Научная статья на тему 'Системный подход в медицинской психодиагностике: традиции и современность'

Системный подход в медицинской психодиагностике: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2020
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОДИАГНОСТИКА / КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PSYCHODIAGNOSTICS / SYSTEM APPROACH / CLINICAL PSYCHOLOGY / PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT / HUMANIZATION / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щелкова Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются история становления, современное состояние и перспективы развития системного подхода в медицинской психодиагностике. Показано, что медицинская психодиагностика, направленная на системное изучение психики в норме и патологии, сама выступает как открытая, иерархические организованная динамическая система, изучение которой возможно и необходимо осуществлять с системных позиций. Комплексный и целостный (системный) характер медицинской психодиагностики раскрывается путем анализа ее задач в клинической и профилактической медицинах, основных методов исследования, принципов медико-психологической диагностики. Перспективы развития медицинской психодиагностики связываются с дальнейшей реализацией личностно-ориентированного подхода к исследованию больных, с использованием информационных технологий, открывающих возможности разработки новых методов получения и анализа психодиагностических данных, с преодолением разрыва между концептуальным и инструментальным обеспечениями медицинской психодиагностики. В широком социальном контексте перспективы медицинской психодиагностики связываются с системным подходом к проблеме здоровья и болезни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System Approach in Medical Psychodiagnostics: Traditions and Modern Times

The history of formation, modern condition and prospects of development of the system approach in medical psychodiagnostics are considered in the article. It is shown that medical psychodiagnostics aimed at systemic studying of mentality in norm and pathology, acts as opened, hierarchically organized dynamic system which it is possible and necessary to study from systemic positions. Complex and complete (systemic) character of medical psychodiagnostics is revealed by the analysis of its problems in clinical and preventive medicine, the basic methods of research, principles of medical-psychological diagnostics. Prospects of medical psychodiagnostics development are associated with further realization of personality-centered approach to patients research, using information technologies which open possibilities of working out new methods of reception and analysis of psychodiagnostic data, with distance overcoming between conceptual and tool maintenance of medical psychodiagnostics. In a wide social context the prospects of medical psychodiagnostics correlate with the system approach to the problem of health and disease.

Текст научной работы на тему «Системный подход в медицинской психодиагностике: традиции и современность»

О. Ю. Щелкова

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Системное строение и биосоциальная сущность психики человека предполагают использование для ее изучения соответствующей системной методологии. И хотя системный подход как общий методологический принцип окончательно сформировался в мировой науке лишь в 1960-70-е гг.1, идеи системности в изучении психики человека в норме и патологии преобладали уже в период становления отечественной психоневрологии на рубеже XIX-XX вв. Впоследствии эти идеи распространились на сформировавшуюся в недрах психоневрологии новую научную дисциплину — клиническую (патологическую) психологию, развитию которой в немалой степени способствовал выдающийся отечественный психиатр, невролог и психолог

B. М. Бехтерев.

В работах В. М. Бехтерева2, его учеников и соратников А. Ф. Лазурского3, М. Я. Басова4,

C. Л. Франка5 были заложены традиции целостного подхода к изучению психики больного человека, интегрирующего все аспекты его жизненного функционирования в условиях болезни и лечения. В созданной В. М. Бехтеревым Санкт-Петербургской школе экспериментальной и патологической психологии в неразрывном единстве изучались биологические, психологические и социальные факторы возникновения, течения и лечения душевных болезней (А. Н. Бернштейн)6.

Эти традиции были продолжены в трудах В. Н. Мясищева7, его учеников и последователей, составивших основу Ленинградской школы медицинской психологии8. В рамках теории медицинской психологии, рассматривающей личность как систему отношений, во второй половине XX в. начали формироваться общие принципы современной практической психодиагностики, объединяющие содержательный анализ жизненного пути больного, идеографическое описание его проблем и переживаний с психометрической направленностью исследования, опирающейся на новые математизированные методы получения и анализа данных (Б. В. Иовлев, Л. И. Вассерман)9. Комплексность и всесторонность охвата изучаемых психологических характеристик больных, таким образом, обеспечивалась комплексным характером построения психологического исследования, сочетающего содержательный историколичностный подход и применение методов точных наук для верификации данных.

Идеи системности, заложенные в трудах В. М. Бехтерева и В. Н. Мясищева, получили развитие в общемедицинских и психологических концепциях реабилитации психически больных10, функционального (многомерного) диагноза в психиатрии11, патогенетической концепции неврозов и личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии12,

13

концепции качества жизни, связанного со здоровьем13, в системной концепции психическом адаптации и дезадаптации14. В каждой из этих концепций существенная роль отводится психологической диагностике индивидуальных и социально-психологических свойств личности, с опорой на которые строится система лечебно-восстановительных, социо-реабилитационных и профилактических мероприятий.

© О. Ю. Щелкова, 2008

Традиции и идеи школы медицинской психологии В. М. Бехтерева и В. Н. Мясищева неотрывны от идей комплексного подхода к исследованию личности и индивидуального психического развития человека, развитых в трудах выдающегося ученого Б. Г. Ананьева15, который наряду с Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном по праву считается одним из основателей современной психологии в России и научной психологической школы в Ленинграде — Санкт-Петербурге. Предложенный Б. Г. Ананьевым антропологический принцип психологии стал доминирующим во всех конкретных исследованиях ученого и привел к формированию синтетического «человекознания», предполагающего союз психологической науки с естественными и гуманитарно-обществоведческими науками16. Этот союз нашел воплощение в комплексном и лонгитюдном подходе к изучению индивидуальности, проводимом учениками и последователями Б. Г. Ананьева на созданном им факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета17.

Существенное значение в рамках этого подхода придается психологической диагностике, где она выступает как «диагностика состояний, свойств и возможностей „единичного“ человека, практическая работа с каждым отдельным человеком в целях его воспитания и обучения, профилактики и лечения»18 и реализуется в соответствии с системным характером психики человека как системное исследование, программа которого разрабатывалась в стенах Ленинградского университета В. А. Ганзеным19.

Важно отметить, что идеи целостного рассмотрения психики, комплексного характера ее исследования имплицитно присутствовали на протяжении длительного периода развития отечественной, в частности Петербургской, школы психологии, но методологическая сущность этой целостности в полной мере могла быть осознана только в связи с развитием системной методологии в различных областях науки и практики. Поэтому именно в настоящее время актуальной становится отчетливая методологическая рефлексия системного рассмотрения проблем психологии, применение для их решения не интуитивной, а научно обоснованной методологии системного подхода. В частности, в связи с все более усложняющимся характером медицинской психологии и психодиагностики становится актуальным применение идей

и методов системного подхода к рассмотрению такой области профессиональной деятельности

20

психологов, как медицинская психодиагностика20.

Медицинская (клиническая) психодиагностика сегодня является специализированным разделом общей психологической диагностики и одной из основных форм профессиональной деятельности психологов в таких социально значимых областях, как медицина и здравоохранение. Задачи медицинской психодиагностики тесно связаны с задачами лечения и восстановления больных нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями, с задачами профилактики этих заболеваний, а также психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии и социальной реабилитации больных. Основные области применения теории и методов медицинской психодиагностики — клиническая мадицина и профилактическая медицина.

В клинической медицине психологическая диагностика является необходимым элементом лечебно-диагностического процесса. С ее помощью уточняется роль психических факторов в этиологии, патогенезе, лечении различных заболеваний, в профилактике рецидивов и инвалидизации больных. Полученные в процессе клинической психодиагностики данные используются врачом при постановке нозологического и синдромального диагнозов, оценке динамики состояния больного в процессе лечения, при проведении различных видов экспертизы (медико-социальной, военной, судебной), при определении задач и методов психотерапии, реадаптации и ресоциализации больных. В профилактической медицине

психологическая диагностика нацелена на выявление лиц с повышенным риском психической дезадаптации, проявляющейся в форме психосоматических, пограничных нервно-психических или поведенческих расстройств. Существенное значение имеет психологическая диагностика для выявления посттравматических стрессовых расстройств, лечения и реабилитации лиц, переживших экстремальные и кризисные ситуации.

Медицинская психодиагностика реализуется на практике как прикладное клинико-и экспериментально-психологическое исследование, использующее комплекс методических подходов и методов с целью объективизации актуального психического состояния исследуемого, его относительно устойчивых личностных и интеллектуальных свойств. Это сложный, структурированный и развернутый во времени интерактивный процесс изучения функционирования психики человека в условиях развития, течения и лечения различных заболеваний. Как целенаправленная профессиональная деятельность психологическая диагностика имеет целостный, интегративный характер, проявляющийся в тесном взаимодействии всех звеньев диагностического процесса.

Именно такой характер медицинской психодиагностики соответствует представлениям психологической науки о системном характере психики человека, которая выступает как система функций и состояний, является целостной, многомерной, разноплановой, системно-детерминированной21. Таким образом, медицинская психодиагностика, направленная на системное рассмотрение психики человека, сама выступает как сложнейшая человеческая деятельность, адекватное описание и эффективный анализ которой возможны только на основе принципов системного подхода — одного из основных методологических принципов научного исследования, базирующегося на целостном видении сложного объекта22. С позиций системного подхода медицинская психодиагностика выступает как целостная,

23

открытая, иерархически организованная, динамическая система23 — система деятельности, основное содержание которой составляет процесс познания одного человека (пациента) другим (медицинским психологом).

Как и в других областях психологии, психодиагностическая деятельность в области медицинской психологии (медицинская психодиагностика) основывается на знании законов общей, дифференциальной и экспериментальной психологии, природы и структуры изучаемых психологических феноменов, а также на знании закономерностей процесса психологического исследования, включая характеристики инструментов психодиагностики, социально-коммуникативные и этические аспекты взаимодействия психолога с испытуемым. Кроме того, она опирается на представления современной науки о соотношении психической нормы и патологии, биологического и социального, осознанного и бессознательного в психической жизни человека. В ее основе также лежат клинические представления о соотношении общемозговых и локальных, органических и психогенных факторов в этиологии и патогенезе нарушений психической деятельности, о роли психологических факторов в лечении, психотерапии и социальной реабилитации больных. В связи с этим медицинская психодиагностика должна закономерно рассматриваться как составная часть диагностики

24

в медицине24.

Настоящий этап развития медицинской психодиагностики характеризуется усилением внимания к изучению целостной личности человека во всем многообразии ее индивидуальных проявлений в различных сферах отношений и социального функционирования. Это отражает современные тенденции в медицине и медицинской психологии — смену естественнонаучной нозологической парадигмы на гуманитарную (личностно-центрированную) и адаптационную25.

В качестве основных задач исследования личности в медицинской психологии выступают: изучение роли личности в происхождении нервно-психических и соматических (в первую очередь, психосоматических болезней); определение значения личностного фактора в патогенезе болезней и формировании их клинических картин; выявление особенностей изменения личности при разных заболеваниях; изучение адаптации личности к болезни и социально-психологической ситуации, сложившейся в связи с ней; разработка эффективных личностно-ориентированных методов психопрофилактики, психотерапии и реабилитации. Реализация этих задач в практической деятельности медицинского психолога опирается на определенные методологические подходы к психодиагностическому исследованию личности, постоянно находящиеся в состоянии развития и совершенствования.

По мнению К. М. Гуревича26, получение целостной психологический характеристики личности возможно только при условии определения научных принципов синтеза, соединения отдельных эмпирических данных, т. е. выделения системообразующего фактора системы личностной диагностики. Одним из научных принципов, способных, на наш взгляд, служить методологической основой психодиагностического исследования личности в медицинской психологии, является положение В. Н. Мясищева о необходимости «исходить в психологических исследованиях из понятия личности в ее конкретных отношениях, а не из ее абстрактных свойств и отдельных психических функций...»27. В соответствии с этим положением в центр медико-психологических исследований становятся не частные, хотя и очень важные вопросы изучения тех или иных психических функций и состояний, а изучение личности в системе ее социальных отношений. Таким образом, в качестве системообразующего фактора диагностики личности в медицинской психологии выступает характер ее функционирования и отношений в микросоциуме и широком социальном окружении.

При таком подходе основной целью медицинской психологической диагностики выступает исследование не только познавательной деятельности, эмоциональной и мотивационноволевой сфер личности, структурных особенностей и изменений личности, но и системы значимых отношений, направленности, ценностных ориентаций, социального опыта больного. Особое значение имеет исследование внутренней картины болезни и ожидаемых ее последствий, отношение пациента к болезни, лечению, референтному окружению, к своей профессии, к производственной и личной ситуации, определение зоны конфликтных переживаний и фру-стрирующих факторов, способов психологической защиты, психологического преодоления (копинг-механизмов) и механизмов психологической компенсации.

Современные гуманистические подходы к лечению и социальному восстановлению больных предполагают тот факт, что при исследовании личности психологическая диагностика направляется на выявление не только дефицитарных, нарушенных болезнью сторон и отношений личности; не меньшее значение имеет и выявление психологических качеств, способных служить «опорой» в лечебно-восстановительном процессе. Вся совокупность полученных в таким образом организованном исследовании данных используется для постановки многомерного функционального диагноза, включающего клинико-биологический, психологический и социальный ракурсы изучения больного.

Последнее позволяет утверждать, что психодиагностическое исследование требует совместного рассмотрения как интрапсихического аспекта (включающего самооценку больного, его установки, мотивации), так и интерперсональных отношений, охватывающих ролевое поведение больного в различных группах и предъявляемые к нему этими группами ожидания. Поэтому в качестве объектов психологического исследования помимо самого больного могут выступать терапевтическая среда (психотерапевтические и неформальные группы больных,

взаимоотношения между больным и врачом, другими медицинскими работниками) и внете-рапевтическое социальное окружение, представленное такими референтными группами, как родительская и супружеская семья, производственный (учебный) коллектив, круг друзей и др. Ценность подобного медико-психодиагностического исследования определяется значимостью полученной информации для выбора средств и «мишеней» коррекционных, терапевтических, реабилитационных мероприятий.

В связи с вышесказанным следует признать, что задачи психодиагностического исследования выходят за рамки клинической психологии в сферу социальной психологии и медицинской социологии. Психологический анализ в данном случае предполагает рассмотрение личности больного не только как целостной системы, но и как подсистемы нескольких социальных общностей. Однако, частично вступая в сферу иных дисциплин (социальной психологии и социологии), психодиагностика остается по своей сущности медико-психологической, т. к. социальные отношения рассматриваются под клиническим углом зрения; их анализ существенно дополняет характеристику личности с позиций функциональной диагностики.

Так понимаемая личностная диагностика в клинике фактически является начальным этапом психологической коррекции и реабилитации, т. к. от ее результатов зависит выбор адекватных психокоррекционных, психотерапевтических, ресоциализирующих методов. Кроме того, именно на этапе психологической диагностики устанавливается психологический контакт психолога с больным, характер которого во многом определяет эффективность лечебно-восстановительных мероприятий.

Предмет и задачи медико-психологической диагностики не исчерпываются исследованиями в нервно-психиатрической и соматической клиниках. Системная психодиагностическая деятельность медицинских психологов нацелена также на исследования в области профилактической медицины, выявление психологических факторов повышенного риска нервнопсихической дезадаптации. Задачи психогигиены и психопрофилактики предполагают проведение психодиагностических исследований лиц, занятых эмоционально и интеллектуально напряженным трудом, популяционных и скрининговых исследований лиц, проживающих и работающих в сложных климато-географических, экологических, этно-социальных и экономических условиях. Особое значение приобретают методы медико-психологической диагностики в работе с детским и подростковым контингентом в целях профилактики отклоняющегося и саморазрушающего поведения, в целенаправленной работе с семьей и педагогическими коллективами. В целом, выделение групп повышенного риска с помощью методов психологической диагностики обеспечивает возможность систематического наблюдения за лицами, относящимися к этим группам, своевременного проведения психогигиенических и психокоррекционных мероприятий, а в случае необходимости, клинического обследования и лечения. Психодиагностические исследования в этой области способствуют также выработке методологии оценки форм дезадаптивного поведения и качества жизни различных групп населения.

Система медицинской психодиагностики включает в качестве взаимодействующих подсистем различного уровня иерархии широкий спектр методических подходов и конкретных методов исследования. К ним относятся как специально разработанные, собственно медико-психологические методы, так и заимствованные из общей, дифференциальной и экспериментальной психологии. Ведущие методы медицинской психодиагностики — клиникопсихологический и экспериментально-психологический — решают основные задачи диагностики личности на современном этапе не только в рамках медицины, но и в пограничных областях, опираясь при этом на теоретические принципы медицинской психологии и эмпирические клинико-психологические данные.

Клинико-психологический метод (наблюдение, беседа, изучение анамнеза, поведения, продуктов деятельности человека), лежащий у истоков научной психодиагностики, реализует целостный, глубинный, неформальный, идеографический подход к изучению личности, истории ее развития, всех многообразных форм ее проявления. Это делает клиникопсихологический метод важнейшим исследовательским инструментом диагностики личности в клинике. Именно поэтому он сохраняет наибольшее распространение в современной медицинской психологии, традиционно апеллирующей к личности больного и его социальному функционированию, что подчеркивал В. Н. Мясищев28, развивая индивидуально-исторический принцип психодиагностики личности в соотношении с экспериментальным методом.

Экспериментально-психологический метод в современном понимании включает патопсихологические (нестандартизованные) методы психологической диагностики, ней-ропсихологические методы диагностики локальных поражений мозга, стандартизованные (тестовые) методы исследования интеллекта и личности, проективные, а также психосемантические методы психодиагностики. Применение экспериментальных методов в медикопсихологической практике рассматривается в настоящее время как часть комплексного психодиагностического подхода, в котором они предоставляют один из вариантов информации об испытуемом. Ее ценность зависит от соотнесения как с другими экспериментальными данными, так и с клинико-психологической характеристикой испытуемого и его реальной жизненной ситуацией. Важным является тот факт, что современный экспериментальнопсихологический метод, по существу, моделирует традиционный для отечественной психологии и медицины клинико-психологический метод в его отдельных сторонах и фрагментах. Благодаря этому моделированию, психодиагностическая деятельность опытного медицинского психолога может быть воспроизведена другим специалистом. Таким образом, с помощью экспериментальных методов накапливается и передается в концентрированном виде опыт

29

психологического исследования в клинике29.

На современном этапе принципы системного подхода в медицинской психодиагностике полностью распространяются на такое новое направление в разработке и использовании экспериментально-психологических методов, как компьютерная психодиагностика. Это междисциплинарное научно-практическое направление возникло на пересечении двух областей — психологии (психодиагностики) и компьютерных наук (computer science). Творческая интеграция двух дисциплин привела к появлению нового класса психодиагностического инструментария — компьютерных психодиагностических методик30.

Применение новых информационных технологий сделало этот класс психодиагностического инструментария существенно отличающимся от разрабатываемых в предыдущие годы компьютерных версий психодиагностических методик, по сути, представляющих собой аналоги их бланковых вариантов. Примерами использования такого качественно

31

нового инструментария могут служить компьютеризованное адаптивное тестирование31, а также тестирование, позволяющее прослеживать процессуальную сторону выполнения мыслительных задач, выявлять индивидуальные стратегии принятия решений, анализировать затруднения, которые испытывает испытуемый при выполнении заданий различного типа (К. М. Гуревич, Е. М. Борисова). Подобное компьютерное тестирование моделирует процесс нестандартизованного патопсихологического исследования мышления и позволяет наметить пути проведения коррекционной работы

В настоящее время благодаря развитию нового направления computer science — инженерии знаний — наблюдается качественный прорыв и в разработке компьютерных личностных психодиагностических методик, пригодных как для углубленной индивидуализированной

работы с отдельным пациентом (клиентом), так и для массовых психопрофилактических, эпидемиологических, мониторинговых и других исследований. В нашей стране методология и технология инженерии знаний применительно к созданию медико-психологического психодиагностического инструментария последовательно применяются в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева32.

Таким образом, выделяя перспективы развития системы медицинской психодиагностики, можно считать, что они во многом связаны с использованием новых информационных технологий, открывающих широкие возможности проведения принципиально новых видов экспериментов (с использованием богатого разнообразия стимулов разной модальности и адаптирования их к возможностям испытуемого, с использованием обратной связи, информационного взаимодействия с испытуемым, моделированием процессуальной стороны принятия решений и др.), а также новых методов обработки и анализа экспериментальнопсихологической информации вплоть до интерпретации полученных данных и формулирования психодиагностического заключения.

Наряду с технизацией, перспективы развития медицинской психодиагностики связываются с ее дальнейшей гуманизацией, все большей реализацией личностно-ориентированного подхода к постановке задач, проведению и оценке результатов психологического исследования. Являясь первым этапом психологической помощи больному или испытывающему психологические трудности человеку, медицинская психодиагностика должна быть направлена на выявление не только патологически измененных (или ситуационно расстроенных), но и сохранных сторон личности, стимулирование его способности к личностному росту, восстановлению личностного и социального статуса, формированию конструктивных (более адаптивных) способов совладания с критическими или проблемными жизненными ситуациями, включая болезнь и ее социально-психологические последствия. Проведение медико-психологического исследования должно строиться с учетом принципов коррекционности, психотерапевтического эффекта исследования, благополучия клиента, его информированного согласия и других этических принципов работы психолога.

Дальнейшая разработка и внедрение этико-деонтологических принципов в практику клинических психодиагностических и массовых психопрофилактических исследований составляет одну из наиболее значимых задач в области совершенствования методологии, организации и обучения медицинской психодиагностике. Гуманистический подход к оценке результатов психологического исследования может проявиться в ведении новых содержательных критериев, ориентирующих исследователя не только на статистические показатели, но и на социально-психологический норматив33, клинико-психологический (содержательный, идеографический) анализ как актуального состояния, так и истории развития личности, а также выработку на этой основе действенных рекомендаций для психокоррекционной, социовосстановительной работы и других видов помощи исследуемым.

Для реализации своих задач в области клинической и профилактической медицины медицинская психодиагностика обладает широким спектром методов экспериментального и клинико-психологического исследования. Тем не менее, важным направлением ее перспективного развития является совершенствование методологических принципов психодиагностики и решение проблем, связанных с разработкой новых методов исследования. Раскрывая важность этого направления, необходимо напомнить, что отечественная психологическая диагностика в течение длительного периода времени была лишена возможности ассимилировать и использовать зарубежный опыт, а применение тестового метода в нашей стране было запрещено специальным постановлением правительства (1936 г.). Последствия этого периода,

которые ощущаются до сих пор, выразились в существенном разрыве между психологической теорией и психодиагностической практикой. Детально разработанные в своем понятийном и логическом аппаратах фундаментальные отечественные психологические теории отношений, деятельности, общения и др. не были подкреплены в достаточной степени разработанными исследовательскими инструментами. Поэтому в настоящее время одной из важнейших задач остается преодоление разрыва между концептуальным и инструментальным обеспечением медицинской психодиагностики, «между академическими теориями личности и реальностью

34

ее исследования»34.

В настоящее время медицинская психодиагностика непосредственно включена в решение широкого круга практических социально-значимых задач в области медицины и здравоохранения. Это определяет основные направления ее дальнейшего развития. Обобщая можно сказать, что перспективы развития медицинской психодиагностики тесно связаны с развитием системного подхода к проблеме здоровья и болезни человека. Актуальным остается изучение механизмов психической адаптации, психологических факторов формирования здорового образа жизни и повышения ее качества, а также психологических факторов лечения и реабилитации больных и инвалидов. В то же время, в настоящих условиях, когда во всем мире растет число так называемых стертых, атипичных, пограничных, а также психосоматических заболеваний, состояний предболезни и состояний, вызванных кризисными и экстремальными ситуациями, существенно возрастает внимание врачей и психологов к роли психических факторов в развитии и компенсации этих состояний.

Очевидно, что роль медико-психологических исследований в этих условиях повышается, а сама психодиагностика из вспомогательного инструмента в клинической оценке состояния и диагноза превращается в самостоятельную системную профессиональную деятельность психологов по изучению целостной личности человека и ее роли в возникновении, течении, профилактике и лечении разнообразных — традиционных и связанных с новым этапом развития цивилизации — заболеваний и состояний психической дезадаптации. Широкий спектр задач, стоящих перед медицинской психодиагностикой, и значительное количество факторов, определяющих ее развитие и востребованность, соответствуют системному характеру ее строения и функционирования.

1 Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971; Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973; Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978; Bertalanffy L. von. General System Theory. Foundation. Development. Applications. New York, 1968.

2 Бехтерев В. М. Объективное исследование нервно-психической деятельности // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1907. № 9. С. 513-536; Бехтерев В. М., Владычко С. Д. Об экспериментально-объективном исследовании душевнобольных. СПб., 1911.

3Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. СПб., 1908; М., 1995; Лазурский А. Ф. Классификация личностей. 2-е изд. М.; Пг., 1923.

4 Басов М. Я. Проблемы функциональной психологии в постановке А. Ф. Лазурского // Вопросы изучения и воспитания личности. 1920. № 2. С. 219-229.

5Лазурский А. Ф., Франк С. Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Русская школа. 1912. Кн. 1. Янв. С. 1-24; Кн. 2. Февр. С. 1-17.

6 Бернштейн А. Н. Клинические приемы психологического исследования душевнобольных. М., 1911.

7Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

8ГильяшеваИ. Н. Экспериментально-психологические методы в изучении особенностей интеллекта и личности у больных неврозами: Автореф. канд. дис. Л., 1974; Серебрякова Р. О. Особенности интеллектуальной деятельности больных нервно-психическими заболеваниями // Актуальные вопросы медицинской психологии. Л., 1974. С. 125-134; Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л., 1982; Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Кар-васарского. СПб., 2002; Психодиагностика в медицине и проблемы ее развития / Л. И. Вассерман, И. Г. Беспалько,

И. Н. Гильяшева, Б. В. Иовлев // Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. Л., 1985. С. 5—11; Мягер В. К., Соловьева С. Л. Основные направления развития отечественной клинической психологии // Вестник клинической психологии. 2003. Т. 1. № 1. С. 6-10.

9Иовлев Б. В. О соотношении клинического и экспериментально-психологического методов изучения личности в клинике неврозов // Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978. С. 16-25.

10 Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.

11 Воловик В. М. О функциональной диагностике психических заболеваний // Новое в теории и практике реабилитации психически больных. Л., 1985. С. 26-32; Коцюбинский А. П., Зайцев В. В. Функциональный диагноз: Теоретическая конструкция или реальный феномен? // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2004. № 1. С. 7-10.

12 Развитие патогенетической концепции неврозов и психотерапии В. Н. Мясищева на современном этапе / Г. Л. Исурина, Б. Д. Карвасарский, В. А. Ташлыков, Ю. Я. Тупицын // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб., 1994. С. 100-109.

13 Новик А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб., 2002; Вассерман Л. И., Трифонова Е. А. Дискуссионные вопросы концептуализации и методологии исследования качества жизни в медицине // Сибирский психологический журнал. 2007. Т. 26. С. 112-119.

14Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976; Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988; Беребин М. А., Вассерман Л. И. Системный подход и теория функциональных систем в изучении психической адаптации как медико-психологической проблемы // Медицинская психология в практическом здравоохранении. СПб., 2003. С. 29-34.

15 Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. Л., 1969.

16 Логинова Н. А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. СПб., 2005.

17 Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1980; Розе (Грищенко) Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л., 1970; Головей Л. А. Психология становления субъекта деятельности в период юности и взрослости: Автореф. докт. дис. СПб., 1996; Развитие индивидуальности и формирование активных жизненных стратегий молодежи: Материалы лонгитюдного исследования / Ред. Н. В. Гришина. СПб., 2007.

18 Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 55.

19 Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л., 1984.

20 Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика как объект системного исследования // Сибирский психологический журнал. 2005. Т. 22. С. 29-37.

21 Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М., 1982; Ананьев Б. Г. Проблемы современного человекознания. М., 1997; Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М., 2000; Ломов Б. Ф. Системность в психологии: Избр. психологические труды. М., 2003.

22 Синельников Б. М., Горшков В. А., Свечников В. П. Системный подход в научном познании. М., 1999.

23 Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997.

24 Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика, обучение. СПб., 2003.

25 Нуллер Ю. Л. О парадигме в психиатрии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1991. № 4. С. 5-13.

26 Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Ред. К. М. Гуревич. М., 1981.

27 Мясищев В. Н. Проблемы личности в психологии и медицине // Актуальные вопросы медицинской психологии. Л., 1974. С. 16.

28 Мясищев В. Н. Понятие личности и его значение для медицины // Методологические проблемы психоневрологии. Л., 1966. С. 25-54.

29 Компьютерная психодиагностика: Назад к клинико-психологическому методу / Л. И. Вассерман, А. Я. Вукс и др. // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб., 1994. С. 62-70.

30 Червинская К. Р., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний. СПб., 2002.

31 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд., междунар. СПб., 2002.

32 Вассерман Л. И., Червинская К. Р., Щелкова О. Ю. Компьютерные психодиагностические методики: Методология разработки и практика использования // Клиническая психология и психофизиология: Учеб. пособие. СПб., 2003. С. 150-181.

33 Гуревич К. М., Борисова Е. М. Психологическая диагностика: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. М., 2000.

34 БурлачукЛ. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. С. 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.