УДК 378.147.88 Н. А. Краюшкина
аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: gleb_9a@mail.ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ К МЕНЕДЖЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
В статье дается краткий обзор теоретических представлений и подходов к изучению преодолевающего поведения. Перечисляются и характеризуются основные функции, виды и структура копинга, указываются наиболее адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи между уровнем социально-психологической адаптаптации и выбором варианта копинг-стратегии у юношей и у девушек в период прохождения практики. Выявлены половые особенности совладаю-щего поведения.
Ключевые слова: совладающее поведение; копинг-стратегии; социально-психологическая адаптация; профессиональная адаптация.
Krayushkina Natalia A.
Post Graduate Student, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION TO MANAGEMENT ACTIVITIES AND KOPING-STRATEGII AT STUDENTS DURING PRACTICE
In article the short review of theoretical representations and approaches to the behavior study, overcoming a stress (raping) is given. Basic functions, types and raping structure are listed and characterized, the adaptive and non-adaptive koping-strategy are specified. Results of empirical research of correlation between level of a social and psychological adaptaptation and a choice of option of kopig-strategy at young men and girls during practical training are provided. Sexual features a behavior koping are revealed
Key words: the overcoming behavior (raping); raping-strategy; social and psychological adaptation; stress; disadaptation.
Важность практической подготовки в профессиональном становлении выпускников не вызывает сомнения. Формирование специалиста готового к профессиональной деятельности, успешно адаптирующегося в социуме, возможно при создании условий, при которых
акцент с контроля за объемом знаний переносится на возможность применения их на практике. Необходимо создать условия, при которых студенты могут самостоятельно решать поставленные задачи, используя комплекс теоретических знаний, практических умений и навыков. Одним из реальных факторов социальной и профессиональной адаптации студентов является преддипломная практика.
Актуальность проблемы профессиональной адаптации студентов обусловлена потребностью общества в профессионально компетентных специалистах, обладающих мобильностью, активностью, умением ориентироваться в сложных профессиональных ситуациях, готовностью к профессиональному становлению и к повышению квалификации, что в свою очередь требует создания непрерывно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации обучающихся. Имеются данные о том, что успешность социально-психологической адаптации и стратегии поведения в трудных ситуациях взаимосвязаны [1].
Проблема преодоления личностью стрессовых и критических ситуаций исследуется учеными в различных областях знания. Устойчивый интерес к данной проблеме обусловлен усилением негативного воздействия природных, экологических, социальных и других неблагоприятных условий на личность. В этой связи особую значимость приобретает изучение психологических способов совладания со стрессом как фактора успешной адаптации человека в современном мире [1-5].
Студенты - одна из наиболее подверженных стрессам категорий населения, особенно на выпускном курсе, когда надо выбирать работу и переходить к самостоятельной взрослой жизни. Эффективность овладения копинг-стратегиями у студентов неравномерна и зависит от целого ряда факторов. Анализ современных исследований связи копинг-поведения и пола респондентов показывает, что исследования очень разнородны как по охвату разных профессий, так и по результатам, полученным исследователями.
Профессиональная деятельность менеджеров отличается постоянным нервно-психическим и эмоциональным напряжением, обусловленным как содержанием работы, так и специфической обстановкой, в которой она осуществляется. Проблема сохранения и укрепления их профессионального здоровья особенно актуальна, и ее решение напрямую связано с исследованием эффективности индивидуальных
способов совладания с трудными ситуациями и способности к адаптации. Причем эти способы совладания у представителей женского и мужского пола могут оказаться неодинаковыми.
Мужчины и женщины по-разному преодолевают стресс. А. Вин-герхётс изучал различия, связанные с полом, в копинг-стратегиях при психологических и соматических симптомах и установил, что мужчины используют более активные, сфокусированные на проблеме копинг-стратегии, в то время как женщины используют стратегии, основанные на эмоциях [9].
Но относительно существования полоролевых особенностей копинга у мужчин и у женщин единого мнения у ученых еще нет и данные многих авторов противоречивы и не соотносятся друг с другом. Поэтому мы решили проверить имеются ли полоролевые различия копинга в рамках эмпирической части нашего исследования.
Для выявления индивидуальных способов совладания с трудными ситуациями и способности к адаптации у юношей и у девушек мы разработали методику исследования, в которой предполагалось использование тест-опросника для определения уровня субъективного контроля, методики для выявления стратегий и моделей преодолевающего поведения, разработанных Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой и опросника для диагностики уровня социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд [6; 7].
В качестве испытуемых выступали 48 юношей и 52 девушки, возрастом от 19 до 25 лет, проходившие преддипломную практику по специальности «Менеджмент» как будущие специалисты по работе с персоналом и с клиентами.
Результаты исследования показали, что существует разница во взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями у юношей и у девушек (см. табл. 1). Это показывает сравнительно-сопоставительный анализ частот и значимость их различий по всем показателям социально-психологической адаптации и шкалам субъективного контроля.
Как видно из таблицы 1, значимые различия между юношами и девушками имеют место в отношении двух показателей социально-психологической адаптации (самопринятие и принятие других) и по одной шкале субъективного контроля (интернальность в области неудач).
Таблица 1
Процентное соотношение уровней развития основных показателей социально-психологической адаптации и шкал УСК (у юношей и у девушек)
Показатели Девушки (уровень развития, %) Юноши (уровень развития, %)
высокий средний низкий высокий средний низкий
Адаптация 41 29 30 41 23 36
Самопринятие 49 35 6 28 36 36
Принятие других 14 43 43 39 24 37
Эмоциональная комфортность 14 60 26 17 34 49
Интернальность 24 41 35 30 21 49
Стремление к доминированию 22 49 29 21 30 49
Эскапизм 20 16 64 20 12 68
Общая интернальность 39 24 37 36 11 53
Интернальность в области достижений 10 74 16 15 72 13
Интернальность в области неудач 19 67 14 46 31 23
Интернальность в семейных отношениях 51 33 16 54 23 23
Интернальность в обла-
сти производственных отношений 26 31 43 40 39 21
Интернальность в об-
ласти межличностных
отношений 55 20 25 60 15 25
Интернальность
в отношении здоровья и болезни 51 29 20 60 21 19
В группе юношей более высокий уровень принятия других, который составляет - 39 % и интернальности в области неудач - 46 %. В группе девушек более высокий уровень самопринятия - 49 0%, что может быть объяснено тем фактом, что успех в профессиональной деятельности для мужского пола был более важен, чем для женского, поэтому неудачи влекут за собой, как следствие, изменение отношения к себе и более низкий уровень самопринятия.
Следующим этапом нашей работы было экспериментальное исследование особенностей копинг-поведения выбранной нами группы испытуемых, которое началось с определения уровней развития девяти копинг-стратегий. С помощью анализа частот были выделены низкая, средняя и высокая степени выраженности копинг-стратегий.
Таблица 2
Процентное соотношение степеней выраженности копинг-стратегий (у юношей и у девушек)
Копинг-стратегии Девушки (уровень развития, %) Юноши (уровень развития, %)
высокая средняя высокая средняя низкая
Ассертивные действия 23 16 61 19 2 79
Осторожные действия 4 57 39 15 51 34
Избегание 43 29 28 38 23 39
Вступление в социальный контакт 22 31 47 48 17 35
Поиск соц. поддержки 53 22 25 30 32 38
Асоциальные действия 10 41 49 6 41 53
Агрессивные действия 24 37 39 21 36 43
Импульсивные действия 8 22 70 37 19 44
Манипулятивные действия 40 25 35 17 40 43
Значимые различия между юношами и девушками выявлены по четырем копинг-стратегиям, а именно - «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки», «импульсивные действия» и «манипулятивные действия». В группе юношей более высокая степень выраженности таких копинг-стратегий, как «вступление в социальный контакт», что составляет - 48 % и «импульсивные действия» - 37 %. В группе девушек более высокая степень выраженности копинг-стратегий «поиск социальной поддержки», что составляет - 53 0% и «манипулятивные действия» - 40 0%. Таким образом, можно сделать вывод, что студентам и студенткам свойственны про-социальные стратегии поведения, но юноши более склонны вступать в социальный контакт, а девушки в трудных ситуациях стремятся найти поддержку в своем окружении. Кроме этого, юношам более свойственны прямые копинг-стратегии, а девушкам - манипулятивные.
Для того чтобы выяснить, как связаны уровень социально-психологической адаптации и выбор варианта копинг-стратегии,
мы прибегли к процедуре корреляционного анализа показателей социально-психологической адаптации и копинг-стратегий.
Таблица 3
Взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации и копинг-стратегий (у девушек)
Показатели СПА и л 2
Копинг-стратегии Адаптация Самоприятие Принятие друп Эмоциональна комфортность о о н ь я р е т н К Стремление к доминировав Эскапизм
Ассертивные действия
Осторожные действия 318*
Избегание
Вступление в соц. контакт 466**
Поиск соц. поддержки 294* 589** 352*
Асоциальные действия
Агрессивные действия
Импульсивные действия
Манипулятивные действия 412*
*р>0,05 ; ** р>0,01
В группе девушек корреляционный анализ показал наличие значимых связей между такими показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями, как «адаптация» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,294, при ), «самопринятие» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,466, при ), «самопринятие» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,589, при ), «эмоциональная комфортность» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,352, при ), «интернальность» и «осторожные действия» (г = 0,318, при ) и «стремление к доминированию» и «манипулятивные действия» (г = 0,412, при ).
Это означает, что высокий уровень адаптации у студенток связан, прежде всего, с выбором такой копинг-стратегии, как «поиск социальной поддержки», что может являться одним из условий более
низкой адаптации, поскольку поддержку не всегда возможно получить и даже нельзя на нее рассчитывать. Кроме этого, выбор данной копинг-стратегии связан с самопринятием, т. е. поддержку других людей девушки могут расценивать как знак своей нужности, небезразличия к ним, и тем самым это может способствовать повышению их самопринятия и чувствам эмоционального комфорта, что ощущают испытуемые, чувствуя поддержку других людей.
Также следует отметить, что в данной группе интернальность связана с выбором копинг-стратегии «осторожные действия», т. е. чувствуя свою ответственность за происходящие события, девушки склонны вести себя осторожно.
Таблица 4
Взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации и копинг-стратегий (у юношей)
Показатели СПА Копинг-стратегии Адаптация Самоприятие Принятие других Эмоциональная комфортность Интернальность Стремление к доминированию Эскапизм
Ассертивные действия 416** 308* 396** 321*
Осторожные действия
Избегание
Вступление в соц. контакт
Поиск соц. поддержки
Асоциальные действия
Агрессивные действия 382**
Импульсивные действия 424**
Манипулятивные действия
*р>0,05 ; ** р>0,01
В группе юношей можно выделить значимые корреляции между такими показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями, как «адаптация» и «ассертивные действия» (г = 0,416, при р>0,01), «самопринятие» и «ассертивные действия»
(г = 0,308, при р>0,05), «эмоциональная комфортность» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,424, при р>0,01), «интернальность» и «ассертивные действия» (г = 0,396, при р>0,01), «интернальность» и «агрессивные действия» (г = 0,382, прир>0,01) и «стремление к доминированию» и «ассертивные действия» (г = 0,321, при р>0,05).
Это означает, что высокий уровень адаптации у студентов связан, прежде всего, с выбором такой копинг-стратегии, как «ассертивные действия», т. е. юноши более уверенны, активны и напористы, и именно эти качества позволяют им занять «свое место» и адаптироваться в различных ситуациях.
Кроме этого, выбор данной копинг-стратегии связан с самопринятием: уверенные юноши, способные активно противостоять трудным ситуациям, скорее всего, обладают большим самопринятием, интер-нальностью; чувствуя свою ответственность за происходящее, юноша начинает вести себя более уверенно и активно. Таким образом, можно сделать вывод, что существует разница во взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями у студентов женского и мужского пола. Для юношей определяющей является такая копинг-стратегия, как «ассертивные действия, а для девушек - «поиск социальной поддержки». С выбором данных стратегий также связано их самопринятие.
Таким образом, уровень социально-психологической адаптации студентов, проходящих практику, связан с их копинг-поведением, а качество этой связи имеет свои особенности как у юношей, так и у девушек. Использование комплекса методик дало возможность выявить особенности во взаимосвязи социально-психологической адаптации и копинг-поведения юношей и девушек в период прохождения преддипломной практики. Полученные данные дают основание для разработки более эффективного психолого-педагогического сопровождения и руководства педпрактикой студентов выпускных курсов с учетом их гендерных особенностей. Однако требуется еще выяснить, зависит ли адаптация от уже имеющихся копинг-стратегий или копинг-стратегии позволяют личности быстрее пройти процесс социально-психологической адаптации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. АнцыфероваЛ. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-18.
3. Бодров В. А. Когнитичные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. - 1994. - № 6. - С. 121-128.
4. ВодопьяноваН. Е. Психодиагностика стресса. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с.
5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с.
6. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 5. - C. 20-29.
7. Сорокина Ю. Л. Совладающее поведение студентов вуза // Психология совладающего поведения: сб. Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 16-18 мая 2007 г. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. - С. 143-157.
8. Lazarus R. S., Kanner A. D., Бо1кшап S. Ешойош: a ragn^rve рhenоmenо1о-gical analysis // Ешойоа ТЪеогу, Research and Ехрепеше. - V. 1. - N. Y, 1980. - Р. 96-121.
9. Weber H. Belastungsverarbeitung // Z. für Klinische Psychologie. - 1992. -B. 21. - H. 1. - S. 17-27.