СОЦИАЛЬНО-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
СОЗНАНИЕ
С.А. Константинов
КОНСТАНТИНОВ
Сергей
Александрович -
кандидат
социологических
наук, доцент
Поволжской академии
государственной
службы
им. П.А. Столыпина
Применим концепцию социального сознания для социологического исследования профессионального сознания и поведения людей. Понятие «социальное сознание» принадлежит к категориальному ряду социологии как самостоятельной науки и используется, в частности, для фиксирования эмпирических форм реального сознания людей. Социальное сознание присуще социальным общностям и социальным субъектам разного уровня, от общества в целом до отдельных индивидов. Оно порождается и ограничивается специфическими свойствами социального, сущность которого, с одной стороны (по определению М. Вебера), есть результат взаимодействия людей, оказывающий влияние на поведение других людей, а с другой - состоит из тех представлений, установок, ценностей, норм, которые являются «коллективными или общими» (в терминологии Э. Дюркгейма), интерсубъективными относительно различных
социальных субъектов и групп [1, с. 602; 2, с. 352]. Такие виды сознания, как индивидуальное, групповое, массовое, могут выделяться и в социальном сознании, когда оно дифференцируется по его субъекту. Если же имеется в виду уровень освоения действительности, то в социальном сознании выделяется соответственно обыденное итеоретическое сознание. Используемые в научной терминологии понятия политического, экономического, профессионального и прочих видов сознания могут также нести черты социального сознания при условии выполнения по отношению к ним критерия социальности.
Рассмотрим социологические способы изучения профессий и профессионалов, то есть людей, их внутренний мир в отношении их профессий, взаимодействие и столкновение двух типов представлений из прошлого и настоящего. Они распадаются собственно на настоящее и мечты о будущем. Представления из прошлого основываются на воспитании и установках родителей, возможностях коллективного опыта. Представления о настоящем - это то, что предлагает современный социум, они основываются на личных установках индивида, на его стереотипах, на его социальном сознании, точнее, на наблюдениях индивида, на его памяти и ориентациях. Здесь возникает и эффект личного опыта индивида, который постоянно возрастает в течение его жизни.
С одной стороны, все просто: есть действующие сектора экономики, им необходимы трудовые ресурсы. Они перетекают из свободных, отмирающих и неработающих секторов экономики. Люди при этом более склонны сохранять свои прежние профессии (так ли это - вопрос исследовательский), но некоторые, точнее, многие меняют свою профессиональную деятельность под влиянием конъюнктуры рынка. С этим процессом связаны вопросы, которые носят название трудовой, социальной и профессиональной мобильности. В современных условиях формируются новые сектора, новые виды трудовой деятельности. Все это не только жестко привязано к ситуации на рынке труда, но захватывает и социокультурные сферы общества. Кроме этого, в нашем отечестве сменилась форма и содержание государственности, укрепляется рыночная форма хозяйствования. Интересно узнать, как факт ее возникновения и распространения отражается на людях, на структурах их сознания и повседневном поведении.
Будем достаточно широко понимать категорию «профессия». Для уяснения смысла оттолкнемся от латинских корней в этимологии понятия, которые означают «объявить своим делом». Это верно хотя бы потому, что современ н ый человек способен в основном свободно выбрать себе п рофес-сиональное занятие. Профессия - это обязательный, один из основных атрибутов любого взрослого человека как личности, и такой, по отношению
к которому любой индивид обязательно должен определиться. Профессии -это и некие социальные структуры, и / или социальные роли, и / или социальные институты, и / или стиль жизни, которые существуют и культивируются в обществе. Любая профессиональная деятельность предполагает длительное включение и изучение какой-то сферы жизни. Вход в профессию определяется успешностью выполнения поставленных специфических задач в начальном периоде обращения индивида к профессии.
К механизмам, факторам перспектив развития профессий на современном рынке труда можно отнести превращение российского социума из закрытого общества в открытое; изменение структуры российской экономики; изменение массового профессионального сознания. Российский социум представляет собой более открытую систему относительно системы советского социума. Тенденцией хода социальных процессов в России является то, что они протекают в неустановившихся, только структурирующихся обменных взаимодействиях между внутренними и внешними (относительно границ России) факторами развития. Говоря о перспективах, следует иметь в виду прогнозы развития профессий, дляэтого необходимо проследитьпро-цесс появления новых профессий, видоизменения практикующихся профессий и отмирание других.
Рассмотрим процесс формирования социально-профессионального сознания. Заметим, что социально-профессиональное сознание пересекается прежде всего с социально-экономическим сознанием, но имеет общие точки и с другими видами социального сознания, такими, как политическое, эстетическое,религиозное. Формирование социально-профессионального сознания индивида осуществляется под воздействием объективно-демографических факторов, к которым относятся профессиональные и образова-тельныекачества родственников, итакже элементысубъективных факторов, таких, как семейно-историческая память о профессиях, спектр трудовых и профессиональных ценностей. Кроме этого, значение имеет групповой фактор, включающий позиции профессиональных групп, в которые входил индивид на протяжении своего трудового пути, и позиции настоящей профессиональной группы индивида (если, конечно, он принадлежит к экономически активному населению). К макросоциальным факторам относятся аспекты социально-исторической памяти о престижных, предпочитаемых профессиях, сферах деятельности, а также элементы экономического и прочих видов сознания, связанные с профессией.
В рамках предлагаемой концепции структура социально-профессионального сознания (или в кратком обозначении - профессионального сознания) включает трудовые, профессиональные ценности, нормы и установки (в том числе представления и стереотипы). Кроме этого, к элементам
профессионального сознания относятся предпочтения, представления о приемлемых условиях труда, ориентации при выборе профессии, оценка престижа и ранжирование профессий, предпочитаемые сферытрудовой деятельности, правила поведения в организациях и многое другое.
По своей природе социально-профессиональное сознание динамично. Процесс его изменения детерминируется трансформационными процессами в обществе. Основной вопрос, который возникает в этой связи: какие уровни социально-профессионального сознания являются в социуме наиболее устойчивыми и стабильными, а какие быстро изменяющимися под влиянием конъюнктурных условий рынка труда? Для ответа на этот вопрос приведем примеры некоторых профессиональных стереотипов об успешном жизненном пути, которые широко распространены в российском обществе. Говорят, что взрослым становятся тогда, когда прочно «встаешь на ноги». В России последних сорока лет одними из широко распространенных стереотипов были следующие утверждения: «необходимо получить высшее образование», «найти свое дело». В более узком смысле у среднего класса общепринятой установкой для мужчин было стремление найти себе дело, приносящее высокий и стабильный доход. В советский период этим делом была работа, скажем, на номерном заводе в должности высококлассного рабочего (станочника, например), специалиста-технолога, служащего в опытном конструкторском бюро или НИИ. Хорошо было найти работу с выездами в длительные и / или частые командировки; другие граждане выбирали отъезд на заработки на несколько лет в северные районы страны, где были высокие надбавки и повышающие коэффициенты к зарплате. Многие горожане - выходцы из села в первом или втором поколении, еще не потерявшие с ним связей, - часто находили путь к своему делу в использовании сельскохозяйственных продуктов (выращивание и продажа) и сельского образа жизни для заработка; хороший доход приносило занятие пчеловодством. Выгодно было стать водителем-дальнобойщиком, моряком (рыбаком) дальнего плавания, музыкантом в ресторанах и на эстраде. Было престижно работатьпреподавателем в вузе, особенно обществоведом. Вузовские преподаватели помимо учебной нагрузки могли осуществлять и договорные работы. При всем при этом предпринимательская инициатива людей находилась под давлением партийных и государственных органов, что сильно сдерживало ее. Для женщин существовали примерно такие же ориентиры, но работа выбиралась более щадящая и с возможностью частого отлучения для присмотра за детьми и домом.
Сегодня широко открыты потенциальные возможности для смены профессии (хотя существенные ограничения присутствуют из-за низкого уровня жизни большинства населения). При рыночных отношениях человек,
занимающийся не своим делом, терпит финансовый крах и вынужден сменить профессию или место работы. Следовательно, для того чтобы найти подходящую профессию, ее необходимо искать, часто через смену нескольких профессий. Именно в момент поиска человек, как правило, и проходит фазу незанятости. Этот механизм поиска профессии агентами рынка труда в рыночных условиях сопоставим с экономической целесообразностью всей хозяйственной деятельности в обществе. Характерное для современной структуры экономики существующее разделение труда обязательно должно вобрать в себя все многообразие и ндивидуальных п рофессиональ-ных склонностей граждан. Люди, не обладающие такой необходимой для современного общественного хозяйства комбинацией трудовых способностей, попадают под действие социальной поддержки государства.
На современном рынке труда наблюдается такое явление, когда некоторые среди трудоспособных граждан, осознанно выбравших и овладевших какой-либо профессией, вынуждены осваивать и работать по другой профессии. Это связано с тем, что они получили свою первую профессию в прежней системе хозяйствования, имевшей определенную структуру спроса на рабочую силу, а в современной экономике, находящейся в состоянии кризиса рестру ктуриза ции, их п рофессии и рабочие навы ки не находят применения. В такой ситуации неминуемо возникают случаи, когда кто-то из граждан теряет работу и становится безработным. При этом профессиональный статус этих людей не всегда позволяет им перемещаться в социальной структуре общества, по меньшей мере в горизонтальном направлении. Часть из них вынуждена ради получения дохода овладевать и работать по менее престижным профессиям, вследствие чего усиливается процесс нисходящей социальной мобильности. Механизмы поиска профессии в рыночных условиях основываются на экономической целесообразности хозяйственной деятельности, определяемой общей структурой экономики. При этом характерное для современного хозяйства разделение труда обязательно вбирает в себя все многообразие индивидуальных профессиональных склонностей граждан.
Спецификой обладает социально-профессиональное сознание и профессиональные предпочтения безработных. Состояние безработицы является таким состоянием, пребывание в котором вызывает существенные изменения в сознании индивида, и в частности в их социально-профессиональном сознании, что приводит к изменению их профессионального поведения, трудовых ориентаций, потребностей, целей и идеалов.
Стратегии поведения индивидов на рынке труда во многом определяются состоянием их социально-профессионального сознания. Когда осуществляются выборы жизненных и профессиональных стратегий, в том
числе и молодежью, важна близость выбираемого объекта и события, как временная, так и пространственная. В настоящий момент многие акторы имеют свободу воли в выборе контактов и связей в отношении их профес-сиональнойдеятельности и повседневнойжизни. Их выборыопосредованы личной ситуацией.Люди принадлежатк определенной культуре, определенному социальному классу, слою, имеют определенныйуровень образования. При выборе профессий люди учитывают профессии своих родителей, своих близких, то есть переживают, осмысливают тот контекст, который распространен в их среде. Именно он детерминирует их представления по тому или иному вопросу. Эти представления образуют определенную систему координат, что-то является наносным, неустойчивым, а что-то - стабильным, устойчивым. Но что конкретно определяет выбор, по большому счету является вопросом.
Поэтому в каждой точке индивидуального социального пространства или жизненного мира образуется некий цельный узел взаимосвязанных представлений и ориентаций, образуется некий мир, за который трудно выйти включенному в него индивиду. Каждый человек носит в себе, в своей памяти, в своем культурном и профессиональном багаже те события как личного, так и профессионального характера, которые отражаются и воздействуют на его будущее. К сожалению, люди мало знают о других мирах, которые есть за пределами их собственного мира. Вместе с тем возникла тенденция обобществления этих новых идей, миров. Каждый человек, в том числе в роли агента рынка труда, имеет свой горизонт мировоззрения. Иными словами, любой индивидуум имеет относительные потребности, желания, возможности, опосредованные его предыдущими и настоящими жизненными обстоятельствами... Интересно, что для душевного спокойствия любой человек склонен к самоограничению своих желаний на данный момент времени, хотя, конечно, ему свойственно также мечтание и размышление о будущем.
Для характеристики ситуации на рынке труда это рассуждение может быть сформулировано в виде следующей гипотезы. Всеобщий рынок труда представлен множеством отдельных частных рынков. И в этом смысле каждый из агентов имеет свой рынок труда, то есть существует множество рынков труда для представителей разных профессиональных групп. Часто знатоки одного рынка труда не ориентируются в соседнем рынке труда. Вернее, они ориентируются, но плохо, и через посредников, которым всерьез не доверяют. Безусловно, есть газеты и средства массовой информации, сообщения друзей, супругов и других близких референтов. Можно утверждать, что вокруг агента существуют достоверные и разделяемые «знания» о соседних рынках труда. Если вдруг возникает информант, который хорошо расскажет о соседнем, неизвестном рынке труда, то агент имеет возможность
узнать о последнем и, возможно, сориентирует свои действия с учетом этих знаний. Осуществление этого процесса изнутри является социально-психологической задачей. Можно предположить, что всегда у агентов, принадлежащих к разным группам рынка труда, остается интерес узнать о соседних рынках (хотя бы по причине любопытства и природной склонности). Удовлетворению и распространению этого интереса помогают социологи, профессиоведы, консультанты по профессиям, менеджеры по управлению персоналом.
Работнику важен субъективно переживаемый и осознаваемый смысл себя в профессии. Но важно еще и общечеловеческое начало. Например, известно, что важно найти именно свой смысл жизни. Однако следует считать и рассуждать не о смысле жизни, а о смыслах жизни. Люди с возрастом мудреют, точнее - меняются, что-то добавляют в свой пережитой багаж. Однако, на наш взгляд, природа так устроила, что периодами, даже точнее, скачками, смысл жизни каждого индивида меняется. Например, можно найти смысл своей жизни в детях, потом во внуках, в гармоничных семейных отношениях, в работе и т.д. Важно в этом процессе то, что точно предвидеть людям будущие смыслы своей жизни почти не возможно. Человек должен, на наш взгляд, «сам созреть», дойти до момента осознания бытия. Однако в сходных внешних или внутренних условиях, когда возникают общие интересы (например, в профессии) могут возникать общие или, точнее, близкие осознания смысла жизни на данный момент времени в этих условиях, для этого стиля жизни.
Глубоко в социальном сознании россиян укоренена стратегия, формулируемая вопросом: «Как выжить?». Несколько поколений до настоящего времени пытались и пытаются всяческим образом выжить в прямом (то есть спасти свою жизнь) и косвенном (финансовом) смысле. Это касается широких слоев населения. Такая ориентация определяет стратегическое поведение индивида на рынке труда. Приведем пример: в 1930-е годы многие сельские жители меняли место жительства на город для того, чтобы уйти от полукрепостной колхозной крестьянской жизни; в 50-е годы люди пытались заработать на пропитание всеми доступными средствами (включая «мешочничество», то есть бартерный обмен товаров на продукты питания); в 60-70-е годы было в ходу трудоустройство на крупных промышленных предприятиях, в строительных организациях; в начале 90-х годов возникла переориентация многихработников военно-промышленного комплекса на работу в разных сферах (предпринимательства и / или торговли, вахтового метода). Связано со стратегиями поведения человека и другое важное качество - место работы. Есть на современном рынке труда такие рабочие места, которые являются «хлебными», то есть приносящими
большой доход, и, следовательно, очень престижными в настоящих условиях (должности руководителей во многих учреждениях; любые должности в банках - и государственных, и коммерческих; в энергетических компаниях - газовых, нефтяных, электрических; в частном бизнесе, например в компаниях сотовой связи).
Жизненные обстоятельства вынуждают человека «объявить своими» определенные дела. Так, потеря работы стимулирует к поиску нового места труда, насущные семейные проблемы заставляют искать заработок, желание достичь карьерного роста побуждает получать образование. Как разделить свободное и вынужденное объявление своим делом? «Объявление своим делом» - наиболее свободное, неотчужденное занятие, оно нередко становится творчеством, особой деятельностью - профессией, особым жизненным стилем. Актуальны сегодня и дела-«халтуры», ради заработка. Новая форма хозяйствования - рыночная - отражается на людях, на их ориентациях, представлениях, поведении. Поколения акторов существенно отличаются друг от друга после 1985 года, так же как и их трудовые ориентации. Появляются образовательные учреждения, которые дают новым и старым акторам актуальные для современного рынка труда навыки и профессиональное образование.
Структуры социального сознания транслируются в социуме посредством социально-исторической памяти, связанной с воспроизводством общества и человеческого капитала. Социальная память отражает общественную систему образования и непосредственный опыт людей. С категорией памяти и сознания связана категория опыта. Существует мнение, что для самосохранения периодически человечество должно отказываться от своего накопленного опыта и памяти, чтобы очиститься. Эти закономерности верны и в отношении социально-профессионального сознания. Так, российская экономика отказалась от наработок советской экономики, государственные органы управления отказываются принимать опыт советской системы. Но примерно с 2000 года наступило время ренессанса, когда опять стала актуальна память о прошлых советских временах. Это наводит на мысль о волнообразности процесса социальной памяти. Известно, что хранителями социальной памяти являются ученые, музеи, старики, символы (вещи), профессии. У разных социальных (в том числе и профессиональных) групп существует различная социальная память и опыт. Поэтому в социуме одновременно сосуществуют различные типы социальной памяти.
Библиографический список
1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
2. Дюркгейм Э. Социология / Пер. с фр. М., 1995.