Научная статья на тему 'Антропология университетского времени в испано- и португалоязычных исследованиях'

Антропология университетского времени в испано- и португалоязычных исследованиях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОРИЯ ИСПАНИИ / ИСТОРИЯ ПОРТУГАЛИИ / ИСТОРИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ / ANTHROPOLOGY OF TIME / UNIVERSITY STUDIES / HISTORY OF SPAIN / HISTORY OF PORTUGAL / HISTORY OF LATIN AMERICA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Русанов Александр Витальевич

Проанализировано использование подходов и методов антропологии времени в изучении истории пиренейских и латиноамериканских университетов. Хотя европейские и североамериканские работы по антропологии времени были восприняты и обсуждались историками и социологами из самих этих регионов, темпоральные структуры и возрастные режимы академической жизни анализируются ими на основании региональных и национальных традиций университетских исследований. В статье рассмотрены как особенности подходов различных исследовательских центров (таких как испанская исследовательская группа «История культуры и университеты им. Альфонсо IX» и мексиканский Институт исследований университета и образования), так и проблемы дисциплинарной организации исследований (разделение истории университетов и истории образования). В качестве важнейших направлений, в рамках которых исследовалось университетское время, выделены история символического понимания времени (особенно в рамках медиевистики), история повседневных практик и регулирующих их норм, история ритуалов. Изучение представлений об академических возрастах проходит как в рамках просопографических исследований, так и в ходе анализа проблемы коллективной памяти и разрывов преемственности. Кроме того, методы антропологии времени успешно прилагаются к изучению молодежи как сконструированного субъекта университетской социальной и политической жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes how approaches and methods of the anthropology of time are applied to the Iberian and Latin-American university studies. Though Hispanic scholars interpreted and discussed European and North-American works on the anthropology of time, they came to the analysis of temporal structures and age rates in academic life basing on regional and national traditions of university studies. The article observes both peculiarity of approaches in various research centers (e. g. Spanish research group «History of culture and universities Alfonso IX» and Mexican Institute of university and education studies) and problems of discipline organization in research (i.e. separation of history of universities and history of education). The university time is studied in bound of various research guidelines, i. e. history of symbolic spatial and temporal categories, history of everyday practices and their regulation, history of rituals. Hispanic scholars analyze the problem of academic ages in prosopographical studies and in investigations dedicated to collective memory and gaps of continuity. Methods of the anthropology of time are also applied to the research of youth as a constructed subject of university social and political life.

Текст научной работы на тему «Антропология университетского времени в испано- и португалоязычных исследованиях»

УДК 94(460) DOI: 10.23683/ 2500-3224-2017-4-170-189

АНТРОПОЛОГИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ВРЕМЕНИ В ИСПАНО- И ПОРТУГАЛОЯЗЫЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ1

А.В. Русанов

Аннотация. Проанализировано использование подходов и методов антропологии времени в изучении истории пиренейских и латиноамериканских университетов. Хотя европейские и североамериканские работы по антропологии времени были восприняты и обсуждались историками и социологами из самих этих регионов, темпоральные структуры и возрастные режимы академической жизни анализируются ими на основании региональных и национальных традиций университетских исследований. В статье рассмотрены как особенности подходов различных исследовательских центров (таких как испанская исследовательская группа «История культуры и университеты им. Альфонсо IX» и мексиканский Институт исследований университета и образования), так и проблемы дисциплинарной организации исследований (разделение истории университетов и истории образования). В качестве важнейших направлений, в рамках которых исследовалось университетское время, выделены история символического понимания времени (особенно в рамках медиевистики), история повседневных практик и регулирующих их норм, история ритуалов. Изучение представлений об академических возрастах проходит как в рамках просопографических исследований, так и в ходе анализа проблемы коллективной памяти и разрывов преемственности. Кроме того, методы антропологии времени успешно прилагаются к изучению молодежи как сконструированного субъекта университетской социальной и политической жизни.

Ключевые слова: антропология времени, университетские исследования, история Испании, история Португалии, история Латинской Америки.

Русанов Александр Витальевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) НИУ Высшая школа экономики, 105066, г. Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 3, [email protected].

1 Статья подготовлена в ходе проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.

ANTHROPOLOGY OF THE UNIVERSITY TIME IN HISPANIC AND

PORTUGUESE-LANGUAGE STUDIES

A.V. Rusanov

Abstract. This article analyzes how approaches and methods of the anthropology of time are applied to the Iberian and Latin-American university studies. Though Hispanic scholars interpreted and discussed European and North-American works on the anthropology of time, they came to the analysis of temporal structures and age rates in academic life basing on regional and national traditions of university studies. The article observes both peculiarity of approaches in various research centers (e. g. Spanish research group «History of culture and universities Alfonso IX» and Mexican Institute of university and education studies) and problems of discipline organization in research (i.e. separation of history of universities and history of education). The university time is studied in bound of various research guidelines, i. e. history of symbolic spatial and temporal categories, history of everyday practices and their regulation, history of rituals. Hispanic scholars analyze the problem of academic ages in prosopographical studies and in investigations dedicated to collective memory and gaps of continuity. Methods of the anthropology of time are also applied to the research of youth as a constructed subject of university social and political life.

Keywords: anthropology of time, university studies, history of Spain, history of Portugal, history of Latin America.

Rusanov Aleksandr V., Candidate of Sciences (History), Senior Research Fellow at the Poletayev Institute for Theoretical and Historical Studies in the Humanities, National Research University Higher School of Economics, bld. 3, 21/4, Staraya Basmannaya St., Moscow, 105066, Russia, [email protected].

В статье очерчены сферы применения методов, разработанных внутри научного направления «антропология времени» трудами испано- и португалоязычных историков. Их объединение связано с тем, что в силу общности языка и культуры университеты Испании, Португалии и Латинской Америки осмысляются историками как единое академическое пространство. Это проявляется в сохранении и активном использовании понятия universidades hispánicas в темах международных конференций и названиях коллективных трудов2. Безусловно, сохранение и концептуализация подобных связей имеют и политический интерес, что может послужить темой отдельного исследования.

Применительно к современной науке языковые и территориальные локации являются в значительной степени конвенциональным приемом для выделения научных школ и направлений. Многие научные проекты осуществляются интернациональными командами на языке академического общения. Так, чилийская исследовательница К. Гусман-Валенсуэла (Центр передового исследования образования, Чилийский университет, Сантьяго3) была соредактором международного сборника, посвященного проблеме темпоральности в современной университетской жизни [Gibbs, Ylijoki, Guzmán-Valenzuela, Barnett, 2015]. Также она выступила как соавтор одного из разделов данного сборника [Guzmán-Valenzuela, Di Napoli, 2015]. Однако для большинства центров университетских исследований рассматриваемого региона наука все еще делится на отечественную (или региональную, то есть включающую Пиренейский полуостров и Латинскую Америку) и зарубежную.

Отчасти такая локальная замкнутость объясняет тот факт, что, хотя антропология времени довольно давно попала в поле внимания иберийских [Carbonell Camós, 2005] и латиноамериканских [Iparraguirre, 2011]4 исследователей, использование ее подходов для изучения академической жизни остается, как представляется, довольно ограниченным. При этом исследования университетского прошлого, имеющие долгую историю во всех рассматриваемых регионах, не раз затрагивали темы, связанные с режимами темпоральности и возрастами членов академических корпораций. Авторы подходили к этому разными путями.

Вероятно, краткий и не претендующий на полноту обзор исследовательских подходов, предпринятый в данной статье, может помочь не только проследить то, как проблема «академического времени» изучалась различными центрами, но и продемонстрировать то, как данный подход связан с предшествующими этапами изучения истории университетов, включая в себя, казалось бы, оставленные в прошлом исследовательские программы.

2 Например, с 1987 г. регулярно проводятся международные конгрессы по истории испано- и португалоязычных университетов (Congresos Internacionales sobre Historia de las Universidades Hispánicas).

3 Centro de Investigación Avanzada en Educación (CIAE), http://www.ciae.uchile.cl.

4 См. также перевод важнейшего труда А. Гелла, недавно изданный в Бразилии: [Gell, 2014].

Следует отметить, что сохранение и активное развитие университетских исследований как особого междисциплинарного направления в пиренейских и латиноамериканских странах связано с наиболее влиятельной фигурой для новейшей пиренейской и латиноамериканской традиции, М. Песетом (Валенсийский университет, см.: [Peset, 1987]; о нем: [Hernández Díaz, 2015]). Изучение университетов, как отмечают испанские историки, ведется на пограничье институциональной истории, истории права, истории образования, истории науки и истории современности (см. историографические обзоры: [Rodríguez López, 2005; Guereña et al., 2010; Rodríguez-San Pedro Bezares, Polo Rodríguez, 2012; Ruiz Carnicer, 2017; Taveira da Fonseca, 2017]). В связи с тяготением большинства пиренейских и латиноамериканских центров изучения истории университетов к междисциплинарности [Polo Rodríguez, 2012] особое внимание они уделяют социологическим, культурологическим и, что особенно интересно, антропологическим подходам. Ориентация исследователей на методы данных наук предполагает специфическую концептуализацию темпоральных понятий и конструктов.

В различных центрах различается понимание предмета исследования. Так, испанская исследовательская группа «История культуры и университеты им. Альфонсо IX» (университет Саламанки)5 ориентирована на изучение средневекового и модерного университета. Ее представители подчеркивают нерелевантность методов анализа, которые используются новистами, применительно к изучению Средневековья. В связи с этим методы антропологии времени применяются ими достаточно ограниченно.

В контраст этому центру, Институт исследований университета и образования (ИИУО; Автономный Мексиканский университет, Мехико)6 создает полидисциплинарные исследовательские коллективы, стремясь таким образом осуществлять комплексное изучение университетской жизни и академической культуры Центральной Америки в длительной временной перспективе.

Особая ситуация сложилась в истории образования. С 1992 г. в изучаемом регионе действует Общество истории латиноамериканского образования7. Его публикации содержат анализ социального и культурного контекста, в котором растворена история университетов (см.: [Alves, Mignot, 2012; Vilanou, Soler Mata, 2013; Viñao Frago, 2016; Camara Bastos, 2016; Lima Jardilino et al., 2017]). Хотя понятие «время» активно используется ими (в частности, в названиях специальных журналов по истории

5 "Historia Cultural y Universidades Alfonso IX", CUNALIX. Образована в 2013 г. в результате объединения Центра университетской истории имени Альфонсо IX (Centro de Historia Universitaria Alfonso IX, действовал в 1997-2013 гг.) с исследовательской группой «История испаноязычных университетов» (Historia de las Universidades Hispánicas, HIUNHIS), работавшей с 2005 г., http://campus.usal.es/~alfonix/index.html.

6 Instituto de Investigaciones sobre la Universidad y la Educación, IISUE. Действует с 1976 г., до 2006 г. имел название Центр изучения университета, http://www.iisue.unam.mx.

7 Sociedad de Historia de la Educación Latinoamericana.

и теории образования8), но как на Пиренейском полуострове, так и в Латинской Америке историками образования оно проблематизируется достаточно редко.

Рассмотрим основные подходы к изучению темпоральности в истории иберийских и латиноамериканских университетов. В первую очередь заметно, что связанные с этим термины и понятия редко использовались при создании коллективных историй университетов (одной академии или всех высших школ страны или региона). Бросается в глаза, что после отказа от традиционных нарративов (например, [Rodríguez Cruz, 1973]) в изучении истории латиноамериканских университетов возобладала оптика постколониального поворота [Gonzalbo, 1990; Delgado Criado, 1993]. При этом ситуация поливременных режимов продолжала интерпретироваться в обобщающих трудах как противопоставление «традиционности» и «современности» [Flachs, 2013].

Иной подход продемонстрирован в многотомной «Истории университета Саламанки», создатели которой не только включили многочисленные статьи по истории всех иберийских и латиноамериканских университетов, но и выделили в качестве особых разделов пространство, проблемы повседневности, обычаи. Такая призма оказалась плодотворной для реконструкции академических темпоральных режимов [Rodríguez-San Pedro Bezares, 2002-2006].

Ряд вопросов, связанных со спецификой исторического изучения способов конструирования времени, имеет долгую историю в трудах иберийских историков университетов. Так, под влиянием работ П. Нора, Ж. Ле Гоффа и А.Я. Гуревича с 1980-х гг. началось изучение символики организации времени академических корпораций раннего Нового времени. Ярким примером этому служат исследования португальского университета c XV по начало XX вв., осуществленные А.К.Б. ди Араужу (Коимбрский университет) [Araújo, 1991]. Исследовательница продемонстрировала, как изменения формы и объема контроля над учебным и внеучебным расписанием студентов и преподавателей (связанные как с общим изменением отношения ко времени в европейском модерном обществе, так и с региональной спецификой) оказывали влияние на социальную и научную жизнь академии.

С анализом восприятия времени ученой корпорацией тесно связано изучение ее повседневных практик. Под влиянием работ М. де Серто важность этой проблемы для изучения университетов утверждал мексиканский исследователь Х.М. Пинья Осорьо (ИИУО) [Piña Osorio, 1998] и испанская исследовательница М. Торремоча Эрнандес (Вальядолидский университет) [Torremocha Hernández, 2009]. Подобные подходы/методы и ранее успешно применялись для изучения жестко регулируемых форм университетской жизни, таких, например, как коллегии (см.: [Bartolomé Martínez, 1988]). В дальнейшем анализ регулярности и повторяемости

8 Например, валенсийский журнал «Пространство, время и образование» (Espacio, Tiempo y Educación, http://www.espaciotiempoyeducacion.com) и барселонский журнал «Время образования» (Temps d'Educació, см.: http://www.raco.cat/index.php/TempsEducacio).

определенных практик, осуществляемых членами университетских корпораций, их соотношение с историей права, историей университетского быта и питания, позволили существенно дополнить полноту описания университетской жизни (в основном это сделано для эпохи Нового времени: [Torremocha Hernández, 1991; Oliveira, 1997; Rodríguez San Pedro Bezares, 2001; Álvarez de Morales, 2001]).

Особый интерес представляет соотношение подобных практик с писаными и неписаными правилами поведения [Rodríguez San Pedro Bezares, 2002] и их изучение в рамках истории эмоций на основе воспоминаний бывших профессоров и студентов [Toro Blanco, 2015]. Впрочем, в подобных работах темпоральные структуры часто отступают на второй план.

Время остается важным аспектом в исследованиях образовательного процесса9. В них описываются темпоральные структуры, влияние на школьное и университетское образование новых представлений о будущем, возникших, например, в связи с появлением феномена Всемирных выставок. Данный вопрос проанализирован в работах А. Эсколано (Международный центр учебной культуры, Вальядолидский университет10) [Escolano, 2015].

В комплексе с рассмотренными выше повседневными практиками оно включается в реконструкцию «университетских времен», которые нередко изучаются в комплексе со специфическими «университетскими пространствами». Так, исследования Х.М. Эрнандеса Диаса (Университет Саламанки) посвящены образовательным и повседневным практикам испанских университетов второй половины XIX в. [Hernández Díaz, 2000]. Аналогичный анализ был сделан и в отношении других ис-паноязычных университетов раннего Нового времени [Rodríguez Cruz, Alejo Montes, 2002].

Специфика восприятия времени университетскими людьми затрагивается в исследованиях академических ритуалов11. В них описывается специфическая роль подобных событий в конструировании особости «университетского времени», отличного от времени, например, горожан. При этом учитывается (хотя и не пробле-матизируется) феномен специфического «времени ритуала» - как время предстает в восприятии его участников (например, при анализе воспоминаний как исторического источника, см.: [Viñao Frago, 1999]).

В данных исследованиях есть кейсы нетипичных «академических времен» в пиренейских университетах: студенческих праздников [Montaner López, 2002], церковной службы в университетской капелле [Sánchez y Sánchez, 2002]. Подобный подход характерен и для иберийских исследований современного университета,

9 За границами данной статьи остаются исследования по истории педагогики, связанные с данной тематикой.

10 Centro Internacional de la Cultura Escolar, CEINCE. Электронный адрес: www.ceince.eu/

11 См. сборник, вышедший по результатам семинара, проведенного Центром университетской истории им. Альфонсо IX Университета Саламанки: [Rodríguez San Pedro Bezare, Polo Rodríguez, 2004].

созданных под влиянием работ П. Бурдье. Ярким примером его осуществления является анализ восприятия членами академической корпорации традиционного ритуала присвоения докторской степени в Коимбрском университете, проведенный А. Фриашем (Новый Лиссабонский университет) [Frias, 2007]12.

Вопрос об академических ритуалах, официальных и - особенно - неофициальных, тесно связан с проблемой представлений об академическом статусе и возрасте. Роль представлений о возрасте учитывается в многочисленных проектах про-сопографических исследований испанских [Rubio Muñoz, 2015], португальских [Fernandes, Oliveira Leitäo, Norte, 2016] и латиноамериканских [González, Menegus, 1995] университетов в Средние века и Новое время. Соответственно, влияние представлений об опыте и возрасте не раз было затронуто при анализе хода и особенностей карьерного продвижения студентов и профессоров (см. коллективные труды, подготовленные ИИУО: [Pérez Puente, 1998; Aguirre, 2004]; также см.: [Louzada Lopes Subtil, 1997]). При этом более ранний этап формирования риторики, связанной с конструированием возрастных представлений и градаций внутри академических корпораций, и ее влияние на научную и социальную жизнь для периода Средневековья и Нового времени остается малоисследованной областью13.

И на Пиренейском полуострове, и в Новом свете на протяжении рассматриваемого периода с историческим и антропологическим анализом «академического времени» и возрастов ученых сближаются социологические и экономические исследования, играющие определяющую роль при изучении университетов современного периода14. Так, С. Гарсия Салорд (Национальный автономный университет Мексики) осуществляет комплексный социологический анализ соотношения регулируемой уставными документами возрастной и кадровой политики и реального времени карьерного продвижения сотрудников мексиканских университетов, выделяя тем самым ритмы научной жизни [García Salord, 1996].

В контексте политических и экономических перемен и разрывов исследуются идентичность и поведенческие практики современных профессоров, а также проблема конструирования коллективной памяти [Stephanou, 1998] и традиций [Frias, 2003]. В таких работах категории «возраста» и «времени» (например, эпох) используются активно, но редко подвергаются семантическому анализу.

12 См. обзор других работ по данной теме: [Guerena, 2015].

13 Ср., например, с исследованием подобной риторики в документах средневекового Парижского университета: [Tournier, 2001-2002].

14 В данном контексте нужно отметить исследования латиноамериканских университетов, проводившиеся иностранными социологами в рамках своих научных программ. Ярким примером служит вышедший в 1972 г. в издательстве Гарвардского университета коллективный труд, ставший результатом исследовательского проекта, возглавлявшегося С.М. Липсетом. В подробном социологическом анализе вопрос возраста студентов рассматривается в широком контексте анализа национального развития. Исследовались университеты Колумбии, Пуэрто-Рико, Мексики, Парагвая, Уругвая и Панамы [Liebman, Walker, Glazer, 1972].

Мексиканская исследовательница Р. Марсиске (ИИУО), отмечая влияние работ К. Маннгейма и Ш. Эйзенштадта, призвала коллег уделять больше внимания «поколению» как социальному конструкту, представление о котором является важным аспектом действий участников (и противников) социальных протестов внутри академической среды [Marsiske, 2015]15. В данном контексте необходимо отметить ряд работ, посвященных тому, как политический перелом (например, конец франкизма в Испании) сформировал новую оппозицию между «старыми» и «новыми», «молодыми» профессорами, зачастую не связанную прямо ни с биологическим возрастом, ни с прежними научными заслугами [Díaz, 1994; Ruiz Carnicer, 2016]. Как представляется, еще ожидают своего рассмотрения с точки зрения антропологии времени понятия поколений, важнейших для истории культуры, в том числе и университетской, такие как поколение 1898 г. и поколение 1927 г. в Испании, поколение 1929 г. в Мексике и т. д.

Тема молодости и конфликта поколений является особо важной для исследований студенческих волнений и протестов. Местные историки используют методологию, разработанную в историографии парижских событий 1968 г. (применительно к Латинской Америке [Marsiske, 1995-2017] и Пиренеям [González Calleja, 2009], а также университетской истории первой половины XX в. (например, [Purcet Gregori, 2010]).

Вполне естественно, что в университетских исследованиях большое внимание уделяется понятию «молодежь», ее интерпретации как социального и политического субъекта, усиливающего свое воздействие на жизнь современного университета16. Соответственно, в многочисленных исследованиях, посвященных роли университетов в политических процессах латиноамериканских стран 1960-1970-х гг., наблюдается переход от пристального внимания к классовой составляющей (см., например, сборник: [Rama, Graciarena, 1982]), к молодежной теме [Lemez, 1990; Tejedor Mardomingo, 2008]. Проблемы конструирования образа молодежи, его наложения на другие социальные и культурные структуры университета стали важными сюжетами в историях студенческих движений в Перу [Fell, 1991], Колумбии [Tarazona Correa, Lugos, 2017], Бразилии [Ribeiro Mesquita, 2003] и других странах.

После выхода этих работ и публикаций стало невозможно создавать политическую и культурную историю испанских и португальских университетов как простой рассказ о развитии учебных институций. Они обогатили социальную историю академической жизни и одновременно усложнили ее изучение. Каждый последующий исследователь вынужден учитывать культурные конвенции возраста, которым следовали его источники, включать категории университетского времени и режимов темпоральности в свои интерпретации.

Таким образом, на протяжении последних десятилетий в испано- и португалоязычных исследованиях университетов все большее значение приобретают методы,

15 Также см.: [Marsiske, 1998]

16 См. обзорные статьи: [González Calleja, Souto Krustín, 2005; Souto Kustrín, 2007].

связанные с понятиями антропологии и социологии времени. Особенности темпоральных режимов и представлений о времени университетского сообщества в рамках его повседневных, ритуальных и символических практик активно изучаются в традициях подходов как исторической науки (в частности, исследований Школы Анналов и А.Я. Гуревича), так и социологии (под влиянием трудов П. Бурдье) начиная с рубежа 80-90-х гг. XX в. В данных работах также плодотворным оказалось применение методов антропологических исследований времени ритуала. Другой важной категорией является «поколение», используемая в контексте трудов К. Маннгейма и Ш. Эйзенштадта. Она получила распространение с конца прошлого века в работах как пиренейских, так и латиноамериканских историков университетов и образования. В то же время проблема представлений о возрастных группах, характерных для современных и прошлых академических сообществ, остается малоизученной в рассматриваемой научной традиции. Исключением является ряд работ последних десятилетий, где проблематизируется использование понятия «молодежь» как социального и политического конструкта.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Aguirre R. (eoord.) Carrera, linaje y patronazgo. Clérigos y juristas en Nueva España, Chile y Perú (siglos XVI-XVIII). México: CESU/Plaza y Valdés, 2004. 320 p. Álvarez de Morales A. Vida cotidiana en la Universidad española del siglo XVIII // Rodríguez San Pedro Bezares L.E., Polo Rodríguez J.L. (coords.) Vida estudiantil en el Antiguo Régimen. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2001. P. 193-206.

Alves C., Mignot A.Ch. (eds.) História e Historiografía da Educagao Ibero-Americana: Projetos, sujeitos e práticas. Río de Janeiro: Quartet Editora, 2012. 382 p.

Araújo A.C.B. de. As horas e os dias da universidade // Universidade(s). História. Memória. Perspectivas. Actas do Congresso "História da Universidade." No 7o Centenário da sua fundagao. Coimbra, 1991. Vol. 3. P. 365-382.

Bartolomé Martínez B. El colegio-universidad de Santa Catalina en el Burgo de Osma y su tiempo, 1550-1840. Soria: Almazán, 1988. 242 p.

Camara Bastos M.E. O que é a História da Educagao no Brasil hoje? Tempos de reflexao // Espacio, Tiempo y Educación. 2016. Vol. 3. No 1. P. 43-59. Carbonell Camós E. Debates acerca de la Antropología del Tiempo. Barcelona: Edicions Universitat Barcelona, 2005. 91 p.

Delgado Criado B. (coord.) Historia de la educación en España y América. 2 vols. Madrid: Fundación Santa María, Ediciones Morata, 1993.

Díaz E. Los viejos maestros. La reconstrucción de la razón. Madrid: Alianza Editorial, 1994. 184 p.

Escolano A. La invención del futuro. Las Exposiciones Universales y la educación // Aguirre Lora M.E. (coord.) Narrar historias de la educación. Crisol y Alquimia de un oficio. México: IISUE/ Bonilla Artigas Editores, 2015. P. 421-450.

Fell È.-M. Université et Jeunesse au Pérou: mythes et réalités // Aymes J.-R., Fell È.-M., Guereña J.-L. (coords.) ILuniversité en Espagne et en Amérique Latine du Moyen Âge à nos jours. I. Tours: Presses universitaires François-Rabelais, 1991. P. 613-624. Fernandes H., Oliveira Leitäo A. de, Norte A. Portuguese Studium and Portuguese Scholars in the Middle Ages: Some Remarks on a Research Strand and its Databases // CIAN - Estudios sobre la Universidad. 2016. Vol. 19. No 1. P. 27-56.

Flachs M.C.V. de. (ed.) Historia de las universidades latinoamericanas: tradición y modernidad. Córdoba (Argentina): Báez-Innovat/Conicet, 2013. 534 p. Frias A. Praxe académica e culturas universitárias em Coimbra: Lógicas das tradiçoes e dinámicas identiárias // Revista crítica de ciencias sociais. 2003. No 66. P. 81-116. Frias A. Opérations rituelles de la reproduction de la corporation universitaire: étude croisée du cérémonial du Doctorat à Coimbra et Salamanca // Rodríguez-San Pedro Bezares L.E., Polo Rodríguez J.L. (coords.) Universidades hispánicas: modelos territoriales en la Edad Moderna. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2007. Vol. 1. P. 327-360.

García Salord S. Los tiempos académicos, tiempos estatutarios y tiempos reales // Revista mexicana de investigación educativa. 1996. Vol. 1. No 1. P. 33-52. Gell A. A antropologia do tempo: construçôes culturais de mapas e imagens temporais / Trad. V. Joscelyne. Petrópolis: Vozes, 2014. 327 p.

Gibbs P., Ylijoki O.-H., Guzmán-Valenzuela C., Barnett R. (eds). Universities in the Flux of Time: An exploration of time and temporality in university life. London: Routledge, 2015. 208 p.

Gonzalbo P. Historia de la educación en la época colonial: el mundo indígena. México:

Colegio de México, Centro de Estudios Históricos, 1990. 274 p.

González E., Menegus M. (eds.) Historia de las universidades modernas en

Hispanoamérica: Métodos y fuentes. Mexico: UNAM, 1995. 296 p.

González Calleja E. Rebelión en las aulas. Movilización y protesta estudiantil en la España

contemporánea 1865-2008. Madrid: Alianza Editorial, 2009. 448 p.

González Calleja E., Souto Krustín S. Juventud y política en España. Orientación bibliográfica // Ayer. 2005. No 59. P. 283-298.

Guereña J.-L. El estudio del profesorado universitario en la historia contemporánea // Historia y Memoria de la Educación. 2015. No 1. P. 395-417.

Guereña J.L., Ruiz Berrio J., Tiana Ferrer A. (eds.) Nuevas miradas historiográficas sobre la educación en los siglos XIXy XX. Madrid: IFIIE, Ministerio de Educación, 2010. 449 p.

Guzmán-Valenzuela C., Di Napoli R. Competing narratives of time in the managerial university: the contradictions of fast time and slow time // Gibbs P., Ylijoki O.-H., Guzmán-Valenzuela C., Barnett R. (eds). Universities in the Flux of Time: An exploration of time and temporality in university life. London: Routledge, 2015. P. 154-167.

Hernández Díaz J.M. Espacios y tiempos en la Universidad de la España del XIX (1845-1898) // Rodríguez-San Pedro Bezares L.E. (coord.) Las universidades hispánicas: de la monarquía de los Austrias al centralismo liberal: V Congreso Internacional sobre

Historia de las Universidades Hispánicas, Salamanca, 1998. Salamanca: Universidad de Salamanca, Junta de Castilla y León, Consejería de Educación y Cultura, 2000. Vol. 2. P. 217-233.

Hernández Díaz J.M. Mariano Peset Roig, autoridad en historia de las Universidades // Historia de la Educación. 2015. 34. P. 413-425.

Iparraguirre G. Antropología del tiempo: el caso mocoví. Buenos Aires: Sociedad Argentina de Antropología, 2011. 138 p.

Lemez R. Juventud, sociedad y Universidad. Acerca de las necesidades, estrategias y senderos en la búsqueda de nuevos espacios en la educasión superior // Revista de Ciencias Sociales (Montevideo). 1990. 4. P. 5-15.

Liebman A., Walker K.N., Glazer M. Latin American University Students: A Six Nation Study. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1972. 296 p. Lima Jardilino J.R., Soto Arango D.E., Mora García J.P. La historia de la educación en América Latina: contribución y aportes de la Sociedad de Historia de la Educación Latinoamericana // História da Educagao. 2017. Vol. 21, No 51. P. 351-375.

Louzada Lopes Subtil J.M. O protagonismo dos professores e dos graduados // História da Universidade em Portugal. Coimbra, Lisboa: Universidade de Coimbra, Fundagao Calouste Gulbenkian. 1997. Vol. I. T. II. P. 943-964.

Marsiske R. (coord.) Movimientos estudiantiles en la historia de América Latina. Vol. I-V. México: CESU/Plaza y Valdés, 1995-2017.

Marsiske R. (coord.) Los estudiantes. Trabajos de historia y sociología. México: UNAM/ Plaza y Valdés, 1998. 410 p.

Marsiske R. Los estudiantes de la reforma universitaria en América Latina: ¿una

generación? // Marsiske R. (coord.) Movimientos estudiantiles en la historia de América

Latina Vol. IV. México: CESU/Plaza y Valdés, 2015. P. 21-36.

Montaner López E. Las fiestas universitarias en el Antiguo Régimen // Rodríguez-San

Pedro Bezares L.E. (ed.) Historia de la Universidad de Salamanca. Volumen II: Estructuras y

flujos. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2002. P. 933-951.

Oliveira A. de. O quotidiano da academia // História da Universidade em Portugal.

Coimbra, Lisboa: Universidade de Coimbra, Fundagao Calouste Gulbenkian, 1997. Vol. I.

T. II. P. 617-692.

Pérez Puente L. (coord.) De maestros y discípulos: México, siglos XVI-XIX. México: UNAM, 1998. 252 p.

Peset M. Universidades Españolas y Americanas. Valencia: Generalitat Valenciana, 1987. 567 p. Piña Osorio J.M. La interpretación de la vida cotidiana escolar: tradiciones y prácticas académicas. México: Plaza y Valdes, 1998. 238 p.

Polo Rodríguez J.L. Institutos, centros y grupos de investigación en Historia de las Universidades Hispánicas // Rodríguez-San Pedro Bezares L.E., Polo Rodríguez J.L. (coord.) Historiografía y líneas de investigación en historia de las universidades: Europa mediterránea e Iberoamérica. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2012. P. 269-298.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Purcet Gregori A. La reacció dels estudiants. Feixisme, joves i mon universitari durant la Segona República española (1931-1936). Barcelona: UAB, 2010. 835 p. Rama G.W., Graciarena J. (eds.) Universidad, Clases Sociales y Poder. Caracas: CENDES, 1982. 309 p.

Ribeiro Mesquita M. Movimento estudantil brasileiro: Práticas militantes na ótica dos Novos Movimentos Sociais // Revista crítica de ciencias sociais. 2003. No 66. P. 117-149. Rodríguez Cruz A.M. Historia de las Universidades Hispanoamericanos: Período Hispánico. T. I-II. Bogotá: Instituto Caro y Cuervo, 1973.

Rodríguez Cruz A.M., Alejo Montes F.J. Régimen docente y académico: la Universidad Clásica // Rodríguez-San Pedro Bezares L.E. (coord.) Historia de la Universidad de Salamanca. Volumen II: Estructuras y flujos. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2002. P. 539-586.

Rodríguez López C. La historiografía española sobre Universidades en el siglo XX. Líneas de trabajo y tendencias historiográficas // Revista de Historiografía. 2005. 3. II. P. 28-41. Rodríguez-San Pedro Bezares L.E. (coord.) Historia de la Universidad de Salamanca. Vol. I-IV. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2002-2006. Rodríguez San Pedro Bezares L.E. Vida estudiantil cotidiana en la Salamanca en la Edad Moderna // Rodríguez San Pedro Bezares L.E., Polo Rodríguez J.L. (coords.) Vida estudiantil en el Antiguo Régimen. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2001. P. 69-96.

Rodríguez-San Pedro Bezares L.E. Protocolo académico: Tradición y Ceremoneal de 1720 // Rodríguez-San Pedro Bezares L.E. (coord.) Historia de la Universidad de Salamanca. Volumen II: Estructuras y flujos. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2002. P. 855-876.

Rodríguez San Pedro Bezares L.E, Polo Rodríguez J.L. (coords.) Grados y ceremonias en las universidades hispánicas: homenaje a Agueda Rodríguez Cruz. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2004. 335 p.

Rodríguez-San Pedro Bezares L.E., Polo Rodríguez J.L. (coords.) Historiografía y líneas de investigación en historia de las universidades: Europa mediterránea e Iberoamérica. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2012. 597 p.

Rubio Muñoz F.J. Viejas fuentes, nuevos enfoques: prosopografía académica y bases de datos en Historia de las Universidades // Rodríguez-San Pedro Bezares L.E., Polo Rodríguez J.L. (eds.) Fuentes, archivos y bibliotecas para una historia de las Universidades Hispánicas. Miscelánea Alfonso IX, 2014. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2015. P. 403-419.

Ruiz Carnicer M.A. La crisis de 1956 en la trayectoria del régimen franquista. Ruptura generacional, política de reconciliación y legado político. Una revisión sesenta años después // Montero F., Louzao J. (eds.) Catolicismo y franquismo en la España de los años cincuenta. Autocríticas y convergencias. Granada: Comares, 2016. P. 320-342. Ruiz Carnicer M.A. "Nada humano me es ajeno": Una aproximación a la historiografía sobre la historia de la Universidad Española // CIAN - Revista de Historia de las Universidades. 2017. Vol. 20. No 1. P. 193-220.

Sánchez y Sánchez D. Capilla universitaria: celebraciones y ambiente religioso // Rodríguez-San Pedro Bezares L.E. (coord.) Historia de la Universidad de Salamanca. Volumen II: Estructuras y flujos. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2002. P. 915-932. Souto Kustrín S. Juventud, teoría e historia: la formación de un sujeto social y de un objeto de análisis // Historia Actual Online. 2007. No 13. P. 171-192 Stephanou M. Problematizagoes em torno do tema memória e história da educagao // História da Educagao. 1998. Vol. 2, No 4. P. 136-153.

Tarazona Correa A.A., Lugos A.D. ¿Jóvenes e indignados? La movilización social colombiana en el año 2011 // Revista de Historia de la Educación Latinoamericana. 2017. Vol. 19. Num. 28. P. 53-70.

Taveira da Fonseca F. Portuguese Universities: Historiographical Overview // CIAN -

Revista de Historia de las Universidades. 2017. Vol. 20. No 1. P. 251-274.

Tejedor Mardomingo M. Los movimientos juveniles en la Historia de la Educación Social //

Cuadernos de Historia de la Educación. 2008. 4. P. 77-88.

Toro Blanco P.A. «Tiempos tristes»: notas sobre movimiento estudiantil, comunidad

y emociones en la Universidad de Chile ante la dictadura de Pinochet (1974-1986) //

Espacio, Tiempo y Educación. 2015. Vol. 2. No 2. P. 107-124.

Torremocha Hernández M. Las noches y los días de los estudiantes universitarios posadas, mesones y hospederías en Valladolid s.XVI-XVIII //Revista de historia moderna: Anales de la Universidad de Alicante. 1991. No 10. P. 43-70. Torremocha Hernández M. Nuevos enfoques en la historia de las universidades: la vida cotidiana de los universitarios en la península ibérica durante la Edad Moderna // Chronica nova: Revista de historia moderna de la Universidad de Granada. 2009. No 35. P. 193-219.

Vilanou C., Soler Mata J. La Historia de la Educación en Cataluña Tradición Liberal e Historia Conceptual // Historia Social y de la Educación. 2013. Vol. 2. No 3. P. 261-295.

Viñao Frago A. Las autobiografías, memorias y diarios como fuente histórico-educativa tipología y usos // Sarmiento: Anuario galego de historia da educación. 1999. No 3. P. 223-258.

Viñao Frago A. La Historia de la Educación como disciplina y campo de investigación: viejas y nuevas cuestiones // Espacio, Tiempo y Educación. 2016. Vol. 3. No 1. P. 21-42.

REFERENCES

Aguirre R. (coord.) Carrera, linaje y patronazgo. Clérigos y juristas en Nueva España, Chile y Perú (siglos XVI-XVIII) [Career, lineage and patronage. Clerics and jurists in New Spain, Chile and Peru (16th-18th centuries)]. México: CESU/Plaza y Valdés, 2004. 320 p. (in Spanish).

Álvarez de Morales A. Vida cotidiana en la Universidad española del siglo XVIII [Everyday life in the Spanish University of the 18th century], in: Rodríguez San Pedro Bezares L.E.,

Polo Rodríguez J.L. (coords.) Vida estudiantil en el Antiguo Régimen. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2001. P. 193-206 (in Spanish). Alves C., Mignot A.Ch. (eds.) História e Historiografía da Educaçâo Ibero-Americana: Projetos, sujeitos e práticas [History and Historiography of Ibero-American Education: Projects, subjects and practices]. Río de Janeiro: Quartet Editora, 2012. 382 p. (in Portuguese).

Araújo A.C.B. de. As horas e os dias da universidade [The hours and days of the university], in: Universidade(s). História. Memória. Perspectivas. Actas do Congresso "História da Universidade" [University(s). History. Memory. Perspectives. Proceedings of the Congress "History of the University"]. No 7o Centenário da sua fundaçao. Coimbra, 1991. Vol. 3. P. 365-382 (in Portuguese).

Bartolomé Martínez B. El colegio-universidad de Santa Catalina en el Burgo de Osma y su tiempo, 1550-1840 [The university college of Saint Catherine in El Burgo de Osma and its time, 1550-1840]. Soria: Almazán, 1988. 242 p. (in Spanish). Camara Bastos M.E. O que é a História da Educaçâo no Brasil hoje? Tempos de reflexâo [What is the history of education in Brazil today? Times of reflection], in: Espacio, Tiempo y Educación [Space, time and education]. 2016. Vol. 3. No 1. P. 43-59 (in Portuguese).

Carbonell Camós E. Debates acerca de la Antropología del Tiempo [Debates on the anthropology of Time]. Barcelona: Edicions Universitat Barcelona, 2005. 91 p. (in Spanish).

Delgado Criado B. (coord.) Historia de la educación en España y América [The History of education in Spain and America]. 2 vols. Madrid: Fundación Santa María, Ediciones Morata, 1993 (in Spanish).

Díaz E. Los viejos maestros. La reconstrucción de la razón [The old masters. The reconstruction of reason]. Madrid: Alianza Editorial, 1994. 184 p. (in Spanish).

Escolano A. La invención del futuro. Las Exposiciones Universales y la educación [The invention of the future. The Universal Exhibitions and education], in: Aguirre Lora M.E. (coord.) Narrar historias de la educación. Crisol y Alquimia de un oficio [Narrated stories on education. Crucible and alchemy of a profession]. México: IISUE/ Bonilla Artigas Editores, 2015. P. 421-450 (in Spanish).

Fell È.-M. Université et Jeunesse au Pérou: mythes et réalités [University and youth in Peru: myths and realities], in: Aymes J.-R., Fell È.-M., Guereña J.-L. L'université en Espagne et en Amérique Latine du Moyen Âge à nos jours [University in Spain and Latin America from the Middle Ages to our day]. I. Tours: Presses universitaires François-Rabelais, 1991. P. 613-624 (in French).

Fernandes H., Oliveira Leitâo A. de, Norte A. Portuguese Studium and Portuguese Scholars in the Middle Ages: Some Remarks on a Research Strand and its Databases, in: CIAN - Estudios sobre la Universidad. 2016. Vol. 19. No 1. P. 27-56 (in Spanish). Flachs M.C.V. de. (ed.) Historia de las universidades latinoamericanas: tradición y modernidad [History of Latin American universities: tradition and modernity]. Córdoba (Argentina): Báez-Innovat/Conicet, 2013. 534 p. (in Spanish).

Frias A. Praxe académica e culturas universitárias em Coimbra: Lógicas das tradigoes e dinámicas identiárias [Academic praxis and university cultures in Coimbra: Logics of traditions and dynamics of identities], in: Revista crítica de ciencias sociais [Critical journal of social sciences]. 2003. No 66. P. 81-116 (in Portuguese).

Frias A. Opérations rituelles de la reproduction de la corporation universitaire: étude croisée du cérémonial du Doctorat a Coimbra et Salamanca [Rituals of the reproduction of the university corporation: comparative study of the ceremonial of the doctorate in Coimbra and Salamanca], in: Rodríguez-San Pedro Bezares L.E., Polo Rodríguez J.L. (coords.) Universidades hispánicas: modelos territoriales en la Edad Moderna [Hispanic universities: territorial models in the Modern Age]. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2007. Vol. 1. P. 327-360 (in French).

García Salord S. Los tiempos académicos, tiempos estatutarios y tiempos reales [Academic times, statutory times and real times], in: Revista mexicana de investigación educative [Mexican journal of educational research]. 1996. Vol. 1. No 1. P. 33-52 (in Spanish).

Gell A. A antropologia do tempo: construgoes culturais de mapas e imagens temporais [The anthropology of time: cultural constructions of maps and temporal images] / Trad. V. Joscelyne. Petrópolis: Vozes, 2014. 327 p. (in Portuguese).

Gibbs P., Ylijoki O.-H., Guzmán-Valenzuela C., Barnett R. (eds). Universities in the Flux of Time: An exploration of time and temporality in university life. London: Routledge, 2015. 208 p.

Gonzalbo P. Historia de la educación en la época colonial: el mundo indígena [History of

education in the colonial era: the indigenous world]. México: Colegio de México, Centro de

Estudios Históricos, 1990. 274 p. (in Spanish).

González E., Menegus M. (eds.) Historia de las universidades modernas en

Hispanoamérica: Métodos y fuentes [History of modern universities in Latin America:

methods and sources]. Mexico: UNAM, 1995. 296 p. (in Spanish).

González Calleja E. Rebelión en las aulas. Movilización y protesta estudiantil en la España

contemporánea 1865-2008 [Rebellion in the classrooms. Student's mobilization and

protest in contemporary Spain 1865-2008]. Madrid: Alianza Editorial, 2009. 448 p.

(in Spanish).

González Calleja E., Souto Krustín S. Juventud y política en España. Orientación bibliográfica [Youth and politics in Spain. Bibliographical guide], in: Ayer [Yesterday]. 2005. No 59. P. 283-298 (in Spanish).

Guereña J.-L. El estudio del profesorado universitario en la historia contemporánea [The study of university professorate in contemporary history], in: Historia y Memoria de la Educación [History and Memory of Education]. 2015. No 1. P. 395-417 (in Spanish). Guereña J.L., Ruiz Berrio J., Tiana Ferrer A. (eds.) Nuevas miradas historiográficas sobre la educación en los siglos XIXy XX [New historiographical views on education in the 19th and 20th centuries]. Madrid: IFIIE, Ministerio de Educación, 2010. 449 p. (in Spanish).

Guzmán-Valenzuela C., Di Napoli R. Competing narratives of time in the managerial university: the contradictions of fast time and slow time, in: Gibbs P., Ylijoki O.-H., Guzmán-Valenzuela C., Barnett R. (eds). Universities in the Flux of Time: An exploration of time and temporality in university life. London: Routledge, 2015. P. 154-167.

Hernández Díaz J.M. Espacios y tiempos en la Universidad de la España del XIX (18451898) [Spaces and times in the University of Spain of 19th century (1845-1898)], in: Rodríguez-San Pedro Bezares L.E. (coord.) Las universidades hispánicas: de la monarquía de los Austrias al centralismo liberal: V Congreso Internacional sobre Historia de las Universidades Hispánicas, Salamanca, 1998 [The Hispanic universities: from the monarchy of Habsburgs to the liberal centralism: V International congress on history of the Hispanic universities, Salamanca, 1998]. Salamanca: Universidad de Salamanca, Junta de Castilla y León, Consejería de Educación y Cultura, 2000. Vol. 2. P. 217-233 (in Spanish).

Hernández Díaz J.M. Mariano Peset Roig, autoridad en historia de las Universidades [Mariano Peset Roig, the authority in the field of university history], in: Historia de la Educación [History of education]. 2015. 34. P. 413-425 (in Spanish). Iparraguirre G. Antropología del tiempo: el caso mocoví[Anthropology of time: the Mocoví case]. Buenos Aires: Sociedad Argentina de Antropología, 2011. 138 p. (in Spanish). Lemez R. Juventud, sociedad y Universidad. Acerca de las necesidades, estrategias y senderos en la búsqueda de nuevos espacios en la educasión superior [Youth, society and university. About the needs, strategies and paths in the search for new spaces in higher education], in: Revista de Ciencias Sociales (Montevideo) [Journal of social sciences (Montevideo)]. 1990. 4. P. 5-15 (in Spanish).

Liebman A., Walker K.N., Glazer M. Latin American University Students: A Six Nation Study. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1972. 296 p. Lima Jardilino J.R., Soto Arango D.E., Mora García J.P. La historia de la educación en América Latina: contribución y aportes de la Sociedad de Historia de la Educación Latinoamericana [The history of education in Latin America: contribution and support of the Society for the history of Latin American education], in: História da Educagao [History of education]. 2017. Vol. 21, No 51. P. 351-375 (in Spanish).

Louzada Lopes Subtil J.M. O protagonismo dos professores e dos graduados [The role of teachers and graduates], in: História da Universidade em Portugal [History of university in Portugal]. Coimbra, Lisboa: Universidade de Coimbra, Fundagao Calouste Gulbenkian. 1997. Vol. I. T. II. P. 943-964 (in Portuguese).

Marsiske R. (coord.) Movimientos estudiantiles en la historia de América Latina [Student movements in the history of Latin America]. Vol. I-V. México: CESU/Plaza y Valdés, 1995-2017 (in Spanish).

Marsiske R. (coord.) Los estudiantes. Trabajos de historia y sociología [The students. Historical and sociological works]. México: UNAM/Plaza y Valdés, 1998. 410 p. (in Spanish).

Marsiske R. Los estudiantes de la reforma universitaria en América Latina: ¿una generación? [The investigators of university reform in Latin America: one generation?], in: Marsiske R. (coord.) Movimientos estudiantiles en la historia de América Latina [Student

movements in the history of Latin America]. Vol. IV. México: CESU/Plaza y Valdés, 2015. P. 21-36 (in Spanish).

Montaner López E. Las fiestas universitarias en el Antiguo Régimen [The university festivals under the Old Regime], in: Rodríguez-San Pedro Bezares L.E. (ed.) Historia de la Universidad de Salamanca. Volumen II: Estructuras y flujos [History of the University of Salamanca. Volume II: Structures and trends]. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2002. P. 933-951 (in Spanish).

Oliveira A. de. O quotidiano da academia [An everyday life of academy], in: História da Universidade em Portugal [The history of university in Portugal]. Coimbra, Lisboa: Universidade de Coimbra, Fundagao Calouste Gulbenkian, 1997. Vol. I. T. II. P. 617-692 (in Portuguese).

Pérez Puente L. (coord.) De maestros y discípulos: México, siglos XVI-XIX [About teachers

and pupils: Mexico, 16th-19th centuries]. México: UNAM, 1998. 252 p. (in Spanish).

Peset M. Universidades Españolas y Americanas [Spanish and American universities].

Valencia: Generalitat Valenciana, 1987. 567 p. (in Spanish).

Piña Osorio J.M. La interpretación de la vida cotidiana escolar: tradiciones y prácticas

académicas [The interpretation of everyday school life: traditions and academic

practices]. México: Plaza y Valdes, 1998. 238 p. (in Spanish).

Polo Rodríguez J.L. Institutos, centros y grupos de investigación en Historia de

las Universidades Hispánicas [Institutes, centers and research groups in history of

Hispanic universities], in: Rodríguez-San Pedro Bezares L.E., Polo Rodríguez J.L.

(coord.) Historiografía y líneas de investigación en historia de las universidades: Europa

mediterránea e Iberoamérica [Historiography and directions of research in university

history: Mediterranean Europe and Latin America]. Salamanca: Universidad de Salamanca,

2012. P. 269-298 (in Spanish).

Purcet Gregori A. La reacció dels estudiants. Feixisme, joves i mon universitari durant la Segona República española (1931-1936) [The reaction of the students. Fascism, youth and university world during the Second Spanish Republic]. Barcelona: UAB, 2010. 835 p. (in Catalan).

Rama G.W., Graciarena J. (eds.) Universidad, Clases Sociales y Poder [University, social classes and power]. Caracas: CENDES, 1982. 309 p. (in Spanish). Ribeiro Mesquita M. Movimento estudantil brasileiro: Práticas militantes na ótica dos Novos Movimentos Sociais [Brazilian student movement: militant practices from the perspective of the new social movements], in: Revista crítica de ciencias sociais [Critical journal of social sciences]. 2003. No 66. P. 117-149 (in Portuguese).

Rodríguez Cruz A.M. Historia de las Universidades Hispanoamericanos: Período Hispánico [History of Hispanic-American universities: Hispanic Period]. T. I-II. Bogotá: Instituto Caro y Cuervo, 1973 (in Spanish).

Rodríguez Cruz A.M., Alejo Montes F.J. Régimen docente y académico: la Universidad Clásica [Teaching and academic regime: the classical university], in: Rodríguez-San Pedro Bezares L.E. (coord.) Historia de la Universidad de Salamanca. Volumen II: Estructuras

y flujos [History of the University of Salamanca. Volume II: Structures and trends]. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2002. P. 539-586 (in Spanish). Rodríguez López C. La historiografía española sobre Universidades en el siglo XX. Líneas de trabajo y tendencias historiografías [Spanish historiography of universities in the 20th century. Directions of studies and historiographic trends], in: Revista de Historiografía [Journal of historiography]. 2005. 3. II. P. 28-41 (in Spanish).

Rodríguez-San Pedro Bezares L.E. (coord.) Historia de la Universidad de Salamanca [The history of University of Salamanca]. Vol. I-IV. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2002-2006 (in Spanish).

Rodríguez San Pedro Bezares L.E. Vida estudiantil cotidiana en la Salamanca en la Edad Moderna [Everyday student life in Salamanca in the Modern Age], in: Rodríguez San Pedro Bezares L.E., Polo Rodríguez J.L. (coords.) Vida estudiantil en el Antiguo Régimen [Student life under the Old Regime]. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2001. P. 69-96 (in Spanish).

Rodríguez-San Pedro Bezares L.E. Protocolo académico: Tradición y Ceremoneal de 1720 [Academic protocol: Tradition and ceremonial of 1720], in: Rodríguez-San Pedro Bezares L.E. (coord.) Historia de la Universidad de Salamanca. Volumen II: Estructuras y flujos [History of the University of Salamanca. Volume II: Structures and trends]. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2002. P. 855-876 (in Spanish). Rodríguez San Pedro Bezares L.E, Polo Rodríguez J.L. (coords.) Grados y ceremonias en las universidades hispánicas: homenaje a Agueda Rodríguez Cruz [Degrees and ceremonies at Hispanic universities: homage to Agueda Rodríguez Cruz]. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2004. 335 p. (in Spanish).

Rodríguez-San Pedro Bezares L.E., Polo Rodríguez J.L. (coords.) Historiografía y líneas de investigación en historia de las universidades: Europa mediterránea e Iberoamérica [Historiography and directions of investigations in the history of universities: Mediterranean Europe and Latin America]. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2012. 597 p. (in Spanish).

Rubio Muñoz F.J. Viejas fuentes, nuevos enfoques: prosopografía académica y bases de datos en Historia de las Universidades [Old sources, new approaches: academic prosopography and databases in history of universities], in: Rodríguez-San Pedro Bezares L.E., Polo Rodríguez J.L. (eds.) Fuentes, archivos y bibliotecas para una historia de las Universidades Hispánicas [Sources, archives and libraries for a history of the Hispanic Universities]. Miscelánea Alfonso IX, 2014. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2015. P. 403-419 (in Spanish).

Ruiz Carnicer M.A. La crisis de 1956 en la trayectoria del régimen franquista. Ruptura generacional, política de reconciliación y legado político. Una revisión sesenta años después [The crisis of 1956 in the trajectory of the Franco regime. Generational rupture, politics of reconciliation and political legacy. A review sixty years later], in: Montero F., Louzao J. (eds.) Catolicismo y franquismo en la España de los años cincuenta. Autocríticas y convergencias [Catholicism and Francoism in the Spain of the fifties. Self-criticisms and convergences]. Granada: Comares, 2016. P. 320-342 (in Spanish).

Ruiz Carnicer M.A. "Nada humano me es ajeno": Una aproximación a la historiografía sobre la historia de la Universidad Española ["Nothing human is alien to me": an approximation to the historiography of the history of the Spanish university], in: CIAN -Revista de Historia de las Universidades [CIAN - Journal of the history of universities]. 2017. Vol. 20. No 1. P. 193-220 (in Spanish).

Sánchez y Sánchez D. Capilla universitaria: celebraciones y ambiente religioso [University chapel: celebrations and religious atmosphere], in: Rodríguez-San Pedro Bezares L.E. (coord.) Historia de la Universidad de Salamanca. Volumen II: Estructuras y flujos [History of the University of Salamanca. Volume II: Structures and trends]. Salamanca: Universidad de Salamanca, 2002. P. 915-932 (in Spanish).

Souto Kustrín S. Juventud, teoría e historia: la formación de un sujeto social y de un objeto de análisis [Youth, theory and history: the formation of a social subject and an object of analysis], in: Historia Actual Online [Actual history online]. 2007. No 13. P. 171192 (in Spanish).

Stephanou M. Problematizagoes em torno do tema memória e história da educagao [Problematizations of the theme of memory and history of education], in: História da Educagao [The history of education]. 1998. Vol. 2. No 4. P. 136-153 (in Portuguese). Tarazona Correa A.A., Lugos A.D. ¿Jóvenes e indignados? La movilización social colombiana en el año 2011 [Young and outraged? The Colombian social mobilization in 2011], in: Revista de Historia de la Educación Latinoamericana [Journal of History of Latin American Education]. 2017. Vol. 19. No 28. P. 53-70 (in Spanish). Taveira da Fonseca F. Portuguese Universities: Historiographical Overview, in: CIAN -Revista de Historia de las Universidades [CIAN - Journal of the history of universities]. 2017. Vol. 20. No 1. P. 251-274.

Tejedor Mardomingo M. Los movimientos juveniles en la Historia de la Educación Social [Youth movements in the history of social education], in: Cuadernos de Historia de la Educación [Education History Notebooks]. 2008. No 4. P. 77-88 (in Spanish). Toro Blanco P.A. "Tiempos tristes": notas sobre movimiento estudiantil, comunidad y emociones en la Universidad de Chile ante la dictadura de Pinochet (1974-1986) ["Sad times": notes on student movement, community and emotions in the University of Chile before the dictatorship of Pinochet (1974-1986)], in: Espacio, Tiempo y Educación [Space, Time and Education]. 2015. Vol. 2. No 2. P. 107-124 (in Spanish). Torremocha Hernández M. Las noches y los días de los estudiantes universitarios posadas, mesones y hospederías en Valladolid s. XVI-XVIII [The nights and the days of university student dormitories, inns and hostels in Valladolid 16th-18th c.], in: Revista de historia moderna: Anales de la Universidad de Alicante [Journal of Modern History: Annals of the University of Alicante]. 1991. No 10. P. 43-70 (in Spanish).

Torremocha Hernández M. Nuevos enfoques en la historia de las universidades: la vida cotidiana de los universitarios en la península ibérica durante la Edad Moderna [New approaches in the history of universities: the everyday life of university students in the Iberian Peninsula during the Modern Age], in: Chronica nova: Revista de historia moderna

de la Universidad de Granada [Chronica nova: Journal of modern history of the University of Granada]. 2009. No 35. P. 193-219 (in Spanish).

Vilanou C., Soler Mata J. La Historia de la Educación en Cataluña Tradición Liberal e Historia Conceptual [The history of education in Catalonia liberal tradition and conceptual history], in: Historia Social y de la Educación [Social History and Education]. 2013. Vol. 2. No 3. P. 261-295 (in Spanish).

Viñao Frago A. Las autobiografías, memorias y diarios como fuente histórico-educativa tipología y usos [The autobiographies, memoirs and journals as historical-educational source: typology and application], in: Sarmiento: Anuario galego de historia da educación [Sarmiento: Galician yearbook of history of education]. 1999. No 3. P. 223-258 (in Spanish).

Viñao Frago A. La Historia de la Educación como disciplina y campo de investigación: viejas y nuevas cuestiones [The history of education as a discipline and field of research: old and new issues], in: Espacio, Tiempo y Educación [Space, Time and Education]. 2016. Vol. 3. No 1. P. 21-42 (in Spanish).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.