Научная статья на тему 'Социально-психологическая диагностика личности'

Социально-психологическая диагностика личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3817
653
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ / ДИНАМИЧЕСКИЙ И СРАВНИТЕЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / НОМОТЕТИЧЕСКАЯ И ИДЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / SOCIOPSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS / METHODOLOGY / INTEGRAL IDENTITY / NOMOTHETIC AND IDIO-GRAPHIC DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капустина Александра Николаевна

В статье рассматривается социально-психологическая диагностика личности как самостоятельная научная дисциплина, предметом изучения которой является интегральная индивидуальность. Прослежены пути формирования данной дисциплины, представлены ее основные методологические подходы: комплексный и сравнительный. Предложен сравнительно-динамический подход. Осуществление этих подходов предполагает более прогностическую диагностику. Такое применение социально-психологической диагностики позволяет использовать ее в современных практических исследованиях и перейти от естественно-научной парадигмы к гуманистической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociopsychological diagnostics of identity

This article discusses sociopsychological diagnostics of identity as an independent scientific discipline whose subject is integral identity. Its history and main methodological approaches, both comprehensive and comparative ones, are reviewed. A new approach is proposed that is both comparative and dynamic. All these help make diagnostics more exact. Such approaches to sociopsychological diagnostics enhance its research applications not only in sciences but also in humanities.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая диагностика личности»

А. Н. Капустина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

В настоящее время назрела острая потребность во внедрении и развитии гуманистически ориентированного подхода в психодиагностике личности, основную ценность которого представляет человек. Такой подход обеспечивает широкое использование в практической психологии современных методов психологической диагностики, коррекции, развития и саморазвития личности.

В современной психологической науке выделяют несколько моделей в понимании и раскрытии предмета и сущности психодиагностики. Как отмечает С. Т. Посохова, с определенной долей условности можно говорить, что в настоящее время сложились следующие подходы:

• инструментальный;

• конструирующий;

• гностический;

• помогающий;

• практикоориентированный;

• адаптационный;

• интегральный [11, с. 13].

Наличие таких разнообразных моделей психодиагностики объясняется многими причинами:

• данная дисциплина развивалась и развивается под влиянием достижений различных наук: социальных, психологических, медицинских и др.;

• отсутствует общая теоретическая база психодиагностики как науки;

• существует многоаспектность профессиональной деятельности психолога;

• недостаточно раскрыты возможности самой психодиагностической науки.

В связи с потребностью общества в психологических знаниях во всех практических исследованиях, возникла необходимость применения личностного подхода. Особенно явственно эта потребность проявилась в различных социально-психологических исследованиях.

Современные технологии психодиагностики и оценки персонала, разработанные организационными психологами, такие как «оценка 360 градусов», центры оценки ^зввз-ment-centre), опросники профессиональной и личностной направленности личности, часто преподносятся специалистам нового поколения как продукт последних, зарубежных разработок. Однако начиная с середины 70-х годов ХХ столетия в рамках ленинградской школы постепенно стала формироваться особая отрасль психодиагностической науки — социально-психологическая диагностика личности. В настоящее время она стала одной из ведущих отраслей психодиагностической науки в целом и вбирает в себя основные ее подходы и принципы, при этом особо развивая и обогащая интегральную модель.

Интегральная модель характеризуется прежде всего тем, что предметом психодиагностики как науки является ориентация на признание уникальности каждого человека, активно взаимодействующего с другими людьми, обществом, культурой, окру© А. Н. Капустина, 2010

жающей предметной средой и природой. Данное представление о предмете социальнопсихологической диагностики личности как науки и накопленный ею научно-практический опыт позволили выделить ее в самостоятельную дисциплину в такой отрасли психологических знаний, как психодиагностика. В настоящее время практически невозможно проведение социально-психологического исследования без учета данного подхода, особенно в изучении организационных и управленческих процессов.

Социально-психологическая диагностика личности, накопив богатый фактологический багаж научных знаний и вобрав в себя основные принципы диагностики, выработала свои основополагающие подходы в изучении как социально-психологических особенностей личности, так и ее поведения в социокультурной среде. Среди них можно выделить два подхода:

• комплексный;

• сравнительный.

Идею комплексного подхода в человекознании в методологическом аспекте впервые выдвинул В. М. Бехтерев, образовав, по сути, антропологическое научное направление в отечественной психологии. Развитие этой идеи в других философских положениях нашло отражение в концептуальной системе Б. Г. Ананьева, который реализовал ее в теоретико-методологическом обосновании комплексного исследования человека в целях его психологического познания [1]. Как справедливо отмечает Н. А. Логинова, комплексный подход является особой методологической стратегией и наиболее адекватным средством всестороннего и целостного психологического познания человека [8].

Основополагающим принципом комплексного подхода Б. Г. Ананьев считал междисциплинарный принцип, который осуществляет интегрированность изучения человека как природного и социального, практического и духовного существа [1, с. 17]. Таким образом, комплексный подход предлагает концепцию целостности человека, изучение которого может проводиться благодаря «междисциплинарному познанию связей, отношений и зависимостей между всеми характеристиками объекта и ситуации его развития» [1, с. 319]. Б. Г. Ананьев выделил три основных раздела в программе комплексного изучения человека, в которых осуществляется междисциплинарный принцип:

1. Исследуются основные факторы и условия, детерминирующие человеческое развитие (начиная с социально-экономических, политико-правовых, идеологических, педагогических и кончая биотическими, абиотическими факторами среды обитания).

2. Основные характеристики человеческого развития.

3. Основные компоненты целостной структуры человека (взаимосвязь между компонентами, определяющая любую реакцию личности на те или иные внешние воздействия) [1, с. 320].

Программа междисциплинарного комплексного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами, сопоставлением и обобщением данных, главным образом касающихся взаимосвязей между явлениями разного рода, например: половозрастное развитие и социальный статус; личностно-характериологические свойства и экономические показатели и т. д.

Подобный междисциплинарный подход был осуществлен под руководством Б. Г. Ананьева. Подход, ставший классическим, комплексным исследованием индивидуальности, применялся на факультете психологии ЛГУ с 1963 по 1972 г. В данном подходе рассматриваются взаимосвязи параметров различных научных дисциплин: между социальными и психофизиологическими, экономическими и личностными характеристиками и т. д. В то же время в комплексном исследовании личности анализируются взаимосвязи показателей между различными психологическими параметрами: психо-

физиологическими, социально-психологическими, поло-возрастными, психолого-педа-гогическими и т. д., т. е. исследуются междисциплинарные связи «внутри» самой психологической науки.

Преимущество комплексного подхода заключается прежде всего в том, что он позволяет проводить изучение личности с позиции целостности и получения синтеза знаний. Однако в применении этого подхода исследователя подстерегают определенные сложности: они связаны в первую очередь с трудоемкостью организации самого исследования, а также со сложностью анализа, обобщения, интерпретации достаточно большого массива разноаспектного эмпирического материала [11, с. 80].

Для преодоления этих сложностей необходимы концептуальные ограничения, которые касаются не только построения процедуры и программы исследования, но прежде всего методологического его обоснования. В этом смысле социально-психологическая диагностика как самостоятельная область диагностической науки содержит в себе определенные принципы, связанные как с ее предметом, так и методологическими подходами. Основным из них является принцип, согласно которому важен не набор методов и методик, а тщательный методологический и методический их ОТБОР. Это может быть обеспечено соблюдением принципов целостности личности, интегративно-стью, комплексностью ее изучения и, главное, методическим обоснованием согласованности междисциплинарных связей, которые обеспечивают достаточную многоаспект-ность изучения личности в ее взаимодействиях с окружающей социальной средой.

В качестве примера применения комплексного подхода в социально-психологическом исследовании может служить ставшее уже классическим исследование по оценке и аттестации инженерных кадров, которое проводилось на кафедре социальной психологии ЛГУ под руководством Э. С. Чугуновой [7] в 1970-1980-е годы. В качестве методической основы данного исследования был выбран анализ профессиональной деятельности инженеров различного должностного статуса в пределах не более двух инженерных специализаций и с позиций тех требований, которые эта деятельность предьявляет к личности инженера.

Определяющим, классифицирующим методом в этом исследовании был предложен социально-психологический метод экспертных оценок, а именно его модификация — групповая оценка личности (ГОЛ), ставшая классическим методом социальной психологии. ГОЛ позволяет оценить наличие и степень выраженности личностных и психологических качеств, которые проявляются в профессиональной деятельности человека, во взаимодействии его с другими людьми. ГОЛ представляет собой концентрированное групповое мнение («обобщенный другой») о человеке — члене социальной общности (реальной группы) и является социально-психологическим феноменом представлений о каждом из членов группы, возникает как определенный результат взаимного познания людей друг друга в процессе общения [7, с. 9-27]. Сейчас в бизнес-сообществе этот метод известен как «оценка 360 градусов».

Для осуществления комплексного принципа в данном исследовании необходимо было применение личностного подхода с учетом междисциплинарных связей общей психологии, дифференциальной психологии и психологии личности. В связи с этим изучался уровень развития интеллектуальных свойств личности (методика Фланагана), личностные свойства (личностный опросник Р. Кеттелла), поведение человека в стрессовой деловой ситуации (проективный тест «Деловые ситуации» — модификация теста С. Розенцвейга) и анкетный метод-изучение мотивации личности. В результате проведенного исследования была создана комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. В настоящее время известны различные ее аналоги,

которые с успехом применяются при условии соблюдения основных принципов социально-психологической диагностики личности в организационной психологии, психологии менеджмента и др. Как и ранее, эти методы позволяют оценивать направленность личности и компетенции (т. е. проявляющийся в поведении сплав мотивов, личностных особенностей и навыков специалиста), что сейчас достигается средствами «аэзезэтеп^ сеп^е».

Комплексный подход является доминирующим в социально-психологической диагностике, но наряду с ним применяется сравнительный подход — самый древний метод психологии, известный еще как метод поперечных срезов. Этот метод позволяет сравнивать различные ступени развития психической организации человека и разные уровни развития группы, т.е. различные уровни развития одного и того же явления. К категориям сравнительных признаков относятся прежде всего пол, возраст, а также социально-демографические характеристики: образование, профессиональная принадлежность, должностной статус, национальность, место жительства и т. д. Наиболее существенная идея в организации сравнительного метода заключается в том, что для сравнения выбираются группы, различающиеся по какому-либо заданному критерию. В качестве дифференцирующего признака могут быть выбраны те, которые в большей степени соответствуют целям и задачам исследования и предположительно выявляют возможные различия сравниваемых людей и групп. Это могут быть социальные, социально-психологические, психологические, психофизиологические и другие характеристики человека.

Основные требования этого подхода:

• в сравниваемых группах должен применяться в полном объеме один и тот же комплекс методов и психодиагностических методик;

• сравнительный анализ между людьми и группами проводится по выделенному критерию, например по полу, возрасту, профессии и т.д., но по одним и тем же показателям, полученным в ходе изучаемого явления.

Применение сравнительного подхода дает следующие преимущества:

• сравнение больших групп и выявление основных детерминант их различий;

• выявление различия групп в идентичных социальных, культурно-исторических и экономических условиях;

• соотнесение индивидуальной вариативности с показателями группы, к которой человек принадлежит;

• корректировка и уточнение отобранных методов и конкретных методик исследования для соблюдения принципа комплексного подхода.

В настоящее время сравнительный подход применяется почти во всех социальнопсихологических исследованиях. Как классические примеры сочетания комплексного и сравнительного подходов могут быть представлены такие исследования: упомянутое выше комплексное социально-психологическое изучение личности инженера [7], а также исследования В. А.Чикер и А. Н. Капустиной [6, 8].

В работе В. А. Чикер рассматривались связи интеллектуальных особенностей личности с эффективной деятельностью инженера. Постановка целей и задач исследования требовала соблюдения принципов комплексного подхода для отбора методов. Были использованы методы объективного тестового исследования интеллекта инженеров (традиционные для общей психологии), метод субъективного тестового исследования личности (характерный в психологии личности) и специализированный социально-психологический метод групповой оценки личности — ГОЛ.

Сравнительный подход, необходимый в данном исследовании, осуществлялся разделением всей выборки (860 чел.) на определенные группы по двум основным критериям: пол и статус. В результате реализации комплексного и сравнительного подходов

В. А. Чикер построила модель личности инженера в зависимости от его пола и статуса.

Цель исследования А. Н. Капустиной [6] состояла в выявлении симптомокомплексов профессионально-значимых качеств личности, влияющих на успешность инженерной и актерской деятельности, применялись также комплексный и сравнительный подходы.

Комплексность исследования обеспечивалась междисциплинарными связями социальной психологии, дифференциальной психологии и психологии личности. Были использованы социально-психологические методы:

• экспертная и групповая оценки личности;

• метод дифференциальной психологии — метод субъективного тестового исследования личности (личностный опросник Р. Кеттелла).

В данном исследовании комплексный подход представлен практически всего двумя методами, однако это соответствует всем его основным принципам: целостности и инте-гративности изучения личности во взаимодействии ее в социальной профессиональной среде.

Сравнительный подход осуществлялся не только изучением различий двух профессиональных групп, отличающихся по своему предметному содержанию (инженерная и актерская профессии), но и разделением каждой выборки по полу, возрасту и статусу. Сравнительный анализ проводился как внутри каждой профессиональной выборки, так и перекрестно между представителями этих профессиональных групп, разделенных по вышеназванным признакам.

В результате осуществления этих подходов выявились общие и специфические закономерности формирования профессионально-значимых качеств личности в различных по своему предметному содержанию профессиональных деятельностях: инженерной и актерской.

На основе реализации комплексного и сравнительного подходов в этих исследованиях выявились и основные принципы формирования социально-психологической диагностики личности, которые позволяют использовать прогностические возможности применения методов социально-психологической диагностики личности и проследить динамику профессионального развития и периодов становления личности. Применение основных принципов данной диагностики предполагает также и возможность проследить динамику развития различных социальных групп.

Комплексный подход является одним из вариантов идеографического описания личности. Описание личности средствами комплексного подхода влечет за собой ряд сложноразрешимых трудностей: обоснование выбора комплекса методик, сопоставление и взвешивание междисциплинарных связей, чрезмерно высокие требования к интерпретации разноуровневых данных (например, скорость реакции и уровень мотивации достижений). Ключевой проблемой, с которой сталкиваются исследователи в рамках комплексного, качественного подхода, является сложность межличностного сравнения и оценки индивидуальных особенностей человека.

Сравнительный подход, напротив, использует вариант номотетического типа исследований. При выборе данного подхода исследователь сталкивается с трудностями при попытке описать человека как интегральную индивидуальность. Таким образом, к настоящему времени назрела необходимость в разработке еще одного подхода в социально-психологической диагностике, который мы определяем как сравнительнодинамический.

Представление о динамическом подходе имеет несколько значений. Одно из них связано с представлением о нем как о методе, применяемом в психоаналитической практике. Действительно, этот подход позволяет проследить динамику изменений психических состояний невротической личности и даже динамику ее развития. Однако такое применение данного подхода в социальной психодиагностике личности имеет достаточно второстепенное значение и применяется в редких и частных случаях в работе психолога по коррекции поведения человека в группах (психодрама, социодрама).

Словосочетание «динамический подход» может ассоциироваться и с таким разделом психологии, как динамическая психология, являющимся одним из направлений бихевиоризма. Динамическая психология рассматривает причинно-следственные связи мотивации и динамический аспект человеческого поведения (побудительный, аффективный), что нашло отражение в теории поля и частично в групповой динамике К. Левина. Безусловно, его теоретические взгляды учитываются в разработке динамического подхода и используются в социально-психологических тренингах.

Другое значение динамического подхода связано с понятием лонгитюдного метода (метод продольных срезов). Лонгитюдный метод предполагает многократное исследование одного и того же человека или группы лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени жизненного цикла. В истории психологии известно достаточно много исследований, в которых применялся лонгитюдный метод, но в основном в рамках дифференциальной психологии [1, 8, 11]. Основная суть этого метода — путь непрерывного прослеживания хода психического развития, который заранее определен программой, рассчитанной на долгосрочное наблюдение и постоянное воспроизведение тех или иных проб (тестов), сопоставляемых по определенным критериям эксперимента (биографическому методу, анализу продуктов деятельности, профессиональному росту и др.).

Применение лонгитюдного метода связано с определенной сложностью, прежде всего с трудоемкостью его организации и проведения: необходимостью довольно точного определения длительности лонгитюда, а также количества и периодичности проведения контрольных, повторяющихся измерений, так как излишне короткий период — неэффективен, слишком длинный — может быть недоступен для исследователя.

Другая сложность лонгитюдного метода — это особые требования к методикам: необходимы параллельные серии функциональных проб, тестов и экспериментов, которые трудно подобрать, а разработка новых в соответствии с первично использованными требует довольно много времени. В противном случае частая повторяемость одних и тех же методик может привести к возникновению адаптации испытуемых к различным пробам, к условиям опыта и тем самым влиять на результаты исследования.

Использование лонгитюдного метода затруднено также объемом выборки: небольшое количество объектов затрудняет выявление закономерностей, а длительные исследования сопровождаются естественным сокращением его участников (отказ, болезнь, переезд и т. д.).

В связи с вышеперечисленными трудностями в чистом виде лонгитюдный метод довольно редко применяется в социально-психологических исследованиях (в работе А. Н. Капустиной этот метод был использован в чистом виде: изучалась выборка актеров, начиная со вступительных экзаменов в институт и заканчивая стажем их работы в театре — 5 лет, длительность лонгитюда также была 5 лет).

Еще в 60-е годы ХХ в. французский психолог Р. Зоззе рекомендовала сочетание лонгитюдного и сравнительного методов в изучении индивидуальных закономерностей на достаточно больших репрезентативных выборках и назвала этот подход ди-

намическим, так как он позволяет проследить особенности развития личности [2, 5].

Мы предлагаем понимать сравнительно-динамический подход как идею для преодоления сложностей лонгитюдного метода и ограниченности сравнительного подхода к исследованию личности. Использование приемов и методов сравнительного подхода дает возможность сохранить идею лонгитюдного метода. Так, классическое лонгитюд-ное исследование предполагает наблюдение за одним и тем же человеком (группой) на протяжении достаточно длительного времени. В то время как в рамках сравнительнодинамического подхода серия исследований с привлечением методов сравнительного подхода позволяет решить ряд задач, традиционно относящихся к полю лонгитюдных исследований.

Например, проведя исследование студентов-актеров и профессиональных актеров, мы при определенных условиях можем реконструировать структуру и характеристики интегральной индивидуальности актера, динамику развития и становления, профессионализации личности. Безусловно, исследователь должен предложить и обосновать схему исследования, которая позволила бы сравнивать профессионалов на разных этапах его становления и экстраполировать закономерности, полученные на разных группах (тех, кто только входит в профессию, и тех, кто уже добился успеха и признания) для понимания динамики интегральной индивидуальности человека. Одномоментная диагностика фиксирует определенную стадию в настоящем, состояние на «сегодняшнем отрезке жизненного пути» личности, в то время как «постановка диагноза» должна носить прогностический характер и учитывать динамические закономерности становления индивидуальности человека.

Совместное использование сравнительно-динамического и комплексного подходов позволяет использовать инструменты комплексного подхода для достижения новых целей — описания и конструирования интегральной индивидуальности человека, что во многом расширяет прогностические возможности социально-психологической диагностики личности.

Понятие «интегральная индивидуальность»—это основной предмет социальнопсихологической диагностики личности как научного направления. По определениям Л. Я. Дорфмана, В. В. Печенкова и др. интегральная индивидуальность является динамичным, открытым для развития и реформирования образованием, что позволяет видеть новые перспективы, повороты и пласты в изучении индивидуальности [4, 10]. Б. Г. Ананьев с позиций интегрального междисциплинарного исследования человека [1] и В. С. Мерлин с позиций принципа системного подхода, а именно структурно-функционального [4], определяли индивидуальность как интегральную целостность индивидуальных свойств человека и как объект междисциплинарного исследования наук, изучающих природу и общество. Сочетание комплексного и сравнительно-динамического подходов позволяет рассматривать индивидуальность, с одной стороны, во взаимодействии ее с окружающим миром, средой, а с другой — как интегрированную целостность личности, обладающей креативным потенциалом самоорганизации и самоварьирова-ния.

Идея сочетания комплексного и сравнительно-динамического подходов позволяет признать непрерывность, динамичность и непрекращающееся развитие личности не только в рамках концептуального ее осмысления, но и применить понятие интегральной индивидуальности для исследования личности в прикладных целях, например для отбора и оценки персонала организации. Часто от психолога-практика требуют постановки «психологического диагноза», чтобы получить прогноз успешности специалиста. Это означает направленность на описание и выявление сущности индивидуально-психо-

логических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, которые определяются задачами психодиагностического обследования. Постановка психологического диагноза чаще всего носит дескриптивный (описательный) характер и фиксирует актуальность состояния личности, индивидуальные особенности на сегодняшнем этапе ее жизненного пути. В прогностическом плане описательная постановка диагноза дает возможность представить достаточно кратковременную перспективу развития личности в ее социальной жизнедеятельности (общественной, профессиональной, семейной и др.). Данный психодиагностический подход вписывается в научно-исследовательскую номотетическую (типическую) парадигму, которая в настоящее время недостаточна для исследования интегральной индивидуальности.

Сравнительно-динамический и комплексный подходы обеспечивают рассмотрение индивидуальности не только как целостного образования, но и как интегрального, позволяют исследователю фактически выйти на изучение ее глубины и вертикальности, т. е. той самой открытости и динамичности в развитии личности, на которую указывал еще Г. Олпорт [9]. Развитие динамической индивидуальности не может происходить в виде непрерывного и неизменного «плавного перетекания из одной формы в другую; самоорганизация индивидуальности происходит путем смены одного варианта фикси-рованности другим вариантом, это своеобразное пульсирующее преобразование, являющее каждый раз не новые стадии, но новые версии бытия индивидуальности» [10, с. 132]. Это может помочь преодолеть методические ограничения и проблемы, характерные для исследований, предполагающих обращение к идеографическому подходу в изучении личности. В частности, подобные технологии исследования личности являются необходимой основой коучинга как психологического сопровождения становления профессионала.

Таким образом, происходит переход от описательного и номотетического диагноза к прогностическому и идеографическому, позволяющему понимать уникальную перспективность и динамичность развития интегрированной индивидуальности. Понимание психологической диагностики в представленном ракурсе позволяет ей органично вписаться в основные параметры современной культурной и научной исследовательской парадигмы и перейти от естественнонаучного к гуманитарному пониманию психологических знаний.

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М., 2001.

3. Баллантайн И., Пова Н. Ассесмент — центр. Полное руководство. М., 2008.

4. Дорфман Л. Я. Методологический анализ теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина // Методология и история психологии. Т. 3, вып. 3. М., 2008. С. 106-122.

5. Заззо Р. XVIII Международный психологический конгресс // Изучение хода психического развития ребенка. М., 1966.

6. Капустина А. Н. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1985.

7. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера / Под ред. Э. С. Чугуновой. Л., 1991.

8. Логинова Н. А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. СПб., 2005.

9. Олпорт Г. Личность в психологии. М., 1998.

10. Печенков В. В. Вертикаль индивидуальности // Методология и история психологии. Т. 3, вып. 3. М., 2008. С. 122-135.

11. Посохова С. Т. Справочник практического психолога. Психодиагностика. М.; СПб., 2005.

12. Чикер В. А. Связь интеллектуальных особенностей личности с эффективностью деятельности инженеров: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1981.

Статья поступила в редакцию 26 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.