Научная статья на тему 'МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИСПАНИИ, БРАЗИЛИИ, АРГЕНТИНЫ И МЕКСИКИ)'

МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИСПАНИИ, БРАЗИЛИИ, АРГЕНТИНЫ И МЕКСИКИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
202
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / ИБЕРОАМЕРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / MEDIA CONSUMPTION / DIGITAL YOUTH / SOCIAL NETWORKS / INTERNET / IBERO-AMERICAN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филаткина Гелия Сергеевна, Давлетшина Майя Ильдаровна

В статье проводится обзор и систематизация исследований, посвященных изучению медиапотребления молодежи в Испании, Бразилии, Аргентине и Мексике. Анализируемые материалы были опубликованы в научных журналах на испанском, португальском и английском языках за период с 2013 по 2018 г. Авторы делают вывод о том, что тема медиапотребления молодежи становится актуальной для ибероамериканских ученых, однако на ее изучение накладываются национальные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH MEDIA CONSUMPTION: A THEORETICAL REVIEW OF RESEARCH (A CASE STUDY OF SPAIN, BRAZIL, ARGENTINA AND MEXICO)

Media consumption of “digital youth” is of great interest for researchers from Spain and Latin America due to political, economic and cultural changes in these countries. This article considers more than 40 papers on the subject in Spanish, Portuguese and English from the leading scientific journals for the period of 2013-2018. The papers were examined using content analysis. The aim of this article is twofold. First, the authors attempt to classify the studies according to the subject, methods, theoretical approaches and conclusions found by the researchers. Second, they point to the similarities and differences in the research approaches adopted by the Spanish and Latin American scholars. The findings support the prediction that the researchers focus on a lot of similar topics such as young people’s behavior on social media, the reasons for their choice of the particular type of media and also the impact of online media on the educational process. The most common methods used by the researchers are surveys and interviews. There is also a tendency to conduct research with practical implications for school teachers, parents/guardians and the like.

Текст научной работы на тему «МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИСПАНИИ, БРАЗИЛИИ, АРГЕНТИНЫ И МЕКСИКИ)»

Медиапотребление молодежи: теоретический обзор исследований

(на примере Испании, Бразилии, Аргентины и Мексики)

Гелия Филаткина Майя Давлетшина

В статье проводится обзор и систематизация исследований, посвященных изучению медиапотребления молодежи в Испании, Бразилии, Аргентине и Мексике. Анализируемые материалы были опубликованы в научных журналах на испанском, португальском и английском языках за период с2013по2018г. Авторы делают вывод о том, что тема медиапотребления молодежи становится актуальной для ибероамериканских ученых, однако на ее изучение накладываются национальные особенности1. Ключевые слова: медиапотребление, цифровая молодежь, социальные сети, Интернет, ибероамериканские страны.

© Филаткина Гелия Сергеевна

кандидат филологических наук,

старший преподаватель кафедры зарубежной

журналистики и литературы факультета

журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

© Давлетшина Майя Ильдаровна

аспирантка кафедры теории и экономики СМИ

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

Актуальность исследования

Политические, социальные и экономические трансформации способствовали значительному развитию Интернета и цифровых коммуникаций в Испании и крупнейших странах Латинской Америки. Так, в Испании с началом демократизации политической и общественной жизни резко возрос интерес населения к медиа потреблению. Переход на цифровое вещание, рост числа интернет-пользователей (за 2008-2018 гг. на 26%, или 39,42 млн, что составляет 85% от общего населения страны)2 сделали Испанию одной из передовых европейских стран в этой области.

В свою очередь, латиноамериканские страны, повышая свою роль на международной арене, в том числе в составе крупных международных организаций, также стремятся совершенствовать свою коммуникационную инфраструктуру. Так, например, в Бразилии количество пользователей Интернета в 2017 г. достигло 149 млн (70,7% населения), в Аргентине этот показатель составил 41,6 млн (93,1%), а в Мексике - 85 млн (65%)3.

Во многом рост интернет-аудитории и в целом цифрового медиапотребления в ибероамериканских странах напрямую связан с появлением новой аудитории -детей и подростков, или поколения 1,

согласно теории Н. Хоува и У. Штрауса коммуникационными, медиакомпаниями (1992), родившегося после 2005 г. Молодые и государственными учреждениями ибе-люди становятся главными потребителя- роамериканских стран. Однако они были ми медиакоммуникаций и социальных использованы прежде всего для понима-сетей. Так, согласно исследованию eMarketer, ния глобальных тенденций медиапотреб-в 2018 г. 50% населения Мексики в возра- ления молодежи и его ибероамериканской сте от 0 до 11 лет имели доступ к Интернету специфики.

не реже одного раза в месяц, тогда как в Эти исследования посвящены темам 2014 г. всего лишь 27,8% представителей медиапотребления «цифровой молоде-данной возрастной категории имели до- жи», причинам выбора молодыми людь-ступ ко Всемирной сети4. Подростки в воз- ми тех или иных медиа, специфике ис-расте 12-17 лет находятся в лучшем по- пользования детьми и подростками соложении: в 2018 г. доступ к онлайн-среде циальных сетей. Под «цифровой молоде-имели до 90% подростков (в 2014 г. этот жью», согласно М. Пренски (2001), пони-показатель не превышал 84%). маются люди, родившиеся после цифро-

Поскольку взросление поколения Z вой революции, полностью погруженные происходило и происходит в условиях в цифровую реальность и получающие цифровизации медиаиндустрии, что на- информацию исключительно через циф-кладывает отпечаток на его социальное ровые каналы.

поведение, психологию и даже граждан- Всего было изучено 45 статей на испанскую позицию, это привлекает присталь- ском, португальском и английском языках, ное внимание исследователей из иберо- которые были найдены по ключевым сло-американских стран. вам «медиапотребление "цифровой мо-

лодежи" в Испании/Бразилии/Аргентине/ Эмпирическая основа Мексике», «медиапотребление поколения

и методология анализа Z в Испании/Бразилии/Аргентине/ Мексике».

Основной задачей данного исследо- Статьи были проанализированы с помо-вания стал обзор, классификация и сис- щью метода контент-анализа, который тематизация исследований, опубликован- позволил классифицировать исследова-ных в зарубежных журналах по коммуни- ния по тематике, используемым методам кации, психологии и педагогике с 2013 по и теоретическим подходам. 2018 г. Среди журналов выделяются Comu- Результаты проведенного исследова-nicación y Sociedad, Icono, Comuni@cción, ния научных работ могут быть полезны Historia y Comunicación Social, Revista de la ученым, интересующимся не только ибе-Asociación de Sociología de la Educación, роамериканской тематикой, но и в целом Internacional de Tecnologías en la Educación, цифровым медиапотреблением детей и Contribuciones a las Ciencias Sociales, Comunicar, подростков, потреблением молодежью Revista de Estudios Sociales Contemporáneos, социальных сетей, методическими и тео-Icono, ActualidadesInvestigativasen Educación, ретическими подходами к изучению ме-Médica Clinica Las Condes, Estudos em Comuni- диапотребления разных возрастных ау-cagao, Educando em Revista, Revista de диторий. Полагаем, что данные исследо-Administragao e Contabilidade da Unisinos, вания должны быть введены в отечест-New Media & Society, Information, Commu- венный научный оборот, поскольку пред-nication&Society, Global Media Journal, Nordicom. ставляют актуальные тенденции медиа-Кроме того, в выборку попали некото- потребления «цифровой молодежи» в рые исследования, проведенные теле- ибероамериканских странах, а их резуль-

таты позволяют сопоставить данные тен- Interactiva) (Sala, Chalezquer, Artopoulos,

денции с молодежным медиапотребле- 2014; Buckinhghan, Martínez-Rodríguez, 2015),

нием в других регионах мира и выявить обозначающий поколение, которое ак-

региональные тренды. тивно использует современные экранные

технологии (компьютер, телевизор, игро-Ключевые тематические вую приставку, смартфон) для доступа к направления в ибероамериканских новой информации, различным развле-исследованиях молодежного чениям и образовательным программам. медиапотребления Кроме этого, большое внимание уде-Ученые из Испании, Бразилии, Аргентины ляется психологическому здоровью поди Мексики преимущественно фокусиру- ростков - в частности, рассматриваются ются на поведении молодых людей в со- особенности кибербуллинга и его влияние циальных сетях. В частности, 19 статей из на психику детей (Nordicom, 20156; Elias 45 посвящены именно этому аспекту. Так, Arab, Diaz, 2015; Cabello-Hutt, Cabello, Claro, ученые стремятся выявить разницу в по- 2017). Этот вопрос также анализируется с ведении мальчиков и девочек в социаль- законодательной точки зрения, уделяет-ных сетях. Например, в рамках исследо- ся особое внимание защите прав детей в вания Kids Online Brazil (Sozio, Ponte, Sampaio, Интернете.

Senne et al., 2015) было выявлено, что де- Нельзя не отметить и особый интерес

вочки чаще, чем мальчики, делают свои исследователей к вопросу медиаграмот-

профили в социальных сетях наиболее ности и уровню медиаобразования в

персональными, сообщая о себе больше Испании, Бразилии, Аргентине и Мексике

личной информации (выкладывая в Сеть (Bujokas, Rothber, 2014; Gordo López, Parra,

личные фотографии, номер телефона, до- D'Antonio, 2015; Pi ni, Amaré, Cerdeiro, Terzian,

машний адрес). 2016; Sesento García, 2015). Исследователи

Исследователей также волнует процесс рассматривают степень представленно-

выбора подростками интересующего их сти медиаобразования в школьных про-

контента в Интернете (García-Jiménez, Tur- граммах, умение школьников создавать

Viñes, Pastor, 2018; Yuste, 2016; Crovi Druetta, медиаконтент, уровень медиаграмотности

2016; Dillon, 2013; Marcelino, Georgia, 2015; учащихся и его влияние на выбор ими

Barcelos, Vargas Rossi, 2014; Colás, González, контента массмедиа, а также влияние ди-

de Pablos, 2013; Elías Arab, Díaz, 2015; Catalina- гитализации на современный учебный

García, García, Montes, 2015; Hortigüela, процесс. Pérez Pueyo, 2015). Большое влияние на

выбор молодых людей оказывают такие Теоретические рамки

факторы, как социальная среда, школьное и методология исследований окружение и семья, в которой они растут. В ходе обзора исследований было вы-

Еще одно важное направление в ис- явлено, что ученые из Испании, Аргентины,

следованиях - совместное медиапотреб- Бразилии и Мексики в основном базиру-

ление как традиционных, так и новых медиа ются на поколенческой теории Н. Хоува

молодыми людьми (Bekeas, Vercesi Mader, и У. Штрауса (1992). Согласно данной тео-

Riegel, 2016; IFT, 20185). Ученые пытаются рии, существует несколько поколений -

выявить, для каких целей используется поколение X (1961-1982), поколение Y

тот или иной тип медиа. Нередко в таких (1982-2004) и поколение Z(2005 г. по наст. вр.).

исследованиях можно встретить термин В исследованиях, которые мы анализи-

«интерактивное поколение» (Generación ровали, акцент делался на изучении ме-

97

диапотребления представителей поко- Испанские ученые приходят к выводу ления Z. Прежде всего, данное поколение о том, что испанские дети и подростки все отличает совершенно иное взаимодейст- меньше потребляют печатные медиа, а вие с современными технологиями, ко- остальные традиционные СМИ привле-торые интуитивно ему более доступны и кают их внимание лишь тогда, когда пред-понятны, потому что это та реальность, к ставляют большой интерес (García Jiménez, которой они привыкли с детства. Tur-Viñes, Pastor, 2018; Feijoo, 201S; Colás,

Ряд ученых (Catalina-Garciá, García, González, de Pablos, 2013). Во многом иссле-Montes, 201S; García-Jiménez, Tur-Viñes, дователи связывают это с наличием у под-Pastor, 2018; Elías Arab, Diaz, 201S) рассматри- ростков доступа в Интернет, где они быст-вают проблемы медиапотребления мо- ро могут получить медиаконтент, в боль-лодежи в рамках теории использования шинстве случаев бесплатно, в отличие, и удовлетворения (Theory of Uses and Grati- например, от печатной прессы. Интернет-fications) (Katz, Blumer, Gurevitch, 1973). пространство выступает в роли основно-Согласно данной теории, медиапотребле- го инструмента молодежного досуга, до-ние непосредственно связано с опреде- полняемого телевидением, доступ к коленными нуждами и запросами молодых торому осуществляется не только с помо-людей. К числу данных запросов можно щью телевизора, но и смартфонов и план-отнести желание получать информацию, шетов. Изменяется сама модель медиа-развлекаться, общаться, выражать свою потребления: она характеризуется все гражданскую позицию и участвовать в большей фрагментарностью, случайным политических процессах страны. доступом к новостной информации, к ко-

Проанализированные нами исследо- торой подростки зачастую получают до-вания были выполнены с помощью трех ступ из социальных сетей (Lopez Talavera, методов - опроса, глубинных интервью, 2014; Navarro-Abal, Rodríguez, 2014; Farina, проведенных среди фокус-групп, и экс- 201S; Carvalho Delorme de, 2013; Catalina-перимента. Нередко исследователи ис- García, García, Montes, 201S). В целом ин-пользуют данные методы в совокупности терес к потреблению новостей имеется, (Barcelos, Vargas Rossi, 2014; León Duarte, однако данная потребность должна быть Caudillo Ruíz, 2013; Paredes, Aguirre, Vitaliti, удовлетворена мгновенно. Strafile et al., 201S; Juárez, 2017; Lemus, 2017; Основываясь на теории использования IFT, 20187). Стоит отметить, что интервью и удовлетворения, испанские исследова-и опросы проводятся не только среди мо- тели также отмечают, что для подростка лодых людей, но также среди родителей, быть информированным приравнивает-официальных опекунов и школьных учи- ся к его участию в общественной и поли-телей. тической жизни страны. Иными словами,

потребление информации (прежде всего Ключевые тенденции новостной) у подростков связано с про-

медиапотребления молодежи явлением гражданской позиции (Marcelino,

в ибероамериканских странах Georgina, 201S; Reig, Vilches, 2013).

Несмотря на широту и многоаспект- Позицию испанских исследователей ность затрагиваемых тем, можно выделить относительно фрагментарности потреб-несколько ключевых национальных осо- ляемой молодежью новостной информа-бенностей исследований, посвященных ции разделяют ученые из Аргентины. Совре-медиапотреблению современной моло- менное медиапотребление молодой ау-дежи. дитории носит случайный характер (выд-

вигается модель «случайных новостей» ками для коммуникации и развлечения

(noticias incidentales)), при котором боль- (International Data on Youth and Media,

шинство молодых людей потребляет но- 20178; Sozio, Ponte, Sampaio, Senne et al.,

вости в основном через социальные сети 2015; Carvalho Delorme de, 2013). Кроме

(Boczkowski, Mitchelstein, Matassi, 2016; того, согласно исследованию Children in a

Dillon, 2013; Paredes, Aguirre, Vitaliti, Strafile Digital World, проведенному UNICEF в 2017 г.,

et al., 2015). Иными словами, медиакон- бразильские подростки и молодые люди

тент молодежь получает на своем мобиль- в возрасте от 13 до 24 лет в основном ис-

ном устройстве в рамках подключения к пользуют Интернет для того, чтобы при-

различным сетевым платформам, при этом обрести навыки, которые они не могут

специально не осуществляя поиск новост- получить в школе (The State of the World's

ной информации через браузеры или но- Children, 20179).

востные ресурсы. Исходя из данной мо- О популярности социальных медиа в

дели поведения, ученые делают вывод о Бразилии говорится и в исследовании Kids

том, что молодые люди тратят незначи- Online Brazil (2015), которое проводилось

тельное количество времени на чтение и в рамках глобального проекта Net Children

взаимодействие с журналистскими мате- Go Mobile и рассматривало поведение де-

риалами. тей из Бразилии, Бельгии, Дании, Ирландии,

Кроме проблемы новостного потреб- Италии, Португалии, Румынии и Велико-

ления молодежи, аргентинские исследо- британии. Согласно результатам иссле-

вания также подробно затрагивают тему дования, Бразилия имеет наибольший

медиаграмотности молодых людей и ме- процент детей в возрасте от 9 до 10 лет, у

диаобразования в учебных заведениях которых есть профили в социальных се-

(Paredes, Aguirre, Vitaliti, Strafile et al., 2015; тях. Больше половины опрошенных детей

Romano, 2017; Sala, Chalezquer, Artopoulos, имеют более 100 виртуальных друзей в

2014; Hortigüela, Pérez Pueyo, 2015). Facebook.

Исследователи приходят к выводу о не- Аналогичная ситуация наблюдается в обходимости внедрения этого предмета Мексике, где подростки в среднем провов школах, а также проведения специаль- дят у экранов смартфонов по 4 ч. 46 мин. ных мастер-классов для родителей по ме- в день (IFT, 2018ю).Однако, как и в Бразилии, диаграмотности с целью воспитания мо- потребление телевидения сохраняется: лодежи в новой цифровой среде. в течение недели подростки предпочи-Несмотря на быстрое развитие интер- тают использовать смартфоны, а по вы-нет-коммуникаций, для бразильской мо- ходным смотреть телевизор вместе с се-лодежи телевидение не теряет своих по- мьей и друзьями.

зиций как источник информации и ин- Проблема медиапотребления совре-

струмент развлечения. В этой связи стоит менных детей и подростков интересует

отметить исследования, посвященные не только ученых, но и телекоммуникацион-

изучению влияния телевизионной рекла- ные агентства, которые во главе с IAB Mexico

мы и маркетинговых коммуникаций на («Интерактивное рекламное бюро. Мексика»)

предпочтения детей и подростков при спонсорской поддержке крупнейшей

(Borzekowski, Pires, 2018; Mejia, Pérez, Abad- в стране телекорпорации Televisa уже де-

Vivero, Kollath-Cattano et al., 2016; Gutierrez, вять лет проводят ежегодные исследова-

Cooper, 2016). ния Estudio de Consumo de Medios y Dispositivos

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет и социальные сети в основ- («Изучение потребления медиа и гадже-

ном используются бразильскими подрост- тов») среди мексиканцев разных возраст-

99

ных категорий. Последний отчет, подготовленный с помощью метода интервью среди 190 человек в возрасте 13-17 лет, показал, что мексиканские подростки оказались в большой степени зависимыми от своих мобильных устройств; они прежде всего потребляют видеоконтент независимо от его продолжительности; эта категория пользователей является наиболее активной, во многом благодаря широкому использованию социальных сетей и мессенджеров. В меньшей степени данная аудитория привлекательна для рекламодателей, т.к. она минимально совершает покупки в Интернете, а если и совершает, то оплачивает их с помощью баланса своего мобильного устройства11.

Мексиканские ученые также изучают мотивацию использования смартфонов молодыми людьми (Leiva Soto, Benavides, Wilkinson, 2017). При этом они выделяют три архетипа пользователей - традиционалисты, музыканты и эксперты. Традиционалисты используют возможности современных технологий для того, чтобы вести частную жизнь, находящуюся вне контроля родителей. Музыканты с помощью смартфона прослушивают музыкальный контент. Некоторые исследователи (Bañales, González-Moreno, Quiles, 2015) отмечают возрастающую роль музыкальных онлайн-сервисов, которыми регулярно пользуется мексиканская молодежь. Третья категория - эксперты - это молодые люди, которые увлекаются технологиями, следят за новинками и используют практически все функции своего телефона.

Таким образом, медиапотребление «цифровой молодежи» представляет большой интерес для исследователей из Испании, Бразилии, Аргентины и Мексики. Исследователи из этих стран проводят с коллегами из европейских, американских

и азиатских исследовательских центров совместные исследования, что позволяет им взглянуть на проблему медиапотреб-ления современной молодежи в глобальном контексте, а также продемонстрировать определенные тенденции развития цифровизации общества и роли самой молодежи в этих процессах.

Объединяющим испанские и латиноамериканские исследования медиапот-ребления молодежи фактором является составление рекомендаций для образовательных учреждений, родителей и опекунов по воспитанию молодого поколения в новой цифровой реальности, по предупреждению возможных рисков и защите молодежи на различных уровнях (законы, семья, школа). По мнению ученых, в условиях интенсивного развития цифровых технологий важно гармонизировать взаимоотношения молодежи с традиционными и новыми медиа для полноценного развития личности. Большое внимание уделяется угрозам, которые таятся во влиянии массмедиа на представителей молодого поколения. Стоит также отметить схожие теоретические и методологические подходы к анализу.

Вместе с тем, динамично развивающиеся ибероамериканские страны требуют подробного изучения и сравнения с ситуацией в молодежном медиапотребле-нии в других странах для четкого выделения региональных трендов. Во всех четырех анализируемых странах ощущается значительный пробел в исследованиях, посвященных сопоставлению особенности медиапотребления молодежи и представителей других поколений. Также, ввиду междисциплинарности темы,ученым следует расширять теоретические рамки исследований, привлекая концепции из смежных дисциплин (например, психологии и конфликтологии).

Примечания

1 Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-10090).

2 Всемирный банк, данные за 2018 г. Режим доступа: https://data.worldbank.org/ indicator/IT.NET.USER.ZS?Locations=ES (дата обращения: 10.01.2019).

3 Internet World Stats, 2018. Режим доступа: https://www.internetworldstats.com/ south.htm (дата обращения: 20.02.2019).

4 Geifman A. (2015) Niños digitales. Forbes. Режим доступа: https://www.forbes.com. mx/ninos-digitales/ (дата обращения: 20.12.2018).

5 Estudios sobre oferta y consumo de programación para público infantil en radio, televisión radiodifundida y restringida. Insituto Federal de Telecomunicaciones (IFT), 2018. Режим доступа: http://www.ift.org.mx/sites/default/files/contenidogeneral/ comunicacion-y-medios/estudiossobreprogramacionparapublicoinfant il2017300418_1.pdf (дата обращения: 05.01.2019).

6 A Panorama of Media Education in Brazil, Portugal and Spain. Nordicom, 2015. Режим доступа: http://www.nordicom.gu.se/sites/default/files/publikationer-hela-pdf/ agents_and_voices.pdf (дата обращения: 14.01.2019).

7 Estudios sobre oferta y consumo de programación para público infantil en radio, televisión radiodifundida y restringida. Instituto Federal de Telecomunicaciones, 2018.

8 International Data on Youth and Media. (2017) International Central Institute for Youth and Educational Television (IZI). Режим доступа: http://www.br-online.de/ jugend/izi/english/International%20Data%20on%20Youth%20and%20Media.pdf (дата обращения: 20.01.2019).

9 The State of the World's Children. Children in a Digital World, 2017. Режим доступа: http://www.unicef.org/S0WC2017 (дата обращения: 05.01.2019).

10 Estudios sobre oferta y consumo de programación para público infantil en radio, televisión radiodifundida y restringida. Instituto Federal de Telecomunicaciones (IFT), 2018.

11 Estudio de Consumo de Medios y Dispositivos (2018). Режим доступа: http://www. iabmexico.com/estudios/infografia-estudio-consumo-medios-dispositivos-2018/ (дата обращения: 20.02.2019).

Библиография

Bañales F.T., González-Moreno P., Quiles O.L. (2015) Music Consumption and Informal Music Education of Mexican Students through ICT. Revista Electrónica de Investigación Educativa 17 (2): 76-88.

Barcelos R.H., Vargas Rossi C.A. (2014) Mídias sociais e adolescentes: uma análise das consequencias ambivalentes e das estratégias de consume. Revista de Administrando e Contabilidade da Unisinos 11 (2): 93-110. DOI: 10.4013/base.2014.112.01

Bekesas W.R., Vercesi Mader R., Riegel V. (2016) Media and Cultural Consumption by Young Students in the City of Sao Paulo, Brazil: Evidence of Digital Divide, Possibilities of Cosmopolitanism. Global Media Journal - Canadian Edition 9 (1): 119-133.

Boczkowski P., Mitchelstein E., Matassi M. (2016) El medio ya no es medio ni mensaje. Anfibia. Режим доступа: http://revistaanfibia.com/ensayo/medio-ya-no-mensaje/ (дата обращения: 03.01.2019).

101

Borzekowski D.L.G., Pires P.P. (2018) A Six Country Study of Young Children's Media Exposure, Logo Recognition, and Dietary Preferences. Children and Media 12 (2): 143-158. DOI: https://doi.org/10.1080/17482798.2018.1425730

Buckinhghan D., Martínez-Rodríguez J.B. (2015) Jóvenes interactivos: Nueva ciudadanía ente redes socials y scenarios escolares. Comunicar 40: 10-13. DOI: http://dx.doi.org/10.3916/ C40-2013-02-00

Bujokas A. de S., Rothber D. (2014) Media Education and Brazilian Educational Policies for the Enhancement of Learning. Communicar 22 (43): 113-122. DOI: 10.3916/C43-2014-11 Cabello-Hutt T., Cabello P., Claro M. (2017) Online Opportunities and Risks for Children and Adolescents: The Role of Digital Skills, Age, Gender and Parental Mediation in Brazil. New Media & Society 20 (7): 2411-2431. DOI: 10.1177/1461444817724168

Carvalho Delorme de M. I. (2013) As crianqas e as noticias da teñevisao. Educagao em Revista 1 (29): 205-223. DOI: 10.1590/S0102-46982013000100010

Catalina-García B., Garcia A., Montes M. (2015) Jóvenes y consumo de noticias a través de Internet y los medios sociales. Historia y Comunicación Social 20: 601-619. DOI: 10.5209/ rev_HICS.2015.v20.n2.51402

Colás P., González T., de Pablos J. (2013) Juventud y redes sociales: Motivaciones y usos preferentes. Comunicar 40 (20): 15-23. DOI: http://dx.doi.org/10.3916/C40-2013-02-01 Crovi Druetta D. M. (2016) Redes Sociales Digitales: Lugar de encuentro, expresión y organización para los jovenes. Ediciones La Biblioteca, México.

Dillon A. (2013) Los vínculos y la conversación 2.0: Miradas de adolescentes argentinos sobre Facebook. Global Media Journal México 10 (19): 43-68.

Elías Arab L., Díaz G. A. (2015) Impacto de las redes sociales e internet en la adolescencia: aspectos positivos y negativos. Médica Clínica Las Condes 26 (1): 7-13.

Farina V. (2015) Jóvenes y consumo de medios... ¿en dónde quedó la TV? VIII Seminario Regional (Cono Sur) Alaic "Polilleticas, Actores y Prácticas de la Comunicación: Encrucijadas de la Investigación en America Latina, 27 y 28 de agosto 2015, Córdoba, Argentina. Режим доступа: http://www.alaic2015.eci.unc.edu.ar/files/ALAIC/EJE7/alaic_-_7-5.pdf (дата обращения: 03.01.2019).

Feijoo F. B. (2015) La prensa digital y las redes sociales en la actividad 2.0 de los menores Gallegos. Icono 14 (13): 208-246. . DOI: 10.7195/ri14.vi3i1.739

García-Jiménez A., Tur-Viñes V., Pastor Y. (2018) Consumo mediático de adolescentes y jóvenes. Noticias, contenidos audiovisuales y medición de audiencias. Icono 14, vol. 16 (1): 22-46. DOI: 10.7195/ri14.v16i1.1101

Gordo López Á., Parra P., D'Antonio S. (2015) Niños, familias y educación digitales: el Nuevo tridente para la convergencia de la sociedad de la información en España. Revista de la Asociación de Sociología de la Educación 25 (3): 326-346.

Gutierrez K. M., Cooper T. V. (2016) The Use of Social Networking Sites: A Risk of Factor for Using Alcohol, Marijuana, and Synthetic Cannabinoids? Drug and Alcohol Dependence 163: 247-250. DOI: 10.1016/j.drugalcdep.2016.03.021

Hortigüela D., Pérez Pueyo Á. (2015) Uso de las redes sociales como elemento formativo en el aula: Análisis de la motivación del alumnado universitario. Icono 13: 95-115. DOI: https://doi.org/10.7195/ri14.v13i2.788

Howe N., Strauss W. (1992) Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York: Quill.

Juárez V. (2017) Primera Encuesta Nacional sobre Consumo de Medios Digitales y Lectura entre Jóvenes Mexicanos. Режим доступа: http://leerenpantalla.com/primera-encuesta-nacional-consumo-medios-digitales-lectura-entre-jovenes-mexicanos/ (дата обращения: 03.01.2019).

Katz E., Blumer J.G., Gurevitch M. (1973) Uses and Gratifications Research. Public Opinion Quarterly: 37 (4): 509-523. DOI: https://doi.org/10.1086/268109

Leiva Soto R., Benavides C., WHkinson K.T. (2017) Young Hispanics' Motivations to Use Smartphones: A Three-Country Comparative Study. Communication andSociety 30 (4). Режим доступа: https://www.unav.es/fcom/communication-society/en/resumen.php7art_ id=650 (дата обращения: 06.01.2019). DOI: 10.15581/003.30.3.13-26

Lemus M. (2017) Jóvenes frente al mundo: Las tecnologías digitales como soporte de la vida cotidiana. Revista Latinoamericana de Ciencias Sociales, Niñez y Juventud 15 (1): 161-172. DOI: 10.11600/1692715x.1510902022016

León Duarte G.A., Caudillo Ruíz D. (2013) Relaciones interactivas, internet y jóvenes de Secundaria en México: primera oleada sobre usos, consumos, competencias y navegación segura de internet en Sonora. Internacional de Tecnologías en la Educación 2 (1): 41-50.

Lopez Talavera M.M. (2014) Influencia de la televisión en niños y preadolescentes: aspectos deontológicos y psicosociales. Icono 15: 149-164.

Marcelino M., Georgina V. (2015) Migración de los jóvenes españoles en redes sociales, de Tuenti a Facebook y de Facebook a Instagram. La segunda migración. Icono 13: 48-72. DOI: ri14.v13i2.821

Mejia R., Pérez A., Abad-Vivero En., Kollath-Cattano C. et al. (2016) Exposure to Alcohol Use in Motion Pictures and Teen Drinking in Latin America. Alcohol Clin Exp Res 40 (3): 631-637. DOI: 10.1111/acer.12986

Navarro-Abal Y., Rodríguez J.A.C. (2014) El efecto socializador del medio televisivo en jóvenes. Influencia de las conductas de gestión del conflicto mostradas por personajes de series de ficción. Áreas Abierta 14 (1): 25-42.

Paredes A., Aguirre J., Vitaliti J. M., Strafile S. et al. (2015) Redes personales digitales y contexto escolar. Estudio de un grupo de adolescentes de Mendoza (Argentina). Revista de Estudios Sociales Contemporáneos 12: 141-160.

Pini M., Amaré A., Cerdeiro C., Terzian C. (2016) Consumos digitales de los jóvenes: ¿puentes o muros para la enseñanza escolar? Propuesta educativa (Online) 46: 84-92.

Prensky M. (2001) Digital Natives, Digital Iimmigrants. Part 1. On the Horizont 9 (5): 1-6.

Reig D., Vilches L.F. (2013) Los jóvenes en la era de la hiperconectividad: tendencias, claves y miradas. Fundación Telefónica. Fundación Encuentro, Madrid.

Romano M.B. (2017) Educación y medios en la escuela secundaria argentina: la mirada de los estudiantes. Actualidades Investigativas en Educación 3 (17): 1-33. DOI: 10.15517/ AIE.V17I3.29109

Sala X.B., Chalezquer C.S., Artopoulos A. (2014) La generación interactiva en Argentina: niños y adolescentes ante las pantallas. Archivos Analíticos de Políticas Educativas 22: 1-19.

Sesento García L. (2015) La influencia de los medios de comunicación en los jóvenes. Contribuciones a las Ciencias Sociales 29. Режим доступа: http://www.eumed.net/rev/ cccss/2015/03/informacion-jovenes.html (дата обращения: 03.01.2019).

Sozio M.E., Ponte C., Sampaio I.V., Senne F., et al. (2015) Children and Internet Use: A Comparative Analysis of Brazil and Seven European Countries. EU Kids Online.

Yuste B. (2016) Las nuevas formas de consumir información de los jóvenes. Injuve 108: 179-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.