формулирование принципов развития локальных агропродоволь-ственных рынков, совершенствование методологии их социально-экономической оценки.
Литература:
1. Алексеев А.Н., Филатов В.В. Социально-экономическая сущность агропродовольственного рынка // В мире научных открытий. - 2011. - № 3 (15).
2. Саталкина Е.В. Локальные рынки продовольственных то-
варов: инфраструктура и классификация [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://law.admtyumen.ru/noframe/nic?d&nd= 466201504&nh=1.
3. Крылатых Э.Н. Агропродовольственные системы: исследование процессов интеграции, конкуренции, инновации [электрон. ресурс]: Режим доступа: http://www.rosnou.ru/pub/conferens/03.doc.
4. Шутьков А.А., Шутьков С.А. Аграрная политика России: социально-экономические проблемы. - М.: НИБ, 2008. - 339 с.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Корнеева Т.П., преподаватель кафедры общей и социальной психологии Московского гуманитарно-экономического института
(Волгоградский филиал)
В статье раскрываются особенности и базовые характеристики психологической адаптации воспитанников детских домов к обучению в средних профессиональных учебных заведениях, условия, позволяющие избежать трудностей в реализации данного процесса.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, социализация, процесс адаптации, учебная среда.
THE SPECIFIC FEATURES OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF HOMELESS CHILDREN EDUCATION IN SCHOOL EDUCATION SYSTEM
Korneeva T., the lecturer of the Moscow Institute of Economics and Humanities
The article defines the specific points and basic features of social and psychological adaptation of homeless children in the system of professional school education, and some ways to cope with the problems in this sphere.
Keywords: socio-psychological adaptation, socialization, the process of adaptation, educational sphere.
Дети-сироты представляют определенную специфическую группу, которая не имеет возможности без помощи и поддержки государства и социальных институтов осуществлять собственную жизнедеятельность и поэтому нуждается в социальной защите.
До 16 лет ребенок находится под надежным крылом детского дома. Государственное обеспечение на сегодняшний день способно накормить и одеть ребенка. Воспитанник в детском доме учится в школе, получает дополнительное образование, развивает свои интересы и способности. Пока он в детском доме, он защищен со всех сторон. Самые трудные времена наступают для него после выпуска из детского дома.
Перед выпускником детского дома остро встает проблема включения в социум. Он просто поставлен перед фактом радикальных перемен, новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться. Представители данной социальной группы испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений и др.
В.С. Мухина, проводя анализ особенностей развития детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, выявила следующее [2].
Во-первых, такой ребенок не осваивает навыков продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отвергает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Испытывая острую потребность в любви и внимании, он не умеет вести себя так, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Это приводит к ситуации, характеризующейся формированием негативной позиции ребенка к окружающим людям.
Во-вторых, у воспитанника интернатного учреждения формируется эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка из-за постоянного нахождения в многочисленном окружении сверстников и необходимости адаптироваться к ним.
В-третьих, у данной категории детей появляется иждивенческая позиция, ситуация «социального иждивенчества», отсутствует чувство бережливости, ответственности.
В-четвертых, в таких условиях жизни у детей складывается, стихийно, детдомовское (интернатское) «МЫ». Это особое психологическое образование, вызванное делением мира на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляя по отношению к ним агрессию. Но и по отноше-
нию к своей группе дети, живущие в интернате, часто проявляют жестокость.
Вокруг детей, воспитанников детских домов, формируются условия, отличающиеся от условий проживания «семейных» детей. Особенностями таких условий являются:
- замкнутость и ограниченность пространства жизни;
- преобладание директивно-опекающего стиля в системе отношений «взрослый-ребенок»;
- ограниченные и однообразные социальные контакты;
- обеднение контактов с семьей и родственниками (прерывание личной истории, у ребенка нет перед глазами примеров благополучного, удачного самоопределения его предков);
- затрудненность в проявлении собственной активности в решении жизненных задач.
Наличие этих условий обуславливает основную особенность самосознания детей-сирот: склонность избегать ответственности за выбор собственного жизненного пути, перекладывая его на текущие обстоятельства или на опекающего его взрослого, неумение конструктивно разрешать проблемные ситуации, затруднения в выборе жизненного пути (прежде всего, в создании семьи) и профессии.
И.А. Яковлева характеризует систему воспитания в сиротских учреждениях, как казарменную, подчеркивая, что детей не готовят к последующей жизни, а только «взращивают до определенного возраста».
Полная или частичная неприспособленность воспитанников детских домов, по мнению З.М. Соловьевой [2], возникает в связи с полуизолированными условиями их жизни, следствием чего у них в той или иной степени проявляются и закрепляются временем такие нежелательные черты, как трудности в общении (замкнутость, недоверчивость и пр.), т.е. неспособность строить здоровые отношения с окружающими людьми; инфантилизм, иждивенчество, замедленное самоопределение, незнание самого себя, как личности; перегруженность сознания негативными ситуациями и впечатлениями прошлых лет, дефицит положительных образцов личного позитивного опыта и успеха в своей жизнедеятельности; отсутствие познавательной структуры отношений «дом-родители-ребенок» приводит к слабой, незрелой ориентации в самостоятельной жизни, к неправильным реакциям и непродуманным поступкам.
Б.А. Куган также подчеркивает, что «условия, в которых нахо-
дятся эти дети, состояние здоровья, склонность к алкоголизму и наркомании, негативно воздействуют на их способности к учению... Они менее всего способны к адекватной самостоятельной жизнедеятельности в обществе и имеют мало возможностей адаптироваться в нем» [1].
Сегодня многие авторы говорят о необходимости именно постинтернатного сопровождения (О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, Е.Е. Чепурных, В.И. Золотухина, Г.В. Семья, С.В. Баюмова).
Причем постинтернатная адаптация может происходить или в условиях прежнего детского дома, где воспитывался и вырос выпускник, или в техникуме, колледже, куда воспитанник может поступать после выхода из детского дома, а также в специализированных центрах постинтернатной адаптации.
Анализ теоретических источников и практического опыта, проведенный нами, позволяет выделить следующие проблемы, возникающие в учреждениях среднего профессионального образования и затрудняющие процесс социально-психологической адаптации детей-сирот в данных учреждениях:
1) негативное отношение подростков-учащихся из семей к детям-сиротам, которое больше всего проявляется в условиях совместного проживания в общежитии;
2) психолого-педагогическая неготовность педагогических коллективов образовательных учреждений к работе с детьми данной категории;
3) предопределенность выбора места обучения и профессии, как правило, наличием в образовательном учреждении и приближенностью его к месту жительства, откуда ребенок был определен в интернатное учреждение;
4) обучение детей-сирот, в основном, профессиям, не пользующимся большим спросом.
Таким образом, исследование практического опыта и теоретический анализ литературы, посвященной проблемам становления и развития личности детей-сирот в учреждениях среднего профес-
сионального образования, позволил выявить особенности процесса социально-психологической адаптации детей данной категории, которые заключаются в следующем:
1. В условиях учреждений СПО у детей-сирот возрастает степень самостоятельности в освоении социального опыта по сравнению с периодом пребывания в детском доме.
2. Наряду с освоением бытовых функций, происходит освоение профессиональных функций.
3. Происходит расширение коммуникативного пространства, окружающего воспитанника детского дома, что требует проявления развитых коммуникативных способностей.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод, что развитие коммуникативных навыков, умение формировать эффективные нормы поведения и межличностные отношения, обеспечивающие эмоциональный комфорт и чувство удовлетворения от пребывания в определенной среде - это те качества, которые обеспечивают социально-психологическую адаптацию.
Таким образом, психологическое сопровождение воспитанников детского дома требует в кратчайшие сроки дополнения такими психологическими и социально-педагогическими технологиями работы с детьми, которые позволили бы существенно повысить уровень развития их личности и возможности последующей социально-психологической адаптации и интеграции в общество.
Литература:
1. Куган Б.А. Системный подход к управлению социально-трудовой адаптацией воспитанников детских домов. / Научно-методическое пособие. Шадринск: ПО «Исеть», 1997, С. 5.
2. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван.: Изд-во АН АрмССР, 1988. - 264 с.
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ И СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИЕЙ
Санжиева Т.В., соискатель Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
В статье обоснована необходимость нового взгляда на менеджмент транспортной компании в современных условиях.Проведен анализ существующихвариантов интеграции риск-менеджмента и BSCкак инструментов стратегического управления компанией. Предложена авторская интегрированная модель риск-менеджмента и BSCна примере судоходной компании.
Ключевые слова:риск-менеджмент; сбалансированная система показателей (BSC); интеграция; стратегическое управление.
RISK-MANAGEMENT AND MODERN CONCEPTS OF STRATEGIC MANAGEMENT
OF A TRANSPORT COMPANY
Sanzhieva T., the applicant, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping
The article proves the necessity of a new approach to the management of a transport company in modern conditions. The analysis of the existing variants of integration of risk-management and BSC as a tool of strategic management of the company. The author suggests the integrated model of risk-management and BSC on the example of the shipping company.
Keywords:risk-management;balancedscorecard (BSC); integration;strategic management.
Многие транспортные компании в современных условиях предпринимают попытки внедрения новых концепций управления и ведения бизнеса, ориентированного на стратегию. Однако лишь немногим компаниям удается удачно реализовать собственную стратегию и достичь поставленных целей. Основной причиной неудач в большинстве случаев является не низкое качество разработанных стратегий, а многочисленные ошибки при их реализации, главные из которых - отсутствие согласованности стратегических планов с ежедневной работой персонала компании и взаимосвязи с системой риск-менеджмента.
Для того чтобы стратегическое управление стало гарантом повышения конкурентных позиций транспортной компании, необходимо располагать современным инструментарием реализации выбранной стратегии, при котором риск-менеджмент встраивается в уже существующую систему управления и работает во взаимосвязи с ее отдельными элементами, в первую очередь со стратегией развития компании. Интеграция риск-менеджмента в стратегичес-
кое и оперативное управление компанией предлагает менеджменту позитивный синергетический эффект, поскольку по свой сути все эти элементы системы управления связаны между собой и имеют во многом пересекающиеся с риск-менеджментом задачи, что позволяет реализовать их совместное использование для достижения конечной цели - повышения стоимости компании.
В качестве таких новых инструментов стратегического управления можно рассматривать модели интеграции сбалансированной системы показателей (BSC) и риск-менеджмента, предложенные немецкими учеными Майером Д. и Вурлем Х.[4], Рейхманом Т. и Формом С.[3]:
1. Balanced Scorecard Plus (BSC Plus);
2. BSC, дополненная перспективой «Риски»;
3. BalancedChance- andRisk- Card (BCR-Card);
4. Совмещенный вариант на базе модифицированной BSC, основанной на факторах успеха - Erfolgsfaktoren-basierte Balanced Scorecard (EF-BSC).