СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.346
С.Р.Аминов
Сургут, Россия
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ СЕВЕРНОГО ГОРОДА
Аннотация. В статье рассматриваются понятия социальной и социально-профессиональной
общностей в условиях северного города.
Ключевые слова: социальная общность; социальнопрофессиональная общность; город; северный город.
S.R.Aminov
Surgut, Russia
SOCIALAND PROFESSIONAL COMMUNITIES IN NORTHERN CITIES
Abstract. The current article concerns the problem of the social and social-professional community in the northern city.
Key words: social community; social-professional community; city; northern city.______________________
Сведения об авторе: Аминов Салават Рифгатович, кандидат культурологии, доцент.
Место работы: Сургутский государственный педагогический университет._______________________________
About the author: Salavat Rifgatovich Aminov, Candidate of Culturology, Associate Professor.
Place of employment: Surgut State Pedagogical University.
Контактная информация: 628404, г. Сургут, ул. Артема, д. 9; тел. (912)8118896. E-mail: aminov79@narod.ru
Обращение к анализу социально-профессиональных общностей в условиях северного города представляется актуальным по ряду причин: во-первых, социальная жизнь людей осуществляется, прежде всего, в социальных общностях (семье, трудовом коллективе, учебной группе и др.), или в так называемом обществе, которое по существу является абстракцией, а не индивидуально; социальные общности носят совершенно конкретный характер и являются единственной реальностью, в которой личности себя реализуют; во-вторых, северный город необходимо рассматривать сквозь призму не столько социальных, сколько именно социальнопрофессиональных общностей, поскольку именно они являются важнейшими подсистемами социально-культурной среды города и играют роль основных субъектов социальной жизни; в-третьих, промышленное освоение нефтегазодобывающих районов Западной Сибири оказало значительное влияние на формирование социально-профессиональных общностей, которые являются основными субъектами жизнедеятельности северного города; в-четвертых, представляется интересным выявление и анализ механизмов функционирования социальнопрофессиональных общностей в условиях северного города.
При анализе социально-профессиональных общностей северного города вначале обратимся к понятиям «город», «северный город» и их характеристикам, затем к категории социальной и социально-профессиональной общности. Отметим, что имеется большое количество работ как зарубежных, так и отечественных социологов, урбанологов, культурологов, архитекторов и градостроителей, где город рассматривается как социальное явление. Из всего многообразия подходов согласимся с точкой зрения отечественного социолога Е.Н.Заборовой, которая отмечает, что город — это особый тип поселения людей, обладающий следующими признаками:
1. пространственное скопление людей, жилищ, вещей, отношений. Город — это поселение в рамках ограниченного пространства, которое долговременно, отличается разнообразием архитектурного облика, располагается в центре коммуникаций;
2. специфическая городская деятельность, которая определяется путем перечисления ее видов (промышленная, научная, торговля и т.д.) или путем противопоставления (городская деятельность — деятельность несельскохозяйственного характера). При этом нередко подчеркивается качественное своеобразие этой деятельности (разнообразная, концентрированная, дифференцированная, интенсивная и т.д.);
3. численность жителей в поселении;
4. городской образ жизни (своеобразные типы жизнедеятельности горожан и условия этой жизнедеятельности);
5. официальный статус города (официальное признание за поселением статуса «город», закрепленное в соответствующих документах);
6. место в системе расселения (город занимает центральную позицию по отношению к размещению других таких поселений);
7. определение города как специфической среды обитания (как искусственная среда, жизненная среда, средовая целостность, система взаимодействия различных сред (социальных, пространственных, экономических, экологических и др.)) [4. С. 9—10].
Также на данный момент отсутствует единая трактовка северных городов, которые в России значительно разнятся по своим характеристикам. Являясь исторически конкретной социально-пространственной формой организации социума, северный город включает в себя следующие характеристики: природно-климатические; удаленность от основных экономических центров; связь с эволюцией северных городов, их индустриальным, постиндустриальным, урбанистическим переходами, которые обусловливали динамику развития северного города в прошлом и определяют его будущее; индустриальный характер освоения; наличие крупных корпораций (нефтяных, газовых, угольных, рыбо- и лесопромышленных). Следовательно, развитие северных городов зависит не только от климатических условий, но и от всей совокупно -сти факторов социального, экономического, исторического, урбанистического, градостроительного, демографического характера [3. С. 22—37].
Значительную роль в освоении территорий Севера сыграли социальные и социальнопрофессиональные общности. Несомненно, «социальная общность» — универсальная и базовая категория социологии, раскрывающая источник и развитие социального. В данной категории соединяются макро- и микроуровни социологического анализа: поведение конкретных людей, массовые процессы, культура, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, роли, ожидания и т.п.
Понятие социальной общности известно давно. Предпосылки теории социальной общности содержались в работах основателей социологической науки — О.Конта, К.Маркса,
Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, М.Вебера. Однако «отцом-основателем» теории социальной общности является Ф.Теннис (1855—1936). Именно ему принадлежит рассмотрение социальной общности в качестве первоосновы общества. Общность и общество выступают у Ф.Тенниса как основные критерии классификации социальных форм. Сами формы социальной жизни подразделяются им на три типа: социальные отношения; группы, совокупности; корпорации, или соединения, союзы, объединения, товарищества [12. С. 219]. Как отмечают историки социологии, указанные типы форм социальной жизни являются одной из первых попыток рассмотрения социальной структуры общества на социологическом уровне.
В социологии конца XIX — начала XX вв. рассматривалась преимущественно массовая социальная общность и тесно связанные с ней массовые движения [10. С. 140—141, 143]. В 1920—1940-х гг. произошла смена ориентаций в социологических концепциях социальных общностей. Этому предшествовали общественные изменения, связанные с развитием капиталистического производства, переходом его на конвейерные и поточные технологии, ростом городов, в первую очередь в США. В связи с массовыми миграционными процессами американские города, особенно крупные, были заселены множеством разнообразных этнических (национально-этнических) общностей, что создавало для развития города большие проблемы. Пришедшая к своему расцвету в 1920-х гг. Чикагская социологическая школа, в рамках созданной ею социологии города, обратила внимание на городские социальные общности [6. С. 52—53].
1930—1940-е гг. были ознаменованы бурным подъемом исследовательского интереса и внимания к небольшим социальным общностям группового характера — как формальным, так и неформальным. Многие исследования отличались своей национально-этнической и социально-психологической направленностью [1. С. 30]. В середине ХХ в. интерес к групповому, коллективному поведению в социологии не пропадает, но получает новый импульс в виде теории коллективного поведения ГБлумера, в которой делается попытка совместить в фокусе социологического внимания массовые и групповые социальные общности [2. С. 168—215].
В отечественной науке внимание категории социальной общности стало уделяться в начале 1990-х гг. Это было связано с трактовкой предмета социологической науки и дискуссиями вокруг него. К примеру, в «Кратком социологическом словаре» под социальной общностью
понимается «реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения» [9. С. 209]. Несколько позже в энциклопедическом социологическом словаре под социальной общностью стала пониматься «относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов» [14. С. 480].
Однако первым в отечественной литературе о социальной общности как «ядре» предметного поля социологии писал В.А.Ядов в 1990 г. [15. С. 3—16], в 1992 и 1995 гг. — Г.ЕЗборов-ский и ГП.Орлов [7, 8]. Далее, в «Общей социологии» Г.Е.Зборовского доказывалось, что социальная общность — это не просто «сердцевина» предмета социологии, а такое понятие, которое пронизывает и его периферические зоны: социальные действия и взаимодействия, социальные институты и организации, социальные процессы, социальную структуру, наконец, общество в целом. Общество же, в свою очередь, определяется как взаимосвязь различных социальных общностей [5. С. 257].
Можно выделить целый ряд определений понятия «социальная общность» и подходов к его анализу [6. С. 43—167]. К примеру, В.А.Ядов определяет социальную общность как «взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности» [16. С. 17—18]. Однако данное определение не является универсальным, поскольку не может охватить всех видов социальных общностей, таких, к примеру, как публика, толпа, социальный круг.
Существуют различные способы классификации социальных общностей. Наиболее существенным основанием их классификации является выделение базового, системообразующего, общностнообразующего признака: территориального, этнического, демографического, профессионального, образовательного уровня и т.д. Социальные общности включают в себя как массовые неструктурированные образования (толпа, телевизионная аудитория и т.п.), так и социальные группы как более или менее сплоченные, стабильные и связанные общим интересом объединения людей. По предметному критерию можно выделить следующие типы общностей: социально-демографические; социально-классовые; социально-территориальные; социально-профессиональные; этносоциальные; конфессиональные и т.п.
В совокупности данные виды общностей, выступающие в различных соотношениях и сочетаниях, образуют социальную структуру и стратификацию современного общества, и чем устойчивее социальная общность, тем более важную роль она играет в социальной структуре общества. При этом, разумеется, необходимо помнить о том, что социальные общности находятся друг относительно друга в неравном положении, в частности по таким критериям как доход, собственность, образование, доступ к власти, престиж.
Г. Е. Зборовский выделяет следующие общностнообразующие признаки социальной общности [6. С. 109—110]:
1. включенность социальной общности в более широкий социальный контекст, систему общественных отношений;
2. наличие у членов социальной общности значимого основания (причины) сообща находиться в ней, отвечающего интересам всех ее участников и способствующего реализации потребностей каждого «быть вместе»;
3. осуществление членами социальной общности совместной деятельности, взаимодействия между ними на разных уровнях: от сильного до весьма слабого, порой не ощущаемого самими людьми;
4. наличие социальных связей между людьми;
5. наличие ряда схожих характеристик условий жизни и деятельности членов социальной общности;
6. наличие у социальных общностей ресурсов — социальных, политических, культурных, символических;
7. наличие социально-пространственных и социально-временных характеристик социальной общности;
8. объединение людей;
9. принятие всеми или большинством членов социальной общности характерных для нее правил, традиций, ценностей и образцов поведения;
10. осознание людьми своей принадлежности к социальной общности;
11. признание данной социальной общности и ее идентичности существующим социальным окружением;
12. «конструирование» социальных общностей отдельными людьми (группами людей);
13. наличие социальной солидарности между членами общности;
14. наличие ценностей, интересов, установок как основы устойчивых форм совместной жизни членов социальной общности.
К вышепредложенному перечню общностнообразующих признаков следует добавить еще один признак, который социологи, как правило, практически не используют ни в области эмпирии, ни в области теории, заменяя более удобными для операционализации понятиями [13. С. 112—117]. Таким признаком может являться менталитет, под которым мы будем понимать общий тип поведения, свойственный индивиду и представителям определенной социальной общности, в котором выражено их понимание мира в целом и их собственного мира в нем.
Итак, категория социальной общности представляет собой одно из самых базовых и фундаментальных понятий в отечественной и зарубежной социологии. Американский социолог
Н. Смелзер отмечает, что понятие «общность» является сложным, имеет много оттенков и значений, поэтому почти невозможно дать его точное определение [11. С. 244—245]. Среди российских социологов также отсутствует единый подход к пониманию социальной общности и методологии ее исследования. Тем не менее, мы согласны с подходом к анализу социальной общности Г.Е.Зборовского и под социальной общностью будем понимать один из основных типов социальной системы, выступающей в качестве реально существующей, эмпирически фиксируемой, относительно единой и самостоятельной совокупности (взаимосвязи) людей, объединенных по социокультурным, демографическим, экономическим, этническим, территориальным, религиозным, политическим, профессиональным и иным основаниям.
Одним из видов социальных общностей является социально-профессиональная общность, под которой мы понимаем взаимосвязь людей, профессионально занятых однородным (относящимся к данной профессии) трудом, обладающих необходимыми ресурсами для его осуществления, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризующихся относительным единством, сходством их профессиональных целей, задач, интересов. Социально-профессиональные общности являются реально существующими структурами, объединяющими людей, которые получают от участия в них важные результаты, причем не только чисто профессионального, но и социального характера.
По нашему мнению, социально-профессиональные общности северного города, к которым можно отнести работников нефтяной, газовой промышленности, строителей, геологов, энергетиков, возможно, обладают особым типом менталитета, поскольку являются важнейшими подсистемами и индикаторами социально-культурной среды города. Это проявляется также в том, что члены социально-профессиональных общностей являются носителями и выразителями ряда стереотипов сознания и поведения, общественного мнения и др.
На наш взгляд, сущностной характеристикой, определяющей любую социально-профессиональную общность, выступает также социально-профессиональная идентичность. Она играет значительную роль в солидарности, единстве коллектива, определяет тип профессионального поведения личности. Идентичность облегчает процесс взаимодействия индивида и общности, что необходимо для самоутверждения, самореализации, успешности функционирования в рамках данной социально-профессиональной общности. В свою очередь идентификация позитивно влияет на результаты деятельности социальной общности, на ее презентацию. Она повышает кооперацию, старания, увлеченность, мотивацию, взаимовыручку и поддержку между ее членами.
Таким образом, выявление и анализ механизмов функционирования социально-профессиональных общностей в условиях северного города, их взаимодействие, включая противоречия
и конфликты, возникающие в этих процессах, представляется наиболее интересным, актуальным и перспективным социологическим исследованием, поскольку именно социально-профессиональные общности являются основными субъектами жизнедеятельности северного города.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. и др. Этносоциология. М., 1998.
2. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М., 1994.
3. Волосникова Е.А. Северный город: жизнедеятельность социальных общностей. Екатеринбург, 2010.
4. Заборова Е.Н. Социология города. Горожанин в системе городских групп. Екатеринбург, 2001.
5. Зборовский Г.Е. Общая социология. М., 2004.
6. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург, 2009.
7. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Введение в социологию. Екатеринбург, 1992.
8. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Екатеринбург, 1995.
9. Краткий словарь по социологии. М., 1989.
10. Лебон Г. Психология народов и масс // Западноевропейская социология XIX — начала XX века. М., 1996.
11. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
12. Теннис Ф. Общность и общество: основные понятия чистой социологии. СПб, 2002.
13. Шимина М.А. Менталитет как социологическая категория // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2007. № 2 (7).
14. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
15. Ядов В. А. Размышление о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. № 2.
16. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.