Научная статья на тему 'Пространство профессий на рынке труда'

Пространство профессий на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
657
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ДЕЛО / ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОСТРАНСТВО РЫНКА ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / PROFESSION / OCCUPATION / SPACE OF PROFESSIONS / PROFESSIONAL BEHAVIOUR / SPACE OF THE LABOUR MARKET / PROFESSIONAL AWARENESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Константинов Сергей Александрович

В статье разрабатывается подход к определению и представлению профессий и профессионалов на рынке труда через описание понятия профессии как дела, исследуется социально-профессиональное сознание. Это позволяет охарактеризовать актуальный процесс возникновения новых видов профессиональных деятельностей. В структуре социального сознания выделяется социально-профессиональное сознание при условии удовлетворения его критерию социальности и с вносимым определением профессии содержанием. Из возможности структурирования социального сознания следует структурированность социально-профессионального сознания, что позволяет изучать состояние профессионального сознания и поведения людей как акторов в пространстве рынке труда, а также отдельные профессиональные группы. Сформулированы следующие гипотезы: 1. Профессиональные ориентации и выбор людей в настоящий момент видоизменяются и переориентируются от прежних профессиональных практик к новым, которые приносят популярность, высокие зарплаты и прочие социальные выгоды. 2. Социальное пространство российского рынка труда представлено множеством отдельных частных профессиональных рынков. Профессионалы одного микрорынка труда слабо ориентируются в соседних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Константинов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE OF PROFESSIONS IN THE LABOR MARKET

The paper presents an original approach to the definition and representation of professions and professionals in the labour market through describing the concept of the profession as an occupation and studies socio-professional awareness. The new approach allows to keep up with the emerging new types of professional activities. The structure of social awareness includes socio-professional awareness provided it meets the social criteria and professional description. The structural nature of social awareness allows to structure socio-professional awareness as well, all of which makes it possible to study the state of professional awareness and the behaviour of people as actors in the space of the labour market and individual professional groups. The following hypotheses are formulated: 1. Professional orientations and choice of the people at the moment are changing and professional preferences are changing from former professional practices to the new ones that are more prestigious, highly-paid and bring more social benefits. 2. The social space of the Russian labour market is divided into many individual private professional markets. Professionals in one labour market are not aware of the situation in other labour markets.

Текст научной работы на тему «Пространство профессий на рынке труда»

зационного поведения, что может определять уровень социальной ответственности данных организаций с соответствующими административными последствиями для них в дальнейшем.

Внедрение кодекса организационного поведения нуждается в серьезных действиях государства по комплексной поддержке процесса формирования нового (инновационного) типа организационной культуры. В рамках гибкой системы социального контроля важно предусмотреть обновление практик передачи контролирующих функций непосредственным работникам, расширение различных форм самоконтроля. Внедрение данной системы определяет условия саморазвития творческого труда. Она ориентирована прежде всего на аккумуляцию новаций на основе поиска, обработки, анализа знаний, развития партнерского инновационного творчества сотрудников. По сути дела, инновационная организационная культура определяет демократизацию системы административного контроля и развитие практик самоконтроля. Гибкая система социального контроля определяет социальные условия, в которых работники - профессиональные лидеры - раскрепощены в своей трудовой деятельности, нормативный контроль и ограничения творчества минимальны, работники ориентированы на социально ответственный самоконтроль и достижение конечного хозяйственного результата. Они знают параметры необходимого контроля и самоконтроля, стремятся занять лидирующие профессиональные позиции, имеют высокую степень свободы и потребности в инновационных накоплениях в процессе трудовой деятельности.

Реализацию всех уровней управления развитием организационной культуры необходимо сориентировать на рост инновационных факторов, определяющих развитие организаций, ее структурных компонентов. Необходима новая структуризация научного и культурно-образовательного сектора в России, определение динамичного развития общественного, частного и региональ-

ного научно-технических потенциалов. Государственный контроль призван обеспечить взаимопроникновение и обогащение научно-технических потенциалов различных уровней, внедрение механизма культурного накопления организациями новых инновационных идей. Необходимо учесть, что научно-технический потенциал региона и отдельных организаций, как правило, формируется за счет достижений и накоплений научно-технического потенциала общества в целом и только в дополнительном объеме - за счет других регионов, а также привлечения внутренних научных и образовательных потенциалов отдельных организаций. Поэтому главный акцент контролирующей деятельности государства должен быть направлен на обеспечение эффективного общегосударственного взаимодействия национальных научно-технических и культурно-образовательных потенциалов общества.

1. Баринов В.А. Организационное проектирование. М., 2010.

2. Войцеховский С.Н. О понятии и систематике социальных технологий // Социальные технологии и современное общество. СПб., 2006.

3. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. СПб., 2000.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальный контроль // Социология: в 3 т. М., 2000. Т. 3. Социальные институты и процессы.

5. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. М., 2004.

6. Незнамов В.В. Формы взаимодействия государства и гражданского общества в сфере социального контроля // Социально-экономические проблемы управления человеческим развитием. Саратов, 2005. Ч. 1.

7. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1999.

8. RossE.A. Social Control. A Survey of the Foundations Order. Cleveland-London, 1996.

9. Thompson J.D. Organization in Action. N.Y.: McGraw-Hill, 1967.

Сергей Александрович Константинов,

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры экономической социологии и связей с общественностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА

В статье разрабатывается подход к определению и представлению профессий и профессионалов на рынке труда через описание понятия профессии как дела, исследуется социально-профессиональное сознание. Это позволяет охарактеризовать актуальный процесс возникновения новых видов профессиональных деятельностей. В структуре социального сознания выделяется социально-профессиональное сознание при условии удовлетворения его критерию социальности и с вносимым определением профессии содержанием. Из возможности структурирования социального сознания следует структурированность социально-профессионального сознания, что позволяет изучать состояние профессионального сознания и поведения людей как акторов в пространстве рынке труда, а также отдельные профессиональные группы.

Сформулированы следующие гипотезы:

1. Профессиональные ориентации и выбор людей в настоящий момент видоизменяются и переориентируются от прежних профессиональных практик к новым, которые приносят популярность, высокие зарплаты и прочие социальные выгоды.

truxiflyandex.ru

УДК 331.54

2. Социальное пространство российского рынка труда представлено множеством отдельных частных профессиональных рынков. Профессионалы одного микрорынка труда слабо ориентируются в соседних.

Ключевые слова: профессия, дело, пространство профессий, профессиональное поведение, пространство рынка труда, профессиональное сознание.

S.A. Konstantinov SPACE OF PROFESSIONS IN THE LABOR MARKET

The paper presents an original approach to the definition and representation of professions and professionals in the labour market through describing the concept of the profession as an occupation and studies socio-professional awareness. The new approach allows to keep up with the emerging new types of professional activities. The structure of social awareness includes socio-professional awareness provided it meets the social criteria and professional description. The structural nature of social awareness allows to structure socio-professional awareness as well, all of which makes it possible to study the state of professional awareness and the behaviour of people as actors in the space of the labour market and individual professional groups.

The following hypotheses are formulated:

1. Professional orientations and choice of the people at the moment are changing and professional preferences are changing from former professional practices to the new ones that are more prestigious, highly-paid and bring more social benefits.

2. The social space of the Russian labour market is divided into many individual private professional markets. Professionals in one labour market are not aware of the situation in other labour markets.

Keywords: profession, occupation, space of professions, professional behaviour, space of the labour market, professional awareness.

Работников и работодателей, как социальных акторов, действующих в пространстве рынка труда, объединяет то, что они относятся к экономически активному населению и являются профессионалами. Определяя понятие профессии, мы исходим из этимологии этого слова - «объявить своим делом» - и понимаем эту категорию достаточно широко. Профессии - это и некие социальные структуры и/или социальные роли, и/или социальные институты, и/или социальные функции, это и призвание, существующее и культивирующееся в обществе [2; 3; 6; 15; 16]. Любая профессиональная деятельность предполагает длительное включение в определенную сферу жизни и ее изучение. Вход в профессию определяется успешностью выполнения поставленных задач в начальном периоде обращения индивида к работе. При этом наставники, родители развивают этот успех, повышая самооценку начинающего. Понятие «профессия» пришло в русский язык из латинского. В многочисленных словарных статьях понятие профессии определяется через два других - дела и занятия.

В нашем исследовании мы будем отталкиваться от понятия дела. У В.И. Даля [17] говорится, что корень слова «дело» входит в прилагательные «деловой», «дельный», а также в глагол «делать». Словарь современного русского литературного языка под редакцией К.С. Горбачевича содержит 15 статей с толкованием данного понятия. Среди основных определений - деятельность, практика, работа, занятие, труд. А.И. Герцен еще в середине XIX в. затрагивал проблему, связанную с понятием дела: «...Да и что такое дело? Дело, Ьиэ1-ness... Чиновники знают только гражданские и уголовные дела, купец считает делом одну только торговлю, военные называют делом шагать по-журавлиному и вооружаться с ног до головы в мирное время. По-моему, служить связью, центром целого круга людей - огромное

дело, особенно в обществе разобщенном и скованном» [5, с. 11]. В 1990 - 2000-е гг., когда частная инициатива превалирует в делах многих людей, особенно предпринимателей и политиков, «объявление своим делом» -наиболее свободное, неотчужденное занятие, часто становящееся творчеством, стилем жизни. В повседневной речи мы слышим выражения: «мое дело», «не ваше дело», «не твое дело», «у меня сегодня много дел», «отдать жизнь за дело». Трудно не согласиться с мнением В. Найшуля, считающего, что сейчас «закончился период первичной ломки. Главное социальное достижение ельцинского времени - 150 миллионов человек выброшено на рынок... народ прошел его... В последние три года произошло одомашнивание рыночного поведения... Это то, чем занимается сосед - торгует, ремонтирует, нянчит, дает уроки английского языка.» [14, с. 1, 7]. Сейчас актуализируются задачи «своего дела», и оно стало обозначать свой бизнес. Часто профессионалы из одних профессий переходят в другие, что говорит о процессе профессиональной мобильности на рынке труда. А. П. Зильбер задавался вопросом: «Зачем людям нужно заниматься не своим делом?» [8; 9]. Он рассмотрел такие сферы, как медицина, педагогика, юриспруденция. В каждой из них были выявлены профессионалы, занимающиеся не своим делом, которых называют дилетантами, труэндами. Слово «дилетант» происходит от латинского «я люблю», «мне нравится» (об этом, в частности, указано в работе А.И. Герцена «Дилетантизм в науке»). Понятие «труэнд» происходит от английского «отлынивающий от своего дела», «прогульщик» (его ввел в обиход лорд Бёркли Мойниган). Слово «хобби» происходит от английского «конек», «его игрушка» и обозначает занятие по любви.

Можно сделать несколько наблюдений о делах людей.

1. У людей существует множество дел (параллельно, одновременно), однако только некоторые из занятий

могут быть профессиями; дела можно выстроить в иерархию.

2. В течение жизни у людей разного возраста существуют те или иные дела, которые являются самыми важными в данный период жизни. Каждый возраст приемлет ту или иную профессию. Так, молодежь может начать трудовую жизнь с наиболее низких должностей: секретарь, помощник, референт. В более зрелом возрасте перечисленные занятия уже являются неприемлемыми и невозможными. Оставаясь на этих должностях, люди даже неосознанно объявляют о своем жизненном фиаско.

3. Российские социальные потрясения начала 1990-х гг. и последующая за этим смена российской государственности показывают, что россияне решили изменить свои повседневные дела. Российский человек решил быть таким, как все, заботиться прежде всего о самом себе.

4. У людей со временем возникают все новые и новые дела, связанные с преобразованием природной среды (а потому необходимо поддерживать в нормальном состоянии окружающую природную среду). Ранее эта проблема не могла решаться людьми. Они только пассивно адаптировались.

5. Широко распространены такие дела, как путешествие, паломничество, туризм, поход в гости или в ресторан, дарение, которые составляют собственно повседневную жизнь.

6. У Л. Ионина [10] описаны новые дела в России 1990-х гг. - казачество, политическая деятельность.

7. Практика любых человеческих дел напоминает процесс математической индукции (когда следующий шаг связан с предыдущим в некую логическую цепь) и итерационный процесс (когда дела настоящего момента обращаются к делам прошлого и образуют систему с обратными связями).

8. В обществе существует разделение труда и социальное расслоение, из-за чего возникают различные дела у людей из разных социальных групп и слоев. Сейчас это особенно актуально по причине быстрой социальной дифференциации в России.

9. Важно создать себе дело. Многие люди делают что-то только для того, чтобы быть занятым хоть чем-то (для поддержания своего физического и духовного состояния). Такие дела, как любовь, сосуществуют и соперничают с профессиями.

Труд, дело, занятие - категории рядоположенные, входящие в родовую категорию «деятельность». Можно было бы взять за основу любую из трех категорий для концептуализации профессии, однако мы опираемся на латинское понятие professю. На наш взгляд, это дает исследовательские преимущества для изучения современных социально-экономических проблем в транзитивном обществе, в том числе и на рынке труда. Профессии и вообще практики людей сегодня интенсивно меняются в силу внешних и внутренних причин. Определяя профессию через «объявление своим делом», мы отходим от близкого и широко разработанного понятия «занятие» и концентрируемся на анализе человеческих дел. Безусловно, разрабатывая таким образом интересующие нас вопросы, мы сознательно отвлекаемся и от категорий труда и активности. Категорию «деятельность» обычно

относят к всеобщим, предельным абстракциям. Эту категорию разрабатывают в методологическом, философском, психологическом, социологическом и антропологическом контексте. По М.В. Демину, «общая структура человеческой деятельности представляет собой в одном срезе взаимосвязь предметной деятельности и общения, в другом - игры и труда. Каждый из указанных видов деятельности, выступающих в качестве элементов ее частных структур - общения и предметной деятельности, труда и игры - обладает своим внутренним строением, которое является взаимоотношением (взаимосвязью) интеллектуальной, оценочно-эмоциональной и практической деятельности» [7, с. 54]. По Ж. Ла-кану, в игре, как и в профессии, важное место занимает повторяемость.

Дело - важное понятие, однако оно характеризует только необходимое, но не достаточное условие профессии. Понятие профессии многозначно. Академик А. Панченко говорил: «Город - это прибежище профессионалов» [цит. по: 7]. Следовательно, профессионалы появились с развитием городского образа жизни и разделения труда, с возникновением многочисленных видов деятельности. Профессия - это совокупность видов деятельности, дел, которые создают источник существования профессионала, требуют специальной подготовки, продукты деятельности которых необходимы другим людям. Качество «быть профессионалом» не наследуемое [4, с. 101]. Г. Беккер считает, что «идеальный профессионал - это частный практикант в собственном бизнесе. Он не подвержен давлению со стороны вышестоящих должностных лиц или бюрократической системы; его доход составляют вознаграждения, напрямую получаемые от клиента, а не от какого-либо участника» [2, с. 82 - 83].

Существует проблема разграничения понятий профессии, специальности и занятий. Специальность - это разновидность деятельности в пределах профессии. Профессионалам приписывается квалификация, т.е. уровень владения ими профессиональными знаниями, умениями и навыками [13, с. 15]. Профессия - это освоенный язык (как метафора), поэтому на освоение другого языка, т.е. профессии, требуется время; этого не всегда хочется, и для этого нужны способности (как изучение иностранного языка). Профессия - тот атрибут взрослого человека, который является первым и одним из основных элементов его как личности. Профессия -это некая ограниченность, а человек стремится к свободе неограниченной. Возможно, в профессии присутствует, как и в других практиках, неограниченная ограниченность, т.е. углубление внутри профессии. В профессии существует и свобода, и вынужденность. Большая свобода в самовыражении, безусловно, присутствует в творческих профессиях.

Вынужденность в профессии может выступать в нескольких видах, формах:

1) из-за функций профессий: врач лечит людей, водитель перевозит, транспортирует людей. Но бывают монофункциональные и полифункциональные профессии. У последних вынужденность в одних функциях может компенсироваться через другие;

2) из-за истории профессии, как латинский язык у врачей или голландские термины у моряков;

3) из-за овладения самими знаниями и навыками по профессии;

4) из-за принятых форм существования профессии, через организацию форм труда.

Все профессии как по роду занятий, так и по образованию в большей или меньшей степени пересекаются друг с другом: с одной стороны, вследствие общих подходов в профессиональном образовании, а с другой - вследствие пересечения в повседневных действиях различных профессионалов. Кроме того, очень близки профессиональные занятия тех профессионалов, которые работают в одной сфере, в одной организации. Они видят деятельность других, переживают вместе общее дело, задействованы в общем технологическом процессе с профессионалами из близких им сфер в организации, по месту работы, в сфере деятельности. То есть объективно в профессиях и родах занятий действуют два противоположных процесса: интеграционный (сближающий) и дифференционный (разделяющий). Из первого вытекает частичная взаимозаменяемость, тяготение профессий друг к другу. Из второго, наоборот, следует отделение и специализация профессий. Из первого процесса следует, что при определенных условиях профессионал (например, вынужденно) может перейти для своих профессиональных занятий в сопредельную сферу. А из второго следует, что профессионал углубляется и обособляется в своих профессиональных действиях.

Пространство профессий динамично и изменчиво во времени. Естественным является процесс появления новых и исчезновения старых профессий. Среди социальных причин появления новых профессий можно выделить: а) технологические новшества (например, с появлением компьютера исчезла профессия машинистки, точнее, она вошла в содержание таких профессий, как секретарь, референт, да и многие менеджеры, ученые уже часто сами исполняют эти функции); б) изменение образа жизни (сейчас еще многие горожане трудятся на своих садовых участках, однако представители среднего и высшего класса уже отказываются от этого в силу изменения образа жизни и потребностей); в) интенсивное развитие рыночных отношений, проникновение западных правил экономического поведения; г) спецификация, дифференциация социальной жизни, сопровождающаяся дифференциацией профессий.

В прежних исторических эпохах (сельскохозяйственных, например) люди пользовались преимущественно тем, что было сделано своими руками. Чтобы получить в собственность какую-либо вещь, необходимо было включить в спектр своих занятий дело по обладанию вещью. Это рассуждение имеет отношение и к современным переменам в России, где большая часть граждан занималась самостоятельно сразу многими делами. Люди сами ремонтировали свои автомобили, дома, строили себе дачи, без нянь воспитывали детей. Возможно, это касалось степени распространенности этого явления тогда и сейчас. Сейчас бурно развивается сфера услуг в широком смысле, происходит еще большая спецификация видов профессиональной деятельности и разделения профессионального труда. Но до сих пор следы прошлого сохраняются. Об отмирающих

профессиях в нынешних условиях говорят и списки безработных и вакансий служб занятости.

Таким образом, намерения любого носителя профессии состоят в определенной мере выраженности, в поведении по двум-трем координатам. Первая - движение внутри своей профессии в направлении повышения своей компетентности и достижения состояния, обозначаемого как «первый в профессии». Внутри есть совпадающая с этим направлением линия, приносящая с повышением компетентности более высокий доход. Вторая - движение внутри своей родной организации (а может быть, и разных организаций) в направлении достижения наивысшей должности, может быть менеджерской, или прочих благ (например, повышенной степени свободы). Третья координата - стремление перейти в другую профессию, если прежняя не приносит приемлемую отдачу (финансовую, достижения власти, первенства в профессии). Это означает заняться совсем другой деятельностью. Но здесь возможны варианты. Чаще всего это горизонтальная профессиональная мобильность, т.е. человек с профессией, предусматривающей высшее образование, переходит и занимается другой профессией, предусматривающей тоже высшее образование. Но возможно, что этот переход осуществляется с вертикальной профессиональной мобильностью (когда в другой профессии занимается более высокое место в иерархии). Возможна ситуация, когда люди вынуждены уйти от занятий своей первой профессией в другие занятия. Примером могут служить безработные на российском рынке труда, которые вынуждены были сменить в середине 1990-х гг. профиль своей деятельности, что сопровождалось нисходящей социальной и профессиональной мобильностью. Четвертая координата - полный уход из существующего в данной точке социального пространства «плохого» рынка труда в «хороший» (например, территориальная мобильность внутри одной страны в столичные регионы или эмиграция). Это рассуждение имеет отношение к трудовой деятельности в пространстве рынка труда. В действительности есть еще несколько возможностей. Можно находиться в рамках своей профессии, но эмигрировать из нее в другую человеческую реальность, например, в семью, в любовный роман, в любимое дело, в наркоманию и пр.

Применим концепцию социального сознания для социологического исследования профессионального сознания и поведения людей [11, с. 15]. Напомним нашу позицию. Категория социального сознания имеет своим прообразом категорию коллективного (общего) сознания, выдвинутую Э. Дюркгеймом и отражающую то, что связывает между собой различные поколения людей в обществе. Результатом проведенного анализа стало утверждение, что социальное сознание принадлежит к категориальному ряду социологии как самостоятельной науки и может использоваться, в частности, для фиксирования эмпирических форм реального сознания людей. Социальное сознание присуще социальным общностям и социальным субъектам разного уровня - от общества в целом до отдельных индивидов. С одной стороны, оно порождается и ограничивается специфическими свойствами социального, сущность которого (вслед за М. Вебером) мы понимаем как результат взаимодействия

людей, оказывающий влияние на поведение других людей, а с другой стороны, состоит из тех установок (включающих представления, стереотипы), ценностей, норм, которые являются «коллективными или общими» и интерсубъективными относительно различных социальных субъектов и групп.

Используемые в научной терминологии понятия политического, экономического, профессионального и прочих видов сознания могут также нести черты социального сознания при условии выполнения по отношению к ним критерия социальности. Были рассмотрены компоненты социального сознания, а для более углубленного рассмотрения был выбран ценностный срез социального сознания. При этом было использовано такое определение ценностей (как результат знания -желания - нормирования по Г. Беккеру). Дальнейшим теоретическим шагом стало построение структуры социального сознания на предмет нахождения ее компонент. Для этого использовались концепция диспозици-онных систем личности В.А. Ядова, теория социальных представлений С. Московиси и типология ценностей К. Ситарама и Р. Когделла. В результате их анализа сделан вывод, что наиболее удаленным от поверхности и устойчивым элементом сознания является так называемое «центральное ядро», «высший уровень диспозиции». А среди компонент социального сознания наиболее устойчивыми во времени (т.е. передающимися почти в неизменной форме от поколения к поколению в обществе) являются система абстрактных (конечных) ценностей, общая направленность интересов, укорененные в культуре наиболее общие установки и нормы. Устойчивые структуры социального сознания были сопоставлены с категорией «ментальность» и найдено, что они отражают весьма близкие по характеру явления. Ретрансляция структур и элементов социального сознания происходит посредством социально-исторической памяти. Мы подтвердили гипотезу, что искомые структуры сознания формируются у индивида один раз и очень редко подвергаются в течение жизни изменениям, их достраивание происходит путем непротиворечивого включения новых представлений в старые. На формирование социального сознания влияют семейные, микросоциальные и макрообщественные факторы, через которые происходит социализация людей. Ментальности поколений формируют яркие социальные события их юности, поэтому важно прослеживать взаимодействие и столкновение двух типов представлений - из детского и юношеского прошлого и настоящего людей. Представления из прошлого основываются на воспитании и установках родителей, возможностей коллективного опыта их социального слоя. Представления настоящего - это то, что предлагает современный социум, они основаны на личных установках индивида, на его стереотипах, на наблюдениях индивида, его памяти. При этом и возникает эффект личного опыта индивида, который постоянно возрастает в течение его жизни.

Охарактеризуем процесс формирования социально-профессионального сознания. Заметим, что оно пересекается прежде всего с социально-экономическим сознанием, но имеет общие точки и с другими видами социального сознания, такими как политическое, эстети-

ческое, религиозное. Формирование социально-профессионального сознания индивида осуществляется под воздействием объективно-демографических факторов, к которым относятся профессиональные и образовательные качества родственников, а также элементы субъективных факторов, таких как семейно-историческая память о профессиях, спектр трудовых и профессиональных ценностей. Кроме того, значение имеет групповой фактор, включающий позиции профессиональных групп, в которые входил индивид на протяжении своего трудового пути, и позиции настоящей профессиональной группы индивида (если, конечно, он принадлежит к экономически активному населению). К макросоциальным факторам относятся аспекты социально-исторической памяти о престижных, предпочитаемых профессиях, сферах деятельности, а также элементы экономического и прочих видов сознания, связанные с профессией.

В рамках предлагаемой концепции структура социально-профессионального сознания включает трудовые, профессиональные ценности, нормы и установки (в том числе представления и стереотипы). К элементам профессионального сознания относятся предпочтения, представления о приемлемых условиях труда, ориентации при выборе профессии, оценка престижа и ранжирование профессий, предпочитаемые сферы трудовой деятельности, правила поведения в организациях и многое другое. По своей природе социально-профессиональное сознание динамично. Процесс его изменения детерминируется трансформационными процессами в обществе. Основной вопрос: какие уровни социально-профессионального сознания являются наиболее устойчивыми и стабильными, а какие быстро изменяющимися под влиянием конъюнктурных условий рынка труда?

Стратегии поведения индивидов на рынке труда во многом определяются состоянием их социально-профессионального сознания. Когда осуществляются выборы жизненных и профессиональных стратегий, в том числе и молодежью, важна близость выбираемого объекта и события, как временная, так и пространственная. Для характеристики ситуации на рынке труда это рассуждение может быть сформулировано в виде следующей гипотезы. Социальное пространство рынка труда представлено множеством отдельных частных рынков или подпространств. И в этом смысле каждый из агентов имеет свой рынок труда, т.е. существует множество рынков труда для представителей разных профессиональных групп. Часто знатоки одного рынка труда не ориентируются в соседнем рынке труда. Вернее, они ориентируются, но плохо и через посредников, которым они всерьез не доверяют. Безусловно, есть газеты и средства массовой информации, сообщения друзей, супругов и других близких референтов. Можно утверждать, что вокруг профессионала существуют достоверные и разделяемые знания о соседних рынках труда. Структуры социально-профессионального сознания транслируются в социуме посредством социально-исторической памяти, которая связана с воспроизводством общества и человеческого капитала.

1. Батыгин Г.С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Тюмень; М., 1994. Вып. 3.

2. Беккер Г. Природа профессии // Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Тюмень; М., 1994. Вып. 3.

3. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 707 - 735.

4. Галенски Б. Семейное сельское хозяйство как профессия // Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. М., 1992.

5. Герцен А.И. Былое и думы. 1852 - 1868. Ч. 4. Москва, Петербург и Новгород // Герцен А. И. Собр. соч.: в 30 т. М., 1956.

6. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

7. Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984.

8. Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний. Петрозаводск, 1998.

9. Зильбер А.П. Этюды критической медицины. Петрозаводск, 1999.

10. Ионин Л. Социология культуры. М., 2001.

11. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.

12. Константинов С.А. Структурирование социального и профессионального сознания. Саратов, 2004.

13. Крыштановская О.В. Инженеры: Становление и развитие профессиональной группы / отв. ред. Ф.Р. Филиппов. М., 1989.

14. Найшуль В. Мы еще не проиграли // Известия. 2001. 11 авг. (№ 145).

15. Сорокин П. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Сорокин П. Общедоступный учебник социологии: ст. разных лет. М., 1994. С. 333 - 356.

16. Parsons T. Professions // International Encyclopedia of the Social Sciences. The Macmillan Company & The Free Press., 1968.

17. URL: http://www.rubricon.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.