Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / КООПЕРАТИВ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / CONSUMER COOPERATIVE / COOPERATIVE / PRODUCTION COOPERATION / SOCIAL FUNCTION / SOCIAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романовский И.В.

В статье дана характеристика двух основным признакам потребительских кооперативов - неприбыльный характер деятельности и организованная взаимопомощь членов кооператива с позиции социальной роли институту потребительской кооперации. В результате проведенного анализа установлено, что потребительские кооперативы, образование которых было обусловлено наличием ряда социальных и экономических проблем до настоящего времени не утратили своей социальной направленности. Рассмотренная организационно-правовая форма юридических лиц способа решать важнейшие социальноэкономические задачи - оказывать содействие развитию рынков товаров и услуг, предоставлять рабочие места, улучшать инфраструктуру региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND LEGAL ORIENTATION OF CONSUMER COOPERATIVES

The article describes two main features of consumer cooperatives - non-profit nature of activity and organized mutual assistance of cooperative members from the position of the social role of the institution of consumer cooperation. As a result of the analysis, it was found that consumer cooperatives, the formation of which was due to the presence of a number of social and economic problems, have not lost their social orientation to date. The considered organizational and legal form of legal entities allows us to solve the most important socio-economic tasks - to promote the development of markets for goods and services, provide jobs, and improve the infrastructure of the region.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ»

утвержденных методик финансового анализа и нормативно закрепленных коэффициентов, в следствии чего эксперты используют совершенно различные методики, а также применяют разные нормативы при оценке одних и тех же экономических показателей.

При необходимости могут назначаться доподнительные, повторные, комплексные экспертизы. Данные экспертизы назначаются не только для получения нового доказательства, но и для проверки достоверности и обоснованности заключения первичной экспертизы. К недостаткам проведения повторной экспертизы можно отнести большие расходы и затрраты времени, необходимые для проведения данной экспертизы.

Список использованной литературы:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Российская газета. - 2001 - № 249- 22 декабря; Российская газета. - 2019 - № 72 - 03 апреля.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3(ред. от 01.04.2019) // Российская газета. -1996 - № 113 - 18 июня. - № 114 -19 июня. - № 115 - 20 июня. - № 118 - 25 июня; Российская газета. - 2019 -№ 72 - 03 апреля.

3. Приказ МВД России от 29.06.2005 N 511 (ред. от 11.10.2018) "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации"

4. Иванова Н.К., Голун А.Б. Судебно-бухгалтерская экспертиза. - М.: Экономика, 2017; 257с.

5. Киров Л.В., Веханова Е.С. Судебная бухгалтерия. - М., 2016; 331с.

6. Ларченко Т.М., Радаев С.Г. Судебная экономическая экспертиза. Учебник. - М.: Проспект;2017; 438с.

7. Макаров, В. А. Судебно-оценочная экспертиза. Правовые, организационные и научно-методические основы / В.А. Макаров. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017 . - 400 с.

8. Новиков, Е.Р. Судебная экспертиза: типичные ошибки / Е.Р. Новиков. - Москва: Гостехиздат , 2016. - 893 с.

9. Носов, Т. В. Судебная экспертиза. Курс общей теории / Т.В. Носов. - М.: Норма, 2018 . - 480 с.

10.Тюрин Л.П. Судебная бухгалтерия. - Красноярск, 2017; 326с.

11. Ухов Е.Р., Судебная экспертиза - М.: Проспект, 2017; 464 с.

12.Ульянов, В.Т. Уголовный процесс России: учебник / В.Т. Ульянов. - М.: Юрайт-Издат, 2017; 276с.

13.Юрченко Н.И. Судебно-бухгалтерская экспертиза. - Мн., 2016; 451с

© Путренкова Т.А., 2020

УДК 347.19

Романовский И. В.

Бакалавр юриспруденции,

Московский Государственный Гуманитарно-Экономический Университет, город Москва.

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

Аннотация

В статье дана характеристика двух основным признакам потребительских кооперативов -неприбыльный характер деятельности и организованная взаимопомощь членов кооператива с позиции социальной роли институту потребительской кооперации. В результате проведенного анализа установлено, что потребительские кооперативы, образование которых было обусловлено наличием ряда социальных и экономических проблем до настоящего времени не утратили своей социальной направленности. Рассмотренная организационно-правовая форма юридических лиц способа решать важнейшие социально-( 5. )-

экономические задачи - оказывать содействие развитию рынков товаров и услуг, предоставлять рабочие места, улучшать инфраструктуру региона.

Ключевые слова:

потребительский кооператив; кооператив; производственная кооперация; социальная функция;

социальная направленность.

Romanovsky Igor Vitalievich

Bachelor of Jurisprudence, Moscow State University for the Humanities and Economics, Moscow.

SOCIAL AND LEGAL ORIENTATION OF CONSUMER COOPERATIVES

Annotation

The article describes two main features of consumer cooperatives - non-profit nature of activity and organized mutual assistance of cooperative members from the position of the social role of the institution of consumer cooperation. As a result of the analysis, it was found that consumer cooperatives, the formation of which was due to the presence of a number of social and economic problems, have not lost their social orientation to date. The considered organizational and legal form of legal entities allows us to solve the most important socio-economic tasks - to promote the development of markets for goods and services, provide jobs, and improve the infrastructure of the region.

Keywords:

consumer cooperative; cooperative; production cooperation; social function; social orientation.

Исторически сложилось так, что кооперация выполняет социальную функцию, основной целью которой является обеспечение социальной защиты пайщиков и справедливости распределения прибыли между членами кооператива. Особенно активно процессы социализации реализует потребительская кооперация, целью деятельности которой является улучшение социального и экономического положения своих членов. Появление этой организационно-правовой формы юридических лиц стало следствием того, что возможности государства в решении проблем бедности являются ограниченными вследствие объективных или субъективных (например, отсутствие политической воли) причин [1, c. 192], а в экономиках наблюдались провалы рынка и финансовые кризисы [2]. Именно это повлекло развитие инициативы самоорганизации населения для решения насущных социальных проблем - появление потребительских обществ и кооперативов.

Один из основоположников кооперации М. Туган-Барановский указывал на два главных отличия кооперации от других форм организации предприятий:

- неприбыльный характер деятельности;

- организованная взаимопомощь членов кооператива [3, c. 124].

Проанализируем эти характерные черты несколько подробнее применительно к современному институту потребительской кооперации в России.

Согласно ч. 1 ст. 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации [4] (далее - ГК РФ) «потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов».

Потребительские кооперативы (в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы) в действующем гражданском законодательстве определены в качестве одной из организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц (подп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческий характер потребительских кооперативов означает, что осуществляемая ими деятельность не направлена на извлечение прибыли. Это обуславливает

нацеленность потребительских кооперативов на оказание услуг своим пайщикам на взаимовыгодной основе - главной идеей кооперативного движения является улучшение экономического благосостояния своих членов, а не получение максимальной прибыли [5, с. 100].

Отсутствие цели получения прибыли закономерно порождает вопрос о том, для чего же все-таки создаются потребительские кооперативы. Нормативное определение «потребительский кооператив» содержит указание на это - «удовлетворение материальных и иных потребностей» его членов. Исходя из правоприменительной практики перечень потребностей, которые удовлетворяются в рамках потребительских кооперативов можно представить следующим образом:

- «повышение социальной активности пайщиков;

- обеспечение занятости сельского населения;

- забота о социально незащищенных группах населения: пенсионерах, инвалидах, нетрудоспособных гражданах;

- привлечение к экономической деятельности широких слоев населения;

- обеспечение гарантированной закупки излишков продукции населения;

- товарный кредит населению (отпуск товаров населению в долг);

- содержание в отдаленных поселениях планово-убыточных предприятий торговли;

- товарный кредит и обслуживание бюджетных организаций социально-культурного типа;

- реализация хлеба собственной выпечки по цене ниже себестоимости; организация школьного питания;

- транспортные и другие услуги, предоставляемые бесплатно или на льготных условиях;

- бесплатные или льготные путевки;

- наборы продуктов, подарки» [6, с. 87].

Итак, деятельность потребительских кооперативов имеет экономическую и социальную направленность.

Несмотря на то, что признак солидарности интересов прямо не закреплен в нормах ГК РФ о потребительских кооперативах, он следует из совокупности иных норм и является основой идеологии кооперации. Этот признак проявляется во взаимопомощи участников потребительской кооперации, причем чаще потребительская кооперация возникает всего в тех видах деятельности, где коммерческие юридические лица «не видят интереса» [7, с. 76]. К числу таких сфер следует отнести кредитование малого бизнеса, сельскохозяйственное производство, некоторые виды страхования и помощи и т.д. Кроме этого, потребительские кооперативы создаются в сферах, характеризующихся монополизмом или незначительной прибыльностью - например, переработка отходов, предоставление коммунальных услуг и т.д. [2].

В свою очередь единые экономические интересы участников потребительского кооператива уменьшают риски ведения хозяйственной деятельности, делают рынок сбыта понятным и надежным (поскольку большая часть производимой продукции приобретается именно членами потребительского кооператива). По аналогичной причине, надежностью характеризуются и источники покупки сырья и материалов - поставщиками выступают участники потребительской кооперации [8, с. 82].

Таким образом, основные характерные черты потребительских кооперативов отражают и их основные преимущества.

Преимущества, которыми обладают потребительские кооперативы, обуславливают заинтересованность государства в этих юридических лицах. Это вполне обосновано, поскольку потребительские кооперативы, осуществляя хозяйственную деятельность, решают большое количество важных социально-экономических задач - оказывают содействие развитию рынков товаров и услуг, предоставляют рабочие места, улучшают инфраструктуру региона [9, с. 80].

При этом производственные кооперативы испытывают меньше трудностей, чем юридические лица, созданные в иных организационно-правовых формах - они имеют налаженные связи с населением, имеют четкое представление о потребностях и предпочтениях граждан, что, в свою очередь позволяет строить хозяйственную деятельность с учетом особенностей конкретного региона; потребительские

кооперативы могут быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка и т.д. [8, с. 83].

Итак, государство должно стимулировать создание и поддерживать деятельность кооперативов за счет бюджетных средств на основе разработанных программ социального развития территорий, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение.

Такая поддержка должна осуществляться на общегосударственном, региональном и местном уровнях. Среди основных направлений следует выделить такие:

- повышение «престижа» потребительской кооперации - начиная с периода «перестройки» за кооперативами «тянется негативный шлейф» [2];

- совершенствование нормативно-правового регулирования - исследователи указывают на «сложное и непоследовательное правовое регулирование института потребительской кооперации», необходимость принятия единого нормативного правового акта, отражающего особенности правовой природы производственных кооперативов, особенности различных форм кооперации, вводящего в гражданское право понятия «кооперативной собственности» [10, с. 100]);

- совершенствование системы подготовки кадров [2].

Таким образом, в результате проведенного анализа пришли к следующим выводам:

- установлено, что потребительские кооперативы, образование которых было обусловлено наличием ряда социальных и экономических проблем (бедность, финансовые и экономические кризисы) до настоящего времени не утратили своей социальной направленности;

- обобщение преимуществ такой организационно-правовой формы юридических лиц как потребительские кооперативы дает основание для вывода о необходимости поощрения распространения этих субъектов в России. Реализация этой задачи требует выполнения целого комплекса мер -совершенствование нормативно-правовой базы (принятие единого нормативного правового акта, регулирующего правовой статус потребительских кооперативов, введение в гражданское право понятия «кооперативной собственности»), повышение уровня государственной поддержки (разработка системы налоговых льгот, особенно для тех потребительских обществ, которые функционируют в сельских районах, совершенствование системы подготовки кадров);

- обосновано, что образование потребительских кооперативов в сельской местности позволит решить острые и актуальные проблемы улучшения инфраструктуры села, занятости сельских жителей, развития агропромышленного комплекса в целом.

Список использованной литературы:

1. Егоров, В.Г. Потребительская кооперация: решение социальных проблем сельского населения // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 7. - С. 189-197.

2. Лукичев, П.М., Стародубцева Л.В. Социальная роль кооперации: уроки прошлого для современного развития // Известия СПбГАУ. 2017. №3 (48). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rol-

kooperatsii-uroki-proshlogo-dlya-sovremennogo-razvitiya (дата обращения: 10.11.2020).

3. Туган-Барановский, М.И. Социальные основы кооперации / Под ред. Л.А. Булочникова и др. МГУ им. Ломоносова. - М.: Экономика, 1989. - 495с.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 (с изм. на 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301.

5. Емец, А.В. Преимущества кредитных потребительских кооперативах перед банками // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. - 2017. - С. 99-101.

6. Объедкова, Л.В., Опейкина, Т.В. Роль и значение потребительской кооперации в развитии современного российского социума // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2014. - №1(26). - С. 8495.

7. Кузнецова, А.А. Современное состояние потребительских коопераций в России // Актуальные вопросы экономики, управления и финансов в современной России: сборник трудов всероссийской научно-

практической конференции. - 2017. - С. 75-78.

8. Курчинский, В.В. Развитие потребительской кооперации в Российской Федерации // Социально-экономические предпосылки и результаты развития новых технологий в современной экономике: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. - 2019. - С. 81-83.

9. Липатова, О.Д. Социальная роль потребительской кооперации в обществе // Основные направления развития кооперации: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений. - 2017. - С. 79-83.

10.Скворцова, Т.А., Гусейнов, М.А. Потребительские кооперативы в системе некоммерческих организаций России // Научный взгляд в будущее. - 2019. - Т. 2. - № 15. - С. 98-101.

© Романовский И. В., 2020

УДК 347.19

Романовский И.В.

Бакалавр юриспруденции, Московский Государственный Гуманитарно-Экономический Университет,

город Москва.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности правового регулирования института потребительской кооперации в России. Установлено, что юридическая эффективность деятельности потребительских кооперативов снижается в связи со сложным и непоследовательным правовым регулированием института потребительской кооперации, противоречием норм федерального законодательства основным принципам гражданского права и между собой. Предложено принятие единого нормативного правового акта, отражающего двойственную правовую природу производственных кооперативов, особенности их правового статуса и различных форм кооперации. Поддержана позиция о необходимости установления заявительного порядка получения в собственность имущества за членом кооператива полностью выплатившего пай.

Ключевые слова:

производственный кооператив; кооперация; некоммерческие юридические лица.

Romanovsky Igor Vitalievich

Bachelor of Jurisprudence, Moscow State University for the Humanities and Economics, Moscow.

LEGAL EFFECTIVENESS OF CONSUMER COOPERATIVES

Annotation

The article deals with the features of legal regulation of the Institute of consumer cooperation in Russia. It is established that the legal effectiveness of consumer cooperatives is reduced due to the complex and inconsistent legal regulation of the institution of consumer cooperation, the contradiction of the norms of Federal legislation to the basic principles of civil law and among themselves. It is proposed to adopt a single normative legal act that reflects the dual legal nature of production cooperatives, the peculiarities of their legal status and various forms of cooperation. The position on the need to establish a declarative procedure for obtaining ownership of property for a member of the cooperative who has fully paid the share is supported.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.