Научная статья на тему 'Социально-профессиональные проблемы учительства Северного региона: гендерный автопортрет'

Социально-профессиональные проблемы учительства Северного региона: гендерный автопортрет Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / COMPREHENSIVE SCHOOL / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧИТЕЛЕЙ / SOCIAL AND PROFESSIONAL PROBLEMS OF TEACHERS / ГЕНДЕРНЫЙ АВТОПОРТРЕТ / GENDER SELF-PORTRAIT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Овчаренко Светлана Викторовна

Представлены результаты социологического исследования гендерных аспектов социально-профессиональной деятельности учителей общеобразовательной школы. Полученные данные позволяют сделать вывод о специфике социально-профессиональной деятельности учителей сквозь призму гендерных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PROFESSIONAL PROBLEMS OF THE TEACHING: GENDER SELF-PORTRAIT

The findings of sociological research of gender aspects of social and teachers' professional activity at comprehensive school are presented in the article. The data enable to make a conclusion about specifics of social and professional activity of teachers through a prism of gender distinctions.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональные проблемы учительства Северного региона: гендерный автопортрет»

оииология учительства

Е

YAK 316.346.2(571.122) ББК 60.542.2(2Рос-6Хан)

С.В. ОВЧАРЕНКО

S.V. OVCHARENKO

СОиИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧИТЕЛЬСТВА СЕВЕРНОГО РЕГИОНА: ТЕНДЕРНЫЙ АВТОПОРТРЕТ

SOCIAL AND PROFESSIONAL PROBLEMS OF THE TEACHING: GENDER SELF-PORTRAIT

Представлены результаты социологического исследования гендерных аспектов социально-профессиональной деятельности учителей общеобразовательной школы. Полученные данные позволяют сделать вывод о специфике социально-профессиональной деятельности учителей сквозь призму гендерных различий.

The findings of sociological research of gender aspects of social and teachers' professional activity at comprehensive school are presented in the article. The data enable to make a conclusion about specifics of social and professional activity of teachers through a prism of gender distinctions.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, социально-профессиональные проблемы учителей, гендерный автопортрет.

Key words: comprehensive school, social and professional problems of teachers, gender self-portrait.

Как складывается жизнь учителя сегодня? Как реализуются его ожидания в конкретном регионе? Изменилась ли их жизнь за последние пять лет? Насколько педагоги удовлетворены своей профессиональной и семейной жизнью? Ощущают ли они жизненный дискомфорт? Все эти и многие другие проблемы изучались нами в ходе регионального социологического проекта «Учительство ХМАО - Югры социально-профессиональная общность», которое проводилось лабораторией региональных исследований СурГПУ на территории округа в 2012-2013 гг.1 Необходимо отметить, что данная статья отражает субъективную точку зрения наших респондентов по вышеуказанным проблемам сквозь призму гендерного фактора. Нам было важно показать мнения, как мужчин, так и женщин, поскольку сама социально-профессиональная общность является неоднородной и, по-нашему мнению, гендер рассматривается здесь как один из значимых компонентов в определении учительства как целостной социальной структуры. Социологи-

1Социологическое исследование «Учительство региона как социально-профессиональная общность» проводилось лабораторией региональных исследований СурГПУ на территории ХМАО - Югры. Выборка стратифицированная с пропорциональным размещением. Были выбраны три страты (Центральный образовательный округ, Западный образовательный округ и Восточный образовательный округ). Общий объем выборки -1200 учителей общеобразовательных школ. Были использованы следующие методы социологической информации: 1) анкетирование; 2) метод фокус-групп, 3) интервьюирование; 4) экспертный опрос представителей департамента образования. Обработка полученной первичной информации осуществлялась с использованием статистического пакета SPSS 20.

ческое осмысление гендерных особенностей учителей даёт возможность увидеть и объяснить общее и особенное в жизненных стратегиях, предпочтениях, образе жизни, ценностных системах мужчин и женщин-учителей.

Так, гендерный состав участников нашего исследования среди учителей показывает, что количество женщин составляет 91%, мужчин - 9%. Данное распределение по полу учителей зафиксировало более сильную гендер-ную диспропорцию педагогического сообщества с доминированием женщин в ХМАО - Югре, по сравнению с общероссийскими данными, где женщины составляют 87,6% от общей численности школьных учителей1.

Далее, мы считаем значимым показать данные о количестве детей и семейном статусе наших респондентов. Отмечается, что семейная обстановка влияет на эффективность профессиональной деятельности учителей, а также положительно или отрицательно отражается на их социальном самочувствии. Исследование показало, что 71,1% женщин и 74,0% мужчин состоят в браке. Нет детей у 15,4% женщин и 19,8% мужчин, одного ребёнка имеют 34,9% женщин и 35,4% мужчин, двух - соответственно 43,6% женщин и 33,3% мужчин, трёх и более - 6,1% женщин и 11,5% мужчин. Как можно заметить, многодетными наших учителей не назовёшь, что отражает демографическую ситуацию в целом по стране.

Примечательно, что мужчины демонстрируют большую удовлетворённость своим семейным статусом, чем женщины: «удовлетворены» - 92,6% мужчин и 77,8% женщин, «не удовлетворены» - 7,4% мужчин и 22,2% женщин (табл. 1).

Таблица 1

Респонденты об удовлетворённости своим семейным статусом (в % к числу ответивших)

Скажите, пожалуйста, удовлетворены ли Вы семейным статусом? Пол В целом по выборке

Женский Мужской

Да 41,5 54,3 43,0

Скорее да, чем нет 36,3 38,3 36,2

Скорее нет, чем да 13,6 5,3 12,8

Нет 8,6 2,1 8,0

Итого 100,0 100,0 100,0

Индекс удовлетворённости семейным статусом 0,4 0,6 0,5

Гендерные различия наших респондентов заметны и по степени удовлетворённости жизнью в целом. Так, «удовлетворены» - 90,4% мужчин и 87,7% женщин, соответственно «не удовлетворены» - 9,6% мужчин и 11,3% женщин. Индекс удовлетворённости жизнью в целом у мужчин выше, чем у женщин: 0,4 - мужчины и 0,3 - женщины (табл. 2).

Таблица 2

Респонденты об удовлетворённости жизнью в целом (в % к числу ответивших)

Скажите, пожалуйста, удовлетворены ли Вы жизнью в целом? Пол В целом по выборке

Женский Мужской

1 2 3 4

Да 28,6 38,3 29,5

Мониторинг экономики образования <...> [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://education-monitoring.hse.ru.

Окончание табл. 2

1 2 3 4

Скорее да, чем нет 60,1 52,1 59,3

Скорее нет, чем да 9,5 9,6 9,5

Нет 1,8 ,0 1,7

Итого 100,0 100,0 100,0

Индекс удовлетворённости жизнью в целом 0,3 0,4 0,5

В большей степени удовлетворены учителя-мужчины и уровнем доходов своей семьи (табл. 3).

Таблица 3

Респонденты о доходах своей семьи (в % к числу ответивших)

Как бы Вы охарактеризовали денежные доходы Вашей семьи? Пол В целом по выборке

Женский Мужской

Денег хватает на все, чтобы ни в чем себе не отказывать (автомашина, квартира, земельный участок, отдых на курортах мира и т. д.) 3,6 4,2 3,7

Покупка большинства товаров длительного пользования (холодильник, телевизор, стиральная машина, мебель и т. д.) не вызывает у нас трудностей 21,6 22,9 21,7

Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, более крупные покупки приходится откладывать на потом 61,5 62,5 61,5

Денег хватает только на продукты питания и коммунальные услуги 12,6 10,4 12,4

Денег не хватает даже на питание, не говоря уже об остальном 0,7 - 0,7

Итого 100,0 100,0 100,0

Как видно из таблицы 3, для большинства учителей и их семей денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды (61,5% женщин и 62,5% мужчин), однако более крупные покупки им приходится откладывать на потом. Только 21,6% женщин и 22,9% мужчин ответили, что доходы в их семьях позволяют им покупку большинства товаров длительного пользования. Однако есть и те, которым денег хватает только на продукты питания и коммунальные услуги - 12,6% женщин и 10,4% мужчин

Таким образом, анализ таблицы 3 говорит о схожести уровня жизни как мужчин, так и женщин. Однако степень удовлетворённости доходами своей семьи у учителей-мужчин чуть выше, чем у женщин. Выше у мужчин и доля оптимизма по поводу улучшения уровня жизни. Так, на вопрос «Как Вы думаете, Вы (Ваша семья) сможете в ближайшие год-два повысить свой уровень жизни?» 54,0% мужчин и 41,9% женщин дали ответ «Да». К сожалению велика доля тех, кто не верит в повышение своего уровня жизни и среди них больше всего женщин - 58,1 к 46,0%. Также учителя-мужчины испытывают большую надежду и уверенность перед будущем, чем женщины (табл. 4).

Таблица 4

Респонденты о чувствах, которые они испытывают перед будущим (в % к числу ответивших) 1

Какие чувства Вы испытываете перед будущим? Пол В целом по выборке

Женский Мужской

Оптимизм 16,6 14,7 16,3

Спокойствие 11,7 14,7 9,8

Надежду 34,7 41,1 31,8

Неопределённость 30,3 36,8 29,7

Тревогу 16,0 11,6 12,1

Следует отметить, что учительство всегда отличалось своим неравнодушным отношением к социальным проблемам и является своеобразным индикатором общественного мнения о переменах, происходящих в различных сферах обслуживания. Необходимой для исследовательских задач являлась информация об удовлетворённости наших респондентов различными сторонами их жизни, а именно: качеством питания, жилищно-коммунальным, торговым, бытовым и социальным обслуживанием и т. д. Для раскрытия этой темы было предложено ответить на вопрос, «Как Вы оцениваете различные стороны Вашей жизни в настоящее время по сравнению с тем, что было у Вас пять лет назад?». С нашей точки зрения, полученные ответы могут явиться некими показателем решённых и нерешённых вопросов в социальной сфере, касающихся нашего региона.

Из результатов нашего исследования можно увидеть, что учителя-мужчины и учителя-женщины почти в равной степени оценивают качество социального обслуживания. Ситуация в этой сфере услуг улучшилась лишь для 21,3% - женщин и 18,1% - мужчин, однако 44,6% - учителей-женщин и 56,4% - учителей-мужчин считают, что положение дел в этой сфере обслуживания осталось на прежнем уровне. Причём мы видим, что учителя-мужчины оказались в данной оценке более категоричны, чем учителя-женщины. Степень удовлетворённости наших респондентов качеством социального обслуживания зафиксирована в таблице 5.

Таблица 5

Респонденты о качестве социального обслуживания (пенсии, пособия, льготы) (в % к числу ответивших)

Как Вы оцениваете качество социального обслуживания в настоящее время по сравнению с тем, что было у вас пять лет назад? Пол В целом по выборке

Женский Мужской

Лучше 21,3 18,1 21,0

Как раньше 44,6 56,4 45,7

Хуже 18,1 14,9 17,8

Затрудняюсь ответить 16,0 10,6 15,5

Итого 100,0 100,0 100,0

Очень важным, с нашей точки зрения, является вопрос о качестве медицинского обслуживания. Анализ материалов опросов показал, что учителя-мужчины и учителя-женщины критичны в своей оценке состояния сферы здравоохранения. Это говорит о том, что за последние пять лет каче-

1Сумма ответов превышает 100%, поскольку вопрос предполагал возможность ответов по нескольким позициям.

ство медицинского обслуживания осталось без изменений: 41,7% - женщин и 39,4% - мужчин выбрали позицию «как раньше», а 41,5% - женщин и 42,6% -мужчин вовсе считают, что уровень медицинского обслуживания снизился и оставляет желать лучшего. Вызывает тревогу и тот факт, что только 9,1% -учителей-женщин и 12,7% - учителей-мужчин говорят об улучшении дел в этой сфере обслуживания (табл. 6).

Таблица 6

Респонденты о качестве медицинского обслуживания (в % к числу ответивших)

Как Вы оцениваете качество медицинского обслуживания в настоящее время по сравнению с тем, что было у вас пять лет назад? Пол В целом по выборке

Женский Мужской

Лучше 9,1 12,8 9,4

Как раньше 41,7 39,4 41,5

Хуже 41,5 42,5 41,6

Затрудняюсь ответить 7,7 5,3 7,5

Итого 100,0 100,0 100,0

Сравнивая ответы наших респондентов, мы увидели, что, по их мнению, за пять лет особых изменений не произошло ни в сферах жилищно-коммунального, ни бытового обслуживания. Так, сфера жилищно-коммунального обслуживания для 50,9% - учителей-женщин и 55,3% - учителей-мужчин остаётся на прежнем уровне, а 28,5% - женщин и 22,3% - мужчин дали негативную оценку ЖКХ. Более половины учителей, а именно: 57,4% - учителей-женщин и 61,1% - учителей-мужчин не удовлетворённы и сферой бытового обслуживания. Она оценивается положительно только 17,4% - женщинами и 15,7% - мужчинами.

Высказывания учителей о качестве досуга и культурного развития также не столь позитивны. Здесь ответы респондентов распределились следующим образом: недовольных респондентов оказалось - 22,3% - женщин и 17,0% - мужчин, а улучшение ситуации в этой сфере увидели только 26,2% -женщин и 26,6% - мужчин. К сожалению, велика доля тех, кто не верит в изменения и без особого оптимизма отзывается о качестве досуга и культурного развития в ХМАО - Югре, среди них - 42,0% - учителей-женщин и 53,2% -учителей-мужчин. Обращает на себя внимание тот факт, что мужчины более категоричны в своих оценках, чем женщины (табл. 7).

Таблица 7

Респонденты о качестве досуга и культурного развития (в % к числу ответивших)

Как Вы оцениваете качество досуга и культурного развития в настоящее время по сравнению с тем, что было у вас пять лет назад? Пол В целом по выборке

Женский Мужской

Лучше 26,2 26,6 26,2

Как раньше 42,0 53,2 43,1

Хуже 22,3 17,0 21,8

Затрудняюсь ответить 9,5 3,2 8,9

Итого 100,0 100,0 100,0

Необходимой для исследовательских задач нашего проекта являлась также информация об отношении наших респондентов к процессам в обществе наиболее вызывающих у них беспокойство. Для раскрытия этой темы было предложено ответить на вопрос, «Какие процессы в обществе вызывают у Вас беспокойство?». Поскольку вопрос был поливариантным, мы сочли необходимым показать «пятёрку» наиболее значимых проблем для наших респондентов. С нашей точки зрения, это может явиться неким показателем решённых и нерешённых вопросов, касающихся нашего региона (табл. 8).

Таблица 8

Респонденты о процессах в обществе, вызывающих у них наибольшее беспокойство (в % к числу ответивших)1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Какие процессы в обществе вызывают у Вас беспокойство? Пол

Женский Мужской

Бюрократическая система управления образованием 52,9 61,1

Ухудшение ситуации в образовании 45,1 52,6

Рост социального расслоения 33,4 37,9

Наркомания, алкоголизм 33,3 27,4

Безразличие государственных чиновников к судьбам людей 31,0 36,8

Как видно из таблицы 8, больше всего учителей, как женщин, так и мужчин, беспокоят процессы, происходящие в системе образования. Причём, учителя-мужчины проявляют большую обеспокоенность, чем учителя-женщины. Также неравнодушны учителя к проблемам наркомании и алкоголизма - 33,3% женщин и 27,4% мужчин. Более значимой в обществе проблемой для мужчин является проблема безразличия государственных чиновников к судьбам людей - 36,8% мужчин и 31,0% женщин.

Среди менее значимых проблем, выделяемых нашими респондентами, на первое место можно отнести проблему «политической нестабильности», причём доля мужчин здесь меньше (3,1 к 1,1%). Мужчины демонстрируют большую заинтересованность, чем женщины говоря о такой проблеме, как «ущемление демократических прав и свобод граждан» - 3,6% женщин и 6,3% мужчин. Вопрос «неразвитости сферы культуры и досуга» беспокоит в равной степени, как мужчин, так и женщин - 9,9% женщин и 9,5% мужчин. Впрочем, нельзя на основе приведённых данных думать, что учителя безучастны в отношении этих проблем. Можно предположить, что данные процессы, выделяемые нашими респондентами как менее значимые, находятся в числе более или менее решённых проблем, касающихся нашего региона.

Следует признать, что большая часть российского населения (в том числе школьники, родители и сами педагоги) относит учительский труд к непрестижным профессиям. Например, в октябре 2012 г. по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) профессия учителя по критериям престижности и доходности находилась на последнем месте. Первое место занимают юристы (23%), второе - экономисты (15%), третье - врачи (12%). В десятку самых престижных профессий также входят банкиры (9%), госслужащие, менеджеры (по 6%), предприниматели, программисты, нефтяники (по 5%). Далее следуют рабочие профессии, учителя, военнослужащие, инженеры (по 4%)2. Сравним данные приведённые ВЦИОМ и данные нашего исследования.

1Сумма ответов превышает 100%, поскольку вопрос предполагал возможность ответов по нескольким позициям.

2Я в юристы бы пошёл...пусть меня научат! [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://http://www. mk.ru/economics/article/2010/! 1/09/542605^о1ко-Ьуьпе-иЛН;е1ет.Ы;т1.

Анкетный опрос наших респондентов подтвердил низкую общественную оценку престижности профессии учителя - 80,9% мужчин и 85,4% женщин. Вместе с тем, есть и доля тех, кто не разделяет данную позицию - 14,6% женщин и 19,1% мужчин выбрали вариант «Высоко». Мы видим, что учителя-мужчины выше, чем учителя-женщины оценивают общественное значение труда учителя. Можно предположить, что в подобной оценке учитель-мужчина утверждает себя как личность, выражает потребность в социально-значимой и общественно-полезной деятельности.

Показательно, что, несмотря на сравнительно низкую оценку престижности профессии учителя со стороны общества, наши респонденты, а это -48,6% учителей-женщин и 47,4% учителей-мужчин, не сомневаются в выборе профессии и не пожелали бы её поменять, даже если бы им была предоставлена такая возможность. Вместе с тем 35,5% учителей-женщин и 32,6% учителей-мужчин хотели бы сменить место работы, а 15,7% женщин и 20,0% мужчин затруднились с ответом. Анализируя данную позицию наших респондентов, мы обнаружили противоречие между удовлетворённостью профессией и работой, что может свидетельствовать о желании сменить работу в связи с неудовлетворённостью условиями труда: формами отчётности, уровнем нагрузки, графиком работы и т. д.

На вопрос «Где Вы хотели бы работать?» 46,4% женщин и 39,6% мужчин выбрали вариант «затрудняюсь ответить», а не связали бы свою дальнейшую деятельность с педагогической работой 25,3% женщин и 22,9% мужчин. Есть и доля тех, кто остался бы в системе образования, но в другом учебном заведении, причём доля мужчин здесь выше - 7,3% мужчин и 4,5% женщин. Комментируя данный выбор, можно предположить, что та часть респондентов, которые затруднились с ответом, а их почти половина, также неудовлетворена условиями труда педагогической деятельности.

Однако данное предположение требует дополнительного исследования и специальной проверки. Так, сравнение ответов наших респондентов указывает на то, что подавляющее большинство учителей удовлетворены организацией своего рабочего места: 72,8% учителей-женщин и 78,5% учителей-мужчин. Однако степень удовлетворённости формами отчётности и количеством отчётных документов показывает, что 79,8% женщин и 72,5% мужчин недовольны этой стороной их профессиональной деятельности. Причём индекс неудовлетворённости у женщин выше, чем у мужчин: 0,5 - у женщин и 0,4 - у мужчин (табл. 9).

Таблица 9

Респонденты об удовлетворённости формами отчётности, количеством отчётных документов (в % к числу ответивших)

Удовлетворены ли Вы формами отчётности, количеством отчётных документов? Пол В целом по выборке

Женский Мужской

Да 5,3 8,8 5,7

Скорее да, чем нет 14,9 18,7 15,2

Скорее нет, чем да 30,9 24,2 30,3

Нет 48,9 48,3 48,8

Итого 100,0 100,0 100,0

Индекс удовлетворённости формами отчётности 0,5 0,4 0,5

Наше исследование показало, что подавляющее число учителей удовлетворены созданными в школе условиями для эффективной педагогической деятельности. На вопрос «Считаете ли Вы, что в школе созданы условия для эффективной педагогической деятельности?» 85,7% женщин и 88,0%

мужчин констатируют факт наличия условий для данной деятельности. Индекс удовлетворённости в таблице 10 говорит о схожести взглядов как мужчин, так и женщин.

Таблица 1 0

Отношение учителей к созданным в школе условиям для эффективной педагогической деятельности (в % к числу ответивших)

Считаете ли Вы, что в школе созданы условия для эффективной педагогической деятельности? Пол В целом по выборке

Женский Мужской

Да 32,6 35,9 33,3

Скорее да, чем нет 53,1 52,1 52,5

Скорее нет, чем да 13,1 12,0 13,1

Нет 1,2 ,0 1,1

Итого 100,0 100,0 100,0

Индекс удовлетворённости созданным в школе условиям для эффективной педагогической деятельности 0,5 0,5 0,5

Согласны наши респонденты и с утверждением, что в их школе создан благоприятный микроклимат, способствующий творческой деятельности каждого учителя. Таковых оказалось 71,9% учителей-женщин и 80,6% учителей-мужчин. Однако есть и доля тех, кто демонстрирует несогласие с данным утверждением, а именно: 28,1% женщин и 19,4% мужчин. Индекс удовлетворённости у мужчин выше, чем у женщин (табл. 11).

Таблица 1 1

Респонденты о благоприятном микроклимате в своей школе (в % к числу ответивших)

Согласны ли Вы с утверждением, что в Вашей школе создан благоприятный микроклимат, способствующий творческой деятельности каждого учителя? Пол В целом по выборке

Женский Мужской

Полностью согласен 24,1 25,8 24,4

Скорее согласен, чем нет 47,8 54,8 48,6

Скорее не согласен 23,5 17,2 22,6

Не согласен 4,6 2,2 4,4

Итого 100,0 100,0 100,0

Индекс удовлетворённости микроклиматом в школе для творческой деятельности каждого учителя 0,3 0,4 0,3

Наше исследование показало, что учителя в целом довольны материальной базой своего образовательного учреждения и возможностями внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий, что подтверждается их готовностью к использованию инноваций в образовании. Так, на вопрос «Как вы охарактеризуете своё отношение к инновациям в образовании?» 44,0% женщин и 36,2% мужчин дали ответ «Достаточно активно использую инновации». Вариант «Ситуативно использую отдельные инновации» выбрали 43,5% женщин и 30,9% мужчин. Судя по оценке учителями своей инновационной деятельности, мы видим, что велика доля тех, кто готов к реализации своего творческого потенциала. Вместе с тем есть и те

респонденты, кто ответил «Осторожно отношусь к инновациям» - 8,1% женщин и 21,3% мужчин. Как видим, степень готовности к использованию инноваций у учителей-мужчин менее выражена, чем у учителей-женщин (табл. 12).

Таблица 1 2

Респонденты об отношении к инновациям в образовании (в % к числу ответивших)

Охарактеризуйте своё отношение к инновациям в образовании Пол В целом по выборке

Женский Мужской

Считаю себя лидером в использовании инноваций 1,2 6,4 1,8

Достаточно активно использую инновации 44,0 36,1 43,3

Ситуативно использую отдельные инновации 43,5 30,9 42,4

Осторожно отношусь к инновациям, предпочитаю традиционно сложившиеся формы педагогической деятельности 8,1 21,3 9,2

Не могу ответить определённо 3,2 5,3 3,3

Итого 100,0 100,0 100,0

В большей степени удовлетворены учителя-мужчины и уровнем своей заработной платы: «удовлетворены» - 51,8% мужчин и 38,9% женщин, «не удовлетворены» - 48,2% мужчин и 61,1% женщин.

Учитель в процессе своей повседневной деятельности включён в сложную систему взаимоотношений, как с учащимися, так и внутри своего трудового коллектива. Межличностные отношения, определяемые как взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способе взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга,имеют огромное значение в процессе совместной профессиональной деятельности. Наше исследование показало, что учителя-мужчины особых трудностей в общении в «чисто» женском коллективе не испытывают. Отвечая на вопрос «Легко ли складываются Ваши отношения с коллегами?» 30,5% мужчин и 25,3% женщин дали ответ «Очень легко». Вариант «В общем, легко» выбрали 67,4% мужчин и 69,1% женщин. Есть незначительная доля тех, кто ответил «чаще всего непросто» - 0,3% женщин.

К предложенному вопросу «Считаете ли Вы, что администрация школы адекватно оценивает Вашу работу?» респонденты отнеслись следующим образом: 48,7% женщин и 58,9% мужчин дали ответ «Да, всегда», а позицию «Не всегда» выбрали 48,5% женщин и 37,9% мужчин (табл. 13).

Таблица 1 3

Респонденты об отношениях с администрацией школы (в % к числу ответивших)

Считаете ли Вы, что администрация школы адекватно оценивает Вашу работу? Пол В целом по выборке

Женский Мужской

Да, всегда 48,7 58,9 49,9

Не всегда 48,6 37,9 47,4

Почти никогда 2,3 2,1 2,2

Никогда 0,4 1,1 0,5

Итого 100,0 100,0 100,0

Таким образом, мы видим, что мужчины демонстрируют более высокую удовлетворённость взаимоотношением и с коллегами, и с администрацией школы. Кроме того, наши респонденты высоко оценивают и взаимодействие с учащимися. «Полностью удовлетворены» отношениями с учащимися 95,9% женщин и 96,7%, «не удовлетворены» - 4,1% женщин и 3,3% мужчин.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что представленный ген-дерный автопортрет учительства позволяет осмыслить социальные настроения, потребности, увидеть формы взаимодействия микро- и макросоциума, дать оценку личности учителя общеобразовательной школы, исходя из характеристики среды, в которой он проживает, а также определить круг основных проблем социально-профессионального характера учителей северного региона.

Литература

1. Мониторинг экономики образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://education-monitoring.hse.ru.

2. Я в юристы бы пошёл...пусть меня научат! [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mk.ru/economics/article/2010/11/09/542605-tolko-byi-ne-uchitelem.html (дата обращения: 24.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.