Научная статья на тему 'Социологический мониторинг как основа выявления проблем и особенностей повышения квалификации руководителей здравоохранения на региональном уровне'

Социологический мониторинг как основа выявления проблем и особенностей повышения квалификации руководителей здравоохранения на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
205
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социологический мониторинг / руководители практического здравоохранения / формы повышения квалификации / sociological monitoring / the leaders of practical healthcare / forms of postgraduate training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дехнич Светлана Николаевна, Угненко Николай Максимович, Филимонова Ольга Леонидовна, Перегонцева Наталья Владимировна, Морозова Анастасия Сергеевна

Цель. Определение основных тенденций и проблем в повышении квалификации организаторов здравоохранения на региональном уровне, а также изучение мнения руководителей медицинских учреждений по вопросам подготовки руководящих кадров. Методы. Первичными материалами для работы являлись списочный состав слушателей циклов повышения квалификации, личные карточки слушателей, разработанные на кафедре электронная форма учета по годам проводимых циклов повышения квалификации, нормативно-законодательная база дополнительного профессионального образования, анкеты. Результаты. Существующие традиционные формы повышения квалификации считают эффективными только 38,9% респондентов, 44,4% оценивают их как более эффективные, чем неэффективные и 16,7% малоэффективными. Большинство респондентов отдают предпочтение непродолжительным по срокам циклам обучения не более одного месяца, поэтому для руководителей со стажем работы свыше пяти лет более актуальны кратко-срочные циклы интенсивного обучения новым знаниям в форме «мастер классов». Преобладающее большинство считают, что циклы усовершенствования надо проводить каждые пять лет, а четвертая часть опрошенных каждые три года. Дефицит кадров в медицинских учреждениях, совмещение организаторской работы с деятельностью клинициста диктуют необходимость развития дистанционных форм обучения. По сравнению с данными исследования в 2009 г. изменилось мнение руководителей о приоритетности тем циклов повышения квалификации самой востребованной является информация о законодательной базе здравоохранения. Выводы. Система профессионального обучения руководителей практического здравоохранения нуждается в дальнейшем реформировании в соответствии с современными условиями жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дехнич Светлана Николаевна, Угненко Николай Максимович, Филимонова Ольга Леонидовна, Перегонцева Наталья Владимировна, Морозова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aim. To identify the major trends and challenges in improving the skills of healthcare administrators at the regional level, as well as to study the opinions of the heads of medical institutions regarding training of the managerial staff. Methods. The primary materials for the study were the enrollment lists of attendees of postgraduate training, personal cards of the attendees, developed at the Department the electronic form of registration of the conducted training cycles by the years, regulatory and legislative framework of additional professional education, questionnaires. Results. The existing traditional forms of postgraduate training is considered as effective only by 38.9% of the respondents, 44.4% consider them as «more effective than ineffective» and 16.7% very effective. Most of the respondents prefer short period training cycles not exceeding one month, thus for the managers with experience of more than five years relevant are the short-term cycles of intensive training to in the form of «master classes». The vast majority of the respondents believe that the cycles for knowledge improvement should be conducted every five years, and one quarter of respondents every three years. The shortage of staff in the medical institutions, a combination of organizational activities with the job of a clinician dictate the need for the development of distance learning. Compared with the study of 2009 the opinion of leaders on the priority of those cycles of training has changed the most demanded is the information on the legal framework of healthcare. Conclusions. The system of professional education of managers practical health care needs to be further reformed in line with modern conditions of social life.

Текст научной работы на тему «Социологический мониторинг как основа выявления проблем и особенностей повышения квалификации руководителей здравоохранения на региональном уровне»

УДК 614.25: 614.253.6

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Светлана Николаевна Дехнич1*, Николай Максимович Угненко1,

Ольга Леонидовна Филимонова1, Наталья Владимировна Перегонцева1,

Анастасия Сергеевна Морозова1, Павел Михайлович Беркс2

Смоленская государственная медицинская академия, 2Смоленская областная Дума

Реферат

Цель. Определение основных тенденций и проблем в повышении квалификации организаторов здравоохранения на региональном уровне, а также изучение мнения руководителей медицинских учреждений по вопросам подготовки руководящих кадров.

Методы. Первичными материалами для работы являлись списочный состав слушателей циклов повышения квалификации, личные карточки слушателей, разработанные на кафедре электронная форма учета по годам проводимых циклов повышения квалификации, нормативно-законодательная база дополнительного профессионального образования, анкеты.

Результаты. Существующие традиционные формы повышения квалификации считают эффективными только 38,9% респондентов, 44,4% оценивают их как более эффективные, чем неэффективные и 16,7% — малоэффективными. Большинство респондентов отдают предпочтение непродолжительным по срокам циклам обучения — не более одного месяца, поэтому для руководителей со стажем работы свыше пяти лет более актуальны краткосрочные циклы интенсивного обучения новым знаниям в форме «мастер классов». Преобладающее большинство считают, что циклы усовершенствования надо проводить каждые пять лет, а четвертая часть опрошенных — каждые три года. Дефицит кадров в медицинских учреждениях, совмещение организаторской работы с деятельностью клинициста диктуют необходимость развития дистанционных форм обучения. По сравнению с данными исследования в 2009 г. изменилось мнение руководителей о приоритетности тем циклов повышения квалификации — самой востребованной является информация о законодательной базе здравоохранения.

Выводы. Система профессионального обучения руководителей практического здравоохранения нуждается в дальнейшем реформировании в соответствии с современными условиями жизни общества.

Ключевые слова: социологический мониторинг, руководители практического здравоохранения, формы повышения квалификации.

SOCIOLOGICAL MONITORING AS A BASIS FOR IDENTIFYING PROBLEMS AND FEATURES OF TRAINING HEALTHCARE LEADERS AT THE REGIONAL LEVEL. S.N. Dehnich1, N.M. Ugnenko1, O.L. Filimonova1, N.V. Peregontseva, A.S. Morozova1, P.M. Berks2. 1Smolensk State Medical Academy, 2Smolensk Regional Duma. Aim. To identify the major trends and challenges in improving the skills of healthcare administrators at the regional level, as well as to study the opinions of the heads of medical institutions regarding training of the managerial staff. Methods. The primary materials for the study were the enrollment lists of attendees of postgraduate training, personal cards of the attendees, developed at the Department the electronic form of registration of the conducted training cycles by the years, regulatory and legislative framework of additional professional education, questionnaires. Results. The existing traditional forms of postgraduate training is considered as effective only by 38.9% of the respondents, 44.4% consider them as «more effective than ineffective» and 16.7% - very effective. Most of the respondents prefer short period training cycles — not exceeding one month, thus for the managers with experience of more than five years relevant are the short-term cycles of intensive training to in the form of «master classes». The vast majority of the respondents believe that the cycles for knowledge improvement should be conducted every five years, and one quarter of respondents - every three years. The shortage of staff in the medical institutions, a combination of organizational activities with the job of a clinician dictate the need for the development of distance learning. Compared with the study of 2009 the opinion of leaders on the priority of those cycles of training has changed — the most demanded is the information on the legal framework of healthcare. Conclusions. The system of professional education of managers’ practical health care needs to be further reformed in line with modern conditions of social life. Key words: sociological monitoring, the leaders of practical healthcare, forms of postgraduate training.

Сложившаяся в нашей стране в 60 — 70-е годы XX века единая государственная система специализации и усовершенствования руководителей практического здравоохранения, отвечавшая требованиям того времени, позволила создать основу для регулярной подготовки руководящего звена здравоохранения. Кардинальные изменения практически во всех сферах жизни населения страны, начавшиеся в начале 90-х годов XX века, потребовали реорганизации в сис-

*Автор для переписки: oz.smolensk@yandex.ru

теме постдипломной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием, включая дополнительное профессиональное обучение руководителей лечебно-профилактических учреждений.

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Смоленской государственной медицинской академии с 1982 г. стала проводить циклы усовершенствования по социальной гигиене и организации здравоохранения (в настоящее время по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье») для главных

врачей сельских участковых больниц шести областей страны, носившие эпизодический характер. Регулярными циклы повышения квалификации стали с 1995 г. В 2011 г. общее число слушателей превысило 3,5 тысячи человек. Изначально было организовано подведение итогов обучения на заключительных конференциях в виде «круглых столов», на которых обсуждались наиболее актуальные проблемы здравоохранения, в том числе по вопросам повышения квалификации руководящих кадров. При этом руководители медицинских учреждений выступали в роли экспертов в оценке проблемных вопросов. Также периодически проводились опросы слушателей с использованием различных опросников и анкет [1]. Для выявления наиболее актуальных проблем вводились вопросы открытой формы. Так, в 2009 г. была осуществлена экспертная оценка приоритетности актуальных тем повышения квалификации руководителей здравоохранения, возможных форм профессиональной подготовки, организован опрос по выявлению проблем при повышении квалификации врачебных кадров.

Целью данного исследования являлись определение основных тенденций и проблем в повышении квалификации организаторов здравоохранения на региональном уровне, а также изучение мнения руководителей медицинских учреждений по вопросам подготовки в рамках специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» (в сопоставлении с результатами 2009 г.).

Первичными материалами для анализа тенденций в подготовке руководящих кадров являлись списочный состав слушателей циклов повышения квалификации, в которых указывается название и вид цикла, дата проведения, место работы и должность; личная карточка слушателя, из которой осуществляется выкопировка стажа работы; разработанная на кафедре электронная форма учета циклов повышения квалификации по годам, в которую вводят дату и место проведения цикла, указывают вид усовершенствования и общее число слушателей; нормативно-законодательную базу дополнительного профессионального образования.

В данном исследовании использовалась анкета, содержащая вопросы как открытой формы, так и закрытой (альтернативной). Опрос проводился среди организаторов здравоохранения Калужской, Смоленской и Тульской областей с апреля 2010 г. по апрель 2011 г. Объем выборки составлял 138 человек.

Анализ распределения по циклам усовершенствования показал стабильность состава слушателей за период с 2008 по 2010 г. Наиболее востребованными остаются циклы тематического усовершенствования по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и контроля за качеством медицинской помощи (72,0% слушателей), что обусловлено лицензированием данных видов деятельности. Среди всех контингентов слушателей, вновь назначен-598

ных или занимающих руководящую должность, наиболее остро, с организационной и финансовой точки зрения, выражена проблема профессионального обучения заместителей главных врачей по клинико-экспертной работе. Данная должность была введена в практику здравоохранения с 1995 г., но только с 2008 г. регламентирована обязательность прохождения циклов повышения квалификации по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и контролю качества медицинской помощи.

Социологический мониторинг среди слушателей циклов позволяет выявить актуальные проблемы в профессиональном обучении руководителей, определить наиболее приоритетные разделы для повышения квалификации в современных условиях, дать респондентам соответствующую характеристику используемым формам и принципам повышения квалификации. Так, если по результатам исследования 2009 г. приоритетным направлением в обучении руководителей была определена организация управления и характеристика современных организационных структур, то в 2010 г. приоритетность направлений изменилась и дифференцировалась для руководителей государственных и частных медицинских организаций. Главным направлением профессионального образования руководителей, по данным опроса 2010 г., должна стать законодательная база здравоохранения, что обусловлено процессом его модернизации. В 2009 г. данный раздел не был обозначен слушателями среди приоритетных направлений повышения квалификации. Для руководителей коммерческих структур в целях повышения квалификации на перспективу интересны такие темы, как бизнес-планирование, стратегическое планирование, теория мотивации, основы управления персоналом, маркетинговые исследования в здравоохранении. В современных социально-экономических условиях никто из опрошенных руководителей не сомневается в необходимости традиционных форм повышения квалификации, сложившихся несколько десятков лет назад. Все респонденты (100%) высказались о целесообразности сохранения существующих циклов повышения квалификации. Но дальнейшее развитие много-укладности в системе здравоохранения России, расширение частного сектора, появление автономных медицинских учреждений требуют других форм профессионального обучения руководящих кадров. Так, существующие традиционные формы повышения квалификации считают эффективными только 38,9% респондентов, более эффективными, чем неэффективными, — 44,4%, малоэффективными — 16,7%.

Большинство респондентов (61,1%) отдают предпочтение непродолжительным по срокам циклам обучения ( не более одного месяца), 13,9% — более длительным (до 2 месяцев), 11,0% — до 3 месяцев и 11,2% — от 4 до 6 месяцев; 2,8% затруд-

нились дать оценку продолжительности циклов.

Преобладающее большинство респондентов, высказавших мнение о предпочтительности длительных циклов, являлись вновь назначенными на руководящую должность в органах здравоохранении. 72,2% опрошенных считают, что циклы усовершенствования надо проводить каждые 5 лет, 27,8% — каждые 3 года. Для руководителей со стажем работы свыше 5 лет более актуальны краткосрочные циклы интенсивного обучения новым знаниям. В соответствии с мнением руководителей о необходимости проведения занятий по актуальным темам в форме «мастер классов», изложенным в 2009 г., кафедрой и страховой медицинской организацией в апреле 2011 г. было организовано занятие по теме «Проблемы реализации прав застрахованных в России». Занятие вне рамок учебного расписания циклов провел проф. А. А. Старченко (отв. секретарь общественного совета по защите прав пациентов при Рос-здравнадзоре).

О востребованности такой формы обучения свидетельствует число слушателей, пришедших на занятие, — более 50 человек. Однако начиная с названия финансового обеспечения, организационных и других вопросов проведение занятий в форме «мастер классов» нуждается в приведении к законному статусу.

Сложившаяся в практическом здравоохранении ситуация — дефицит кадров в медицинских учреждениях, совмещение организаторской работы с деятельностью клинициста — диктует необходимость развития дистанционных форм обучения. Более половины респондентов (52,8%) считают данную форму повышения квалификации эффективной и перспективной. 88,9% респондентов полагают, что циклы усовершенствования надо проводить с отрывом от производства

УДК 614.8:656.1:616-001-053.2 (470.12)

АНАЛИЗ ИСХОДОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ

Александр Григорьевич Кузьмин1*, Николай Иванович Вишняков2,

Наталья Алексеевна Мартынова3

‘Областная больница №1, г. Вологда, 2Санкт-Петербургский государственный медицинский университет, 3Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск

Реферат

Цель. Оценка исходов дорожно-транспортных происшествий с участием детей в Вологодской области в динамике за период 2004 — 2008 гг.

Методы. Изучена динамика дорожно-транспортных происшествий с участием детей в Вологодской области за пять лет с анализом случаев со смертельным исходом, представлена сезонная составляющая в трендах основных показателей по числу пострадавших и погибших детей.

Результаты. Установлено, что количество дорожно-транспортных происшествий в регионе уменьшилось с 1056 в 2004 г. до 580 в 2008 г. (в 1,8 раза), причем их доля с участием детей составляла 9,9±2,1%. Наиболее часто они регистрировались с октября по декабрь, среднемесячный показатель — 21,4±0,8 случая, в том числе 7,6±0,5 по детской неосторожности, которой было обусловлено 29,3±7,2% всех случаев гибели детей в результате дорожно-транспортных происшествий. В среднем погибли 0,9±0,1 детей, в том числе по неосторожности 0,2±0,1. Среднемесячное число травмированных детей составило 22,4±0,9, в том числе 7,4±0,5 (32,7±9,9% всех дорожно-транспортных проис-

*Автор для переписки: vol_obl_bol1@mail.ru

и лишь 11,0% — без отрыва от основной работы. Отмечается негативное отношение к использованию заочной формы обучении, которую поддерживают только 5,6% опрошенных. Большинство руководителей (75,0%) отдают предпочтение очной форме профессиональной подготовки.

Практический интерес представляет форма контроля знаний, полученных на циклах. Так, 52,5% респондентов полагают более целесообразным тестовый контроль на компьютере, что возможно и при дистанционных формах обучения, 33,6% — форму контроля в виде индивидуальной беседы, 13,9% — тестовый контроль на бумажном носителе.

ВЫВОДЫ

1. Система профессионального обучения руководителей практического здравоохранения нуждается в дальнейшем реформировании в соответствии с современными условиями жизни общества, с учетом мнения организаторов здравоохранения, имеющих различный опыт руководящей работы.

2. Социологический мониторинг по вопросам подготовки и переподготовки руководителей различных учреждений здравоохранения регионального уровня позволяет не только охарактеризовать существующие формы и принципы повышения квалификации, но и глубже понять основу тенденций, дать обоснованные рекомендации по реформированию системы профессионального образования специалистов — организаторов здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Решетников А.В. Социология медицины. — М.: Медицина, 2002. — 804 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.