Научная статья на тему 'Социально-психологическая дифференциация кросскультурных паттернов межличностного поведения'

Социально-психологическая дифференциация кросскультурных паттернов межличностного поведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
290
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗМ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / ЦЕННОСТЬ / ПАТТЕРН / КРОССКУЛЬТУРНЫЙ / INDIVIDUALISM / COLLECTIVISM / VALUE / PATTERN / IDENTITY / CROSS-CULTURAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ставропольский Юлий Владимирович

Представлен сравнительный анализ социально-психологических концепций паттернов межличностного поведения Г. Триандиса, Д. Адамопоулоса, С. Фиске и Ш. Шварца на базе авторской коммитмент-модели этнокультурной идентичности Ю.В. Ставропольского. Проведено сопоставление моделей в рамках единого концептуального социально-психологического пространства. Сделано предположение, что существует столько различий в подходах к индивидуализму, коллективизму, сколько существует различий между этими двумя понятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Psychological Differentiation Cross-Cultural Patterns of Interpersonal Behavior

Is an accrual attempt of comparative analysis of interpersonal behaviour patterns' social and psychological concepts by H.C. Triandis, J. Adamopoulos, S.T. Fiske, and S.H. Schwartz on the basis of an authorized commitment-model of ethnocultural identity by Yu.V. Stavropolsky. A comparison of models within a single conceptual social and psychological space. It is suggested that there are so many different approaches to individualism, collectivism, as there are differences between these two concepts

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая дифференциация кросскультурных паттернов межличностного поведения»

УДК 316.613

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КРОССКУЛЬТУРНЫХ ПАТТЕРНОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

© 2011 г. Ю.В. Ставропольский

Саратовский государственный университет, ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410000

Saratov State University, Astrakhanskaya St., 83, Saratov, 410000

Представлен сравнительный анализ социально-психологических концепций паттернов межличностного поведения Г. Триандиса, Д. Адамопоулоса, С. Фиске и Ш. Шварца на базе авторской коммитмент-модели этнокультурной идентичности Ю.В. Ставропольского. Проведено сопоставление моделей в рамках единого концептуального социально-психологического пространства. Сделано предположение, что существует столько различий в подходах к индивидуализму, коллективизму, сколько существует различий между этими двумя понятиями.

Ключевые слова: индивидуализм, коллективизм, ценность, паттерн, кросскультурный.

Is an accrual attempt of comparative analysis of interpersonal behaviour patterns' social and psychological concepts by H.C. Triandis, J. Adamopoulos, S.T. Fiske, and S.H. Schwartz on the basis of an authorized commitment-model of ethnocultural identity by Yu. V. Stavropolsky. A comparison of models within a single conceptual social and psychological space. It is suggested that there are so many different approaches to individualism, collectivism, as there are differences between these two concepts

Keywords: individualism, collectivism, value, pattern, identity, cross-cultural.

Подходы к исследованию влияния культуры на соци- ренциация. Наибольший интерес среди них представляет альное поведение (табл. 1) направлены на такие парамет- параметр индивидуализм/коллективизм и его личностный ры, как власть, социетальная сложность и ролевая диффе- аналог идиоцентризм/оллоцентризм. Несмотря на изоби-

лие эмпирических описаний культурных параметров ин- ной теоретической системы, объясняющей вариативные дивидуализма и коллективизма [1], не существует внят- характеристики и возникновение этих паттернов.

Таблица 1

Уровни усвоения культуры с позиций коммитмент-модели идентичности*

£

Н и

М д «

В

и

CS

с

Й ,0

- ср О о

и

<

vo

V

Уровень совершения интеракции интеграция ассимиляция сепаратизм (отвержение) маргинализация

Социетальная идентичность (социология) + + - -

^ изучает механизмы и закономерности процесса их формирования

Групповая идентичность (социальная психология) + - + -

^ изучает механизмы и закономерности процесса формирования

Индивидуальная идентичность (психология) + + + -

вовлечённости формируются на вышестоящих уровнях идентичности вовлечённости отсутствуют

достигнутая либо предрешённая идентичности диффузная идентичность

* Составлено автором: [2]

В большинстве определений индивидуализма и коллективизма подчеркивается межличностная природа этих понятий и отношение «я» к коллективу. Структурный анализ межличностного поведения может способствовать пониманию композиционного состава индивидуализма и коллективизма и отношений между образующими их частями [2].

Предлагаем исследовать кросскультурные паттерны межличностного поведения в социальной психологии.

Д. Адамопоулос предложил план анализа межличностной структуры, основанный на принципах обмена ресурсами [3]. Этот план предполагает, что дифференциация фундаментальных компонентов или ограничений социального обмена со временем приводит к возникновению множества параметров межличностного поведения (табл. 2). Аналогичным образом, индивидуализм и коллективизм в их различных формах могут быть концептуализированы в качестве прототипов межличностных отношений, характеризующих различные культурные контексты. Эти культурные паттерны являются результатами дифференциации базовых компонентов социальной интеракции.

Анализ межличностных отношений с точки зрения обмена ресурсами должен, по мнению Д. Адамопоулоса, включать не менее трёх обособленных свойств или аспектов: а) ориентация или направленность действия, включенного в обмен; б) ориентация или отношение между актором и целью; в) тип обмениваемых ресурсов.

Первый аспект - ориентация действия - имеет центральное значение для исследования индивидуализма и коллективизма, поскольку они различаются тем, за счёт каких действий обеспечивается сохранение «я». Это рубежная веха дихотомии индивидуа-

лизм/коллективизм. В коллективистской культуре поведение характеризуется нормативными соображениями и заботой о социальных последствиях своих действий. В индивидуалистической культуре более важна аффективная ориентация на собственное «я».

Различие между направленностью на своё «я» и направленностью на других возникает уже в два года. Исследования развития «»»-идентичности и этнической идентичности и соотношений между ними позволяет предположить, что ощущение собственной этнорасовой принадлежности формируется в раннем возрасте. Естественно, осознание собственной этнорасовой идентичности также подразумевает дифференциацию «я» от других и формирование соответствующих установок. Хотя исторически осознание своего «я» в качестве агента действия и диспозиционная (в отличие от ситуативной) «я»-атрибуция не были в прошлом преобладающими.

По мере того как устанавливается различие «я»/другой, первостепенное значение в социальном обмене приобретает второй аспект - природа реципиента. Отношение «другого» к «я» может быть либо конкретным, либо общим. Конкретные другие, участвующие в отношениях с «я», не поддаются простой замене в процессе конкретного социального обмена так, чтобы при этом не возникал психологический дискомфорт. Например, в межличностных выражениях любви очень важно конкретное отношение между актором и целью (любимым, супругом, родственником). Аналогичным образом, преподаватели выполняют свои функции в присутствии конкретной группы студентов. Присутствие другого человека или группы создает в этих случаях много трудностей и может сделать интеракцию невозможной.

Таблица 2

Типы индивидуализма и коллективизма (по Д. Адамопоулосу) [6] *

Аспект Компонент

Ориентация действия «Я» Другой

Ориентация актора-цели Общая Специфическая Специфическая Общая

Тип обмениваемого ресурса Материальный Символический Символический Материальный Материальный Символический Символический Материальный

Прототипи-ческие паттерны поведения Нацеленность на индивидуальное выживание Нарциссизм Нацеленность на самоуважение и на свои силы Конкуренция Кооперация и нацелен-ность на личные взаимоотношения Конформность и нацеленность на групповую сплоченность Нацеленность на социе-тальные ценности и этноцентризм Филантропия

Тип индивидуализма-коллективизма Эго-поддерживаю-щий Эгоцентрический Эго-защищающий Стяжательский Межличностный Референтный Идеалистический Альтруистический

Индивидуализм Коллективизм

Типология индивидуализма -коллективизма [1] Горизонтальный индивидуализм Вертикальный индивидуализм Вертикальный коллективизм Горизонтальный коллективизм

Модель социального сообщества [4] Равное соответствие Рыночное оценивание Иерархия власти Общее участие

* Составлено автором: [3]

Третий аспект связан с природой обмениваемых ресурсов. Ресурсы концептуализируются как материальные и символические (абстрактные). Исторически дифференциация конкретных (материальных) и символических обменов возникает в человеческой эволюции сравнительно поздно и знаменует начало организованной культуры. Возможно более тонкое дифференцирование данного аспекта: материальные ресурсы можно разделить на товары, услуги и так далее, символические, - можно понимать как статус или информацию.

Эго-поддерживающий индивидуализм. Когда культурный контекст отдаёт предпочтение генерализованным отношениям, и личность участвует прежде всего в приобретении материальных ресурсов (товары, услуги) для себя, то в центре внимания оказывается индивидуальное существование. Этот паттерн можно также назвать протоиндивидуализмом, потому что он отделяет фундаментальную попытку обеспечить индивидуальное благополучие при минимальной заботе о судьбе группы или общества. Обычно считается, что данный паттерн характеризует очень простые общества охотников, и начинает исчезать с возникновением социетальной стратификации и организованной культуры. Напротив, в той степени, в которой индивидуальное существование обеспечивается современным обществом, этот паттерн может со временем трансформироваться в тот, в котором подчёркивается стремление к накоплению материальных товаров.

Эгоцентрический индивидуализм. Возникновение культуры, вероятно, совпадает с возникновением

символических обменов, таких как обмены информацией в связи со статусом или властью. Когда цель легко взаимозаменяема, обмены этого типа включают прославление себя почти без внимания к интересам других. Такая цель иррелевантна обмену - с тем же успехом целью мог быть не лидер, а подчиненный. Торжество собственного «я» может быть названо патологической формой нарциссизма.

Эго-защитный индивидуализм. По мере того, как индивиды начинают отличать одних реципиентов от других, и на этой основе начинают избирательно строить свои интеракции с различными людьми, они переходят к более здоровой - по современным стандартам - направленности на развитие и защиту своего самоуважения. Действия и поведение становятся более отвечающими ситуации, а проявления самоуважения начинают зависеть от контекста. Одиссей, герой второго гомеровского эпоса, представляет собой яркий пример возникновения этого нового человека. Ситуативно адекватная уверенность в себе и самоуважение формируют один из кардинальных, культурно-общих компонентов индивидуализма. Западная потребность в достижениях глубоко укоренена в этом типе индивидуализма.

Стяжательский индивидуализм. Одержимость материальными целями ради собственного «я» приводит к возникновению конкуренции. Очевидно, что конкурентные интеракции являются специфически целевыми, поскольку они зависят от ситуативного контекста. Возникновение конкуренции предшествует переходу к кооперации. В данном типе социаль-

ного паттерна акцент ставится на индивидуальных усилиях.

Межличностный коллективизм. Когда ориентация действия смещается с «я» на «другого», тогда конкурентные тенденции сменяются кооперацией. Появляются личностные отношения, основанные на совместном сотрудничестве и на самораскрытии. Поскольку кооперация возникает на довольно позднем этапе развития ребенка, отношения сотрудничества также явились сравнительно поздно в культурной эволюции.

Важно отметить, что сотрудничество не является исключительной принадлежностью коллективистских обществ. В современных кросскультурных исследованиях данный параметр не обнаруживается непрерывно либо в одной и той же форме [2]. Это свидетельствует о том, что сотрудничество может пониматься различно в индивидуалистических и в коллективистских культурах. Д. Адамопоулос определяет сотрудничество как обмен специфически целевыми и материальными ресурсами.

Референтный коллективизм. Направленность на «другого», связанная с символическими обменами с конкретными индивидами или группами приводит к формированию групповых уз и к развитию групповой сплоченности. У личностей с кооперативными ориентациями эго-защиты слабые, в противовес личностям с конкурентными ориентациями, что, вероятно, объясняется наличием большего количества социальных подкреплений в отношениях взаимозависимости. Сплоченность и взаимозависимость семьи - это два основных измерения коллективизма, выявленных Г. Триандисом [1].

Термин «референтный коллективизм» акцентирует значимость референтной группы в качестве источника личной значительности и самоуважения. Многие социально-психологические теории по-своему определяют этот процесс. Например, теория социальной идентичности полагает, что, когда индивиды считают, что их ин-группа превосходит аутгруппы, тогда они испытывают высокое самоуважение. Действительно, обретение социальной идентичности представляется сопряженным с увеличением самоуважения [5]. В коллективистских культурах (Япония, Корея, Китай), в отличие от индивидуалистических культур (США), личные достижения измеряются вкладом в семью или в ингруппу.

Идеалистический коллективизм. По мере того, как ориентация социального обмена смещается к взаимозаменяемому обмену с «другими», следует ожидать, что возникнут культурные паттерны национализма и этноцентризма. Конкретные индивиды и группы сливаются в коллективную идентичность, которую необходимо защищать. Подъем этноцентризма во время войны может отражать этот процесс. Дискриминация в отношении членов аутгрупп в этом случае качественно отличается от дискриминации в случае эгоцентрического индивидуализма: в первом случае активизируется функция защиты коллективности, тогда как во втором - причиной является озабоченность людей собственными интересами из-за избыточного внимания к самоутверждению.

Подобное теоретическое различение функций предрассудка и дискриминации в индивидуалистических и коллективистских культурах позволяет предположить, что групповое определение цели (целевая идентификация) выступает более важной детерминан-той предрассудка в коллективистской, нежели в индивидуалистической культуре. В индивидуалистических культурах наиболее значительной детерминан-той предрассудка оказывается отсутствие сходства между индивидами в целях, а не индивидуальная групповая идентичность. В индивидуалистических культурах преимущественно нарциссические паттерны межличностных отношений, сопряженные с эгоцентрическим индивидуализмом, формируются за счёт того, что самостоятельность «я» поощряется со стороны аналогичных других.

В коллективистской культуре ингруппа определяется с широких позиций - расширение семьи путем символического включения в нее всех индивидов, с которыми у человека могут возникать межличностные отношения. В индивидуалистической культуре в ингруп-пу включаются преимущественно аналогичные другие.

В качестве примеров идеалистического коллективизма можно привести Китай и бывший СССР.

Альтруистический коллективизм. Подобно эго-поддерживающему индивидуализму, данный встречается в современных обществах относительно редко и лишь в периоды крайних кризисов, когда под угрозой оказывается само выживание коллектива, либо в тех не менее редких случаях, когда имеется переизбыток ресурсов и жизнь представляется игрой, в которую проиграть немыслимо.

Д. Адамопоулос предполагает существование эволюционного процесса, направленного от крайних случаев эго-поддерживающего индивидуализма и альтруистического коллективизма в направлении стяжательского индивидуализма и межличностного коллективизма. Г. Триандис предположил, что сдвиг от коллективизма к индивидуализму вызывается со-циетальной избыточностью и сложностью [1]. В рассматриваемом контексте, избыточность может быть концептуализирована как наличие ресурсов. По мере того, как ресурсы возрастают в относительном выражении, ориентация актора-цели с необходимостью переключается с общей на специфическую, потому что всё большее количество индивидов или групп должны вовлекаться в распределение этих новых ресурсов в качестве специалистов. Например, вслед за изобретением печатного пресса возникли новые социальные группы.

Возрастание социальной или ролевой дифференциации неизбежно приводит к увеличению культурной сложности. Тем самым, разумно предположить, что эгозащищающий и стяжательский индивидуализм, так же как и межличностный и референтный коллективизм - это возникшие недавно формы двух данных конструктов.

Когда доступность ресурсов уменьшается - культурная сложность ослабевает, поскольку многие специфические социальные роли и группы перестают

быть функциональными, превращаясь в избыточные. В подобных случаях ожидается сдвиг в направлении альтруистического коллективизма и филантропии, например, во времена войн и природных бедствий. Однако в крайних ситуациях, когда ресурсы оскудевают, вероятен сдвиг в направлении эго-поддерживающего индивидуализма.

Предложенная Д. Адамопоулосом модель позволяет выявить структурные отношения между компонентами индивидуализма и коллективизма. Г. Триандис выделил четыре особых типа индивидуализма и коллективизма: а) горизонтальный индивидуализм - предполагает высокий уровень индивидуальной свободы и равенства; б) вертикальный индивидуализм - обнаруживает дифференциацию во власти и в статусе между индивидами, но акцентирует независимость; в) горизонтальный коллективизм - предполагает взаимозависимость и равенство; г) вертикальный коллективизм -предполагает взаимозависимость и значительную дифференциацию власти между индивидами.

Горизонтальный индивидуализм представляет собой паттерн, предполагающий ориентированные на собственное «я» действия и межличностные обмены, в которых идентичность, статус и власть другого не представляют значимых компонентов интеракции. Вертикальный индивидуализм предполагает интеракции, в которых отношение актор-цель, например ролевые и статусные различия, оказывается важным для обмена.

Горизонтальный коллективизм предполагает взаимозависимые обмены, ориентированные на «другого», совершаемые в направлении генерализованных других, почти без акцента на статусных различиях. Вертикальный коллективизм предполагает ориентированные на других обмены, в которых конкретное

отношение актор-цель оказывается, как правило, неважным. Таким образом, ролевые различия во власти и в статусе становятся в данном случае значимыми в определении тональности интеракции.

С. Фиске разработала модель «элементных» форм социальности в различных культурах [4], которая также может быть понята внутри предложенной Д. Адамопо-улосом теоретической системы. По мнению С. Фиске, межличностный обмен определяется индивидуальным участием в четырех базовых типах социальных отношений: а) равное соответствие (ресурсный обмен между обладателями равного статуса); б) рыночное оценивание (ресурсный обмен, предполагающий стремление к получению прибыли на рынке); в) иерархия власти (ресурсный обмен, основанный на привилегиях высокостатусных индивидов и на их ответственности в отношении подчиненных); г) общее участие (обмен между индивидами, имеющим ресурсы в общем пользовании).

Г. Триандис предложил интегрировать модель С. Фиске в типологию индивидуализма и коллективизма. Каждая из четырех элементных форм социальности легко может быть классифицирована на основаниях: а) обменов, в которых ориентация на «я» противоположна ориентации на «другого»; б) отношений, характеризующихся статусной, властной и иной ролевой дифференциацией.

Следуя иному подходу, Ш. Шварц вывел концентрическую структуру культурно-общих ценностей на основании экологического анализа данных, полученных на большом количестве выборок из разных культур [6, 7]. Этот подход позволяет упорядочить общие ценностные типы, что вполне согласуется с систематизацией типов индивидуализма и коллективизма (рисунок).

Стимулирование

Направленность на себя

Универсализм

Добросердечие Традиция

Гедонизм

Достижение

Власть

Безопасность

Конформность

Структура культурно-обшдх ценностей [7], наложенная на модель типов индивидуализма и коллективизма [3]

Ш. Шварц определил ценности как структуры представлений относительно целей, направляющих поведение в различных социальных ситуациях. Он предположил, что конкретные ценности можно классифицировать в более широкие мотивационные категории, отражающие индивидуальные и групповые ценности в интеракции и в выживании. Контраст между

потребностями индивида и группы по Ш. Шварцу позволяет классифицировать ценности в типы, сопряженные с индивидуалистическими тенденциями, и в типы, сопряженные с коллективистской ориентацией.

Концентрическая схема, предлагаемая Ш. Шварцем, основанная на кросскультурных данных, вписывается в концентрическую схему, предлагаемую Д. Адамопоуло-

сом, основанную на последовательной дифференциации культурно-общих аспектов межличностного обмена.

Разумеется, абсолютное соответствие между двумя этими структурами невозможно: некоторые типы ценностей лучше вписываются в типологию индивидуализма/коллективизма, чем другие. Кроме того, обе структуры предполагают наличие непрерывных и взаимно пересекающихся областей, а не дискретных категорий. Поэтому, при сравнении двух моделей следует обращать внимание на то, представляют ли они одно и то же концептуальное пространство, а не на то, существуют ли совпадения один к одному между типами ценностей и типами индивидуализма/коллективизма. В целях лучшего концептуального соответствия, обе структуры слегка повернуты.

На схеме ценности в верхней половине окружности соотносятся с индивидуализмом, а ценности в нижней половине - с коллективизмом. Точками перехода между индивидуализмом и коллективизмом являются универсализм и безопасность, что согласуется с моделью Д. Ада-мопоулоса, так как стяжательский индивидуализм и межличностный коллективизм обладают общими чертами и являются структурно пограничными областями.

Со стороны индивидуализма, порядок ценностей от направленности на себя («я») до власти совершенно аналогичен порядку паттернов прототипического поведения. Направленность на «я» предполагает такие ценности, как «креативность» и «выбор своих собственных целей», которые могут относиться к паттерну способностей и навыков, важных и даже необходимых для выживания индивида, что подразумевается в эго-поддерживающем индивидуализме. Стимуляция (например, «дерзость» и «полная волнений жизнь»), а также гедонизм (например, «удовольствие»), репрезентируют паттерны нарциссического поведения, превалирующие в эгоцентрическом индивидуализме. Достижение (например, «амбициозный», «успешный», «умный») отражают озабоченность по поводу самоуважения, что подразумевается в эго-защищающем индивидуализме. Власть (например, «социальная власть», «богатство») сопряжена с конкуренцией и стяжательским индивидуализмом.

По мере того, как мы перемещаемся в коллективистскую сторону, безопасность определяется такими ценностями, как «безопасность семьи», «взаимность одолжений», «ощущение принадлежности» - явные отражения одержимости личностными отношениями,

Поступила в редакцию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

типичный паттерн межличностного коллективизма. Конформность (например, «почитание родителей», «вежливость», «послушание») точно соответствует референтному коллективизму. Традиция (например, «уважение к традиции») соотносится с идеалистическим коллективизмом. Добросердечие (например, «готовность помочь») и универсализм (например, «социальная справедливость») связаны с альтруистическим коллективизмом.

Учитывая, что модели Д. Адамопоулоса и Ш. Шварца были разработаны независимо друг от друга, соответствие между ними впечатляет, а взаимное концентрическое наложение выявляет взаимные структурные отношения между моделями, интегрируя исследования индивидуализма/коллективизма и человеческих ценностей в единую общую конструкцию, и позволяет предположить, что существует столько различий в подходах к индивидуализму/коллективизму, сколько существует различий между этими двумя понятиями.

Исследование проведено при поддержке гранта РГНФ «Психосоциальные проблемы трудовой миграции и адаптации этнических мигрантов» № 10-06-01303 а/Б.

Литература

1. Triandis H.C. Individualism & Collectivism. Boulder, USA, 1995. 259 p.

2. Ставропольский Ю.В. Социально-психологические детерминанты идентичности. Коммитмент-модель: Опыт кросскультурного исследования этнокультурной идентичности в США и в России. Саарбрюкен, 2010. 584 с.

3. Social Psychology and Cultural Context / Ed. by J. Ada-mopoulos and Y. Kashima. USA, 1999. Р. 64 - 75.

4. Fiske S.T. Social Beings: A Core Motives Approach to Social Psychology. Hoboken, USA, 2004. 646 p.

5. Oakes P.J., Turner J.C. Social Categorization and Inter-group Behaviour: Does Minimal Intergroup Discrimination Make Social Identity More Positive? // European J. of Social Psychology. 1980. № 10. P. 295 - 301.

6. Schwartz S.H. Universals in the Structure and Content of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in Twenty Countries // Advances in Experimental Social Psychology. Orlando, USA, 1992. Vol. 25. P. 1 - 65.

7. Schwartz S.H. Are There Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values? // J. of Social Issues. 1994. № 50. P. 19 - 45.

28 января 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.