Научная статья на тему 'Социально-психологическая комфортность субъекта обучения как психологический феномен'

Социально-психологическая комфортность субъекта обучения как психологический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1428
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ / СОСТОЯНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ. KEY WORD: STUDENT / STATE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMFORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдиенко Геннадий Юрьевич

В статье раскрывается суть психологического феномена социальнопсихологической комфортности субъекта обучения в образовательной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдиенко Геннадий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of student’s socio-psychological comfort in educational environment of HEI is analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая комфортность субъекта обучения как психологический феномен»

УДК 378.015.324:37.061

Г. Ю. Авдиенко

Социально-психологическая комфортность субъекта обучения

как психологический феномен

В статье раскрывается суть психологического феномена социальнопсихологической комфортности субъекта обучения в образовательной среде вуза.

The phenomenon of student’s socio-psychological comfort in educational environment of HEI is analyzed in the article.

Ключевые слова: обучающийся, состояние, образовательная среда, социально-психологическая комфортность.

Key word: student, state, educational environment, socio-psychological comfort.

В результате исследований, проводимых автором по изучению адаптированности субъектов обучения (обучающихся) различных вузов к образовательной среде, было установлено, что одна и та же образовательная среда обучающимися оценивается по-разному. При этом выявлено, что различные образовательные среды оказывают воздействия на обучающихся посредством факторов, которые были дифференцированы на факторы, присущие образовательной среде конкретного вуза, и факторы, являющиеся общими для многих образовательных сред. Воздействие общих факторов воспринимается обучающимися через удовлетворенность образовательной средой. Удовлетворенность обучающихся образовательной средой выражается через идентичность с социальной средой, мотивацию к обучению в вузе, самооценку, профессиональную пригодность и степень удовлетворения потребности в безопасности. Поэтому от того, насколько человек идентифицирует себя с социальной средой учебного заведения, насколько у него высока мотивация на обучение и насколько он удовлетворен результатами процесса обучения, насколько адекватна самооценка и реализована потребность в безопасности, зависит его отношение к вузу и субъективная оценка среды учебного заведения и ее комфортности.

© Авдиенко Г. Ю., 2012

Б.Г. Ананьев утверждал, что человек не может постоянно пребывать в состоянии психологического комфорта. «Статус и позиции личности представляются более изменчивыми и подвижными в связи с изменениями различных социальных ситуаций развития личности» [1]. По мнению Е.В. Кузьмина, сложная цепь взаимосвязей между макросредой, микросредой и личностью составляют важную характеристику социального развития личности. Эта сложная цепь взаимосвязей является своего рода механизмом социального развития человека в современном ему мире и вместе с тем создания собственной среды, относительно постоянного образа жизни [3]. В свою очередь, В. Г. Казанская пишет, что обучение - это процесс появления субъект-объектных отношений. Поэтому в нем должны учитываться все свойства личности обучаемых [2].

О значимости «ролевого ожидания» в данной социальной среде для определения поведения человека, которое выражается в форме выполнения заданных социальных функций, определяющее благоприятный или неблагоприятный результат социального взаимодействия: чем в большей степени обобщённое ожидание успеха преобладает над ожиданием неудачи, тем значительнее положительная привлекательность превышает отрицательную, и наоборот, отмечали Б.Г. Ананьев и Хенц Хаузен [1, 7].

А.Г. Маклаков замечает, что человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности, который ему нравится и вызывает у него позитивные чувства [5], то есть переживает удовлетворенность от выполнения действий и операций в определенной среде Другими словами успешная деятельность взаимосвязана с комфортностью.

Понятие «комфорт» заимствовано в первой половине XIX в. из английского языка, где comfort «комфорт», «поддержка, укрепление» - старофранцузское - confort «подкрепление», восходящего к латинскому confortare «укреплять» (от fortis «сильный, крепкий»). Комфорт - совокупность положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его контактов со средой или ее элементами; параметр оценки рабочего места. Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют [6]. Комфортность -состояние уюта, удобства и удовлетворения, обеспеченное

совокупностью положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его деятельности [8].

Существует достаточно много взглядов на феномен комфортности. В частности, исследователи рассматривают комфортность среды (Астахов А., Зайденварг В. и др. 2002), психологический комфорт на уроке (Кореневская В.А., 1999), комфортную учебную деятельность студентов (Котрухова Р.И., 2004). Обобщение этих взглядов позволило сделать акцент на том, что комфортность - это состояние, определяемое понятиями радости, уюта, удовольствия, удовлетворения, спокойствия, отсутствием разлада с собой и окружающим миром, испытываемое человеком, находящимся в какой-либо среде.

Таким образом, на основании вышеизложенного, было выдвинуто предположение, что существует некий феномен, представляющий психическое состояние обучаемого и определяющий уровень его удовлетворенности образовательной средой вуза и этим феноменом является субъективная комфортность. Другими словами, комфортность обучаемого - это субъективное состояние, вызванное переживанием удовлетворенности образовательной средой вуза и образовательным процессом, к которому относятся особенности учебного и воспитательного процесса конкретного учебного заведения. Это состояние сопровождает учебную деятельность субъекта обучения. Следовательно социальнопсихологическая комфортность может рассматриваться в рамках функционального состояния.

По утверждению А.Г Маклакова, в функциональном состоянии человека выделяются две качественно различные стороны - субъективная и объективная. Субъективная сторона отражает прежде всего переживания субъекта и определяет особенности формирования мотивированного поведения. Объективная сторона связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза [4]. Поэтому, рассматривая комфортность обучаемого в образовательной среде, с точки зрения психологического феномена, для изучения целесообразно выделить лишь субъективную сторону, оговорившись при этом, что это одна из сторон функционального состояния.

Под субъективной стороной функционального состояния, по мнению А.Г. Маклакова, понимают психические явления, которые относятся к личностным образованиям. Автор утверждает, что из личностного принципа регуляции состояний и деятельности следует, что формирование состояний во многом обусловлено отношением человека к самому себе, окружающей действительности и собственной деятельности [5].

Анализ литературных источников и результатов собственных исследований позволил сформулировать определение социальнопсихологической комфортности обучающегося в образовательной среде». Под социально-психологической комфортностью обучающегося в образовательной среде следует понимать состояние удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психических ощущений и состояний в процессе его учебной деятельности, порождаемое системой влияний социального и пространственнопредметного окружения, побуждающего к освоению профессиональной деятельности.

Суть концепции социально-психологической комфортности обучающихся заключается в следующем: существует некий психологический феномен, определяющий состояние удовлетворения обучающегося факторами образовательной среды вуза. Причем к этим факторам относятся не ситуации, возникающие в процессе учебной деятельности, а именно сам процесс взаимодействия между обучающимся, как субъектом учебной деятельности, и образовательной средой вуза. Взаимодействие обучающегося с образовательной средой отражается на социальной, мотивационной, субъект-деятельностной сферах. Это происходит следующим образом: в процессе взаимодействия обучающийся проходит идентификацию себя с социальной средой или социализацию; образовательная среда, к которой относятся социальная среда, организация учебного и воспитательного процесса, ценностные ориентации, декларируемые вузом и т. д., выступает в роли побудителя мотивации к обучению; удовлетворенность успешностью обучения и получением профессиональных знаний и умений определяет профессиональную пригодность обучающегося; отсутствие факторов, переживаемых обучающимся с точки зрения безопасности и вызывающих состоя-

ние тревожности, выражает степень удовлетворения потребности в безопасности; развитие вышеперечисленных характеристиках отражается на самооценке обучающегося. Переживание удовлетворенности от результата этого взаимодействия и определяет уровень комфортности обучающегося.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 263 с.

2. Казанская В.Г. Общение учителя с учениками в процессе обучения: учеб. пособие. - СПб.: ЛГОУ, 1996.

3. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л.: ЛГУ им. А.А. Жданова, 1967. - 173 с.

4. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 1996.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000, 592 с.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 80000 слов и фразеологических выражений. - М., 1989. - С. 759.

7. Ховланд К. Научение и сохранение заученного у человека // Экспериментальная психология. - М.: ИЛ, 1963. - Т. II.

8. URL: http://manorg.ucoz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.