Научная статья на тему 'Социально-политическое взаимодействие периферийных территорий Европейского союза с Российской Федерацией (на примере Латвийской Республики)'

Социально-политическое взаимодействие периферийных территорий Европейского союза с Российской Федерацией (на примере Латвийской Республики) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русскоязычное население / неграждане / титульная нация / внутренняя политика / дискриминация / национальная принадлежность / гражданство / Russian-speaking population / non-citizens / titular nation / internal politics / discrimination / nationality / citizenship

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Долженкова Е.

Латвийская Республика, как буферная зона Европейского союза на границе с Российской Федерацией, помимо внешнеполитического взаимодействия с Россией имеет ряд инструментов давления на ее соотечественников и граждан. Первая группа населения, которая изначально испытывала на себе последствия, зарождающегося национализма, состояла в основном из неграждан Латвии, вторая группа населения – это российские граждане, которые имеют социальные связи с латвийским обществом. Используя исторический подход, в исследовании проанализирован внутриполитический курс по отношению к русскоязычным жителям Латвии, включая современное положение неграждан и российских граждан, с учетом современного геополитического положения. Цель исследования заключается в выявлении инструментов давления на отдельную группу населения, которое для латвийского правительства, представляется как имеющего тесную гражданскую и национальную связь с Российской Федерацией. В основе исследования находится формально-юридический метод, с помощью которого проанализировано латвийское законодательство и выявлены дискриминационные положения, направленные на русскоязычное население. Исторический подход и формально-юридический метод используются в контексте анализа заявлений представителей латвийских политических элит в институтах Европейского союза. Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что русскоязычное население подвергается давлению по гражданской и национальной принадлежности, усиление которого происходит при действующих демократических институтах ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-political Interaction of the Peripheral Territories of the European Union with the Russian Federation (on the Example of the Republic of Latvia)

The Republic of Latvia, as a buffer zone of the European Union on the border with the Russian Federation, in addition to foreign policy interaction with Russia, has a number of instruments of pressure on its compatriots and citizens. The first group of the population, which initially experienced the consequences of emerging nationalism, consisted mainly of non-citizens of Latvia, the second group of the population were Russian citizens who have social ties with Latvian society. Using a historical approach, the study analyzes the internal political course towards Russian-speaking residents of Latvia, including the current situation of non-citizens and Russian citizens, taking into account the current geopolitical situation. The purpose of the study is to identify instruments of pressure on a separate group of the population, which for the Latvian government appears to have a close civil and national connection with the Russian Federation. The study is based on a formal legal method, with the help of which Latvian legislation is analyzed and discriminatory provisions aimed at the Russian-speaking population are identified. The historical approach and the formal legal method are used in the context of analyzing statements by representatives of the Latvian political elites in the institutions of the European Union. Thus, it seems possible to conclude that the Russian-speaking population is subject to pressure based on citizenship and nationality, which is increasing under the existing democratic institutions of the EU.

Текст научной работы на тему «Социально-политическое взаимодействие периферийных территорий Европейского союза с Российской Федерацией (на примере Латвийской Республики)»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 323.15(474.3)

DOI https://doi.org/10.38161/2949-6152-2024-4-41-50

Долженкова Екатерина - кандидат политических наук, доцент высшей школы юриспруденции и судебно-технической экспертизы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, skinx@inbox.lv

Социально-политическое взаимодействие периферийных территорий Европейского союза с Российской Федерацией (на примере Латвийской Республики)

Аннотация. Латвийская Республика, как буферная зона Европейского союза на границе с Российской Федерацией, помимо внешнеполитического взаимодействия с Россией имеет ряд инструментов давления на ее соотечественников и граждан. Первая группа населения, которая изначально испытывала на себе последствия, зарождающегося национализма, состояла в основном из неграждан Латвии, вторая группа населения - это российские граждане, которые имеют социальные связи с латвийским обществом. Используя исторический подход, в исследовании проанализирован внутриполитический курс по отношению к русскоязычным жителям Латвии, включая современное положение неграждан и российских граждан, с учетом современного геополитического положения. Цель исследования заключается в выявлении инструментов давления на отдельную группу населения, которое для латвийского правительства, представляется как имеющего тесную гражданскую и национальную связь с Российской Федерацией. В основе исследования находится формально -юридический метод, с помощью которого проанализировано латвийское законодательство и выявлены дискриминационные положения, направленные на русскоязычное население. Исторический подход и формально-юридический метод используются в контексте анализа заявлений представителей латвийских политических элит в институтах Европейского союза. Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что русскоязычное население подвергается давлению по гражданской и национальной принадлежности, усиление которого происходит при действующих демократических институтах ЕС.

Ключевые слова: русскоязычное население, неграждане, титульная нация, внутренняя политика, дискриминация, национальная принадлежность, гражданство

Socio-political Interaction of the Peripheral Territories of the European Union with the Russian Federation (on the Example of the Republic of Latvia)

Dolzhenkova Ekaterina - PhD in Political Science, Associate Professor, Graduate School of Law and Forensic Science, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia, skinx@inbox.lv

© Долженкова Е., 2024

Abstract. The Republic of Latvia, as a buffer zone of the European Union on the border with the Russian Federation, in addition to foreign policy interaction with Russia, has a number of instruments of pressure on its compatriots and citizens. The first group of the population, which initially experienced the consequences of emerging nationalism, consisted mainly of non-citizens of Latvia, the second group of the population were Russian citizens who have social ties with Latvian society. Using a historical approach, the study analyzes the internal political course towards Russian-speaking residents of Latvia, including the current situation of non-citizens and Russian citizens, taking into account the current geopolitical situation. The purpose of the study is to identify instruments of pressure on a separate group of the population, which for the Latvian government appears to have a close civil and national connection with the Russian Federation. The study is based on a formal legal method, with the help of which Latvian legislation is analyzed and discriminatory provisions aimed at the Russian-speaking population are identified. The historical approach and the formal legal method are used in the context of analyzing statements by representatives of the Latvian political elites in the institutions of the European Union. Thus, it seems possible to conclude that the Russian-speaking population is subject to pressure based on citizenship and nationality, which is increasing under the existing democratic institutions of the EU.

Keywords: Russian-speaking population, non-citizens, titular nation, internal politics, discrimination, nationality, citizenship

Введение

Большинство государств устанавливают особые формы коммуникации в приграничных территориях, чтобы создать наиболее благоприятные условия для жителей данных регионов. Следующей важной характеристикой приграничных территорий в рамках одного государства является их низкий в сравнении с «ядерной» территорией уровень экономического развития. Т. е. складывается ситуация, когда население приграничных территорий имеет ряд связей с населением другой страны, а именно с ее приграничной территорией, в том числе, ввиду экономической необходимости.

Подобная ситуация наблюдается и на территории Латвийской Республики в рамках границы с Российской Федерацией, но уже регионального характера - территория Латвии является периферийной территорией ЕС. Протяженность общей сухопутной границы Латвии и России составляет 214 км [1], со стороны Российской Федерации - граница проходит по территории Псковской области. После 2014 г. латвийские политики заявляли о планах возведения стены по периметру границы, аргументируя подобные заявления обеспечением безопасности. В данном случае, можно говорить о популизме, который был нацелен на внутреннюю аудиторию и не соответствовал в действительности принятым мерам. Также подобные заявления направлены на страны Европейского союза, т. к. те финансовые инструменты, которые существуют в ЕС, могут финансировать подобные проекты.

Но помимо географического положения - Латвия и Россия связаны историческим прошлым, что отразилось на составе населения Латвии, а также на ее внешней и внутренней политике. Сегодня наблюдается продолжение ужесточения политики Латвийской Республики в отношении русскоязычных жителей - те социально-политические инструменты, которые использует латвийское

правительство, направлены на ухудшение положения части населения, в связи, в том числе, и с близостью российской границы. Часть популистских высказываний латвийских политиков направлены на дискриминацию русскоязычного населения - в данном дискурсе используется общественно-политический нарратив об угрозах, исходящих со стороны Российской Федерации, а также от соотечественников и российских граждан. Цель исследования заключается в выявлении инструментов политического давления на русскоязычное население Латвии, которые противоречат международным нормам защиты прав и свобод человека.

Анализ литературы

Латвийский национализм имеет свою историю - У. Креслиньш [2] отмечает его зарождение после 1922 г. - т. е. Латвия вошла в состав СССР с нереализованными националистическими идеями. После Второй мировой войны Латвия развивалась в составе СССР, но вышла из него одной из первых. Г. О. Белов [3] приводит историю развития Латвийской Республики после 1990-ых гг., отмечая расхождения во взглядах латвийского и российского правительства в отношении вступления в НАТО. Латвийское правительство ответило отказом на предложение России о гарантиях безопасности, что, безусловно, осложнило отношения двух соседствующих государств. Латвийские политические элиты выбрали путь евроинтеграции, а не путь сближения с Российской Федерацией, как преемницей СССР.

В свою очередь, латвийские политические элиты до сих пор используют исторические мифы, а также интерпретируют историю в составе Советского союза выгодным для себя способом -принимая законы, в которых прописаны нормы, дискриминирующие русскоязычное население, правительство Латвии объясняет подобные инициативы прошлым, которое по их заявлениям, обращенным к титульной нации, было несправедливым [4]. Постсоветская политическая программа Латвии была основана на превосходстве титульной нации и отрицании добрососедских отношений с Россией [5]. В частности, периоду, когда Латвия входила в состав Советского союза, придается отрицательная коннотация, а дискриминационные законы объясняются защитой государственной и национальной безопасности. В данном контексте весьма сложно говорить о положительном отношении Латвии к России на внешнеполитическом уровне. Данная стратегия также приносит материальную прибыль, выраженную в дотациях со стороны Европейского союза. Внутриполитическая система Латвии, по мнению В. В. Воротникова [6], отличается наличием популистских партий, в условиях усталости общества от партийных программ в области социально-экономического развития. При этом, остается актуальной проблема отсутствия политических представителей русскоязычного населения даже на муниципальном уровне [7].

Материалы и методы

Исследование опирается на статистические данные по населению Латвии - анализу подлежит национальный и гражданский состав населения [8]. Интерес представляет и распределение населения по гражданской принадлежности в зависимости от города проживания - акцент сделан на самые

ближайшие к границе с Россией населенные пункты, отраженные в государственной статистике [9] -Резекне (находится на расстоянии 49 км), Даугавпилс (120 км), Екабпилс (146 км). Исследование опирается на разделение действий латвийских политических элит по принципу направленности их действий - на социальное положение русскоязычных жителей и влияние на их политическую жизнь, включая политические заявления политических элит. Результаты социально-значимых действий основаны на применении формально-юридического метода к нормативным правовым актам, содержащим положения о негражданах Латвии и о государственном языке (т. к. все законодательные нормы в Латвии толкуются через особое положение латышского языка) - Закон «О рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» [10], «Закон об образовании» [11], «Закон о государственном зыке» [12], «Закон о гражданстве» [13], «Закон об иммиграции» [14]. В свою очередь, внимание уделяется исторической ретроспективе развития политического дискурса в отношении положения русскоязычного населения, включающего в себя, неграждан и российских граждан, проживающих в Латвии. Заявления представителей латвийского правительства проанализированы в рамках работы ОБСЕ, что важно для рассмотрения действий представителей Латвии на внешнеполитической арене.

Результаты и обсуждение

Социально-политическая ситуация в Латвийской Республике показывает существующее разделение общества на титульное и не титульное население. В категорию не титульного населения, в которую входит и русскоязычное население, составляет 463 587 человек (количество титульного населения 1 187 891 человек). Ввиду наличия института неграждан, важным показателем является и количество граждан Латвии с учетом национальной принадлежности. Так на 2023 г. количество граждан, причисляющих себя к латышам, насчитывалось - 1 174 880 человек, а количество граждан Латвии по национальности русские - всего 298 684. В общей сложности, количество неграждан составляет 175 401 человек, а граждан России 39 206. Исходя из приведенных данных, возможно предположить, что количество граждан Латвии по национальности русские - а, следовательно, обладающих правом голоса - крайне мало, чтобы каким-либо образом повлиять на избирательный процесс. Следует подчеркнуть, что неграждане лишены избирательных прав, в том числе, и на выборах местного самоуправления.

Следующим важным показателем является распределение населения по гражданскому признаку в городах, ближайших к границе с Российской Федерацией - Резекне - 1 278 человек неграждан (граждан Латвии 24 664 и граждан Росси 372 человека), Даугавпилс - число неграждан 11 130 человек (граждан Латвии 62 889 и граждан России 4 118) и Екабпилс - число неграждан 1 823 человека (граждан Латвии 19 208 и граждан России 280). Как видно из представленных данных количество неграждан Латвии и российских граждан по отношению к гражданам Латвии в каждом из городов является незначительным. Даугавпилс, который характеризуют русским городом Латвии по составу населения, не отвечает заявленной характеристике. Безусловно, близость к границе с Российской Федерацией имеет значение в миграции населения, т. к. большинство населения приграничных территорий, ввиду наличия преференций со стороны соседнего государства,

выраженного в форме двустороннего соглашения [15], может совершать поездки в соседнюю страну, по причине, в том числе и экономической выгоды (всегда существовала разница в цене на одни и те же продукты и предметы первой необходимости в Латвии и в России).

В свою очередь, правительство Латвийской Республики во внутренней и внешней политики основной упор делает на разделении общества по признаку национальной и языковой принадлежности, подчеркивая возможность влияния Российской Федерации на социально-политическую обстановку в стране. Условно действия латвийских политиков можно разделить на социальные и политические по характеру действия, но с учетом их пересечения.

Социально-значимые действия. Первым социально-значимым действием, которое нарушает права и свободы человека - является закрытие русскоязычных школ, иначе школ национальных меньшинств. Здесь важно сделать оговорку, что даже при том, что русскоязычное население Латвии является вторым по численности населением, оно не является национальным меньшинством, согласно Конвенции Европейского союза о национальных меньшинствах, принятой с поправками -из Конвенции выведено русскоязычное населения, т. к. оно не соответствует характеристикам национальных меньшинств в Латвии, а именно не имеет культурных и социальных связей. Реформа образования на начальном этапе включала в себя переход русскоязычных школьных учреждений на билингвальную систему (русский и латышский язык), второй уровень реформы, изначально предусматривал переход только на латышский язык обучения, без учета интересов остальных групп населения. Подобным решением латвийских властей была озадачена, в том числе, и Организация объединенных наций, выражавшая обеспокоенность в связи с тем, что подобные решения нарушают права и свободы национальных меньшинств. Учебные заведения средне-специального и высшего уровня уже перешли на образовательную систему только на латышском языке - для высших учебных заведений не переход на латышский язык или сохранение дисциплин на русском языке грозило приостановлением действия государственной лицензии [16]. Особенно остро данная ситуация обсуждалась, как в обществе, так и на политическом уровне в 2004-2005 гг., когда одной из лидеров была партия, отстаивающая интересы русскоязычного населения, «Согласие». Был подан иск в Конституционный суд, который признал законными и непротиворечащими конституции действия правительства.

В данном контексте важно отметить, что в 2024 г. Конституционный суд Латвии признал правомерными действия правительства о необходимости лишения вида на жительства и дальнейшему выдворению жителей Латвии [17], которые до вступления в российское гражданство, имели статус граждан или неграждан Латвии. Конституционный суд признал, что выдворение из страны жителей Латвии граждан России в случае, если они не смогут сдать экзамен на знание государственного языка, которые долгое время проживали на территории в другом гражданском статусе, является нарушением прав человека на неприкосновенность частной жизни, ввиду наличия социальных связей. Но ссылаясь на необходимость обеспечения национальной безопасности, в контексте исходящих угроз, в том числе геополитического характера, со стороны Российской Федерацией (близость к российской границе), по мнению суда, ограничение основных прав человека было признано оправданным.

В этом же решении Конституционный суд привел и другой аргумент в пользу ограничения прав человека, который является следующим социально-значимым действием в Латвии, связанным с положением русскоязычных жителей, а именно, угроза со стороны России в контексте информационной безопасности - пропаганду и дезинформацию. Ограничения на получение информации через средства массовой информации на русском языке начались уже давно. Основным регулятивным органом по распространению и контролю за информацией в Латвийской Республике является Национальный совет по электронным средствам массовой информации. В основе работы Совета находится нормативная правовая база, а финансирование осуществляется за счет государственного бюджета [18]. Совет имеет право выносить решения о приостановке трансляции тех или иных средств массовой информации, с учетом мнения экспертов, из числа правозащитных деятелей, а также представителей культурных и образовательных учреждений. Еще в 2014 г. Советом были приняты ряд решений, касающихся приостановки трансляции российских телевизионных каналов на срок от 3-ех месяцев. Причинами приостановки, согласно, мнению латвийских чиновников, являлись распространение информации, направленной на разжигание национальной ненависти. Латвийские политические элиты, аргументируя запрет на российские средства массовой информации исходили, в том числе и из угрозы для латвийского общества, при условии проживания русскоязычного населения, что, по мнению латвийского, правительства могло повлечь за собой ожесточение социальных отношений, со стороны русскоязычного населения.

В целом, подобная политика со стороны латвийского правительства привела к тому, что после 2022 г. российские каналы были заблокированы на территории Латвии. Но в конце 2023 г. ситуация стала ухудшаться, т. к. было сделано ряд заявлений о необходимости приостановки вещания социально-значимых латвийских каналов, производящих контент в Латвии, на русском языке.

Политически-значимые действия. Данный кейс необходимо рассматривать в исторической ретроспективе, начиная с момента организации кампании по выходу из состава Советского союза -до 1992 г. политические лидеры выстраивали политическую кампанию в основе, которой находился лозунг о восстановлении независимости Латвии и возможности жить всем народам на ее территории. Изначально пропагандировалось, что латыши, русские, белорусы и другие национальности будут жить в Латвии без учета их национальной принадлежности. Ситуация изменилась после восстановления независимости, когда латвийское правительство не приняло нулевой вариант предоставления гражданства всем жителям - зародился институт негражданства - законодательно закрепленный в Законе о гражданстве 1994 г., что активно обсуждалось, в том числе, и на общеевропейском уровне, как во время подготовки, так и после вступления Латвии в Европейский союз. Латвия подала заявку на вступление в ЕС в 1995 г., но Европейская комиссия перечислила ряд причин, по которым Латвия не могла быть принята в ближайшее время [19]. Помимо экономических причин, Комиссия указывала на проблему положения неграждан - которых следовало натурализовать и предоставить расширенный доступ к профессиональной деятельности. Подобные действия латвийское правительство объясняло угрозой, которая включала риск влияния русских (по национальности) и русскоязычных (по языковой принадлежности) жителей в случае предоставления им гражданства Латвии на внутреннюю политику и близость к границе с Российской Федерацией -т. е. политические элиты видели возможность политического «разворота» к России. С другой

стороны, звучали политические заявления о вероятной опасности со стороны России - а именно о возможности тех или иных действий, направленных на защиту соотечественников.

Тем не менее, латвийское правительство на протяжении длительного времени продолжает нарушать права и свободы человека, вне зависимости от претензий со стороны органов Европейского союза и со стороны правозащитников. Так в 2004 г. (в год принятия Латвии в ЕС) Европейская комиссия [20] была озадачена статусом паспорта негражданина - т. е. существовала проблема передвижения по территории ЕС неграждан Латвии. Также была озвучена необходимость улучшения интеграционных процессов и предоставления им прав национальных меньшинств согласно международным стандартам, принятым европейским сообществам.

Спустя десять лет, в 2014 г. Латвийский комитет по правам человека [21], все также обращал внимание на несовершенство процедуры натурализации в Латвии. Помимо указанных проблем, Комитет по правам человека указывал на ряд положений, которые нарушают права и свободы человека: связанных с отсутствием политических прав у неграждан, что повлекло за собой отсутствие прямой демократии; толкование конституционных норм, как поощряющих статус негражданина и придание особой роли этническим латышам и латышскому языку, что дает возможность ограничения для использования других языков.

Политическая конъюнктура Латвийской Республики вызывала ряд вопросов и со стороны Совета Европы - так наблюдая за выборами в Латвии 2011 г. - в отчете ОБСЕ [22] фигурирует положение о том, что негражданам не предоставлено права участвовать в электоральных процессах, а также, что большая группа населения остается без политических представителей. Важно отметить, что в отчете есть информация о разделении политических сил по этническому и языковому признакам, т. е. политические процессы в Латвии, главным образом, происходят на основе межэтнической принадлежности, что, безусловно, отражается на политических кампаниях и дальнейших действиях политических партий. При условии, что согласно Закону о государственном языке, избирательная кампания может проходить только на латышском языке - Миссия ОБСЕ также выражала обеспокоенность о доступности информации для всех жителей Латвии, в том числе и для лиц, относящихся к национальным меньшинствам, с низким уровнем знания государственного языка.

Меж тем латвийские представители в органах Европейского союза и в рамках международных институтах делали заявления о постоянной работе над улучшением процедуры натурализации - так в 2010 г. было заявлено [23], в том числе и о сокращении различий между гражданами и негражданами Латвии. Латвийские представители продолжали настаивать, что процесс натурализации открыт для всех желающих. При этом было отмечено, что натурализация - это процесс, основанный на желании заявителя стать гражданином Латвии (необходимо отметить, что к правительству Латвии предъявлялись требования о смягчении требований натурализации для лиц старшего возраста, которым сложно выучить латышский язык на необходимом уровне). Таким образом, подобные заявления показывают, что в Латвии не планировалось смягчение требований. В свою очередь, на требования по сокращению количества неграждан - латвийские представители указывали, что данный процесс зависит от совместных действий со стороны Российской Федерации, куда неграждане Латвии могли поехать без визы. Также подчеркивалось, что латвийское

законодательство предоставляет возможность каждому негражданину вступить в латвийское гражданство, но для этого необходимо индивидуальное желание.

Безусловно, латвийское правительство предпринимало действия по сокращению количества неграждан - например, была предоставлена возможность регистрации новорожденных в смешанных семьях (гражданин и негражданин Латвии) по заявлению родителей в статусе гражданина; снижение государственной пошлины и т. д. [24]. Но необходимо обратить внимание на тот факт, что подобные действия никак не отражались на самом положении неграждан в политическом плане, т. е. с одной стороны, были заявления, что статус негражданина не равен апатриду, следовательно, на него не распространяются международные требования, с другой стороны неграждане продолжали подвергаться дискриминации.

В 2015 г. латвийская делегация в ОБСЕ подчеркивала [25], что Латвия придерживается принципов демократии и соблюдает права человека, а система образования позволяет воспользоваться образовательными программами на языках национальных меньшинств, включая русский язык. По институту неграждан было снова сделано заявление, что неграждане не заинтересованы в получении гражданства, т. к. их объем прав практически равен гражданам Латвии. Данное заявление вызывает особенно острую реакцию по прошествии времени, когда наблюдается полное закрытие школ национальных меньшинств, а получение образования на русском языке больше не является возможным, что также обосновывается необходимостью соблюдения норм Конституции и законодательства Латвии.

Последние изменения, связанные с институтом неграждан произошли в 2020 г. -правительство Латвии разрешило регистрировать новорожденных в статусе граждан в семьях неграждан, что на сегодняшний день является одним из основных изменений, т. к. число неграждан теперь стало возможным сократить вне процедуры натурализации и естественных причин убыли населения. Между тем, общая социально-политическая ситуация остается нестабильной, включая в том числе, наличие дискриминационного положения для оставшихся неграждан, для лиц, которые являются гражданами Латвии и других стран, но принадлежащих к российской культуре и причисляющих себя к русским по национальности, и использующих, главным образом, русский язык для общения (включая тех, кто не владеет латышским языком на необходимом уровне, для занятия определенных профессий). Данная категория лиц не имеет представителей в политических органах Латвии, соответственно, не ожидается каких-то дополнительных положительных изменений их положения. При этом, важно отметить, что ввиду сложной геополитической ситуации, сложившейся между Россией и Украиной, положение лиц, имеющих гражданскую, культурную или ментальную связь с Российской Федерацией так или иначе негативно влияет на данную группу лиц, проживающих в Латвии, что уже проявляется на латвийских российских гражданах. В свою очередь, географическое положение - Латвию можно обозначить, как буферную зону Европейского союза с границей России, что дает возможность предположить, что за дискриминационными действиями латвийского правительства в отношении русскоязычного населения может не последовать никаких действенных мер по принуждению Латвии к соблюдению прав и свобод человека.

Заключение

Социально-политическое взаимодействие Латвии и России заключается в отношении к русскоязычным жителям со стороны латвийского правительства, которое на протяжении всей «новой истории» Латвии характеризуется как негативное, что проявляется в расширении дискриминационных инструментах влияния на их положение. Географическое положение Латвийской Республики, а также геополитическая ситуация на территории Европы, с участием России, ввиду негативного отношения Европейского союза к данной ситуации, позволяет латвийскому правительству во внутренней политике вводить новые дискриминационные законодательные нормы в отношении русскоязычного населения, не встречающих действенного сопротивления со стороны ЕС. Русскоязычное население подвергается давлению на гражданском (разделение на граждан и неграждан; давление на российских граждан, имеющих социальные связи в Латвии) и на национальном уровне (дискриминация в отношении языковой и культурной принадлежности).

Список литературы

1. Прибалты отгородятся от России стеной. URL: https://www.gazeta.ru/social/2015/08/25/7717091.shtml (дата обращения: 31.03.2024).

2. Креслиньш У. Движение «активного национализма» в Латвии: 1922-1934 гг. // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2019. № 1. С. 26-42. DOI 10.24411/2076-4766-2019-10002.

3. Белов Г. О., Фролов В. В. Евроатлантический вектор внешней политики Латвии в 1990-е гг. // Метаморфозы истории. 2022. № 26. DOI 10.37490/S230861810023682-0.

4. Зверев К. А. Государственная историческая политика в современной Латвии // Проблемы национальной стратегии. 2020. № 1. С. 163-177.

5. Уразбаев Е. Е., Ямалова Э. Н. Этнополитическое движение как проводник институционализации национализма в современной Латвии // Балтийский регион. 2020. Т. 12, № 2. С. 54-69. DOI 10.5922/2079-85552020-2-4.

6. Воротников В. В. Партия «Согласие» на парламентских выборах в Латвии 2018 года: победа без победителя // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 5. С. 85-90. DOI 10.15211/vestnikieran520188590.

7. Жирнова Л. С. Административно-территориальная реформа в Латвии: перераспределение доли русскоязычных граждан // Региональная политика, политическая география и геополитика: история и современность : материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 20-летию каф. региональной политики и политической географии СПбГУ, Санкт-Петербург, 22-23 апр. 2022 г. / под ред. Н. М. Михеевой и Н. В. Каледина. СПб. : ВВМ, 2022. С. 97-105.

8. Population by citizenship and ethnic at the beginning of year 2011 - 2023. URL: https://data.stat.gov.lv/pxweb/en/OSP PUB/START POP IR IRV/IRE060/ (дата обращения: 25.02.2024).

9. Usually resident population by citizenship in regions and cities at the beginning of year 2020 - 2022. URL: https://data.stat.gov.lv/pxweb/en/OSP PUB/START POP IR IRV/IRV011/ (дата обращения: 31.03.2024).

10. Par Visparejo konvenciju par nacionalo minoritasu aizsardzibu. URL: https://likumi.lv/ta/id/109252-par-visparejo-konvenciju-par-nacionalo-minoritasu-aizsardzibu (дата обращения: 07.04.2024).

11. Izglitibas likums. URL: https://likumi.lv/ta/id/50759-izglitibas-likums (дата обращения: 07.04.2024).

12. Valsts valodas likums. URL: https://likumi.lv/ta/id/14740-valsts-valodas-likums (дата обращения: 07.04.2024).

13. Pilsonibas likums. URL: https://likumi.lv/ta/id/57512-pilsonibas-likums (дата обращения: 07.04.2024).

14. Imigracijas likums. URL: https://likumi.lv/ta/id/68522-imigraciias-likums (дата обращения: 07.04.2024).

15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Латвийской Республики. URL: https://docs.cntd.ru/document/902266340 (дата обращения: 31.03.2024).

16. Проблема продолжающейся дискриминации русскоязычного населения Латвии. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcaipcglclefindmkai/https://www.osce.org/files/f/documents/4/d/394847.pdf (дата обращения: 07.04.2024).

17. Norma par latviesu valodas zinasanam Krievijas pilsoniem atbilst Sarversmei. URL: https://www.delfi.lv/193/politics/56345806/norma-par-latviesu-valodas-zinasanam-krieviias-pilsoniem-atbilst-satversmei (дата обращения: 31.03.2024).

18. Долженкова Е., Бакалов В. Г. Сравнительный анализ российской пропаганды в Латвии и Эстонии // Вестник Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева. Сер.: Политические науки. Регионоведение. Востоковедение. Тюркология. 2020. № 1. С. 54-70. DOI 10.32523/26-16-6887/2020-130-1-54-70.

19. Briefing № 10. Latvia and the Enlargement of the European Union. URL: https://www.europarl.europa.eu/enlargement/briefings/10a3 en.htm (дата обращения: 07.04.2024).

20. Answer given by Mr Vitorino on behalf of the Commission. URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/E-6-2004-2192-ASW EN.html (дата обращения: 07.04.2024).

21. Latvian Human Rights Committee. Democtratic processes in Latvia in 2013 - 2014. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcaipcglclefindmkai/https://www.osce.org/files/f/documents/0/1/123879.pdf (дата обращения: 07.04.2024).

22. Миссия по ограниченному наблюдению за выборами. Латвия - Досрочные парламентские выборы 17 сентября 2011 г. URL:

chrome-extension://efaidnbmnnnibpcaipcglclefindmkai/https://www.osce.org/files/f/documents/b/5/82651.pdf (дата обращения: 07.04.2024).

23. Statement by Ambassador Nils Jansons, Permanent Representative of the Republic of Latvia, delivered in response to statement by the Russian Federation. URL:

chrome-extension://efaidnbmnnnibpcaipcglclefindmkai/https://www.osce.org/files/f/documents/9/4/41678.pdf (дата обращения: 07.04.2024).

24. OSCE Human Dimension Implementation Meeting. URL:

chrome-extension://efaidnbmnnnibpcaipcglclefindmkai/https://www.osce.org/files/f/documents/3/e/124297.pdf (дата обращения: 07.04.2024).

25. Human Dimension Implementation Meeting 2015. URL:

chrome-extension://efaidnbmnnnibpcaipcglclefindmkai/https://www.osce.org/files/f/documents/d/f/188781.pdf (дата обращения: 07.04.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.