Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ «ВЫЗОВЫ», КИБЕР-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ АКЦЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ'

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ «ВЫЗОВЫ», КИБЕР-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ АКЦЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
27
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ / КИБЕР-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МУЛЬТИСОЦИОМЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / САМООРГАНИЗАЦИЯ / МНОГОМЕРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / УТИЛИТАРНО-КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Никитин Александр Всеволодович, Кувакова Ирина Михайловна, Устинкин Сергей Васильевич

Статья посвящена некоторым социально-политическим аспектам управления мультисоциомедийным пространством. Вопросы управления мультисоциомедийным ставятся как, своего рода, самоорганизующийся комплекс проблем с акцентом на обеспечение национальной безопасности с учетом возрастающего неоднородного влияния на население глобальных информационно-цифровых технологий, как в России, так и евразийского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Никитин Александр Всеволодович, Кувакова Ирина Михайловна, Устинкин Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-POLITICAL "CHALLENGES", CYBER-LINGUISTIC SECURITY AND MODERN ACCENTS OF THE STATE LANGUAGE POLICY

The article is devoted to some of the socio-political aspects of managing the multi-social media space: the language policy of Russia and the cyber security measures in China. The management of multisociomedia is posed as a kind of self-organizing complex of problems with an emphasis on ensuring national security, taking into account the growing heterogeneous influence on the population of global information and digital technologies, both in Russia and the Eurasian space - the territory of the partner countries and the CIS.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ «ВЫЗОВЫ», КИБЕР-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ АКЦЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1_64

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ «ВЫЗОВЫ», КИБЕР-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ АКЦЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ SOCIO-POLITICAL "CHALLENGES" CYBER-LINGUISTIC SECURITY AND MODERN ACCENTS OF STATE LANGUAGE POLICY

НИКИТИН Александр Всеволодович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой философии, истории и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова; доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Российского государственного университета правосудия (Приволжский филиал, г. Нижний Новгород). 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31 А. E-mail: kirill-lena@mail.ru;

КУВАКОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА,

кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры международных отношений и социологии

Института социальных наук, г. Москва; Международная междисциплинарная научно-исследовательская лаборатория

«Изучение мировых и региональных социально-политических процессов»

при Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова.

603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31 А.

E-mail: kuvakovaim1999@mail.ru;

УСТИНКИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ,

доктор исторических наук, профессор, декан высшей школы международных отношений и мировой политики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31 А. E-mail: s.v.ustinkin@gmail.com

NIKITIN Alexander Vsevolodovich,

Linguistics University of Nizhny Novgorod. 31A Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603950. E-mail: kirill-lena@mail.ru;

KUVAKOVA Irina Mikhailovna,

Linguistics University of Nizhny Novgorod. 31A Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603950; E-mail: kuvakovaim1999@mail.ru;

USTINKIN Sergey Vasilyevich,

Linguistics University of Nizhny Novgorod. 31A Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603950. E-mail: s.v.ustinkin@gmail.com

Краткая аннотация. Статья посвящена некоторым социально-политическим аспектам управления мультисоциомедий-ным пространством. Вопросы управления мультисоциомедийным ставятся как, своего рода, самоорганизующийся комплекс проблем с акцентом на обеспечение национальной безопасности с учетом возрастающего неоднородного влияния на население глобальных информационно-цифровых технологий, как в России, так и евразийского пространства.

Abstract. The article is devoted to some of the socio-political aspects of managing the multi-social media space: the language policy of Russia and the cyber security measures in China. The management of multisociomedia is posed as a kind of self-organizing complex of problems with an emphasis on ensuring national security, taking into account the growing heterogeneous influence on the population of global information and digital technologies, both in Russia and the Eurasian space - the territory of the partner countries and the CIS.

Ключевые слова: языковая, кибер-лингвистическая и национальная безопасность, мультисоциомедийное пространство, самоорганизация, многомерная интеграция, утилитарно-конвенциональный подход, управление.

Keywords: linguistic, cyber-linguistic and national security, multi-sociomedia space. self-organization, multidimensional integration, utilitarian-conventional approach, management.

Дата направления статьи в редакцию: 11.12.2021

Дата публикации: 31.01.2022

По данным «Доклада о человеческом развитии» (Human Development Report, 2019), одним из комплексных показателей которого является индекс образования, Россия занимает 49 место среди 189 стран [1]. Показатель характеризует состояние конкурентной среды на мировом рынке в сегменте научно-образовательных услуг и связан не только со значительным увеличением студенческой мобильности по всему миру, но и с изменением институциональной роли «национальных школ» в связи с переходом к новому типу университета, сочетающему социальную, образовательную, научно-исследовательскую и предпринимательскую активность.

Понимание значимости развития национальных школ отражает ежегодный Доклад Правительства РФ «О реализации государственной политики в сфере образования» [2] (опубликован 10.06.2021). Доклад 2020 г. весьма оптимистичен. В нем указывается, что

Россия находится в тренде глобализации и интернационализации высшего образования, проводит большую работу по расширению масштабов и географии реализации проектов по популяризации русского языка в рамках государственной языковой политики.

С 2014 г. действует Указ Президента РФ «О Совете при Президенте Российской Федерации по русскому языку» [3], что есть свидетельство стремлений к укреплению многонационального единства народностей, суверенной российской государственности, развития прав, ответственности и свобод человека с учетом интересов разных народов и стран-партнеров. Государственная языковая политика России поступательно проводит курс на углубление гуманитарных связей и взаимовыгодное сотрудничество со странами СНГ с целью сохранения и развития единого мультисоциомедийного пространства.

Все мероприятия проводятся с учетом положений Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4], задавших ориентиры общественного развития.

Стратегические задачи развития страны реализуются в соответствии с Единым планом мер и социально значимых целей, включающими достижение плановых показателей национальных проектов «Образование» и «Демография», «Наука и университеты», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также программы «Цифровая экономика РФ». Заявленные национальные цели и стратегические задачи развития России отвечают социально-политическим «вызовам» современности. Указанное однозначно ориентирует научно-образовательные сообщества и национальные школы на реализацию траектории «расширения - восхождения» к новым горизонтам цивилизационного, включая формирование инициативной, просо-циальной творческой личности, переформатирование практик асоциального поведения [5] и предоставление широких возможностей предпринимательства для созидательного (креативного) «склада ума» и роста национального самосознания. В содержательном развитии последнего принципиальное значение имеют воспитание и мировоззрение, образование и выбор, понимание человеком своего места и роли в обществе. Данные аспекты обусловлены социально-политической атмосферой и мобильностью внутри стран и в мире. Это связано, во-первых, с отношением к соотечественникам, современному языку, культуре, науке, литературе и искусству в своем отечестве и близких «по букве и духу» народов (как, например, «славянское триединство»). Во-вторых, самостоятельность и смысло-содержательное, семиотическое и семантическое осмысление контента, часто исподволь предлагаемого или открыто, бесцеремонно навязываемого, что является существенным в контексте данного исследования. В-третьих, акценты на ценностно-тематическом и личностном, гражданском. Именно через мирочувствие человека [6], его идеи и воззрения, неравнодушие, жажда жизни и приверженность «могилам и камням» оформляют общий социально-политический и экономический контексты. Позитивное мирочувствие меняет интеллектуальный климат публичного и мультисоциомедийного, местного и государственного, а далее - всего мирового пространства, Формируя, поддерживая и обновляя отношения людей и стран в глобальном мире, где в качестве особых и важных стоят вопросы прав, свобод и демократии, языковой и кибер-лингвистической безопасности, можно управлять предпосылками, тенденциями достижения национальных целей и стратегических задач развития государств. И в этом смысле Россия, другие страны СНГ и заинтересованные страны-партнеры - не исключение.

В июле 2021 г. появилась информация, что власти Китая в городе Ухань создают Национальный центр кибербезопасно-сти (National Cybersecurity Center). Кампус площадью около 40 км2 будет служить «центром выращивания и глубокого обучения талантов». Отсюда и название - «Национальная база талантов и инноваций в области кибербезопасности» (NCC). Город-кампус в Ухане Китай начал строить еще в 2017 г. По причине пандемии (COVID-19) NCC не работает с полной отдачей: количество сотрудников и студентов не достигло плановых показателей 2020 г., но будет расти [7].

Оба примера - Доклад Правительства РФ и работа власти Китая - это «продукты» аналитических выводов и профессионализма специалистов, поставленных на конкретные государственные должности и управляющих мультисоциомедийным пространством для решения вопросов национального (самобытного) развития своих государств. С другой стороны, это объективный созидательный итог корпоративного труда больших коллективов людей и «сообществ-команд». А с третьей - результат национального, стратегического выбора, хотя и неравновесного. Современные социально-политические «вызовы» - от вмешательства во внутренние дела стран (претензии к России и Китаю в отходе от принципов демократии и авторитаризме в управлении, ущемлении прав и свобод граждан, кибер-атаках на государственные сервисы США и др.) до попыток дискредитировать выборы вынудили акцентировать внимание на сложности и неравновесности, неравенстве мультисоциомедийного проблемного пространства и кибер-лингвистической безопасности, как самоорганизующихся и требующих многомерной интеграции - профессионального участия представителей не только отдельных сфер (экономики, образования, науки, пр.) и стран «большой политики», но и «концерта» мирового сообщества в создании цивилизационных и общеприемлемых договорных «правил игры» - утилитарно-конвенциональный подход.

Это, конечно, касается России и суверенных страны СНГ, равно как и стран-партнеров, поскольку, в силу социально-исторических условий они вынуждены нести свою долю ответственности за эскалацию социально-политических «вызовов» современного глобального мира, где, как говориться, «в одиночку», памятуя недавние экономические и военно-политические кризисы ХХ века, не

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 1(205)

справиться.

Цивилизационная логика в эпоху глобализации и остро стоящих вопросов безопасности, научно-интеллектуальных прорывов и информационно-цифровых технологий испытывает потребность в согласии духоподъемных творческих сил, в согласованности организующих начал и управленческих решений; нуждается в объединяющих, консолидирующих, а не конфликтующих идеалах и конструктах. Это важно: глобальный мир - мультисоциомедийное пространство этнического, языкового и смысло-ценностного, экономического, политического и религиозно-культурного многообразия - цивилизационная многослойность.

Один из главных факторов цивилизационного «восхождения» на современном этапе беспрецедентных масштабных кризисов, социально-политической турбулентности и конкурентной борьбы в мире - позитивный образ «умо- и самостроения будущего» планеты [8]. Новые мировоззренческие образцы восходят к смысло-лингвистическим и ценностным ориентирам, рождают доверие, сотрудничество или отчуждение; продуктивные или деструктивные намерения и средства, аутентично-действенные или обособленно-дискриминирующие способы само- и идентификации, Все это «удобряет» или «обедняет» почву мультисоциомедийного пространства - самобытного «продукта» этно- и национального, или многонационального (например, патриотизм или коллаборационизм) самосознания и взаимовыгодной деятельной профессионализации и сотрудничества, партнерства, формирующихся из «лучших» примеров или эталонного.

Здесь «высокое» цивилизационное «спускается» до непосредственной повседневности местного уровня - территорий проживания и конкретного дворового собрания жителей, местного самоуправления, касаясь единичного (индивидуального) и гражданского осознания своих возможностей или беспомощности и социального иждивенчества [9]. Глобальная «картина мира» воплощается в единичном (частном) мирочувствии и предопределяет оформление моделей понимания и взаимодействия - от семейного и группового (коллектив) до бытового и профессионально-делового (сообщество, территории), технического, информационного, технологического и т.д. Последнее зависит и требует благоприятных условий, как минимум содержательно-смыслового и речевого, кибер-лингвистического сопровождения, как максимум - зашиты: прав, возможностей и свободы личностного выбора, национальной безопасности.

Уважение выбора, как форм целерационального (не аффективного) и социально-ответственного (не девиантного!) поведения [5-7, 8, 9], связывается еще и с тем, что общество, государство, система образования предлагают всем желающим «удочку» (инвестировать в личное саморазвитие, лидерство) вместо «рыбы» (иждивенческая и весьма затратная для государства философия). Это и есть абсолютная польза (утилитарно-конвенциональный подход), поскольку прямо отвечает на два древнейших вопроса любой зрелой личности, ответственного общества и государства, сильного, мощного за счет свободного труда и предпринимательства граждан [10, 11]. Это и есть курс на созидание нового порядка в стране и мире.

Современные идеи Интернета, технологий связи и кибер-потенциал государств есть переустроительный инструментарий. Так, мультисоциомедийное пространство - Интернет и национальные альтернативные научно-образовательные сервисы, включая ДАС (дистанционные альтернативные сервисы в образовании) [10, 11] способны «переформатировать» человека любой страны (религии, национальности), сформировать, поддержать и «продвигать» или манипулировать мирочувствием, инструментами умо-и самостроения [6, 9] целых поколений - от приверженности «высоким» ценностям, традициям, морали, духоподъемным мировоззренческим горизонтам, «красоте» до потакания низменным намерениям, страстям и порокам, эгоизму, автаркии территорий, непорядоченности, коррупции.

Управление мультисоциомедийным пространством располагает потенциалом бескомпромиссной поэтапной (многоступенчатой) защиты (или разрушения) своей и иной («чужой») социокультурной самобытности, как соблюдения, поддержки так и демонтажа личных (семейных), коллективных и демократических ценностных позиций, более или менее равновесного (до поляризации, «неравного») сочетания прав и долга, свобод и ответственности, возможностей развития и безопасности, в том числе языковой, кибер-лингвистической, национальной.

Отражает актуальность проблематики не только наличие многообразия форм вмешательства, управления мультисоциоме-дийным пространством, предлагающим сегодня довольно скудный выбор вариантов, образцов, примеров (эталонов) поведения, делая акцент не на просоциальном (и исправлении асоциального), а на девиантном, киберпреступном [5, 6, 7], К сожалению, арсенал негативных, но привлекательных для стремящихся к «легкой жизни (наживе)» примеров щедро дополняет красочно-широкая палитра некритичных, пропагандистских оценок, заменяя частные и публичные свободно-уважительные, добрососедские, дружеские, миролюбивые, союзнические, партнерские образцы прямо противоположными [9]. Сознательно подбираемые, провокационные примеры, высказывания, типы поведения и решения (санкции, вмешательство) давлеют над сознанием человека и через мультисоциомедийный контент нарушают гармоничное мирочувствие сообществ, мешают внутренней стабильности стран и международному сотрудничеству.

Все эти противоречия, «вызовы» эпохи замедляют самодвижение народов России, наших исторических и современных союзников и партнеров, тормозят цивилизованное развитие мирового сообщества. Так, при оценке мультисоциомедийного пространства укажем только на три социально-политических «вызова», определяющих сущность торможения, замедления развития личности и обществ. С одной стороны, налицо нарушение общих (природных) законов эволюционного самодвижения, как непрерывного и направлен-

ного (в русле расширяющейся спирали) развития по пути самоорганизации и «восходящих» перемен человека, субъекта. С другой -присутствие в языке и речи явлений, порождающих морально-интеллектуальную деструкцию этно- и кибер-лингвистического, эмоционально-психологический дисбаланс, личностную, гражданскую и национальную дистрофию, средствами нарушения общезначимых правил коммуникации и этических норм. Это искажение исторических фактов и манипулирование цифрами, научными данными и выводами исследований, включая ложные сведения, клевету и провокации; грубые, неуважительные высказывания, слова и выражения при достаточной свободе мнений, широком выборе моделей и средств самовыражения; практическое отсутствие смыслов, самоцензуры, низкая культура изложения и т.п. С третьей - наблюдается усталость, пассивность самих граждан и недостаточность государственного целеполагания - отсутствие сформулированной национальной идеи, объединяющих ценностей и примеров, вдохновляющих образцов и четко артикулируемого образа блага во имя живущих и будущих поколений. При этом все явственнее существенное отставание в разработке и реализации комплексных мер и информационных технологий, в том числе в сфере образования, по управлению мульти-социомедийным пространством с целью продвижения идей, что называется, для внутреннего общенародного пользования (русский язык, русско-советская культура, отечественный кинематограф, пр.), по противодействию пропаганде чуждый нашей ментальности философий индивидуализма и исключительности, гендерного и расового превосходства, движениям лже-феминизма, ЛГБТ и разного рода сект или, например, «языку вражды», форм «кислотности», или любого рода анти-, социокультурного конфликта.

Особая роль в этой большой работе принадлежит государственной языковой политике, включая решение проблем кибер-лингвистической безопасности и предъявление нашей общей со странами-партнерами и СНГ позиции в едином глобальном мире информационно-цифровых технологий и Интернет через привлекательный, «чистый» образ самоорганизующегося свободного национального мультисоциомедийного союза.

Библиография:

1. Доклад о человеческом развитии (Human Development Report, 2019) URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr 2019 overview - russian.pdf.

2. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О реализации государственной политики в сфере образования за 2020 год». 10.06.2021. URL:http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zM

3. Указ Президента РФ от 09.06.2014 № 409 (ред. от 12.08.2019) «О Совете при Президенте Российской Федерации по русскому языку» (вместе с «Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по русскому языку»). URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 164576.4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https ://r-19. ru/management/5728/86003. html.

5. Кувакова И.М., Устинкин С.В., Савченко И.А., Джунушалиева Г.Д. Модели социального поведения на полюсах жизненного выбора / Вестник экономики, права и социологии. 2021. №2. С. 93-99.

6. Кувакова И.М. Основания и концепт феномена социальной самоорганизации: от мирочувствия разной природы социумов и образа реальности до управления жизнеспособностью / Управление социальными изменениями в нестабильных условиях: материалы Всероссийской научной конференции. Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: МАКС Пресс, 2016. С. 93-98.

7. Ларина Е., Овчинский В. Китай готовится стать кибердержавой и создаёт для этого Центр талантов и инноваций в области кибербезопасности. URL: https://zavtra.ru/blogs/kitaj_gotovitsya_stat_kiberderzhavoj.

8. Кувакова И.М., Устинкин С.В. Язык как институт и инструмент умо- и самостроения будущего мира / Власть. 2018. Т. 26, № 7. С. 173-182.

9. Устинкин С.В., Кувакова И.М., Труфанов А.Ю., Самсонов А.И. Россия: Центр и регионы: сборник статей / Отв. ред. В.Н. Иванов, Х.В. Дзуцев. -М.: ФНИСЦ РАН, 2021. Вып. 28. С. 47-66.

10. Кувакова И.М. Национальный альтернативный научно-образовательный сервис: обучение и рост уровня (качества) жизни населения / Тенденции экономического развития в XXI веке / Материалы II Международной научной конференции // Ред. А.А. Королёва и др. 2020. С. 549-551.

11. Устинкин С.В., Кувакова И.М. Лингвистическая безопасность России и дАс - дистанционные альтернативные сервисы в образовании / Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2020. № S1. C. 127-138.

References (transliterated):

1. Doklad o chelovecheskom razvitii (Human Development Report, 2019) URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2019_overview_-_russian.pdf.

2. Doklad Pravitel'stva Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii «O realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere obrazovaniya za 2020 god». 10.06.2021. URLhttp://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zM

3. Ukaz Prezidenta RF ot 09.06.2014 № 409 (red. ot 12.08.2019) «O Sovete pri Prezidente Rossijskoj Federacii po russkomu yazyku» (vmeste s «Polozheniem o Sovete pri Prezidente Rossijskoj Federacii po russkomu yazyku»). URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164576.4. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda». URL: https://r-19. ru/management/5728/86003. html.

5. Kuvakova I.M., Ustinkin S.V., Savchenko I.A., Dzhunushalieva G.D. Modeli social'nogo povedeniya na polyusah zhiznennogo vybora / Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. 2021. №2. S. 93-99.

6. Kuvakova I.M. Osnovaniya i koncept fenomena social'noj samoorganizacii: ot mirochuvstviya raznoj prirody sociumov i obraza real'nosti do upravleniya zhiznesposobnost'yu / Upravlenie social'nymi izmeneniyami v nestabil'nyh usloviyah: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Mosk. gos. un-t im. M. V. Lomono-sova. M.: MAKS Press, 2016. S. 93-98.

7. Larina E., Ovchinskij V. Kitaj gotovitsya stat' kiberderzhavoj i sozdayot dlya etogo Centr talantov i innovacij v oblasti kiberbezopasnosti. URL: https://zavtra.ru/blogs/kitaj_gotovitsya_stat_kiberderzhavoj.

8. Kuvakova I_MLl, Ustinkin S_V_ YAzyk kak institut i instrument umo- i samostroeniya budushchego mira / Vlast'. 2018. T. 26, № 7. S. 173-182.

9. Ustinkin S.V., Kuvakova I.M., Trufanov A.YU., Samsonov A.I. Rossiya: Centr i regiony: sbornik statej / Otv. red. V.N. Ivanov, H.V. Dzucev. - M.: FNISC RAN, 2021. Vyp. 28. S. 47-66.

10. Kuvakova I.M. Nacional'nyj al'ternativnyj nauchno-obrazovatel'nyj servis: obuchenie i rost urovnya (kachestva) zhizni naseleniya / Tendencii ekonomicheskogo razvitiya v XXI veke / Materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii // Red. A.A. Korolyova i dr. 2020. S. 549-551.

11. Ustinkin S.V., Kuvakova I.M. Lingvisticheskaya bezopasnost' Rossii i DAS - distancionnye al'ternativnye servisy v obrazovanii / Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta im. N.A. Dobrolyubova. 2020. № S1. C. 127-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.