Научная статья
УДК 34:004:342.727:004.5
EDN: https://elibrary.ru/gbfhor
DOI: https://doi.org/10.21202/jdtl.2024.20
з
Check for updates
Социально-правовые риски шерентинга в процессе формирования цифровой идентичности ребенка в социальных сетях
Франциско Хосэ Аранда Серна ®
Католический университет Мурсии, Мурсия, Испания
Ключевые слова
веб-платформы, неприкосновенность частной жизни, персональные данные, права ребенка, право,
социальные сети, цифровая идентичность, цифровая
конфиденциальность, цифровые технологии, шерентинг
Аннотация
Цель: определить правовые последствия шерентинга как деятельности, которая ставит под угрозу основные права несовершеннолетних, подвергая риску их частную жизнь.
Методы: проведенное исследование строится прежде всего на анализе европейского и американского опыта законодательного регулирования, который излагается в сравнительно-правовом аспекте с применением доктринальных подходов и концепций, получивших отражение в научных публикациях по данной теме. Это способствовало в том числе критическому осмыслению выявленных рисков, а также представлению существующих правовых подходов и формулированию предложений, направленных на защиту неприкосновенности частной жизни несовершеннолетних в социальных сетях. Результаты: изучено влияние социальных сетей на права несовершеннолетних в части негативного их воздействия, возможных рисков и распространения социальных конфликтов. Осуществлен анализ основных положений законодательства Испании, Франции и США с целью выявления ключевых моментов относительно деятельности несовершеннолетних в социальных сетях и сети Интернет, необходимости выражения ими согласия на опубликование личной информации. Описаны наиболее распространенные конфликты, обусловленные шерентингом, и возможные гибкие законодательные решения споров, касающихся семейных отношений и связанных с деятельностью в социальных сетях. Сформулированы предложения по разрешению конфликтных ситуаций и проблемы цифровой идентичности, возникающих в процессе шерен-тинга в случае злоупотребления.
Научная новизна: представленное исследование обобщает различные научные точки зрения и правовые подходы к шерентингу как новому феномену, который быстро развивается в связи с широкой популярностью социальных сетей и интернет-активностью детей и их родителей, порождая социально-правовые конфликты.
© Аранда Серна Ф. Х., 2024
Статья находится в открытом доступе и распространяется в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) (https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/deed.ru), позволяющей неограниченно использовать, распространять и воспроизводить материал при условии, что оригинальная работа упомянута с соблюдением правил цитирования.
Практическая значимость: представленное исследование показывает, что несовершеннолетние особенно уязвимы в информационно-телекоммуникационном пространстве. Во многих случаях чрезмерное раскрытие их личных данных происходит не только из-за их собственных действий, но и из-за действий членов их семей, как правило, родителей. Сравнительно-правовое исследование принятых законодательных мер и их интерпретаций в правовой доктрине позволяет охарактеризовать современную правовую ситуацию в отношении несовершеннолетних в цифровом пространстве как фрагментарную и предложить законодательные подходы и решения, позволяющие избежать или минимизировать возможные конфликтные ситуации и риски, такие как цифровое преследование или нарушение права на неприкосновенность частной жизни, которые могут возникать в процессе дальнейшего развития технологий и распространения шерентинга.
Для цитирования
Аранда Серна, Ф. Х. (2024). Социально-правовые риски шерентинга в процессе
формирования цифровой идентичности ребенка в социальных сетях. Journal
of Digital Technologies and Law, 2(2), 394-407. https://doi.org/10.21202/jdtl.2024.20
Содержание
Введение
1. Понятие шерентинга и его причины
2. Социальные сети как причина шерентинга
3. Правовые подходы и меры по защите несовершеннолетних в социальных сетях
4. Проблема переноса цифровой идентичности: злоупотребления в процессе шерентинга
Заключение
Список литературы
Введение
Несовершеннолетние пользуются социальными сетями, рассматривая их как возможные инструменты для реализации некоторых своих интересов, будь то личных или социальных. В отличие от взрослых для несовершеннолетних социальные сети имеют жизненно важное значение, поскольку подтверждают их собственное существование. Неучастие в этом виртуальном пространстве означает для них маргинализацию в социальных отношениях. Однако Интернет является относительно враждебной средой; хотя он также служит местом для построения и укрепления социальных отношений, в нем возникает множество социально-правовых конфликтов, среди которых цифровое преследование или нарушение права на неприкосновенность частной жизни (Marcelino Mercedes, 2015; Memedovich et al., 2024; Ahmed et al., 2023; Mola et al., 2023).
Одной из причин этих конфликтов является то, что, когда пользователь Интернета публикует свое изображение или какие-либо персональные данные, он автоматически теряет контроль над ними, поскольку другие пользователи могут получить
доступ к этой информации и затем поделиться ею. Во многих случаях сами родители игнорируют риски ненадлежащего использования Интернета их детьми, хотя весь контент, размещенный в Сети, может быть обращен против них (Durán Alonso, 2022).
Сложностей добавляет растущий феномен несовершеннолетних «инфлюенсе-ров», которые не только загружают контент в социальные сети, но и получают за это деньги. В последние годы они профессионализировались и стали рассматривать социальные сети как коммерческие и рекламные платформы, поэтому контент создается целенаправленно для привлечения подписчиков и коммерческих брендов (Jiménez-Iglesias et al., 2022).
Особого внимания заслуживает проблема, получившая название «шерентинг» (sharenting, от английских слов share - «делиться» и parenting - «родительство»). Это быстро развивающееся явление состоит в размещении в социальных сетях всевозможной информации о несовершеннолетних (особенно их фотографий и видеозаписей) их родителями, которые выступают в качестве цифровых менеджеров своих детей (Ferrara et al., 2023; Kopecky et al., 2020). Как и в случае с «инфлюенсера-ми», родители получают финансовую выгоду, выкладывая контент о своих детях (García García, 2021).
1. Понятие шерентинга и его причины
Шерентинг - это деятельность по распространению фотографий, видеозаписей и комментариев в социальных сетях, содержанием которых являются повседневные или интимные моменты жизни несовершеннолетних детей, их родителями или другими близкими родственниками. Это явление связано с широкой популярностью социальных сетей. Оно, очевидно, дает родителям много преимуществ, таких как получение одобрения (через комментарии или лайки), но может быть потенциально опасным, поскольку при этом происходит постоянная передача больших объемов информации, которая должна оставаться в сфере частной жизни (Ordoñez Pineda & Calva Jiménez, 2020; Aydogdu et al., 2023).
Причины, по которым родители выкладывают весь этот контент в Сеть, могут быть самыми разными: иногда - просто создать альбом с фотографиями и видеороликами, чтобы поделиться с родственниками. Учитывая природу социальных сетей, одним из мотивов может быть создание хорошего имиджа родителей или налаживание сотрудничества с другими семьями. В других случаях цель экономическая, поскольку в обмен на распространение контента родители получают денежное или натуральное вознаграждение (в виде спонсорской помощи, подарков и т. д.) (Azurmendi et al., 2021).
Последняя цель в наибольшей степени обращает на себя внимание закона, поскольку с психологической точки зрения шерентинг - это представление тревог и подавленных надежд родителей через детей в цифровой форме. Это становится очевидным, когда контент монетизируется, поскольку в этом случае образы детей оказываются связанными с профессиональным развитием родителей, и в еще большей степени - когда эта деятельность является единственным источником заработка в семье (Ranzini et al., 2020).
Родители как представители семьи и лица, несущие совместную ответственность за цифровую идентичность своих детей, обязаны защищать их права. В первую очередь следует различать особенности распространения контента на разных
платформах. Выложить фотографии в семейную группу в WhatsApp - совсем не то же самое, что выложить их на таких цифровых платформах, как Instagram*|или YouTube**. Информация может публиковаться в частном режиме, когда доступ имеет ограниченная группа (семья), или в публичном режиме, с предоставлением доступа всем желающим (Montoro López, 2022).
Распространение видео и фотографий может иметь серьезные негативные последствия для личностного развития ребенка (Yiseul Choi & Lewallen, 2017).
2. Социальные сети как причина шерентинга
Социальные сети - важнейшее технологическое явление последних двадцати лет. Однако сама концепция не так нова, как можно подумать: хотя сегодня это понятие действительно относится к веб-платформам, на которых пользователи общаются друг с другом, ранее оно обозначало просто сообщества, которые были связаны каким-либо образом, например, дружбой, работой или другими ценностями (Oliva Marañón, 2012; Yang et al., 2022; Verswijvel, et al., 2019).
Все существующие социальные сети можно классифицировать по их направленности:
- социальные сети личного характера, например, Facebook*** и Twitter****.
- профессиональные социальные сети, например, LinkedIn*****.
- тематические социальные сети, например, YouTube** и Instagram*.
Можно было бы сказать, что первая категория является основной в плане «семейного» присутствия и распространения шеретинга, однако это нецелесообразно, поскольку границы между сетями в отношении их направленности очень размыты.
Так, на YouTube** есть тематические каналы (кино, фотография и т. д.), но также есть и «семейные» каналы, где выкладываются видео повседневной жизни несовершеннолетних, причем некоторые из них могут быть даже монетизированы.
Влияние YouTube** на несовершеннолетних очень велико, поэтому многие бренды заинтересованы в рекламе на каналах, где присутствуют дети. Это происходит по нескольким причинам; одна из них заключается в том, что семейные каналы и каналы с детьми вызывают большее доверие к демонстрируемой продукции, а это, в свою очередь, заставляет несовершеннолетних пользователей стремиться к ее потреблению (Durán Alonso 2022).
То же самое можно сказать и об Instagram*. Это приложение появилось в 2010 г. с единственной целью - делиться профессиональными фотографиями, однако в 2018 г. благодаря своим функциям (сториз, хэштеги, более эффективное распространение контента) стало крупной социальной сетью. В настоящее время она занимает первое место по количеству активных профилей среди других социальных сетей, особенно среди молодежи (Bard Wigdor & Magallanes Udovicih, 2021).
Эти социальные сети нельзя рассматривать как изолированные площадки; контент часто является мультиплатформенным, и гораздо чаще пользователи используют две или более социальных сетей одновременно, чем ограничиваются одной. В этой сфере несовершеннолетние - наиболее уязвимая группа, и достижение баланса между развитием технологий и защитой частной жизни представляет серьезную проблему.
3. Правовые подходы и меры по защите несовершеннолетних в социальных сетях
Несовершеннолетние пользуются особой защитой в области основных прав человека: по общему правилу, любое вмешательство в вопросы достоинства, частной жизни или идентичности требует явно выраженного согласия.
Несовершеннолетние обладают ограниченной дееспособностью, поэтому испанский Основной закон 1/1996 о правовой защите несовершеннолетних гласит, что их дееспособность толкуется ограничительно и всегда в интересах несовершеннолетнего. В нем также установлен критерий достаточной зрелости (достижение возраста четырнадцати лет), когда несовершеннолетний может самостоятельно осуществлять свои права (Durán Alonso, 2022).
Проблема заключается в том, что в отношении несовершеннолетних не существует единого режима: Основной закон о защите данных устанавливает возрастной критерий в отношении обработки данных, в то время как Гражданский кодекс Испании придает большее значение согласию по договоренности. Например, в случае с несовершеннолетним, достигшим возраста достаточной зрелости, такое согласие должен дать сам несовершеннолетний; однако, как мы увидим, большинство случаев шерентинга затрагивает детей очень раннего возраста (Toral Lara, 2020).
При этом многие правоведы понимают, что независимо от того, достиг несовершеннолетний возраста достаточной зрелости или нет, родители при осуществлении своих родительских прав должны всегда защищать личностные активы несовершеннолетнего. Прокуратура может инициировать официальные действия, если сочтет, что конфиденциальность частной жизни и другие права несовершеннолетнего были нарушены (De Lama Aymá, 2006).
Пионером в области защиты детей младше тринадцати лет стали Соединенные Штаты, приняв в 1998 г. Закон о защите частной жизни детей в Интернете (Children's Online Privacy Protection Act, COPPA Act), который обязал цифровые платформы использовать методы обеспечения согласия несовершеннолетних. Так, во исполнение этого закона платформа YouTube** классифицирует и идентифицирует контент, направленный на несовершеннолетних, и не собирает персональные данные этой аудитории (Durán Alonso, 2022).
Хорошим примером является также Франция, где в 2020 г. был принят Закон 2020/1266 о защите от коммерческого использования изображений несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет. Он устанавливает ограничения в отношении графика совместимости между временем учебы и записи, а также предусматривает право на забвение, включая меры, регулирующие такое право несовершеннолетних. Последнее заключается в том, что социальные сети могут удалять контент несовершеннолетних по их просьбе, даже невзирая на разрешение родителей (Cremades García, 2021).
В Испании публикация изображений должна осуществляться с согласия несовершеннолетнего старше четырнадцати лет; до достижения этого возраста необходимо согласие обоих родителей. В случае открытия аккаунта в социальной сети несовершеннолетний обязательно должен быть старше 14 лет, поскольку создание аккаунта подразумевает официальное оформление договора и разрешение на обработку данных, которые могут противоречить требованиям защиты достоинства, частной жизни и идентичности (Santos Morón, 2011).
Согласие всегда должно быть конкретным и информированным; кроме того, необходимо понимать, с какой целью и как будут использоваться данные. Родители не должны вмешиваться в деятельность своих детей в социальных сетях, за исключением случаев, когда они обязаны делать это по закону для защиты интересов ребенка. В этом случае необходимо получить согласие, а судебное разрешение потребуется только в том случае, если речь идет о серьезном вмешательстве в основные права (Toral Lara, 2020).
4. Проблема переноса цифровой идентичности: злоупотребления в процессе шерентинга
Все больше и больше родителей практикуют шерентинг с целями, выходящими за рамки обмена информацией внутри семьи или круга друзей. Крупные виртуальные платформы облегчают существование каналов с семейным контентом и их использование с бизнес-целями. Это происходит отчасти потому, что это выгодно для спонсоров рекламы, а также потому, что создатели такого контента могут получать денежную прибыль (Garcia Garcia, 2023).
Иногда шерентинг предполагает участие несовершеннолетних в качестве главных героев или соавторов совместно с родителями в видео различного содержания. Некоторые исследователи определяют такую форму как злоупотребление. При этом согласие родителей в принципе не вызывает сомнений, поскольку в подавляющем большинстве случаев очевидна руководящая роль одного из них (Azurmendi et al., 2021).
Бизнес-модель в таких случаях может строиться различными способами:
- монетизация блога,аккаунта всоциальнойсети илисемейногоYouTube**-канала;
- оплата за размещение рекламы, получение спонсорской помощи или подарков от рекламодателей;
- профессиональное занятие какой-либо деятельностью в Интернете (например, ведение канала на YouTube**) (Azurmendi et al., 2021).
В отличие от других виртуальных видов деятельности, в которые вовлечены только взрослые, в случае шеретинга подразумевается, что цифровая идентичность родителей неразрывно связана с идентичностью их детей. Поэтому некоторые родители стремятся индивидуализировать свою цифровую идентичность и перенести ее на своих детей. Другие же придерживаются концепции родственной идентичности, когда личности родителя и ребенка сближаются между собой (Holiday et al., 2020).
Одной из целей активного и постоянного участия в социальных сетях является стремление к личностной значимости и одобрению со стороны других пользователей. Аналогично происходит в случае с родителями, однако при участии детей проблема заключается в том, что эта цифровая идентичность подвергается искажению. Можно привести множество примеров, когда личный бренд родителей накладывает свой отпечаток, будь то в силу экономической или иной мотивации. Это происходит потому, что в социальных сетях родители самопрезентуют себя через своих детей даже бессознательно.
Эта деятельность наносит вред детям, поскольку формирует их в качестве объекта для получения подтверждения «цифрового я» родителей или не более чем их продолжения. Более того, такая самопрезентация не ограничивается социальными сетями и цифровым пространством, а продолжается и за его пределами (Blum-Ross & Livingstone, 2017).
При этом дети выступают в качестве не более чем средства для достижения родительских чаяний, признания и успеха. Вредное воздействие проявляется, когда родители публикуют информацию, связанную со здоровьем детей, или другие личные данные, такие как местоположение, интимные подробности, или непосредственно занимаются продвижением и рекламой, что можно квалифицировать как эксплуатацию (Moser et al., 2017).
В ряде работ было показано, что в случаях значительного участия несовершеннолетних вступает в силу ряд факторов, которые усиливают или ослабляют шерентинг:
- другие члены семьи могут выступать в роли критиков родителей в отношении коммерциализации несовершеннолетних или усиливать шерентинг помимо участия родителей (Jiménez-Iglesias et al., 2022);
- существенным фактором могут стать комментарии потребителей такого рода контента, которые часто критически относятся к коммерциализации несовершеннолетних.
Широкое распространение злоупотреблений в процессе шерентинга позволяет предположить, что он будет оказывать значительное влияние на формирование цифровой идентичности несовершеннолетних, особенно если они становятся главными действующими лицами на таких семейных площадках с самого раннего возраста.
В настоящее время, даже если несовершеннолетний согласен на участие в этих видеороликах и доволен их реализацией, на самом деле он не может понимать их долгосрочных последствий. Большинство судебных споров обусловлено именно режимом монетизации шерентинга (Azurmendi et al., 2021).
Даже отдельные конфликты показывают, какой вред могут нанести злоупотребления в процессе шерентинга. Однако современная реальность такова, что многие родители привыкли почти автоматически выкладывать любые фотографиями и видеозаписи, что может негативно повлиять на отношения между родителями и детьми, а также на формирование цифровой идентичности ребенка. При монетизации такого контента возникает ощущение абсолютного отсутствия уважения к правам ребенка (Azurmendi et al., 2021).
Заключение
Интернет и социальные сети стали одним из величайших достижений современного общества, однако они также представляют собой одну из самых больших опасностей в отношении защиты персональных данных и прав человека, в частности, права на неприкосновенность частной жизни. Эта опасность еще более велика в отношении защиты данных и цифровой конфиденциальности несовершеннолетних, так как существование в цифровой среде требует определенной зрелости и знаний для обеспечения тайны личной жизни.
Представленное исследование показывает, что несовершеннолетние особенно уязвимы в пространстве социальных сетей. Во многих случаях чрезмерное раскрытие их личных данных происходит не только из-за их собственных действий, но и из-за действий членов их семей, как правило, родителей.
Современная правовая ситуация в отношении несовершеннолетних в Интернете несколько фрагментарна, но изучение законодательной базы позволяет обозначить ряд аспектов. Так, существует две категории несовершеннолетних: достигшие возраста достаточной зрелости и не достигшие его. Первые могут самостоятельно управлять своей деятельностью в социальных сетях и в целом имеют больше механизмов для выражения своего мнения в случае злоупотреблений в процессе шерентинга.
Ключом к разрешению этих конфликтов является необходимость обеспечить надлежащую подготовку не только несовершеннолетних, но и их родителей и опекунов, а также педагогов, поскольку во многих случаях их действия основаны на незнании возможных последствий необдуманной публикации контента в Интернете. Важно, чтобы и несовершеннолетние, и взрослые были должным образом подготовлены и знали о соответствующих рисках; это обеспечит ответственное и безопасное использование Интернета.
Необходимо, чтобы правовая база способствовала развитию, прежде всего на международном уровне. Это также предполагает ограничение опасной и выходящей за рамки общественной пользы деятельности, особенно в случаях, когда на первый план выступают экономические соображения и несовершеннолетний становится объектом использования.
Законы должны отражать все меры защиты, рекомендуемые общественными организациями, а также некоторые меры, которые уже применяются в других правовых системах, например в Соединенных Штатах. Это позволит создать правовой режим, обеспечивающий надлежащую и достаточную защиту такой уязвимой группы, как несовершеннолетние.
* Социальная сеть принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
** Иностранное лицо, владеющее информационным ресурсом YouTube, является нарушителем законодательства Российской Федерации.
*** Социальная сеть принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
**** Социальная сеть, заблокированная на территории Российской Федерации за распространение незаконной информации.
***** Социальная сеть, заблокированная на территории Российской Федерации.
Список литературы
Ahmed, H., Ekman, L., & Lind, N. (2023). Planned Behavior, Social Networks, and Perceived Risks: Understanding Farmers' Behavior toward Precision Dairy Technologies. Journal of Dairy Science. https://doi.org/10.3168/ jds.2023-23861
Memedovich, A., Orr, T., Hollis, A., Salmon, C., Hu, J., Zinszer, K., Williamson, T., & Beall, R. F. (2024). Social network risk factors and COVID-19 vaccination: A cross-sectional survey study. Vaccine, 42(4), 891 -911. https://doi.org/10.1016/j.vaccine.2024.01.012 Aydogdu, F., Güngor, B. §., & Oz, T. A. (2023). Does sharing bring happiness? Understanding the sharenting phenomenon. Children and Youth Services Review, 154, 107122. https://doi.org/10.1016/j. childyouth.2023.107122
Azurmendi, A., Etayo, C. & Torrell, A. (2021). Sharenting y derechos digitales de los niños y adolescentes.
Elprofesional de la información, 30(4), 1-10. https://doi.org/10.3145/epi.2021.jul.07 Bard Widgor, G. & Magallanes Udovicich, M. L. (2021). Instagram*: La búsqueda de la felicidad desde la
autopromoción de la imagen. Culturales, 9, 1-29. https://doi.org/10.22234/recu.20210901.e519 Blum-Ross, A. & Livingstone, S. (2017). "Sharenting", parent blogging, and the boundaries of the digital self.
Popular Communication, 15(2), 110-125. https://doi.org/10.1080/15405702.2016.1223300 Cremades García, P. (2021). Futuro profesional de los menores y ejercicio de la patria potestad. Revista Boliviana de Derecho, 32, 252-277.
De Lama Aymá, A. (2006). La protección de los derechos de la personalidad del menor de edad. Valencia: Tirant lo Blanch.
Durán Alonso, S. (2022). "Mom, I Want to Be a Youtuber": an Unregulated Reality. VISUAL REVIEW. International Visual Culture Review Revista Internacional De Cultura Visual, 10(3), 1-14. https://doi.org/10.37467/ revvisual.v9.3601
Ferrara, P., Cammisa, L., Corsello, G., Giardino, I., Vural, M., Pop, T. L., Pettoello-Mantovani, C., Indrio, F., & Pettoello-Mantovani, M. (2023). Online "Sharenting": The Dangers of Posting Sensitive Information About Children on Social Media. The Journal of Pediatrics, 257. https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2023.01.002 García García, A. (2021). La protección digital del menor: el fenómeno del sharenting a examen. Revista de derecho
UNED, 27, 455-492. https://doi.org/10.5944/rduned.27.2021.31094 García García, R. (2023). La responsabilidad social corporativa como herramienta para la consecución de la igualdad de género en cadenas globales de valor. Temas Laborales: Revista andaluza de trabajo y bienestar social, 167, 209-246. Holiday, S., Norman, M. S., & Densley, R. L. (2022). Sharenting and the extended self: Self-representation in parents' Instagram* presentations of their children. Popular Communication, 20(1), 1-15. https://doi.org/10.1080 /15405702.2020.1744610
Jiménez Iglesias, E., Elorriaga Illera, A., Monge Benito, S. & Olabarri Fernández, E. (2022). Exposición de menores en Instagram*: instamadres, presencia de marcas y vacío legal. Revista Mediterránea de Comunicación, 13(1), 51-63. https://doi.org/10.14198/medcom.20767 Kopecky, K., Szotkowski, R., Aznar-Díaz, I., & Romero-Rodríguez, J.-M. (2020). The phenomenon of sharenting and its risks in the online environment. Experiences from Czech Republic and Spain. Children and Youth Services Review, 110, 104812. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.104812 Marcelino Mercedes, G. V. (2015). Migración de los jóvenes españoles en redes sociales, de Tuenti a Facebook** y de Facebook** a Instagram*. La segunda migración. Revista de Comunicación y Tecnologías Emergentes, 13(2), 48-78. https://doi.org/10.7195/ri14.v13i2.821 Mola, L., Kaminska, R., Richebé, N., & Carugati, A. (2023). Social strategies for information technology adoption: Social regulation process of mandated enterprise social network systems. Technological Forecasting and Social Change, 192, 122570. https://doi.org/10.1016Zj.techfore.2023.122570 Montoro López, A. (2022). Alcance de la fiscalidad como herramienta de la Política Ambiental de la Unión Europea: Los impuestos ambientales y su eficacia como instrumento de protección ambiental. Human Review. International Humanities Review, 2(14), 1-15. https://doi.org/10.37467/revhuman.v11.4105 Moser, C., Chen, T., & Schoenebeck, S. Y. (2017). Parents' and children's preferences about parents sharing about children on social media. Proceedings of the 2017 CHI Conference on Human Factos in Computing Systems, 5221-5225. https://doi.org/10.1145/3025453.3025587 Oliva Marañon, C. (2012). Redes sociales y jóvenes: una intimidad cuestionada en Internet. Aposta: Revista de ciencias sociales, 54, 1-16.
Ordoñez Pineda, L. & Calva Jimenez, S. (2020). Amenazas a la privacidad de los menores de edad a partir del Sharenting. Revista Chilena de Derecho y Tecnología, 9(2), 105-130. https://doi.org/10.5354/0719-2584.2020.55333
Ranzini, G., Newlands, G. & Lutz, C. (2020). Sharenting, Peer Influence, and Privacy Concerns, A Study of Instagram-Sharing Behaviors of Parents in the United Kingdom. Social Media + Society, 6(4), 1 -13. https://doi.org/10.1177/2056305120978376 Santos Morón, M. (2011). Menores y derechos de la personalidad. La autonomía del menor. AFDUAM: Anuario de La Facultad de Derecho de la Universidad Autónoma de Madrid, 15, 63-93. http://hdl.handle. net/10486/662984
Toral Lara, E. (2020). Menores y redes sociales: consentimiento protección y autonomía. Derecho Privado
y Constitución, 36, 179-218. https://doi.org/10.18042/cepc/dpc.36.05 Verswijvel, K., Walrave, M., Hardies, K., & Heirman, W. (2019). Sharenting, is it a good or a bad thing? Understanding how adolescents think and feel about sharenting on social network sites. Children and Youth Services Review, 104, 104401. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.104401 Yang, M., Chen, H., Long, R., & Yang, J. (2022). The impact of different regulation policies on promoting green consumption behavior based on social network modeling. Sustainable Production and Consumption, 32, 468-478. https://doi.org/10.1016/j.spc.2022.05.007 Yiseul Choi, G. & Lewallen, J. (2017). Say Instagram*, Kids!: examining Sharenting and Children Digital Representations on Instagram. Howard Journal of Communications, 29(2), 144-164. https://doi.org/10. 1080/10646175.2017.1327380
* Социальная сеть принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией, ее деятельность
запрещена на территории Российской Федерации.
** Социальная сеть принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
Сведения об авторе
Аранда Серна Франциско Хосэ - PhD в области юриспруденции, доцент, факультет права, Католический университет Мурсии
Адрес: 30107, Испания, Мурсия, Гваделупа-де-Макиаскок, авеню де лос Херо-нимос, 135
E-mail: fjaranda@ucam.edu
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5768-2773
ScopusAuthorID:https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=58097085200 Google Scholar ID: https://scholar.google.com/citations?user=zrndQAwAAAAJ
Конфликт интересов
Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Тематические рубрики
Рубрика OECD: 5.05 / Law Рубрика ASJC: 3308 / Law Рубрика WoS: OM / Law
Рубрика ГРНТИ: 10.91 / Государство и право отдельных стран
Специальность ВАК: 5.1.2 / Публично-правовые (государственно-правовые) науки
История статьи
Дата поступления - 29 октября 2023 г. Дата одобрения после рецензирования - 25 ноября 2023 г. Дата принятия к опубликованию - 25 июня 2024 г. Дата онлайн-размещения - 30 июня 2024 г.
Research article
UDC 34:004:342.727:004.5
EDN: https://elibrary.ru/gbfhor
DOI: https://doi.org/10.21202/jdtl.2024.20
3
Check for updates
Social and Legal Risks of Sharenting when Forming a Child's Digital Identity in Social Networks
Francisco José Aranda Serna 0
Catholic University of Murcia, Murcia, Spain
Keywords
children's rights, digital identity, digital privacy, digital technologies, law,
personal data, privacy, sharenting, social networks, web platforms
Abstract
Objective: to determine the legal consequences of sharenting as an activity that threatens the fundamental rights of minors, putting their privacy at risk. Methods: the study is based primarily on the analysis of European and American experience of legislative regulation, which is presented in a comparative-legal aspect, using doctrinal approaches and concepts reflected in scientific publications on the topic. This contributed, among other things, to the critical understanding of the identified risks and helped to describe the existing legal approaches and formulate proposals aimed at protecting the minors' privacy in social networks.
Results: the impact of social networks on the rights of minors was studied, in terms of their negative influence, possible risks and the spread of social conflicts. The main provisions of the legislation of Spain, France and the USA were analyzed in order to identify the key points regarding the activities of minors in social networks and the Internet, the need for them to express their consent to the publication of personal information. The most common conflicts caused by sharenting were described, as well as possible flexible legislative solutions to disputes concerning family relations and social networking activities. Suggestions were formulated for resolving conflict situations and digital identity issues arising in abusive sharenting. Scientific novelty: the study summarizes various scientific opinions and legal approaches to sharenting as a new phenomenon, which is rapidly developing due to the wide popularity of social networks and Internet activity of children and their parents, generating socio-legal conflicts.
© Aranda Serna F. J., 2024
This is an Open Access article, distributed under the terms of the Creative Commons Attribution licence (CC BY 4.0) (https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0), which permits unrestricted re-use, distribution and reproduction, provided the original article is properly cited.
Practical significance: the research shows that minors are particularly vulnerable in the information and telecommunication environment. In many cases, excessive disclosure of their personal data occurs not only because of their own actions, but also because of the actions of their family members, usually parents. A comparative legal study of the adopted legislative measures and their interpretations in the legal doctrine allows characterizing the current legal situation with regard to minors in the digital space as fragmentary and proposing legislative approaches and solutions to avoid or minimize possible conflict situations and risks, such as digital harassment or privacy violation, which may arise in the process of further technological development and the spread of sharenting.
For citation
Aranda Serna, F. J. (2024). Social and Legal Risks of Sharenting when Forming a Child's Digital Identity in Social Networks. Journal of Digital Technologies and Law, 2(2), 394-407. https://doi.org/10.21202/jdtl.2024.20
References
Ahmed, H., Ekman, L., & Lind, N. (2023). Planned Behavior, Social Networks, and Perceived Risks: Understanding Farmers' Behavior toward Precision Dairy Technologies. Journal of Dairy Science. https://doi.org/10.3168/ jds.2023-23861
Memedovich, A., Orr, T., Hollis, A., Salmon, C., Hu, J., Zinszer, K., Williamson, T., & Beall, R. F. (2024). Social network risk factors and COVID-19 vaccination: A cross-sectional survey study. Vaccine, 42(4), 891 -911. https://doi.org/10.1016/j.vaccine.2024.01.012 Aydogdu, F., Güngor, B. §., & Oz, T. A. (2023). Does sharing bring happiness? Understanding the sharenting phenomenon. Children and Youth Services Review, 154, 107122. https://doi.org/10.1016/j. childyouth.2023.107122
Azurmendi, A., Etayo, C. & Torrell, A. (2021). Sharenting y derechos digitales de los niños y adolescentes.
Elprofesional de la información, 30(4), 1-10. (In Spanish). https://doi.org/10.3145/epi.2021.jul.07 Bard Widgor, G. & Magallanes Udovicich, M. L. (2021). Instagram*: La búsqueda de la felicidad desde la autopromoción de la imagen. Culturales, 9, 1-29. (In Spanish). https://doi.org/10.22234/recu.20210901.e519 Blum-Ross, A. & Livingstone, S. (2017). "Sharenting", parent blogging, and the boundaries of the digital self.
Popular Communication, 15(2), 110-125. https://doi.org/10.1080/15405702.2016.1223300 Cremades García, P. (2021). Futuro profesional de los menores y ejercicio de la patria potestad. Revista Boliviana
de Derecho, 32, 252-277. (In Spanish). De Lama Aymá, A. (2006). La protección de los derechos de la personalidad del menor de edad. Valencia: Tirant lo Blanch. (In Spanish)
Durán Alonso, S. (2022). "Mom, I Want to Be a Youtuber": an Unregulated Reality. VISUAL REVIEW. International Visual Culture Review Revista Internacional De Cultura Visual, 10(3), 1-14. (In Spanish). https://doi.org/10.37467/revvisual.v9.3601 Ferrara, P., Cammisa, L., Corsello, G., Giardino, I., Vural, M., Pop, T. L., Pettoello-Mantovani, C., Indrio, F., & Pettoello-Mantovani, M. (2023). Online "Sharenting": The Dangers of Posting Sensitive Information About Children on Social Media. The Journal of Pediatrics, 257. https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2023.01.002 García García, A. (2021). La protección digital del menor: el fenómeno del sharenting a examen. Revista de derecho
UNED, 27, 455-492. (In Spanish). https://doi.org/10.5944/rduned.27.2021.31094 García García, R. (2023). La responsabilidad social corporativa como herramienta para la consecución de la igualdad de género en cadenas globales de valor. Temas Laborales: Revista andaluza de trabajo y bienestar social, 167, 209-246. (In Spanish).
Holiday, S., Norman, M. S., & Densley, R. L. (2022). Sharenting and the extended self: Self-representation in parents' Instagram* presentations of their children. Popular Communication, 20(1), 1-15. https://doi.org/10.1080 /15405702.2020.1744610
Jiménez Iglesias, E., Elorriaga Illera, A., Monge Benito, S. & Olabarri Fernández, E. (2022). Exposición de menores en Instagram*: instamadres, presencia de marcas y vacío legal. Revista Mediterránea de Comunicación, 13(1), 51-63. (In Spanish). https://doi.org/10.14198/medcom.20767 Kopecky, K., Szotkowski, R., Aznar-Díaz, I., & Romero-Rodríguez, J.-M. (2020). The phenomenon of sharenting and its risks in the online environment. Experiences from Czech Republic and Spain. Children and Youth Services Review, 110, 104812. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.104812 Marcelino Mercedes, G. V. (2015). Migración de los jóvenes españoles en redes sociales, de Tuenti a Facebook** y de Facebook** a Instagram*. La segunda migración. Revista de Comunicación y Tecnologías Emergentes, 13(2), 48-78. (In Spanish). https://doi.org/10.7195/ri14.v13i2.821 Mola, L., Kaminska, R., Richebé, N., & Carugati, A. (2023). Social strategies for information technology adoption: Social regulation process of mandated enterprise social network systems. Technological Forecasting and Social Change, 192, 122570. (In Spanish). https://doi.org/10.1016/j.techfore.2023.122570 Montoro López, A. (2022). Alcance de la fiscalidad como herramienta de la Política Ambiental de la Unión Europea: Los impuestos ambientales y su eficacia como instrumento de protección ambiental. Human Review. International Humanities Review, 2(14), 1-15. (In Spanish). https://doi.org/10.37467/revhuman. v11.4105
Moser, C., Chen, T., & Schoenebeck, S. Y. (2017). Parents' and children's preferences about parents sharing about children on social media. Proceedings of the 2017 CHI Conference on Human Factos in Computing Systems, 5221-5225. https://doi.org/10.1145/3025453.3025587 Oliva Marañon, C. (2012). Redes sociales y jóvenes: una intimidad cuestionada en Internet. Aposta: Revista
de ciencias sociales, 54, 1-16. (In Spanish). Ordoñez Pineda, L. & Calva Jimenez, S. (2020). Amenazas a la privacidad de los menores de edad a partir del Sharenting. Revista Chilena de Derecho y Tecnología, 9(2), 105-130. (In Spanish). https://doi.org/10.5354/0719-2584.2020.55333 Ranzini, G., Newlands, G. & Lutz, C. (2020). Sharenting, Peer Influence, and Privacy Concerns, A Study of Instagram-Sharing Behaviors of Parents in the United Kingdom. Social Media + Society, 6(4), 1-13. https://doi.org/10.1177/2056305120978376 Santos Morón, M. (2011). Menores y derechos de la personalidad. La autonomía del menor. AFDUAM: Anuario de La Facultad de Derecho de la Universidad Autónoma de Madrid, 15, 63-93. (In Spanish). http://hdl.handle.net/10486/662984 Toral Lara, E. (2020). Menores y redes sociales: consentimiento protección y autonomía. Derecho Privado
y Constitución, 36, 179-218. (In Spanish). https://doi.org/10.18042/cepc/dpc.36.05 Verswijvel, K., Walrave, M., Hardies, K., & Heirman, W. (2019). Sharenting, is it a good or a bad thing? Understanding how adolescents think and feel about sharenting on social network sites. Children and Youth Services Review, 104, 104401. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.104401 Yang, M., Chen, H., Long, R., & Yang, J. (2022). The impact of different regulation policies on promoting green consumption behavior based on social network modeling. Sustainable Production and Consumption, 32, 468-478. https://doi.org/10.1016Zj.spc.2022.05.007 Yiseul Choi, G. & Lewallen, J. (2017). Say Instagram*, Kids!: examining Sharenting and Children Digital Representations on Instagram. Howard Journal of Communications, 29(2), 144-164. https://doi.org/10. 1080/10646175.2017.1327380
* The social network belongs to Meta, which is recognized as an extremist organization, its functioning is prohibited in the territory of the Russian Federation.
** The social network belongs to Meta, which is recognized as an extremist organization, its functioning is prohibited in the territory of the Russian Federation.
Author information
Francisco José Aranda Serna - PhD (Law), Associate Professor, Department of Law, Catholic University of Murcia
Address: Av. de los Jerónimos, 135, 30107 Guadalupe de Maciascoque, Murcia, Spain
E-mail: fjaranda@ucam.edu
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5768-2773
ScopusAuthorID:https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=58097085200 Google Scholar ID: https://scholar.google.com/citations?user=zrndQAwAAAAJ
Conflict of interest
The author declares no conflict of interest.
Financial disclosure
The research had no sponsorship.
Thematic rubrics
OECD: 5.05 / Law PASJC: 3308 / Law WoS: OM / Law
Article history
Date of receipt - October 29, 2023 Date of approval - November 25, 2023 Date of acceptance - June 25, 2024 Date of online placement - June 30, 2024