Научная статья на тему 'Социально-правовой портрет идеальной индийской женщины в литературе дхармашастр'

Социально-правовой портрет идеальной индийской женщины в литературе дхармашастр Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
234
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женщины / дхармашастры / индология / древняя Индия / гендер / women / dharmashastras / study of Indian culture / Ancient India / gender

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сабирова Римма Наилевна, Тябина Диана Владимировна

Статья посвящена исследованию вопроса статуса женщины в Древней Индии. Дхармашастры представляют огромный пласт письменного наследия традиционной Индии. Основные источники исследования – Манавадхармашастра, Дхармашастра Яджнавалкьи, Дхармашастра Нарады, Вайшнава-дхармашастра, являясь авторитетными текстами религиозно философской традиции, остались таковыми и в современной Индии. В литературе дхармашастр подробно освещены вопросы не только религиозно-нравственного плана, но также вопросы брака, воспитания детей, наследования и взаимоотношений в семье и обществе. Не представляется возможным точно определить, каким был статус женщины в древней Индии, но в ходе исследования выяснилось, что в целом тексты почти не противоречат друг другу в вопросе положения женщины в семье и обществе. Имея статус предписаний, эти тексты могли влиять на изменение отношения к женщине в древней Индии, а именно к его ухудшению. Дхармашастры, являясь своеобразным правовым документом, закрепляли характерные установки женского бесправия, распространяя такие ущемляющие права женщин, обычаи и традиции, как детские браки, запрет на повторное замужество, лишение права собственности и наследования, верность мужу после его смерти и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND LEGAL PORTRAIT OF AN IDEAL HINDU WOMAN IN DHARMASHASTRA TEXTS

The article is concerned with the study of women’s status in Ancient India. The Dharmashastras has an extensive written legacy of traditional India. The main sources of research are Manavadharmashastra, Dharmashastra Yajnavalkya, Dharmashastra Narada, Vaishnava – Dharmashastra. These sources are revered and considered as authoritative ones even in modern India. The texts of dharmashastras comprehensively include not only religious and moral issues, but also those that refer to marriage, children upbringing, succession, relations in family and community. It is not feasible to define the real status of a woman in Ancient India. Nevertheless, in the course of study it can be seen that the texts have no contradictions on the question of a woman’s status in a family and community. Being prescriptions, these texts could have a great impact on changing the attitude to women in Ancient India, often to the worse direction. The Dharmashastras, being a peculiar legal document, consolidated the characteristic attitudes of female lawlessness, spreading infringements on women's rights, keeping up such customs and traditions as child marriage, the ban on re-marriage, deprivation of property and inheritance rights, fidelity to the husband after his death, etc.

Текст научной работы на тему «Социально-правовой портрет идеальной индийской женщины в литературе дхармашастр»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008:316.722

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОЙ ИНДИЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ДХАРМАШАСТР

Р.Н. Сабирова, Д.В. Тябина

nrimman@yandex. ru Казанский федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопроса статуса женщины в Древней Индии. Дхармашастры представляют огромный пласт письменного наследия традиционной Индии. Основные источники исследования - Манавадхармашастра, Дхармашастра Яджнавалкьи, Дхармашастра Нарады, Вайшнава-дхармашастра, являясь авторитетными текстами религиозно - философской традиции, остались таковыми и в современной Индии. В литературе дхармашастр подробно освещены вопросы не только религиозно-нравственного плана, но также вопросы брака, воспитания детей, наследования и взаимоотношений в семье и обществе. Не представляется возможным точно определить, каким был статус женщины в древней Индии, но в ходе исследования выяснилось, что в целом тексты почти не противоречат друг другу в вопросе положения женщины в семье и обществе. Имея статус предписаний, эти тексты могли влиять на изменение отношения к женщине в древней Индии, а именно к его ухудшению. Дхармашастры, являясь своеобразным правовым документом, закрепляли характерные установки женского бесправия, распространяя такие ущемляющие права женщин, обычаи и традиции, как детские браки, запрет на повторное замужество, лишение права собственности и наследования, верность мужу после его смерти и пр.

Ключевые слова: женщины, дхармашастры, индология, древняя Индия, гендер.

Для цитирования: Сабирова Р.Н., Тябина Д.В. Социально-правовой портрет идеальной индийской женщины в литературе дхармашастр. Казанский лингвистический журнал. 2019; 4 (2): 48-61.

SOCIAL AND LEGAL PORTRAIT OF AN IDEAL HINDU WOMAN

IN DHARMASHASTRA TEXTS

R.N. Sabirova, D. V. Tyabina

nrimman@yandex.ru Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. The article is concerned with the study of women's status in Ancient India. The Dharmashastras has an extensive written legacy of traditional India. The main sources

of research are Manavadharmashastra, Dharmashastra Yajnavalkya, Dharmashastra Narada, Vaishnava - Dharmashastra. These sources are revered and considered as authoritative ones even in modern India. The texts of dharmashastras comprehensively include not only religious and moral issues, but also those that refer to marriage, children upbringing, succession, relations in family and community. It is not feasible to define the real status of a woman in Ancient India. Nevertheless, in the course of study it can be seen that the texts have no contradictions on the question of a woman's status in a family and community. Being prescriptions, these texts could have a great impact on changing the attitude to women in Ancient India, often to the worse direction. The Dharmashastras, being a peculiar legal document, consolidated the characteristic attitudes of female lawlessness, spreading infringements on women's rights, keeping up such customs and traditions as child marriage, the ban on re-marriage, deprivation of property and inheritance rights, fidelity to the husband after his death, etc.

Keywords: women, dharmashastras, study of Indian culture, Ancient India, gender

For citation: Sabirova R.N., Tyabina D.V. Social and legal portrait of an ideal Hindu woman in Dharmashastra texts. Kazan linguistic journal. 2019; 4 (2): 48-61. (In Russ)

Положение женщины в современной Индии не однозначно и противоречиво, а корни этой проблемы ведут к глубокой древности, к древним священным текстам, которые, охватывая все сферы жизни человека, предписывают, рекомендуют то или иное отношение к женщине. Духовно-философская традиция Индии обладает огромным литературным наследием, которое охватывает все области человеческого существования, начиная с рождения и заканчивая смертью. Поэтому совершенно естественно, что вопрос прав и обязанностей женщины в древней Индии ярко освещен. Когда-то давным-давно (до второй половины II тысячелетия до н.э.) утверждают ученые, что индийские женщины занимали весьма высокое положение и обладали больше свободой и правами, чем обязанностями. Со временем, в процессе брахманизации статус женщины стал меняться согласно правилам и предписаниям, изложенным в литературе смрити, к которым относятся дхармасутры, дхармашастры, пураны, итихаса и т. д.

Варновая система сформировалась в постведийский период. В обществе выделились четыре основные варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Права и обязанности каждой варны были прописаны в различных текстах: дхармасутрах, дхармашастрах, грихьясутрах и т. п. Согласно большинству исследователей положение женщин менялось в процессе формирования

и укрепления варново - кастового строя. От женщины зависела ритуальная чистота (чистота происхождения, чистота крови) всей эндогамной группы, поэтому честь женщины охранялась и оберегалась особенно, и как следствие складывался некий идеальный образ индийской женщины, к которому должны были стремиться. Дхармашастры четко определяют предназначение женщины, ее место в семье и обществе в соответствии с ее варной. Кодекс поведения для женщин из высших варн, создаваемый в нормативных текстах дхармашастр, впоследствии становится эталоном, которому старались следовать касты не только высокого, но и более низкого ритуального статуса. По мере развития кастового строя постепенно создается отработанный до деталей механизм подчинения женщины мужчине. Причем, чем выше по статусу каста, тем большим ограничениям были подвержены женщины, тем отчетливее проявлялось в ней неравенство полов - «гендерная асимметрия».

В Индии сильны древние традиции, а священные тексты обладают непререкаемым авторитетом. Современный исследователь может только предположить, каким было истинное положение женщины в эпоху формирования литературы смрити, но проведя анализ нескольких текстов, сопоставив их, выявив сходства и различия по основным вопросам отношения к женщине, можно сделать соответствующие выводы и понять, каким было положении женщины в древней Индии. Понятие «дхарма», являясь основополагающим в индуизме, означая «праведность», включает такие понятия, как соблюдение ритуальной чистоты и юридические нормы, и соблюдение морального долга и внешнего этикета [4, С.18].

Дхармашастры, являясь сборниками морально-этических наставлений, в основном описывают образ жизни ученика, домохозяина, отшельника и аскета, перечисляя домашние обряды и социальные нормы (отношения между младшими и старшими, учеником и учителем, женою и мужем, сыном и отцом). В индийской традиции литература смрити рассматривалась как священная в полном объеме. Следуя предписаниям шастр, человек приобретал религиозную заслугу, он мог понять, каким моральным нормам праведности

и справедливости нужно следовать, чтобы стать благочестивым представителем своей варны. Гарантами соблюдения традиций выступали клан, община, корпорация, каста, старейшины и почтенные брахманы. Они вмешивались во все стороны личной жизни, семейных отношений, религиозной практики индивида [4, С. 19]. В британской Индии эти тексты служили источником права и судопроизводства. Большую роль играли толкователи этих текстов, т.к. некоторые предписания могли быть поняты по-разному. Ученые, которые изучали, переводили и комментировали санскритские источники, вольно или невольно могли влиять на юридическую практику [4, С.14]. Основными исследователями дхармашастр были специалисты по праву, современные же исследователи дхармашастр пытаются взглянуть на них с «антропологической» точки зрения как на важное явление индийской культуры [4, С.14].

Литература дхармашастр с мельчайшими подробностями описывает права и обязанности женщины в Древней Индии, некоторым из них до сих пор следуют. В целом по вопросу женщин во всех шастрах мнения их создателей совпадают. Для исследования были выбраны следующие дхармашастры: Манавадхармашастра (Манусмрити - II-I вв. до н.э.- II в.н.э.), Дхармашастра Яджнавалкьи («Яджнавалкья - смрити» - III-IV вв. н.э.), Дхармашастра Нарады («Нарада - смрити» - до III в.н.э.), Вайшнава-дхармашастра («Вишну-смрити» - III-IV вв.н.э.). Эти источники являются наиболее авторитетными, их исследованию и переводу посвящено много работ, но сопоставительный анализ дхармашастр по вопросу статуса женщины не проводился. Детальное сопоставление трактатов по вопросу положения прав и обязанностей женщин позволит составить более точный образ идеальной женщины традиционной Индии. Для этого, во-первых, нужно выяснить, как она должна выглядеть, во-вторых, какие черты характера ей присущи, и в конечном счете, какими правами и обязанностями она обладает.

Манавадхармашастра (Ману-смрити) - самый известный, самый авторитетный и почитаемый памятник санскритской литературы, несмотря

на то, что он наименее последовательный, с большим количеством противоречий. Наличие противоречий, однако, явно не умаляет авторитетности данного текста, а скорее, напротив, увеличивает ее. По мнению Вигасина, благодаря пестроте содержания и высказанных идей каждый мог найти в нем то, что необходимо, и обосновать свое понимание ссылкой на прародителя человечества [2, С.25]. Что касается женского вопроса, то «Ману - смрити» дает полный образ индийской женщины со всеми присущими ей достоинствами и недостатками, определяет ее роль и место в семье и обществе, ограничивает ее в правах и наделяет непомерными обязанностями. Дхармашастра Яджнавалкьи («Яджнавалкья - смрити») также принадлежит к числу наиболее известных памятников этого жанра индийской литературы. Исследователи отмечают наличие в нем четкого плана, и даже единство авторского стиля. Вместе с комментарием «Митакшара» воспринимался в качестве важнейшего источника в традиционном индусском, а впоследствии англо-индусском праве и активно использовался в судопроизводстве британской администрацией. В целом Дхармашастра Яджнавалкьи остается текстом авторитетным в традиционном индусском праве; на нее, в частности в большой степени, опирается семейное право. С точки зрения функционирования, этот текст не всегда воспринимался как правовой [8, С. 5]. «Книга мудреца Яджнавалкьи» меньше по объему (состоит из трех книг), чем Ману-смрити, но о дхарме жены, о ее роли в семейной жизни рассказано достаточно. Дхармашастра Нарады («Нарада - смрити») целиком посвящена судебным делам, вопросам права, но вопросы женщин здесь также не оставлены без внимания. В приведенных ниже цитатах представлена выборка способов уплаты долгов, которые защищают женщину. В правах собственности этот текст тоже ограничивает женщину. Вайшнава-дхармашастра («Вишну-смрити») по содержанию стоит ближе всего к «Ману-смрити» (160 строф, совпадающих слово в слово, кроме того, сотни сутр воспроизводят стихотворный текст «Ману» в прозе) и сформировался в период с 400 по 600 г. «Составитель «Вишн-усмрити»

группирует темы по принципу ассоциаций: темы логично перетекают одна в другую» [3, С. 34].

Внешность. В «Законах Ману» приводится подробное описание того, какими благоприятными внешними признаками должна обладать девушка на выданье [5, Ш.8-10, С.84-85]. Яджнявалкья также обращает внимание на внешность [8, Кн.1, 52, С.32], а «Вишну-смрити» перечисляет не благоприятные черты внешности [3, гл.24 (9-16) С.122].

Характер. В образе женщины, в отношении к ней прослеживается некое противоречие и двойственность. С одной стороны, говорится о ее чистоте: «Сома дал им чистоту, а Гандхарва - чистый голос, Агни - всю чистоту. Поэтому женщины чисты» [8, Кн.1.71-72. С.33]. А с другой, согласно «Манусмрити», женщина по природе своей порочна: «Природа женщин в этом мире вредоносна для мужчин; по этой причине мудрые остерегаются женщин, ибо женщина способна повести по неверному пути в [этом] мире [не только] глупца, но даже ученого, подверженного власти страсти и гнева» [5, 11.213-214, С.75]. Женщина может улучшить свой характер, «искоренить свои пороки, выйдя замуж за благочестивого мужа» [5, 1Х.22-24, С.341]. Женщина в силу непостоянства своего ума и «[природной] лживости» может свидетельствовать в суде только относительно женщин [5, УШ.68, С.278, УШ.77, С.280; 4, 172(А190)-173(А191), С.86]. Верность мужу независимо от жизненных обстоятельств - одна из добродетелей, о которой говорит мудрец Яджнявалкья: «Та [супруга], которая не приближается к другому, [независимо от того], умер [ее] муж или жив, обретает славу в этом мире и радуется с Умой» [8, Кн.1, 75, С.33]. «Дхармашастра Нарады» следующими эпитетами описывает идеальную жену, которую муж не должен оставлять: «послушная, ласковая, умелая, добродетельная, родившая потомство» [4, 12.95 С.123].

Права и обязанности. Знаменитая фраза прародителя человечества Ману, которую цитируют все шастры без исключения, гласит: «В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости - мужа, по смерти мужа -[под властью] сыновей: пусть женщина [никогда] не пользуется

самостоятельностью» [5,.5.148 С.204; 4, 13.31 С.127]. Это главный постулат можно найти во всех шастрах [8,.Кн.1.85(84), С.34] Зависимое положение женщины дает ей и некие блага, ответственность за нее, за ее действия несут ее отец, муж или сын [4,. (13 А16), 16 (А19), С.70].

Наиглавнейшая обязанность (дхарма) женщины - стать матерью сына, даже дается совет, как нужно питаться, чтобы родился мальчик [5, Ш.262, С.127; 4, 12.19 С.117]. Рождение сына возносит ее на пьедестал, она получает почет и уважение, ее сравнивают с Притхиви (богиней земли) [5, II. 225. С.77; 3, 31.1-10 С.130]. Ради рождения потомства ей разрешается повторно выйти замуж [4, 12.102(101) С.123]. «Поскольку миры, бесконечность [и] небо достигаются благодаря сыну, внуку [и] правнуку, постольку женщин надо почитать и хорошо охранять», - утверждает Яджнявалкья [8,. Кн.1 (77)78. С.34]. Почитание жены было связано с тем, что она являлась средством рождения сына: «Жена называется «джая» (рождающей), ибо в ней муж возрождается (джаяте) вновь» [2, С.321].

Не менее важной обязанностью считается почитание мужа, беспрекословное повиновение: «Жены должны повиноваться слову мужа -это высшая дхарма женщины [8,. Кн.1.77(76) С.34]. В V главе «Манусмрити» говорится о ее полном подчинении мужчинам, преданном служении мужу как богу, каким бы он ни был [5, .V. 147-169., С.204-208], большая часть IX главы повествует о дхарме мужа и жены. На первом месте стоит зависимость женщины от мужчины, она лишена какой бы то ни было самостоятельности, ни принять решение, ни выбрать мужа она не может [5, 1Х.1-3, С.339]. Она должна быть охраняема и оберегаема мужчиной независимо от варны, так как именно от женщины зависит варновая чистота [5, VIII. 359., С.326].

В 25 главе очень лаконично перечислены обязанности замужних женщин. Они те же, что и в «Ману-смрити», за, пожалуй, единственным исключением -советом взойти на погребальный костер мужа. В «Вишну-смрити» впервые упоминается и рекомендуется обряд самосожжения вдов (сати). Известно, что это довольно архаичный ритуал, его существование

на территории Древней Индии подтверждается рядом материалов. Следы обряда сати обнаруживаются уже в похоронных гимнах Ригведы (Х.15-18), в частности, седьмая строфа гимна 18 нередко считается призывом к вдове взойти на погребальный костер. Среди вдов брахманов обычай самосожжения не только не практиковался, но и осуждался. Первоначально он был известен лишь в кшатрийской среде. Появление упоминаний о сати в «Вишну-смрити» и некоторых других дхармашастрах расценивается учеными как свидетельство принадлежности этих текстов к той эпохе, когда практика распространилась достаточно широко и, главное, проникла в брахманскую среду (о чем свидетельствуют эпиграфика и пураны). Обычаи, которые прежде брахманам не рекомендовались, попали в канонические тексты, их предписания предназначались уже не только для брахманов (хотя создание самих текстов продолжало оставаться их священной обязанностью), что свидетельствует об изменении самого общества [3, С. 60].

Кроме вышеперечисленных обязанностей следует отметить запрет на соблюдение поста и принятие обетов без разрешения мужа, этим женщина совершает большой грех [3, гл. 25 (16) С.123].

Яджнявалкья говорит о возможности самой выбрать мужа, «если не будет [никого] из выдающих замуж» [8, Кн.1.64, С.33].

Право вторичного замужества не приветствуется, а впоследствии и вовсе запрещается [8, Кн.1.67. С.33]. Девушка могла сама найти себе мужа, но это было крайне редким явлением [5, 1Х.91-93, С.354]. В Дхармашастре Нарады встречаются шлоки, которые подтверждают возможность повторного замужества при определенных условиях: 17(А 20)- 21(А 24), 12.16,18, 12.45-47 [С.70-71, С.116, С. 119]. Противоречивым является вопрос: можно или нельзя покупать девушку, платить выкуп и т.д. [5, Ш.29, 31, 51-54, С.88-92; УШ.204 С.301; 1Х.93, 97-100 С.354-355].

Дхармашастры достаточно подробно говорят о правах собственности женщины и определяют шесть видов собственности (стридхана), которыми она не может воспользоваться без позволения мужа. Женщина может обладать

шестью типами собственности - «То, что дано [женщине] отцом, матерью, мужем, братом, [а также что получено во время] свадьбы и адхиваника -названо женским имуществом», но права использовать его на свое усмотрение у женщины нет [8, Кн. 2.143(147) С.68; 4, 13.8 С.125; 5, IX 194 С.372; 3, гл.17 (18) С.105]. В случае проступка он даже может на время забрать эту собственность у своей жены. Женщинам запрещено «откладывать про запас что-либо из семейного имущества, общего для многих, или даже из своего имущества без согласия мужа» [5, ГХ.199, С.373], она не может дарить или продавать что-либо, «имеет право на пожизненное пользование» [4, 22(А 26)-24(А 28), С.71]. Женщина может получить наследство своего бездетного сына [4,. IX. 217, С.376]. В статусе матери женщина в соответствии с ДН 13.7 [4, С. 125] может распоряжаться своим имуществом.

«Для женщин, занятых на царской службе, и вообще слуг (р^уа) следует установить ежедневное содержание (угШ), соответствующее положению и работе», - утверждает Ману [5, VII. 125. С.247]. Следовательно, можно сделать вывод, что некоторые женщины могли работать. Если муж отправляется в длительную поездку, то он должен оставить жене достойное содержание, или ей разрешается заняться каким-либо «непредосудительным ремеслом», например прядением [5, ГХ.74-76, С.351]. Несмотря на то, что женщину пытались оградить от социальной активности, она могла работать и зарабатывать на жизнь и даже содержать своего мужа [5, VIII. 362, С.326].

В период становления брахманизации женщина теряет свое право читать священные тексты и участвовать в религиозных церемониях (за исключением домашних ритуалов), обрядом инициации (упанаяна) для женщины становиться церемония бракосочетания [3, гл 22(32), С. 115].

Отношение к женщине. Все составители шастр без исключения сходятся во мнении, что хорошая, благочестивая женщина заслуживает уважительного отношения и почитания [8, Кн.1.74-75,82(81), С.33-34].

Достаточно часто в текстах упоминается отношение к женщине как к собственности или ценному имуществу [4, 14.15(16) С.130]. Покупка жен

была обычным явлением в Древней Индии, что с одной стороны подтверждается в «Законах Ману» правилом УШ.204. [5, С.301], но противоречит правилу Ш.51-54 [5, С.92].

Суммируя все вышесказанное, перед нами предстает внешне красивая, по характеру добрая, любящая, покладистая, трудолюбивая, способная улучшать свой характер, но почти бесправная женщина. Таков идеал индийской женщины. Литература смрити отражает суть процесса «консервирования зависимого состояния женщин в семье и обществе» [10, С.16], который происходил на протяжении столетий параллельно с развитием индуизма и кастового строя. Противоречия, встречающиеся в текстах, говорят, что женщина обладала и свободами, и правами, но в тоже время уже можно увидеть этот «идеальный» образ индийской женщины, беспрекословно подчиняющейся и боготворящей своего мужа. Однако в современной индийской традиции именно этот общепринятый идеальный образ женщины начинает меняться.

С увеличением влияния брахманов в обществе, положение женщин становилось все более зависимым. Ограничение в правах в основном касается женщин, принадлежащих высшим кастам. В этих текстах строго оговариваются права и обязанности женщины по отношению к семье и мужу, обязанностей, конечно же, намного больше, чем прав. Если начать с рождения, то о рождении дочери даже не упоминается, нужен только сын. Сын - продолжатель рода, именно он совершает обряд шраддха (поминание предков), в сыне отец продолжает жить. Девочку нужно как можно раньше выдать замуж, чтобы избежать греха убийства потомков. Был отменен ритуал упанаяна для девочек первых трех варн, а это означало, что женщинам запретили читать и слушать священные тексты (путь к безграмотности), принимать участие в жертвоприношениях. Женщина превратилась в собственность, которой мужчина может распоряжаться, как хочет.

Главной функцией женщины стало материнство, преданное и безропотное служение мужу, каким бы он не был, и его семье. Поскольку

в Индии женщина - мать возведена на высокий пьедестал, именно в этой роли ей поклоняются и почитают как богиню.

Своды религиозных наставлений (смрити), которые были призваны регулировать правила поведения людей, интерпретировались по-разному, с выгодой для тех, кто сильнее, богаче, влиятельней. Например, если даже в шастрах вторичное замужество в некоторых случаях разрешалось, постепенно оно превратилось в социальное табу.

В литературе смрити женщина предстает как неотъемлемая, лучшая часть своей семьи. В окружении своих родственников, особенно в статусе матери, она делает семью крепче, позволяя ей полноценно функционировать. Женщина в индийской традиции понимается не как отдельная личность, а как некая сила (шакти), энергия, которая нужна для поддержания порядка в семье, роду, клане, обществе.

Литература

1. Алъбедилъ М. Ф. Женская энергия - основа семейных отношений в индуизме. Стр. 68 - 77// Индийская жена: исследования, эссе. М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. 247 с.

2. Вигасин А.А. Женщина в древней Индии (вместо послесловия). Стр. 300-332 / Вардиман. Женщина в древнем мире. Пер. с нем. М.С.Харитонова. Послеслов. А. А. Вигасина. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. 335 с: ил. (По следам исчезнувших культур Востока).

3. Вишну-смрити // пер.с санскр., предисл., коммент. и прил. Н.А.Корнеевой. М.: Вост.лит., 2007. 421 с.

4. Дхармашастра Нарады. Пер. с санскрита и коммент. А.А.Вигасина и А.М. Самозванцева. Вступ. ст. А.А.Вигасина. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 256 с.

5. Законы Ману. М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002. 496 с. (Серия «Антология мудрости»)

6. Ляшенко Е.Н. Правовое положение женщины по древнеиндийским источникам // Вестник ВУиТ. 2013. №2 (78) // URL: https://cyberleninka.ru/article /n/pravovoe-polozhenie-zhenschiny-po-drevneindiyskim-istochnikam

(дата обращения: 29.07.2019).

7. Самозванцев А.М. Индийская женщина в литературе дхармашастр. Стр. 37-47 \\ Индийская жена: исследования, эссе. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. 247 с.

8. Самозванцев А.М. Книга мудреца Яджнавалкьи. М.: Издательская фирма «Вост. лит.» РАН, 1994. 376с.

9. Шинкаренко К.И. Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность. Автореф. к.юр.наук. Москва. 2010, 34с.

10. Юрлова Е.С. Женщины Индии. Традиция и современность. -М.: Институт востоковедения РАН, 2014. 520 с.

11. The Oxford History of Hinduism. Hindu Law. A New History of Dharmasastra. \\ Edited by PATRICK OLIVELLE DONALD R. DAVIS, JR.-OUP, 2018.- 551 pp.

12. Woman in the Sacred Scriptures of Hinduism. Mildreth Worth Pinkham. New York. Columbia University Press.1941.

13. Women in India: A Social and Cultural History, Volume 1. Front Cover.Sita Anantha Raman. Praeger/ABC-CLIO, 2009. Reference . 440 pp.

References

1. Al'bedil', M.F. (1996). ZHenskaya energiya - osnova semejnyh otnoshenij v induizme [Female energy is the basis of family relations in Hinduism.]. 68-77 pp.// Indiyskaya jena: issledovaniya, esse. M: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya Hteratura» RAN. 247 s. (in Russian)

2. Dharmashastra Narady. Per. s sanskrita i komment. A.A.Vigasina i A.M. Samozvanceva. (1998). Vstup. st. A.A.Vigasina. Moskva: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya Hteratura» RAN. 256 s. (in Russian)

3. Lyashchenko, E.N. Pravovoye polozheniye zhenshchiny po drevneindiyskim istochnikam [Legal status of women according to ancient Indian sources] // Vestnik VUiT 2013. №2 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo voe-polozhenie-zhenschiny-po-drevneindiyskim-istochnikam (accessed: 29.07.2019) (In Russian)

4. Samozvancev, A.M. (1996). Indijskaya zhenshchina v literature dharmashastr [Indian woman in dharmashastra literature.]. Str. 37-47 \\ Indijskaya zhena: issledovaniya, esse. M.: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya literatura» RAN. 247 s. (in Russian)

5. Samozvancev, A.M. (1994). Kniga mudreca Yadzhnavalk'I [The book of the sage Yajnavalkya]. M.: Izdatel'skaya firma «Vost. lit.» RAN. 376 s. (in Russian)

6. Shinkarenko, K.I. (2010). Pravovoe polozhenie zhenshchin v Indii: tradicionalizm i sovremennost [The legal status of women in India: traditionalism and modernity]. Avtoref. k.yur.nauk. Moskva. 34 s. (in Russian)

7. The Oxford History of Hinduism. Hindu Law. A New History of Dharmasastra. (2018). \\ Edited by PATRICK OLIVELLE DONALD R. DAVIS, JR.- OUP.551 p. (In English)

8. Vigasin, A.A. (1990). ZHenshchina v drevnej Indii (vmesto poslesloviya) [A woman in ancient India (instead of an afterword)]. Str. 300-332/ Vardiman. ZHenshchina v drevnem mire [Woman in the ancient world]. Per. s nem. M.S.Haritonova. Posleslov. A. A. Vigasina.- M.: Nauka. Glavnaya redakciya vostochnoj literatury. 335 s. (Po sledam ischeznuvshih kul'tur Vostoka). (in Russian)

9. Vishnu-smriti/ per.s sanskr., predisl., komment. i pril. N.A.Korneevoj. - M.: Vost.lit., 2007. 421 s. (in Russian)

10. Woman in the Sacred Scriptures of Hinduism. Mildreth Worth Pinkham. (1941). New York. Columbia University Press. (In English)

11. Women in India: A Social and Cultural History, Volume 1. (2009). FrontCover.Sita Anantha Raman. Praeger/ABC-CLIO. Reference. 440 p. (In English)

12. Yurlova, E.S. (2014). ZHenshchiny Indii. Tradiciya i sovremennost' [Women Of India. Tradition and modernity.]. M.: Institut vostokovedeniya RAN. 520 s. (in Russian)

13. Zakony. Manu [Laws. Manu.].(2002). M.: Izd-vo EKSMO- Press. 496 s. (Seriya «Antologiya mudrosti»). (in Russian)

Авторы публикации

Authors of the publication

Сабирова Римма Наилевна — старший Rimma N. Sabirova — senior lecturer

преподаватель

Kazan Federal University

Казанский федеральный университет Email: nrimman@yandex.ru Email: nrimman@yandex.ru

Тябина Диана Владимировна -

старший преподаватель Казанский федеральный университет Email: tbdia@mail.ru

Diana V. Tyabina - senior lecturer Kazan Federal University Email: tbdia@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.