Научная статья на тему 'Социально-правовые ценности: основания для дефиниции'

Социально-правовые ценности: основания для дефиниции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1924
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТИПОЛОГИЗАЦИЯ / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / VALUABLES / SOCIAL VALUABLES / TYPOLOGIZING / LEGAL VALUABLES / SOCIAL-LEGAL VALUABLES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мантурова Наталья Сергеевна

Через понятие «социальные ценности», типологизацию социальных и правовых ценностей предложено определение социально-правовых ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-legal valuables: grounds for definition

The article decodes the definition of the “social-legal valuables” notion through the “social valuables” notion determination and typologizing of social and legal valuables.

Текст научной работы на тему «Социально-правовые ценности: основания для дефиниции»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 316

Н. С. Мантурова

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ: ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ДЕФИНИЦИИ

Через понятие «социальные ценности», типологизацию социальных и правовых ценностей предложено определение социально-правовых ценностей.

Ключевые слова: ценности, социальные ценности, типологизация, правовые ценности, социально-правовые ценности

The article decodes the definition of the "social-legal valuables" notion through the "social valuables" notion determination and typologizing of social and legal valuables.

Keywords: valuables, social valuables, typologizing, legal valuables, social-legal valuables

В обществе насчитываются многие десятки и даже сотни ценностей, чтобы в них ориентироваться, требуется их определенная система (типологизация). Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим и наиболее распространенным основанием для типо-логизации является их конкретное предметное содержание, т. е. предметно-функциональный принцип. По этому основанию различают ценности социальные, экономические, политические, духовные и т. д. Тем не менее, по мнению классиков социологической мысли М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др., любая ценность имеет социальный характер. Индивид интернализует (усваивает) в процессе своей социализации ценности, являющиеся основой социальных норм.

Ценности - это разделяемые большинством общества убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения [9].

Понятие социальные ценности (англ. social values; нем. soziale Werte) можно рассматривать в широком и узком смысле:

- в широком смысле как значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности;

- в узком смысле как нравственные и эстетические императивы (требования), вырабо-

танные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

В наукознании дефиниция социальных ценностей звучит как компонент общественной жизни (социальной системы), наделенный особым значением и в сознании индивидуума, и в общественном сознании [5].

Социальной ценностью может обладать любой объект (материальный или идеальный), если он служит неким фокусом устремлений, желаний для личности или группы, рассматривается как важное условие существования. Социальные ценности - это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности.

Авторы, занимающиеся проблемой ценностей, сегодня работают в разных направлениях научного знания, но мы делаем акцент на определении и структуре социальных ценностей в рамках исследований социологов и философов, так как именно они дают комплексную оценку ценностей с точки зрения их социальной сущности. Статусность социальных ценностей актуализируется в научных исследованиях Н. И. Лапина [6], Г. П. Выжлецова

[2], А. В. Андреенковой [1], С. Г. Климовой

[3], Н. Е. Тихоновой [11]; М. А. Шабановой [12] и др.

Существуют разные принципы типологи-зации социальных ценностей [1; 2; 5]:

- ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности;

174

- ценности-средства (инструментальные ценности);

- ценности положительные и отрицательные (имеются в виду их социальное значение и последствия их реализации);

- ценности материальные и духовные;

- ценности западной и восточной культур и т. д.

Особый интерес в современном обществе представляет соотношение ценностей западной и восточной культур. Несмотря на сложность этого соотношения в рамках отдельных культур при наличии диффузиальных стремлений цивилизации, социологи пытаются «навести порядок», представить определенную систему социальных ценностей двух культур. Так, В. Н. Лавриненко приводит примерный набор, перечисление социальных ценностей, правда, не характеризуя их соотношение [5]. Тем не менее такой подход возможен (см. табл. 1). Сравнительный анализ показывает, что в западной культуре в качестве первичных в современном историческом развитии выступают такие ценности, как: индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, агрессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе (при всей их взаимопротиворечивости). В восточной культуре на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм.

Таблица 1 Социальные ценности западной и восточной культур

В каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки. Наша задача в том, чтобы максимально аккумулировать все накопленные ценности, которые зачастую растворены в традициях и менталитете различных этносов, культур.

Если в рамках одного типологического уровня применим элементарный (собственно, универсальный) метод перечисления ценностей, то при разработке схемы типологизации социальных ценностей следует применять вариативные основания (см. табл. 2).

Предложенная типологизации выстроена по упрощенной схеме для удобства анализа аксиологической информации. Но сама природа ценностей значительно сложнее, каждая ценность и система ценностей (в том числе и представленная в структуре) имеют двуединое (или даже более) основание, например:

- в индивиде как самоценном субъекте;

- в обществе как социокультурной системе.

Таким образом, социальные ценности многообразны и проявляются во всех сферах деятельности человека. В обществе, ориентированном на становление, формирование и развитие ценностей, необходим инструмент, который позволил бы включать ценности в общественное применение и исполнение. Первоначально в исторических реалиях этому служили обычаи, традиции, сформированные в определенные нормы/нормативы. Развитие общества позволило создать более действенный инструмент применения ценностей в ци-вилизационном пространстве. Собственно речь идет о правовых актах, которые закрепляют на определенный исторический отрезок времени действие ценностей. С помощью права социальные ценности обретают статус правовых идей-принципов, которые влияют на общественную жизнь, выступая в качестве отправных начал в целеполагающей деятельности людей при формировании с помощью юридических норм необходимого общественного порядка [1, с. 75].

Ценности восточной культуры Ценности западной культуры

Коллективная ответственность индивидуальность

скромность деньги

уважение к старшим эффективность

патриотизм первенство

материнство агрессивность

авторитаризм уважение к молодежи

единство человека и природы, человека и общества равенство женщин в обществе

изменение себя, а не внешнего мира карьера, деловой успех

175

Таблица 2

Виды и разновидности ценностей

Основания типологизации Характер оценки Виды/разновидности ценностей

В зависимости от характера оценки Положительные Вызывают положительные эмоции и получают положительную оценку (истинный, прекрасный, полезный и т. д.)

Отрицательные Вызывают отрицательные эмоции и получают отрицательную оценку (ложный, безобразный, бесполезный и т. п.)

В зависимости от принадлежности Индивидуальные Имеют значимость для одного человека (индивида)

Групповые/ общечеловеческие Для группы людей / для всего человечества

В зависимости от отношения Объективные Существуют независимо от воли и сознания субъекта

Субъективные Зависят от субъекта, обусловлены качествами самого субъекта или привносятся субъектом

В зависимости от содержания1 Ценности жизни (витальные) 1. Жизнь сама по себе. Жизнь - основная ценность, потому что она дает возможность пользоваться всеми другими ценностями. 2. Здоровье. 3. Труд как основное содержание жизни человека. 4. Смысл жизни - это те цели, которые ставит себе человек, организуя свою жизнь. Философы считают, что смысл жизни придает ей большую ценность. 5. Личность - разумный человек, наделенный индивидуальными качествами, правами, которые обеспечивают ему достойное отношение со стороны общества, и обязанностями по отношению к обществу. 6. Общественная жизнь. В обществе действует очень много разрушающих отношения между людьми факторов, но человек может выжить только вместе с другими людьми, только в обществе, что и обусловливает ценность общественной жизни. 7. Мир (в отличие от войны). 8. Любовь. 9. Дружба. 10. Материнство/отцовство и т. д.

Ценности культуры 1. Материальные ценности, или материальные блага, суть вещи, служащие удовлетворению материальных потребностей. Они включают: пищу, одежду, жилище, технику, бытовой комфорт, денежную обеспеченность и пр. 2. Духовными называют ценности, обслуживающие потребности духовной жизни людей, а конкретно - науку, искусство, нравственность, религию, игру и связанные с этими феноменами культуры ценности, такие как истина, добро, красота и др. 3. Социально-политическими называют ценности, обслуживающие потребности социальной и политической деятельности людей. К ним относятся явления самого разного порядка: различные формы общности людей (государство, общество, семья, народ, нация), нормы общественной жизни (право, обычаи, традиции) и идеи (свобода, равенство, братство, справедливость).

В зависимости от принадлежности к культуре Ценности западной культуры Индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, агрессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе, карьера, деловой успех

Ценности восточной культуры Коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм, единство человека и природы, человека и общества, изменение себя, а не внешнего мира

В зависимости от развития личности Базовые Свобода, справедливость, жизнь, здоровье и т. д.

Приобретенные Ответственность, уважение к старшим, авторитаризм, семья и т. д.

В зависимости от развития/пополнения ценностей в обществе Установленные Пища, одежда, жилище, бытовой комфорт и т. д.

Воспроизводимые Нравственность, религия, государство, общество, семья, народ и т. д.

В зависимости от функциональности Интегрирующие Жизнь, здоровье, равенство и т. д.

Дифференцирующие Справедливость, независимость, свобода и т. д.

В зависимости от закрепления в нормативных актах Закрепленные в нормативных актах Свобода, справедливость, жизнь и здоровье, независимость и т. д.

Закрепленные в традициях Взаимопомощь, следование традициям, выполнение требований старейшин и т. д.

1 В таблице приводятся только два качества оценки для представления примера структурирования на данном основании.

176

Правовые ценности относятся к числу идеальных (субъективных), объединивших в себе ряд других социальных ценностей. Право превращает социальные ценности в реалии общества/государства, придает им практическую силу, обеспечивает условия для их осуществления, выступает в качестве средства их достижения, гарантирует их целостность и реализацию. К таким ценностям относятся свобода, справедливость, равенство, взаимопомощь. Они ориентируют человеческое поведение на достижение определенных целей, стандартов, образцов поведения. Эти ценности не были изначально правовыми, присущими только праву как социальному регулятору, это ценности той культуры, в которой возникало право.

«Правоведы не выдумывают модели поведения, а заимствуют их из практической жизни и ценностных ориентаций социальной среды, характерной для определенной культуры, в которой они сами существуют» [4]. Эти ценности пронизывают правосознание данного общества, играют роль высоких идеалов и таким образом становятся основными ценностями права.

Правовые ценности и оценки в сфере правосознания имеют регулирующее значение. Правовые же нормы, в свою очередь, приобретают значение ценностей и становятся объектом оценок. Более того, «сознательно-волевое поведение индивидуума всегда исходит в той или иной степени из действия усвоенных и оцененных им социальных норм» [10]. Однако, как указывает правовед Н. Не-новски, «правовые нормы могут не приобретать значение ценностей в ходе постепенного их исторического вызревания в недрах собственной правовой и ценностной культуры, а заимствоваться в качестве самоценных, желательных для достижения результатов социальных преобразований в обществе» [8].

Необходимо постоянно помнить, что среди всех социальных ценностей, воспроизводимых обществом, наивысшей является человеческая личность. Право относится к достижениям культуры лишь настолько, насколько оно обеспечивает прежде всего человеческое достоинство и достойные человека условия существо-

вания, его права [7]. Правовая аксиология выделяет три основных компонента права, придающих ему ценность и находящихся в постоянном единстве: равенство, свободу и справедливость [2, с. 48]. Такой подход к оценке правовых явлений, выяснение их социальной ценности, по нашему мнению, связан с представлением личности об их полезности, способности удовлетворять различного рода потребности.

На этом основании нам представляется возможным классифицировать правовые ценности следующим образом:

1) ценности, закрепляющие и юридически обеспечивающие права и свободы личности (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и т. д.);

2) вытекающие из гуманистической сущности права (гуманизм, свобода, равенство);

3) следующие из нормативно-регулятивной сущности права (законность, правопорядок и т. д.);

4) отражающие сущность права как меру человеческой свободы (свобода передвижения);

5) вытекающие из сущности права как нормативно-ценностного императива в качестве общеобязательного конкретного поведения;

6) направленные на формирование у граждан положительного отношения к праву как общечеловеческому благу.

Внутри каждой группы правовые ценности рассматриваются в зависимости от сферы действия:

- правовые ценности как специфическое выражение ценностей общего характера (свобода, справедливость, законопослушание и т. д.);

- определяющие сущность и содержание законов, регулирующих разные сферы жизнедеятельности общества (законность, легитимность и т. д.);

- институциализированные правовые ценности, т. е. существующие в виде различных социальных институтов (суд, правоохранительные органы, адвокатура и т. д.).

Таким образом, нормативные акты, закрепляющие социальные ценности, - способ, инструмент реализации определенного нравственного идеала, который обычно называют справед-

177

ливостью. Право неотделимо от моральных, духовных, культурных основ общества, оно неразрывно связано с такими немаловажными понятиями, как правовая культура, правовая психология и правовая идеология. Право - часть культуры общества, определенная характеристика народа, его создавшего. Все вышеназванные понятия влияют друг на друга, взаимно предопределяют и обусловливают друг друга, формируя нравственную атмосферу в государственно-организованном обществе.

Таким образом, правовые ценности обнаруживают непосредственную связь с социальными, рассмотренными как идеальный масштаб общения. Но не всякая социальная ценность становится правовой, так как общественные реалии, с одной стороны, не обеспечивают обязательное закрепление социальной ценности в нормативном акте, с другой - не каждый нормативный акт принимается обществом, т. е. его положения не включаются в систему социальных ценностей. Это позволяет

говорить о необходимости выделения группы ценностей, которые находятся на стыке социальных ценностей и их закрепления в нормативных актах (см. схему).

Социальные и правовые ценности

Исходя из всего вышесказанного, можно предложить следующую формулировку понятия: социально-правовые ценности - совокупность правовых и социальных характеристик, которые обосновывают необходимость и значимость определенных объектов для достижения положительного результата, пользы для личности, общества и государства.

1. Андреенкова, А. В. Материалистические/постматериалистические ценности в России / А. В. Андреен-кова // Социол. исслед. - 1994. - № 11. - С. 73-81.

2. Выжлецов, Г. П. Проблема ценности в современной аксиологии и экономике / Г. П. Выжлецов // Проблемы современной экономики: Евразийский междунар. науч.-аналит. журн. - СПб., 2005. - С. 47-54.

3. Климова, С. Г. Ситуационный анализ социально-трудовой сферы на предприятии: концептуальные основания [Электронный ресурс] / С. Г. Климова // Социологические методы в современной исследовательской практике: сб. ст. памяти А. Крыштановского / отв. ред. и вступ. ст. О. А. Оберемко; НИУ ВШЭ, РОС, ИС РАН. - М.: НИУ ВШЭ, 2011. - VIII. - С. 105-111.. - 1 CD ROM.

4. Курильски-Ожвэн, Ш. Правовая социология в локальном и тендерном контекстах: женщины Москвы и Иваново [Электронный ресурс] / Ш. Курильски-Ожвэн. - Режим доступа: http://uk.marketgid.com/goods/18/ 41452522/ (Дата обращения 13.06.2013).

5. Лавриненко, В. Н. Философия [Электронный ресурс] / В. Н. Лавриненко. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/23.php (Дата обращения 13.06.2013).

6. Лапин, Н. И. Динамика ценностей населения реформируемой России [Электронный ресурс] / Н. И. Лапин. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/19163512/ (Дата обращения 13.06.2013).

7. Лившиц, Р. 3. Современная теория права: краткий очерк / Р. З. Лившиц. - М.: Ин-т государства и права РАН, 1992. - 94 с.

8. Неновски, Н. Право и ценности: пер. с болг. / Н. Неновски. - М.: Прогресс, 1987. - 245 с.

9. Социологический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://enc-dic.com/sociology/ Cennosti-10019.html (Дата обращения 13.06.2013).

10. Тихомиров, Ю. А. Теория закона / Ю. А. Тихомиров. - М.: Юрид. лит., 1982. - 256 с.

11. Тихонова, Н. Е. Особенности нормативно-ценностной системы российского общества через призму теории модернизации / Н. Е. Тихонова. - Terra economicus. - 2011. - Т. 9. - № 2. - С. 60-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Shabanova, M. A. Socioeconomics and the Present Time: The Benefits and Risks of the Expansion of the Economic Approach / M. A. Shabanova // Social Sciences. - 2011. - Vol. 42. - № 2. - Р. 112-129.

Сдано 25.06.2013

178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.