Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1099
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕХНОЛОГИИ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / СИМУЛЯКР / АНОМИЯ / "ЦИКЛЫ ХАЙПА" ГАРТНЕРА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимчук Зоряна Викторовна, Голуб Николай Николаевич, Сторожук Руслана Петровна

В условиях быстрого развития цифровой экономики жизненные ориентации и ценности людей, их социальные роли и статусы, а также виды деятельности и поведения претерпевают значительные изменения. В связи с этим одной из важнейших задач современного общества является адаптация людей к новой современности, формирование нового мировоззрения в условиях бурного развития технологий. Статья посвящена исследованию социальных аспектов цифровой экономики. Раскрыто содержание понятия цифровой экономики, показано место цифровой и человеческой составляющей в ее структуре. Рассмотрено место человека в постиндустриальном обществе. Показано влияние цифровых технологий на изменение ценностей и подходов к жизни современного человека. На примере «циклов хайпа» Гартнера показано возможное влияние технологии на выбор человеком места в обществе. Одной из задач цифрового общества является поиск инструментов, методов вовлечения его членов в активную деятельность по созданию новых продуктов, идей, технологий в отличие от всепоглощающего общества потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 338

Герасимчук Зоряна Викторовна,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления, Севастопольский филиал,

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Севастополь, Российская Федерация. Голуб Николай Николаевич,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры управления, Севастопольский филиал,

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Севастополь, Российская Федерация. Сторожук Руслана Петровна,

кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры управления, Севастопольский филиал,

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Севастополь, Российская Федерация.

Gerasimchuk Zoryana Victorovna,

Doctor of Economics, Professor,

Professor of the Department of Management,

Branch in Sevastopol,

M.V. Lomonosov Moscow State University,

Sevastopol, Russian Federation.

Golub Nikolay Nikolaevich,

Ph.D. in Philosophy, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Management,

Branch in Sevastopol,

M.V. Lomonosov Moscow State University,

Sevastopol, Russian Federation.

Storozhuk Ruslana Petrovna,

Ph.D. in Political Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Management,

Branch in Sevastopol,

M.V. Lomonosov Moscow State University,

Sevastopol, Russian Federation.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ SOCIALASPECTS OFTHE DIGITAL ECONOMY

В условиях быстрого развития цифровой экономики жизненные ориентации и ценности людей, их социальные роли и статусы, а также виды деятельности и поведения претерпевают значительные изменения. В связи с этим одной из важнейших задач современного общества является адаптация людей к новой современности, формирование нового мировоззрения в условиях бурного развития технологий. Статья посвящена исследованию социальных аспектов цифровой экономики. Раскрыто содержание понятия цифровой экономики, показано место цифровой и человеческой составляющей в ее структуре. Рассмотрено место человека в постиндустриальном обществе. Показано влияние цифровых технологий на изменение ценностей и подходов к жизни современного человека. На примере «циклов хайпа» Гартнера показано возможное влияние технологии на выбор человеком места в обществе.

Одной из задач цифрового общества является поиск инструментов, методов вовлечения его членов в активную деятельность по созданию новых продуктов, идей, технологий в отличие от всепоглощающего общества потребителей.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровое общество, виртуальное пространство, технологии, массовая культура, общество потребления, симулякр, аномия, «циклы хайпа» Гартнера, искусственный интеллект

With the rapid development of the digital economy, people's life orientations and values, their social roles and statuses, as well as activities and behaviors, are undergoing significant changes. In this regard, one of the most important tasks of modern society is the adaptation of people to a new modernity, the formation of a new worldview in the conditions of rapid development

2G3

of technology. This article explores the social aspects of the digital economy. The content of the concept of the digital economy is revealed, the place of the digital and human component in its structure is shown. The place of a person in a post-industrial society is considered. The influence of digital technologies on changing values and approaches to the life of a modern person is shown. Hartner's «hype cycles» illustrate the possible impact of technology on a person's choice of place in society.

One of the tasks of the digital society is the search for tools, methods for involving its members in active work to create new products, ideas, technologies, in contrast to the all-consuming consumer society.

Keywords: Digital economy, digital society, virtual space, technology, mass culture, consumer society, simulacrum, anomie, Gartner «hype cycles», artificial intelligence

ВВЕДЕНИЕ

В условиях стремительного развития цифровой экономики жизненные ориентиры и ценности людей, их социальные роли и статусы, а также виды деятельности и модели поведения претерпевают значительные изменения. Так, проникновение Интернета среди молодежи и людей среднего возраста является почти полным (99 % среди аудитории 16-29 лет и 88 % среди аудитории 30-54 года), и рост аудитории пользователей Интернета происходит за счет людей пожилого возраста. По социологическим данным, в 2018 году среди пользователей старших 5 5 лет 36 % — активные пользователи сети Интернет [13, с. 50].

В связи с этим одной из важнейших задач современного общества является адаптация людей под новую современность, формирование нового мировоззрения в условиях бурного развития технологий.

Технологическая реальность, виртуальное информационное пространство — важнейшие приметы современного общества. Технологический аспект является одним из ключевых факторов современной рыночной сферы. На настоящий момент именно цифровые технологии являются ключевым информационным ресурсом социальной реальности, они способствуют интенсификации взаимодействия всех областей жизни современного мира. Технологическая революция в информационной и электронной сфере существенно повлияла на саму основу экономического производства.

Это обусловлено появившейся возможностью операциональных манипуляций информацией на основе спутниковой связи, интернета и др. В результате компьютеризации и информатизации появилась возможность обмениваться информацией из любой области земного шара за считанные секунды, чего, в принципе, не могла обеспечить проводная связь

Уже в течение нескольких десятилетий результатом электронного и информационного прогресса является цифровая экономика, влияя важнейшим образом на изменение и развитие экономических институтов и всех уровней взаимодействия между ними, как горизонтальных, так и вертикальных. В сфере цифровой экономики именно производство товаров, их потребление, обмен и распределение становятся основными; это является следствием цифровизации экономического рынка, что приводит к оптимизации некоторых других видов экономической и хозяйственной деятельности. Цифровая экономика существенно повлияла на изменение самой специфики организации и взаимодействия экономических организаций, институтов и их отношений.

Проблема изменения роли общества в цифровой экономике и адаптации личности к вызовам постиндустриальной реальности является недостаточно изученной. С другой стороны, предвидение цифрового будущего, а именно его виртуальной составляющей, скользило еще в работах Платона, Ж. Бодрийяра, Ж. Батая, впоследствии интерпретировалось Ж. Делезом, П. Клоссовски, Д. Беллом и др. Современные исследователи О. Игнатьева, А. Плетнев акцентируют внимание на социологических аспектах формирования цифрового общества. Бухт Румана, Хикс Ричард исследуют структуру цифровой экономики, Емелин В.А, Дворецкая О.В., Закирова Т.В. и другие анализируют место виртуальной реальности в концепции цифрового общества, а также изменение ценностей человека в постиндустриальных условиях. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является теоретическое обоснование становления и развития цифровой экономики в системе мирового хозяйства и разработка практических рекомендаций по ее формированию

РЕЗУЛЬТАТЫ

Цифровая экономика рассматривается как движущая сила экономического роста, способная привести к значительным экономическим сдвигам и оказать влияние на целые области бизнеса, рынок труда и образ жизни людей [20].

В научной среде отсутствует общепринятое определение понятия «цифровая экономика» и понятий соци-отехнических явлений, которые в условиях цифровой экономики приобрели новое значение.

По мнению В.А. Серковой: «Цифровая эпоха не прошла философского осмысления. Это одно из обстоятельств, которые препятствуют выработке общего понимания сущности цифровой экономики. Эволюция черпает силы в знаниях. Сначала знания, потом поступки. В данном случае практика оцифровывания опережает процесс выработки научных знаний об этом явлении»[17] .

По мнению исследователей Р. Бухт и Р. Хикс: «Воздействие технологий может рассматриваться как дезорганизация существующих экономических процессов, систем и секторов, изменение текущей модели потребления, делового взаимодействия и моделей бизнеса. Кроме того, данный процесс может привести к возникновению новых экономических процессов, систем и секторов» [3].

Более 20 определений понятия «цифровая экономика», разработанных зарубежными учеными, представлено в исследовании Р. Бухт, Р. Хикс [3].

204

Необходимо заметить, что понятие цифровой экономики было введено не так давно. В 1995 году Николас Негропонте, автор термина «цифровая экономика» связал его с новым технологическим укладом современного общества, обусловленным стремительным развитием в области информационных и коммуникационных технологий, а также началом нового витка общего процесса информатизации общества. Данное обстоятельство вызвало изменения в социальной сфере, также в политической, экономической, социокультурной и других сферах современного мира.

С помощью цифровой экономики удалось разрешить множество проблем, относящихся к сфере покупок и продаж вещей и продуктов, разрешить вопросы трудоустройства, оплаты различных услуг, также решить проблемы в сфере образования и здравоохранения. Цифровая экономика, по сути, предоставила возможности новых видов современного обучения, развития инновационных медицинских технологий, также появилась возможность заработка и оказания различных информационных услуг находясь дома. Возможности виртуальных путешествий так же являются следствием цифровой экономики. В сфере бизнеса цифровая экономика обеспечила надёжную информационную платформу, что позволило в любое время выходить на связь с отечественными партнёрами и организациями, также перенимать опыт ведущих зарубежных компаний, что приводит к интенсификации и повышению производительности самой предпринимательской деятельности на фоне уменьшения затрат.

Следует напомнить, что в 2016 году в китайском городе Ханчжоу — центре технологических разработок КНР состоялся Давосский экономический форум, а также саммит G20. Одним из ключевых вопросов на повестке дня было обсуждение необходимости создания инновационной версии мировой экономики инклюзивного типа. Российская Федерация активно поддержала инновационные приоритеты развития, выдвинутые КНР, а также основную идею, суть которой заключается в создании перспективы экономического развития, основанной на внедрении технологических инноваций и реализации потенциала основных направлений цифровой экономики, в контексте повышения общей производительности труда.

Доктор экономических наук В. В. Иванов дает такое определение: «Цифровая экономика — это виртуальная среда, дополняющая нашу реальность». По мнению доктора технических наук Р.В. Мещерякова, необходимо применять два подхода к понятию «цифровая экономика», а именно: «Первый подход «классический»: цифровая экономика — это экономика, основанная на цифровых технологиях, и при этом правильнее характеризовать исключительно область электронных товаров и услуг. Второй подход — расширенный: цифровая экономика — это экономическое производство с использованием цифровых технологий». В «Докладе о развитии цифровой экономики в России» Всемирного Банка цифровая экономика определяется как: «экономика, основанная на развитии и использовании цифровых технологий, строится на фундаменте, обеспечивающем» экономические и социальные преобразования» [13, с. 170].

В «Докладе о развитии цифровой экономики в России» отмечается: «Методика оценки готовности стран к цифровой экономике (Digital Economy Country Assessment, или DECA) предназначена для оценки существующего уровня развития и определения уровня зрелости цифровой экономики в стране. Цифровая экономика — экономика, основанная на развитии и использовании цифровых технологий, — строится на фундаменте, обеспечивающем экономические и социальные преобразования. Он состоит из:

• нецифровых факторов, включающих в себя политику и стратегическое планирование, лидерство и институты, законодательство, человеческий капитал, инновации, деловую среду, доверие и безопасность, и обеспечивающих создание благоприятной среды, в которой может происходить цифровая трансформация;

• цифровых факторов, включающих в себя цифровую инфраструктуру, совместно используемые цифровые платформы и нарождающиеся цифровые технологии;

• цифрового сектора экономики, включающего в себя сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-сектор), а также сектор контента и средств массовой информации (СМИ).

Цифровая экономика оказывает воздействие на государственный и частный секторы, а также на общество в целом.

В связи с этим методика предусматривает оценку: цифровой трансформации государственного сектора, которая включает в себя цифровые нецифровые факторы, а также использование традиционных и зарождающихся цифровых технологий в государственном секторе; цифровой трансформации частного сектора, включающей в себя цифровые и нецифровые факторы, использование традиционных и зарождающихся цифровых технологий в частном секторе; цифровых граждан и потребителей, имея в виду доступ граждан к цифровым технологиям и использование цифровых технологий в социально-экономической деятельности, в том числе для работы, покупки товаров и услуг, получения образования, общения в социальных сетях, участия в политической жизни, и т. д.» [3].

Так, исходя из структуры методики оценки готовности страны, региона, отрасли к цифровой экономике (рис. 1), с помощью набора количественных и качественных показателей можно охарактеризовать важные аспекты развития.

В контексте обсуждения становится понятным, что цифровая экономика не есть некоторое обособленное явление в развитии потенциала стран. Фактически речь идёт о создании особой социокультурной и экономической реальности нового типа. Данная реальность является логическим следствием общего развития «умных» технологий — от первых компьютеров до сложнейших разработок современного мира. Вот уже несколько десятилетий новая технологическая волна охватывает экономическое и социальное пространства развитых

205

стран. Цифровые процессы становятся основой для всех отраслей производства. Это приводит к стремительному замещению индустриальных и постиндустриальных технологий новыми цифровыми разработками, способными создавать «умное» операциональное экономическое пространство.

По мнению экспертов Всемирного банка: «Цифровая трансформация оказывает существенное воздействие на экономические и социальные процессы, прежде всего на экономический рост, рынок труда и качество обслуживания» [4, с. 3].

Цифровая экономика поглощает всё больше социальных и экономических

секторов и отраслей, это на настоящий момент — образование, финансы, сфера строительства, медицина, торговля, услуги связи, машиностроения и сельского хозяйства, транспорт, и др. Цифровая экономика как электронная и информационная сфера предоставляет большие возможности интенсивного экономического развития, например, создания огромного количества интернет-площадок для коммерческой деятельности. Это сопряжено с возможностью ведения торговли в сфере интернет-услуг, создания финансовых условий для деятельности валютных и фондовых бирж. Также цифровая экономика открывает дорогу «киберкорпорациям», на основе успешной рыночной конкуренции, оптимизации самих компаний, создания виртуальных фирм и предприятий, основанных на горизонтальных интернет-системах взаимодействия и управления. Цифровизация также приводит к ограничению экономической и финансовой деятельности сферой интернет-пространства и, как следствие, падению производственных издержек, «оцифровке» продукции и эффекту экономического роста.

В Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» указано: «В настоящее время данные становятся новым активом, причем, главным образом, за счет их альтернативной ценности, то есть по мере применения данных в новых целях и их использования для реализации новых идей.

В России в настоящее время урегулировано большинство вопросов, возникающих в рамках использования информационно- телекоммуникационных технологий в различных сферах деятельности. Однако регуля-торная и нормативная среда имеет ряд недостатков, в ряде случаев создавая существенные барьеры на пути формирования новых институтов цифровой экономики, развития информационно-телекоммуникационных технологий и связанных с ними видов экономической деятельности» [1].

Все большее число граждан Российской Федерации признает необходимость обладания цифровыми компетенциями, однако уровень использования персональных компьютеров и информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в России все еще ниже, чем в Европе, и существует серьезный разрыв в цифровых навыках между отдельными группами населения.

Исследователи НИУ ВШЭ отмечают: «Цифровизация обеспечивает фундаментальные преобразования во всех сферах жизни и деятельности человека. Технологии становятся далеко не только двигателем развития новых отраслей, но и обретают важные социальные роли, внося значимый вклад в решение проблем общества, таких как старение населения, социальное расслоение, экологические проблемы и изменение климата. С помощью передовой науки и технологий возникает «умное» общество, базирующееся на новых ценностях ориентации на потребности человека, гибкости, креативности. Под влиянием цифровизации кардинально меняются рынок труда, здравоохранение, образование, пространственное развитие» [18, с. 17].

Р. Хикс и Р. Бух в исследовании «Определение, концепция и измерение цифровой экономики» дают свое определение понятию «цифровая экономика»: часть общего объема производства, которая целиком или в основном произведена на базе цифровых технологий фирмами, бизнес-модель которых основывается на цифровых продуктах или услугах» [3]. Авторы считают, что данное определение: «достаточно гибко, чтобы учитывать развитие цифровых технологий и цифрового бизнеса в будущем. Оно охватывает основные виды деятельности в сфере ИТ («цифровой сектор») и примеры экстенсивного применения ИКТ в экономике, в то же время не включая в рамки цифровой экономики все виды деятельности, так или иначе связанные с ИКТ» [3] Данное определение авторы иллюстрировали (рис. 2).

206

Цифровая трансформация государственного сектора

Цифровая трансформация частного сектора

Цифровые граждане / потребители

Цифровой сектор экономики

Ц ифро вые факторы

Нецифровые факторы

РЦс. 1. Структура методики готовности страны к цифровой экономике [4]

В силу того, что цифровая экономика является ключевым элементом развития общества, само цифровое обучение выступает залогом успешных изменений в сфере преобразования современного мира. Цифровые технологии являются необходимой предпосылкой стимулирования отдельных индивидов и всего гражданского общества в интенсификации культуры, экономики, бизнеса, а также в решении глобальных проблем и общего благосостояний страны.

Рассматривая особенности развития общества в условиях цифровой экономики, необходимо отметить, что при объяснении общества в наши дни социологи интерпретируют его как «постсовременное», «постиндустриальное», «информационное», «открытое», «глобальное» и др. Развитие современного общества основано на идее виртуальной реальности.

Сама по себе эта идея не нова, корни начального этапа исследования виртуальной реальности уходят в античность. Так, как указывает В. Емелин: «Пытаясь исключить из реальности искажающие ее фантазмы-симулякры, Платон первым поставил вопрос о том, что в структуре бытия присутствуют объекты, которые в конце ХХ века мы назвали бы виртуальными [7, с. 86].

О.В. Дворецкая отмечает идею Жана Бодрийяра о наступлении принципиально новой эпохи упадка реальности, когда подлинная социальная реальность заменяется симулякрами. Здесь виртуализация понимается как существование объекта одновременно в реальном и виртуальном мире, замена реального объекта виртуальным аналогом, виртуальность реальных социальных процессов. В любой интерпретации теория основана на противопоставлении категорий «реальное» и «виртуальное» [6]

О. Игнатьева и А. Плетнев также, исследуя эволюцию теории виртуальной реальности, отмечают: «Симу-лякр — образ отсутствующей действительности, пустая форма, знак, за которым не стоит какая-либо реальность. Еще у Платона симулякр обозначал «копию копий», в оборот постмодернизма этот термин был введен Ж. Батаем, впоследствии интерпретировался Ж. Делезом, П. Клоссовски и др. Однако именно в философии Ж. Бодрийяра он нашел наиболее яркое воплощение» [9].

Мы видим замену реального мира виртуальным в разных сферах, а также замену реального, материального потребления потреблением символическим. В постиндустриальном обществе наблюдается перенасыщенность материальных рынков, поэтому производство переходит в другую сферу — символическую. Большую стоимость имеет не сам товар, а его значение.

Социологи О. Игнатьева, А. Плетнев акцентируют внимание на следующем: «Аномия, которая классической социологией рассматривалась как маргинальный и вредный социальный процесс, сегодня оказывается в центре социальной жизни. В новом капитализме аномия играет роль своеобразного двигателя, который создает у человека чувство неудовлетворенности и неопределенности. Далее массовая культура убеждает человека в том, что символическое потребление является решением его проблем и способно удовлетворить его потребности»

Таким образом, по мнению социологов, реальность воспринимается в современном обществе в измененном виде, полном символов и иллюзий» [10].

207

В связи с этим актуальными являются слова Белла, одного из авторов концепции цифрового общества: «Ничто из написанного на экранах не предназначено для глубокого изучения, но только для немедленного восприятия, сопровождаемого незамедлительным же ограничением смысла и коротким замыканием полюсов изображения».

По мнению Т.В. Закировой и В.В. Кашина: «Эффект реальности оказывается значительно более привлекательным и «реальным», чем сама реальность. Экстатическое распространение информации на экранах телевизоров и компьютеров несет тотальную близость и мгновенность всех вещей, обрушивается потоком их чрезмерного, детализированного раскрытия, своего рода «порнографией» вселенной» [8].

Российские исследователи И.Д. Афанасенко и В.В. Борисова считают: «Цифровая (электронная) экономика — не набор технологий, а совокупность новых общественных отношений, которые возникают при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг» [2].

В условиях цифровой экономики инвестиции в развитие и использование цифровых технологий меняют само понятие занятости, способствуют массовому сокращению рабочих мест, отмиранию многих традиционных профессий. Быстрые изменения в мире профессий и занятости способствуют росту безработицы, дезадаптации людей трудоспособного возраста, замораживанию заработной платы и усилению неравенства в доходах.

Ряд современных тенденций развития общества в условиях цифровой экономики вызывает тревогу. Тенденция сбора персональных данных делает их общедоступными, защита персональных данных, в том числе биометрических часто оказывается недостаточной, что является нарушением прав человека.

Повышается роль «цифрового аватара» и биометрических данных в современной реальности. Человек как личность с его особенностями, потребностями постепенно вытесняется виртуальным «двойником».

Массовая роботизация, реижиниринг бизнес-процессов вытесняет ряд профессий. В то же время требуются новые профессии, под которые необходимо разрабатывать образовательные технологии.

Интернет из средства коммуникации превратился в самый ценный элемент рыночной системы.

По мнению В.А.Серковой: «Виртуальная реальность предстала в чувственно-воспринимаемом виде:

1) виртуальный мир, созданный техническими средствами и разумом человека, воспринимается через ощущения, привычные для восприятия материального мира, — зрение, слух, обоняние и др.;

2) объекты виртуальной реальности ведут себя аналогично объектам материальной реальности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) пользователь имеет возможность воздействовать на объекты виртуальной реальности в режиме реального времени» [17].

Рассмотрим пример сложности адаптации в быстроменяющейся реальности в условиях развития цифровых технологий на примере «циклов хайпа» Гартнера. Каждый год исследовательская и консалтинговая компания «Gartner», специализирующаяся на рынках информационных технологий, публикует исследовательские отчеты в форматах «магический квадрант» и «цикл хайпа» на рынке IT [21], оптимизация бюджета на информационные технологии. Для специалистов и организаций, работающих в сфере IT, очень важен такой прогноз в разрезе правильного выбора поставщиков информационных технологий и налаживания взаимоотношений с ними, стратегической архитектуры информационных технологий в организации, прогнозирования развития технологий.

Любая инновация проходит ряд этапов (табл. 1) На первом и третьем этапе надо активно включаться в деятельность. На хайпе или плато — уже нет смысла [21].

Таблица 1. Этапы прохождения инноваций в соответствии с циклами Гартнера *

Этап Название этапа Признаки этапа

I technology taggo- Технологический триггер появление инновации, первые публикации о новой технологии

II Peak of Inflated Expectation пик чрезмерных ожиданий (хайп) от новой технологии ожидают революционных свойств, технология, благодаря новизне, становится популярной и предметом широкого обсуждения в сообществе

III Trough of Disillusionment избавление от иллюзий (разочарование) выявляются недостатки технологии, а утеря новизны не способствует восторженным публикациям, в сообществе отмечается разочарование новой технологией

IV Slope of Enlightenment преодоление недостатков (или смерть) устраняются основные недостатки, интерес к технологии медленно возвращается, технология начинает внедряться в коммерческих проектах;

V Plateau of Productivity плато продуктивно сти наступление зрелости технологии, сообщество воспринимает технологию как данность, осознавая ее достоинства и ограничения.

* [21]

208

При помощи различных символов точки показывают прогноз по времени становления технологии как зрелой, входящей в мейнстрим.

Исходя из данных «цикла хайпа» Гартнера, в 2019 году сменилось s технологий (по сравнению с 2018 годом).

На рисунке 3 приведен перечень добавленных технологий.

Biochlps AI PanS Edge Analytics Autonomous Driving Level 5 Low-Earth-Oibit 5-ateElite Systems.

Edge At Explainable AI Personification Knowledge Graphs Synthetic Data Light Cargo Delivery Drones Transfer Leaf rung Flying AuCdnamoua Vehicles. Augmented Iraltsllitjente N ллопс-Ып 3D Printing

Decentralized Autonomous Organization

Generative Adversarial Networks

50

Decentralized Web AR Cloud

EMotech ■ Cultured or Artificial Tissue

/

Innovation Trigger

Immersive Workspaces

Peak of

Inflated Trough of

Expectations Disillusionment

Slope of Enlighten ment

Plateau of Productivity

Plataau will («atbwd: le*55 ihan 2 years.

ф 2 to 5 years

a to Ю years

Time

Q martillan Юуыга ф obsolete before plsteau

AS Ol AugfJEI 2'J 19

PUc. 3. «Циклы хайпа» Гартнера: основные тренды в цифровых технологиях 2019 года [23]

Главный тренд Hype Cycle 2019 — смещение фокуса с робототехники и Hardware на искусственный интеллект. Основными направлениями в этом плане являются развитие искусственного интеллекта (Generative Adversarial Networks), Работа с большими массивами информации (Synthetic Data), Сети и децентрализация (например AR Cloud) и другие прикладные технологии (например, Nanoscale 3D Printing , 3D Sensing Cameras).

На рисунке 4 показано, что зрелыми технологиями в 2019 году являются технологии ускорения процессов через использование GPU, а также распознавание речи. В то же время автономные транспортные средства, а также квантовые вычисления смогут быть включены в продуктивную работу лишь через 10 лет.

Циклы Гартнера играют важную роль для выбора деятельности, особенно молодого поколения, ведь молодым людям необходимо входить во взрослый мир, с меняющейся реальностью и изменяющимся трендами, подготовленными профессионально и морально.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги, отметим, что цифровая экономика требует от человека и общества нового взгляда на жизнь. Во-первых, в постиндустриальном обществе взаимосвязи, коммуникации выстроены по сетевому типу. Во-вторых, человек живет не только в реальном, но и в виртуальном мире. В-третьих, в качестве участника коммуникаций в цифровой экономике место человека все чаще занимает его <виртуальный образ» — продукт обработки информации о конкретном человеке. Вместе с тем, под влиянием технологий возникают новые идеи, ценности, профессии, меняется культура. Человек, с одной стороны, является активным проводником технологических инноваций, с другой — максимально подвержен их влиянию. Одной из задач цифрового общества является поиск инструментов, методов вовлечения своих членов в активную деятельность по созданию новых продуктов, идей, технологий в противовес всепоглощающему обществу потребления.

Цифровая стратегия России нацелена на создание необходимых условий институционального и инфраструктурного характера, способствующих взаимодействию бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан. В новой экосистеме данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.

209

Время

Стадия ^.Продуктивная работа будет достигнута через:

Меиее, чем'1ерез 2 гэдэ От 2.4 до Б;; лет 0 От %и ¡.г, ,:0н лот БэлеЮлет

Шс 4. «Циклы хайпа» Гартнера : анализ использования цифровых технологий в 2019 году [22]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: static.government.ru/media/files/9gFM4F Hj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 17.11.2019).

2. Афанасенко И.Д. Цифровая экономика и социально-этические ценности / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова [Электронный ресурс] // Известия СПбГЭУ — 2018. — №№5 (113). — Режим доступа: cyberleninka.rUarticle/ntsifrovaya-ekonomika-i-sotsialno-eticheskie-tsennosti (дата обращения: 17.11.2019).

3. Бухт Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики / Румана Бухт, Ричард Хикс [Электронный ресурс] // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2018. — № 2. — Режим доступа: cyberleninka.rU/article/n/opredelenie-kontseptsiya-i-izmerenie-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 18.11.2019).

4. Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации: Доклад о развитии цифровой экономики в России // Всемирный банк. — 2018. — сентябрь. — С. 4.

5. Даллакян К.А. Новая цивилизационная парадигма / К.А. Даллакян, А. Даллан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.litmir.me/br/?b=523772&p=1 (дата обращения: 17.11.2019).

6. Дворецкая О.В. Виртуальная реальность и симулякры / О.В. Дворецкая [Электронный ресурс] // Вестник Баш-кирск. ун-та. — 2009. — № 4. — Режим доступа: cyberleninka.rU/article/n/virtualnaya-realnost-i-simulyakry (дата обращения: 17.11.2019).

7. Емелин В.А. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе / В.А. Емелин // Национальный психологический журнал. — 2016. — № 3 (23). — С. 86-97.

8. Закирова Т.В. Концепция виртуальной реальности Жана Бодрийяра / Т.В. Закирова, В.В. Кашин [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ. — 2012. — № 7 (143). — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-virtualnoy-realnosti-zhana-bodriyyara (дата обращения: 17.11.2019).

9. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций / Л.М. Землянова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 301 с.

10. Игнатьева О. Социальные проблемы цифровой экономики / О. Игнатьева, А. Плетнев (по материалам круглого стола, состоявшегося 03.11.2018 в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы) [Электронный ресурс] // Журнальный клуб «Интелрос». — 2019. — № 2. — Режим доступа: www.intelros.ru/readroom/ (дата обращения: 17.11.2019).

11. Кастельс М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. — М., 1999. — 640 с.

12. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун; с вводной статьей и дополнениями 1969 г. — М.: Прогресс, 1977. — 300 с.

13. Навстречу «цифровому обществу»: экспертные оценки; экспертный институт социальных исследований. — М.: Наука, 2019. — 250 с.

210

14. Путин: без цифровой экономики у России нет будущего [Электронный ресурс]. — Режим доступа: forklog.com/ putin-bez-tsifrovoj-ekonomiki-u-rossii-net-budushhego/ (дата обращения: 17.11.2019).

15. Ривьер Ф. Устойчивое разнообразие в обществе знаний: возможности и вызовы / Ф. Ривьер // ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу: Труды международной конференции: Санкт-Петербург, Россия, 17-19 мая 2005 г. — М., 2005. — 608 с.

16. Сатклифф М. Эффективная финансовая деятельность / М. Сатклифф // Секреты финансовых директоров. — М.: Вершина, 2007. — 494 с.

17. Серкова В.А. Трансформация реальности в концепции Жана Бодрийяра / В.А. Серкова [Электронный ресурс] // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. — 2017. — № 1. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-realnosti-v-kontseptsii-zhana-bodriyyara (дата обращения: 17.11.2019).

18. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение Ч-80 [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82 с.

19. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. — М.: Эксмо, 2016. — 138 с.

20. Brynjolfsson, Kahin, 2000; Bahl, 2016.

21. Gartner Hype Cycle [Electronic resource]. — Access mode: www.gartner.com/en/marketing/research/hype-cycle (date of the application: 16.11.2019).

22. Gartner Hype Cycle 2019: разбор полётов [Электронный ресурс] // Хабр. — Режим доступа: habr.com/ru/post/ 475032/ (дата обращения: 17.11.2019).

23. Gartner Top 10 Strategic Technology Trends for 2019 [Electronic resource]. — Access mode: www.gartner.com/ smarterwithgartner/gartner-top-10-strategic-technology-trends-for-2019/ (date of the application: 16.11.2019).

SPISOK LTTERATURY

1. Programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii»: Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: static.government.ru/media/files/ 9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 17.11.2019).

2. Afanasenko I.D. Tsifrovaya ekonomika i sotsial'no-eticheskiye tsennosti / I.D. Afanasenko, V. V. Borisova [Elektronnyy resurs] // Izvestiya SPbGEU. — 2018. — №5 (113). — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-i-sotsialno-eticheskie-tsennosti (data obrashcheniya: 17.11.2019).

3. Bukht R. Opredeleniye, kontseptsiya i izmereniye tsifrovoy ekonomiki / Rumana Bukht, Richard Khiks [Elektronnyy resurs] // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy: obrazovaniye, nauka, novaya ekonomika. — 2018. — № 2. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-kontseptsiya-i-izmerenie-tsifrovoy-ekonomiki (data obrashcheniya: 18.11.2019).

4. Konkurentsiya v tsifrovuyu epokhu: strategicheskiye vyzovy dlya Rossiyskoy Federatsii: Doklad o razvitii tsifrovoy ekonomiki v Rossii // Vsemirnyy bank. — 2018. — sentyabr'. — S. 4.

5. Dallakyan K.A. Novaya tsivilizatsionnaya paradigma / K.A. Dallakyan, A. Dallan [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.litmir.me/br/?b=523772&p=1 (data obrashcheniya: 17.11.2019).

6. Dvoretskaya O.V. Virtual'naya real'nost' i simulyakry / O.V. Dvoretskaya [Elektronnyy resurs] // Vestnik Bashkirsk. unta. — 2009. — № 4. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-i-simulyakry (data obrashcheniya: 17.11.2019).

7. Yemelin V.A. Simulyakry i tekhnologii virtualizatsii v informatsionnom obshchestve / V.A. Yemelin // Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal. — 2016. — № 3 (23). — S. 86-97.

8. Zakirova T. V. Kontseptsiya virtual'noy real'nosti Zhana Bodriyyara / T.V. Zakirova, V.V. Kashin [Elektronnyy resurs] / / Vestnik OGU. — 2012. — № 7 (143). — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-virtualnoy-realnosti-zhana-bodriyyara (data obrashcheniya: 17.11.2019).

9. Zemlyanova L.M. Zarubezhnaya kommunikativistika v preddverii informatsionnogo obshchestva: Tolkovyy slovar' terminov i kontseptsiy / L.M. Zemlyanova. — M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1999. — 301 s.

10. Ignat'yeva O. Sotsial'nyye problemy tsifrovoy ekonomiki / O. Ignat'yeva, A. Pletnev (po materialam kruglogo stola, sostoyavshegosya 03.11.2018 v Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom institute psikhologii i sotsial'noy raboty) [Elektronnyy resurs] // Zhurnal'nyy klub «Intelros». — 2019. — № 2. — Rezhim dostupa: www.intelros.ru/readroom/ (data obrashcheniya: 17.11.2019).

11. Kastel's M. Stanovleniye obshchestva setevykh struktur / M. Kastel's // Novaya postindustrial'naya volna na Zapade: Antologiya. — M., 1999. — 640 s.

12. Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsiy / T. Kun; s vvodnoy stat'yey i dopolneniyami 1969 g. — M.: Progress, 1977. — 300 s.

13. Navstrechu «tsifrovomu obshchestvu»: ekspertnyye otsenki; ekspertnyy institut sotsial'nykh issledovaniy. — M.: Nauka, 2019. — 250 s.

14. Putin: bez tsifrovoy ekonomiki u Rossii net budushchego [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: forklog.com/putin-bez-tsifrovoj-ekonomiki-u-rossii-net-budushhego/ (data obrashcheniya: 17.11.2019).

15. Riv'yer F. Ustoychivoye raznoobraziye v obshchestve znaniy: vozmozhnosti i vyzovy / F. Riv'yer // YUNESKO mezhdu dvumya etapami Vsemirnogo sammita po informatsionnomu obshchestvu: Trudy mezhdunarodnoy konferentsii: Sankt-Peterburg, Rossiya, 17-19 maya 2005 g. — M., 2005. — 608 s.

16. Satkliff M. Effektivnaya finansovaya deyatel'nost' / M. Satkliff // Sekrety finansovykh direktorov. — M.: Vershina, 2007. — 494 s.

17. Serkova V.A. Transformatsiya real'nosti v kontseptsii Zhana Bodriyyara / V.A. Serkova [Elektronnyy resurs] // Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnyye i

211

obshchestvennyye nauki. — 2017. — №№ 1. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-realnosti-v-kontseptsii-zhana-bodriyyara (data obrashcheniya: 17.11.2019).

18. Chto takoye tsifrovaya ekonomika? Trendy, kompetentsii, izmereniye CH-80 [Tekst]: dokl. k XX Apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 9-12 apr. 2019 g. / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevskiy, L.M. Gokhberg i dr.; nauch. red. L.M. Gokhberg; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M. : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. — 82 s.

19. Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya / K. Shvab. — M.: Eksmo, 2016. — 138 s.

20. Brynjolfsson, Kahin, 2000; Bahl, 2016.

21. Gartner Hype Cycle [Electronic resource]. — Access mode: www.gartner.com/en/marketing/research/hype-cycle (date of the application: 16.11.2019).

22. Gartner Hype Cycle 2019: razbor polotov [Elektronnyy resurs] // Khabr. — Rezhim dostupa: habr.com/ru/post/475032/ (data obrashcheniya: 17.11.2019).

23. Gartner Top 10 Strategic Technology Trends for 2019 [Electronic resource]. — Access mode: www.gartner.com/ smarterwithgartner/gartner-top-10-strategic-technology-trends-for-2019/ (date of the application: 16.11.2019).

Статья поступила в редакцию 16 января 2020 года Статья одобрена к печати 23 марта 2020 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.