Контарев А.А.
Социально-правовой контроль - рецепт эффективного противодействия
коррупции
Борьба с коррупцией относится к ряду приоритетных задач по обеспечению национальной безопасности России. Именно коррупция является ведущим фактором стагнации экономики, прогрессирующего социального неравенства, слабой эффективности многих социальных программ, направленных на решение неотложных проблем в различных сферах общественной и государственной жизни. Необходимо признать, что эффективность институтов правового государства и гражданского общества, правовых механизмов реализации интересов личности, общества и государства чрезвычайно мала в контексте коррупционной активности чиновников и низкого уровня правового сознания населения. Коррупция является следствием происходящих в обществе экономических и политических процессов: политической нестабильности, экономического упадка, деградации морали, ослабления системы социального контроля.
Современная Россия последовательно идет по пути формирования политических и правовых начал противодействия коррупции, расценивая проблему коррупции и борьбы с ней в качестве основных для российского общества и государства. В 2006 году были ратифицированы Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, в результате чего Россия стала участницей Группы государств против коррупции (ГРЕКО). Важным шагом на пути формирования институциональных механизмов борьбы с коррупцией стало издание Указа Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию коррупции» от 19 мая 2008 года № 815. Тем не менее следует признать, что сегодня Россия находится лишь в самом начале пути формирования эффективного антикоррупционного порядка.
Сказанное объясняет внимание органов государственной власти и общественного самоуправления, политических деятелей и научной общественности к Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с коррупцией», состоявшейся 19 июня 2008 года в Ростовском юридическом институте МВД России. В ее работе принимали участие: представители филиала ВНИИ МВД России по ЮФО, Академии изучения проблем национальной безопасности, судьи, прокуроры Ростовской области, сотрудники ГУ МВД России по Южному федеральному округу, Федеральной службы безопасности по Ростовской области, руководители ГУВД Ростовской области, профессорско-преподавательский состав вузов МВД России, Южного федерального университета, других вузов России и Ростовской области.
Общее направление обсуждения проблемы противодействия коррупции было задано взвешенной оценкой Председателя Правления Всемирного антикриминального и антитеррористического форума, доктора экономических наук А.С. Куликова, который в своем докладе, в частности, сказал, что одна из основных причин укоренения этого зла состоит в том, что «.. .многие властные процедуры остаются непрозрачными, следовательно, не контролируемыми гражданским обществом. Коррупционное поведение государственных служащих дискредитирует власть, а сам государственный аппарат теряет управляемость. Торговля властью отрезает путь честным людям от предпринимательской деятельности и приводит к преобладанию авантюрного, спекулятивного капитала в ущерб производительному. Отсутствие социально-правового контроля за состоянием противодействия коррупции и ее социальной базы - организованной преступности - обусловливает их безнаказанность, обеспечивает их дальнейшую детерминированность».
По мнению участников конференции, трудности российской антикоррупционной политики обусловлены противоречиями, сложившимися между коррупционными отношениями и антикоррупционным правовым порядком, который нельзя признать эффективным. Вся совокупность противоречий концентрируется в четырех основных группах - концептуальная неразработанность целей и задач антикоррупционной политики, правовая неурегулированность определенной совокупности общественных отношений, правовая неопределенность понятия коррупции и коррупционного преступления, противоречия действующего законодательства.
В качестве цели антикоррупционной политики предложено рассматривать снижение уровня коррупции посредством реализации прав и свобод человека и гражданина, общества и государства на основе реализации следующих задач: предупреждение коррупционных правонарушений; обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях предусмотренными нормативными правовыми актами; мониторинг коррупционных факторов и эффективности реализуемых мер антикоррупционной политики; формирование антикоррупционного общественного мнения; обеспечение прав граждан на доступ к информации о фактах коррупции; создание механизма против подкупа граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и
местного самоуправления; создание условий для замещения должностей государственной и муниципальной служб лицами с высокими моральными устоями.
Существенным представляется обсуждение вопроса, касающегося определения коррупции, которое не закреплено действующим российским законодательством. После сопоставления различных точек зрения многие участники согласились с тем, что под коррупцией следует понимать использование публичных возможностей для реализации личных или корпоративных интересов в ущерб общественным. Важным представляется то, что данное определение отождествляет коррупцию не только с взяточничеством, а со всей совокупностью преступлений коррупционного характера. Такое определение не только играет институциональную роль в развитии и систематизации антикоррупционного законодательства, оно содержит социальную и политическую оценку данного явления, представляет собой идеологическую установку формирования антикоррупционного правопорядка.
Важной частью антикоррупционной политики является формирование антикоррупционного законодательства. Для правовой институционализации эффективного антикоррупционного правового порядка необходимо:
- разработать концепцию государственной антикоррупционной политики; принять закон «О борьбе с коррупцией»;
- внести изменения и дополнения в Уголовный, Гражданский, Гражданско-процессуальный, Трудовой кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях и федеральные законы, регулирующие государственную службу, оборону, безопасность государства, военную службу, службу в органах внутренних дел и других силовых структурах, в целях устранения в них как внутренних противоречий, так и противоречий между ними; предусмотреть административную ответственность за нарушение государственным служащим данной им Присяги в виде административного штрафа, предусмотренного КоАП;
- в санкции статей об ответственности за должностные преступления необходимо внести изменения и дополнения, в частности, такой вид наказания, как штраф, должен выступать в качестве дополнительного обязательного вида наказания, равно как и лишение виновного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- дополнить КоАП соответствующей статьей; в КоАП установить административную ответственность за мелкий должностной подкуп в виде штрафа в размере трехкратной стоимости незаконно полученного вознаграждения, установив максимальный размер суммы подкупа до 5 МРОТ, тем самым разграничив понятия «взятка» и «мелкий должностной подкуп»;
- статью 575 ГК РФ следует подкрепить установлением административной ответственности за получение государственным служащим или должностным лицом подарков стоимостью более 5 МРОТ, предусмотрев в КоАП РФ специальную статью об административной ответственности за получение подарков свыше указанной суммы за совершение правомерных действий, входящих в компетенцию данного служащего или должностного лица;
- разработать правовой механизм, который позволял бы правоприменительным ведомствам документировать преступления коррумпированных должностных лиц без согласования и уведомления их руководителей, независимо от занимаемой должности и ведомственной принадлежности. Только при системной стратегии заинтересованных структур, постоянном использовании разнообразных политико-правовых средств и технологий масштабы коррупции могут быть минимизированы, появятся определенные успехи в борьбе с этим весьма распространенным явлением.
Проект закона «О борьбе с коррупцией»:
- должен включать определение коррупции как любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) как для себя, для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо представление такой выгоды указанному лицу;
- коррупционными должен признавать деяния, запрещенные следующими статьями УК РФ: 141 (пп. «а», «б»), 145, 159 (п. «в» ч. 2), 160 (п. «в» ч. 2), 163, 164, 170, 184, 188 (п. «б» ч. 3), 201, 202, 204, 210 (в случае ч. 2, 3 ст. 174, ч. 2, 3, 4 ст. 290, ч. 2 ст. 291), 210 (ч. 3) (в случае ч. 2, 3 ст. 174, ч. 2, 3 ст. 285, ч. 2, 3 ст. 286, ч. 3 ст. 287), 221 (п. «в» ч. 2), 226 (п. «в» ч. 2), 229 (п. «в» ч. 2), 285, 286, 288, 290, 304, 309 (ч. 1, 4).
В контексте приведения российского законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов (Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.) и Конвенции ООН против коррупции (декабрь 2003 г.) и др.) следует:
- разработать и принять законы - «О парламентском расследовании», «О правовом регулировании лоббистской деятельности», «О борьбе с организованной преступностью», «О праве граждан на информацию» и др.;
- внести изменения и дополнения в уголовное, административное, избирательное и иное законодательства;
- в нормативных правовых актах максимально подробно прописывать процедуры принятия тех или иных управленческих решений, а антикоррупционные меры должны пронизывать все законодательство;
- организовать контроль финансирования деятельности политических партий и кандидатов на избираемые должности в органы государственной власти и управления посредством введения международно-правовых стандартов бухгалтерского учета и аудита; специальный финансовый контроль за доходами членов семей должностных лиц.
В целях повышения эффективности противодействия коррупции необходим постоянный контроль населения представительной ветви власти, для чего следует восстановить практику наказов и право отзыва дефектных депутатов, а также ввести упрощенную процедуру референдумов. Необходимо предусмотреть транспарентные процедуры замещения должностей государственной службы и кандидатов на должности судей, обязательное декларирование доходов и расходов физических лиц, обязательное декларирование источников получения средств на приобретаемое дорогостоящее имущество (движимое и недвижимое) стоимостью превышающее 600 тыс. рублей и предметы роскоши.
Формирование институциональных механизмов противодействия коррупции также предполагает:
- создание дополнительных социальных льгот и гарантий для государственных служащих, которые могли бы реально поднять престиж службы, создать реальный конкурс на занятие должностей в органах власти и управления и исключить возможность потери такого статуса вследствие любого, даже самого незначительного коррупционного проступка;
- проведение тщательной ревизии российской нормативно-правовой базы, регламентирующей лицензирование, квотирование, сертификацию и другие виды разрешений на различные виды деятельности;
- разработку и реализацию комплексных региональных программ по противодействию экономической преступности и коррупции;
- организацию проведения антикоррупционной экспертизы ведомственных нормативных правовых актов и их проектов;
- разработку компьютерной антикоррупционной программы осуществления контроля за ходом рассмотрения документов, обращений и жалоб граждан в органах государственной власти и управления, их структурных подразделениях и иных ведомствах.
Обзор основных предложений, выработанных на конференции, хотелось бы закончить словами ее первого докладчика А.С. Куликова, уже цитированного выше: «До той поры, пока мы не преодолеем в себе страх, затмевающий здравомыслие, мы не сможем установить эффективный социально-правовой контроль, препятствующий криминализации общества, тормозящий его созидательное развитие. Не сможем подняться до желаемых вершин демократии, построить цивилизованный рыночный механизм развития и функционирования экономики, реально обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина». Правовые механизмы являются эффективным средством борьбы с коррупцией. Однако преодоление ее системного характера, искоренение этого зла возможно лишь при полноценном участии гражданского общества. Отсюда вывод, который может рассматриваться как основной в контексте прозвучавших идей: социально-правовой контроль - рецепт эффективного противодействия коррупции.