УДК 340.11
К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТИ ПРАВА
И. В. Фабрика, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории
государства и права ЮУрГУ
Рассматривается понятие ценности права, анализируются представления личности о ценности права и структура ценностей каждого человека.
Ключевые слова: ценность права, правовая действительность, личность.
Обычно под ценностью понимают положительную или отрицательную значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, классов, общества. Ценность в трактовке Канта - это то, что имеет значение долженствования и свободы. Цель в трактовке Канта - это априорный императив разума, который наряду с другими характеристиками входит в нормативное и регулятивное значение ценностей1.
Немецкий юрист Р. Иеринг считал, что не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации, заложенной в нем цели, в то время как современная юридическая наука рассматривает ценность права в ином аспекте. Ценности обычно подразделяются на первичные и вторичные, основные и инструментальные. Право является ценностью вторичной и инструментальной. Первичными, основными ценностями являются жизнь, свобода человека, собственность, честь и достоинство и пр., и на этих ценностях само право основывается и охраняется.
Если рассматривать ценность права как самостоятельную категорию, то существует два вида: ценность позитивного права и ценность естественного права. В свою очередь ценность позитивного права выражается в его полезности, значимости как для человека и общества, так и для государства. Ценность же естественного права выражается в полезности и значимости подлинной свободы человека, равенстве, справедливости и неотъемлемости естественных прав, данных человеку с рождения. В итоге ценность позитивного права важна для государства, а ценность естественного права - для человека.
Аксиологическая обоснованность права способствует тому, что мотивом соблюдения норм права выступает не угроза принуждения,
а ценностно-положительное отношение к пра-
3
ву его адресатов. По мнению Н. Неновски , ценность всегда осмыслена, за порогом сознания она не существует. Права в своем аксиологическом измерении выступает не как носитель моральных (или смешанных морально-правовых) ценностей, что характерно для естественно-правового подхода, а как строго определенная форма именно правовых ценностей, как специфическая форма долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т.д.) форм долженствования и ценностных форм4.
Велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права - это свобода, равенство, справедливость, мир. Правовые же ценности делятся на ценности-идеалы, ценности-желания и ценности обязанности.
Ценности права - это ценности, «олицетворенные правом полностью или частично»5. К таким ценностям относятся свобода, справедливость, равенство, взаимопомощь. Эти ценности ориентируют человеческое поведение на достижение определенных целей, стандартов, образцов поведения. Эти ценности не были изначально «правовыми», присущими только праву как социальному регулятору, это ценности той культуры, в которой возникало право. «Правоведы не выдумывают модели поведения, а заимствуют их из практической жизни и ценностных ориентаций социальной среды, характерной для определенной культуры, в которой они сами сущест-вуют»6. Эти ценности «пронизывают» правосознание данного общества, играют роль высоких идеалов и таким образом становятся основными ценностями права.
Фабрика И. В.
К вопросу о ценности права
Ценностную систему в области права можно сравнить с пирамидой, в верхней части которой расположены правовые цели и идеалы, а в нижней - обширная и развитая система юридических прав и обязанностей, различных предписаний, постановлений, разрешений, запретов в позитивном праве и равенстве, справедливости в естественном праве.
Роль права, его ценность в отношении общества и государства проявляются в том, что с помощью права общество подчиняет себе государство, заставляет его функционировать в своих интересах. Ценность права для государства заключается в том, что право используется для организации, упорядочения деятельности самого государственного аппарата; выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Ценность же права для личности состоит в том, что оно закрепляет различные демократические права и свободы личности, охраняет личность и от самого государства, ставит преграду неоправданному вмешательству государства в личную жизнь гражданина. Таким образом, ценность права определяется тем, что оно является выразителем и определителем свободы личности и общества, при этом оно не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы.
Ценность права как должного в отношении закона и государства можно сформулировать в следующем виде: закон и государство должны быть правовыми. Правовой закон и правовое государство - это, следовательно, правовые цели - ценности реального закона и государства, а также всех форм юридически значимого фактического поведения людей7.
В общем, ценность права можно определить как способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Можно согласиться с академиком В. С. Нерсесянцем, полагающим, что ценность права с точки зрения либерально-юридической аксиологии состоит в том, что право является всеобщей, необходимой и общеобязательной формой выражения таких фундаментальных человеческих ценностей, как равенство, свобода и справедливость. Цель же права состоит в достижении «мира во всем мире» через правовые и неправовые ценности.
Сущность права в юридической литературе освещена достаточно объемно. Ее опре-
деляли по-разному: государственная воля, божественная воля, воля его императорского величества, возведенная в закон воля господствующего класса, общенародная воля, разграничение интересов, защита интересов, выражение общественных интересов и т.д.8
Рассматривая вопрос об истоках права, большинство ученых, по сложившейся традиции от Платона и Аристотеля, истоки права связывают с государством, а иные, следуя воззрениям Т. Гоббса, О. Конта, - с социальными институтами, среди которых в качестве первичного принимается семья. Реже встречается стремление следовать концепции естественного права, в которой основной субъект -личность.
В современной правовой действительности, как и во всех сферах юридической науки, происходит глобальный процесс перестройки. Он включает изменение приоритетных направлений в научных исследованиях, усиление влияния науки на практическую деятельность государственных органов, пересмотр ряда прежних теоретических представлений. К числу последних надо отнести и определение ценности права в российском обществе. Процесс глобализации влияет и на процесс формирования ценности права в новом контексте, следовательно, изменяются правовые ценности в своем содержании.
Право - сложный феномен. Оно содержит принципы, нормы, положения, природа которых различна. Будучи тесно связано с государством, всякое право отражает чьи-либо интересы. Развиваясь в пределах определенного региона с его историческими, социальными, национальными, культурными особенностями, оно их аккумулирует и выражает в правилах поведения, специфичных для данного народа или общих для нескольких стран (например, европейские правовые традиции, мусульманское право и т.п.). И как отмечает В. Н. Кудрявцев, «во всех правовых системах есть некоторые общие принципы и положения, существование которых объясняется не только и не столько общностью человеческого происхождения, сколько единством современной цивилизации» .
Неизбежен и процесс развития правовой действительности как части российской правовой системы и формирования в ней единого глобального правового подхода ко всем институтам права и государства.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что современное направление право-
Серия «Право», выпуск 28
31
Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
вой политики государства заключается в том, чтобы сформировать в сознании россиян положительный образ российской правовой системы. Таким образом, мы можем констатировать, что ценность права связана с понятиями об идеалах, глобальной цели права, его предназначении, адресате и т.д., поскольку регулирование общественных отношений означает служение не только обществу, государству или коллективным образованиям, но и, прежде всего человеку. Создание благоприятных правовых условий для каждого человека - вот основная задача права. Каждый человек смотрит на мир сквозь призму своей собственной системы ценностей, взглядов, смыслов. Если в обществе имеется многоукладность, то эта многоукладность присутствует и на уровне сознания каждого отдельного индивида -субъекта социальной деятельности - в виде наборов ценностей.
В сложной структуре ценностей каждого человека всегда присутствуют группы ценностей, соответствующие различным укладам. Но в сознании каждого человека доминирует в данный момент определенная группа ценностей, что и позволяет отнести человека к тому или иному классу или укладу. Исследование вопроса ценности права в современном обществе имеет важное научное и практическое
значение. Знание ценности права дает возможность обратить внимание на ключевые характеристики права, что в свою очередь способствует повышению роли права в обществе, устранению правового нигилизма, повышению уровня правосознания и правовой культуры, стремлению к правовой информированности и обеспечению правовой образованности населения, признанию права индивидом и реализации своих прав как субъекта.
1 История государства и права зарубежных стран: в 2 ч. Ч. I / под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенниковой. М., 1996. С. 340.
2 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1907. С. 51.
3 Неновски Н. Право и ценности. М., 1987. С. 178.
4 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2002. С. 345.
5 Графский В. Г. Традиции и обновление в праве: ценностное измерение перемен // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996. С. 79. 6Курильски-Ожвэн Ш. Семья, равенство, свобода // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 12.
7 Нерсесянц В. С. Указ. соч. С. 210.
8 Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 7.
9 Кудрявцев В. Н. Общечеловеческие ценности права // Проблемы партийного и государственного строительства. М., 1989. Вып. 9. С. 114, 121.
Статья поступила в редакцию 18 октября 2011 г.