Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СЕМЬИ'

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ИНТЕРЕСЫ СЕМЬИ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СЕМЬИ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ОСНОВАНИЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ / ВРЕД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кистенева Е.В.

Автор, исходя из признанных в уголовно-правовой науке оснований криминализации деяний, обосновывает необходимость и важность установления уголовной ответственности за противоправные посягательства на интересы семьи в современных условиях развития общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СЕМЬИ»

Е.В. Кистенева

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СЕМЬИ

Автор, исходя из признанных в уголовно-правовой науке оснований криминализации деяний, обосновывает необходимость и важность установления уголовной ответственности за противоправные посягательства на интересы семьи в современных условиях развития общества и государства.

Ключевые слова: семья, интересы семьи, преступления против семьи, криминализация, основания криминализации, вред.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38). Это конституционное положение развивает международно-правовые стандарты в области охраны семьи как важнейшего социального института (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. и др.). Многие отрасли российского права уделяют внимание защите семьи, семейных устоев от разного рода угроз. Особое значение при этом приобретает уголовное право, рассматривающее интересы семьи в качестве одного из объектов правоохраны.

Исторический опыт регулирования ответственности за посягательства на интересы семьи показывает, что важным процессом в данной сфере является криминализация как совокупность законодательных решений, которые устанавливают преступность и уголовную наказуемость деяний и осуществляются в неразрывной связи с историей развития российского общества, его отношением к институту семьи, к семейным ценностям, подрастающему поколению. Выделение самостоятельной главы «Преступления против семьи и несовершеннолетних» в разделе 7 «Преступления против личности» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) необходимо рассматривать как достижение действующего уголовного закона, продолжение традиций дореволюционного отечественного уголовного права.

В основе криминализации каких-либо деяний лежат процессы, «происходящие в материальной и духовной жизни общества, развитие которых порождает объективную необходимость уголовно-правовой охраны тех или иных ценностей» [1]. Применительно к посягательствам на интересы семьи такого рода процессы касаются охраны общепринятого в обществе уклада семейных отношений, создания благоприятных условий для выполнения семьей ее основных функций по рождению, воспитанию, защите детей и т.п. В современный период угрозы устоям традиционной семьи возрастают, что является следствием утраты в обществе общепризнанных нравственных ценностей, усиления пропаганды гомосексуальных отношений, снижения значения брака и семьи, роста числа неблагополучных семей и др.

Криминализация посягательств на интересы семьи как важнейшего социального института представляет собой непрерывный процесс развития отечественного законодательства, обусловленный целым комплексом факторов. Наиболее существенными из них следует признать повышенную общественную опасность и относительную распространенность рассматриваемых деяний.

С позиций современного уголовного права общественная опасность деяний, признаваемых преступлениями, определяется, прежде всего, тем, какой вред они причиняют объекту посягательства - тому комплексу (группе) общественных отношений, для охраны которого были изданы соответствующие уголовно-правовые нормы. Преступления против семьи имеют свой особый видовой объект посягательства, который определяется в самом общем виде как общественные отношения, обеспечивающие интересы семьи.

Интересы семьи, понимаемые как выгода и потребности семьи, неразрывно связаны с ее функциями как социального института, основными из которых являются: рождение и воспитание детей; сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала; удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви; создание условий для развития личности всех членов семьи; удовлетворение сексуально-эротических потребностей; удовлетворение потребностей в совместном проведении

© Е.В. Кистенева, 2021.

досуга; организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь; удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними; удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; социальный контроль поведения отдельных членов семьи; организация деятельности по финансовому обеспечению семьи. [2]

При совершении преступлений против семьи либо нарушается нормальный (законный) режим функционирования общественных отношений, обеспечивающих интересы семьи (например, при неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), либо режим их функционирования разрушается полностью (например, при разглашении тайны усыновления (удочерения).

Причинение вреда объекту в результате совершения преступления против семьи может выражаться, во-первых, в лишении участников семейных отношений материальных благ (например, при уклонении от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей). В цивилизованном обществе общепринятым является порядок, когда родители, нуждающиеся в определенной помощи от своих детей, вправе рассчитывать на эту помощь. Соответственно, государство посредством введения ответственности за уклоне -ние от содержания нетрудоспособных родителей, закрепления системы принудительного исполнения данной обязанности устанавливает специальный механизм обеспечения определенной категории своих граждан - родителей - за счет их детей. Важность данного порядка, его большой нравственный смысл не вызывают никаких сомнений.

Во-вторых, некоторые преступления данного вида изменяют правовой статус физических лиц. Так, в результате совершенной подмены ребенок лишается возможности реализовать свои права, предусмотренные, в частности, ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), которая закрепляет, что: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам». В качестве одной из гарантий реализации данной нормы выступает предусмотренная в ст. 153 УК РФ ответственность за подмену ребенка. В результате совершения этого преступления изменяется не только статус ребенка, но и нарушаются права родителей на воспитание именно своего ребенка.

В-третьих, некоторые преступления рассматриваемого вида препятствуют исполнению возложенных обязанностей. Так, при подмене ребенка родители лишаются возможности реализовать обязанности, предусмотренные семейным законодательством, в частности, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ).

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что уклонение от уплаты средств на содержание ребенка, например, отцом, нарушает имущественные отношения не только матери, но и других членов семьи (детей от другого брака, дедушек, бабушек и др.), проживающих совместно, поскольку традиционно в семье организуется совместное питание, проживание, обеспечение предметами быта и обихода, посещение культурно-массовых мероприятий. В случае непоступления от отца средств на содержание ребенка для обеспечения необходимого уровня его развития недостающие средства фактически компенсируются другими членами семьи, что может ограничивать уровень их материальной обеспеченности. [3]

Вред, причиненный противоправными посягательствами на интересы семьи, может быть возмещен в полном объеме или частично (если, например, выплачивается задолженность по алиментным обязательствам), в ряде случаев возмещение такого вреда становится невозможным (когда разглашается тайна усыновления или удочерения).

Общественные отношения, охраняемые уголовным законом, представляют собою отношения между лицами (физическими и юридическими) по поводу материальных благ, социальных ценностей, прав и интересов. Лица, которым преступными деяниями причиняется вред, признаются потерпевшими. При этом потерпевшим в результате совершения преступлений против семьи может быть причинен материальный (имущественный), физический и моральный вред. Так, при совершении преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), причиняется материальный вред потерпевшему. При этом потерпевших может быть и двое (например, двое родителей). При уклонении отца от уплаты средств на содержание детей, находящихся на иждивении матери, вред причиняется как детям, так и матери, которая своими средствами вынуждена компенсировать содержание, которое должен был предоставить отец. Таким образом, преступление может быть направлено против матери и против отца, а также против матери и против ребенка.

При разглашении тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ) потерпевшему (потерпевшим) причиняется моральный вред, заключающийся в переживаниях родителей и детей по поводу отсутствия их кровного родства и высказываемых по этому поводу мнений других лиц.

Круг потерпевших от посягательств на интересы семьи является достаточно широким. В него вклю-

чаются, в частности, несовершеннолетние дети, родители, усыновители (при разглашении тайны усынов -ления или удочерения), нетрудоспособные и нуждающиеся в помощи дедушки, бабушки, братья, сестры, супруги (при неуплате средств на содержание лиц, которые имеют алиментные права). Таким образом, количественный состав потенциальных потерпевших в семейном законодательстве существенно расширен по сравнению с уголовным законом.

Важным фактором, обусловливающим введение уголовной ответственности за посягательства на интересы семьи, является относительная распространенность данных деяний на практике. Известно, что уголовное право регулирует форму реакции общества и государства на такие общественно опасные поступки индивидов, которые по крайней мере являются реально возможными, то есть представляют собой проявления некоторых общих тенденций и закономерностей, иначе говоря - явления не случайные. [4]

Статистические данные свидетельствуют, что самым распространенным среди преступлений против семьи является деяние, предусмотренное ст. 157 УК РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» - ежегодно совершаются десятки тысяч данных преступлений, что составляет до 97% от общего числа всех преступлений против семьи. Остальные преступления рассматриваемого вида носят единичный характер. Однако все специалисты отмечают достаточно высокую латентность посягательств на интересы семьи. Это обусловлено особыми взаимоотношениями потерпевших либо свидетелей с преступником (родственные связи, соседские взаимоотношения, зависимость по службе) и сложным, замаскированным характером самого деяния, затрудняющего установление правоохранительными органами факта совершения преступления. [5]

В этой связи нельзя согласиться с высказываемыми в литературе предложениями о декриминализации таких составов преступлений, как подмена ребенка (ст. 153 УК РФ) и разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ) по причине их нечастого совершения на практике. То, что законодательно установлена уголовная ответственность за данные деяния, несомненно, имеет серьезный профилактический эффект, а небольшое число случаев совершения данных посягательств на интересы семьи само по себе, без учета степени их латентности, очевидной общественной опасности и т.д., не должно рассматриваться в качестве основания для исключения соответствующих статей из УК РФ.

Библиографический список

1. Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация) / отв. ред. В.Н. Кудрявцев, А.М. Яковлев. М. : Наука, 1982. С. 204.

2. Филиппов П.А. Лекции о преступлениях против семьи и несовершеннолетних : учеб. пособие. М. : Проспект, 2019. С. 13.

3. Энциклопедия уголовного права. Том 17. Преступления против семьи и несовершеннолетних. СПб. : Изд. проф. Малинина - СПб ГКА, 2011. С. 39-41.

4. Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация) / отв. ред. В.Н. Кудрявцев, А.М. Яковлев. С. 218.

5. Кручинина Н.В., Пятибратова Н.Д. Расследование преступлений против семьи. М. : Проспект, 2019. С. 25.

КИСТЕНЕВА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА - магистрант, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.