Научная статья на тему 'Социально-психологическая комфортность как критерий и условие успешности взаимодействия в системе "обучающийся - образовательная среда вуза"'

Социально-психологическая комфортность как критерий и условие успешности взаимодействия в системе "обучающийся - образовательная среда вуза" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИРОВАННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ADAPTABILITY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMFORT / EFFICIENCY CRITERIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авдиенко Геннадий Юрьевич

Статья посвящена идее разработки единой методологии психологического сопровождения обучающихся в образовательной среде вуза. Одной из задач исследования являлось выявление психологических характеристик обучающихся, определяющих успешность их адаптации. В результате было установлено, что успешность взаимодействия в системе «обучающийся образовательная среда вуза» определятся адаптационной системой, состоящей из интеллектуальных характеристик, адаптационных способностей и социально-психологической комфортности. Психологический феномен «социально-психологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза» выявлен в процессе выполнения исследовательской работы, поэтому в статье представлено описание его интегральной структуры, определяется его роль в адаптационной системе обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Авдиенко Геннадий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological comfort as a criterion and condition of successful interaction in the system “student - educational environment of the University”

The article is devoted to the idea of developing a unified methodology of psychological support of the students in the educational environment of the University. One of the objectives of the study was to identify the psychological characteristics of students that determine the success of their adaptation. As a result, it was found that the success of interaction in the system "student educational environment of the University" is determined by the adaptation system consisting of intellectual characteristics, adaptive abilities and socio-psychological comfort. The psychological phenomenon "socio-psychological comfort of students in the educational environment of the University" is identified in the process of research, so the article presents a description of its integral structure, determines its role in the adaptation system of the student.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая комфортность как критерий и условие успешности взаимодействия в системе "обучающийся - образовательная среда вуза"»

Психологические науки

УДК 159.9.072

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ И УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «ОБУЧАЮЩИЙСЯ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА»

Геннадий Юрьевич Авдиенко, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии

Российской Федерации

Аннотация

Статья посвящена идее разработки единой методологии психологического сопровождения обучающихся в образовательной среде вуза. Одной из задач исследования являлось выявление психологических характеристик обучающихся, определяющих успешность их адаптации. В результате было установлено, что успешность взаимодействия в системе «обучающийся -образовательная среда вуза» определятся адаптационной системой, состоящей из интеллектуальных характеристик, адаптационных способностей и социально-психологической комфортности. Психологический феномен «социально-психологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза» выявлен в процессе выполнения исследовательской работы, поэтому в статье представлено описание его интегральной структуры, определяется его роль в адаптационной системе обучающегося.

Ключевые слова: адаптированность, психологическое сопровождение, социально-психологическая комфортность, критерии эффективности.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMFORT AS A CRITERION AND CONDITION OF SUCCESSFUL INTERACTION IN THE SYSTEM "STUDENT - EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY"

Gennady Yuryevich Avdienko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of National Guard of the Russian Federation

Annotation

The article is devoted to the idea of developing a unified methodology of psychological support of the students in the educational environment of the University. One of the objectives of the study was to identify the psychological characteristics of students that determine the success of their adaptation. As a result, it was found that the success of interaction in the system "student - educational environment of the University" is determined by the adaptation system consisting of intellectual characteristics, adaptive abilities and socio-psychological comfort. The psychological phenomenon "socio-psychological comfort of students in the educational environment of the University" is identified in the process of research, so the article presents a description of its integral structure, determines its role in the adaptation system of the student.

Keywords: adaptability, psychological support, social and psychological comfort, efficiency criteria.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем современного высшего образования в настоящее время является отсутствие единой системы психологического сопровождения обучающихся. Анализ руководящих документов, юридически определяющих психологическое сопровождение в вузе, в качестве цели психологического сопровождения определяет создание условий для успешной адаптации обучающегося в вузе. Задачами, посредством которых достигаются цели психологического сопровождения, выступают: адаптация обучающихся первого курса к образовательной среде вуза; содействие личностному развитию обучающихся, формирование у обучающихся способности к самоопределению и самораз-

витию; проведение групповых мероприятий, направленных на улучшение социально-психологического климата в коллективах. К направлениям психологического сопровождения относятся: обеспечение адаптации и реабилитации нуждающихся в ней обучающихся методами социально-психологической помощи и психологической коррекции [8, 10].

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Теме психологического сопровождения посвящено огромное количество научных работ, результаты которых красноречиво подтверждают его эффективность и широкие возможности прикладного применения. В качестве примера следует привести результаты хотя бы некоторых из них: «с учетом индивидуальных психологических качеств повышается эффективность обучения в вузе» (А.А. Караванов, 2004) [5]; «посредством проведения психологического сопровождения снижается эмоциональное напряжение» (В.Н. Поникарова [7]); «психологическое сопровождение положительно влияет на уровень развития мышления, эмпатических способностей и снижение личностной тревожности обучающихся» (Ю.В. Суховершина [9]); «в результате участия обучающегося в психологическом сопровождении позитивно изменяется коммуникативная, ценностно-смысловая и нравственно-духовной сферы» (Р.И. Надюк [6]); «увеличивается адекватная моральная самооценка, возрастает позитивное отношение к проблемам морали и нравственности, общегруппового показателя совести» (Е.П. Шматовой [11]).

Остается неясным, какие критерии должны составлять основу оценки результатов психологического сопровождения. Анализ результатов научных исследований показывает явное противоречие, которое выражается в следующем: с одной стороны, критерии эффективности психологического сопровождения подтверждают благотворное влияние психологического сопровождения на субъект-деятельностное и личностное развитие обучающихся, с другой стороны, их многообразие позволяет утверждать об отсутствии единого концептуального подхода к психологическому сопровождению. Следовательно, выявление общих закономерностей во взаимодействии в системе «обучающийся - образовательная среда», которые можно определить в качестве концептуальной основы психологического сопровождения, представляет собой актуальность проводимого исследования.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате анализа пункта 4 статьи 95.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» введенного Федеральным законом от 21.07.2014 N 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» установлено, что к критериям оценки эффективности психологического сопровождения необходимо отнести, с одной стороны, мониторинг изменения психологических характеристик, личностных особенностей и успешности учебной деятельности, с другой стороны, субъективную оценку успешности адаптации к образовательной среде вуза [10].

Успешность взаимодействия в системе «обучающийся - образовательная среда вуза» автором статьи рассматривается в контексте успешности адаптации обучающегося к этой среде. В результате проведения научно-исследовательской работы установлено, что образовательную среду можно рассматривать как внешнюю составляющую взаимодействия в системе «обучающийся - образовательная среда вуза». В то время как субъективное переживание обучающимся этого взаимодействия, скорее представляет внутреннюю составляющую. То есть, важным концептуальным компонентом успешности взаимодействия обучающегося с образовательной средой является субъективная оценка обучающимся ре-

зультатов этого взаимодействия. Поэтому дальнейшим исследованием установлено существование психологического феномена - социально-психологической комфортности обучающегося в образовательной среде вуза, представляющего собой удовлетворенность теми факторами, которые являются субъективно значимыми для самих обучающихся с точки зрения профессиональной подготовки и личностного развития, то есть определяющими комфортность этого развития. Эмпирическим исследованием установлено, что удовлетворенность образовательной средой оценивается обучающимся через привлекательность социума группы, курса, факультета, вуза; удовлетворения потребности обучения в вузе; собственной самооценки; направленности личности на профессиональную деятельность; психологической безопасностью образовательной среды.

Анализ теоретического и эмпирического исследований, позволил представить, что социально-психологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза определяется следующими факторами: степенью отождествления себя в качестве представителя определенного вуза (факультета, курса, учебной группы); наличием поведения, связанного как с учебной, так и с будущей профессиональной деятельностью; степенью удовлетворенности собой, своей деятельностью, возникающими в результате достижений успеха или появлением неудач, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; наличием сочетания учебной деятельности, с удовлетворенностью выбранным профессиональным путем; необходимостью выставлять психологические защиты; наличием соответствия его актуальных потребностей формам и методам учебной деятельности и отсутствием необходимости от кого-либо защищаться.

Исследованием установлено, что в качестве критерия, определяющего уровень социально-психологической комфортности обучающегося в образовательной среде вуза, следует считать его состояние, определяемое переживанием протекания психических явлений, определяющих удовлетворенность от взаимодействия со средой. Таким образом, социально-психологическая комфортность обучающегося представляет собой психическое состояние, определяемое его субъективной оценкой взаимодействия с образовательной средой вуза, то есть адаптированности к этой среде.

«Следует подчеркнуть, что комфортность не означает того, что к обучаемому не предъявляются серьезных требований и от этого он себя чувствует расслаблено и беззаботно. Как раз, наоборот, обучающийся выполняет требования, предъявляемые учебными планами, нормами поведения, общественными мероприятиями в вузе. При этом он вполне этим удовлетворен. Следовательно, достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности говорит об относительно высоком уровне адаптированности обучающегося к условиям конкретного учебного заведения, в результате чего обучаемый пребывает в оптимальном рабочем состоянии, что позитивно влияет на эффективность его учебной деятельности и личностного развития» [1].

Опираясь на теорию П.К. Анохина об адаптационных системах [3], определена адаптационная система обучающегося, которая представляет собой совокупность интеллектуальных характеристик, адаптационных способностей и социально-психологической комфортности. Причем исследованием установлено, что социально-психологическая комфортность является как бы связующим звеном в адаптационной системе. Это подтверждается наличием корреляционных связей между параметрами, характеризующими социально-психологическую комфортность с параметрами, характеризующими интеллектуальные характеристики и адаптационные способности. В то время как корреляционные связи между параметрами, характеризующими интеллектуальные характеристики и адаптационные способности, не были выявлены. Следовательно, можно утверждать, что успешность адаптации связана с активностью интеллектуальных характеристик и уровнем развития адаптационных способностей, которые сопровождаются психическим

состоянием обучающегося, определяемым удовлетворенностью его взаимодействия с образовательной средой вуза.

Вместе с тем, социально-психологическая комфортность способствует выбору стратегии на дальнейшее взаимодействие обучающегося с образовательной средой. Этот факт является подтверждением мнений:

• Ю.А. Александровского, утверждавшего, что принципиальным отличием функциональной деятельности системы психической адаптации человека является наличие механизмов сознательного саморегулирования [2];

• Р.М. Баевского, который утверждал, что процессы адаптации связаны не только с самосохранением функционального уровня саморегулирующейся системы в адекватных и неадекватных условиях среды, но и с выбором функциональной стратегии, обеспечивающей выполнение главной цели [4].

ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате проведения научно-исследовательской работы установлено, что успешность взаимодействия в системе «обучающийся - образовательная среда вуза» определяется адаптационной системой, состоящей из интеллектуальных характеристик, адаптационных способностей и социально-психологической комфортности. Выявленный в процессе исследования психологический феномен «социально-психологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза» представляет собой психическое явление, выступающее, с одной стороны, в роли субъективной оценки адаптирован-ности в среде, с другой стороны, определяющее стратегию дальнейшего развития обучающегося в образовательной среде. То есть, социально-психологическая комфортность выступает в роли, как критерия, так и условия успешности взаимодействия в системе «обучающийся - образовательной средой вуза», что в свою очередь, позволило сформулировать концепцию социально-психологической комфортности, предлагаемой в качестве основы единой методологии психологического сопровождения обучающегося в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдиенко, Г.Ю. Социально-психологическая комфортность для обучающегося в образовательной среде вуза и методы ее диагностики / Г.Ю. Авдиенко, А.Г. Маклаков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 1 (60). - С. 94-99.

2. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства : руководство для врачей / Ю.А. Александровский. - М. : Медицина,1993. - 400 с.

3. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы / П.К. Анохин // Принципы системной организации функций : сборник статей. - М. : Наука, 1973. - С. 5-61.

4. Баевский, Р.М. Кибернетика и прогностика: некоторые проблемы оценки адаптационно-приспособительной деятельности организма / Р.М. Баевский // Кибернетические аспекты адаптации системы "человек - среда" / под ред. Б.А. Неймана. - М., 1975. - С. 118-123.

5. Караванов, А.А. Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности курсантов младших курсов военного вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Караванов А.А. - Курск, 2004. - 23 с.

6. Надюк, Р.И. Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов специальности "Социальная работа" : дис. ... канд. психол. наук / Надюк Р.И. - Нижний Новгород, 2009. - 198 с.

7. Поникарова, В.Н. Психолого-педагогические условия снижения эмоционального напряжения у студентов-будущих дефектологов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Поникарова В.Н. -Курск, 2005. - 18 с.

8. Приказ Минобразования России от 22 октября 1999 года № 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации" // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94957/ (дата обращения: 01.08.2019).

9. Суховершина, Ю.В. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента службой практической психологии вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Су-ховершина Ю.В. - Курск, 2006. - 22 с.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (редакция от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.08.2019).

11. Шматова, Е.П. Психологическое сопровождение формирования морального самосознания студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Шматова Е.П. - Пятигорск, 2015. - 23 с.

REFERENCES

1. Avdienko, G.Yu. and Maklakov, A.G. (2015), "Social and psychological comfort for students in the educational environment of the University and methods of its diagnosis", Psychopedagogy in law enforcement, No. 1(60), pp. 94-99.

2. Alexandrovsky, Yu.A. (1993), Borderline mental disorders: guide for doctors, Medicine, Moscow.

3. Anokhin, P.K. (1973), "Principal questions of the General theory of a functional system", Principles of the system organization offunctions, Science, Moscow, pp. 5-61.

4. Baevsky, R.M. (1975), "Cybernetics and prognostics: some problems of assessment of adaptive activity of the organism", Cybernetic aspects of adaptation of the system "man-environment", Moscow, pp. 118-123.Karavanov, A.A. (2004), Psychological support of educational and professional activity of cadets ofJunior courses of military high school, dissertation, Kursk.

5. Nadyuk, R.I. (2009), Psychological support ofprofessional and personal development of students majoring in "social work, dissertation, Nizhny Novgorod.

6. Ponikarova, V. N. (2005), Psychological and pedagogical conditions for reducing emotional stress in students-future dialectologists, dissertation, Kursk.

7. The order of the Ministry of education of Russia of October 22, 1999 No. 636 "About the statement of regulations on service ofpractical psychology in system of the Ministry of education of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94957.

8. Syhoverdhina, Yu.V. (2006), Psychological support personal and professional development of the student service practical psychology University, dissertation, Kursk.

9. The Federal law of29.12.2012 N 273-FZ (edition of13.07.2015) "About education in the Russian Federation", available at, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

10. Shmatova, E.P. (2015), Psychological support of formation of moral consciousness of students of pedagogical high school, dissertation, Pyatigorsk.

Контактная информация: gen_avdienko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.09.2019

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗУЧЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ

ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Екатерина Викторовна Дежурова, кандидат психологических наук, доцент, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Рязань

Аннотация

В статье рассматривается исследование личности осужденных, склонных к суицидальному настроению. Изучение суицидального настроения личности в условиях лишения свободы и организация психологической работы с ними представляет теоретический и практический интерес для практикующего психолога пенитенциарного учреждения. Внедрение психокоррекционной программы должно помочь осужденному осознать причины своего деструктивного состояния и нежелания бороться с внутренними негативными тенденциями. Выработка комплекса инструментов выявления и коррекции специфических причин совершения суицидальных действий позволит более точно прогнозировать и пресекать суициды среди осужденных.

Ключевые слова: суицидальное настроение, осужденные, уголовно-исполнительная система, психокоррекционная программа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.