Научная статья на тему 'Проблемы усовершенствования последипломного образования врачей сельского здравоохранения'

Проблемы усовершенствования последипломного образования врачей сельского здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
490
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИПЛОМНАН КЕЙіНГі БіЛіМ / БіЛіКТіЛіКТі ЖЕТіЛДіРУ / АУЫЛДЫқ ДЕНСАУЛЫқ САқТАУ / ДәРіГЕРЛЕР / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СЕЛЬСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ВРАЧИ / POSTGRADUATE EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / RURAL HEALTHCARE SYSTEM / DOCTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маталипова А. М., Карп Л. Л., Потапчук Т. Б., Сейсебаева Б. Т.

Целью исследования явилось выявление проблем, связанных с повышением профессионального уровня врачей сельского здравоохранения. Методы. В качестве дизайна исследования был выбран смешанный исследовательский подход, включавший количественный сбор статистических данных и качественную характеристику, выражавшуюся в получении личных свидетельств врачей на проблемы повышения профессионального уровня. Проведено социологическое исследование (анонимное анкетирование) сельских врачей Северного Казахстана (Акмолинской и Северо-Казахстанской областей). «Анкета по изучению повышения квалификации медицинских кадров сельского здравоохранения» состояла из 48 вопросов открытого и закрытого типа. С помощью механической случайной (бесповторной) выборки было отобрано 175 врачей, работающих в центральных районных больницах. Отбор единиц наблюдения из генеральной совокупности осуществлялся путем использования таблиц случайных чисел. Учитывая общее количество сельских врачей в 2-х областях, отобранная выборка являлась репрезентативной. Статистический инструментарий включал вычисление экстенсивных показателей (показателей распределения). Для сравнения статистической значимости групп применялся критерий соответствия (хи-квадрат). Результаты. В ходе исследования выявлено, что у большинства врачей имеется желание повысить свои профессиональные знания; основная масса опрошенных респондентов (86,7%) хотела бы повысить свой профессиональный уровень. Врачи, которые прошли курсы повышения квалификации, по возвращении на работу смогли применить на практике полученные знания и тем самым улучшить свои практические навыки. Результаты опроса периодичности последипломного образования показали, что больше половины (54,2%) опрошенных врачей считают целесообразным прохождение переподготовки 1 раз в 5 лет. При этом значительная часть опрошенных врачей (40,6%) хотела бы повышать свою квалификацию на базе медицинского университета, 36,5% в областном центре, но с привлечением столичных специалистов, 22,9% с выездом в другой регион. Отмечено, что многие формы повышения квалификации (участие в международных конференциях и семинарах, стажировки в ведущих отечественных и зарубежных клиниках) большинству работников на сегодняшний день практически недоступны. Выводы. Анализ путей повышения профессионального уровня показал в целом удовлетворенность врачей сельского здравоохранения по данной проблеме. Большинство врачей стремится к профессиональному развитию. Почти половина респондентов (56,0%) смогли применить на практике полученные знания и улучшить свои практические навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маталипова А. М., Карп Л. Л., Потапчук Т. Б., Сейсебаева Б. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Enhancing Postgraduate Education of the Doctors in Rural Healthcare Service

The objective of the research is to identify problems/issues related to the professional development of the doctors in rural healthcare service. Methods: The combined research approach has been applied as the design of the research, which included a quantitative collection of the statistical data and qualitative characteristics expressed in obtaining personal opinion of the doctors about the problems existing in the area of professional development. A social survey has been conducted (anonymously filled questionnaires) among the rural doctors on the Northern Kazakhstan (Akmola and North Kazakhstan). “Survey on studying professional development of the Healthcare personnel in Rural Healthcare” consisted of 48 questions of open-end and closed questions. With the help of a mechanical random (non-repeated) sampling 175 doctors from central district (rayon) hospitals have been selected. The selection of the observation unit from among the general population has been carried out by applying the random number table. Considering the total number of the rural doctors in two oblasts the selected sampling plays only a representative role. The statistical tools included calculation of extensive indicators (indicators of distribution). For comparing statistical significance of the group a fitting criteria (chi-square) has been applied. Results: The research identified that the majority of the doctors have a desire to enhance and further develop their professional skills; a great number of the surveyed respondents (86.7%) would love to upgrade their professional level. The doctors, who have attended refresher courses/trainings, were able, upon return to work, apply in practice the knowledge they have acquired, and this contributed to the enhancement of their professional skills. The survey on the frequency/periodicity of the post-graduate education have shown that over half (54.2%) of the responding doctors consider that training (further development) of the doctors once in five years would be feasible. For that purpose the majority of the responding doctors (40.6%) wish to be trained/to develop their professional skills at the Medical University, 36.5% at the Oblast Center where the specialists from the capital would be invited too, 22.9% prefer to travel to another region. It was recorded that many forms of the professional development (participation in international conferences and workshops, trainings at the leading national and international clinics) are not available to the major part of the employees. Conclusion: The analysis of the ways of professional development, in general, revealed satisfaction of the doctors in rural healthcare service in the context of the subject matter. The majority of the doctors strive towards professional growth and development, which shows the existing potential. Almost half of the responding doctors (56.0%) were able to apply in practice the acquired knowledge, which has enhanced their practical skills as well.

Текст научной работы на тему «Проблемы усовершенствования последипломного образования врачей сельского здравоохранения»

Озық мақала/Оригинальная статья/Original article

Материал поступил в редакцию: 23-02-2015 Материал принят к печати: 04-04-2015 УДК 614;614.2;614:33

Problems of Enhancing Postgraduate Education of the Doctors in Rural Healthcare Service

Matalipova A1, Karp L1, Potapchuk T1, Seisebayeva B.2

1 “Astana Medical University ” JSC, Astana, Kazakhstan 2Central District Hospital ofAkmola region, Astana, Kazakhstan

The objective of the research is to identify problems/issues related to the professional development of the doctors in rural healthcare service.

Methods: The combined research approach has been applied as the design of the research, which included a quantitative collection of the statistical data and qualitative characteristics expressed in obtaining personal opinion of the doctors about the problems existing in the area of professional development. A social survey has been conducted (anonymously filled questionnaires) among the rural doctors on the Northern Kazakhstan (Akmola and North Kazakhstan). “Survey on studying professional development of the Healthcare personnel in Rural Healthcare” consisted of 48 questions of open-end and closed questions. With the help of a mechanical random (non-repeated) sampling 175 doctors from central district (rayon) hospitals have been selected. The selection of the observation unit from among the general population has been carried out by applying the random number table. Considering the total number of the rural doctors in two oblasts the selected sampling plays only a representative role. The statistical tools included calculation of extensive indicators (indicators of distribution). For comparing statistical significance of the group a fitting criteria (chi-square) has been applied.

Results: The research identified that the majority of the doctors have a desire to enhance and further develop their professional skills; a great number of the surveyed respondents (86.7%) would love to upgrade their professional level. The doctors, who have attended refresher courses/trainings, were able, upon return to work, apply in practice the knowledge they have acquired, and this contributed to the enhancement of their professional skills. The survey on the frequency/periodicity of the post-graduate education have shown that over half (54.2%) of the responding doctors consider that training (further development) of the doctors once in five years would be feasible. For that purpose the majority of the responding doctors (40.6%) wish to be trained/to develop their professional skills at the Medical University, 36.5% - at the Oblast Center where the specialists from the capital would be invited too, 22.9% prefer to travel to another region. It was recorded that many forms of the professional development (participation in international conferences and workshops, trainings at the leading national and international clinics) are not available to the major part of the employees.

Conclusion: The analysis of the ways of professional development, in general, revealed satisfaction of the doctors in rural healthcare service in the context of the subject matter. The majority of the doctors strive towards professional growth and development, which shows the existing potential. Almost half of the responding doctors (56.0%) were able to apply in practice the acquired knowledge, which has enhanced their practical skills as well.

Keywords: postgraduate education, professional development, rural healthcare system, doctors.

J Clin Med Kaz 2015; 1(35):40-44

Автор для корреспонденции: Маталипова Асель Марсовна, магистрант кафедры «Общественного здравоохранения» J№1 АО «Медицинский Университет Астана», тел: 8(701)530-14-24, E-mail: asel.matalipova@mail.ru.

АУЫЛДЫҚ ДӘРІГЕРЛЕРДЩ ДИПЛОМНАН КЕШНГІ БІЛІМШ ЖЕТІЛДІРУДЕГІ МӘСЕЛЕЛЕР Маталипова А.М1, карп л.лД потапчук т.Б.1, Сейсебаева Б.т.2

УАстана мадициналық университеті», Астана, Қазақстан 2 Ақмола облыстық орталық аудандық ауруханасы, Астана, Қазақстан

Мақсаты: Ауылдық дәрігерлердің кәсіби біліктілігін арттырумен байланысты туындайтын мәселелерді айқындау.

Әдістер: Дәрігерлердің білімін жетілдіру кезінде жеке басында туындайтын мәселелер бойынша сандық және сапалық сипаттағы мәліметтерді алу, зерттеу дизайнын ескере отырып аралас зерттеу әдісі қолданылды. Қазақстанның солтүстік өңіріндегі (Ақмола және Солтүстік Қазақстан облыстары) ауылдық дәрігерлері арасында социологиялық (анонимді сауалнама жургізу) зерттеу жүргізілді. «Ауылдық денсаулық сақтаудағы медициналық кадрлардың кәсіби біліктілігін анықтау сауалнамасы» ашық және жабық типті 48 сұрақтан тұрды. Механикалық кездейсоқ (қайталанбайтын) іріктеу арқылы орталық аудандық ауруханада жұмыс істейтін 175 ауылдық дәрігерлері алынды. Негізгі жиынтықтан бақылау бірліктерін іріктеу кездейсоқ сандар кестесін қолдану жолы арқылы жүргізілді. Екі облыстағы дәрігер санын ескере отырып алынған іріктеме репрезентативті болып шықты. Статистикалық құрал ретінде экстенсивті көрсеткіштерді (көрсеткіштік үлестірім) есептеу болып табылды.Топтардың статистикалық маңыздылығын салыстыру үшін сәйкестік критерийі (хи-квадрат) қолданылды.

Нәтижесі: Зерттеу барысында жауап берген респонденттердің негізгі бөлігі (86,7%) кәсіби деңгейін жоғарлатуға және көпшілік дәрігерлердің кәсіби біліктілігін арттыруға ынтасы барын көрсетті. Кәсіби деңгейін жоғарлату курстарынан кейін дәрігерлер өз жұмысына қайта оралғаннан соң тәжірибеде жузеге асырып, тәжірибелік дағдыларын нығайта алды. Сауалнамаға жауап беру нәтижесінде дәрігерлердің жартысынан көпшілігі (54,2%) қайта дайындықтан 5 жылда 1 рет өту дұрыс деп санайды. Бұл орайда дәрігерлердің басым бөлігі (40,6%) Медициналық университет базасында, 36,5% облыс орталығында, 22,9% басқа аймаққа шығып кәсіби деңгейін жоғарлатуға қалайтындығын

№1 (35) 2015 Clinical Medicine of Kazakhstan 40

көрсетті. Кәсіби біліктілікті арттырудың көпшілік формалары (халықаралық конференцияларға және семинарларға қатысу, алдыңғы шетелдік және отандық клиникаларда тағылымдамалардан өтуге) бүгінгі күнде ауылдық дәрігерлерге қол жетімсіз.

Қорытынды: Бұл мәселе бойынша жүргізілген талдау кезінде ауылдық дәрігерлердің кәсіби деңгейін жоғарлату жолдары қанағаттанарлық деңгейін көрсетті. Дәрігерлердің басым көпшілігі кәсіби жағынан дамуға талпынады және ол жоғары потенциалдың бар екенін көрсетеді. Респонденттердің жартысынан көбі (56,0%) алған білімдерін тәжірибеде қолданып, тәжірибелік дағдыларын нығайта алды.

Маңызды сөздер: дипломнан кейінгі білім, біліктілікті жетілдіру, ауылдық денсаулық сақтау, дәрігерлер.

ПРОБЛЕМ^І УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

маталипова А.мД, карп л.л2, потапчук т.Б.1, Сейсебаева Б.т.2

]АО «Медицинский университет Астана», Астана, Казахстан Центральная районная больница Акмолинской области, Астана, Казахстан

Целью исследования явилось выявление проблем, связанных с повышением профессионального уровня врачей сельского здравоохранения.

Методы. В качестве дизайна исследования был выбран смешанный исследовательский подход, включавший количественный сбор статистических данных и качественную характеристику, выражавшуюся в получении личных свидетельств врачей на проблемы повышения профессионального уровня. Проведено социологическое исследование (анонимное анкетирование) сельских врачей Северного Казахстана (Акмолинской и Северо-Казахстанской областей). «Анкета по изучению повышения квалификации медицинских кадров сельского здравоохранения» состояла из 48 вопросов открытого и закрытого типа. С помощью механической случайной (бесповторной) выборки было отобрано 175 врачей, работающих в центральных районных больницах. Отбор единиц наблюдения из генеральной совокупности осуществлялся путем использования таблиц случайных чисел. Учитывая общее количество сельских врачей в 2-х областях, отобранная выборка являлась репрезентативной. Статистический инструментарий включал вычисление экстенсивных показателей (показателей распределения). Для сравнения статистической значимости групп применялся критерий соответствия (хи-квадрат).

Результаты. В ходе исследования выявлено, что у большинства врачей имеется желание повысить свои профессиональные знания; основная масса опрошенных респондентов (86,7%) хотела бы повысить свой профессиональный уровень. Врачи, которые прошли курсы повышения квалификации, по возвращении на работу смогли применить на практике полученные знания и тем самым улучшить свои практические навыки. Результаты опроса периодичности последипломного образования показали, что больше половины (54,2%) опрошенных врачей считают целесообразным прохождение переподготовки 1 раз в 5 лет. При этом значительная часть опрошенных врачей (40,6%) хотела бы повышать свою квалификацию на базе медицинского университета, 36,5% в областном центре, но с привлечением столичных специалистов, 22,9% с выездом в другой регион. Отмечено, что многие формы повышения квалификации (участие в международных конференциях и семинарах, стажировки в ведущих отечественных и зарубежных клиниках) большинству работников на сегодняшний день практически недоступны.

Выводы. Анализ путей повышения профессионального уровня показал в целом удовлетворенность врачей сельского здравоохранения по данной проблеме. Большинство врачей стремится к профессиональному развитию. Почти половина респондентов (56,0%) смогли применить на практике полученные знания и улучшить свои практические навыки.

Ключевые слова: Последипломное образование, повышение квалификации, сельское здравоохранение, врачи.

Введение

Нынешняя тенденция развития медицинской науки и внедрение современных медицинских технологий требует постоянного усовершенствования системы повышения квалификации кадров [1]. Основой дополнительного медицинского образования является обеспечить систему здравоохранения профессионалами своего дела, отвечающих требованиям современных тенденций медицины и в результате повысить качество оказываемой медицинской помощи [2]. Повышая свой профессиональный уровень на протяжении всей жизни, врачи будут идти в ногу с тенденциями современной медицины [3].

В соответствии с Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы, была разработана Концепция развития кадровых ресурсов здравоохранения на 2012-2020 годы, где представлен анализ текущей ситуации в системе кадровых ресурсов отрасли, определены основные направления кадровой политики и ключевые механизмы ее реализации. За период реализации Государственной программы проведена определенная работа по достижению качества подготовки кадров здравоохранения [4]. В условиях реформирования здравоохранения совершенствование профес-сио-нальных знаний специалистов имеет важное значение и должно осуществляться постоянно, как в порядке самостоятельной работы, так и путем повторного повышения квалификации.

цель исследования: выявить проблемы на пути повышения профессионального уровня врачей сельского здравоохранения.

Материалы и методы

При определении дизайна исследования было определено, какие данные необходимо собрать, чтобы убедительно ответить на вопрос, поставленный в виде цели исследования. Для выработки знаний был выбран смешанный исследовательский подход, включавший количественный сбор статистических данных. Качественная характеристика выражалась в получении личных свидетельств врачей на проблемы повышения профессионального уровня, поданные сквозь призму их взглядов. Проведено социологическое исследование (анонимное анкетирование) сельских врачей Северного Казахстана (Акмолинской и Северо-Казахстанской областей). «Анкета по изучению повышения квалификации медицинских кадров сельского здравоохранения» состояла из 48 воп-росов открытого и закрытого типа. С помощью механической случайной (бесповторной) выборки было отобрано 175 врачей, работающих в центральных районных больницах. Отбор единиц наблюдения из генеральной совокупности осуществлялся путем использования таблиц случайных чисел. Учитывая общее количество сельских врачей в 2-х областях, отобранная нами выборка являлась репрезентативной. Ввиду того, что в исследовании анализировалась конкретная совокупность (сельские врачи) в определенный момент (момент опроса), статистический инструментарий включал вычисление экстенсивных показателей (показателей распределения). Для сравнения статистической значимости групп применялся критерий соответствия (хи-квадрат).

Результаты

Изучение общего врачебного стажа респондентов по-

№1 (35) 2015 Clinical Medicine of Kazakhstan

41

Рисунок 1 - Распределение респондентов по стажу

Рисунок 2 - Распределение врачей по их рабочей нагрузке

казало, что структура респондентов представлена следующим распределением: до 5 лет - 18,9%, 6-10 лет - 11,4%, 11-15 лет - 8,0%, 16-20 лет - 9,7%, от 21 года и выше 52,0%. Сравнение по группам врачебного стажа свидетельствует о том, что половину опрошенных составляют врачи со стажем более 21 года (рисунок 1).

На рисунке 2 показано, что на основной работе 40,0% врачей работают на 1 ставку, половина всех врачей (50,3%)

- на 1,25-1,5 ставки, 7,4% более чем на 1,5 ставки и 2,3% врачей, работающих менее чем на одну ставку.

В ходе исследования выявлено, что у большинства врачей имеется желание повысить свои профессиональные знания; основная масса опрошенных респондентов (86,7%) хотела бы повысить свой профессиональный уровень, в то время как 13,3% врачей не проявили активности в получении знаний. В числе приоритетных видов обучения в систе-

Таблица 1- Формы проведения курсов усовершенствования врачей

Форма проведения Доля врачей (в %)

С отрывом от работы 73,7

Без отрыва от работы 18,3

Очно-заочная 8,0

Итого: 100,0

ме последипломного образования врачи отметили курсы повышения квалификации врачей и самообразование, причем 73,7% опрошенных врачей предпочитают курсы усовершенствования с отрывом от производства, 18,3% - без отрыва от производства и 8,0% в очно-заочной форме обучения (Таблица 1).

Рисунок 4- Целесообразность видов повышения квалификации врачей (по мнению респондентов)

ных врачей считают целесообразным прохождение переподготовки 1 раз в 5 лет. Как видно из рисунка 4, значительная часть опрошенных врачей (40,6%) хотела бы повышать свою квалификацию на базе Медицинского университета, 36,5% в областном центре, но с привлечением столичных специалистов и 22,9% с выездом в другой регион.

Данное исследование показало, что врачи, которые прошли курсы повышения квалификации, по возвращении на работу смогли применить на практике полученные знания и тем самым улучшить свои практические навыки. Больше половины респондентов (56,0%) смогли частично

Повышение квалификации врачебных кадров может осуществляться как в порядке расширения плановой подготовки на циклах в институтах усовершенствования врачей, так и путем повышения эффективности этой подготовки. Результаты опроса периодичности последипломного образования показали, что больше половины (54,2%) опрошен-

56,0%

34,9%

5Д^ ^

1) да, полностью 2)частично 3)нет.

Рисунок 5- Внедрение полученных врачами знаний в практику

внедрить в свою практику полученные знания и 34,9% респондентов смогли полностью использовать знания на практике (рисунок 5).

В результате исследования выявлено, что среди врачей со стажем 20 и более лет последним курсом усовершенствования врачей наиболее удовлетворены 53,1%, меньшую удовлетворенность показали врачи со стажем 10-19 лет (21,5%).

Качеством лекционного материла удовлетворено 50,0%, доступностью информационных технологий 49,1%, методикой преподавания 50,4%, качеством методического

42

№1 (35) 2015 Clinical Medicine of Kazakhstan

материала 52,6% и доступностью литературы 52,0%. Таким образом, каждый второй респондент не удовлетворен качеством преподавания. На курсах повышения квалификации наибольшую удовлетворенность показали врачи, имеющие стаж свыше 20 лет. Это можно объяснить тем, что с приобретением опыта врачи менее критичны и требовательны к курсам усовершенствования врачей. Вместе с тем, не выявлена зависимость удовлетворенности врачей некоторыми

аспектами повышения квалификации от стажа работы, рассчитанная нами с помощью критерия хи-квадрат (таблица 2). В то же время обнаружена зависимость удовлетворенности врачей качеством методического материала и доступностью литературы (р<0.05).

Наименьшую удовлетворенность при повышении квалификации отметили врачи, имеющие стаж от 10 до 19 лет. При этом, врачи менее всего удовлетворены качеством лек-

Таблица 2 - Удовлетворенность респондентов различными аспектами повышения квалификации

Удовлетворенно сть Удовлетворенность в целом (в %) Стаж

До 10 лет Более 10 лет

Последним курсом обучения

удовлетворены 83,9 33 97

не удовлетворены 16,1 8 17

Хи-квадрат 0,47 р>0.05

Качеством лекционного материала

удовлетворены 88,3 36 92

не удовлетворены 11,7 4 13

Хи-квадрат 0,15 р>0.05

Методикой преподавания

удовлетворены 77,9 31 82

не удовлетворены 22,1 9 23

Хи-квадрат 0,05 р>0.05

Методическим материалом

удовлетворены 81,4 29 85

не удовлетворены 18,6 11 15

Хи-квадрат 2,95 р<0.05

Доступностью информационных технологий

удовлетворены 78,6 34 80

не удовлетворены 21,4 7 24

Хи-квадрат 0,63 р>0,05

Доступностью литературы

удовлетворены 71,8 24 78

не удовлетворены 28,2 17 23

Хи-квадрат 5,03 р<0,05

ционного материала (22,0%), доступностью информационных технологий (21,0%), методикой преподавания (22,1%), качеством методического материала (22,0%) и доступностью литературы (24,5%).

Рисунок 6 - Ознакомление врачей с новинками медицинской литературы

В качестве параллельного способа повышения знаний и профессионального уровня следует рассматривать индивидуальное совершенствование собственных знаний. Одна-

ко регулярно следит за новинками медицинской литературы лишь половина (49,1%) сельских врачей, иногда следят 46,9% и не следят 4,0% (рисунок 6).

Отсутствие материальной возможности выписывать медицинские журналы и газеты, покупать медицинскую литературу, которую хотелось бы, подавляющее число врачей (74,3%) объясняют несоответствием высокой стоимости изданий и низкой заработной платы, и только 25,7% врачей могут себе это позволить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение

Полученные нами данные о возрастном составе врачебных кадров свидетельствуют о том, что в сельском здравоохранении удельный вес врачей более молодого возраста и старшего поколения больше, чем врачей среднего возраста. При этом наличие более половины врачей со стажем более 21 года можно трактовать по-разному. С одной стороны это свидетельствует о присутствии опытных кадров на селе, с другой - о необходимости их скорой смены. В то же время доля врачей со стажем от 6 до 15 лет, составляющая лишь 20,0% не может вызвать удовлетворения, ибо врачи этого возраста, скорее всего, являются наиболее креативными и

№1 (35) 2015 Clinical Medicine of Kazakhstan

43

успешными в работе.

В результате исследования выявлено, что основная масса сельских врачей хотела бы повысить свой профессиональный уровень в виде прохождения курсов усовершенствования с отрывом от производства. Результаты нашего исследования в некоторой степени согласуются с данными медико-социального исследования состояния и формирования врачебных кадров в Российской Федерации [5], в котором меньшая чем у нас доля врачей (58,9%) предпочла бы проходить подготовку с отрывом от основной работы. В то же время в 2 раза большая доля (36,2%) по сравнению с нашими данными готовы повышать квалификацию без отрыва от работы. Следует, однако, отметить, что в указанной работе в качестве респондентов были врачи городских стационаров.

Обязательное прохождение курсов усовершенствования, требуемое при аттестации врача, делает эту форму повышения квалификации наиболее массовой среди врачей всех специальностей. Результаты проведенного исследования могут служить основой для оптимизации последипломного обучения врачей.

Приходится констатировать, что другие формы повышения квалификации (участие в международных конференциях и семинарах, стажировки в ведущих отечественных и зарубежных клиниках) большинству работников на сегодняшний день практически недоступны. Подтверждена нулевая гипотеза, заключающаяся в том, что удовлетворенность сельских врачей повышением квалификации не зависит от возраста.

Опыт успешных систем здравоохранения показывает, что последипломное образование должно основываться на

трех ведущих составляющих: непрерывность, отработка и совершенствование практических навыков, основанная на принципах доказательной медицины с учетом индивидуальных особенностей состояния пациента.

Выполнение врачебных функций невозможно без наличия совокупности психологических, моральных и других профессионально важных качеств. Так для представителей любой врачебной специальности одинаково важно трудолюбие, коммуникабельность, чуткость, тактичность, терпимость, выдержка, милосердие и способность к сопереживанию, а также тяга к постоянному усовершенствованию в специальности. Известно, что чем больше у врача нагрузка, тем чаще она приводит к умственным напряжениям и отражается на качестве оказываемой медицинской помощи. Тот факт, что 60,0% сельских врачей Северного Казахстана работает более, чем на ставку, свидетельствует об интенсивности трудовой деятельности и высокой занятости врачебного персонала. Подобные заключения представлены в работах других авторов [5-9].

Выводы

Анализ изучения путей повышения профессионального уровня показал в целом удовлетворенность врачей сельского здравоохранения возможностями повышения квалификации. Большинство врачей стремится к профессиональному росту и развитию, что свидетельствует об имеющемся потенциале. Почти половина респондентов с большим профессиональным стажем смогли применить на практике полученные знания и улучшить тем самым свои практические навыки. Это повысит эффективность оказываемой ими специализированной медицинской помощи.

Литература

1. Hetagurova A. Sestrinskoe delo i jetika (Nurse Business), Sestrinskoe delo, 2001, No.5, pp.40-42.

2. Kaptagaeva A.K., Kyzylova Z.I., Muhanova G.Zh., Erzhanova F.N. Sostojanie i problemy povyshenija kvalifikacii i perepod-gotovki kadrov v respublike (Status and Problems of Staff Training and Retraining in the Country), Materialy II s,ezda vrachej i provizorov Rrespubliki Kazahstan, Astana, 2002, pp.20-21.

3. Dzhunusova Z.V. Puti sovershenstvovanija standartov dopolnitel’nogo medicinskogo obrazovanija specialistov terape-vticheskogo profilja (Ways of Enhancing Standards of Supplementary Medical Education for the Specialists of Therapeutic Specialization), Avtoref. dis. ...kand., Astana, 2006, pp.19-20.

4. Gosudarstvennaja programma razvitija zdravoohranenija Respubliki Kazahstan «Salamatty Қazaқstan» na 2011-2015 gody («Salamatty Kazakhstan»- a National Program for Development of Healthcare in Republic of Kazakhstan for years 20112015).

5. Vitenko N.V Mediko-social’noe issledovanie sostojanija i formirovanija kadrovyh resursov vrachej v sovremennyh uslovijah (Medical and Social Research of the State and Formation of Staff Resources of Doctors in Modern Conditions ), Avtoref. diss. ... kand. med. nauk, SPb., 2012, 18 p.

6. Jur’ev V.K., Tarhanov V.S. Samoocenka vrachami razlichnyh special’nostej svoego social’nogo polozhenija i professional’noj dejatel’nosti (Self-assessment by the Doctors of Different Specialties of their Social Status and Professional Activity), Sovre-mennye problemy nauki i obrazovanija, 2014, No. 2, p.125.

7. Kabachek N.I. Sostojanie i puti optimizacii kadrovogo obespechenija sel’skogo zdravoohranenija Juga Rossii (State and Ways of Optimization of Staffing in Rural Healthcare System of South Russia), Avtoref. diss. kand. med.nauk, SPb., 2006, 18 p.

8. Jur’ev V.K., Kuchumova N.G., Vitenko N.V, Isenov S.K., Gorondzhadze A.G. Nekotorye problemy formirovanija medicin-skih kadrov (Some Challenges in Formation of Healthcare Personnel), Sbornik materialov I Medicinskogo foruma Sibiri. Novosibirsk, 2011, pp.197-199.

9. Medik V.A., Jur’ev V.K. Obshhestvennoe zdorov’e i zdravoohranenie: uchebnik dlja vuzov (Public Health and Health Protection: University Textbook ), M.: GJeOTAR-Media, 2012, 525 p.

44

№1 (35) 2015 Clinical Medicine of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.