УДК 31.316.347
DOI 10.56525/GIQS7862
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
АДАПТАЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ
ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ г.АКТАУ)
КАЮПОВА Ф.М.
Каспийский университет технологий
и инжиниринга имени Ш.Есенова»
Актау, Казахстан
E-mail: [email protected]
Аннотация. Проблемное поле научной работы сосредоточивается на профессиональной адаптации этнических групп к социально-экономическим преобразованиям в образовательной среде и интеграции общества. Исследовательский вопрос в рамках данной работы заключается в выяснении влияния принадлежности к этническим группам на процесс профессиональной адаптации в образовательной среде. На сегодняшний день, известно достаточно много публикаций по проблеме социально-профессиональной адаптации. Однако, вопрос адаптации этнических групп разработан недостаточно. Превалируют психологические и педагогические исследования этой проблемы, в то время как именно социологический анализ дает возможность выявить существенные особенности этих процессов. Данная статья была написана на основе результатов социологического исследования на тему «Профессиональная адаптация молодых педагогов». Цель данного исследования состояла в изучении особенностей профессиональной адаптации представителей различных этнических групп. В исследовательской работе было рассмотрено понятие «адаптация» как социологическая категория и проанализированы классические и современные подходы к пониманию сущности и механизмов профессиональной адаптации. Изучение научной литературы, раскрывающей тему исследования, позволяет выделить несколько групп работ. Первая группа работ посвящена изучению социальной адаптации, где анализируются различные подходы: системный подход, информационный подход, феноменологическая теория, нормативный подход (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.), деятельностный подход и интерпретативный подход (М. Вебер). Вторая группа работ посвящена изучению социально-профессиональной адаптации в русле исследований социально-трудовых процессов. Это работы М. Вебера, А.Б. Георгиевского, Т. Парсонса, и др. Трудовую адаптацию в процессе профессионального обучения и становления рассматривали Н.В. Полякова, К.У. Чембеленге и др. Третья группа работ посвящена всестороннему исследованию сущности, целей, содержания педагогической деятельности. К примеру, работы С.В. Кондратьевой, и др. Во второй части работы были проанализированы основные факторы, оказывающие влияние на социально-профессиональную адаптацию представителей различных этнических групп. Также был проведен сравнительный анализ социологических исследований, посвященных социально-профессиональной адаптации. В завершающей части данной статьи приведены результаты исследования, отражающие особенности профессиональной адаптации представителей различных этнических групп в образовательной среде.
Ключевые слова: адаптация, молодые педагоги, социально-экономическое развитие, факторы профессиональной адаптации, Казахстан, этнические группы, интеграция казахстанского общества, образование, профессиональная деятельность, межэтническое взаимодействие, мотивация профессиональной деятельности.
Введение
Влияние социально-экономических преобразований на жизнь населения Республики Казахстан и реакция последнего на реформы становятся одной из центральных проблем современного казахстанского общества. Адаптационные процессы приобретают особую актуальность в связи с тем, что дальнейшее развитие Казахстана невозможно без ориентаций на инновационные процессы и потенциальной готовности к ним разных социальных групп. Республика Казахстан-многонациональная страна.
Вопреки прогнозируемому «столкновению цивилизаций» (С. Хантингтон), в постсоветский период в целом ряде казахстанских регионов социально-экономическая адаптация соседствующих этнических групп, различающихся по историческому наследию, религии, языку, культуре и сохраняющих этнические чувства, прошла достаточно бесконфликтно. В этой связи основное внимание должно уделяться социологическому анализу позитивного опыта адаптации этнических групп с отличающейся культурой, позволяющий рассмотреть благоприятный потенциал этничности и межэтнического взаимодействия для интеграции казахстанского общества. Значимость единства подчеркивается руководством Республики Казахстан[1]. В послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 02.09.2019 одним из самых важных моментов является четкое определение позиции: «Единство нации – в ее многообразии» [1]. В связи с этим, в рамках данной работы особый интерес представляет изучение особенностей профессиональной адаптации представителей разных этнических групп Республики Казахстан.
Степень научной разработанности темы: На сегодняшний день, известно достаточно много публикаций по проблеме социально-профессиональной адаптации. Однако, вопрос адаптации этнических групп разработан недостаточно. Превалируют психологические и педагогические исследования этой проблемы, в то время как именно социологический анализ дает возможность выявить существенные особенности этих процессов. Изучение научной литературы, раскрывающей тему исследования, позволяет выделить несколько групп работ. [2] Первая группа работ посвящена изучению социальной адаптации, где анализируются различные подходы: системный подход, информационный подход, феноменологическая теория, нормативный подход (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.), деятельностный подход и интерпретативный подход (М. Вебер). Вторая группа работ посвящена изучению социально-профессиональной адаптации в русле исследований социально-трудовых процессов. Это работы М. Вебера, А.Б. Георгиевского, Т. Парсонса, и др. [2] Трудовую адаптацию в процессе профессионального обучения и становления рассматривали Н.В. Полякова, К.У. Чембеленге и др [2]. Третья группа работ посвящена всестороннему исследованию сущности, целей, содержания педагогической деятельности. К примеру, работы С.В. Кондратьевой, и др [2].
Современная сфера образования остро нуждается в молодых специалистах, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности.[2]
Материалы и методы исследования
В рамках настоящей исследовательской работы было проведено социологическое исследование на тему «Профессиональная адаптация молодых педагогов». Для проведения данного исследования были выбраны метод опроса и метод фокус-группы. Данные методы имеют целый ряд преимуществ.
Цель данного исследования состояла в изучении особенностей профессиональной адаптации представителей различных этнических групп. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
определить мотивацию профессиональной деятельности;
выявить степень идентификации педагога с профессиональной ролью, а также с культурой, нормами, принятыми в его трудовом коллективе;
проанализировать трудовые отношения респондента с коллегами (социальное настроение педагогического работника в первые годы его трудовой деятельности, степень реальной помощи и поддержки со стороны коллег, администрации и профсоюзной организации образовательного учреждения);
изучить степень активности молодого специалиста в общественной жизни образовательного учреждения, отношение к учительской профессиональной организации;
выявить представления респондентов о перспективах, о возможностях карьерного роста;
определить факторы, влияющие на профессиональную адаптацию молодого педагога.
При операционализации понятия «профессиональная адаптация» нами было уставлено, что оно складывается из разнообразных компонентов. Были выделены следующие составляющие: мотивация профессиональной деятельности; адаптация к требованиям производственной и трудовой дисциплины, к организационным нормам и правилам и др.; адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям и социально-профессиональному статусу; социальные проблемы и трудности профессиональной деятельности; участие в общественной жизни образовательного учреждения [3]. При составлении анкеты были учтены данные составляющие.
В исследовательской работе было рассмотрено понятие «адаптация» как социологическая категория и проанализированы классические и современные подходы к пониманию сущности и механизмов профессиональной адаптации.
Рассмотрев основные теоретические направления изучения адаптации можно сделать вывод о том, что данный процесс рассматривается в рамках структурно-функционального подхода, системного подхода, информационного подхода, деятельностного подхода и интерпретативного подхода, что составляет теоретическую основу для исследования социально-профессиональной адаптации.
Во второй части работы были проанализированы основные факторы, оказывающие влияние на социально-профессиональную адаптацию представителей различных этнических групп. Так, можно выделить две группы факторов, влияющих на процесс профессиональной адаптации: производственные и личностные. Личностные факторы, в свою очередь, можно классифицировать на социально-демографические, социально обусловленные, психологические, социологические. К таким факторам, например, относятся такие демографические признаки, как пол, возраст, семейное положение, национальность, и т.д. К производственным факторам, по существу, относятся все элементы производственной среды. Для каждой категории работников производственные факторы модифицируются в соответствии со спецификой труда данной группы. Специфическим фактором адаптации являются формы организации труда.
Также был проведен сравнительный анализ социологических исследований, посвященных социально-профессиональной адаптации. Анализ эмпирических данных позволил сделать вывод о том, что престиж профессии учителя в нашей стране напрямую связан с его материальным положением. Есть определённое противоречие между декларируемой заботой об учителе и реальным положением дел в образовании. Предельно низкий уровень заработной платы, низкий престиж профессии учителя в обществе является тем дезадаптирующим фактором, из-за которого многие молодые педагоги уходят из педагогической профессии.
Результаты исследования
Следующим этапом стало проведение собственного социологического исследования, целью которого было изучение особенностей профессиональной адаптации представителей различных этнических групп в образовательной среде.
В рамках исследования были изучены основные мотивы выбора будущей профессии. Можно сказать, что выбор профессии определили любовь к молодежи и мечта с детства. Привлекательными сторонами в профессии учителя для молодых педагогов являются общение с молодежью, творческий характер работы учителя, высокий статус учителя, учительской профессии в обществе.
Было выявлено, что у молодых педагогов наблюдается различный характер отношений с учащимися, коллегами и администрацией. Так, с администрацией преобладают деловые отношения, с коллегами − дружеские и с учащимися – доверительные отношения.
Результаты исследования показали, что у большинства опрошенных процесс адаптации проходил легко. Среди педагогических проблем, встречающих у молодых педагогов, наибольшие претензии у учителей к отсутствию у молодежи желания учиться и к отношению учащихся к учителю. Анализ затруднений, встречающихся в педагогической деятельности, показал, что несмотря на их наличие, они всегда преодолеваются молодыми учителями, в ходе урока или во время подготовки к нему.
В ходе исследования были определены факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации. Так, среди факторов, осложняющих адаптацию молодого специалиста в образовательном учреждении, особое место занимают противоречия между основными субъектами – учителями и учащимися – образовательного процесса в представлениях о цели и результатах образования. На эффективность профессиональной адаптации молодых педагогов в учреждениях образования влияет ряд факторов: профессиональные факторы, которые определяются содержанием труда, созданными в учреждении, стажем работы и т.д.; организационно-управленческие факторы, обусловленные организационной структурой образовательного учреждения, качеством организации помощи молодым специалистам; социально-гигиенические факторы, к которым относятся условия труда; экономические факторы, связанные с системой оплаты труда, системой материального стимулирования и начинающих педагогов; социально-психологические факторы, обусловленные социально-психологическим климатом, стилем руководства, системой морального поощрения начинающих педагогов; и личностные факторы. Также была проанализирована связь выбора привлекательных сторон профессии учителя в зависимости от этнической принадлежности респондентов. Итак, для решения этой задачи для начала был использован критерий Колмогорова-Смирнова (Z). Поскольку асимптоматическое значение (р) всех переменных больше 0,1, то между группирующей и зависимой переменными отсутствуют достоверные различия. Иными словами, анализ по критерию Колмогорова показал, что выбор тех или иных привлекательных сторон профессии учителя не зависит от этнической принадлежности респондентов.
С целью выявления достоверных различий в оценке протекания процесса адаптации между представителями различных этнических групп был применен критерий Манна-Уитни (U), поскольку зависимая переменная «процесс адаптации» измеряется в порядковой шкале. Анализ показал следующие значения: критерий Манна-Уитни (U) = 470,500, асимптоматическое значение (р) = 0,727 > 0,1, что говорит об отсутствии достоверных различий в оценке протекания процесса адаптации между представителями различных этнических групп (см.табл.3). Таким образом, характер протекания процесса адаптации в данном исследовании не зависит от этнической принадлежности респондентов. Таким образом, процесс адаптации обусловлен множеством факторов, в том числе и социальных, что подтверждается рядом социологических исследований. В условиях современной жизни для изучения процесса адаптации необходимо всестороннее его изучение. В связи с этим является необходимым продолжать изучение специфики социально-профессиональной адаптации, так как только в этом случае можно получить полноценный обзор имеющейся на данный момент ситуации, определить основные тенденции, а также выявить причины и способы предотвращения ряда проблем.
Заключение
Важным выводом всей исследовательской работы стало то, что этническая принадлежность, как показали результаты исследования, не препятствует профессиональной адаптации. Напротив, играет положительную роль в процессе социально-экономической адаптации в ситуации благоприятного развития интеграции казахстанского общества. Этничность во многих случаях стала служить неким мобилизующим фактором, который помогал людям не только успешнее преодолевать жизненные трудности, но и давал им определенный заряд оптимизма, веру в свои силы, что способствует интеграции казахстанского общества и успешному развитию экономики страны в целом [1].
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 02.09.2019 [Электронный ресурс: Официальный сайт Президента Республики Казахстан]. Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana
[2]. Матвеева, А.И. Социальная адаптация молодых специалистов в системе образования современного общества: Дис. .канд. социол. наук. Екатеринбург, 2005. – С.24.
[3]. Дмитриева М.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // «Сибирь. Философия. Образование». – Альманах СО РАО. – Новокузнецк : Изд-во «ИПК», Вып. 4 –2010 – С.18 – 30.
REFERENCES
[1]. Poslanie Glavy` gosudarstva Kasy`m-Zhomarta Tokaeva narodu Kazakhstana ot 02.09.2019 [E`lektronny`j resurs: Oficzial`ny`j sajt Prezidenta Respubliki Kazakhstan]. Rezhim dostupa: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana [in Russian]
[2]. Matveeva, A.I. Soczial`naya adaptacziya molody`kh speczialistov v sisteme obrazovaniya sovremennogo obshhestva: Dis. .kand. socziol. nauk. Ekaterinburg, 2005. – S.24. [in Russian]
[3]. Dmitrieva M.A. Urovni i kriterii professionalizma: problemy` formirovaniya sovremennogo professionala // «Sibir`. Filosofiya. Obrazovanie». – Al`manakh SO RAO. – Novokuzneczk : Izd-vo «IPK», Vy`p. 4 –2010 – S.18 – 30. [in Russian]
Каюпова Фарида
Ш. Есенов атындағы Каспий технологиялар және инжиниринг университеті,
Ақтау қ., Қазақстан
ӘР ТҮРЛІ ЭТНИКАЛЫҚ ТОПТАР ӨКІЛДЕРІНІҢ ӘЛЕУМЕТТІК-КӘСІБИ БЕЙІМДЕЛУІ: СОЦИОЛОГИЯЛЫҚ ТАЛДАУ (АҚТАУ Қ. ЖАС ПЕДАГОГТАР МЫСАЛЫНДА)
Аңдатпа. Ғылыми жұмыстың проблемалық саласы этникалық топтардың білім беру ортасындағы әлеуметтік-экономикалық өзгерістерге және қоғамның интеграциясына кәсіби бейімделуіне бағытталған. Осы жұмыс шеңберіндегі зерттеу мәселесі этникалық топтардың білім беру ортасындағы кәсіби бейімделу процесіне әсерін анықтау болып табылады. Бүгінгі таңда әлеуметтік-кәсіби бейімделу мәселесі бойынша көптеген жарияланымдар бар. Алайда, этникалық топтарды бейімдеу мәселесі жеткілікті дәрежеде қарастырылмаған. Бұл мәселенің психологиялық және педагогикалық зерттеулері басым, ал әлеуметтанулық талдау осы процестердің маңызды ерекшеліктерін анықтауға мүмкіндік береді. Бұл мақала «Жас педагогтердің кәсіби бейімделуі» тақырыбындағы әлеуметтанулық зерттеу нәтижелері негізінде жазылды. Бұл зерттеудің мақсаты әртүрлі этникалық топ өкілдерінің кәсіби бейімделу ерекшеліктерін зерттеу. Зерттеу жұмысында «бейімделу» ұғымы әлеуметтанулық категория ретінде қарастырылды және кәсіби бейімделудің мәні мен тетіктерін түсінудің классикалық және заманауи тәсілдері талданды. Зерттеу тақырыбын ашатын ғылыми әдебиеттерді зерттеу бірнеше жұмыс топтарын бөлуге мүмкіндік береді. Жұмыстың бірінші тобы әлеуметтік бейімделуді зерттеуге арналған, онда әртүрлі тәсілдер талданды: жүйелік тәсіл, ақпараттық тәсіл, феноменологиялық теория, нормативтік тәсіл (Э.Дюркгейм, Т. Парсонс және т. б.), белсенділік және интерпретациялық тәсіл (М. Вебер). Жұмыстың екінші тобы әлеуметтік-еңбек процестерін зерттеу аясында әлеуметтік-кәсіби бейімделуді зерттеуге арналған. Бұл М.Вебер, А. Б.Георгиевский, Т. Парсонс және т. б. кәсіби оқыту мен қалыптасу процесінде еңбекке бейімделуді Н. В. Поляков, К. У. Чембеленге және т. б. қарастырған. Үшінші жұмыс тобы педагогикалық қызметтің мәнін, мақсаттарын, мазмұнын жан-жақты зерттеуге арналған. Мысалы, С. В. Кондратьеваның жұмыстары және т. б. Жұмыстың екінші бөлімінде әртүрлі этникалық топ өкілдерінің әлеуметтік-кәсіби бейімделуіне әсер ететін негізгі факторлар талданды. Сондай-ақ, әлеуметтік-кәсіби бейімделуге арналған әлеуметтік зерттеулерге салыстырмалы талдау жүргізілді. Осы мақаланың соңғы бөлімінде әртүрлі этникалық топ өкілдерінің білім беру ортасында кәсіби бейімделу ерекшеліктерін көрсететін зерттеу нәтижелері келтірілген.
Түйінді сөздер: бейімделу, жас педагогтар, әлеуметтік-экономикалық даму, кәсіби бейімделу факторлары, Қазақстан, этникалық топтар, қазақстандық қоғамның интеграциясы, білім беру, кәсіби қызмет, этносаралық өзара іс-қимыл, кәсіби қызметті ынталандыру.
Kayupova Farida
Sh.Yessenov Caspian state university of technology and engineering, Аktau, Kazakhstan
SOCIO-PROFESSIONAL ADAPTATION OF REPRESENTATIVES OF DIFFERENT ETHNIC GROUPS: SOCIOLOGICAL ANALYSIS (ON THE EXAMPLE OF YOUNG TEACHERS IN AKTAU)
Abstract. The problematic field of scientific work focuses on the professional adaptation of ethnic groups to socio-economic transformations in the educational environment and the integration of society. The research question within the framework of this work is to find out the influence of belonging to ethnic groups on the process of professional adaptation in the educational environment. To date, there are quite a lot of publications on the problem of social and professional adaptation. However, the issue of adaptation of ethnic groups has not been sufficiently developed. Psychological and pedagogical studies of this problem prevail, while sociological analysis makes it possible to reveal the essential features of these processes. This article was written on the basis of the results of a sociological study on the topic "Professional adaptation of young teachers." The purpose of this study was to study the characteristics of professional adaptation of representatives of various ethnic groups. In the research work, the concept of "adaptation" as a sociological category was considered and classical and modern approaches to understanding the essence and mechanisms of professional adaptation were analyzed. The study of scientific literature, revealing the topic of the study, allows us to distinguish several groups of works. The first group of works is devoted to the study of social adaptation, which analyzes various approaches: a systematic approach, an informational approach, a phenomenological theory, a normative approach (E. Durkheim, T. Parsons, etc.), an activity approach and an interpretive approach (M. Weber). The second group of works is devoted to the study of social and professional adaptation in line with the study of social and labor processes. These are the works of M. Weber, A.B. Georgievsky, T. Parsons, and others. Labor adaptation in the process of vocational training and formation was considered by N.V. Polyakova, K.U. Chembelenge and others. The third group of works is devoted to a comprehensive study of the essence, goals, content of pedagogical activity. For example, the works of S.V. Kondratieva, and others. In the second part of the work, the main factors influencing the social and professional adaptation of representatives of various ethnic groups were analyzed. A comparative analysis of sociological studies on socio-professional adaptation was also carried out. The final part of this article presents the results of the study, reflecting the features of the professional adaptation of representatives of various ethnic groups in the educational environment.
Keywords: adaptation, young teachers, socio-economic development, factors of professional adaptation, Kazakhstan, ethnic groups, integration of Kazakhstani society, education, professional activity, interethnic interaction, motivation of professional activity.