УДК 159.922
Лекомцева А.В.
Удмуртский государственный университет (г. Ижевск, Россия)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в работе представлен анализ литературы, описывающей социально-психологические особенности людей пожилого возраста.
Ключевые слова: пожилые люди, социальные особенности, психологические особенности, пенсионеры, старение, возрастные особенности.
Старение - один из самых трудных процессов в жизни человека, а демографическое старение нуждается в больших затратах государством материальных ресурсов на социальное обслуживание пожилых людей. Важным направлением в политике любого государства является оказание защиты лицам пожилого возраста. Государственная социальная политика по отношению к данной категории населения показывает значимость общества и государства независимо от политического строя.
В современном обществе категория пожилых людей наиболее сильно подвержена давлению социума. Соответственно, данная категория людей нуждается в повышенном внимании со стороны общества и государства [8].
М.А. Гулиной в словаре-справочнике по социальной работе дается следующее определение понятия пожилые люди - женщины и мужчины, как правило, отошедшие от активного участия в трудовой деятельности или достигшие пенсионного возраста, чаще и то и другое [1].
В психологии пожилой возраст рассматривается как заключительный период жизни человека, начало которого связано с прекращением непосредственного участия человека в производительной жизни общества.
Попытки выделения хронологических границ отделения старости от зрелого возраста предпринимались разными авторами [6].
По классификации Всемирной организации здравоохранения людей от 25 до 44 лет относят к молодой возрастной категории, от 45 до 59 - к средней, от 60 до 74 - к пожилой, от 75 до 90 - к старой. Всех, кто перешагнул 90-летний рубеж, считают долгожителями, но такая классификация не всегда оправдана, существует три тезиса. Во-первых, в разных странах возраст выхода на пенсию отличается. Во-вторых, существуют индивидуальные различия в проявлении признаков старения. В-третьих, существуют и культурные различия в восприятии и отношении к старости. В разных странах и культурах старость маркируется по-разному [7].
Наибольшее внимание в вопросе изучения пожилых людей уделяет геронтология. Геронтология характеризует старение с кризисом развития, который характеризуется тем, что в онтогенезе возникают внутренние противоречия, препятствующие адаптивной деятельности. В период кризиса у пожилого человека складываются новые стратегии, регулирующие психику и поведение, которые необходимы для продолжения жизнедеятельности. Прожив данный кризис человек, выходит готовым к новому этапу жизни.
Корсакова Н.К. на основе кризиса развития выделяет три этапа старения: первый - кризисный (60-68 лет), посткризисный («вторая молодость» - 69-80 лет) и старость, которая характеризуется истощением адаптационного ресурса, в качестве последствий которого возникает и усугубляется психическое и соматическое неблагополучие. Старение - эволюционно закономерный этап организма, в норме у человека возможны физиологические изменения, психические, деятельность и поведение [5].
Ни в одной науке не существует единой концепции старения. И причины этого весьма схожи: обилие возрастных изменений, их гетерохронность, различная направленность и интенсивность. Рассмотрим главные возрастные психологические особенности старости, которые можно объединить в несколько групп:
1. Когнитивные особенности. В данную группу входят изменения, обусловленные физиологией: скорость и точность познавательных процессов, сравнение, категоризация, функции классификации. Тем не менее, возможна их компенсация за счет функций письма, счета, речи и т.д. Сохранение интеллекта зависит как от активности самой личности. Так же у пожилых людей замечается ухудшение памяти, ведущим типом памяти является смысловая. Лучше всего сохраняются те функции когнитивной сферы, которые были ведущими, задействованными в профессиональной деятельности.
2. Эмоциональные особенности старения. Зачастую у людей пожилого возраста преобладает депрессивно-тревожный фон в настроении, связанный с потерей близких, уходом от активной жизни, угрозой в беспомощности и зависимости от окружающих.
3. Возрастные изменения личности в старости. Очень часто старость сопровождается усилением прежних свойств личности (мелочность превращается в скупость, сензитивность - в обидчивость, тревожная мнительность - в подозрительность). С другой стороны, проявляются скрытые до этого формы реагирования, развиваются возрастные, индивидуальные черты: консерватизм, нетерпимость, переоценка прошлого, обидчивость, эгоцентризм, эмоциональное притупление или, наоборот, чрезмерная степень эмоционального реагирования, подозрительность [5].
Старение сопровождается рядом психологических и личностных изменений. Происходит изменение мировоззрения (системы взглядов, оценок и представлений человека об окружающем мире и месте человека в нем). Оно касается двух основных аспектов: во-первых, активности и вовлеченности в окружающую среду и, во-вторых, возросшей озабоченности внутренним миром, тенденцией к внутреннему сосредоточению. Эта тенденция, по-видимому, связана как с уменьшением необходимости справляться с трудностями внешнего мира (карьерой, самореализацией), так и с переоценкой ценностей и принятием всей своей жизни. Такая озабоченность внутренним миром может привести к открытию новых смыслов и интересов (занятиям
искусством, желанию инвестировать в собственную семью и т. д.). Однако если эта тенденция носит отрицательный характер, то общение с другими людьми может вызвать ощущение упущенных возможностей, чувство вины, депрессии и чрезмерного погружения в себя [2].
Очень часто лица пенсионного возраста продолжают свою трудовую деятельность целью того, чтобы материально не отягощать свою семью, зачастую, даже в том случае, когда семья не испытывает финансовых трудностей и не нуждается в дополнительных материальных ресурсах. Одиноких пенсионеров на работу выталкивает обычно большая нужда и нехватка общения. Работающие пенсионеры высоко оценивают понятие благосостояния, дорожат своей работой в связи с наличием уважения окружающих.
На основе приведенного анализа литературы можно констатировать, что лица пенсионного возраста, которые продолжают свою трудовую деятельность, чувствуют себя более уверенно, в большей мере испытывают удовлетворенность жизнью в целом. Данная категория пенсионеров отличается большим психологическим равновесием, они чувствуют себя востребованными и достойными людьми.
Выход на пенсию всегда становится переломным для людей пожилого возраста. В. И. Слободчиков и М. В. Ермолаева отмечают, что именно выход на пенсию становится центральным событием в жизни пожилого человека [4].
Выход на пенсию связан переломом социальных и поведенческих стереотипов, которые складываются у человека десятилетиями, а потому он так травматичен. Помимо проблем, связанных с медицинским обслуживанием, снижением материальных возможностей и общего качества жизни, пожилых людей, которые выходят или планируют выходить на пенсию, мучают порой довольно серьезные психологические проблемы, связанные с изменением привычного образа жизни, сужением круга друзей и знакомых. Известно, что многие старики более всего боятся одиночества [3].
Таким образом, изучение, психологических, социально-психологических и психофизиологических проблем людей пенсионного возраста представляет одну из важнейших комплексных проблем социально-гуманитарных наук, психологических наук. Данная проблема имеет первостепенное значение для практической деятельности органов власти и управления, социальной защиты и медицинского обслуживания населения, которые остро нуждаются в обоснованных рекомендациях о содержании и формах работы с лицами старших возрастов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гулина, М. А. Словарь-справочник по социальной работе / М. А. Гулина.
- СПб : Питер, 2008. - 395 с., 21 см., ISBN 978-5-469-00450-9;
2. Дорогина, О. И., Лебедева, Ю. В., Токарская, Л. В., Хлыстова, Е. В. Геронтопсихология : учеб. пособие - ISBN 978-5-7996-3048-5. - Текст : непосредственный. ISBN 978-5-7996-3048-5;
3. Елютина, М. Э. Социальная геронтология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности "Соц. работа" / М. Э. Елютина, Э. Е. Чеканова. - Москва : Инфра-М, 2004 (АООТ Твер. полигр. комб.). - 155 с;
4. Ермолаева М. В. Практическая психология старости / Марина Ермолаева.
- Москва : ЭКСМО-пресс, 2002. - 96 с;
5. Корсакова, Н. К. Геронтопсихология. Нейропсихологический синдром нормального старения : учебное пособие для вузов / URL: https://urait.ru/bcode/544603;
6. Лемиш, В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева / Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С.119-129. D0I:10.25688/2223-6872.2020.35.3.9;
7. Подольский, А.И., Ермолаева, М.В., Шоркина, Н.А. Пожилой человек как субъект изучения, поддержки и общения [Текст] : моногр. ISBN 978-5-75982495-4 (e-book);
8. Тарасова Д.С. Пожилые люди как социально-демографическая группа: специфика социально-медицинской адаптации // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».
Lekomtseva A.V.
Udmurt State University (Izhevsk, Russia)
SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ELDERLY PEOPLE
Abstract: the paper presents an analysis of the literature describing the socio-psychological characteristics of elderly people.
Keywords: elderly people, social characteristics, psychological characteristics, pensioners, aging, age characteristics.