Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация студентов в образовательной среде разного типа'

Социально-психологическая адаптация студентов в образовательной среде разного типа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
257
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / КАРЬЕРНАЯ СРЕДА ЗАВИСИМОЙ АКТИВНОСТИ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПРИНЯТИЕ СЕБЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ / ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ / ДОМИНИРОВАНИЕ / ВЕДОМОСТЬ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS / TYPES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CAREER ENVIRONMENT OF DEPENDENT ACTIVITY / DISADAPTATION / SELF-ACCEPTANCE / EMOTIONAL COMFORT / EXTERNAL CONTROL / DOMINATION / LIST

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко Наталия Николаевна

В статье представлены результаты межгруппового сравнительного анализа (по tкритерию Стьюдента) выраженности параметров социально-психологической адаптации в разных типах образовательной среды. В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся в карьерной среде активной зависимости и карьерной среде зависимой активности. Выявлены значимые различия по таким компонентам как адаптация, принятие/непринятие себя, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, доминирование, ведомость. Показано, что студенты, обучающиеся в карьерной среде зависимой активности, имеют более высокий уровень адаптации, что позволяет нам говорить о их умении приспособить собственные потребности, мотивы и интересы к изменяющимся требованиям образовательной среды. Студенты образовательной среды активной зависимости менее способны действовать согласно своим убеждениям, испытывают чувство вины и сожаления о своих действиях в ситуациях, когда другие люди высказывают неодобрение по отношению к их поведению и деятельности. Они больше обеспокоены тем, что было и будет происходить в их жизни и менее уверены в том, что смогут самостоятельно решить свои проблемы. Доказано, что карьерная среда зависимой активности в отличие от карьерной среды активной зависимости более эффективно справляется с обеспечением внутренне комфортных и оптимальных для развития личности студента условий обучения. В данном типе образовательной среды созданы более эффективные условия для успешной настоящей и будущей социально-психологической адаптации студента в обществе с учетом его индивидуально-психологических особенностей. Организация образовательного пространства по карьерному типу зависимой активности создает условия для личностного развития студентов, при которых студент выступает как субъект собственного становления. В данной образовательной среде происходит освоение и принятие студентом содержания образовательной, учебной и профессиональной деятельности, а также выработка индивидуального творческого стиля деятельности, позволяющего быть ее автором и распорядителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ткаченко Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A DIFFERENT TYPE

The article presents the results of intergroup comparative analysis (according to Student's t-criterion) of the severity of parameters of socio-psychological adaptation in different types of educational environments. The study involved students studying in a career environment of active dependence and career environment dependent activity. Revealed significant differences in components such as adaptation, self-acceptance / non-acceptance, emotional comfort, internal control, domination, list. It is shown that students studying in a career environment of dependent activity have a higher level of adaptation, which allows us to talk about their ability to adapt their own needs, motives and interests to the changing requirements of the educational environment. Students of an active addiction educational environment are less able to act according to their convictions, feel guilty and regret about their actions in situations where other people express disapproval of their behavior and activities. They are more concerned with what has happened and will happen in their lives and are less sure that they will be able to solve their problems on their own. It is proved that the career environment of dependent activity, in contrast to the career environment of active dependence, copes more effectively with providing internally comfortable and optimal learning conditions for the development of the student's personality. In this type of educational environment, more effective conditions have been created for the successful present and future socio-psychological adaptation of the student in society, taking into account his individual psychological characteristics. The organization of educational space according to the career type of dependent activity creates conditions for the personal development of students, in which the student acts as the subject of his own formation. In this educational environment, a student learns and adopts the content of educational, educational and professional activities, as well as develops an individual creative style of activity, allowing it to be its author and manager.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация студентов в образовательной среде разного типа»

Tkachenko Natalia Nicolaevna SOCIO-PSYCHOLOGICAL ..

psychological science

УДК 159.923: 316.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ РАЗНОГО ТИПА

© 2018

Ткаченко Наталия Николаевна, заместитель директора колледжа физической культуры Воронежский государственный институт физической культуры (394036, Россия, Воронеж, ул. К. Маркса, д.59, e-mail: natali.tkachenko.l968@mail.ru)

Аннотация. В статье представлены результаты межгруппового сравнительного анализа (по t- критерию Стьюдента) выраженности параметров социально-психологической адаптации в разных типах образовательной среды. В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся в карьерной среде активной зависимости и карьерной среде зависимой активности. Выявлены значимые различия по таким компонентам как адаптация, принятие/непринятие себя, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, доминирование, ведомость. Показано, что студенты, обучающиеся в карьерной среде зависимой активности, имеют более высокий уровень адаптации, что позволяет нам говорить о их умении приспособить собственные потребности, мотивы и интересы к изменяющимся требованиям образовательной среды. Студенты образовательной среды активной зависимости менее способны действовать согласно своим убеждениям, испытывают чувство вины и сожаления о своих действиях в ситуациях, когда другие люди высказывают неодобрение по отношению к их поведению и деятельности. Они больше обеспокоены тем, что было и будет происходить в их жизни и менее уверены в том, что смогут самостоятельно решить свои проблемы. Доказано, что карьерная среда зависимой активности в отличие от карьерной среды активной зависимости более эффективно справляется с обеспечением внутренне комфортных и оптимальных для развития личности студента условий обучения. В данном типе образовательной среды созданы более эффективные условия для успешной настоящей и будущей социально-психологической адаптации студента в обществе с учетом его индивидуально-психологических особенностей. Организация образовательного пространства по карьерному типу зависимой активности создает условия для личностного развития студентов, при которых студент выступает как субъект собственного становления. В данной образовательной среде происходит освоение и принятие студентом содержания образовательной, учебной и профессиональной деятельности, а также выработка индивидуального творческого стиля деятельности, позволяющего быть ее автором и распорядителем.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация студентов, типы образовательной среды, карьерная среда зависимой активности, дезадаптация, принятие себя, эмоциональный комфорт, внешний контроль, доминирование, ведомость.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A DIFFERENT TYPE

© 2018

Tkachenko Natalia Nicolaevna, deputy director of the college of physical education

Voronezh State Institute of Physical Culture (394036, Russia, Voronezh, K. Marx street, 59, e-mail: natali.tkachenko.1968@mail.ru)

Abstract. The article presents the results of intergroup comparative analysis (according to Student's t-criterion) of the severity of parameters of socio-psychological adaptation in different types of educational environments. The study involved students studying in a career environment of active dependence and career environment dependent activity. Revealed significant differences in components such as adaptation, self-acceptance / non-acceptance, emotional comfort, internal control, domination, list. It is shown that students studying in a career environment of dependent activity have a higher level of adaptation, which allows us to talk about their ability to adapt their own needs, motives and interests to the changing requirements of the educational environment. Students of an active addiction educational environment are less able to act according to their convictions, feel guilty and regret about their actions in situations where other people express disapproval of their behavior and activities. They are more concerned with what has happened and will happen in their lives and are less sure that they will be able to solve their problems on their own. It is proved that the career environment of dependent activity, in contrast to the career environment of active dependence, copes more effectively with providing internally comfortable and optimal learning conditions for the development of the student's personality. In this type of educational environment, more effective conditions have been created for the successful present and future socio-psychological adaptation of the student in society, taking into account his individual psychological characteristics. The organization of educational space according to the career type of dependent activity creates conditions for the personal development of students, in which the student acts as the subject of his own formation. In this educational environment, a student learns and adopts the content of educational, educational and professional activities, as well as develops an individual creative style of activity, allowing it to be its author and manager.

Keywords: socio-psychological adaptation of students, types of educational environment, career environment of dependent activity, disadaptation, self-acceptance, emotional comfort, external control, domination, list.

Системное рассмотрение феномена образовательной среды позволяет нам говорить о том, что оно занимает одно из ведущих мест как в теории, так и методике высшего профессионального образования. К сожалению, существующие определения понятия «образовательная среда» и те подходы, которые мы сегодня можем встретить в научной литературе, описывающие ее структурные составляющие, не достаточно полно соответствуют ее характеристике. Б. Боденко, А. Куракин, Ю. Мануйлов, А. Хуторской и др., под образовательной средой сегодня понимают естественно и искусственно созданное социокультурное окружение личности, включающее содержание и различные средства образования. С их точки зрения, образовательная среда обеспечива-

ет продуктивную деятельность студентов и направляет процесс развития личности студента посредством создания благоприятных для этого условий. С нашей точки зрения, интересен вопрос о взаимосвязи условий образовательной среды и уровнем социально-психологической адаптацией студентов.

В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся в классическом и техническом высшем учебном заведении по психологическому профилю. Общее количество опрошенных составило 283 студента. В качестве методического инструментария мы воспользовались методикой векторного моделирования образовательной среды [1] и методикой диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонд [2].

358

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

психологические науки

Ткаченко Наталия Николаевна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ...

Рассмотрим результаты исследования социально-психологической адаптации студентов в разных образовательных средах (табл. 1).

Таблица 1 - Социально-психологическая адаптация студентов

Таблица 2 - Интегральные показатели социально-психологической адаптации студентов

Показатели Карьерная среда зависимой активности Карьерная среда активной зависимости Критерий Стьюдента

М 5 М &

Адаптация 139.67 20.96 125.90 25.51 А»

Дезадалтания 92.74 30.91 86.40 33.39 1.65

Принятие себя 45.87 8.18 38.70 И 26 <¡.07

Непринятие сеоя 16.86 7.37 19 83 5.03 ада

Приняте других 24.13 4.88 23.87 4.58 0.47

Неприятие других 18 52 6.30 19.07 5 26 0.80

Эмон. комф. 26.83 5.22 22.4] 5.12 7.18

Эмон. диск. 18 13 7.50 18.03 8 19 0.10

Внутр. контр. 55.66 6.76 49.41 10.26 5.99

Внепш. контр. 24.12 7.47 23.79 6.54 0.40

Доминирование 10.67 3.26 7.58 2.95 8.36

Ведомость 20.66 11.24 17,04 6 89 3.31

Эскапизм 15 21 5.11 15 36 4 88 0.24

Показатели Тип образовательной среды Критерий Стьюдента

Карьерная среда зависимой Карьерная среда

М 5 М 5

Адалтадия 0.61 0.11 0.60 0,12 1.13

Само принятие 0.74 0.12 0.65 0,12 <¡,39

Принятие других 0.62 0.12 0.60 0,07 1.53

ЭК 0.62 0.13 0.57 0.13 2,89

ин 0.64 0 09 0.60 0.09 3.67

СР 0 71 0.11 0.67 0.13 3,04

Межгрупповой сравнительный анализ (по 1- критерию Стьюдента) выраженности параметров социально-психологической адаптации в разных типах образовательной среды (табл. 1) показал значимые различия по таким компонентам, как адаптация (1=4,93 при р<0,01), принятие себя (1=6,07 при р<0,01), непринятие себя (1=3,99 при р<0,01), эмоциональный комфорт (1=7,18 при р<0,01), внутренний контроль (1=5,99 при р<0,01), доминирование (1=8,36 при р<0,01), ведомость (1=3,31 при р<0,01).

Полученный результат свидетельствуют о том, что студенты, обучающиеся в карьерной среде зависимой активности, имеют более высокий уровень адаптации, что позволяет нам говорить о их умении приспособить собственные потребности, мотивы и интересы к изменяющимся требованиям образовательной среды. Они обладают более высокой самооценкой и, в большей степени, удовлетворены своими личностными характеристиками. У студентов данной образовательной среды более осознанное эмоциональное отношение к происходящей действительности и событиям, происходящим с ними. Студенты карьерной среды зависимой активности в процессе решения задач привлекают знания и умения окружающих их людей, более склонны к лидерству и доминированию. В процессе исследования выявлена предрасположенность данной группы испытуемых к интерналь-ному локусу контролю, что, в целом, свидетельствует о их ответственности за события с ними происходящие. Интернальная предрасположенность свидетельствует о том, что студенты склонны объяснять происходящие события своим поведением и свойственными им индивидуально-личностными особенностями. Несмотря на общее стремление к лидерству, они с большей заинтересованность и отдачей способны решать задачи, поставленные перед ними кем-то другим.

В отличие от студентов карьерной среды зависимой активности, студенты карьерной среды активной зависимости демонстрируют большее стремление быть подчиненным, не стремятся к лидерству и доминированию. Им свойственен экстернальный локус контроль, что свидетельствует о их тенденции приписывать причины происходящих событий внешним факторам. В отношении их эмоционального состояния, результаты исследования демонстрируют свойственную студентам вялость, подавленность и неуверенность по отношению к окружающей действительности, кроме того обладают более низкой самооценкой и менее удовлетворены своими личностными характеристиками.

Далее, для более качественного анализа, мы провели сравнительное исследование полученных данных по интегральным показателям, которое подтвердило достоверность различий по таким показателям как самопринятие (1=6,39 при р<0,01), эмоциональный контроль (1=2,87 при р<0,01), интернальность (1=3,67 при р<0,01), стремление к лидерству (1=3,04 при р<0,01)._

Результаты, представленные в таблице 2, свидетельствую о том, что адаптация, как процесс взаимодействия человека с социумом, а также приспособленность в обществе у студентов, обучающихся в образовательной среде разного типа не имеет существенных различий. При этом, нами обнаружены существенные различия в параметрах, непосредственно связанных с социально-психологической адаптацией. Студенты, обучающиеся в карьерной среде зависимой активности, демонстрируют более высокий уровень самопринятия, стремления к лидерству и, в целом, склонны воспринимать себя как причину происходящих с ними событий. Студенты, обучающиеся в карьерной среде активной зависимости, не склонны воспринимать себя как причину происходящего, хуже ориентированы в собственном внутреннем мире, сильнее переживают эмоциональный дискомфорт.

Проанализируем выявленные особенности подробнее. Очевидно, что независимо от типа образовательной среды социально-психологическая адаптация тем успешнее, чем больше преобладания положительного отношения к себе испытывает студент. Самопринятие характеризуется внутренним чувством уверенности, спокойствием, ощущением самопринятия и принятия со стороны других людей, включая педагогов, что безусловно благоприятно влияет на приспособление к изменяющимся условиям.

Студенты с более высоким уровнем самопринятия обладают верой в собственные силы и возможности. Они способны доверять себе и миру. В процессе общения демонстрируют честность и искренность в проявлении чувств. Способность предоставить себе право быть самим собой и иметь свою точку зрения способствует позитивному развитию личности в целом и является одним из важных условий социально-психологической адаптации личности. Образовательная среда безусловно влияет на формирование самопринятия у студента, позволяя и способствуя искреннему предоставлению права студенту быть самим собой, без излишнего оговаривания и каких-либо иных условий.

Более высокие показатели по самопринятию у студентов карьерной среды зависимой активности свидетельствуют о том, что в данном типе образовательной среды педагоги демонстрируют готовность быть рядом со студентом в процессе обучения, с уважением относятся к их переживаниям. Скорее всего, именно вера преподавателей в их силы и возможности помогает студентам самостоятельно справиться с возникающими затруднениями.

В иной ситуации, характерной для образовательной среды карьерного типа активной зависимости, педагоги сами несут ответственность за студентов, лишая их свободы решать свои трудности самостоятельно. При таком подходе очевидно будет наблюдаться обесценивание чувств студентов, игнорирование их мнения и потребностей. При несовпадении системы ценностей и взглядов педагоги скорее всего стремятся переделать студента, не позволяя ему оставаться самим собой. Складывающаяся ситуация формирует неготовность обучающихся делиться собственными взглядами, провоцирует чувство страха, тревоги, боязни неуспеха и негативной оценки, доминирование чувства вины. Перечисленные особенности взаимодействия нарушают готовность студентов к принятию нового опыта и социально-психологической адаптации.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4(25)

359

Tkachenko Natalia Nicolaevna psychological

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ... science

Эмоциональный комфорт мы склонны рассматривать не только как компонент, но и как показатель, свидетельствующий о течении процесса адаптации в образовательной среде. Очевидно, эмоциональный дискомфорт и стресс, который возникает в образовательной среде влияет на адаптацию. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что у студентов, обучающихся в карьерной среде зависимой активности ощущение эмоционального комфорт находится на более высоком уровне, чем у студентов, обучающихся в образовательной среде карьерного типа активной зависимости. Данный результат скорее всего связан с тем, что студенты карьерной среды активной зависимости значительно ниже оценивают собственные умения и возможности, испытывают чувство беспокойства от пребывания в незнакомой обстановке и ситуациях, в которых нет соответствующего опыта. Более высокий уровень эмоционального комфорта студентов, обучающихся в карьерной среде зависимой активности может являться показателем их умения справиться с эмоциональным напряжением и умением держать его под контролем.

Выявленные нами особенности преобладания экстер-нального локуса контроля у студентов, обучающихся в карьерной среде активной зависимости позволяют судить о том, что степень контроля над значимыми ситуациями в целом у них сформирована значительно хуже. Данный аспект означает, что студенты склонны не видеть взаимосвязи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни. Иными словами, они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство происходящих событий является результатом случая или действий других людей [3]. С одной стороны, внешний контроль, позволяет организовывать деятельность студентов, особенно это актуально для младших курсов, так как внешняя организация способствует более эффективному прохождению периода адаптации. С другой стороны, постоянный внешний контроль лишает возможности самостоятельно организовывать свою деятельность, не дает возможности ориентироваться в текущих ситуациях и нести студентам ответственность за собственное поведение, формируя их пассивность [4]. Таким образом, карьерная среда активной зависимости формирует личность с недостаточной психической зрелостью и склонную к проявлению психического инфантилизма, что позволяет нам говорить о имеющихся сложностях процесса социально-психологической адаптации или этапе перестройки адаптационных механизмов.

Стремление к лидерству и доминированию важное свойство личности, благодаря которому личность решает внутренние задачи и повышает эффективность своего функционирования в социальной среде [5]. Показатель «стремление к доминированию» может отражать как индивидуальные особенности студента, так и возможные действия защитных механизмов на фоне стресса в период адаптации. Учитывая, что в карьерной среде зависимой активности результаты исследования демонстрируют более высокие показатели по параметру эмоционального комфорта, мы склонны считать, что в нашем случае стремление к доминированию является именно индивидуальной особенностью личности студента [6].

Обучающиеся в карьерной среде активной зависимости студенты менее инициативны, медленнее реагируют на возникающие проблемы, на личностном уровне реже проявляют эмпатию и контактность. Мы считаем, что полученный результат можно объяснить теми задачами, которые перед студентом выдвигает образовательная среда [7]. Очевидно, что карьерная среда активной зависимости выдвигает перед студентом сугубо коллективные цели, направленные на развитие коллектива, тогда как карьерная среда зависимой активности по большей мере выдвигает цели сугубо индивидуального характера, направленные на развитие и интеграцию личности [8].

Таким образом, данная часть проведенного исследования позволяет нам сделать следующие выводы. 360

Социально-психологическая адаптация студентов в образовательной среде разного типа достаточно специфична. У студентов образовательной среды карьерного типа зависимой активности есть тенденция к более высокой способности к адаптации. Студенты, обучающиеся в данном типе образовательной среды, имеют определенные ценности и принципы, и готовы защищать их. Они ощущают себя достаточно личностно защищенными, что позволяет им менять свои взгляды и ценности, если опыт и доказательства показали их несостоятельность и ошибочность [9].

Карьерная среда зависимой активности способствует формированию более адекватной самооценки у студентов. Обучающиеся данной образовательной среды менее тревожны, склонны к последовательному решению поставленных задач, умеют постоять за себя, уверены в своих способностях, доброжелательны к окружающим, более коммуникабельны.

Обучающиеся в карьерной среде зависимой активности студенты характеризуются стремлением занять более высокое место в иерархии взаимоотношений в обществе, ощущают собственную ценность и значимость, обладают более высокой адаптационной готовностью, способны изменить свой социальный статус на основе перехода из одной группы в другую или через изменение в ней межгрупповых отношений в результате приложения некоторых усилий или перераспределения личных ресурсов.

Образовательная среда зависимой активности ставит перед обучающимися такие задачи, решение которых требует опоры на собственные силы и постоянное стремление к совершенству с целью достижения в своей работе высокого результата, что способствует эффективности формирования способности к социально-психологической адаптации.

Студенты образовательной среды активной зависимости менее способны действовать согласно своим убеждениям, испытывают чувство вины и сожаления о своих действиях в ситуациях, когда другие люди высказывают неодобрение по отношению к их поведению и деятельности. Они больше обеспокоены тем, что было и будет происходить в их жизни и менее уверены в том, что смогут самостоятельно решить свои проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.

2. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - С. 193-197.

3. Осипова Н. Н., Зайцева В. М. Барьеры психической адаптации человека в постиндустриальном пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. № 4 (4). С. 27 -35.

4. Макарова А. А. Содержательно-уровневые характеристики как условие адаптации обучающихся в колледже // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований Сборник материалов XXX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. С. Чернова. 2017. С. 69 - 76.

5. Моров А. В. Лидерство и экзистенциальная рефлексия в системе социально-психологической адаптации личности // Казанский педагогический журнал. 2014. № 5 (106). С. 118-124.

6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас . — М.: Академический проект, 1999. - 239 с.

7. Кудрявцев В. Т. Психолог практический и практикующий: профессиональная и личностная позиция: «Дао» психолога / В. Т. Кудрявцев. — М.: Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева, 2004. - 5 с.

8. Роджерс К. Р. Клиентоцентрированная терапия / Т. Гордон, Э. Дорфман, К. Роджерс, Н. Хоббс//Пер. с англ. В. В. Лях, А. П. Хомик. —М.: «Рефлбук», К.: «Ваклер», 1997 - 320 с.

9. Майбородова М. С., Колкова С. -М. Самопринятие личности как условие психологического здоровья человека // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал/ материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2012. С. 397 - 403.

Статья поступила в редакцию 27.10.2018

Статья принята к публикации 27.12.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.