DOI 10.47643/1815-1337_2022_1_68
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ: ЗНАЧИМЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ И КООРДИНАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ACTIVITY OF THE STATE DUMA DEPUTY: SIGNIFICANT COMMUNICATIVE AND COORDINATION ASPECTS OF ACTIVITY
АГАРЕВ Сергей Владимирович,
студент факультета управления Нижегородского института управления -
филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. 603950, Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 46. E-mai: [email protected];
НИКИТИН Александр Всеволодович,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой философии, истории и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова;
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российского государственного университета правосудия (Приволжский филиал, г. Нижний Новгород). 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31 А. E-mai: [email protected];
УСТИНКИН Сергей Васильевич,
доктор исторических наук, профессор, декан высшей школы международных отношений и мировой политики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31 А. E-mai: [email protected];
ФОМЕНКОВ Артем Александрович,
доктор исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Международной междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории «Изучение мировых и региональных социально-политических процессов» Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова;
доцент кафедры социально-политически коммуникаций Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31А. E-mai: [email protected];
AGAREV Sergey Vladimirovich,
student of the Nizhny Novgorod Institute of Management,
a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. 46 Gagarina Av, Nizhny Novgorod, Russia, 603950. E-mail: [email protected];
NIKITIN Alexander Vsevolodovich,
Linguistics University of Nizhny Novgorod. 31A Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603950. E-mail: [email protected];
USTINKIN Sergey Vasilyevich,
Linguistics University of Nizhny Novgorod. 31A Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603950. E-mail: [email protected];
FOMENKOV Artjom Alexandrovich,
Linguistics University of Nizhny Novgorod. 31A Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603950. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. Статья посвящена анализу важных аспектов деятельности депутатов российского парламента. Выводы сделаны на материалах работы депутата Д.В. Сватковского, время исполнения полномочий - 2018-2021 годы. Выявлена позитивная роль депутатских групп, образованных в регионе. Особенно это касается обучающих практик для последних, освоение которых позволяет качественнее работать с обращениями граждан, равно как и организовывать мероприятия, проводимые депутатом.
Abstract. The article s devoted to the analysis of important aspects of the activity of deputes of the Russian Parliament. The conclusions are based on the materials of the work of Deputy D. V. Svatkovsky, the term of office s 2018-2021. The positive role of the deputy groups formed in the region is revealed. This is especially true of training practices for the latter, the development of which is better to work with the appeals of the population, as well as to organize events held by the deputy.
Ключевые слова: депутат, помощник депутата, приём граждан, коммуникации, координационная деятельность, депутатская группа.
Keywords: deputy, D. V. Svatkovsky, assistant, reception of citizens, communications, coordination activities, deputy group.
Дата направления статьи в редакцию: 05.12.2021
Дата публикации: 31.01.2022
Как известно, в соответствии с положениями Федерального закона № 3-ФЗ от 08 мая 1994 г. «О статусе сенатора Российской
Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» для реализации обязанностей депутата Государственной Думы по работе на территории избрания соответствующим органом законодательной или исполнительной власти субъекта РФ депутату и его помощникам по работе на территории предоставляется оборудованное мебелью, средствами связи и оргтехникой помещение (ст. 30; ч. 8 ст. 37). Этим же нормативным правовым актом устанавливается численности помощников по работе на территории, трудовые отношения с которыми регулируются срочными трудовыми договорами. Число помощников депутата по работе на территории не может превышать семи человек (ч. 1 ст. 37), но законом предусмотрено, что депутат вправе иметь до 40 помощников, работающих на общественных началах (ч. 4 ст. 37).
Помощники депутата подчиняются непосредственно депутату Государственной Думы ФС РФ и исполняют его поручения [О регламенте...]. Депутат самостоятельно определяет направления деятельности и должностные обязанности каждого из помощников. Правовой статус, полномочия и гарантии деятельности помощников депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определяются также положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе, а в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, прежде всего Трудовым кодексом РФ применительно к помощникам, работающим по срочному трудовому договору.
В силу ч. 5 ст. 37 Федерального закона № 3-ФЗ от 08 мая 1994 г. ко всем категориям помощников депутата предъявляется общее требование - обязательное наличие у них гражданства России. Требование об обязательном наличии у всех категорий помощников депутата гражданства РФ не случайно, и оно объясняется тем, что помощники депутата, реализуя свои должностные полномочия по обеспечению деятельности депутата, нередко участвуют в политических акциях, имеют доступ к различного рода конфиденциальной информации, готовят для депутата различные аналитические материалы, т.е. они напрямую причастны через депутата к политике, к сведениям ограниченного доступа. Поэтому логично, что к принятию политических решений в стране должны быть причастны только её граждане.
Реализация прав, обязанностей и полномочий помощников депутата Государственной Думы по каждому из направлений их работы, помимо закона, регламентируется также и иными, специальными нормативными правовыми актами, регулирующими отдельные сферы их работы [Азизова Шахов 2020: 64; Беляков Устинкин Коншкина 2016: 17; Комаров 2012: 23; Любимов 2005: 7; Скрябина 2018: 3].
Приём граждан является частью работы помощника депутата. Он ведется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». При работе с обращения граждан к государственным органам, органам местного самоуправления или должностными лицами, помощника депутата должен иметь в виду, что гражданин имеет право предоставить дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме [Парламентское право 2013: 28; Ширшиков 2017: 18]. Поступившее обращение от заявителя, подлежит регистрации, рассмотрению и подготовки ответа на данное обращение в порядке, установленном законом - в срок до 30 рабочих дней на ответ с момента поступления обращения. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении [Любимов 2005: 7]. Таким образом, каждый помощник депутата Государственной Думы обязан руководствоваться и соблюдать требования нормативных правовых актов, регламентирующих его деятельность, в противном случае он будет нести дисциплинарную ответственность.
Анализ деятельности помощника депутата Государственной Думы осуществлялся на материалах деятельности Агарева Сергея Владимировича. Он являлся помощником депутата Государственной Думы Д.В. Сватковского. Последний являлся в 2018-2021 годах депутатом Государственной Думы VII созыва и членом фракции «Единая Россия». Деятельность депутата сосредоточивалась на законодательном обеспечении эффективного развития региона и улучшении качества жизни населения страны, в том числе - территории федерального избирательного округа № 129 (13 муниципальных районов Нижегородской области, Нижегородский и Советский районы г. Нижнего Новгорода).
Одной из важнейших форм взаимодействия депутата с населением является приём граждан по личным вопросам [Зуденков Рыбкина Фоменков 2020: 270; Мархинин Сальников 2015: 11; Миронова Панин Белякова 2016: 8; Яницкий 2014: 18]. Местом приёма Д.В. Сватковским граждан по личным вопросам являлась приемная, располагавшаяся по адресу - г. Н. Новгород, ул. Рождественская 38.
В целом за время осуществления депутатских полномочий Д.В. Сватковского за период коронавирусной инфекции COVID-19 (2020-2021 гг.), оставили заявку на приём по личным вопросам 70 человек. Перечислим основные темы обращений: защита трудовых прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства, организации системы здравоохранения, защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания, социально-правовые вопросы граждан старшего поколения. Абсолютное большинство вопросов данных заявителей было успешно решено. Помогли такие инструменты, как: деловая переписка; прямые телефонные линии; дистанционные приемы в режиме ВКС; выездные приемы граждан в районах области; приемы граждан в депутатских центрах во всех районах Нижего-
родской области; приёмы граждан в региональной Общественной приемной Председателя Партии Д.А. Медведева.
Также депутат активно отвечал на вопросы граждан в информационной системе «Избиратель-депутат».
В течение 2020 г. депутат принял активное участие в содействии медицинским учреждениям в борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19:
- поставка наборов питания для выездных бригад скорой помощи и медицинских работников «красных зон» в 13 учреждений здравоохранения;
- закупка лекарственного средства «Коронавир» для ГБУЗ НО «Большемурашкинская ЦРБ» (экстренное восполнение острой нехватки данного лекарства);
- приобретение 100 хирургических одноразовых халатов для ГБУЗ НО «Княгининская ЦРБ» (по причине критической их нехватки), а также организация работы волонтера на январь месяц на функцию входного термоконтроля в здание больницы;
- обеспечение финансирования потребностей в ГСМ (бензин) для автотранспорта ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ».
Кроме этого Д.В. Сватковский принимал участие в благотворительных акциях НРО «Единая Россия»:
- «В Новый год с Единой Россией» (вручение продуктовых наборов семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации);
- доставка новогодних продуктовых наборов ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим на территории округа, во взаимодействии с активистами ВОО «Молодая гвардия Единой России».
На территории региона Д.В. Сватковским активно осуществляется взаимодействие с общественными молодежными организациями, например, в декабре 2019 г. был реализован проект МГЕР «Другой Университет», в рамках которого в здании городской Думы г. Нижнего Новгорода он прочитал молодежи лекцию по блоку «Политики».
В настоящее время по инициативе Дмитрия Валерьевича Сватковского его помощниками и НРОО «Федерация современного пятиборья» при поддержке Фонда президентских грантов реализуется масштабный социальный проект «Рыцари пяти качеств».
В рамках проекта проводятся:
- ознакомительные лекции и показ документальных фильмов в школах;
- мастер-классы и соревнования по стрельбе из лазерного оружия, виртуальному фехтованию, фехтованию с использованием безопасных шпаг;
- демонстрация музейной экспозиции о достижениях нижегородской школы современного пятиборья.
Главная задача данного проекта - вызвать интерес и укрепить в детях стремление к новым знаниям, спорту и здоровому образу жизни.
Помимо деятельности, регламентируемой статусом депутата Государственной Думы, обязанностей, полномочий и функций, установленных положениями Федерального закона № З-ФЗ от 08 мая 1994 г., значительный объём работы депутата Д.В. Сватковского и его помощников в регионе был связан с взаимодействием с Нижегородским региональным отделением ВПП «Единая Россия», а также представительными органами власти муниципального и регионального уровня Нижегородской области.
С 2018 г. в Нижегородской области активно действуют пять координационных депутатских групп в границах федеральных избирательных округов, в состав которых входят депутаты Государственной Думы, Законодательного Собрания Нижегородской области, Земских собраний и городских Дум муниципальных образований Нижегородской области, входящие во фракции «Единая Россия». Порядок формирования и организация деятельности координационных депутатских групп регламентирует Положение партии «Единая Россия» о программе «Депутат». Данное Положение определяет порядок взаимодействия депутатов-членов фракций «Единая Россия» всех уровней представительной власти, избранных на территории Нижегородской области.
Создание координационных депутатских групп направлено на повышение эффективности взаимодействия, синхронизацию деятельности депутатов всех уровней между собой путем формирования единого информационного пространства, совместного анализа деятельности и мониторинга правоприменительной практики и социально-политической обстановки на территориях избрания [Положение партии...]. Каждую из пяти координационных депутатских групп возглавляет депутат Государственной Думы, избранный от соответствующего федерального избирательного округа.
Основными задачами депутатских групп являются: совместное планирование, координация, мониторинг и анализ деятельности депутатов на территории федерального округа; формирование единого информационного пространства, единой актуальной повестки; обеспечение всестороннего и равномерного присутствия депутатов на территории федерального округа по отработке актуальной повестки; мониторинг количества и эффективности встреч с гражданами, проведенных депутатами; формирование единой системы работы с обращениями граждан и наказами избирателей; совместная реализация партийных проектов и социально-значимых инициатив на территории федерального округа; подготовка предложений в планы работ регионального и местных отделений Партии; подготовка предложений по нормотворческой и законотворческой деятельности по вопросам, затрагивающим интересы большинства населения
и специфику территории округа.
Таким образом, координационная депутатская группа является важным элементом в работе депутатов регионального и муниципального уровней, поскольку позволяет создать единое информационное пространство для их взаимодействия под координацией наиболее опытного представителя законодательной власти федерального уровня.
Важно подчеркнуть, что депутатская группа позволяет увеличить эффективность деятельности не только депутатов, но также и помощников. В первую очередь это касается обучающих практик для последних, освоение которых позволяет качественнее работать с обращениями населения, равно как и организовывать мероприятия, проводимые депутатом. В полной мере это проявилось и непосредственной деятельности одного из соавторов данной статьи в бытность помощником депутата Д.В. Сватковского.
Важно также подчеркнуть, что депутатский корпус за период с 2018 по 2021 годы столкнулся с новыми вызовами. Прежде всего, имеется в виду работа в период начала пандемии весной 2020 г. Кроме того, именно прошлым депутатским созывом было принято немало решений, направленных на социальную поддержку населения, а также осуществлялась поддержка мероприятий по проведению референдума о внесении поправок в Конституцию РФ.
Библиогра фия:
1. Aзизова В.Т., Шахов Ш.Б. 2020. Проблемы определения правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: теоретико-правовой аспект - Вестник Дагестанского государственного университета. Т. Э5. № 1. С. 6Э-69.
2. Беляков Е.Н., Устинкин С.В., Кошкина И.Д. 2016. Политический менеджмент, политический консалтинг, маркетинг: вопросы и ответы. Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет». 686 с.
3. Зуденков С.В., Рыбкина О.С., Фоменков A.A. 2020. Личный приём граждан депутатом законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации: наиболее значимые аспекты - Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. № Э. С. 269-273.
4. Комаров СА 2012. Помощник депутата в законотворческом процессе. СПб.: Юридический институт. 127 с.
5. Конституция Российской Федерации: с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 года. 2020. M.: ACT. 62 с.
6. Кузьмина Н.С. 2017. Отдельные вопросы регулирования труда помощников депутатов - Aллея науки. Т. Э. № 9. С. 559-566.
7. Любимов A.^ 2005. Роль помощника депутата в работе с обращениями граждан (Часть I) - Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. № Э (6Э). С. 6-8.
8. Mархинин В.В., Сальников АИ. 2015. Помощник депутата регионального парламента: Нормативные и правовые аспекты - Aктуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 5Э. С. 10-14.
9. Mиронова О.И., Панин С.В., Белякова Н.В. 2016. Психологические подходы к изучению профессиональной компетентности помощника депутата - Ученые записки Российского государственного социального университета. Т. 15. № 1 (1Э4). С. 6-13.
10. О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. (ред. от 17 ноября 2006 г.) № 21Э4-И ГД. 1998 - Собрание законодательства РФ. № 7. Ст. 801.
11. О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. 2006 - Собрание законодательства РФ. № 19. Ст. 2060.
12. Парламентское право России / Под ред. KM. Степанова, Т.Я. Хабриевой. 201Э. M.: Изд. Гос. Думы. Э98 с.
13. Положение о депутатском объединении Партии «Единая Россия» в представительном органе муниципального образования. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://er.ru/activity/news/polozhenie-o-deputatskom-obedinenii-partii-edinaya-rossiya-v-predstavitelnom-organe-municipalnogo-obrazovaniya (дата обращения - 12.07.2021).
14. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 21Э4-И ГД (ред. от 15.12.2020) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://duma.gov.ru/duma/about/regulations/ (дата обращения - 12.07.2021).
15. Практические рекомендации по организации деятельности помощника депутата Государственной Думы. 2011. M.: Издание Государственной Думы. 208 с.
16. Скрябина A^. 2018. Проблемы деятельности Государственной Думы как основного субъекта законодательного процесса - Aктуальные вопросы юридических наук. Mатериалы IV Mеждународной научной конференции. С. 1-5.
17. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения - 12.07.2021).
18. Федеральный закон от 08.05.1994 № Э-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_Э6Эl/ (дата обращения - 12.07.2021).
19. Ширшиков В.В. 2017. Государственные решения в системе законодательной власти Российской Федерации - Право и современные государства. № 1. С. 15-19.
20. Яницкий О.Н. 2014. Помощники депутатов: Работа рутинная или творческая? - Власть. № Э. С. 17-22.
References (transliterated):
1. Azizova V.T., SHahov SH.B. 2020. Problemy opredeleniya pravovogo statusa deputata Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii: te-oretiko-pravovoj aspekt - Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. T. Э5. № 1. S. 6Э-69.
2. Belyakov E.N., Ustinkin S.V., Koshkina I.D. 2016. Politicheskij menedzhment, politicheskij konsalting, marketing: voprosy i otvety. Solikamsk: Solikamskij gosudar-stvennyj pedagogicheskij institut (filial) FGBOU VO «Permskij gosudarstvennyj nacional'nyj issledovatel'skij universitet». 68б s.
3. Zudenkov S.V., Rybkina O.S., Fomenkov A.A. 2020. Lichnyj priyom grazhdan deputatom zakonodatel'nogo organa gosudarstvennoj vlasti sub"ekta Rossijskoj Fed-eracii: naibolee znachimye aspekty - Vestnik Tadzhikskogo nacional'nogo universiteta. Seriya social'no-ekonomicheskih i obshchestvennyh nauk. № Э. S. 269-273.
4. Komarov S.A. 2012. Pomoshchnik deputata v zakonotvorcheskom processe. SPb.: YUridicheskij institut. 127 s.
5. Konstituciya Rossijskoj Federacii: s izmeneniyami, odobrennymi obshcherossijskim golosovaniem 1 iyulya 2020 goda. 2020. M.: AST. 62 s.
6. Kuz'mina N.S. 2017. Otdel'nye voprosy regulirovaniya truda pomoshchnikov deputatov - Alleya nauki. T. Э. № 9. S. 559-566.
7. Lyubimov A.P. 2005. Rol' pomoshchnika deputata v rabote s obrashcheniyami grazhdan (CHast' I) - Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. № Э (6Э). S. 6-8.
8. Marhinin V.V., Sal'nikov A.I. 2015. Pomoshchnik deputata regional'nogo parlamenta: Normativnye i pravovye aspekty - Aktual'nye voprosy obshchestvennyh nauk: sociologiya, politologiya, filosofiya, istoriya. № 5Э. S. 10-14.
9. Mironova O.I., Panin S.V., Belyakova N.V. 2016. Psihologicheskie podhody k izucheniyu professional'noj kompetentnosti pomoshchnika deputata - Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. T. 15. № 1 (1Э4). S. 6-13.
10. O reglamente Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya RF: Postanovlenie Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya RF ot 22 yanvarya 1998 g. (red. ot 17 noyabrya 2006 g.) № 2134-II GD. 1998 - Sobranie zakonodatel'stva RF. № 7. St. 801.
11. O poryadke rassmotreniya obrashchenij grazhdan RF: Federal'nyj zakon ot 2 maya 2006 g. 2006 - Sobranie zakonodatel'stva RF. № 19. St. 2060.
12. Parlamentskoe pravo Rossii / Pod red. I.M. Stepanova, T.YA. Habrievoj. 2013. M.: Izd. Gos. Dumy. 398 s.
13. Polozhenie o deputatskom ob"edinenii Partii «Edinaya Rossiya» v predstavitel'nom organe municipal'nogo obrazovaniya. [Elek-tronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://er.ru/activity/news/polozhenie-o-deputatskom-obedinenii-partii-edinaya-rossiya-v-predstavitelnom-organe-municipalnogo-obrazovaniya (data obrashcheniya - 12.07.2021).
14. Postanovlenie GD FS RF ot 22.01.1998 № 21Э4-И GD (red. ot 15.12.2020) «O Reglamente Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://duma.gov.ru/duma/about/regulations/ (data obrashcheniya - 12.07.2021).
15. Prakticheskie rekomendacii po organizacii deyatel'nosti pomoshchnika deputata Gosudarstvennoj Dumy. 2011. M.: Izdanie Gosudarstvennoj Dumy. 208 s.
16. Skryabina A.V. 2018. Problemy deyatel'nosti Gosudarstvennoj Dumy kak osnovnogo sub"ekta zakonodatel'nogo processa - Aktual'nye voprosy yuridicheskih nauk. Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. S. 1-5.
17. Federal'nyj zakon ot 02.05.2006 № 59-FZ (red. ot 27.12.2018) «O poryadke rassmotreniya obrashchenij grazhdan Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (data obrashcheniya - 12.07.2021).
18. Federal'nyj zakon ot 08.05.1994 № Э-FZ (red. ot 22.12.2020) «O statuse senatora Rossijskoj Federacii i statuse deputata Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3637/ (data obrashcheniya - 12.07.2021).
19. SHirshikcv V.V. 2017. Gosudarstvennye resheniya v sisteme zakonodatel'noj vlasti Rossijskoj Federacii - Pravo i sovremennye gosudarstva. № 1. S. 15-19.
20. YAnickij O.N. 2014. Pomoshchniki deputatov: Rabota rutinnaya ili tvorcheskaya? - Vlast'. № Э. S. 17-22.