Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
124
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ЯЗЫК / ЭМОДЗИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ОБРЯДЫ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никитин Александр Всеволодович, Савруцкая Елизавета Петровна, Устинкин Сергей Васильевич

В статье анализируется роль культурных кодов в упорядочении общественных процессов и сохранении целостности и этнокультурной уникальности российского социума. Авторы доказывают, что язык, символы и другие знаковые системы, наряду с традициями, обычаями и обрядами, а также нормами и правилами поведения, составляют комплекс культурных кодов этносов и являются ведущими характеристиками этнокультурной идентичности и национальных культур, которые используются в качестве социальных механизмов духовной преемственности и сохранения целостности социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Никитин Александр Всеволодович, Савруцкая Елизавета Петровна, Устинкин Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL CODES IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY

The article analyzes the role of cultural codes in ordering social processes and preserving the integrity and ethno-cultural uniqueness of Russian society. The authors prove that language, symbols and other sign systems, along with traditions, customs and rituals, as well as norms and rules of conduct, constitute a complex of cultural codes of ethnic groups and are the leading characteristics of ethno-cultural identity and national cultures that are used as social mechanisms of spiritual continuity and preservation of the integrity of society.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Идеи и смыслы

НИКИТИН Александр Всеволодович — кандидат юридических наук, доцент; заведующий кафедрой философии, истории и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а); доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российского государственного университета правосудия (603022, Россия, г. Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, 17; ктИ-lena@mail.ru)

САВРУЦКАЯ Елизавета Петровна — доктор философских наук, профессор; почетный профессор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а; savrutsk@mail.ru)

УСТИНКИН Сергей Васильевич — доктор исторических наук, профессор; директор Приволжского филиала ФНИСЦРАН (603000, Россия, г. Нижний Новгород, Холодный пер., 4); начальник международной междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории изучения мировых и региональных социально-политических процессов; научный руководитель Высшей школы международных отношений и мировой политики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а; sv.ustinkin@ gmail.com)

КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье анализируется роль культурных кодов в упорядочении общественных процессов и сохранении целостности и этнокультурной уникальности российского социума. Авторы доказывают, что язык, символы и другие знаковые системы, наряду с традициями, обычаями и обрядами, а также нормами и правилами поведения, составляют комплекс культурных кодов этносов и являются ведущими характеристиками этнокультурной идентичности и национальных культур, которые используются в качестве социальных механизмов духовной преемственности и сохранения целостности социума. Ключевые слова: культурные коды, этнокультурная идентичность, социокультурная преемственность, язык, эмодзи, глобализация, информационно-коммуникативные технологии, традиции, обычаи, обряды, коммуникационные процессы, виртуальная реальность

В условиях развития ведущих признаков новой реальности, связанной с обо-с тряющейся борьбой за разрушение однополярного мира и попытками создания мира многополярного, формируется новая среда жизни, на начальных ступенях развития которой наиболее отчетливо просматриваются признаки ее милитаризации. Об этом свидетельствуют нарастающая степень конфронтации между США с ее сателлитами и остальным миром, стремление США сохранить свое лидирующее положение в мире любой ценой (экономические санкции, военные провокации, акции международного терроризма, прямое вмешательство во внутренние дела других суверенных государств, стремление превратить их в свои колонии). Специальная военная операция на Украине, которую Россия начала проводить в феврале 2022 г., выявила истинные намерения стран НАТО во главе с США, а именно уничтожение России, разрушение единства многонационального российского государства, русского мира, русской цивилизации.

В этих условиях очевидно и другое - не только наличие современного вооружения у России, но и, что особенно важно, особого русского духа, присущего большинству нашего народа. С учетом того, что развитие новой реальности требует создания новой модели поведения и новых, соответствующих ее особенностям ценностных установок массового сознания, возникает потребность

и в новых формах регламентации коммуникационных процессов. Все более актуальной в этой связи становится проблема формирования соответствующей современным требованиям системы культурных кодов, регламентирующих коммуникационные процессы. Еще более актуальной становится разработка новой парадигмы возможностей человека в обеспечении выживания человечества в целом применительно к условиям новой реальности.

Наиболее сложным в регулировании коммуникационных процессов в этих условиях будет, на наш взгляд, совмещение реальной и виртуальной коммуникаций. Очевидно, что с дальнейшим развитием цифровых технологий пространство виртуальной коммуникации будет увеличиваться, сокращая тем самым пространство и возможности коммуникации реальной, а это, в свою очередь, приведет к сокращению возможности и эффективности коммуникативных практик, складывающихся в реальных повседневных жизненных ситуациях. При этом оценка личного отношения человека к «другому» будет определяться тем, насколько этот «другой» имеет значение для вас в реальной действительности, а не в условиях виртуального мира. Элвин Тоффлер (Alvin Toffler) обозначает подобную коммуникативную ситуацию как «обнищавшую коммуникацию», когда межличностные отношения существуют в рамках установки «друзья от понедельника до пятницы» [Тоффлер 2002]. Современные угрозы и риски, казалось бы, должны подталкивать людей к консолидации. Но в действительности происходит обратное - возникает отчуждение, разрыв дружественных связей (межличностной коммуникации), что особенно наглядно проявилось в ситуации вынужденной самоизоляции (например, вызванной коронавирусной пандемией 2019-2022 гг.). Однако условием выживания людей в различных жизненных ситуациях всегда были такие нравственно-психологические качества, как взаимопомощь и взаимопонимание. Эти нравственные качества, лежащие в основе коммуникативных процессов, рассматриваются Юргеном Хабермасом (Jürgen Habermas) как основания коммуникативного действия [Хабермас 2000], обеспечивающего возможности человеческого бытия [Bondyreva et al. 2001].

В основе взаимопонимания лежат нравственные нормы, определяющие уровень и степень устойчивости и определенности духовности человека. Эти нормы формируются и закрепляются всей системой культурных кодов. Их гуманистическая направленность является основанием связи поколений, способствуя сохранению и воспроизводству исторической памяти, ценностей семьи, духовной преемственности [Савруцкая, Устинкин 2019]. Необходимым условием сохранения и преемственности нравственных норм как условия реальной коммуникации является язык, его консерватизм и смысловая устойчивость [Образование. Культура. Язык 2014]. Как символическая система и культурно-коммуникативный код язык вбирает в себя все разновидности социального опыта, формирующегося под влиянием меняющихся обстоятельств повседневности. В силу своей консервативности он надолго сохраняет стандарты и нормы речевой культуры, благодаря чему осуществляется связь настоящего с прошлым и будущим. Факты и явления прошлого, закрепленные в языке, открывают смыслы, которые, трансформируясь под влиянием изменений мира, сохраняют вместе с тем то духовное содержание, которое обеспечивает воздействие прошлого на настоящее.

Степень устойчивости языковых норм и стереотипов сохраняет мир культуры, определяет границы этнокультурной идентичности и обеспечивает духовно-нравственную преемственность. В системах национально-культурных кодов язык, как и другие знаковые системы (например, традиции, обычаи

и обряды, архитектурные сооружения, произведения искусства сакрального характера и др.), играет особую роль в упорядочении общественных процессов и сохранении целостности и этнокультурной уникальности социумов. В связи с глубинными изменениями социальных процессов, вызванных переходом к новой реальности, язык изменяет содержание и конфигурацию систем этнокультурных кодов.

В условиях нового цифрового мира многие виды культурных кодов, в частности традиции, обычаи, обряды, игры, утратили прежние приоритеты в качестве важнейших механизмов сохранения и трансляции социального опыта и оснований этнокультурной идентичности. Здесь обращают на себя особое внимание два момента.

Во-первых, в условиях формирования новой реальности основная нагрузка по организации социальных практик людей и регламентации коммуникационных процессов падает на язык. Как культурно-коммуникативный код, обеспечивающий сохранение целостности и устойчивости пространства цивилизаций, язык все больше вписывается в политический контекст, обретая формат лингвистической безопасности в общей парадигме национальной безопасности страны. Сохраняя социокультурное наследие прошлых эпох, язык вносит в сферу человеческих отношений новые смыслы, новые формы и методы управления коммуникационными процессами. Благодаря этой особенности языка, осуществляется социокультурная и ценностная преемственность, воспроизводятся определяющие признаки и особенности национальных культур, формируются основные характеристики исторической памяти [Савруцкая, Устинкин 2019]. В силу своей консервативности язык надолго сохраняет речевые стандарты и нормы речевой культуры. Язык как культурный код народа обеспечивает самовоспроизводство социума на традиционных духовно-нравственных основаниях, благодаря чему осуществляется воспроизводство целостности и культуры языкового поля современного коммуникативного пространства. Об этом свидетельствует борьба за сохранение национальных языков. Но язык выполняет и роль адаптационного механизма вхождения человека в проблемное поле новой реальности, внося новые смыслы и значения в формируемую языковую картину мира. Эта особенность нашла подтверждение в Стратегии национальной безопасности России1. Закрепление в этом стратегически важном документе таких понятий, как национальная безопасность, национальные интересы, стратегические национальные приоритеты, обеспечение национальной безопасности, угроза национальной безопасности, система обеспечения национальной безопасности, с четким определением их содержания обеспечивает возможность однозначного понимания их значения и смысла в осуществлении государственной политики в сфере национальной безопасности.

Вносимые процессами формирования новой реальности коррективы в трансформацию кодовых систем увеличивают роль языка в развитии цифровой культуры. И в этой связи сохранение чистоты национальных языков является важнейшим условием сохранения национальных культур и национальных образов мира, определяющих признаков социокультурной преемственности и оснований этнокультурной идентичности [Строков 2021].

Рассматриваемые проблемы лингвистической безопасности приобретают особую значимость в контексте современного этапа развития российской циви-

1 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Доступ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 389271/ (проверено 06.01.2023).

лизации, необходимости сохранения культурных оснований русского мира, а также предотвращения грозящего раскола в православной ветви христианства. Как в теоретико-методологическом, так и практическом плане эти проблемы замыкаются на необходимости сохранения норм речевой культуры, чистоты и целостности русского языка как государственного, так и языка межнационального общения. Сохранение русского языка в качестве скрепы русского мира, основы национальной идентичности и механизма духовной преемственности способствует осознанию человеком себя как субъекта могучей тысячелетней цивилизации, как носителя уникальной культуры, сформировавшейся в условиях многонационального состава населения России.

Во-вторых, мы не имеем четких представлений о том, каково будущее русской цивилизации в условиях новой реальности. В определенной степени это ослабляет идеологическую платформу консолидации разбросанного по миру русского мира и угрожает его существованию. Политический аспект многих цивилизационных проблем, связанных с русским миром, особенно отчетливо проявил себя в 1990-е гг. В условиях объявленной гибридной войны четко заявила о себе сформулированная 30 лет назад установка Запада на уничтожение русской цивилизации, русского мира. В политических программах многих деятелей Евросоюза при руководящей роли США в различных вариантах обсуждается проблема сделать из России государство-изгоя (rogue state - англ.), создать образ террористического государства, подлежащего уничтожению.

В борьбе за сохранение однополярного мира западная цивилизация замахнулась на уничтожение тысячелетней русской цивилизации, представителями которой в настоящее время являются более 300 млн чел. [Никонов 2014]. Обращает на себя внимание тот факт, что на сегодняшний день русский народ считается самым разбросанным по миру этносом. При сложившейся ситуации важнейшими формами связи, в первую очередь обеспечивающими относительное единство и достаточно устойчивое взаимодействие между обитающими в различных уголках планеты русскими общинами, оказались русский язык и православная вера.

В комплексе мер по разрушению российской экономики, политическому ослаблению российской государственности, в разработке конкретных методов разложения российской молодежи особое место было отведено проблеме Русской православной церкви Московского патриархата. Была разработана и реализуется программа развала Русской православной церкви изнутри, и прежде всего путем подчинения религии политическим целям и установкам. Особое внимание уделялось либерально-православному определению сущности гражданского общества путем использования протестантских наработок, доказывающих необходимость возвысить политику над богом. Укрепления догматов либерального православия призвано достичь за счет использования политических технологий [Щипков 2021]. За всеми этими процессами вырисовывается цель западного мира во главе с США уничтожить русский мир. И началом этого процесса должен быть разгром русского православия, уничтожение Русской православной церкви.

Однако западная цивилизация разложением русского православия не ограничивается. Особое внимание в последние десятилетия западный мир обратил на новые религии, широко распространившиеся во многих странах в связи с усилением процессов дехристианизации. В попытках дехристианизации европейской культуры наибольших успехов достигло так называемое новое язычество. В исследованиях известного российского религиоведа Р.А. Силантьева анализируются многочисленные проявления неоязычества, сатанизма и

других форм новых религий, проповедующих зло, насилие, убийство чужаков [Силантьев, Чекмаев, Рагозин 2022]. Возбуждение ненависти, верование в дьявола, призывы к самоубийству, получившие распространение большей частью в молодежной среде, стимулируют раскол христианства и представляют большую опасность в развитии процессов дехристианизации. С учетом того, что в пространстве вокруг церкви находятся все факторы, определяющие природу духовного, человеческого, очевидна необходимость исследования причин довольно быстрого распространения этих субкультур в европейских странах и минимизации их влияния на ценностные ориентации молодежи. Особая актуальность исследования этих проблем диктуется событиями на Украине в связи с распространением различных форм сатанизма в среде неонацистских воинских подразделений, таких как «Азов» и «Айдар».

Выделенные выше проблемы - языковая и политическая - представляются нам особенно актуальными в настоящий момент времени в силу того, что в них отчетливо проявляются риски и трудности формирующегося нового мира. Позитивные результаты его развития зависят от того, насколько эта новизна сможет вобрать в себя все те элементы национальных культур, благодаря которым человечество смогло выжить и достаточно успешно развиваться до настоящего времени, минуя разрушительные процессы, грозящие уничтожением миллионов человеческих жизней и достижений мировой культуры.

В этой связи встает задача разработки парадигмы духовности, опирающейся на российские историко-культурные традиции, с одной стороны, а с другой - вбирающей в себя все то новое, что привносит новая реальность, формирование которой затрагивает все сферы общественной жизни. Размывание традиционных норм регламентации коммуникационных процессов и трансформация этнокультурных кодов ведут к нарастанию отчужденности в отношениях между людьми, выдвигают задачу разработки продуманной программы информационного обеспечения и создания комплекса действий для позитивного решения возникающих проблем.

В числе проблем, определяющих смысл и направленность жизни человека, особое место занимает сформировавшаяся в ходе истории система этнокультурных кодов, направленная на регламентацию отношений человека с окружающим его миром. Конструируя коммуникационные процессы любых возрастных групп, духовно-нравственная направленность сферы культуры обеспечивает процессы социокультурной преемственности поколений. Формируемые у человека в процессе социализации представления о добре и зле, справедливом и несправедливом, долге, ответственности и т.п. ложатся в основание комплекса нравственных чувств и духовных потребностей. На этой базе выстраиваются ценностные ориентации человека, определяющие его отношения с миром (природным, социальным и виртуальным), благодаря чему осуществляются процессы коммуникации, происходит социализация личности.

Очевидно, что для успешного преодоления многих трудностей, связанных со сложившейся ситуацией в мире, потребуется колоссальное напряжение морального духа всех слоев населения нашей страны. В Стратегии национальной безопасности России в разделе «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» в логической последовательности рассмотрены причины и основные направления происходящих в мире изменений, затрагивающих общечеловеческие ценности, утрата которых грозит потерей традиционных духовно-нравственных ори-

ентиров и устойчивых моральных принципов. В борьбе за мировое господство США и их союзники преследуют цель предельно ослабить Россию путем искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти, тем самым лишив ее культурного суверенитета. Очевидно, что в архитектуре формируемой новой реальности особое место должно быть определено культурным кодам, ориентированным на воспитание и защиту традиционных российских ценностей1, объединяющих нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.

Нравственные нормы, определяющие проблемное поле коммуникации на всех уровнях стратегического взаимодействия, формируются в процессе социализации, благодаря культурным кодам и на их основе. Сохраняемые в знаковых системах (язык и символы), в комплексе социокультурных механизмов, нормативных актов, устойчивых традиционных форм коммуникативного поведения (традиции, обычаи, обряды, кодексы, этикеты и т.д.), а также закрепляемые в материальной предметности сакрального или политического характера культурные коды играют определяющую роль как в сохранении и воспроизводстве ведущих признаков этнокультурной идентичности и национальных культур, так и в обеспечении духовной преемственности и целостности социума. Содержание и направленность коммуникационных процессов (по терминологии Ю. Хабермаса - коммуникативного действия) определяется необходимостью разработки новых знаний, средств и методов достижения взаимопонимания и общественного согласия между людьми, гуманизации и упорядочения социокультурной среды и социальных практик в соответствии с требованиями национальной безопасности.

В отличие от коммуникативного действия, согласно коммуникативной концепции Ю. Хабермаса [Хабермас 2000], основанием инструментального действия является установка на его прагматическую полезность, выгоду, технологическую целесообразность и подвижность. Эти качества связаны с научными исследованиями и производственными процессами, которые определяются потребностями цивилизационного развития общества. При этом языковая картина мира в системе инструментального действия является достаточно подвижной. Лежащие в основе инструментального действия научные знания постоянно пополняются, т.е. во многом подвержены изменениям. Языковая картина мира инструментального действия зависит и от темпов и направленности развития процессов цифровизации2. Культурные коды оказываются лишь косвенно связанными с инструментальным действием, что проявляется в характеристиках деловых качеств человека, его умениях и навыках в сфере профессиональных обязанностей.

Особенности связи коммуникативного и инструментального действия отчетливо проявились в современных условиях выстраивания новой архитектуры международных отношений, отражающих интересы тех или иных стран Запада, о чем свидетельствуют события 2022 г. в Европе в связи с проведением Россией специальной военной операции по защите законных интересов русскоязычных граждан Украины, Донецкой и Луганской народных республик от непрекращающихся преследований со стороны преступной власти Украины. В этих условиях становление новой реальности необходимо

1 Перечень традиционных российских духовно-нравственных ценностей представлен в п. 91 гл. IV Стратегии национальной безопасности.

2 Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Доступ: https://base.garant.ru/71551998/ (проверено 06.01.2023).

рассматривать под углом зрения Стратегии национальной безопасности, в рамках которой выстраиваются проблемы необходимости демилитаризации и денацификации Украины в связи с готовностью западного мира во главе с США обрушить на Россию все имеющиеся средства и возможности с целью уничтожения русской цивилизации, русской культуры, государства, Русской православной церкви Московского патриархата. Стала явной долгое время скрываемая ненависть Запада ко всему русскому - будь то наука, искусство, язык, институты образования, спорт, медицина, русская историко-культурная традиция или историческая память. Ослабление военной мощи российского государства, разрушение единства многонационального социума, обеспечивающего внутригосударственную стабильность, уничтожение энергетической безопасности страны - все это подчинено цели уничтожения силами коллективного Запада всего русского и овладения богатствами материальной и духовной культуры России. Однако все потуги Запада оказались и окажутся безрезультатными. Важным политическим аспектом рассматриваемого контекста явилось понимание того, что миссия российского государства изначально определилась задачами стратегической обороны страны и спасения многонационального народа. В контексте национальной безопасности нельзя не согласиться с оценкой исторической миссии русского государства и русской цивилизации, уничтожившей французский, потом немецкий, а теперь и англосаксонский проекты «власти над миром» [Сергейцев, Куликов, Мостовой 2020].

Проблемы национальной безопасности, рассматриваемые в данном аспекте, должны увязываться с историко-культурными традициями русского (российского - в целом) народа. Ментальность российского суперэтноса, формировавшаяся на протяжении тысячелетней истории, вобрала в себя все необходимые качества субъекта истории, оказавшегося в состоянии собрать вокруг себя многочисленные народы, проживающие на обширных территориях, отличающихся крайне тяжелыми климатическими и географическими условиями. Развитие российской государственности, русской цивилизации было подвигом народа, создавшего и сохранившего могучее государство, замечательную неповторимую культуру, поднявшегося до величайших высот развития науки и новейших технологий, создавшего один из лучших оборонно-промышленных комплексов как сложнейшего механизма ядерного сдерживания [Никонов 2014].

Особо следует обратить внимание на уникальную проблему, в решении которой огромную роль сыграла наряду с государством Русская православная церковь Московского патриархата. Этой проблемой явилась создаваемая на протяжении долгого времени система культурных кодов российской цивилизации. Уникальность этой системы состоит в том, что общими усилиями государства, церкви и российского народа был разработан комплекс знаков, систем, моделей, правил и норм поведения, в которых закреплялась и передавалась из поколения в поколение определенная информация, обеспечивающая передачу знаний о мире, формирование навыков и мотивации поведения, соответствующих требованиям эпохи.

Условия развития русской государственности и культуры (пограничное между Западом и Востоком положение российского государства, многонациональный состав его населения, крайне тяжелые естественно-географические условия) сформировали совершенно уникальную систему кодов, которая несла в себе все многообразие культур, различные формы организации образа жизни, языковые особенности и т.д. Вместе с тем она характеризовалась возможно-

стями достижения взаимопонимания в целях сохранения мира, регламентации коммуникативных межнациональных и внутринациональных процессов. Эта кодовая система не только обеспечивала взаимопонимание, но и воспитывала веротерпимость в отношениях между христианством и исламом. Она проявлялась и в достаточно миролюбивом отношении православной церкви к сохраняющимся на уровне повседневных отношений некоторым рудиментам языческих культов и праздников [Рыбаков 1987].

Очевидно, что слишком короткие сроки развития новой реальности, а также крайне напряженная и быстро меняющаяся международная обстановка не дают возможности для прогнозирования четкой картины на ближайшее будущее. По этой причине разработка конструктивной неопределенности относительно системы культурных кодов применительно к новой системе отношений затруднена и требует не только выявления особенностей каналов регламентации коммуникативных практик во всех сферах новой реальности, но и новых подходов к определению оснований и границ этнокультурной идентичности.

Список литературы

Никонов В.А. 2014. Российская матрица. М.: ООО «Русское слово -учебник». 992 с.

Образование. Культура. Язык: монография (под общ. ред. Е.П. Савруцкой). 2014. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ; СПб: Изд-во РХГА. 230 с.

Рыбаков Б.А. 1987. Язычество Древней Руси. М.: Наука. 782 с.

Савруцкая Е.П., Устинкин С.В. 2019. Историческая память как фактор национальной безопасности. - Власть. Т. 27. № 6. С. 225-231.

Сергейцев Т., Куликов Д., Мостовой П. 2020. Идеология русской государственности. Континент Россия. СПб: Питер. 499 с.

Силантьев Р., Чекмаев С., Рагозин Ю. 2022. Сатанисты против «биомусора». История мизантропической идеологии в России. М.: Снежный Ком Москва. 222 с.

Строков А.А. 2021. Цифровая культура и ценности российского образования: дис. ... к.филос.н. Нижний Новгород. 165 с.

Тоффлер А. 2002. Шок будущего. М.: АСТ. 572 с.

Хабермас Ю. 2000. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб: Наука. 247 с.

Щипков А.В. 2021. Дискурс ортодоксии. Описание идейного пространства современного русского православия. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви. 464 с.

Bondyreva S.K., Nikitin A.V., Savrutskaya E.P. Ustinkin S.V. 2021. Problematic Field of Communicative Practices under Globalization: Linguistic Aspect. - Revista EntreLínguas, Araraquara. Vol. 7. No. 4. P. 1-11.

NIKITIN Aleksandr Vsevolodovich, Cand.Sci. (Legal), Associate Professor; Head of the Chair of Philosophy, History and Theory of Social Communication, Dobrolyubov State Linguistics University (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603950; Associate Professor of the Chair of Sate-Legal Disciplines, Russian State University of Justice (17Gagarina Ave, Nizhny Novgorod, Russia, 603022; kirill-lena@mail.ru)

SAVRUTSKAYA Elizaveta Petrovna, Dr.Sci. (Philos.), Professor; Honored Professor of Dobrolyubov State Linguistics University (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603950; savrutsk@mail.ru)

USTINKIN Sergey Vasil'evich, Dr.Sci. (Hist.), Professor; Director of the Volga Branch of the Russian Academy of Sciences (4 Kholodny Lane, Nizhny Novgorod, Russia, 603000); Head of the International Interdisciplinary Research

Laboratory for the Study of World and Regional Socio-political Processes; Scientific Director of the Higher School of International Relations and World Politics, Dobrolyubov State Linguistics University (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603950;sv.ustinkin@gmail.com)

Abstract. The article analyzes the role of cultural codes in ordering social processes and preserving the integrity and ethno-cultural uniqueness of Russian society. The authors prove that language, symbols and other sign systems, along with traditions, customs and rituals, as well as norms and rules of conduct, constitute a complex of cultural codes of ethnic groups and are the leading characteristics of ethno-cultural identity and national cultures that are used as social mechanisms of spiritual continuity and preservation of the integrity of society.

Keywords: cultural codes, ethno-cultural identity, socio-cultural continuity, language, emoji, globalization, information and communication technologies, traditions, customs, rituals, communication processes, virtual reality

МАРШАК Аркадий Львович — доктор философских наук, профессор; главный научный сотрудник Института социологии ФСНИЦ РАН (117218, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5); действительный член Российской академии социальных наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ (тапкак_ al@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается сущность и содержание теории глобализации, причины ее возникновения и краха. Сопоставляя глобализм с другими конвергентными теориями западных авторов, автор раскрывает объективные условия появления подобных концепций, их истинное назначение и возможности объяснения перспектив развития миропорядка. Большое внимание уделяется несостоятельности теоретического обоснования глобализации как социально-политической, культурной и социологической концепции. Обреченность концепции глобализации отражает теоретическую и практическую слабость подобных теорий, возникающих без учета объективных тенденций общественного развития. Автор аргументированно показывает, что в обозримом будущем мир будет развиваться по законам многополярного устройства с учетом национальных интересов различных государств, и не без основания полагает, что многополярность как форма мироустройства отвечает объективным условиям современного общественного развития, потребностям человечества на ближайшую перспективу. Ключевые слова: глобализм, угрозы и риски глобализма, справедливость, взаимодействие, идеологическая борьба, конвергенция, миропорядок, многополярность.

Концепция глобализации в последние 15-20 лет, с начала XXI в. была основной опорой для «объясняющей идеи» происходящего на мировой арене. По признанию самих отцов-основателей этой теории, она приказала долго жить. Попытки создать глобальный мир под руководством и в интересах малочисленной группы американо-атлантических стран и их нормандских сателлитов (США, Великобритания, Германия, Франция, Канада) наткнулись

CULTURAL CODES IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.