Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ БОЛЬШИХ ДАННЫХ'

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ БОЛЬШИХ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫБОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ / DIGITAL SOCIETY / DIGITALIZATION / BIG DATA / SOCIAL-POLITICAL STUDIES / POLITICAL TECHNOLOGIES / VOTING TECHNOLOGIES / POLITICAL DECISION-MAKING / DIGITAL DIVIDE / MANIPULATION OF PUBLIC MIND

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горлов Константин Николаевич

В статье рассмотрена сущность понятия «Большие данные», проанализированы социально-политические аспекты применения Больших данных в научно-исследовательской и политической деятельности. Выявлены сильные и слабые стороны Больших данных, как инструмента политологов и политтехнологов. Рассмотрено значение Больших данных в избирательных технологиях, принятии политических решений, формировании социально-экономической политики, оказании государственных и муниципальных услуг. Проанализированы основные социально-политические вызовы и риски, возникающие при использовании технологии: цифрового неравенства, медийного монополизма, вмешательства в частную жизнь, манипуляции общественным сознанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-POLITICAL BIG DATA CHALLENGES

The article considers the essence of the Big Data concept, analyzes the social-political aspects of the Big Data application both in exploratory activity and political action. The area of strengths and weaknesses of Big Data as a tool of political scientists and political strategists is revealed. The importance of Big Data in electoral technologies, political decision-making, and the formation of social-economic policy, the provision of public and municipal services are carried over for consideration. The main social-political challenges and risks arising from technology utilization are analyzed: digital inequality, media monopoly, interference with private life, manipulation of social consciousness.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ БОЛЬШИХ ДАННЫХ»

1.6. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ БОЛЬШИХ ДАННЫХ

©Горлов Константин Николаевич, соискатель

Место учебы: Институт социально-политических исследований Российской академии наук, Москва, Россия

gorlov@cit-tmb.ru

Аннотация: в статье рассмотрена сущность понятия «Большие данные», проанализированы социально-политические аспекты применения Больших данных в научно-исследовательской и политической деятельности. Выявлены сильные и слабые стороны Больших данных, как инструмента политологов и политтехнологов. Рассмотрено значение Больших данных в избирательных технологиях, принятии политических решений, формировании социально-экономической политики, оказании государственных и муниципальных услуг. Проанализированы основные социально-политические вызовы и риски, возникающие при использовании технологии: цифрового неравенства, медийного монополизма, вмешательства в частную жизнь, манипуляции общественным сознанием.

Ключевые слова: цифровое общество, цифровизация, Большие данные, социально-политические исследования, политические технологии, выборные технологии, принятие политических решений, цифровое неравенство, манипулирование общественным мнением.

ВВЕДЕНИЕ

Оглашая в 2018 году свое Послание Федеральному собранию Российской Федерации, Президент России В.В. Путин заявил, что наша страна должна стать одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и обеспечения безопасности Больших данных [1]. Россия сегодня переживает период качественных преобразований экономики и политики [9, с.403], успех которых зависит от того, насколько полно они будут адаптированы к условиям изменяющегося мира, в том числе к новым технологическим трендам [10, с.42]. Все более возрастающее влияние цифровых технологий на социально-политические и экономические процессы в стране и мире, общественное развитие, общественные отношения и качество жизни трудно оспорить. В реалиях цифрового общества прочно обосновались такие технологии и концепции, как блокчейн, искусственный интеллект, интернет вещей, умный город, Большие данные и многие другие.

Актуальность исследования Больших данных (Big Data) обуславливается масштабным проникновением цифровых технологий в бизнес, общественную и частную жизнь. При этом Большие данные, являясь социально-экономическим феноменом, объективно стали не просто технологией отражения, но и инструментом формирования социально-политической реальности. Появление технологии вызвало вал публикаций и дискуссий, обсуждающих открывающиеся перспективы, вызовы и риски в научной и общественной сфере. Сущностным характеристикам Больших данных уделено внимание в работах Л. Джапека, Ф. Крейтера, М. Берга, А. Гусева, З. Магеррамова, М. Дедюлиной, Е. Карчагина. Опыт использования Больших данных в научном исследовании рассматривал П. Мэннинг. К социально-экономическим аспектам Больших данных обращались М. Кастельс, Д. Рогозин, А. Одинцов, Е. Булгакова, Н. Апатова,

A. Круликовский, М. Дедюлина. Политическую сторону данного феномена исследовали В. Маер-Шенберг,

B. Кукьер, А. Морозов, О. Попова, С. Володенков. Однако социально-политическая сторона вопроса в настоящее время недостаточно изучена.

Целями данного исследования является определение социально-политического значения Больших данных и анализ социально-политических вызовов и рисков, сопровождающих использование данной технологии в условиях цифровой трансформации общества и

создания цифровой экономики.

1. БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Несмотря на принадлежность к цифровой сфере и точным наукам, само понятие «Большие данные» не имеет однозначного определения. Мы, под Большими данными, будем понимать не просто массивы зачастую неструктурированной информации, размер которых многократно превосходит возможности типичных баз данных по накоплению, сохранению, управлению и анализу [12, с.42], но и сами технологии, методы и подходы к сбору и обработке таких данных [17, с.143], а также широкое использование социально-технических инфраструктур, ориентированных на данные [7, с.67].

Свойственные современности доступность и легкость датификации (преобразования общественных взаимодействий и процессов жизнедеятельности в цифровую информацию), по сути, и породили феномен Больших Данных. Экспоненциальный рост объемов и разнообразия форматов данных, сопровождаемый столь же быстрым ростом вычислительных мощностей и технологий, в конце XX - начале XXI веков обусловили необходимость пересмотра прежних подходов к работе с данными. К 2024 г. прогнозируемое количество накопленной информации в мире составит более 40 зеттабайт (1Зб = 10 байт) [12, с.42]. Невиданное ранее многообразие неструктурированных данных, генерируемых в Internet и сетях сотовой связи, возникающих в результате огромного числа всевозможных взаимодействий и транзакций, непрерывно поступающих с различных измерительных устройств, метеорологических зондов и спутников, устройств аудио- и видеорегистрации, бытовых мобильных устройств и других источников, обусловило проникновение Больших данных во все сферы жизнедеятельности человека (социальные сети фактически датифици-руют даже настроение пользователей) и потребовало концептуальных изменений подходов к работе с ними.

Оксфордский словарь в определении термина «Большие данные» делает акцент на социально-гуманитарной их компоненте и видит их предназначение в выявлении закономерностей, тенденций и взаимосвязей в отношениях людей, анализе человеческой жизнедеятельности [19]. В настоящее время накоплен такой объем социальных данных, который не собирал-

ся никогда ранее. В связи с облегчением доступности и простоты хранения и распространения больших объемов информации, а также развитием аналитических возможностей ее обработки Большие данные являются релевантными по отношению к производству современных знаний об обществе.

Ставшие классическими сущностные характеристики Больших данных - объем, скорость и разнообразие -позволяют эффективно применяться их в социологии и политологии. Тем более что перечисленными характеристиками Большие данные не ограничены и ученые, занимающиеся исследованиями общества, также отмечают их достоверность, ценность, изменчивость, исчерпывающую полноту, однозначность идентификации, реляционность, расширяемость и масштабируемость. Эти характеристики создают Большим данным огромные преимущества перед классическими формами и методами организации сбора и анализа информации, не позволяющими учесть большую часть данных в силу специфики самих методик.

Большие данные, новые способы их производства, обработки и анализа, позволяют исследовать такие аспекты общества, которые ранее не подвергались наблюдению, высветить социально-политический контекст, определяющий характер личностей, изучить вопросы социально-политического влияния, взаимодействия, психологического поведения большого числа людей.

Что же делает Большие данные столь универсальным инструментом политологов и политтехнологов? Изначально они накапливаются вовсе не для целей исследований, а генерируются в постоянном режиме самими пользователями в реальном времени, что позволяет преодолеть некоторые недостатки прежних данных - искусственные условия их получения, ретроспективный характер, статичность собираемой информации, субъективность исследователя. Например, как отмечает Г. Кинг (Gary King), незачем становится пытаться собрать мнение о политике у нескольких тысяч активистов посредством искусственно созданного разговора-интервью, когда можно опираться на десятки миллионов политических мнений из блогов в сети Internet [21].

Разнотипные данные могут поступать из множества источников, поэтому, даже не имея доступа к инсайдерской информации, используя Большие данные, можно уловить тренды в развитии интересующих социально-политических вопросов [16, с.288]. Оперируя не выборками, а популяцией в целом, опираясь на автоматизированную регистрацию событий и поведения, а также возможности быстрой компьютерной обработки информации, Большие данные позволяют создавать прогностические модели высокой достоверности практически в реальном времени [14, с.32]. Не следует, конечно, забывать про колеблющиеся социально-политические изменения в обществе, происходящие в момент исследования и корректировать, комбинировать применяемые методы с учетом большого количества различных факторов. Оперативное моделирование социально-политических явлений на основе цифровизации процессов позволяют исследователям «проиграть» возможные варианты событий, проверить множество гипотез, выявить латентные закономерности и предложить наиболее эффективные решения при минимизации экономических издержек. При этом социальная природа исследуемых систем не искажа-

ется, что позволяет говорить о высокой достоверности результатов [3, с.506-508].

Конечно, использование Больших данных в научно-исследовательской работе не лишено слабых сторон. На ключевые проблемы применения Больших данных в гуманитарных исследованиях указывает А. Володин: во-первых, за многообразием и многочисленностью возникает опасность потери «источника», в его традиционном понимании, во-вторых, опасность подмены корреляциями поиска причинно-следственных связей, выявление взаимосвязей при отодвигании поиска причин явлений на второй план [5]. Противоположного мнения придерживается авторитетный исследователь в области информационных технологий А. Пентланд (Alex Pentland), считающий, что именно на Больших данных лежит миссия построения надежных и объективных причинно-следственных цепочек на основе сравнения действий людей внутри социальных групп, миссия понимания подлинной сути систем, образующих современное технологическое общество [15]. Сделать это становится возможным благодаря выходу за рамки усредненных понятий, параметров и показателей, изучению всего многообразия мельчайших межличностных трансакций.

Целью сбора, накопления и анализа данных о социальных явлениях всегда является понимание и контроль населения. Большие данные эффективно используются не только при проведении социологических и политических исследований, но и как средство массового воздействия на состояние общества и механизмы управления им, отношения между гражданами и правительствами [13, с.14]. Объекты и события, датифицированные и выраженные Большими данными, открывают возможность манипуляций с помощью алгоритмов.

Развитие вычислительных мощностей и тотальная цифровизация приводят к тому, что непрерывный поток нашей реальности трансформируется в сетку цифр. Люди, используя социальные сети, мессенджеры, оставляя заявки на получение кредитов в банках, обращаясь в госорганы через специализированные сайты, записываясь к врачам через мобильные приложения, совершая денежные переводы и покупки в интернете, оставляют цифровой след, накапливающийся в виде Больших данных и способный многое рассказать о своем источнике - пользователе. Изначально все это активно стали применять маркетологи, что позволило с высокой точностью определять предпочтения покупателей и, что самое главное, формировать, как правило, беспроигрышные предложения для них. Постепенно методы Больших данных завоевали популярность в банковском секторе, медицине и политике.

На большой политический потенциал Больших данных впервые обратили внимание в США в администрации Барака Обамы, которого даже называли «Big Data President» [2, с.47], но их первое значимое применение пришлось на период предвыборной кампании Дональда Трампа в 2016 г. [20]. Используя аналитические и прогностические методы Больших данных, политические технологи совместно со специалистами компании Кембридж Аналитика (Cambridge Analytica) обработали колоссальные объемы информации, позволившие определить психологические портреты избирателей и круг значимых для них вопросов и провести точечные воздействия на электорат. Большие данные позволили провести эффективные отбор и

группировку избирателей, структурирование общества через технологически сформированные и накопленные данные социальных сетей по гораздо более комплексным характеристикам, чем традиционные социально-демографические признаки.

Тогда же, накануне думских выборов 2016 г., политические технологи в России также обратили внимание на возможности, предоставляемые Большими данными [8]. Их планировалось использовать, чтобы на основе дополнительного изучения общественного мнения более глубоко анализировать внутриполитические процессы и точнее прогнозировать результаты выборов. К сожалению, информация об итогах применения цифровых технологий на российских выборах на момент написания этой работы опубликована не была.

Несмотря на некоторые сложности реализации в отечественных условиях, основанное на Больших данных таргетирование (выделение по заданным критериям из всей аудитории целевого сегмента, и показ информации только ей), представляет собой одну из наиболее перспективных современных политических технологий.

Поиск статистических корреляций и прогнозирование поведения людей на их основе может применяться не только в выборных технологиях. Использование преимуществ, предоставляемых Большими данными, позволяет эффективнее и быстрей принимать политические управленческие решения. От использования Больших данных как инструмента поддержки принятия политических решений напрямую зависит эффективность государственного аппарата. Основные сущностные характеристики Больших данных определяют их стратегическую ценность: огромные объемы позволяют добиться немыслимой ранее детализации рассматриваемых проблем, скорость получения информации обеспечивают оперативность ее оценки, а разнообразие данных и источников открывает просторы для наблюдения в неохваченных ранее областях и способствует многоаспектности, работает на повышение надежности оценок.

Большие данные могут помочь эффективно выстраивать и корректировать социально-экономическую политику на основе оперативных и максимально подробных данных о ценах, занятости, объемах производства, демографии, а главное, предпочтениях, реакциях и отношениях населения к действиям публичной власти, организовывать мониторинг социально-политической напряженности в обществе, прогнозировать политическое (в том числе протестное) поведение и потенциальный электоральный выбор, выявлять лидеров общественного мнения и группы с различными идеологическими взглядами [16, с.288-289].

На основе Больших данных возможно создание оптимальной системы государственных и муниципальных услуг (в том числе оказываемых в автоматизированном режиме), исключающей при взаимодействии с населением бюрократические проволочки и коррупцию, а также построение современных систем управления городским хозяйством, общественным правопорядком и безопасностью, транспортом, здравоохранением и др. Также Большие данные могут эффективно использоваться при реализации контрольной и надзорной функций государства. На момент написания статьи в нашей стране с той или иной степенью эффективности Большие данные внедрили ФНС России, ПФР, ФОМС, ФСБ России и некоторые другие гос-

структуры [18, с.88].

Изменения, происходящие с внедрением Больших данных в государственное управление, влечет за собой необходимость организационных трансформаций институционального характера, реинжиниринга процессов принятия социально-политических и административно-хозяйственных решений. При этом осознание и принятие таких изменений требует и изменения культуры управления.

2. ВЫЗОВЫ И РИСКИ БОЛЬШИХ ДАННЫХ

Существует ряд проблем, противоречий, рисков и сомнений, высказываемых учеными, политиками и техническими специалистами в связи с использованием Больших данных. Часть проблем носит чисто технико-технологический характер, другие затрагивают ключевые вопросы социально-политических отношений.

Первые вызваны рядом методико-технических ограничений на пути применения Больших данных, в первую очередь, связанных с организацией хранения (ограниченность объемов цифровых хранилищ, скорости доступа, несовершенство защиты от несанкционированного вмешательства) и обработки (слабость вычислительных возможностей аппаратных средств, ошибки алгоритмов обработки информации). Определенные вопросы вызывает качество данных: накопленные данные зачастую неструктурированны, не-стандартизированны и плохо совместимы между собой, или даже фальсифицированы. Также при работе с большими массивами данных возникают риски их неверной интерпретации. Беспокойство о сохранности личных данных и правильности алгоритмов обработки Больших данных вообще также обуславливают существования риска недоверия среди граждан и лиц, принимающих решения на основе таких данных и алгоритмов. Социологи и политологи сталкиваются с трудностями, связанными с неприспособленностью Больших данных для работы в парадигме теоретико-ориентированной науки и высказывают опасения в возможной социологической бедности Больших данных. Преимущество Больших данных - колоссальный объем - таит в тоже время и опасность ошибки, когда при анализе возникает проблема информационного шума и значимыми оказываются даже случайные и слабые связи между переменными - ложные корреляции, что грозит потерей социологического контекста исследования [6]. Не следует забывать, что социальные сети, медиа и мессенджеры не являются 100% отражением реальной жизни и их изучение должно являться только одной из сторон социально-политических исследований - большой объем данных совсем не означает всеобъемлющий.

Вторая группа проблем связана с возможными изменениями в форматах и моделях распределения публичной власти. В первую очередь, сюда относится проблема цифрового неравенства, что выражается как в неравном доступе к данным, технологиям и знаниям, так и в различном уровне владения технологиями (например, в России только около половины наиболее активного в электоральном смысле населения являются пользователями сети Internet [16, с.290]). Относительно Больших данных всех участников социально-политических процессов можно разделить на четыре группы: генераторы данных, собиратели (держатели) данных, аналитики, заказчики (управленцы) [4]. Очевидно, что сильно различаются не только роли каждой группы, но и возможности по доступу к Большим дан-

ным и результатам их анализа.

Представители самой многочисленной первой группы производят данные, оставляя цифровые следы.

Вторая группа обладает компетенциями и возможностями сбора и накопления данных в своих интересах или интересах заказчиков.

Третья группа фактически превращает Большие данные в товар, позволяя использовать их в интересах представителей четвертой группы с пропагандистскими, манипуляторными или иными целями информационно-коммуникационного воздействия на первую группу.

Взаимосвязанным с предыдущей проблемой вызовом в работе с Большими данными является цифровой и медийный монополизм. Несмотря на то, что Большие данные в основном содержат информацию о поведении и генерируются людьми, собственниками этих данных простые граждане не являются. Компании формально получают право собственности на данные на основе лицензионных соглашений на пользование цифровыми приложениями и сервисами, цели использования данных в которых обычно четко не оговорены. При этом в России актуальной остается проблема доступности данных. Если, например, исходные для анализа данные об избирателях в США можно приобрести - существует ряд компаний, агрегирующих огромного объема данные обо всех гражданах, то в России рынок Больших данных находится на стадии формирования. Компаний, анализирующих пользовательское поведение в социальных сетях, практически нет. Крупные владельцы Больших данных (сотовые операторы, банки и онлайн-сервисы) неохотно предоставляют эту информацию, пытаясь создать свою «экосистему данных» [11]. Вопрос накопления и анализа такого объема данных в социально-политических целях в России пока не решен.

В применении Больших данных также кроются этические и правовые проблемы. Зачастую, используемая в работе информация является персональной. Большие данные повышают риск несанкционированного вмешательства в частную жизнь и слежки. Причем персональная информация может быть раскрыта неумышленно в результате так называемого «мозаичного» эффекта - когда данные, не раскрывающие частной информации по отдельности, могут нарушить конфиденциальность в результате объединения их в некую мозаику, однозначно охарактеризовав владельца, источник или любую другую личную информацию, не подлежащую распространению. Повышение замет-ности делает Большие данные соблазнительно ценным инструментом для публичной власти в целом и институтов национальной безопасности в частности. Большие данные фактически позволяют осуществлять тотальный контроль над личностью, к примеру, отслеживать лиц, лояльных политическому режиму. Случаи бесконтрольного, лишенного морального сдерживания приоритета политических интересов властных элит над приватностью могут иметь негативные социально-политические последствия.

Как мы отмечали ранее, Большие данные позволяют перейти от классических демографических оценок к масштабным психометрическим исследованиям граждан, и, следовательно, прокладывают дорогу к возможности манипуляции общественным сознанием, необходимой для легитимации политических решений. Слишком велик соблазн, основываясь на знании субъективных предпочтений, ценностных и поведенческих

особенностей граждан, оказывать точечное манипуля-торное информационно-коммуникационное воздействие на них с целью «правильного» восприятия политических событий, формирования нужной социально-политической реальности в обход барьеров критического восприятия политического контента. Круг замыкается и субъекты, генерирующие Большие данные, сами превращаются в объекты политического управления.

Как мы видим, в условиях цифрового общества сама идея коммуникационной свободы, открытости, равенства прав и возможностей подвергается серьезным рискам. Использование Больших данных при политическом управлении, принятии управленческих решений, проведении социально-экономической политики должно проходить в четких юридических рамках, основываться на взвешенном анализе и многократной всесторонней проверке алгоритмов работы с данными, надежности точек возникновения данных, адекватности и реальности выводов. В сегодняшней России процедуры использования Больших данных никак не регулируются, однако в соответствии с небезызвестным «пакетом Яровой» и рядом других законодательных актов, коммуникационная информация всех пользователей Internet и сотовых сетей накапливается у операторов связи и может быть предоставлена государственным службам. Для соблюдения хрупкого баланса между правом граждан на частную жизнь и контролем со стороны государственной власти и глобальных корпораций, необходимо широкое законодательное регулирование всех вопросов использования технологий Больших данных, жесткий контроль распределения информационных ресурсов среди политических акторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большие данные, являясь техническим, экономическим и социальным феноменом, представляют собой не только отражение окружающей социально-политической реальности, но и способ ее познания и конструирования.

Большие данные, позволяют анализировать политические процессы, социальные, психологические установки и электоральные предпочтения населения и эффективно используются в политической рекламе и предвыборной борьбе, принятии политических решений и государственном управлении. Положительный эффект в управлении социально-политическими и экономическими процессами на основе Больших данных достигается за счет автоматизации, значительного улучшения и многократного ускорения принятия решений, большого прогностического потенциала применяемых методов и алгоритмов анализа.

Использование социально-политического потенциала Больших данных в условиях перехода к цифровой экономике способно вызвать взрывной прирост эффективности в различных сферах общественной жизни. Однако не следует забывать, что новая технология несет в себе и ряд новых социально-политических вызовов и рисков: безопасности персональной информации и доверия к алгоритмам обработки данных, цифрового неравенства и цифрового монополизма, несанкционированного вмешательства в частную жизнь и предумышленного манипуляторного искажения данных и результатов их анализа. Проблемы, поднятые в данной работе, требуют дальнейшего исследования и разработки новых методик оценки, предупреждения и минимизации возможных негативных по-

следствий социальных, политических и экономических угроз и рисков.

Очевидно, что Большие данные являются не последним вызовом цифровой трансформации современному общественно-политическому развитию, требующим концептуального изменения подходов и методов научного познания и социально-политического управления.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 99,46%.

Список литературы:

1. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 01 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. - Код доступа: http: //kremlin.ru/events/president/news/5695. - Дата обращения: 17.11.2019.

2. Балашов Б.М. Большие данные и их применение в предвыборной борьбе //Международный журнал естественных и гуманитарных наук. - 2017. - №11. - С.46-50.

3. Баханов А.Г. Роль больших данных и имитационного моделирования в социально-экономических исследованиях //Социологический альманах. - 2017. - №8. - С.504-510.

4. Володенков С.В. Digital-технологии в системе традиционных институтов власти: политический потенциал и современные вызовы //Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). - 2018. - №2. [Электронный ресурс]. - Код доступа: www.evestnik-mgou.ru. - Дата обращения: 17.11.2019.

5. Володин А.Ю. Большие данные (bigdata) в экономической истории: скрытая угроза или новая надежда //Гефтер, 2016. [Электронный ресурс]. - Код доступа: http: //gefter.ru/archive/17482. - Дата обращения: 17.11.2019.

6. Губа К. Большие данные в социологии: новые данные, новая социология? //Социологическое обозрение. -2018. - Т.17. - №1. - С.213-236.

7. Дедюлина М.А. Bigdata в социально-этическом измерении //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - №12-1. - С.67-69.

8. Зайнашев Ю. В Кремле начали использовать технологии BigData //Взгляд: деловая газета. - 24.05.2016 [Электронный ресурс]. - Код доступа: http: //www.vz.ru/ politics/ 2016/5/24/812219.html. - Дата обращения: 17.11.2019.

9. Ильичева Л.Е. Государство, бизнес, общество в России: модели взаимодействия на современном этапе //Россия в XXI веке. Политика. Экономика. Культура: учебник для студентов вузов /Под ред. Л.Е.Ильичевой, В.С.Комаровского. - М.: Аспект Пресс, 2016. - С.403-409.

10. Ильичева Л.Е., Лапин А.В., Ножечкин И.В. Ключевые проблемы региона: методы определения общественной повестки дня //Власть. - 2019. - №6. - С.41 -49.

11. Карягин М. Большие данные на выборах-2018 //Сайт «Актуальные комментарии». - 21.02.17 [Электронный ресурс]. Код доступа: http: //actualcomment.ru/bolshie-dannye-na-vyborakh-2018-1702211053.html. - Дата обращения: 17.11.2019.

12. Магеррамов З.Т., Абдуллаев В.Г., Магеррамова А.З. Big Data: проблемы, методы анализа, алгоритмы //Радиоэлектроника и информатика. - 2017. - №3. - С.42-52.

13. Маер-Шенбергер В., Кукьер В. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим /Пер. с англ. И.Гайдюк. - М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2014. - 240 с.

14. Одинцов А.В. Социология общественного мнения и вызовы Big Data //Мониторинг общественного мнения:

Экономические и социальные перемены. - 2017. - №3. -С.30-43.

15. Петланд А. Большие данные меняют общество [Электронный ресурс]. - Код доступа: http: //hrazvedka.ru/guru/bolshie-dannye-menyayut-obshhestvo.html. - Дата обращения: 17.11.2019.

16. Публичная политика: институты, цифровизация, развитие. Коллективная монография /Под ред. Л.В.Сморгунова. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 349 с.

17. Романенко Е.В. Место Big data в современной социально-экономической жизни общества //Инновационная наука. - 2016. - №4. - С.143-145.

18. Царькова Н.И., Смолянов А.С. Big data. Развитие, анализ и технологии //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №7-1. - С.86-95.

19. English Oxford Living Dictionaries [Электронный ресурс]. - Код доступа: https: //en.oxforddictionaries.com/definition/big_data. - Дата обращения: 17.11.2019.

20. Ichhabenurgezeigt, dasses die Bombe gibt //Сайт «Das Magazin», 2016 [Электронный ресурс]. - Код доступа: https: //www.dasmagazin.ch/2016/12/03/ich-habe-nur-gezeigt-dass-es-die-bombe-gibt/. - Дата обращения: 17.11.2019.

21. King G. The Changing Evidence Base of Social Science Research //King G., Scholzman K., Nie N. The Future of Political Science: 100 Perspectives. - New York: Routledge. 2009. [Электронный ресурс]. - Код доступа: https: //onlinelibrary.wiley.com/ doi/full/ 10.1111/j.1478-9302.2012.00264_11.x. - Дата обращения: 17.11.2019.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью соискателя Института социально-политических исследований Российской академии наук Горлова Константина Николаевича «Социально-политические вызовы больших данных» В представленной на рецензию статье с позиции политологического анализа рассмотрена актуальная тема социально-политических вызовов новых технологий на примере больших данных, возникающих в условиях цифровой трансформации общественных отношений. Актуальность исследования обусловлена тотальным проникновением цифровых технологий в общественную жизнь.

Несомненный интерес представляют выявленные социально-политические аспекты феномена больших данных. Автором отмечена релевантность технологии как инструмента исследований по отношению к получению новых знаний об обществе, большой прогностический и управленческий потенциал технологии как инструмента влияния в политической сфере.

Автором статьи проведена серьезная работа по выявлению и анализу ключевых социально-политических проблем, вызовов и рисков больших данных: безопасности персональной информации и доверия к алгоритмам обработки данных, цифрового неравенства и цифрового монополизма, несанкционированного вмешательства в частную жизнь и предумышленного манипуляторного искажения данных и результатов их анализа.

В целом, предлагаемая научная статья является самостоятельным законченным исследованием автора, выполненным на высоком теоретико-методологическом уровне, в надлежащем стиле. Автор показал всестороннее знание материала. Статья соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода, и может быть рекомендована к публикации в ведущих рецензируемых научных изданиях нашей страны.

Главный научный сотрудник института социально-политических исследований РАН, член Академии политической науки; Доктор экономических наук, профессор

С.В. Рогачев

SOCIAL-POLITICAL BIG DATA CHALLENGES

©Gorlov Konstantin N., applicant

Study place: Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences, Russian Federation

gorlov@cit-tmb.ru

Abstract: the article considers the essence of the Big Data concept, analyzes the social-political aspects of the Big Data application both in exploratory activity and political action. The area of strengths and weaknesses of Big Data as a tool of political scientists and political strategists is revealed. The importance of Big Data in electoral technologies, political decision-making, and the formation of social-economic policy, the provision of public and municipal services are carried over for consideration. The main social-political challenges and risks arising from technology utilization are analyzed: digital inequality, media monopoly, interference with private life, manipulation of social consciousness.

Keywords: digital society, digitalization, Big Data, social-political studies, political technologies, voting technologies, political decision-making, digital divide, manipulation of public mind.

Reference list:

1. The Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation on March 01, 2018 [Electronic resource]. - Access code: http: //kremlin.ru/events/president/news/56957. - Date of the application: 17.11.2019.

2. Balashov B.M. Big data and their application in the electoral struggle //International Journal of Natural and Humanitarian Sciences. - 2017. - No.11. - P.46-50.

3. Bakhanov A.G. The Role of big data and simulation in socio-economic research //Sociological almanac. - 2017. -No.8. - P.504-510.

4. Volodenkov S.V. Digital technologies in the system of traditional institutions of power: political potential and modern challenges //Bulletin of the Moscow state regional University (electronic journal). - 2018. - No.2 [Electronic resource]. -Access code: www.evestnik-mgou.ru. - Date of the application: 17.11.2019.

5. Volodin A.Y. Big data (big data) in economic history: hidden threat or new hope //Gefter, 2016 [Electronic resource]. -Access code: http: //gefter.ru/archive/17482. - Date of the application: 17.11.2019.

6. Guba K. Big data in sociology: new data, new sociology? //Sociological review. - 2018. - Volume 17. - No.1. - P.213-236.

7. Dedyulina M.A. Big data in social and ethical dimension //Historical, philosophical, political and legal Sciences, Cultur-ology and art criticism. Questions of the theory and practice. -2017. - No.12-1. - P.67-69.

8. Zainashev Yu. In the Kremlin began to use the technology of Big Data //Vzglyad: Delovaya Gazeta. - 24.05.2016 [Electronic resource]. - Access code: http: //www.vz.ru/ politics/ 2016/5/24/812219.html. - Date of the application: 17.11.2019.

9. Ilyicheva L.E. State, business, society in Russia: models of interaction at the present stage //Russia in the XXI century. Politics. Economy. Culture: Textbook for University students /Ed. by L.E.Ilyicheva, V.S.Komarovsky. - M.: Aspect Press. 2016. - P.403-409.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. lyicheva L.E., Lapin A.V., Nozhechkin I.V. Key problems of the region: methods of determining the public agenda

//Vlast. - 2019. - No.6. - P.41-49.

11. Karyagin M. Big data on elections-2018 //Site «Actual comments». - 21.02.17 [Electronic resource]. - Access code: http: //actualcomment.ru/bolshie-dannye-na-vyborakh-2018-1702211053.html. - Date of the application: 17.11.2019.

12. Magerramov Z.T., Abdullaev V.G., Magerramova A.Z. Big Data: problems, methods of analysis, algorithms //Radioelectronics and Informatics. - 2017. - No.3. - P.42-52.

13. Maer-Schoenberger V., Kukier V. Big data. A revolution that will change the way we live, work and think /Translation from English I.Gaidyuk. - M.: Mann, Ivanov and Farber, 2014.

- 240 p.

14. Odintsov A.V. Sociology of public opinion and challenges of Big Data //Monitoring of public opinion: Economic and social changes. - 2017. - No.3. - P.30-43.

15. Petland A. Big data is changing society [Electronic resource]. - Access code: http: //hrazvedka.ru/guru/bolshie-dannye-menyayut-obshhestvo.html. - Date of the application: 17.11.2019.

16. Public policy: institutions, digitalization, development. Collective monograph /Ed. by L.V.Smorgunov. - M.: Aspect Press, 2018. - 349 p.

17. Romanenko E.V. The Place of Big data in modern social and economic life of society //Innovative science. - 2016.

- No.4. - P.143-145.

18. Tsarkova N.I., Smolyanov A.S. Bigdata. Development, analysis and technology //Actual problems of humanities and natural sciences. - 2016. - No.7-1. - P.86-95.

19. English Oxford Living Dictionaries [Electronic resource].

- Access code: https: //en.oxforddictionaries.com/definition/big_data. - Date of the application: 17.11.2019.

20. Ichhabenurgezeigt, dasses die Bombe gibt //Site «Das Magazin», 2016 [Electronic resource]. - Access code: https: //www.dasmagazin.ch/2016/12/03/ich-habe-nur-gezeigt-dass-es-die-bombe-gibt/. - Date of the application: 17.11.2019.

21. King G. The Changing Evidence Base of Social Science Research //King G., Scholzman K., Nie N. The Future of Political Science: 100 Perspectives. - New York: Routledge. 2009 [Electronic resource]. - Access code: https: //onlinelibrary.wiley.com/ doi/full/ 10.1111 /j. 1478-9302.2012.00264_11.x. - Date of the application: 17.11.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.