Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА И СОХРАНЕНИЕ ЕЕ НА ОПТИМАЛЬНОМ УРОВНЕ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА И СОХРАНЕНИЕ ЕЕ НА ОПТИМАЛЬНОМ УРОВНЕ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИРОВАННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ / ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ADAPTABILITY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMFORT / EXAM STRESS / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авдиенко Геннадий Юрьевич

Исследования и практическое применение психологического феномена «социальнопсихологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза» в настоящее время представляет собой мало изученную проблему, что представляет актуальность исследования. В качестве цели исследования выступило изучение проявления социально-психологической комфортности курсантов в период сдачи экзаменационной сессии. Задачей исследования явилось определение возможности сохранения социально-психологической комфортности курсантов в период их учебной деятельности во время экзаменационной сессии. В результате выполнения научноисследовательской работы на контрольной и экспериментальной группах курсантов, общей численностью пятьдесят человек, было установлено, что социально психологическая комфортность, как состояние, под действием неблагоприятных факторов имеет тенденцию к ухудшению. Вместе с тем, овладение курсантами методиками саморегуляции позволяют сохранить социальнопсихологическую комфортность на оптимальном уровне, что благоприятно отражается на степени отождествления себя социумом вуза; поведении, связанным, как с учебной, так и с будущей профессиональной деятельностью; степени удовлетворенности собой, своей деятельностью; удовлетворенности сочетания учебной деятельности, с выбранным профессиональным путем; соответствия его актуальных потребностей формам и методам учебной деятельности и отсутствием необходимости от кого-либо защищаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Авдиенко Геннадий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMFORT OF CADETS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AND MAINTAINING IT AT OPTIMAL LEVEL DURING THE EXAMINATION SESSION

Research and practical application of the psychological phenomenon "socio-psychological comfort of students in the educational environment of the University" is currently a little-studied problem, which is the relevance of the study. The purpose of the study was to study the manifestation of socio-psychological comfort of cadets during the examination session. The aim of the study was to determine the possibility of preserving the socio-psychological comfort of cadets during their training activities during the examination session. As a result of carrying out research work on the control and experimental groups of cadets, with a total number of fifty people, it was found that socio-psychological comfort, as a state, under the influence of adverse factors tends to worsen. At the same time, students ' mastery of self-regulation techniques allows them to maintain their socio-psychological comfort at an optimal level, which favorably affects the degree of identification with the University's society; behavior associated with both educational and future professional activities; degree of satisfaction with themselves, their work; the satisfaction of combining learning activities with the selected career path; it meets the actual needs forms and methods of educational activity and the lack of need for anyone to defend.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА И СОХРАНЕНИЕ ЕЕ НА ОПТИМАЛЬНОМ УРОВНЕ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ»

Психологические науки

УДК 159.9.072

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА И СОХРАНЕНИЕ ЕЕ НА ОПТИМАЛЬНОМ УРОВНЕ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

Геннадий Юрьевич Авдиенко, кандидат психологических наук, доцент, профессор, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии

Российской Федерации

Аннотация

Исследования и практическое применение психологического феномена «социально-психологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза» в настоящее время представляет собой мало изученную проблему, что представляет актуальность исследования. В качестве цели исследования выступило изучение проявления социально-психологической комфортности курсантов в период сдачи экзаменационной сессии. Задачей исследования явилось определение возможности сохранения социально-психологической комфортности курсантов в период их учебной деятельности во время экзаменационной сессии. В результате выполнения научно-исследовательской работы на контрольной и экспериментальной группах курсантов, общей численностью пятьдесят человек, было установлено, что социально психологическая комфортность, как состояние, под действием неблагоприятных факторов имеет тенденцию к ухудшению. Вместе с тем, овладение курсантами методиками саморегуляции позволяют сохранить социально-психологическую комфортность на оптимальном уровне, что благоприятно отражается на степени отождествления себя социумом вуза; поведении, связанным, как с учебной, так и с будущей профессиональной деятельностью; степени удовлетворенности собой, своей деятельностью; удовлетворенности сочетания учебной деятельности, с выбранным профессиональным путем; соответствия его актуальных потребностей формам и методам учебной деятельности и отсутствием необходимости от кого-либо защищаться.

Ключевые слова: адаптированность, психологическое сопровождение, социально-психологическая комфортность, экзаменационный стресс, саморегуляция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p475-480

SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMFORT OF CADETS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AND MAINTAINING IT AT OPTIMAL LEVEL DURING THE EXAMINATION SESSION

Gennady Yurievich Avdienko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, professor, Saint Petersburg military order of Zhukov Institute of the national guard of the Russian

Federation

Abstract

Research and practical application of the psychological phenomenon "socio-psychological comfort of students in the educational environment of the University" is currently a little-studied problem, which is the relevance of the study. The purpose of the study was to study the manifestation of socio-psychological comfort of cadets during the examination session. The aim of the study was to determine the possibility of preserving the socio-psychological comfort of cadets during their training activities during the examination session. As a result of carrying out research work on the control and experimental groups of cadets, with a total number of fifty people, it was found that socio-psychological comfort, as a state, under the influence of adverse factors tends to worsen. At the same time, students ' mastery of self-regulation techniques allows them to maintain their socio-psychological comfort at an optimal level, which favorably affects the degree of identification with the University's society; behavior associated with both educational and future professional activities; degree of satisfaction with themselves, their work; the satisfaction of combining learning activities with the selected career path; it meets the actual needs forms and methods of

educational activity and the lack of need for anyone to defend.

Keywords: adaptability, psychological support, social and psychological comfort, exam stress, self-regulation.

ВВЕДЕНИЕ

Исследуя психологическое сопровождение обучающихся вузов, в рамках актуальной проблемы высшего образования, заключающейся в разработке ее единой методологической основы, направленной на обеспечение успешности обучения, личностного развития и удовлетворенности курсантов образовательной средой вуза, автор статьи обратил внимание на разночтения различных авторов в представлении критериев адаптированно-сти обучающихся в образовательной среде. Направив усилия на изучение этой проблематики, удалось выявить, что в качестве универсального критерия адаптированности обучающихся к образовательной среде вуза, выступает психологический феномен «социально-психологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза» [1].

Под социально-психологической комфортностью обучающегося в образовательной среде следует понимать состояние удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психических ощущений и состояний в процессе его учебной деятельности, порождаемое системой влияний социального и пространственно-предметного окружения, побуждающего к освоению профессиональной деятельности [3]. Установлено, что в качестве критерия, определяющего уровень социально-психологической комфортности обучающегося в образовательной среде вуза, следует считать его состояние, определяемое переживанием протекания психических явлений, определяющих удовлетворенность от взаимодействия со средой. Таким образом, социально-психологическая комфортность обучающегося представляет собой психическое состояние, определяемое его субъективной оценкой взаимодействия с образовательной средой вуза, то есть адаптированности к этой среде [4].

Возникает вопрос: если социально-психологическая комфортность представляет собой психическое состояние обучающегося, а в период экзаменационной сессии обучающийся испытывает повышенное психическое напряжение или стресс, то отражается ли экзаменационный стресс на социально-психологической комфортности. А в качестве прикладной стороны этого вопроса необходимо выяснить следующее: если выявляется негативное влияние экзаменационного стресса, то можно ли сохранить социально-психологическую комфортность на оптимальном уровне? В этой связи можно привести слова известного отечественного физиолога Х.М. Алиева: «Вся проблема в том, что понимается под комфортом, и главное - кто и чем управляет: если некто вызывает комфорт у вас - это управление, а если вы сами управляете состоянием - это свобода!» [6].

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

В настоящее время социально-психологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза изучена не достаточно и представлена не большим количеством публикаций. Тем не менее, автором статьи установлено, что социально-психологическая комфортность представляет собой интегральную характеристику, определяющую успешность адаптации обучающегося в образовательной среде вуза, состоящую из: идентичности с социальной средой вуза, мотивации к обучению, самооценки, профессиональной направленности и потребности в безопасности [2].

Одним из научных исследований взаимодействия системы «обучающийся - образовательная среда» выявлено, что факторы образовательной среды вуза, влияющие на удовлетворенность обучающихся образовательной средой, можно классифицировать на положительные и отрицательные, прямые и косвенные, внутренние и внешние, по спе-

цифике их проявлений, частные - для образовательной среды конкретного вуза, общие для образовательных сред различных вузов [5]. К числу факторов образовательной среды, оказывающих прямое негативное воздействие, относится период экзаменационной сессии. Причиной этому выступает психическое напряжение, связанное с интенсивной самостоятельной работой, предвкушением сценария и результата экзамена. Рассматривая неблагоприятные факторы подготовки к экзаменам В.И. Мельников утверждает, что к ним относятся: интенсивная умственная деятельность; повышенная статическая нагрузка; крайнее ограничение двигательной активности; нарушение режима сна; эмоциональные переживания, связанные с предстоящей сдачей экзаменов и др. Все это приводит к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности организма. [8].

По мнению О.А. Ведясовой. экзаменационный стресс в условиях отсутствия профилактических знаний и действий со стороны самого студента оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов и даже повышает вероятность возникновения онкологических заболеваний [7].

По мнению Х.М. Алиева причиной возникновения стресса является несоответствие между высокой значимостью проблемы и недостатком ресурсов для ее решения, иными словами - из-за несогласованности психических и физиологических процессов. В результате возникновения этого несоответствия часть мозговых возможностей блокируется психологическими и физиологическими блоками. Психологическими блоками могут быть страх, комплексы и стереотипы мышления. Эти блоки могут формироваться с детства несовершенством обучения, воспитания, негативным опытом [6].

В случаях, когда жизненная ситуация или творческая проблема «наталкиваются» на блок, может возникнуть рост неконтролируемого напряжения - стресс. Х.М. Алиев отмечает, что в состоянии стресса человек теряете контроль над собой и ситуацией. По его мнению, стресс начинается тогда, когда человек не способен свободно управлять своим вниманием. В качестве одного из основных признаков стресса выступает хаотические или суженное внимание, так как оно связано со стрессовой доминантой, которая фиксирует внимание на возможном негативном исходе ситуации. Это явление обычно называется туннельным зрением.

С целью решения проблемы гарантированного достижения человеком своих целей без доведения себя до предельного напряжения, по мнению Х.М. Алиева, необходимо использовать приемы раскрепощения [6].

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения связи экзаменационного стресса с социально-психологической комфортностью обучающегося в образовательной среде вуза (далее социально-психологическая комфортность) и возможности ее сохранения на оптимальном уровне, была организована и проведена следующая научно-исследовательская работа: в двух выборках курсантов первого курса - контрольной (п=25) и экспериментальной (п=25), незадолго до экзаменационной сессии было проведено психодиагностическое исследование на предмет изучения уровня показателя, характеризующего психическую напряженность и показателя, характеризующего социально психологическую комфортность. Далее курсанты контрольной группы обучались по учебному плану вуза без дополнительных занятий. В это же время курсантов экспериментальной группы обучили методике саморегуляции психических состояний. Методика саморегуляции основана на комплексе дыхательных и физических упражнений. Приобретенные навыки саморегуляции курсанты применяли в процессе подготовки к экзаменам и непосредственно во время сдачи экзаменов. После завершения сдачи экзаменационной сессии было проведено повторное психодиагностическое обследование контрольной и экспериментальной группами. При этом в качестве дополнительного критерия был взят внешний критерий - успешность

сдачи сессии. В результате было установлено, что у курсантов экспериментальной группы показатель, характеризующий психическую напряженность (ППН) снизился, при достоверности различий р<0,05. У курсантов контрольной группы он существенно вырос (достоверности различий р<0,001) (рисунок 1).

80

75

70

65

60 55

76

68

66 ^Щ 64

ППН эксперимент. группа ППН контрольная группа

■ До сессии □ После сессии

Рисунок 1 - Показатель психической напряженности (ППН) обеих групп

Показатель, характеризующий социально-психологическую комфортность (СПКС) под воздействием экзаменационного стресса, но при использовании курсантами экспериментальной группы методики саморегуляции, вырос при достоверности различий р<0,001. В это же время показатель социально-психологической комфортности у курсантов контрольной группы снизился при достоверности различий р<0,05 (рисунок 2).

268

СПКС эксперимент. группа СПКС контрольная группа

■ До сессии □ После сессии Рисунок 2 - Показатель социально-психологической комфортности обеих групп

В результате анализа средних баллов за сдачу экзаменационной сессии было установлено, что курсанты экспериментальной группы более успешны, чем курсанты контрольной группы (рисунок 3).

4,2 3,7 ^Щ 4,3

Военные дисциплины ' Средний балл эксперимент. группа

Специальные дисциплины □ Средний балл контрольная группа

Рисунок 3 - Средние баллы сдачи экзаменационной сессии курсантами экспериментальной и контрольной

групп

Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что применение методики саморегуляции, способствующей снятию психического напряжения, оказывает благоприятное влияние не только на успешность учебной деятельности курсантов, но и на их социально-психологическую комфортность.

ВЫВОДЫ

Социально психологическая комфортность, как состояние, под действием неблагоприятных факторов имеет тенденцию к ухудшению. Однако, ее можно сохранять на оптимальном уровне, применяя методы психической саморегуляции. Учитывая, что социально-психологическая комфортность выступает в роли, как критерия, так и условия успешности взаимодействия в системе «обучающийся - образовательная среда», применение методик психической саморегуляции позволяет сохранить эту систему на оптимальном уровне. Это положительно отражается не только на успешности учебной деятельности обучающихся, но и на степени отождествления себя социумом вуза; поведении, связанным, как с учебной, так и с будущей профессиональной деятельностью; степени удовлетворенности собой, своей деятельностью; удовлетворенности сочетания учебной деятельности, с выбранным профессиональным путем; наличии соответствия его актуальных потребностей формам и методам учебной деятельности и отсутствием необходимости от кого-либо защищаться.

Результаты исследования позволяют не только расширить представление о психологическом феномене «социально-психологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза», но и определить практическое направление его использования в психологическом сопровождении обучающихся вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдиенко, Г.Ю. Концепция социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в системе обеспечения психологической адаптации к ней учащихся / Г.Ю. Авдиенко. -Санкт-Петербург : Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2010. - 264 с.

2. Авдиенко, Г.Ю. Социально-психологическая комфортность для обучающегося в образовательной среде вуза и методы ее диагностики / Г.Ю. Авдиенко, А.Г. Маклаков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 1 (60). - С. 94-99.

3. Авдиенко, Г.Ю. Факторы образовательной среды вуза, влияющие на развитие личности обучающегося / Г.Ю. Авдиенко, В.А. Губин. // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2015. - № 2 (61). - С. 29-31.

4. Авдиенко, Г.Ю. Обеспечение высокой социально-психологической комфортности обучающегося в образовательной среде вуза как решение основной задачи психологического сопровождения / Г.Ю. Авдиенко // Научное мнение. Научный журнал. - 2019. - № 5. - С. 77-80.

5. Авдиенко, Г.Ю. Социально-психологическая комфортность как критерий и условие успешности взаимодействия в системе «обучающийся - образовательная среда вуза» / Г.Ю. Авдиенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 362-366 с.

6. Алиев, Х.М. Психотехнологии оказания помощи и самопомощи в экстремальных ситуациях : учебно-методическое пособие / Х. М. Алиев, В. Е. Петров, Н. Ю. Филипенкова. - Домодедово : [б. и.], 2008. - 88 с.

7. Мельников, В.И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации / В.И. Мельников // Вестник сибирского государственного университета путей сообщения. -2007. - № 18. - С. 295-304.

8. Реакции сердца у студентов разного пола и типа полушарного доминирования во время экзаменационного стресса / О.А. Ведясова, А.И. Лукина, Н.А. Овчаренко, В.Н. Голушков // Вестник Самарского государственного университета. Естественнонаучная серия. - 2010. - № 6 (80). - С. 179-186.

REFERENCES

1. Avdienko, G. Yu. (2010), The concept of socio-psychological comfort of the educational environment of the University in the system of ensuring the psychological adaptation of students to it, Pushkin State University, St. Petersburg.

2. Avdienko, G. Yu. and Maklakov, A. G., (2015a), "Socio-psychological comfort for students in the educational environment of the University and methods of its diagnostics", Psychopedagogics in law enforcement, No. 1(60), pp. 94-99.

3. Avdienko, G.Yu. and Gubin, V.A. (2015b), "Factors of the educational environment of the University that affect the development of the student's personality", Psychopedagogics in law enforcement agencies, No. 2(61), pp. 29-31.

4. Avdienko, G.Yu., (2015a), "Ensuring high socio-psychological comfort of students in the educational environment of the University as a solution to the main task of psychological support", Scientific opinion. Scientific journal, No. 5. pp. 77-80.

5. Avdienko, G. Yu., (2019), "Socio-psychological comfort as a criterion and condition for successful interaction in the system "student - educational environment of the University"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (175), pp. 362-366.

6. Aliev, H.M., Petrov, V.E. and Filipenkova, N.Yu. (2008), Psychotechnologies of assistance and self-help in extreme situation straining manual, Domodedovo.

7. Melnikov, V. I. (2007), "Exam stress of students and the main methods of its optimization", Bulletin of the Siberian state University of railway transport, No. 18, pp. 295-304.

8. Vedyasova, O.A., Lukina, A.I., Ovcharenko, N.A. and Golushkov V.N. (2010), "Heart reactions in students of different gender and type of hemispheric dominance during exam stress", Bulletin of Samara University. Natural science series, No. 6 (80), pp. 179-186.

Контактная информация: gen_avdienko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2020

УДК 159.96

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Рахила Сегидуловна Акбашева, кандидат психологических наук, доцент, Карачаево-

Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

В данной статье обсуждаются проблемы развития психических познавательных процессов детей в ходе обучения в школе. В статье дана характеристика познавательных процессов, выявлены особенности развития познавательных процессов детей в школьном возрасте. Изучены и показаны эффективные способы проведения игр и упражнений, обеспечивающих развитие познавательной активности школьников. Если вовремя с помощью внеклассных психологических занятий и упражнений в игровой форме развивать познавательные процессы школьников, то улучшатся внимание, память, мышление, речь восприятие, воображение.

Ключевые слова: самооценка личности, учебный процесс, познавательный процесс, познавательная активность, психика, внимание, память, мышление, воображение, восприятие речи.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p480-483

DEVELOPMENT OF MENTAL COGNITIVE PROCESSES AT CHILDREN THROUGHOUT PRIMARY SCHOOL EDUCATION

Rachila Seipulovna Akbasheva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Ka-rachay-Cherkessia State University named after U. D. Aliev, Karachaevsk

Abstract

This article discusses the problems of development of psychological cognitive processes of children during schooling. It describes the characteristics of cognitive processes, identifies the features of the development of cognitive processes among the school-age children. The author has studied and demonstrated effective ways of conducting the games and exercises that ensure the development of cognitive activity of schoolchildren. If the cognitive processes of schoolchildren are developed in time with the help of extracurricular psychological activities and play-based learning activities, then attention, memory, thinking, speech perception, imagination will improve.

Keywords: self-esteem, learning process, cognitive process, cognitive activity, psyche, attention, memory, thinking, imagination, word perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.