Научная статья на тему 'Социально-правовой анализ государственного и муниципального управления суицидальными процессами'

Социально-правовой анализ государственного и муниципального управления суицидальными процессами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ / УПРАВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT / SUICIDE / SUICIDAL BEHAVIOR / MANAGEMENT OF SUICIDAL BEHAVIOR / SUICIDAL MANAGEMENT PROCESSES / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаева Ирина Игоревна, Шевченко Александр Николаевич

Общественные проблемы в самых разных формах выявляются и решаются путём создания новой государственной политики или путём реформирования существующей на местном, национальном или международном уровне. В статье исследуются пути совершенствования эффективности государственного и муниципального управления суицидальным поведением. Наибольшее внимание уделено комплексному анализу нормативно-правовой базы в части установления основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, социального развития и реализации этих программ в сфере превенции суицидальной активности. В неразрывной связи со спецификой подобного воздействия рассматриваются меры правового регулирования и особенности правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and legal analysis of state and municipal management suicidal processes

Different forms of social problems identified and decided by development of a new state policy or by locally, nationally or internationally restructure of present public policy. The article examines ways to improve the effectiveness of state and municipal administration of suicidal behavior. The most attention is given to comprehensive analisis of the legal framework in the part of establishment of the foundations of federal policy and federal programs in the field of state, economic, social development and realization of these programs in the prevention of suicidal activity. In close connection with the specifics of such an impact are considered measures of legal regulation and peculiarities of law-enforcement practice.

Текст научной работы на тему «Социально-правовой анализ государственного и муниципального управления суицидальными процессами»

Социально-правовой анализ государственного и муниципального управления суицидальными процессами

Нечаева И. И.1, Шевченко А. Н.2

1. Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), Владимир, Российская Федерация.

2. Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Владимир, Российская Федерация.

Аннотация. Общественные проблемы в самых разных формах выявляются и решаются путём создания новой государственной политики или путём реформирования существующей на местном, национальном или международном уровне. В статье исследуются пути совершенствования эффективности государственного и муниципального управления суицидальным поведением. Наибольшее внимание уделено комплексному анализу нормативно-правовой базы в части установления основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, социального развития и реализации этих программ в сфере превенции суицидальной активности. В неразрывной связи со спецификой подобного воздействия рассматриваются меры правового регулирования и особенности правоприменительной практики.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, суицид, суицидальное поведение, управление суицидальным поведением, управление суицидальными процессами, правовое регулирование.

Для цитирования: Нечаева И. И., Шевченко А.Н. Социально-правовой анализ государственного и муниципального управления суицидальными процессами// Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Том 4. №3. С. 37-50

Сведения об авторах: Нечаева Ирина Игоревна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ). Адрес: 600000, Российская Федерация, г. Владимир, ул. Горького, 87. Е-шаП: nechaevaii@list.ru; Шевченко Александр Николаевич, магистрант по направлению «Государственное и муниципальное управление» Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Адрес: 600017, Российская Федерация, г. Владимир, ул. Горького, 59а. Е-шаП: demiurg_08@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 16.09.2019. Принята к печати: 19.12.2019

Проблема суицида является актуальной на протяжении многих веков, на стыках различных наук и общественной жизнедеятельности. Обращение к рассматриваемому явлению в призме различных аспектов обусловлено необходимостью осуществления комплексного анализа

состояния законности и правопорядка. В современной ситуации, проблема обретает все большую актуальность в контексте реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, предписывающей обеспечение государственной и общественной безопасности, социальной стабильности, повышение качества работы органов государственной власти в условиях его сбалансированного взаимодействия с гражданским обществом и в целях реализации гражданами Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, в частности, права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие.

Современная обстановка появившейся и растущей безнравственности, различных моральных допущений и стирания границ норм ставит перед исследователями абсолютно новую проблему -управления суицидальными процессами, в том числе суицидальными рисками. На арену выходят, с одной стороны, криминогенные объединения с деструктивным влиянием, с другой стороны, государство и гражданское общество, с их институтами социализации и механизмами позитивного превентивного воздействия на саморазрушительное поведение. Таким образом, появляются три основных актора: социальные институты, государство (государственное и муниципальное управление) и криминогенные механизмы (теневые институты), гипотетически имеющие возможность осуществлять управление суицидальными процессами. Именно социальное управление в целом и государственное управление, как его важнейшая часть, призваны воздействовать на общество с целью его упорядочивания и сохранения качественной специфики. Государственное и муниципальное управление призвано регулировать общественные отношения или отношения, приобретающие общественное значение.

Важно отметить, что в научной и публицистической литературе понятие управления встречается в рамках исследуемой проблемы в неразрывной связи с суицидальными рисками. Хотелось бы отметить принципиальный момент: суицидальный процесс есть совокупность факторов суицидального риска и защитных факторов. Т.е., понятие суицидального риска более узко по сравнению с рассматриваемыми нами суицидальными процессами.

Подходы к классификации суицидорисковых групп

Рассматривая вопросы управления суицидальным поведением, мы не можем не согласиться с мнением С.В. Зиновьева, который в своей книге «Суицид. Попытка системного анализа» призывает обратить внимание на то, что ни один политик, эколог или пацифист не выступает против самоубийств, в отличие от геноцида или экологических последствий

технологического прогресса, что, по его мнению, само по себе симптоматично3.

Говоря об основных направлениях государственного и муниципального управления поведением суицидентов в России, прежде всего, необходимо определить качественный состав основной суицидорисковой группы. Так, С.В. Зиновьев выделяет три психотипа людей, сформировавшиеся в постсоветский период: непосредственно, «постсоветский» суть потерянный, человек с доминирующим стремлением избежать проблем, очередной неудачи; «делец», то есть предприниматель начала 90-х с главным жизненным курсом на материальное обогащение и приоритетом власти; «криминогенный» тип - человек с высокой склонностью к импульсивности, агрессии и незамедлительному получению удовольствия. Наше внимание в данной типологизации обращено на склонность к упрощенному видению себя и мира, о которой говорит исследователь, обобщая характеристики суицидального риска. Однако вектор анализа в данной систематике составляет социальная направленность личности или отсутствие данной направленности, что само по себе уже говорит о деформации личности в социологическом плане. При этом анализ не включает в себя демографические и профессиональные аспекты.

Современные реалии заставляют нас прийти к иной классификации: наиболее суицидорисковой группой сегодня являются дети и подростки; лица, занятые в профессиональных сферах повышенного эмоционального напряжения (военнослужащие, врачи, сотрудники полиции и т.д.) и лица, находящиеся в местах лишения свободы. Однако эта типологизация носит очень условный характер. Аномическое состояние государства и общества накладывает суицидальные риски практически на всех граждан.

В сложившихся условиях необходимо участие государственных и муниципальных органов в урегулировании вопросов, связанных с очевидным ростом добровольной смерти.

Нормативные основы государственного и муниципального управления в сфере защиты подростков и молодежи

В контексте статьи рассматриваемый нами вопрос относится к ведению Российской Федерации в части «установления основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития» государства (п. «е» ст. 71 Конституции РФ). В основном определение средств и механизмов реализации федеральной политики и федеральных программ остается за субъектами РФ.

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Обратимся к государственной семейной

3См.: Зиновьев С.В. Суицид. Попытка системного анализа. - СПб.: СОТИС, 2002. - С.8.

политики, представляющей собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей. Государственная семейная политика формируется и реализуется как многосубъектная деятельность с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, средств массовой информации, а также граждан4.

В рамках вопроса управления суицидальными процессами наибольший интерес для нас представляют следующие принципы, лежащие в основе государственной семейной политики Российской Федерации:

> равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;

> презумпция добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родительства в семье и обществе;

> ответственность каждой семьи за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его здоровья;

> дифференцированный подход к предоставлению гарантий по поддержанию уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;

> единство принципов и целей семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

> обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей, в особенности отнесенных к группам социального риска, а также равного доступа к социальным услугам для всех семей.

Дети и подростки, живущие в неблагополучных семьях, зачастую становятся объектом противоправной деятельности. В современной мире существуют криминальные структуры, вовлекающие уязвимую категорию детей и подростков в «игры» в самоубийство. На этом фоне очень важным нам представляется следующий ряд задач по профилактике семейного

4Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р

неблагополучия, которые сформулированы в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Прежде всего, развитие программ по работе с лицами, подвергающимися психологическому или физическому насилию в семье; развитие форм досуга, спорта, туризма и дополнительного образования, ориентированных на интеграцию детей групп риска и детей, находящихся в социально опасном положении; разработку и внедрение модельных стандартов социальных услуг для семей групп социального риска; реализацию просветительских программ среди молодежи по профилактике насилия, проведение информационных кампаний о ресурсах, а также продолжение общенациональной кампании по противодействию совершению правонарушений в отношении детей, и прочие.

Концепция предусматривает порядок и средства ее реализации на региональном уровне, что отражено в разделе IV. «Реализация государственной семейной политики на региональном уровне», посредством повышения роли органов местного самоуправления и общественных объединений; разработки в рамках законодательства субъектов Российской Федерации нормативно-правовой базы семейной политики; обеспечения экспертной и консультативной помощи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления и организациям, осуществляющим деятельность в сфере защиты прав семьи и детей; разработки регионального поэтапного плана реализации государственной семейной политики, включающего определение системы направлений, практических мер и механизмов реализации государственной семейной политики и др.

Эти меры и пути их реализации призваны косвенно управлять суицидальными тенденциями в подростковой и молодежной среде, прежде всего, и среди населения страны в целом.

Кроме Концепции, к косвенным механизмам можно отнести и Национальную стратегию действий в интересах детей на 2017-2022 годы, утвержденную Указом Президента Российской Федерации 1 июня 2012 г. № 7615. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ.

В разделе IV «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни» предусмотрены меры по развитию политики формирования ЗОЖ, в частности в сфере формирования положительного образа здорового образа жизни посредством социальной рекламы, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть "Интернет", телефоны службы анонимного консультирования; через

5Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/70183566/#ixzz4JOQFMLOy

развитие волонтерского движения; проведение мониторинга по стандартной оценке качества жизни ребенка и прочее. Очень важна разработка программы противодействия пропаганде молодежных суицидов в интернет-среде.

Еще одним документом, представляющим весомую нормативно-правовую регламентацию, является Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся».

Департамент предлагает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования6, через принятие ряда дополнительных профилактических мер для снижения суицидальной активности. Управление суицидальным поведением для его спада посредством «родительского всеобуча»; организации профилактических работ в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ общего

образования; систематического осуществления повышения квалификации педагогических кадров; межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и др. Кроме того, повести во исполнение пункта 1.4 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 16 августа 2011 г. N 1 по вопросу «О реализации мер, направленных на снижение смертности детей от внешних причин» проверки выполнения в субъектах Российской Федерации федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106.

Среди документов, регулирующих суицидальные процессы также необходимо указать:

- Директива Минобороны РФ от 31.07.1996 п Д-18 «О мерах по предотвращению самоубийств в вооруженных силах Российской Федерации»

- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 22-06-86 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков».

- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков».

- План мероприятий по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011-2015 годы.

- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 20 мая 2013 г. N 72 «Об утверждении Инструкции по

6Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»// http://ratepp.ru/publ/6-1-0-95

профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы ».

Кроме федеральных программ регулирования суицидальных процессов среди различных категорий граждан необходимо рассмотреть программы и стратегии регионального уровня. Среди документов по Санкт-Петербургу и Ленобласти, регулирующих общественные отношения по рассматриваемому вопросу можно отметить, в первую очередь, «О стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 августа 2012 г. № 864». В ней обозначено, что социальная политика в отношении детей является приоритетом государственной политики Санкт-Петербурга. Анализируя рассматриваемую Стратегию, необходимо отметить, что аналогично с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 1 июня 2012 г. № 761, в ней определены «Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков», среди которых развитие социальной рекламы, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних; взаимодействие с общественными организациями, осуществляющими свою деятельность по пропаганде здорового образа жизни; активизацию деятельности центров здоровья для детей; расширение программ по подготовке психологов, психиатров и других специалистов кризисных служб по профилактике подросткового суицида; совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей ограничение рекламы, установление строгих требований к продаже и пропаганде, в том числе скрытой, алкогольной и табачной продукции.

Кроме того, среди документов, регламентирующих тем или иным образом деятельность по профилактике суицидов, можно указать:

- Приказ Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 02.10.2000 №258-п «О назначении Городской комиссии по контролю за получением, хранением, отпуском, учетом и рациональным использованием наркотических, ядовитых, сильно действующих лекарственных средств и психотропных веществ в государственных учреждениях здравоохранения и аптечных предприятиях Санкт-Петербурга».

- Закон Санкт-Петербурга от 19.10.2001 №691-84 «Об охране здоровья граждан в Санкт-Петербурге».

- Закон Санкт-Петербурга от 26.10.2001 №701-88 «О грантах Санкт-Петербурга на производство и размещение социальной рекламы».

- Письмо Комитета общего и профессионального образования от 2 ноября 2004 года N 2214-03/09 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».

Сравнительный и содержательный анализ законодательства г. Санкт-Петербурга, регулирующего вопросы указанной направленности, позволяет сделать вывод о скудности предпринимаемых мер в прошлые годы и положительных тенденциях в настоящее время.

Изучив основные нормативно-правовые акты в сфере профилактики суицида, мы можем сделать вывод, что наиболее активная работа проходит среди детей и подростков. Это обусловлено особой суицидорисковой опасностью.

Нормативные основы государственного управления в регулировании превенции суицидальной активности среди

военнослужащих

Другой рисковой группой являются военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации. Эмиль Дюркгейм отмечал склонность военных к самоубийству в 10 раз большую, чем у гражданского населения. Среди основных причин, способствующих возникновению суицидальных мыслей, он называет слабое осознание индивидуальности у военных, их низкую оценку собственной жизни, когда любой повод становится железным аргументом к тому, чтобы свести счеты с жизнью.

Основные меры по профилактики самоубийств военнослужащих изложены в Директиве Минобороны РФ от 31.07.1996 п д-18 «О мерах по предотвращению самоубийств в Вооруженных силах Российской Федерации»7. В части обоснования говорится о том, что, несмотря на осуществляемые в Вооруженных Силах Российской Федерации мероприятия по укреплению правопорядка, воинской дисциплины и обеспечению безопасности военной службы, в ряде объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и военно-учебных заведений продолжают иметь место самоубийства и покушения на них. По данным Министерства обороны РФ более 80% суицидов и суицидальных попыток приходятся на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в том числе две трети солдатами (матросами) и сержантами (старшинами). Возросло число самоубийств среди офицеров и прапорщиков (мичманов). Растет количество суицидальных происшествий в ходе несения караульной службы, каждое третье из них происходит с использованием огнестрельного оружия. На один случай самоубийства приходится до 5 попыток их совершения, вследствие чего военнослужащие получают тяжелые травмы и увечья8. Кроме того, указывается на отсутствие системности и комплексности в работе органов военного управления по предотвращению суицидальных происшествий.

7Директива Минобороны РФ от 31.07.1996 п Д-18 О мерах по предотвращению самоубийств в Вооруженных силах Российской Федерации//https://www.lawmix.ru/pprf/106162

8См.: Директива Минобороны РФ от 31.07.1996 п Д-18 О мерах по предотвращению самоубийств в Вооруженных силах Российской Федерации.

В качестве мер профилактики указываются психолого-педагогические действия по исследованию индивидуально-психологических и профессиональных качеств слушателей (курсантов) военно-учебных заведений, призывников и контрактников; разработка и введение системы мероприятий по формированию высокой психологической устойчивости слушателей (курсантов), способности противостоять негативным факторам воздействия в условиях современной войны, укреплению психологического здоровья и привитию навыков индивидуально-психологической работы с подчиненными; постоянный мониторинг психологического состояния военнослужащих и др. Кроме того, при комплектовании подразделений в обязательном порядке учитывать заключения о профессиональной пригодности военнослужащих, а также выводы и рекомендации специалистов медицинских служб и военных психологов; военнослужащих, совершивших попытки самоубийства, для несения службы в караулах не назначать.

Предупреждение самоубийств среди осужденных

Еще одной категорией, входящей в зону суицидального риска, являются лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Здесь ситуация также требует внимания, однако не только исходя из суицидорисковых факторов (сложные переживания, в основе которых лежат беспокойство, страх за свою жизнь и безопасность, боязнь потерять себя как личность), но и учитывая криминальность множества суицидов, демонстративно-шантажный характер большинства из них.

Предупреждение самоубийств среди осужденных представляет собой целостный процесс, осуществляемый всеми частями и службами ИУ и состоящий в проведении комплекса мероприятий психологического, воспитательного, оперативно-розыскного, режимного и иного характера в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению суицидов в исправительном учреждении; выявления лиц, склонных к суициду, и оказания на них индивидуально -профилактического воздействия; предупреждения замышляемых и подготавливаемых самоубийств со стороны осужденных.

Основными направлениями превентивной деятельности являются общая профилактика, направленная на выявление, ослабление и, по возможности, устранение социальных и социально-психологических причин и условий, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения осужденных; индивидуальная профилактика, направленная на своевременное выявление осужденных, склонных к суициду, и осуществление с ними индивидуально-профилактической работы и предупреждение замышляемых и подготавливаемых самоубийств.

Наиболее подверженные риску лица, которые, в соответствии с п. 23 приказа Минюста России от 20 ноября 2006 г. № 333 «Об утверждении

инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» должны ставиться на профилактический учет.

Необходимо отметить, что профилактика самоубийств не входит в число приоритетных задач оперативного работника, так как указанная задача не предусмотрена нормативно-правовыми актами, регламентирующими оперативно-розыскную деятельность в уголовно-исполнительной системе. Однако оперативные работники, будучи сотрудниками УИС, обязаны выполнять требования приказа, предписывающего всем службам исправительных учреждений активно участвовать в работе по профилактике правонарушений в соответствии с функциональными обязанностями. Вместе с тем приказ предусматривает профилактику не только правонарушений, но и суицидов: «...выявляют лиц, склонных к различным правонарушениям и суицидальному поведению», «осуществляют меры. по предотвращению с их стороны противоправного поведения и суицидальных попыток»9. Следовательно, задача предупреждения суицидов относится, в том числе, и к компетенции оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы.

Выводы

При работе с темой суицида, мы сталкиваемся с одной стороны, с достаточно всесторонним изучением данной проблемы, с другой стороны, со скудностью статистических данных по самоубийствам и практических материалов по предотвращению суицидального поведения. Особенной скудностью, как теоретической информации, так и эмпирических данных отличается анализ федерального законодательства, регулирующего общественные отношения по рассматриваемому вопросу. В рамках статьи мы указали основные нормативно-правовые источники, прямо или косвенно регулирующие превенцию суицидальной активности за последние сорок лет.

Подводя итог, стоит отметить, что ведутся различные профилактические меры в сфере управления суицидальными процессами, однако все меры действуют лишь частично. Профилактической работе не хватает комплексности и взаимодействия всех структур государственной и муниципальной власти.

Мы видим необходимость постоянной работы по выявлению причин суицидов среди детей и подростков, молодежных суицидов и совершенствования ее практической эффективности; налаживания взаимодействия между органами государственного и муниципального управления, Министерствами, ведомствами и подчиненными органами в сфере противодействия криминальных суицидов и профилактики

9См.: п. 18, 19, 21 приказа Минюста России от 20 ноября 2006 г. № 333 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

суицидальных попыток и самоубийств среди различных категорий граждан; усиления контроля над образовательными учреждениями, исправительными учреждениями, структурными подразделениями Вооруженных сил РФ и т.д. во исполнение нормативно-правовых актов Российской Федерации и нормативно-правовых актов субъектов РФ в сфере профилактики суицида; повышения уровня информированности родителей и психолого-педагогического состава; повышения ответственности муниципалитета в сфере пропаганды здорового образа жизни среди населения, особенно детей и подростков и прочее.

Источники

Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "Консультант Плюс", 2016.

Демография и социально-экономические проблемы народонаселения. Информационно-библиографический бюллетень литературы, изданной в 2014-2015 гг.//Под редакцией к. э. н. В. В. Елизарова, к. э. н. И. А.Троицкой. Выпуск 16. Москва 2016. - 176 с.

Директива Минобороны РФ от 31.07.1996 n Д-18 О мерах по предотвращению самоубийств в Вооруженных силах Российской Федерации //https://www.lawmix.ru/pprf/106162.

Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 г.

Зиновьев С.В. (2002). Суицид. Попытка системного анализа. - СПб.: СОТИС,-

144с.

Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2000 № 22-06-86. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.02.2012 г. № 06-356 О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2012 N 864 О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы.

Приказ Минюста России от 20 ноября 2006 г. № 333 Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Bertolote JM, Fleischmann A, De Leo D. (2005). Suicide attempts, plans and ideation in culturally diverse sites: the WHO SUPRE-MISS community survey. Psychol Med.

Bertolote JM. (2001). Suicide in the world: an epidemiological overview 1959-2000. In: Wasserman D, editor. Suicide - an unnecessary death. London: Dunitz. P. 3-10.

Caspi A, Sugden K, Moffitt TE.(2003). Influence of life stress on depression: moderation by a polymorphism in the 5-HTT gene. Science.

Conner KR, Phillips M, Meldrum S. (2005). Low-planned suicides in China. Psychol

Med.

Fleischmann A, Bertolote J.M, De Leo D. (2005). Characteristics of attempted suicides seen in emergency-care settings of general hospitals in eight low- and middle-income countries. Psychol Med.

Krug E.G, Dahlberg L.L, Murcy J.A. (2002). World report on violence and health. Geneva: World Health Organization.

Mann J.J, Apter A, Bertolote J. (2005). Suicide prevention strategies: a systematic review. JAMA.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Phillips MR, Yang G, Zhang Y. (2002). Risk factors for suicide in China: a national case-control psychological autopsy study. Lancet.

Schmidtke A, Bille-Brake U, De Leo D. (2004). Suicidal behaviour in Europe: results from the WHO/EURO multicentre study on suicidal behaviour. Gottingen: Hogrefe and Huber;

Wasserman D, Cheng Q, Jiang G.X. (2005). Global suicide rates among young people aged 15-19. World Psychiatry.

Wasserman D. A. (2001). Stress-vulnerability model and the development of the suicidal process. In: Wasserman D, editor. Suicide - an unnecessary death. London: Dunitz; P. 13-27.

Social and legal analysis of state and municipal management suicidal processes

Irina I. Nechaeva,1 Aleksandr N. Shevchenko2

1.Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs (Vladimir State University), Vladimir, Russia.

2.Vladimir Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA), Vladimir, Russia.

Abstract. Different forms of social problems identified and decided by development of a new state policy or by locally, nationally or internationally restructure of present public policy. The article examines ways to improve the effectiveness of state and municipal administration of suicidal behavior. The most attention is given to comprehensive analisis of the legal framework in the part of establishment of the foundations of federal policy and federal programs in the field of state, economic, social development and realization of these programs in the prevention of suicidal activity. In close connection with the specifics of such an impact are considered measures of legal regulation and peculiarities of law-enforcement practice.

Keywords: state and municipal management, suicide, suicidal behavior, management of suicidal behavior, suicidal management processes, legal regulation.

For citation: Nechaeva I. I., Shevchenko A. N. Main directions of state and municipal management of suicidal behavior in russia and ways to improve the effectiveness. In: Communicology: electronic scientific journal. 2019. Volume 4. No.3. P. 37-50

Inf. about the authors: Nechaeva Irina I., Candidate of Sociological Sciences, associate Professor, associate Professor Department of sociology, Vladimir state University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov

(VlSU). Address: 600000, Russia, Vladimir, Gorkogo, 87. E-mail: nechaevaii@list.ru;

Shevchenko Aleksandr Nikolaevich, postgrafuate student at the Department of Public

Relations and Media Policy, Vladimir branch of the Russian Academy of National

Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

(Ranepa). Address: 600017, Russian Federation, Vladimir, Gorky street, 59A. E-mail:

Demiurg_08@mail.ru

Received: 16.09.2019. Accepted: 19.12. 2019. References

Annual Report on Human Rights in the Russian Federation for 2015. (In Rus.).

Bertolote JM, Fleischmann A, De Leo D. (2005). Suicide attempts, plans and ideation in culturally diverse sites: the WHO SUPRE-MISS community survey. Psychol Med.

Bertolote JM. (2001). Suicide in the world: an epidemiological overview 1959-2000. In: Wasserman D, editor. Suicide - an unnecessary death. London: Dunitz. P. 3-10.

Caspi A, Sugden K, Moffitt TE.(2003). Influence of life stress on depression: moderation by a polymorphism in the 5-HTT gene. Science.

Conner KR, Phillips M, Meldrum S. (2005). Low-planned suicides in China. Psychol

Med.

Demography and socio-economic problems of the population. Information and bibliographic bulletin literature published in 2014-2015, Edited by .//. E. n. VV Elizarov to. E. n. I. A.Troitskoy. Issue 16. Moscow, 2016. 176 p. (In Rus.).

Fleischmann A, Bertolote J.M, De Leo D. (2005). Characteristics of attempted suicides seen in emergency-care settings of general hospitals in eight low- and middle-income countries. Psychol Med.

Krug E.G, Dahlberg L.L, Murcy J.A. (2002). World report on violence and health. Geneva: World Health Organization.

Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 26.01.2000 № 22-06-86. On the measures of prevention of suicide among children and adolescents. (In Rus.).

Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 27.02.2012 № 06-356 On Measures for the prevention of suicidal behavior of students. (In Rus.).

Mann J.J, Apter A, Bertolote J. (2005). Suicide prevention strategies: a systematic review. JAMA.

Order of the Russian Ministry of Justice on November 20, 2006 № 333 On Approval of the Instruction on the prevention of offenses among those contained in the penal system institutions. (In Rus.).

Phillips MR, Yang G, Zhang Y. (2002). Risk factors for suicide in China: a national case-control psychological autopsy study. Lancet.

Russian Ministry of Defense Directive of 31.07.1996 n D-18 on measures to prevent suicides in the Armed Forces of the Russian Federation. (In Rus.).

Schmidtke A, Bille-Brake U, De Leo D. (2004). Suicidal behaviour in Europe: results from the WHO/EURO multicentre study on suicidal behaviour. Gottingen: Hogrefe and Huber;

Social support citizens in St. Petersburg 2015-2020 years.Presidential Decree of June 1, 2012 N 761 On the National Action Strategy for Children for 2012-2017. (In Rus.).

St. Petersburg Government Decree of 16.08.2012 N 864 On the Strategy of Action for Children in St. Petersburg for 2012-2017. (In Rus.).

The concept of state family policy in the Russian Federation for the period until 2025, approved by the Federal Government on August 25, 2014 № 1618-p. (In Rus.).

The Russian Civil Code on November 30, 1994 N 51-FZ // ATP "Consultant Plus", in 2016. (In Rus.).

Wasserman D, Cheng Q, Jiang G.X. (2005). Global suicide rates among young people aged 15-19. World Psychiatry.

Wasserman D. A. (2001). Stress-vulnerability model and the development of the suicidal process. In: Wasserman D, editor. Suicide - an unnecessary death. London: Dunitz; P. 13-27.

Zinoviev, SV Suicide. Attempting system analysis. SPb .: SOTIS, 2002. 144 p. (In

Rus.).

Региональные практики работы с резервом управленческих кадров

Шебураков И.Б., Татаринова Л.Н.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация.

Аннотация: статья посвящена концептуальному осмыслению процессов формирования и использования резерва управленческих кадров на региональном уровне, определение проблемных зон и направлений совершенствования, основанных а личностно-ориентированном подходе, возможностей единого методологического подхода к реализации открытого конкурса в резерв на основе модели метакомпетенций и оценке управленческой готовности.

Ключевые слова: резервы управленческих кадров, формирование и использование резервов, региональные резервы управленческих кадров, кадровый потенциал, кадровая политика, личностно-профессиональная диагностика, оценка персонала, мотивация.

Для цитирования: Шебураков И.Б., Татаринова Л.Н. Региональные практики работы с резервом управленческих кадров// Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Том 4. №3. С. 50-64

Сведения об авторах: Шебураков Илья Борисович, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 119571. Москва, пр. Вернадского 82. Email: shebur@list.ru; Татаринова Людмила Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии личности в системах управления факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 119571. Москва, пр. Вернадского 82. E-mail: tatarinova-ln@ranepa.ru

Статья поступила в редакцию: 28.09.2019. Принята к печати: 25.12.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.