Научная статья на тему 'Социально-психологическая характеристика адаптации и адаптационных возможностей личности в социальной среде'

Социально-психологическая характеристика адаптации и адаптационных возможностей личности в социальной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
642
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гурьев М.Е.

Адаптация, относится к одной из важнейших междисциплинарных проблем, имеющих универсальный характер. Она обусловлена многочисленными взаимосвязями и охватывает различные уровни и сферы повседневной и профессиональной деятельности современного человека. Социально-психологический анализ проблем адаптации и адаптационных ресурсов личности, в психологической литературе, показывает сложность и многоаспектность данной категории, являющейся важнейшей составной частью комплекса успешности современного человека в различных видах жизни и деятельности. Раскрытию аспектов, видов и механизмов адаптации посвящено содержание данного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая характеристика адаптации и адаптационных возможностей личности в социальной среде»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ И АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

© Гурьев М.Е.*

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Адаптация, относится к одной из важнейших междисциплинарных проблем, имеющих универсальный характер. Она обусловлена многочисленными взаимосвязями и охватывает различные уровни и сферы повседневной и профессиональной деятельности современного человека. Социально-психологический анализ проблем адаптации и адаптационных ресурсов личности, в психологической литературе, показывает сложность и многоаспектность данной категории, являющейся важнейшей составной частью комплекса успешности современного человека в различных видах жизни и деятельности. Раскрытию аспектов, видов и механизмов адаптации посвящено содержание данного материала.

Ключевые слова: адаптация личности; социальная адаптация; психическая адаптация; социализация личности; профессиональная адаптация; психофизиологическая адаптация; социально-психологическая адаптация; потребности; адаптированность; самооценка.

Адаптацию первоначально сравнивали с теми изменениями чувствительности, которые происходят с анализаторами под воздействием внешних раздражителей. Позже данное определение расширилось и этот термин стал активно применяться в биологии и физиологии для обозначения любых изменений, связанных с механизмами приспособления живого организма к различным влияниям среды.

К определению понятия «адаптация личности» существует несколько подходов:

1. Адаптацию личности следует определить как механизм взаимоотношения личности со средой, в ходе которого происходит приспособление к ней, сохраняется гомеостаз и личность включается социальную среду.

2. Процесс адаптации личности следует рассматривать, как механизм овладения социальным опытом в целом, так и той социальной микросреды, в которой она находится.

3. Адаптацию личности необходимо рассматривать, как состояние и как итог механизма приспособления. Считается, что итог адаптации

Доцент кафедры Педагогики и социальной психологии, кандидат исторических наук, доцент.

84

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

определяет количественный показатель этого явления, а ее состояние, это качественный показатель [6].

Помимо представленных подходов, к определению понятия адаптации личности, существуют и другие точки зрения. Александровский Ю.А. определяет адаптацию как совокупность деятельности биологических и социально-психологических подсистем психики.

Борисова С.Е. относит процессы, связанные с любыми адаптационными изменениями личности, к комплексу психологических факторов: психологических, психофизиологических и социально-психологических.

Воробьев В.М. соединил воедино все вышеперечисленные определения. Под психологической адаптацией автор понимает явления и процессы, которые наблюдаются на нервно-психическом уровне деятельности личности, являющиеся системой психической регуляции в той ситуации, которая не может быть разрешена сложившимися способами выхода из конфликта и как результат, вызванный этим обстоятельством, высокий уровень психического напряжения и стрессовое состояние [4].

Психологическая литература «адаптацию личности» достаточно часто использует как синоним «социальной адаптации», «психической адаптации», «социально-психологической адаптации личности» и рассматривает данную категорию в качестве аспекта, показывающего взаимодействие личности с окружающей средой и другими людьми.

По мнению Ю.А. Александровского психическая адаптация может быть рассмотрена в качестве результата деятельности совокупной самоорганизованной системы, обеспечивающей человеческую деятельность в «оперативном покое», обеспечивая ему возможность как эффективно преодолевать природные и социальные факторы, так и целенаправленно влиять на них. Если психическую адаптацию рассматривать в качестве процесса, в ходе которого обратная реакция на изменения среды происходит, с приобретенным ранее опытом, то осуществляется и устанавливается реакция-изменения, служащая необходимой цели, а препятствующая ей, наоборот, ослабевает [1].

Под психической адаптацией следует понимать процесс, устанавливающий оптимальное соответствие личности с окружающей средой, осуществляющийся в процессе человеческой деятельности и позволяющий индивидууму актуализировать значимые, для него, потребности и реализовать, связанные с ними, цели (сохраняя при этом психическое и физическое здоровье), сохраняя при этом соответствие между психической деятельностью человека, его поведением и требованиями окружающей его среды.

В связи с тем, что профессиональная деятельность многих современных профессионалов протекает в особых условиях, представляется необходимым рассмотреть особенности социально-психологической и социальной адаптации [10].

Психологические науки

85

Многие авторы социальную адаптацию связывают с социализацией личности. Так отмечается, что в процессе социализации индивид, в первую очередь, является объектом воздействия социума, а в ходе социальной адаптации личность, в большей мере, выступает субъектом деятельности и общения.

Современная психология к социальной адаптации относится как к результату сложившихся изменений, произошедших в социально-психологических, демографически и социальных человеческих отношениях и их приспособлению к окружающей социальной среде. При этом особенности социальной адаптации психология относит к:

- влиянию человеческой трудовой деятельности на среду;

- активному участию сознания;

- активному изменению человеком тех результатов социальной адаптации, которые происходят в различных социальных условиях бытия.

Медведев В.С. утверждает, что социальная адаптация (поведенческий уровень - социальная успешность личности) опирается на имеющуюся определенную степень социализации личности (нормативность социальных установок), характеризующийся ценностными ориентациями, направленностью личности, социальным статусом, социально-ролевыми структурами, что проявляется (в процессе деятельности и в коммуникативном процессе) в следующих сферах:

- профессиональная сфера (уровень профессиональной адаптации) и общественная деятельность;

- сфера семейных отношений;

- сфера неформальных отношений [7].

Другие авторы несколько иначе подходят к определению понятия социально-психологической адаптации. Так В.А. Бодров, в данной психологической категории, выделяет два уровня:

- поведенческий (социальная адаптация);

- внутриличностный (психологическая, психическая адаптация).

Понятие психологическая или психическая адаптация в любом случае

содержит социальный аспект, поскольку природа личности по своему характеру является социальной. Адаптация к внешней среде, применительно к личности, обязательно предполагает и адаптацию к социуму, к деятельности. При этом индивидуум, как обладатель психики, существует, проявляется и адаптируется в деятельности с помощью психических образований, свойств, качеств, особенностей, процессов. В этом отношении любая адаптация личности является психической, даже в случаях, когда к адаптационным механизмам предъявляются повышенные требования «физиологической модальности», в этом случае психический аспект в процессе психофизиологической адаптации звучит, хотя как вторичный, но неизбежный и обязательный в общем адаптационном процессе. И, как указывает А.А. Нал-чаджан, введение термина социально-психологической адаптации пред-

86

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ставляется целесообразным в связи с необходимостью сделать акцент на социальном аспекте адаптации, на социальном значении психических факторов, обусловливающих процесс адаптации, в частности, в деятельности субъекта [3].

Социально-психологическую адаптацию следует считать средством и одним из путей наиболее эффективной социализации. При этом социализацию личности следует отнести к необходимому условию адаптации индивида в конкретном социуме. При этом Ф.Б. Березин считает, что адаптация является успешной лишь в том случае, когда она эффективна во всех звеньях общего адаптационного процесса.

Психологи подразделяют социально-психологическую адаптацию на следующие этапы:

1. Адаптация нарушается из за тех изменений, которые происходят в широком спектре условий.

2. Мобилизация возможностей, чтобы адаптация восстановилась.

3. Конечная адаптация для новых условий (положительная и негативная) [2].

Исходя из сказанного следует, что адаптацию следует охарактеризовать как процесс, который ведет к изменениям. Но, одновременно, важно подчеркнуть, что адаптация это относительно устойчивый процесс. Показатель адаптации не изменяется в течение дня или месяца, он обнаруживает значимые преобразования в диапазоне от нескольких месяцев до нескольких лет. Это происходит потому, что неудовлетворение потребностей, с первого предъявления, не оказывает существенного влияния на уровень адаптации. И только хроническая неудовлетворенность в настоящем и отсутствие надежды на реализацию актуализированных потребностей в будущем скажутся на показателе адаптации. При этом в указанный промежуток времени реализуются сиюминутные потребности, но они не связаны с адаптацией, поскольку привычно удовлетворяемая потребность быстро теряет свою актуальность и не сопровождается субъективным состоянием удовлетворенности [11].

Важно остановиться на факторах социально-психологической адаптации. В психологической литературе существуют различные классификации этих факторов:

- внутренние и внешние;

- объективные и субъективные;

- временные и постоянные;

- групповые и индивидуальные;

- личностные, трудовые и факторы находящиеся за пределами трудовой деятельности;

- региональные (развитость социально-бытовой инфраструктуры, уровень напряжения и сбалансированности трудовых ресурсов, природно-климатические условия);

Психологические науки

87

- глобальные (уровень социально-экономического и политического устройства общества) [5].

Из всех вышеперечисленных классификаций, самой распространенной является та, в которой факторы разделяются на внутренние и внешние, где внутренними факторами выступают возможности индивида, а внешними -социальная среда, со своими возможностями. Из этого следует, что под факторами адаптации понимается то, что способствует либо препятствует реализации потребностей личности.

Жмыриков А.К. сформулировал следующие уровни социально-психологической адаптированности:

1. Уровень оптимальной адаптированности, которому относятся такие показатели, как:

- высокая дисциплина и производственная активность;

- высокий уровень социометрического статуса;

- положительные характеристики личного настроения и низкая тревожность.

2. Избыточный уровень адаптированности. Он характеризуется, как:

- высокая включенность индивида в деятельность и общение;

- сниженное эмоциональное самочувствие.

Это свидетельствует о том, что высокие показатели индивида обеспечиваются сверхвысокими эмоциональными затратами.

3. Уровень низкой адаптированности, которому соответствуют следующие показатели:

- удовлетворительная производственная активность;

- уровень низкого социального статуса;

- уровень высоких показателей проявления невротических реакций.

4. Уровень личностной дезадаптации, который проявляется в низких показателях дисциплины и работы. Ему соответствует высокий уровень тревожности и низкие показатели социометрического статуса [12].

Для уяснения термина «адаптация» может быть использовано представление об адаптивных типологиях личности. Ходаков А.И. определяет следующие личностные типологии:

1. Личность адаптирующаяся активно. Она положительно относится к социальному окружению, проявляет активность и инициативу в общественной жизни и трудовой деятельности.

2. Личность адаптируется пассивно. У нее нет перечисленных выше характеристик, что приводит к формированию низкой социальной значимости индивида.

3. Личность адаптируется конфликтно. Ей свойственны разноречивые эмоционально -оценочные отношения к окружающей действительности.

88

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4. Личность неадаптирующаяся. Такая личность не способна принять ни какие формы проявления своей новой роли [14].

Таким образом, анализируя «социально-психологическую адаптацию» следует отметить, что данная категория может оцениваться с позиции ее:

- эффективности: высокий, низкий и уровня дезадаптации;

- стабильности: стабильная и нестабильная;

- ресурсов адаптации: достаточные или недостаточные;

- показатели социальной среды: размер социальной группы, ее нормативность;

- уровня интериоризации социальных норм и ценностей реальной группы;

- уровня личностной автономности, проявляющегося в соотношении процессов аккомодации и ассимиляции: конформистской (пассивной позиции, сохранения проблемных ситуаций) и инновативной (активной позиции, устраняющей проблемные ситуации) [8].

Выявляя основные факторы социально -психологической адаптации Ю.А. Александровский предложил базироваться на принципе системности. Личностная социально-психологическая адаптация является самоорганизующейся системой и соответствует всем тем требованиям, которые предъявляются к системе, она достаточно устойчива из за взаимодействия с внешней средой и обладает способностью к изменению своей внутренней организации, как в результате воздействия внешней среды, так и тех процессов, которые происходят внутри системы.

Особо следует отметить важную роль потребностей в адаптационном процессе. Некоторые авторы рассматривают процесс адаптации через удовлетворение потребностей.

Главным итогом адаптации является реализация индивидом целей и удовлетворение потребностей, связанных с ними, если в процессе удовлетворения потребностей, между вариантами поведения возникает рассогласование, которое индивид не может разрешить, имеющимися у него средствами, появляется состояние напряжения и страха. В этом случае возникает деструктивное поведение [9].

Березин Ф.Б. считает, что при эффективной психической адаптации наблюдается более высокая мотивация достижения успеха и более низкая мотивация избегания неуспеха.

Можно сделать вывод о том, что главным структурным элементом личностной социально-психологической адаптации, определяющим характер и динамику адаптационного процесса, является ее центральный элемент: направленность, ценностные ориентации личности.

Кряжева И.К. считает, что важными показателями адаптированности личности является адекватная самооценка, а также соотношение самооценки с оценкой «значимых других». Более того, чем выше самооценка, тем

Психологические науки

89

ниже уровень тревожности. Уверенность в себе, положительная самооценка, степень самопринятия способствует успешной социально-психологической адаптации. Я-концепция рассматривается как главный фактор адаптации личности. Способность субъекта осознавать, как он в действительности воспринимается и оценивается окружением, является важнейшим фактором адаптации. Следовательно, Я-коцепция выступает в качестве самостоятельного элемента структуры личностной социально-психологической адаптации, играющей роль интегративного фактора, который создает условия успешной внутриличностной адаптации.

Социальная адаптация личности происходит в процессе ее общения с другими. Коммуникативные свойства личности могут рассматриваться как самостоятельный элемент процесса социально-психологической адаптации. Уровень личностной социально-психологической адаптации, в конкретной среде, во многом характеризуются индивидуально-психологическими особенностями, определяющими адаптационные ресурсы индивида [13].

Таким образом, анализ отечественной психологической литературы позволяет сделать вывод, что адаптация личности и ее адаптационные возможности являются комплексом, позволяющим регулировать социальнопсихологические и биологические реакции человека, направленные на приспособление их к меняющимся условиям окружающей среды и определяющие уровень эффективности взаимоотношения личности с этой средой. Большинство авторов, исследовавших категорию адаптации, сходятся во мнениях, что критерием адаптированности признается уровень, с которым личность взаимоотносится со средой, в процессе которого осуществляется сбалансированность субъективных и объективных личностных факторов.

Список литературы:

1. Баранов А.А., Реан А.А, Кудашев А.Р. Психология адаптации личности. - М.: Изд. Прайм-Еврознак, 2008. - 480 с.

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 260 с.

3. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения: учебник для вузов. - СПб.: Изд.Питер, 2014. - 432 с.

4. Воробьев В.М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1993. - N 2. - С. 33-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гурьев М.Е. Взгляды отечественных психологов на проблемы психологической адаптации и дезадаптации // В сборнике: Проблемы теории и практики современной психологии. Материалы ХШ ежегодной Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. -Иркутск: Иркутский государственный университет, 2014. - С. 35-40.

90

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

6. Душкин А.С., Юренкова В.А., Иванова А.М. Психология: учебное пособие. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 2014. -136 с.

7. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: Теоретическая модель и диагностика / С.А. Ларионова. - Белгород, 2002. -200 с.

8. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Изд. Питер, 2014. - 583 с.

9. Молодцова Т.Д. Система преодоления подростковой дезадаптации. -Ростов н/Д: Изд-во РГПУ 2000. - 352 с.

10. Немов Р.С. Социальная психология [Текст] / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Изд. Питер, 2009. - 208 с.

11. Осницкий А.В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности. - СПб.: Серебряный век, 2004. - 384 с.

12. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности (Анализ, теория, практика). - М.: Прайм-Еврознак, 2006. - 480 с.

13. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект / М.В. Ромм. - Новосибирск.: Изд. Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. - 275 с.

14. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе: коррекционно-развивающие занятия. - М.: АРКТИ, 2004. - 72 с.

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ

© Макаров А.С.* *, Онуфриева В.В.*

Владимирский государственный университет имени А.Г.Столетова и Н.Г. Столетова, г. Владимир

В статье рассматриваются особенности проявления личностных черт студентов, свойственных профессиональной направленности, возрасту, и содержанию учебной деятельности.

Ключевые слова личностные особенности, студенты, профессиональная направленность.

Актуальность проблем, связанных с различными аспектами формирования и развития направленности личности в юношеском возрасте очевид-

* Студент 3 курса отделения социальной педагогики и психологии Г умИ ВлГУ.

* Доцент кафедры Социальной педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.