-62.

15. Insaf Altun. Burnout and personal and professional values. Nursing Ethics. 2002. 9 (3). pp. 269-278.

REFERENCES

1. Abakumova I.V., Ryadinskaya E.N. Value-semantic attitudes as a factor of social integration of an individual in an armed conflict. Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 27, no. 1, pp.52-58 (in Russian).

2. Vodopyanova N. E. Psychodiagnosis of stress. St. Petersburg, Peter Publ., 2009. 336 p. (in Russian).

3. Emelyanova T.P, Shuraleva E.I. Personal factors of emotional burnout of teachers of the correctional school. Horizons of humanitarian knowledge. Psychology, 2018, no 5, pp.67-84 (in Russian).

4. Karandashev V.N. Schwartz's Methodology for Studying Personality Values: Concept and Methodological Guide. St. Petersburg, Rech, 2004. 70 p. (in Russian).

5. Kupriyanchuk E.V. Features of professional emotional burnout in special teachers: a comparative context. Modern scientific research and innovation, 2016, no. 10 (66), pp. 660-669 (in Russian).

6. Leontiev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of meaningful reality (2nd revised edition): textbook. allowance. Moscow, Smysl Publ., 2003. 87 p. (in Russian).

7. Molchanova, L. N., & Kuznetsova, A. A. (2019). Reflexive and semantic regulation of the mental burnout condition among teachers of a special correctional educational institution and evaluation of its effectiveness. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 38 (2), 212-228. DOI: 10.32744/pse.2019.2.16 (in Russian).

8. Molchanova L.N., Chekanova A.V. (2019). Features of the relationship between mental burnout and social intelligence of mothers raising children with hearing impairments. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2019, no. 3 (39), pp. 290-299. (in Russian).

9. Petrovsky V.A. Personality in psychology: the paradigm of subjectivity. Rostov-on-Don, 1996. 248 p. (in Russian).

10. Stulova A.V. The relationship of value-semantic attitudes and mental burnout of mothers working and raising children with hearing impairments / In the collection: Scientific initiative in psychology. Interuniversity collection of scientific works of students and young scientists. Kursk, 2021, pp. 157-163 (in Russian).

11. Potemkina's test. Diagnostics of socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need-sphere. Available at: https://hr-portal.ru/tool/test-potemkinoy-diagnostika-socialno-psihologicheskih-ustanovok-lichnosti-v-motivacionno (accessed 15 May 2021).

12. Brunsting N.C., Sreckovic M.A., Lane K.L. Special education teacher burnout: A synthesis of research from 1979 to 2013. Education and Treatment of Children, 2014, no. 37 (4), pp. 681-711. DOI: 10.1353/etc.2014.0032.

13. Cheng Fang, Meng Ai-feng, Jin Tao. Correlation between burnout and professional value in Chinese oncology nurses: A questionnaire survey. International journal of nursing sciences, 2015, no. 2, pp. 153-157.

14. Gavrilyuk O.A., Loginova I.O., Buzovkina N.Yu. Relations of Perceived Autonomy and Burnout Syndrome in University Teachers. International Journal of Applied Psychology, 2013, vol. 3, no. 3, pp. 52-62.

15. Insaf Altun. Burnout and personal and professional values. Nursing Ethics, 2002, vol. 9, no. 3, pp. 269-278.

Информация об авторах Молчанова Людмила Николаевна

(Россия, Курск) Доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6309-1825 Scopus Author ID: 57205469895

Малихова Лариса Николаевна

(Россия, Курск) Аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, Областное казенное общеобразовательное учреждение "Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"

дефектолог, директор E-mail: lnmalihova@yandex.ru

Кузнецова Алеся Анатольевна

(Россия, Курск) Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии здоровья и нейропсихологии,

проректор по воспитательной работе Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: kuznetsova.a80@mail.ru ORCID: 0000-0002-9166-0770 Scopus Author ID: 57072914200

Information about the authors Lyudmila N. Molchanova

(Russia, Kursk) Assistant Professor, Doctor of Psychology, Professor of the Department of Health Psychology and Neuropsychology Kursk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6309-1825 Scopus Author ID: 57205469895

Larisa N. Malikhova

(Russia, Kursk) Graduate student of the Department of Health Psychology and Neuropsychology Kursk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Institution "Kursk Boarding School for Children with Disabilities", defectologist, director E-mail: lnmalihova@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alesya A. Kuznetsova

(Russia, Kursk) Associate Professor, PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Health Psychology and Neuropsychology, Vice-rector for educational work Kursk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation E-mail: kuznetsova.a80@mail.ru ORCID: 0000-0002-9166-0770 Scopus Author ID: 57072914200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.