УДК 159.9.072.422 Н. А. Краюшкина
аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-maiL: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе представлены результаты исследования взаимосвязи уровня социально-психологической адаптаптации и выбора варианта копинг-стратегии у студентов и работающих менеджеров. Автор статьи в процессе теоретического обоснования исследования и анализа полученных данных использует ряд положений Л. С. Выготского, касающихся социализации личности. Дает определение понятия «копинг» и характеризует основные функции, виды и структуру копинга, указывает наиболее адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии. Раскрывает особенности и различия во взаимосвязи социально-психологической адаптации и копинг-поведения у студентов и работающих менеджеров.
Ключевые слова: личность; совладающее поведение; копинг-стратегии; социально-психологическая адаптация; профессиональная адаптация.
N. A. Krayushkina
Postgraduate student, Department of PsychoLogy and PedagogicaL AnthropoLogy, MSLU; e-maiL: [email protected]
INTERRELATION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND COPING BEHAVIOUR IN PROFESSIONAL ACTIVITY
The articLe discussed the research resuLts of the interreLation of the sociaL and psychoLogicaL adaptation LeveL and the choice of coping strategy made by students and working managers. To justify the theoreticaL grounds of the research and the anaLysis data the author uses Vygotsky's concept of sociaLization of the individuaL; defines the concept of "coping" and its main functions, types and structure; specifies the most adaptive and maLadaptive coping strategies; outLines distinctions in the interreLation of sociaL and psychoLogicaL adaptation and students' and working managers' coping behaviour.
Key words: personaLity; overcoming behaviour (raping); coping strategies; sociaL and psychoLogicaL adaptation; professionaL adaptation.
Проблема социально-психологической и профессиональной адаптации молодежи всегда была актуальна, но не стояла так остро, как в настоящее время. К психологическим трудностям юношеского возраста добавляется неясность перспектив профессионального
развития, связанных с социально-экономическими переменами, что приводит к профессиональной неустойчивости молодежи, к снижению уровня адаптации на рабочих местах [2].
Методологической основой изучения социально-психологической адаптации в отечественной науке в нашем исследовании является культурно-историческая теория Л. С. Выготского. «Врастание нормального ребенка в цивилизацию, - отмечает ученый, - представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим» [3; 4].
Своеобразная природа приспособления человека к природе, отмечает Л. С. Выготский, коренным образом отличающая его от животных, лежащая в основе всей исторической жизни человечества, невозможна без новых форм поведения, не может не вызвать к жизни принципиально иную, качественно отличную, иначе организованную систему поведения [3]. Эта новая система поведения формируется при наличии определенной биологической зрелости, однако без изменения биологического типа человека. В отличие от этого все высшие функции, а именно, словесное мышление, логическая память, образование понятий, произвольное внимание, воля в процессе исторического развития человечества подвергаются глубокому и всестороннему изменению [3; 4]. В полном соответствии с этим и развитие психических функций необходимо включает в себя создание особых -внешних - средств, выступающих в качестве психологического орудия, позволяющего добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивающего первоначальные, элементарные психические функции.
Одним из важных этапов в жизни человека является переход от одного вида ведущей деятельности к другой, а именно от учебной деятельности к производственной. От того насколько успешен будет процесс социально-психологической адаптации, зависит профессиональная деятельность человека.
Актуальность проблемы профессиональной адаптации студентов обусловлена потребностью общества в профессионально компетентных специалистах, обладающих мобильностью, активностью, умением ориентироваться в сложных профессиональных ситуациях, готовностью к профессиональному становлению и повышению
квалификации, что в свою очередь требует создания непрерывно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации обучающихся. Имеются данные о том, что успешность социально-психологической адаптации и стратегии поведения в трудных ситуациях взаимосвязаны [7; 8]. Проблема преодоления личностью стрессовых и критических ситуаций исследуется учеными в различных областях знания. Устойчивый интерес к данной проблеме обусловлен усилением негативного воздействия природных, экологических, социальных и других неблагоприятных условий на личность. В этой связи особую значимость приобретает изучение психологических способов совладания со стрессом как фактора успешной адаптации человека в современном мире [5; 6].
Цель нашей работы состоит в выявлении особенностей взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации с выбором варианта копинг-стратегии у студентов и работающих менеджеров.
Для изучения этой взаимосвязи мы предложили нашим испытуемым (48 мужчинам и 52 женщинам, в возрасте от 19 до 55 лет) тест-опросник для определения уровня субъективного контроля, методику выявления стратегий и моделей преодолевающего поведения, разработанную Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой, и опросник для диагностики уровня социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд.
В процессе исследования мы получили показатели, исходя из которых выделили две группы испытуемых: с высоким и низким уровнем развития адаптационных способностей. Обнаружена разница во взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями у лиц с высоким и с низким уровнем адаптационных способностей. Значимые различия между ними выявлены по шести видам копинг-стратегий.
В группе испытуемых с высоким уровнем адаптации корреляционный анализ показал наличие значимых связей между показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями:
• «адаптация» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,329, при p < 0,01);
• «самопринятие» и «ассертивные действия» (г = 0,464, при p < 0,05);
• «самопринятие» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,388, при р < 0,01);
• «принятие других» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,416, при р < 0,05);
• «принятие других» и «агрессивные действия» (г = -0,545, при р < 0,01);
• «эмоциональная комфортность» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,333, при р < 0,05);
• «эмоциональная комфортность» и «манипулятивные действия» (г = -0,456, при р < 0,01);
• «стремление к доминированию» и «ассертивные действия» (г = -0,336, при р < 0,01).
В группе испытуемых с высоким уровнем адаптации высокая степень выраженности таких копинг-стратегий, как «ассертивные действия» - свойственна 40 % испытуемых и «вступление в социальный контакт» - 48 %. В группе испытуемых с низким уровнем адаптации можно выделить значимые корреляции между показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями:
• «адаптация» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,591, при р < 0,01);
• «самопринятие» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,364, при р < 0,05);
• «принятие других» и «манипулятивные действия» (г = -0,518, при р < 0,01);
• «эмоциональная комфортность» и «избегание» (г = 0,416, при р < 0,05);
• «эмоциональная комфортность» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,344, при р < 0,01);
• «интернальность» и «манипулятивные действия» (г = -0,388, при р < 0,01);
• «стремление к доминированию» и «агрессивные действия» (г = 0,448, при р < 0,05);
• «стремление к доминированию» и «импульсивные действия» (г = 0,341, при р < 0,01).
Высокая степень выраженности копинг-стратегий: «избегание» -51 %, «поиск социальной поддержки» - 47 %, «агрессивные действия» -38 % и «манипулятивные действия» - 27 %.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что высокая способность к адаптации связана с использованием активных и про-социальных копинг-стратегий. К просоциальным копинг-стратегиям относятся самопринятие, ассертивные действия, вступление в социальный контакт, принятие других.
Иначе говоря, испытуемые с высокими адаптивными способностями в трудных жизненных ситуациях предпочитают действовать активно и сообща. В отличие от них, испытуемые с низким уровнем адаптации в стрессовых ситуациях стремятся либо найти поддержку, либо «уйти от решения проблемы», либо становятся агрессивными и склонны манипулировать другими людьми; таким образом, можно сказать, что они выбирают пассивные, асоциальные и непрямые стратегии поведения.
Мы исследовали и особенности взаимосвязи социально-психологической адаптации и копинг-стратегий у студентов и работающих менеджеров.
Значимые различия между группами студентов и работающих менеджеров выявлены по двум показателям социально-психологической адаптации (самопринятие и эмоциональная комфортность) и по одной шкале субъективного контроля (интернальность в области производственных отношений).
В группе студентов выявили более высокий уровень самопринятия - 56 % и эмоциональной комфортности - 32 %. В группе работающих менеджеров более высокий уровень интернальности в области производственных отношений - 48 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что студентам свойствен более высокий уровень самопринятия, так как они пока уверенно смотрят на свою дальнейшую деятельность в рамках выбранной профессии и для них более характерно комфортное эмоциональное состояние, что может быть связано с отсутствием напряженной и ответственной профессиональной деятельности. В свою очередь, работающие менеджеры склонны брать на себя ответственность за построение производственных отношений, что может быть объяснено самим фактом их вовлечения в эти отношения.
Еще одним этапом нашей работы было исследование особенностей копинг-поведения выбранной нами группы испытуемых, которое началось с определения уровней развития девяти копинг-стратегий.
С помощью анализа частот были выделены низкая, средняя и высокая степень выраженности копинг-стратегий. Значимые различия между группами студентов и работающих менеджеров выявлены по двум копинг-стратегиями («поиск социальной поддержки» и «агрессивные действия»). В группе студентов обнаружена более высокая степень выраженности копинг-стратегий «поиск социальной поддержки» -46 % и «агрессивные действия» - 38 %.
Таким образом, студентам более свойственно в трудных ситуациях обращаться за помощью к другим, тогда как в профессиональной деятельности основная позиция - «сам за себя»; также студенты позволяют себе быть более агрессивными, что далеко не всегда допустимо на рабочем месте, где человек должен сдерживать себя.
Чтобы выяснить, как связаны уровень социально-психологической адаптации и выбор варианта копинг-стратегии, мы прибегли к процедуре корреляционного анализа показателей социально-психологической адаптации и копинг-стратегий. В группе студентов корреляционный анализ показал наличие значимых связей между показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями:
• «адаптация» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,356, при p < 0,05);
• «адаптация» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,424, при p < 0,01);
• «принятие других» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,382, при p < 0,01);
• «эмоциональная комфортность» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,284, при p < 0,05);
• «интернальность» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,309, при p < 0,01);
• «стремление к доминированию» и «агрессивные действия» (г = 0,372, при p < 0,01);
• «эскапизм» и «избегание» (г = 0,443, при p < 0,01).
Это означает, что высокий уровень адаптации у студентов связан, прежде всего, с выбором просоциальных копинг-стратегий («вступление в социальный контакт» и «поиск социальной поддержки»), т. е. со стремлением сообща находить решение проблемы и выход из трудной ситуации, а также способностью обратиться к другим людям за поддержкой. Кроме того, копинг-стратегия «поиск социальной
поддержки» связана с «принятием других», принимая других людей (человек обращается к ним с большей легкостью, эмоциональной комфортностью, которую ощущают испытуемые, чувствуя поддержку других людей) и с интернальностью (осознавая свою ответственность за происходящее, человек, тем не менее, способен попросить о помощи других людей). Также следует отметить, что в данной группе стремление к доминированию связано с выбором агрессивной копинг-стратегии, желание доминировать часто сопровождается именно агрессивными действиями, а желание уйти от проблем - с выбором копинг-стратегии «избегание». В группе работающих менеджеров можно выделить значимые корреляции между показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями:
• «адаптация» и «ассертивные действия» (г = 0,628, при p < 0,05);
• «адаптация» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,304, при p < 0,01);
• «самопринятие» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,532, при p < 0,01);
• «принятие других» и «осторожные действия» (г = 0,352, при p < 0,01);
• «эмоциональная комфортность» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,357, при p < 0,01);
• «интернальность» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,299, при p < 0,01);
• «эскапизм» и «осторожные действия» (г = 0,279, при p < 0,01).
Это означает, что высокий уровень адаптации у работающих менеджеров связан, прежде всего, с выбором таких копинг-стратегий, как «ассертивные действия» и «вступление в социальный контакт», т. е. активные и просоциальные копинг-стратегии определяют высокую способность к адаптации. Кроме этого, выбор копинг-стратегии «вступление в социальный контакт» связан с самопринятием: решая проблемы сообща, человек осознает свой вклад и, «разделяя» с другими свои проблемы, находясь в социальной общности, он может расценивать это как признание своей нужности, что способствует повышению самопринятия. Следует отметить, что в данной группе выбор копинг-стратегии «осторожные действия» связан, с одной стороны, с принятием других, а с другой - с желанием уйти от проблем. Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует разница во
взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями у студентов и работающих менеджеров. В обеих группах способность к адаптации связана с выбором копинг-стратегии «вступление в социальный контакт», но в группе студентов определяющей является «поиск социальной поддержки» - возможно, что в студенческие годы легче найти поддержку у других людей. Тогда как в более зрелом возрасте, в процессе профессиональной деятельности, это сделать гораздо сложнее, а в группе работающих менеджеров - «ассертивные действия», активность и уверенность в себе могут быть связаны с особенностями профессиональной деятельности менеджера и с его успешностью в ней. Чувство эмоционального комфорта и интернальность в группе студентов связана с выбором копинг-стратегии «поиск социальной поддержки». В группе работающих менеджеров - «вступление в социальный контакт». В группе студентов желание уйти от проблем связано с их избеганием, а принятие других людей - со стремлением получить от них поддержку. В группе работающих менеджеров эти характеристики социально-психологической адаптации связаны с осторожными действиями в трудных ситуациях и по отношению к другим людям. Это можно объяснить тем, что в профессиональной деятельности уйти от проблем бывает просто невозможно, и, понимая это, менеджеры предпочитают действовать осторожно во всех отношениях и ситуациях.
На основе полученных нами данных можно говорить, что уровень социально-психологической адаптации студентов и менеджеров связан с их копинг-поведением. Использование комплекса методик дало возможность выявить особенности и различия во взаимосвязи социально-психологической адаптации и копинг-поведения у этих групп испытуемых.
Полученные нами данные подтверждают представления Выготского о том, что в онтогенетическом развитии каждого отдельного человека возникают и формируются культурные формы поведения [3]. Лев Семенович справедливо отмечал, что природа приспособления человека не может не вызвать к жизни принципиально иную, качественно отличную, иначе организованную систему поведения, что и показывают результаты нашего исследования об изменении копинг-стратегий у работающих менеджеров по сравнению с теми, кто только проходит практику.
Л. С. Выготский доказывал, что у ребенка высшие психические функции возникают в системе отношений со взрослыми как носителями опыта. Полученные нами данные показывают правильность этих заключений и для юношеского возраста. В наших исследованиях для студентов при формировании определенных копинг-стратегий имеет значение система отношений с другими людьми, и не случайно, в этой группе определяющей является копинг-стратегия «поиск социальной поддержки».
Таким образом, в процессе приспособления человека к работе изменяется или перестраивается структура таких психических образований, как копинг-стратегии. Об этом свидетельствуют выявленные нами различия между копинг-стратегиями у студентов, которые еще не ведут профессиональную деятельность, и работающих менеджеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2008. - 475 с.
2. Безюлёва Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. - М. : НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - С. 5-6.
3. Выготский Л. С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 140-145.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. - Т. 2. - М. : Педагогика, 1982. - С. 395-415.
5. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavion» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. № 5. - C. 20-29.
6. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М. : Институт психологии РАН, 2008. - 474 с.
7. Lazarus R. S., Kanner A. D., Fоlkman S. Етойош: a TOgnitive рhenоmenо-togical analysis // ЕтоНоа ^еогу, Research and Exрeгience. - V. 1. - N.Y, 1980. - Р. 96-121.
8. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. - N.-Y, 1991. -Р. 141-152.