Научная статья на тему 'Социально-политический идеал в философии С. И. Гессена'

Социально-политический идеал в философии С. И. Гессена Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
369
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / "КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ" / "НОВЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ" / "ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗМ" / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жиляева Елена Ивановна

В статье рассматривается проблема социально-политического идеала в концепции «правового социализма » С.И. Гессена. Показывается значение этой концепции, представленной в труде «Правовое государство и социализм» (1924-1927), для разработки теории гражданского воспитания и прояснения целей формирования личности в современной философии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOPOLITICAL IDEAL IN S.I. HESSENS PHILOSOPHY

An issue of the sociopolitical ideal in S.I. Hessens concept of «jural socialism» is considered in the article. The significance of this concept presented in the work «Jural State and Socialism» (1924-1927) for working out the civil education theory and for clarifying personality formation objectives in the modern education philosophy is shown.

Текст научной работы на тему «Социально-политический идеал в философии С. И. Гессена»

УДК 1(470+571)

ЖИЛЯЕВА Елена Ивановна, аспирант кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор

8 научных публикаций

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ В ФИЛОСОФИИ С.И. ГЕССЕНА

В статье рассматривается проблема социально-политического идеала в концепции «правового социализма» С.И. Гессена. Показывается значение этой концепции, представленной в труде «Правовое государство и социализм» (1924-1927), для разработки теории гражданского воспитания и прояснения целей формирования личности в современной философии образования.

Социально-политический идеал, «классический либерализм», «новый либерализм», «правовой социализм», гражданское воспитание

В последнее время в связи с активизацией компаративистских исследований в области философии образования возросло внимание к трудам видного представителя Русского Зарубежья 20-40-х годов ХХ века философа, юриста и педагога Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950). Отмечается, что наиболее существенный вклад он сделал в области философской антропологии и педагогики, понимаемой им как «прикладная педагогика»1.

Вместе с тем, С.И. Гессен сгруппировал философские проблемы вокруг триединства «личность - культура - демократия». Отсюда его мысль, как отметил А.А. Ермичев, «движется в двух направлениях - педагогики или прикладной философии <...> и разработки теории правового социализма»2. Без прояснения основных идей политической философии отечественного мыслителя невозможно понимание тех целей «образования к свободе», которые сформулированы в его «прикладной философии». Этот аспект наследия Гессена не был предметом специальных исследований

© Жиляева Е.И., 2010

после работ А. Валицкого (1987), А.Г. Власкина и А.А. Ермичева (2001-2004)3. Обычно имя С.И. Гессена упоминается через запятую среди других представителей неолиберализма первой трети ХХ века. Остались вне изучения его размышления о «гильдейском социализме» и корпоративизме, о том, что «новый либерализм» - это «не последняя стадия», что возможна его трансформация в «либеральный социализм»4.

Задача статьи - показать, что С.И. Гессен намечает выход за границы концептуальных построений «классического» и «нового» либерализма, открывая путь к синтезу ценностных ориентаций «нового либерализма» («позитивная свобода», «социальное равенство», права человека) и отечественной традиции «философии соборности» с акцентированием «права на достойное человеческое существование», а также принципов «солидарности» и «социальной справедливости» в перспективе социально-политического идеала «правового» или «либерального социализма».

С.И. Гессен разрабатывал концепцию социально-политического идеала, опираясь в 10-20-х годах на идеи философии И. Канта и неокантианцев В. Виндельбанда, Г. Рик-керта и П. Наторпа. С 30-х годов преобладает влияние «философии всеединства» В.С. Соловьева, вызвавшее трансформацию идеи «соборности» в идею «солидарности». Непосредственное воздействие на концептуализацию социально-политического идеала С.И. Гессена оказала философия права П.И. Новгородцева, И.А. Покровского и Б.А. Кистяковского, восходящая к основополагающей идее В.С. Соловьева о «праве человека на достойное существование», которое общество обязано «признавать и обеспечивать»5. В обосновании социально-политического идеала у С.И. Гессена, как и у П.И. Новгородцева, находится кантовское представление об идеале как идее «чистого разума»6. Философ критиковал утопизм и радикализм, доказывая невозможность построения «совершенного» общественного строя, из чего следовало признание необходимости критического переосмысления исторических социально-политических структур в перспективе идеала бесконечного развития общества, преодоления всех видов несвободы как нравственного требования. При таком подходе реальным содержанием понятия «идеал» оказывалось мотивирующее воздействие на поведение человека.

Поисками оптимальной социальнополитической системы занимались многие философы, социологи, политологи и юристы7. Каждая историческая эпоха оставила свое понимание идеальных моделей социальнополитического устроения общества. В философии русского зарубежья первой трети ХХ века разработка социально-политических идеалов велась на основе переосмысления идей марксизма, классического либерализма и радикализма.

С.И. Гессен понимал под социальнополитическим идеалом не утопию «земного рая», а представление о должном - основополагающие принципы общественной жизни, задающие возможности и вектор развития со-

циума, что позволяет выбирать правильные ориентиры преобразования социальной реальности в перспективе бесконечного свободного развития личности.

Философ разрабатывал учение об идеале, выделяя позитивные и негативные аспекты «классического либерализма». Концептуальной основой «классического либерализма», как он полагал, выступают: идея разделения властей и верховенство закона; ограничение вмешательства государства в сферу частной жизни; приоритет интересов индивида, а не общества; приверженность правам человека и ценностям свободы личности с пониманием свободы как отсутствия принуждения; понимание социального равенства на основе формальных «гражданских прав» неприкосновенности частной собственности, политических свобод, свободы мысли и совести; вера в возможность усовершенствования общества с помощью реформ, а не революций.

С.И. Гессен понимал под философией «науку о ценностях» и выделял «в составе жизни современного человека» три слоя: образованность (наука, искусство, нравственность, религия), гражданственность (право, государство) и цивилизацию (хозяйство, техника) как «низший» или «более внешний слой культуры». Ценностям гражданственности (права и государственности) отводилось центральное положение и придавалось значение механизма, связующего все сферы жизнедеятельности общества8.

Концепция социально-политического идеала разрабатывалась на основе этого «каталога культуры». Ее ядро составили ценности: «негативная» и «позитивная» свобода, «плюрализм собственности», «равенство исходного пункта», «солидарность», «социальная ответственность», «толерантность» и «социальная справедливость».

С.И. Гессен опирался на гетерологический метод Г. Риккерта и стремился совместить позитивные моменты «классического либерализма» (приоритет свободы личности) и концепций коллективизма (приоритет интересов общества) при конструировании социально-

политического идеала. Суть программы обновления либерализма заключается, по его убеждению, в восполнении идеи «Права» идеей «Блага». В правовом государстве, продолжает Гессен, должны сохраняться фундаментальные ценности «классического либерализма» -верховенство правового закона разделения властей, равенство всех перед законом и независимый суд9.

Вместе с тем, в концепции гражданского воспитания С.И. Гессена, как «воспитания к свободе», акцентируется необходимость формирования индивидуальности человека не только в духовно-нравственном, но и в политикоправовом отношении через такие институты социализации, как семья, родина, нация, государство и даже человечество. В качестве ценностных оснований формирования гражданской идентичности также выступают свобода, равенство, солидарность, чувство социальной справедливости, рациональная коммуникация, долг, ответственность и терпимость. При этом целенаправленное формирование правовой культуры и социально-политической компетентности личности вполне обоснованно рассматривается отечественным мыслителем как одна из предпосылок становления гражданского общества и солидарности в российском обществе.

С.И. Гессен тщательно исследует в работе «Правовое государство и социализм» генезис и основные периоды развития представлений

о социально-политическом идеале в истории социально-экономических и политикоправовых учений либерализма, а также характеризует особенности каждого из периодов. Для первой исторической формы - «классического либерализма» - было характерно, утверждает он, не только отстаивание приоритета личной свободы, но вместе с тем и «овеществление и эксплуатация» человека, а также понимание государства как «ночного сторожа» и сведение к минимуму пределов его вмешательства в жизнь гражданского общества.

Для представителей второй исторической формы либерализма - «нового либерализма» (П.И. Новгородцев, И.А. Покровский) - свой-

ственно, по мнению Гессена, не только «отрицательное», но и «положительное» понимание права. Государство, разъясняет он, «обязано не только не вмешиваться в личную жизнь граждан, но и помогать им положительным образом». С этой формой либерализма Гессен связывает приращение свободы человека в обществе. Из чисто отрицательного состояния индивида свобода становится «положительным» состоянием, предписывающим «определенные акты» («status positivus»). При этом «новый либерализм», утверждает отечественный философ, и равенство «мыслит наделенным некоторым более положительным содержанием»10.

С.И. Гессен считает существенным изменение отношения «нового либерализма» к институту собственности, поскольку здесь, как разъясняет он, объявляется «прямой поход против одного вида собственности, именно против собственности монопольной». Монопольная собственность, по его утверждению, приносит «особый доход», который он называет «рентой»11. Эта «рента», продолжает он, должна перераспределяться государством в «доход общества»12. Таким образом, «новый либерализм», по его убеждению, начинает осознавать связь права и достойного существования человека, но при этом стремится «обеспечить лишь минимум образования, минимум заработка и минимум обеспеченности» с тем, чтобы «охранить некоторый средний уровень свободы и творчества от возможного вырождения»13.

Третья историческая форма либерализма связывается Гессеном с перерождением «нового либерализма» в «правовой социализм»14, для которого характерно признание равноправия частной, личной и коллективной форм собственности; распространение избирательного права на «коллективные личности», на «союзы-общности», являющиеся «носителями общих, т.е. объективных интересов хозяйства и культуры»; стремление «обеспечить личности права ее на достойное существование»15. Все это, согласно Гессену, «углубляет понятие правовой свободы, равенства, собственности, охранительной деятельности государства, как органа права и “общей воли”»16.

Важно отметить идею С.И. Гессена о том, что равенство как «равенство перед законом» углубляется в новом понимании либерализма до понятия «равенства исходного пункта», «равных шансов в борьбе»17. Следствием такого подхода выступает, по его убеждению, углубление понятия «правового равенства» до обеспечения «за каждым того минимума образования, которое необходимо для того, чтобы личность могла отстаивать в борьбе свои интересы и свое право»18. Философ не без оснований полагает, что «новая свобода», гармонично сочетающая «интересы личности и государства, - не есть безнадежная и неразрешимая задача»19.

С.И. Гессен утверждает, что только при «правовом социализме» впервые создаются условия и возможности для «растущей силы творческой активности» человека, равенство будет понято «как равноценность незаменимых в своем различии личностей и собственность - как служение Общности». Он также отмечает, что здесь впервые будет разоблачена «вся мнимая иллюзорность традиционного противопоставления индивида обществу и индивидуализации - социализации»20. Эти утверждения и составляют смысловое поле социально-политического идеала в философии С.И. Гессена.

Таким образом, социально-политический идеал С.И. Гессена, как теоретика «правового социализма», был концентрированным выражением идеи «социального государства», ориентированного на синтез основных ценностей либерализма и социал-демократии, среди которых он особо выделяет реформирование собственности, социальное равенство, солидарность и справедливость, в основе которой, на его взгляд, лежит редистрибутивная функция государства, социальная защита, расширение «позитивных прав» человека за рамки формально-правового равенства.

С.И. Гессен всесторонне обосновывает ту мысль, что в отличие от «классического» либерализма, ограничивавшего государство функцией охраны права, «правовой социализм»

переносит акцент с «охранительной функции» государства на регулятивную с позиций социальной солидарности и справедливости. При таком подходе расширяется не только понимание прав человека за счет признания «права-притязания» и «принципа равенства» («равенство исходного пункта»)21, но также формулируется необходимость реформирования институтов собственности (критика монопольной собственности) и образования (необходимость нравственного и гражданского воспитания).

Особенностью подхода С.И. Гессена было понимание государства как посредника, способствующего выработке «равнодействующей» во взаимодействии интересов различных социальных групп, что предвосхищает «принцип различия» в теории справедливости Дж. Роулса22. С.И. Гессен также стремился рассматривать институты собственности, власти, образования, здравоохранения и культуры в перспективе бесконечного приближения к выработанному им социально-политическому идеалу. Этот же подход был реализован им в концепции гражданского воспитания, что требует дополнительного изучения.

Социально-философские исследования С.И. Гессена придали импульс дискуссии о «социальных правах», предвосхитившей европейские концепции «социального государства» в ХХ веке. Однако лишь после русского издания книги Дж. Роулса «Теория справедливости» (1971) в 1995 году проблемы дистрибутивной и редистрибутивной справедливости вновь оказались в центре внимания представителей отечественной социальной философии, что свидетельствует об актуальности данных проблем.

Подводя итог анализу концепции социальнополитического идеала в философии С.И. Гессена, отметим, что высшей целью образования в его педагогике как «прикладной философии» провозглашалось «образование к свободе», понятое как формирование личности, способной жить в свободном демократическом обществе и приобщенной к творчеству.

Примечания

1 См.: СаповВ.В. Гессен Сергей Иосифович II Русская философия: энцикл. I под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2007. С. 127.

2 Ермичев А.А. Статья С.И. Гессена об А.И. Герцене (о философско-культурной ориентации журнала «Логос») II Философ. науки. 2001. № 3. С. 56.

3 Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. University of Notre Dame Press. Notre Dame - London, 1992. P. 404-465; Валицкий А. Сергей Гессен: философ в изгнании II Гессен С.И. Избр. соч. М., 1998. С. 3-28; Власкин А.Г., Ермичев А.А. Политическая философия С.И. Гессена II Вестн. Санкт-Петербург. ун-та. Сер. 6. 2004. Вып. 2. С. 42-48.

4 Гессен С.И. Права человека при либерализме, социализме и коммунизме II Гессен С.И. Педагогические сочинения I сост. EX. Осовский. Саранск, 2001. С. 483, 484-485, 486, 489, 493.

5 Соловьев В.С. Оправдание добра II Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1988. С. 71, 421, 425.

6 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 11-522; Era же. Право на достойное человеческое существование II Era же. Соч. М., 1995. С. 321-327.

7 См.: ЧестнейшинаД.А. Человек в системе духовно-нравственных ценностей (по И.А. Ильину) II Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2006. № 4. С. 91-94; ЧикинЛ.А. Особенности формирования правосознания в России II Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2007. № 2(12). С. 104-108; Era же. Воспитание профессионального правосознания юристов в социальной философии И.А. Ильина II Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2008. № 10. С. 83-87.

8 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию I отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995. С. 27.

9 Era же. Политическая свобода и сощализмъ. Пг., 1917. С. 17.

10 Era же. Правовое государство и социализм II Era же. Избр. соч. М., 1998. С. 182-183.

11 Там же. С. 185.

12 Там же. С. 186.

13 Там же. С. 198.

14 Там же. С. 232-233.

15 Там же. С. 224.

16 Там же. С. 227.

17 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию I отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995. С. 181-182, 195.

18 Там же. С. 182.

19 Там же. С. 190.

20 Гессен С.И. Правовое государство и социализм. С. 232-233.

21 Там же С. 183-184.

22 Там же. С. 143.

Zhilyaeva Elena

SOCIOPOLITICAL IDEAL IN S.I. HESSEN’S PHILOSOPHY

An issue of the sociopolitical ideal in S.I. Hessen’s concept of «jural socialism» is considered in the article. The significance of this concept presented in the work «Jural State and Socialism» (1924-1927) for working out the civil education theory and for clarifying personality formation objectives in the modern education philosophy is shown.

Контактная информация: e-mail: cogito@sfpgu.ru; gessenjil@yandex.ru

Рецензент - Есюков А.И., доктор философских наук, профессор Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.