Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация воспитанников детских домов к обучению в средних профессиональных учебных заведениях'

Социально-психологическая адаптация воспитанников детских домов к обучению в средних профессиональных учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
216
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ / УЧЕБНАЯ СРЕДА / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SOCIALIZATION / THE PROCESS OF ADAPTATION / EDUCATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнеева Т. П.

В статье раскрывается специфика психологической адаптации воспитанников детских домов к обучению в условиях средних профессиональных заведений, ее цели и результаты, факторы и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF HOMELESS CHILDREN EDUCATION IN SCHOOL EDUCATION SYSTEM

The article defines the specific points of social and psychological adaptation of homeless children in the system of school education, it analyses the goals and results of this process, its factors and problems.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация воспитанников детских домов к обучению в средних профессиональных учебных заведениях»

где: М - степень воздействия рисков (денежные единицы);

Р - вероятность возникновения рисков, в соответствии с классификацией (в долях единицы);

I - величина потерь, в соответствии с классификацией (в % от плановой прибыли по объекту).

В соответствие с классификацией (см. табл.1) принимаем для оценки воздействия рисков на инвестиционно- строительный проект «степень воздействия» и «уровень принятия». Классификация рисков по степени воздействия и по уровню принятия приведены в табл. 4 и 5 соответственно.

Таким образом, первичными для отслеживания и обработки в режиме постоянного отслеживание и контроля являются риски критические и существенные (см. рис. 2. и табл. 4.). Такие риски являются недопустимыми по уровню принятия и должны быть, по возможности, исключены или обеспечены меры по снижению их влияния на ход реализации проекта. Одним из наиболее простых и в то же время действенных способов с этой точки зрения является страхование.

Финансовый менеджер постоянно сталкивается с проблемой выбора источников финансирования. Особенность состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково. Каждый источник имеет свою цену. Решения финансового характера будут точны в той мере, в которой объективна и достаточна информация. Уровень же объективности зависит от того, в какой степени рынок капиталов соответствует эффективному рынку.

В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации.

Конечная роль риск-менеджмента полностью соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска.

Литература:

1) http://www.pmconsulting.ru/pub/pub9.php Управление инвестиционными проектами: современный подход и задачи нефтегазо-строителей, д.т.н., проф. Шапиро В.Д., Институт инвестиционного развития.

2) А.С.Товб, Г.Л.Ципес Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2003. — 240.

3) Ларионова В. Управленческий учет в строительной компании //Финансовый директор. 2005, № 9.

4) Управление проектом. Основы проектного управления : учебник / коллектив авторов ; под ред. проф., М.Л. Разу. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 768 с.

5) Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) Третье издание 2004 Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newtown Square, PA 19073-3299 USA / США.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Корнеева Т.П., преподаватель кафедры общей и социальной психологии Московского гуманитарно-экономического института

(Волгоградский филиал)

В статье раскрывается специфика психологической адаптации воспитанников детских домов к обучению в условиях средних профессиональных заведений, ее цели и результаты, факторы и проблемы.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, социализация, процесс адаптации, учебная среда.

THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF HOMELESS CHILDREN EDUCATION IN SCHOOL EDUCATION SYSTEM

Korneeva T., the lecturer of the Moscow Institute of Economics and Humanities

The article defines the specific points of social and psychological adaptation of homeless children in the system of school education, it analyses the goals and results of this process, its factors and problems.

Keywords: socio-psychological adaptation, socialization, the process of adaptation, educational sphere.

В последние годы возрос интерес к проблеме социально-психологической адаптации, однако существуют значительные расхождения в методологических подходах к определению ее содержания и сущности.

На сегодняшний момент нет четкого определения понятия «социально-психологическая адаптация», несмотря на то, что социальные и психологические школы, как в России, так и за рубежом, обращаются к рассмотрению данного явления в целостном единстве, подчеркивая тем самым неразделенность психического и социального, происходящего в процессе адаптации.

По нашему мнению, понятие «социально-психологическая адаптация детей-сирот» есть специально организованный процесс восприятия детьми опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующий активному включению их в существующую социальную среду. Одним из основных условий успешного протекания социально-психологической адаптации следует считать наличие необходимого «уровня социализации индивида», т.е. соответствующих знаний, умений, навыков, сформировавшихся качеств личности, позволяющим адаптироваться человеку к определенной ситуации, а также наличие соответствующей мотивации поведения.

Результатом социально-психологической адаптации должно стать свободное функционирование в учебной среде. Обеспечивают социально-психологическую адаптацию, прежде всего, развитые коммуникативные способности.

Особую актуальность приобретает необходимость разработки теоретических и прикладных основ социально-психологической адаптации воспитанников детских домов в учреждениях среднего профессионального образования. Сюда приходят старшие подростки (подростковый возраст, который и сам по себе является непростым периодом в жизни ребенка), все эти явления, наблюдаемые у детей-сирот, достигают кризисной остроты.

Анализ научной литературы по проблеме исследования [1, 2, 4] позволяет сделать вывод, что развитие коммуникативных навыков, умение формировать эффективные нормы поведения и межличностные отношения, обеспечивающие эмоциональный комфорт и чувство удовлетворения от пребывания в определенной среде -это те качества, которые обеспечивают социально-психологическую адаптацию.

Анализируя проблемы выпускников детских домов - отсутствие надлежащего социального опыта, необходимых знаний для самостоятельного существования - считаем, что для социально-психологической адаптации детей-сирот необходимо: развивать навыки и способности к коммуникативной деятельности; формировать общую положительную направленность личности ребенка-сироты; работа с детьми-сиротами должна строиться по индивидуальной программе.

Исследование практического опыта и теоретический анализ литературы, посвященной проблемам становления и развития личности детей-сирот в учреждениях среднего профессионального

образования [4], позволил выявить особенности процесса социально-психологической адаптации детей данной категории, которые заключаются в следующем:

- в условиях учреждений СПО у детей-сирот возрастает степень самостоятельности в освоении социального опыта по сравнению с периодом пребывания в детском доме;

- наряду с освоением бытовых функций, происходит освоение профессиональных функций;

- происходит расширение коммуникативного пространства, окружающего воспитанника детского дома, что требует проявления развитых коммуникативных способностей.

Анализ критериев и факторов адаптации воспитанников детских домов к обучению в различных видах образовательных учреждений показал, что разные исследователи выделяют совершенно разные критерии в зависимости от понимания сущности и содержания процесса адаптации.

Проведенное исследование позволило выделить две группы критериев социально-психологической адаптации воспитанников детских домов в средних профессиональных учебных заведениях -объективных и субъективных. К первым можно отнести: успешность собственно учебной деятельности; стабильность в процессе учебы функционального состояния организма учащихся; отсутствие выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности. Ко вторым: удовлетворенность процессом обучения; удовлетворенность коллективом и сложившимися в нем отношениями (психологическим климатом); проявление учащимся активности в учебной и общественной деятельности.

Основным фактором социально-психологической адаптации воспитанников детских домов в средних профессиональных учебных заведениях следует признать изменения внешних условий жизни и деятельности.

Целью экспериментального исследования, проведенного автором статьи, явилась разработка программы социально-психологического тренинга по адаптации воспитанников к обучению в условиях учреждений среднего профессионального образования, а также определение психолого-педагогических условий социально-психологической адаптации детей-сирот к обучению в условиях учреждений среднего профессионального образования.

Разработанный нами социально-психологический тренинг проводился 2 семестра один раз в неделю в течение 2 часов. 18 человек студентов-воспитанников детских домов были поделены на две группы по 9 человек. Тренинг проводился с 9 человеками (опытная группа), в контрольной группе (9 человек) таких занятий не проводилось.

Перед началом экспериментальной работы нами было проведено изучение связи между самоотношением и стилями повеления в конфликте у старших подростков из разных социальных групп.

В процессе корреляционного анализа шкал опросника самоот-ношения между собой и с показателями опросника стилей поведения в конфликте студентов-воспитанников детских домов и студентов, имеющих семьи, выявлен ряд статистически достоверных связей.

Полученные данные были использованы при проведении социально-психологического тренинга адаптации воспитанников детских домов к обучению в учреждениях среднего профессионального образования.

Экспериментальное исследование проводилось с целью выявления уровня сформированности коммуникативных способностей у студентов-воспитанников детских домов и студентов, имеющих семьи, и их развития, что влечет за собой формирование коммуникативной культуры личности, т.е. способности и потребности личности использовать вербальные и невербальные средства общения в рамках взаимодействия.

Результаты экспериментальной работы позволили утверждать, что адаптация детей-сирот в учреждениях среднего профессионального образования будет проходить эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

- создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении в целом и учебной группе в частности (за счет оценки самого воспитанника детского дома = принятие и раскрытие «Я»; применения приемов аттракции);

- отсутствие или сведение к минимуму барьеров в общении между педагогом и студентами или между студентами. Даже при самых благоприятных условиях установлению полного контакта часто мешают индивидуальные типологические особенности сто-

рон. К ним, кроме внешних данных, относятся темпераменты, характеры и эмоциональные состояния. Наличие барьера увеличивает психологическую дистанцию между партнерами, снижает уровень взаимного самораскрытия и степень взаимного доверия, деформирует характер взаимодействия в общении. Нам пришлось столкнуться с барьерами темперамента, характера, отрицательных эмоций, страха, плохого настроения [3];

- наличие мотивации у студентов-воспитанников детских домов; осознание роли и необходимости постоянной работы над собой в целях развития коммуникативных способностей;

- личность самого педагога, работающего со студентами. От того, насколько он подготовлен к участию в адаптационной работе зависит ответная реакция обучающихся, их отношение к данной проблеме.

Литература:

1. Милославова Н.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. - Л.: 1973. -119 с.

2. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван.: Изд-во АН АрмССР. 1988. -264с.

3. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. - М.: ИНФРА, 1998, 180с.

4. Социальная и психологическая адаптация детей из детских домов г. Ярославля / Друзья рус. сирот ; [сост. Н.В. Клюева, В.В. Козлов]. - Ярославль, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.