УДК 32
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ЭЛИТЫ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кумов
Константин Геннадьевич
аспирант кафедры политологии и этнополитики, ЮжноРоссийский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы о взаимодействии власти и литературной элиты, о влиянии видных писателей на социально-политический процесс в России.
Ключевые слова: культура, элита, литературная элита
Изучение процессов формирования и функционирования политических, экономических, духовных, творческих и других элит в современной России необходимо в свете углубления познания всего многообразия связей реформируемого общества, социокультурной идентичности, предопределенной историческими традициями, религиозными верованиями, социально-политическими условиями общественной жизни. Если политические и экономические элиты изучены более-менее фундаментально, то в отношении других элитных страт, прежде всего, интеллектуальных, духовных, творческих элит, существуют пробелы и противоречия, что детерминировано отсутствием или минимальностью их экономического базиса, а также различностью мировоззренческих установок самих исследователей. Негативную роль играет и тот факт, что творческая элита и российская художественная культура подвергаются интенсивному воздействию иноязычных культур. Творцы культуры регулярно руководствуются образцами западной масскультуры, особенно телевизионной и кинематографической. Потенциальные и реальные носители национальной духовности - представители политико-культурных элит не осмыслили в полной мере масштаб угрозы, занимаясь решением своих узкоклановых проблем. Более того, некоторые популярные исполнители и авторы открыто выступают против внешней и внутренней политики государства, забывая, что личное мнение «творца культуры» все-таки имеет некоторые моральные границы. Государство постоянно обращается к проблемам культуры, литературы и искусства и призывает элиту литературы осмыслить масштаб проблем и подержать его культурную политику.
В выступлении на «Литературном собрании» Президента России В.В. Путина говорится: «именно мы, без преувеличения, несём ответственность перед всей цивилизацией за сохранение русской литературы, за её сбережение, её колоссальный гуманистический потенциал. Наша задача - привлечь особое внимание общества к отечественной литературе, сделать русскую литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире. При этом внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона. И, конечно же, важно сконцентрировать усилия на решении важнейших проблем литературной сферы. Это создание условий для творчества писателей и возрождения традиций литературной критики, разработка сбалансированной издательской политики и активное использование возможностей библиотек, литературных музеев, мемориальных домов писателей. Нам в целом
нужна долгосрочная, продуманная система мер поддержки отечественной литературы» [1]. Но писательское сообщество является только некоторой частью творческой элиты, которая представляет собой совокупность наиболее энергичных, творчески-одаренных людей, осуществляющих в обществе функцию развития массовой культуры, искусства, науки, образования и т.д. Представители творческой элиты не только придают всему общественно-политическому процессу тот или иной культурный смысл, образ, контекст, и влияют определенным образом в той или иной степени на уровень развития культуры своей страны, ее лицо, даже судьбу.
В связи с гражданской войной на Украине в 2014-2015 гг. творческая элита проявила свою активную гражданскую позицию, причем в большинстве своем в поддержку действующей российской власти. Однако часть этой группы деятелей выступила с резкой критикой внешней политики России. Известный критик политики президента В.В.Путина и А.А.Лукашенко русскоязычная писательница-публицист С.Алексиевич удостоилась Нобелевской премии, что вызвало в обществе дикуссии. Классики элитологии правомерно подчеркивали, что от качества ведущих элит и их общественно-политической позиции во многом зависит будущее страны [2]. Поэтому изучение творческой элиты, выступающей не только творцом культуры, субъектом творчества, но и активным участником политико-культурного процесса, автором его результатов и достижений, является важной частью политологических исследований.
В истории мировой общественно-политической мысли создано много концепций, в которых утверждается идея о том, что необходимой частью любой социальной иерархии выступает интеллектуальный слой. В современной западной политологии особенно активно разрабатывают данную проблематику Д. Белл, Л. Филд, Д. Хигли, Т.Р. Дай, Х. Зайглер, Р. Даль и др. В трудах ученых раскрывались вопросы, касающиеся сущностных характеристик интеллектуальной элиты и ее влияния на культурно-историческое развитие. В этом плане использовались работы Дж. Гэлбрейта, Э. Тоф-флера, М. Янга, В. Голофаста, Я. Шепаньского, М. Нарты. Элитологические суждения содержатся в трудах русских ученых Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, П.А. Сорокина, И.А. Ильина, Г.П. Федотова. В отличие от западных мыслителей они делали акцент на морально-нравственные характеристики элит. В настоящее время проблемы элитизма интенсивно изучаются и разрабатываются в отечественной научной литературе. Общие подходы раскрыты в работах Л.Н. Гумилева, А.С. Панарина, А.И. Неклессы, Ж.Т. То-щенко, В.Ж. Келле, Л.Д. Гудкова, Н.С. Розова, С.С. Комиссаренко, В.И. Разумова, Л.М. Марцевой, В.П. Плосконосовой, Н.К. Позднякова, Ю.П. Дусь, А.В. Кошелевой, М.Д. Купарашвили, О.Ф. Русаковой, В.Г. Рыженко, И.С. Ладенко и др. Известны такие профессиональные элитологи, как Г.К. Ашин, О.В. Гаман-Голутвина, Е.В. Охотский, А.В. Дука, П.Л. Карбущенко, О.В. Крыштановская, С.А. Кугель, В.П. Пугачев, О.И. Шкаратан, О.Н. Гладкова, Э.Л. Орлова, С.Н. Иконникова, А.В. Понеделков, А.М. Старостин.
В последнее время появилось несколько десятков диссертаций по проблеме элиты культуры, из которых мы выделяем диссертацию И.Ф. Денисенко, в которой показано, что культурная элита занимала видное место в политической системе как советского, так и постсоветского общества. Различные фракции культурной элиты тяготеют к той или иной основной модели взаимодействия с политической элитой, нередко используя разное их сочетание. С.А.Кислицын поднял ряд вопросов фукнционирования начной и культурной элиты на примере жизнедеятельности Ю.А. Жданова и М.А. Шолохова [3-4]. Несмотря на то, что в ряде научных публикаций и учебных работ уделено
определенное внимание творческой художественной элите, еще не сложилось целостное понимание этого вопроса.
Творческая элита как составляющая часть элитогенеза занимает особое место в культурном процессе в целом и в известной мере в общественно-политических отношениях. Оценки роли творческой элиты, начиная с эпохи античности и заканчивая современностью, сводятся к постулату: творческая элита является системоформирующим культурным фактором каждой нации. Проблема изучения творческой элиты в том, что ее сложно идентифицировать, так как, во-первых, ее представители неадекватно оценивают свой вклад в развитие культуры, во-вторых, они часто находятся в составе иных типов элит, в-третьих, их творчество не всегда имеет социально-общественную значимость. На уровне всего общества выделяются следующие культурные элиты: интеллектуальная, литературная, кинематографическая, журналистская, эстрадно-массовая и т.п. Творческая элита как феномен представляет собой разнокачественный, разнородный состав творцов культуры и персонально может пересекаться с политической элитой и др. Общая функция творческой элиты в целом связана с производством и распространением культурных ценностей с формированием культурного потенциала общества.
Творческая элита российской литературы, выкристаллизовавшаяся вокруг литературно-художественных журналов и газет, фракций творческих союзов в период перестройки, продолжила интересоваться политическими процессами. Деятельность элиты гуманитарной интеллигенции оказала в период перестройки заметное влияние на идейную и политическую подготовку становления новой политической системы, однако в последующем творческая элита оказалась отодвинутой от власти и лишилась прежних высоких мест в общественной иерархии. Литературно-политические дискуссии и борьба развивались в рамках литературно-художественных журналов, газет, творческих союзов, неформальных объединений и движений с целью представления обществу в различных культурных ценностей, органично связывая их с перспективами общества. Одна часть представителей литературной и творческой интеллигенции находилась на либеральных/демократических позициях, другая на консервативных/государственно-почвеннических основах. В позднепостсоветский период творческие объединения и союзы раскалывались и на их основе возникли новые общественные объединения, ассоциации, литературные «партии», неформальные группы и т.д. Былое влияние литературных руководителей ушло в прошлое, уступив место группе популярных литераторов и публицистов «новой волны». Политико-идеологические ценности, задействованные ранее в деятельности творческих союзов и др. структур, были заменены на новые механизмы модификации, отвечающие требованиям рыночной системы.(5)
Принципиальная особенность интеллектуальной и творческой элиты связана с тем, что она имманентно отдалена от власти и не располагает значительными ресурсами на ее воздействие.(б) Ее влияние основывается на информации, образах и оценках, которые она продуцирует и распространяет, формируя в той или иной степени общественные настроения социума. Несмотря на то, что в обществе утвердился идеологический плюрализм, объективно отрицающий феномен государственной идеологии, необходимо отметить попытки творческой элиты постоянно включаться в идеологический процесс с целью его унификации. При этом литературная элита сама частично или полностью подвержена политическому влиянию, так как большинство авторов занимают вполне конкретные идеологические позиции. Масштаб и эффективность образно-художественного воздействия творческой элиты на внешний политико-идеологический
процесс определяются институциональными и функциональными особенностями деятельности этой страты, спецификой и особенностями особенностей российской мен-тальности и культуры, традиционно тяготеющей к чувственно-образным механизмам социально-политической идентичности. В силу своей специфики, характера труда, ментальности литературная элита погружена в процесс развития социальной жизни, стараясь отобразить разноплановый характер общественных течений.
Творческая элита культуры, в том числе литературная элита, может воздействовать на властно-политические процессы как непосредственно, путем публикации обращений, заявлений, писем, телепрограмм, стихотворений и песен гражданского звучания, так и косвенно - через долгосрочный механизм трансляции определенных культурных и мировоззренческих установок. В первом варианте осуществляется непосредственная эксплуатация наработанного представителями ангажированной элиты реального авторитета в целях имиджеологического манипулирования массами. Во втором случае реализуется образно-эмоциональная артикуляция политико-идеологических ценностей, создается система эмоционально-художественных аргументов мифологизации идеологических конструктов. В обоих вариантах осуществляется разработка механизмов модификации политических устремлений в конкретные формы политико-политико-культурного поведения. Представители творческой элиты в силу своего эмоционально-индивидуального характера труда и личностного духовно-художественного освоения мира объективно отражают самые различные общесоциальные тенденции даже вопреки собственным публично декларируемым взглядам.
Творческая элита российской литературы на современном этапе внешне разделилась на тех, кто поддерживает власть и тех, кто не согласен с ее внешней и внутренней политикой. Одни писатели заявляют о своей поддержке позиции России в вопросе Крыма и гражданской войны на Украине, вызывая резкую критику за границей и в российской оппозиционной среде, другие - высказывают мнение, отличающееся от официальной политики, ставя под удар собственную карьеру. И те и другие рискуют своей репутацией, но в разных средах. С одной стороны, это бесспорно выглядит как раскол творческой элиты, с другой страны, это - имманентное состояние гражданского общества, которое по определению не может быть консолидировано вокруг государства или одной идеологии. Личное мнение художника, особенно выдающегося, может быть только индивидуальным и эмоциональным. Различные ситуационные оценки творческой элиты в отношении политики правящего режима не являются определяющими, но формируют симпатии и антипатии общества прежде всего к самой этой элите.
Участие творческой интеллигенции в общественно-политическом детерминируются, во-первых, собственными мировоззренческими и гражданскими позициями творцов культурных ценностей, во-вторых, характером отношений с советскими и современными властями, в-третьих, принадлежностью к этническим и конфессиональным, социальным сообществам, в-четвертых, отношениями собственности, в-пятых, основными направлениями профессиональной деятельности, в-шестых, причастностью к основным направлениям, течениям и видам культурной политики, наконец, тем обстоятельством, что творческие союзы и другие объединения творческой элиты являются объективно субъектами гражданского общества. Поскольку социального единства постсоветского общества достичь невозможно, то закономерно не могут быть найден единственный путь консолидации разрозненных групп творческой элиты. Идеологические разногласия закономерно и неизбежно проявляются в деятельности различных творческих направлений и ситуационных объединениях представителей элиты. В тоже
время в процессе углубления социальной и политической структуризации в современной России в деятельности ее творческой элиты прослеживаются различные консолидирующие ценностные начала. На роль таковых претендует система гражданских, патриотических ценностей, артикулируемых средствами культуры общенациональных исторических традиций и достижений, потребностями их сохранения и поддержания.
Литература
1. Российское литературное собрание http:// kremlin.ru/events/president
2. Понеделков А.В., Старостин А.М., Кислицын С.А. Основы политической элитологии.
М., 2013.
3. Кислицын С.А., Дулимов Е.И. Шолохов и история России. Ростов н/Д., 2005.
4. Кислицын С.А. Юрий Жданов: рядом со Сталиным, Шолоховым, Ильенковым... -М.: URSS, 2013.
5. Денисенко И. Ф. Взаимодействие элиты СМИ и политической элиты в политическом
процессе современной России. Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д., 2005.
6. Пархоменко Т.А. Российская интеллектуальная элита в поисках нового пути. (Последняя треть XIX - первая треть XX века). Автореф. дис. ... докт. ист. наук. М., 2008.
Kumov Konstantin Gennadevich, Postgraduate student of the Department of political science and ethnic policy, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
SOCIO-POLITICAL POSITIONS OF ELITE OF THE RUSSIAN LITERATURE
Abstract
The article discusses the issue of interaction between the government and the literary elite, the influence of eminent writers on the socio-political process in Russia. Keywords: culture, the elite, literary elite.